Главная --> Публикации --> Строители элитного жилья принялись за торговые центры Новое строительство в москве Построить дом за городом и жить Дорога к храму будет строиться через москву-реку на деньги красного октября Рынок жилья ждут перемены

ЕВТИХЕЕВ Николай Николаевич - префект Восточного административного округа города Москвы в ранге министра правительства Москвы.
Родился в 1951 г. в городе Москве.
Окончил Московский инженерно-физический институт.
Доктор физико-математических наук, профессор.
С 1974 по 1988 г. работал в Московском инженерно-физическом институте.
С 1988 по 1998 г. работал начальником НИЦ, заместителем директора НИИ радиооптики, первым заместителем директора Московского НИИ приборостроения.
С 1998 по 2001 г. - заместитель председателя Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
С 2001 по 2003 г. - первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
В декабре 2003 г. назначен префектом Восточного административного округа города Москвы в ранге министра правительства Москвы.
Награжден двумя медалями, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Восточный округ столицы отличают и мощная промышленность, и наличие крупных рынков, и сосредоточие парковых зон, таких как Сокольники, Измайлово и Кусково. Каким же путем развивать весь этот потенциал в интересах жителей города? Об этом мы беседуем с назначенным в декабре 2003 года префектом ВАО Николаем ЕВТИХИЕВЫМ.

- Проблема такая существует, в том числе и в нашем Восточном административном округе, В зависимости от того, как население общается с властью, оно формирует свое отношение к этой самой власти. Если люди не простаивают в очередях, если им не приходится неделями бегать за различными справками, тогда работа аппарата ими воспринимается положительно. Поэтому вопрос дебюрократизации органов исполнительной власти действительно очень важный. Может получиться так, что правительство много делает для москвичей, а из-за неумения префекта, главы управы получается искаженное представление деятельности руководства города. И не только города. Подобные проблемы возникают также у федеральной власти.

- Николай Николаевич, одна из новых задач, поставленных Юрием Михайловичем Лужковым перед правительством, - это дебюрократизация органов исполнительной власти. Как вы будете ее решать на уровне округа?

Он просто сдает соответствующие документы и получает ответ в назначенный срок. Пусть этот срок будет не час, не два, а несколько недель или даже месяц, но проситель знает, что срок определен и он свою справку получит. Поэтому первое, что я сделал после назначения меня префектом, подписал распоряжение по введению в округе системы "одного окна".

Мэр Москвы Юрий Лужков поставил задачу по внедрению системы "одного окна". Идеология здесь достаточно простая: человек, которому нужно получить какой-то документ, не должен общаться с большим количеством чиновников.

У нас в округе есть хороший пример: недавно открылось регистрационное отделение ГИБДД на улице Юности. Там создали свою систему по типу "одного окна". В результате время регистрации машины сократилось до полутора часов. Так что милиционеры просто не успевают обюрократиться.

Сама эта система подразумевает большую аналитическую и практическую работу. Казалось бы, чего проще: выделить помещение, назвать его окошком, поставить стенд с бумагами и готово! На практике все намного сложнее. Одно дело получить простейший документ типа решения какой-то комиссии. Для этого необходимо сделать запрос в архив. Но есть сложные документы, где гребутся согласование с большим количеством структур. Здесь возникает необходимость создания хорошо продуманной информационной службы, обеспечивающей возможность передачи данных с электронной подписью, четкое взаимодействие между службами внутри самой системы. И, конечно, нужны профессионалы, умеющие работать с населением.

- Промышленность Восточного округа занимает второе место в городе после Южного округа. Здесь очень много сильных предприятий, и мы, конечно, должны их развивать. Прежде всего, с точки зрения роста промышленного производства - известно, что промышленность в городе дает львиную долю в городской бюджет. Она, по сути, донор бюджета. Поэтому, когда раздаются голоса о том, что, мол, в столице промышленности не место, это легкомысленные высказывания.

- Прежде вы занимались вопросами промышленности. Как оцениваете промышленный потенциал округа? Какие здесь самые "болевые точки" и какие меры нужно принять для оздоровления обстановки?

- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы предприятия, расположенные в округе, соответствовали реалиям сегодняшнего дня?

Промышленность должна быть более современной. Взять хотя бы старейшее предприятие нашего округа, недавно отметившее свое 75-летие, - Московский электрозавод, активно проводящий модернизацию производства с учетом современных технологических и экологических требований. Здесь производят уникальное трансформаторное оборудование для энергетики, металлургии, транспорта и других отраслей экономики. Новые разработки этого предприятия по своим техническим параметрам зачастую превосходят аналоги ведущих зарубежных производителей. Завод ежегодно почти на треть увеличивает объемы производства, а, следовательно, и отчисление в городскую казну. Я считаю, что подобным производствам местные власти должны уделять особое внимание.

Нам также срочно требуется запуск инновационных схем развития промышленности, который позволит ее поставить на совершенно другой уровень. Этим активно занимается Департамент науки и промышленной политики города.

- Прежде всего, необходимо срочно провести техническое перевооружение предприятий, внедрить технологические процессы, которые позволят резко снизить нагрузку на окружающую среду, и обновить ассортимент выпускаемой продукции. Ведь уровень жизни людей растет. Горожане начинают думать не о том, лишь бы что-то купить, но смотрят на качество. Сегодня у людей опять появился интерес к модным, современным изделиям и товарам. Поэтому если мы не сменим ассортимент продукции, если не начнем выпускать то, что действительно нужно москвичу, ни о каком экономическом эффекте говорить нельзя. Вот почему техническое перевооружение, обновление ассортимента необходимы.

В свою очередь ОАО АХК "ВНИИМЕТМАШ" им. Целикова разработал технологию производства новых, материалов для сердечников у трансформаторов и сейчас ведет переговоры с электрозаводом по внедрению в производство этой технологии, которая позволит на 20 - 25 процентов экономить электроэнергию. Только в Восточном округе находятся два предприятия, выпускающие энергосберегающую продукцию. Это значит, что не надо вводить новые источники электроснабжения, строить подстанции и так далее.

Что касается Восточного округа, то на его территории находятся самые разные производства. Есть здесь растущие предприятия, такие как завод "Салют", Электрозавод им. Куйбышева, Московский электроламповый завод и завод "Оптрон". Последний выпускает новые управляемые приводы для асинхронных двигателей, которые позволяют экономить до 30 процентов энергии.

Некоторое время назад Юрий Михайлович Лужков поручил мне познакомить генерального директора Микояновского комбината с одним немецким предпринимателем, который владеет крупным мясоперерабатывающим колбасным заводом в Германии и который желал бы внедриться на российский рынок. Познакомил их. Немец попался гордый: у него, видите ли, предприятие производит 70 тонн продукции в сутки. Но когда он узнал, что Микояновский производит в пять раз больше, был сильно озадачен.

В округе расположены и крупные предприятия пищевой промышленности. Черкизовский мясоперерабатывающий завод, Черкизовский молочный завод, который сегодня вошел в объединение ЭКСИМА. Его лидером является Микояновский мясоперерабатывающий комбинат. На последнем только что закончилась реконструкция, но уже сейчас наблюдается большой рост объемов производства. Причем продукция этого комбината отличается отменным качеством.

Конечно, есть в округе производства, по разным причинам оказавшиеся невостребованными. С ними надо разобраться. Моя точка зрения предельно ясна - ни одно предприятие, которое может работать эффективно, погибнуть не должно. Естественно, могут возникнуть вопросы с его перебазированием в более приемлемое место. С другой стороны, любое эффективно работающее предприятие, если оно большого вреда экологии не наносит, должно остаться в городе.

Мы уже приступили к подготовке программы развития промышленности в Восточном округе. Ее задача - поддержка прибыльных и социально значимых предприятий города. Это, прежде всего, предоставление кредитов. Речь идет о так называемых дешевых деньгах, которые будут выделяться предприятиям из бюджета города и позволят им не только удержаться на плаву, но и развивать наиболее значимые для столицы проекты. За примерами далеко ходить не надо. Сейчас на электроламповом заводе внедряется один очень интересный проект. Насколько мне известно, под него готовится постановление правительства Москвы. Оно позволит предприятию получить бюджетный кредит. Есть такие планы и на "Оптроне", где на деньги города разрабатывается целое производство по созданию новых средств для борьбы с наркотической зависимостью.

- Вопрос развития торговли - тот самый вопрос, по состоянию которого население определяет, насколько хорошо работает городская власть. Если абстрагироваться от проблемы, то у нас есть четыре категории людей, которые постоянно общаются с населением: это врач, учитель, милиционер и продавец. Если здесь все нормально, значит, в жизни москвичей все в порядке. В округе, как я успел заметить, создано достаточное количество предприятий бытового обслуживания и торговли. Правда, у нас есть районы, в которых насыщенность торговыми площадями крайне низка. Например, район Ивановское. Его построили как спальный район Москвы и там почти, нет магазинов, то есть обеспеченность жителей торговыми площадями составляет лишь 50 процентов. Аналогичная проблема - в районе Метрогородок. В нем практически отсутствуют предприятия торговли и общественного питания. Это совершенно недопустимо. В подобных районах срочным образом надо создавать цивилизованные места под торговлю.

- Развитие торговой сети - один ив важнейших показателей, определяющих уровень жизни. Как вы оцениваете ситуацию в округе с этой точки зрения?

- Какова судьба вещевых рынков в округе, в частности крупнейшего в Москве Черкизовского рынка? Будет ли там наведен порядок?

Недавно на коллегии префектуры обсуждался вопрос по застройке района Северное Измайлово. Я обратил внимание, что мы строим прекрасные дома на месте пятиэтажек сносимых серий. Но при этом большая часть новостроек не имеет встроенных помещений, в которых можно разместить те же магазины шаговой доступности. Будем исправлять ситуацию и предусматривать строительство в таких микрорайонах центров по обслуживанию населения.

- Округ известен своими парковыми зонами отдыха. Измайлово, Сокольники, Кусково, Лосиный Остров привлекают богатых инвесторов, которые стремятся строить элитные жилые комплексы вблизи, а то и в парковых зонах. Как сохранить эти уникальные природные жемчужины от наступления коттеджей, домов, паркингов и тому подобного?

- Действительно, сегодня много делается по освобождению города от рынков в традиционном понимании этого слова. Нет вещевого рынка в Лужниках, на "Динамо". На стадионе спортклуба "Локомотив", что находится в Восточном округе, обстановка не такая сложная, как была еще несколько лет назад. С другой стороны, приведение рынка в цивилизованный вид или вывод его со стадиона не может проходить одномоментно. Измайловский рынок посещает много москвичей. Нельзя же одних лишить работы, а других возможности купить дешевые вещи. Поэтому трансформация рыночной торговли, в том числе Измайловского и Черкизовского рынков, будет проходить поэтапно. Постараемся также облегчить жизнь горожан, живущих рядом с рынками. Мы уже с главами управ обсудили этот вопрос.

- Николай Николаевич, как вы смотрите на то, что большую часть парка "Сокольники" занимает выставочный комплекс?

- Недавно на правительстве Москвы рассматривался вопрос по природоохранным комплексам в городе. Правительство заняло крайне жесткую позицию, вплоть до того, чтобы убирать из этих природных комплексов все, что там было понастроено в прошлые годы. На территории Измайловского парка, Кускова, Лосиного Острова, парка "Сокольники", на окраине которого я родился, ничего строиться не будет.

Также надо относиться крайне осторожно и к застройкам на окраине парков и парковых зон. Нельзя там громоздить невероятные сооружения, которые загораживают сам парк. Ведь парк - это не только чистый воздух, но и возможность заниматься спортом, совершать пешие прогулки, дышать свежим воздухом.

- Выставочный комплекс в "Сокольниках" был построен, если не ошибаюсь, в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, когда проходила первая американская выставка в Москве. Что касается сегодняшнего дня, то в Москве не хватает выставочных площадей. К примеру, по сравнению с тем же самым Франкфуртом у нас, их чуть ли не в 10 раз меньше. Но, обещаю, наступления на природоохранные зоны не будет. Мы этого не допустим.

- Известно, что ваша биография связана с Восточным округом.

Возражения же жителей возникают по другому поводу. Обычно, когда начинается точечное строительство в сложившейся застройке. Соответственно у некоторых жителей возникает негативное отношение к новому строительству. Как правило, меняется среда, а люди привыкают к чему-то одному: вырастает новый дом, и вид из окна может стать хуже и т. д. Но компромиссы всегда можно найти. Вот и будем искать их, чтобы и инвесторы, и жители были довольны.

Отрадно, что парки не только сохранились, но в чем-то даже лучше стали. Если снова вернуться к моим родным Сокольникам, знаете, что меня больше всего удивило? Возродилось, казалось бы, совсем утерянное. В том же парке "Сокольники" в 50-х годах были две большие "раковины". Одна из них при входе, где каждое воскресенье играл духовой оркестр, вторая - симфоническая и располагалась где-то в районе 4-го или 5-го Лучевого просека. Потом это все куда-то сгинуло. Сегодня, как в старые добрые времена, в парке играет духовой оркестр. А зимой в "Сокольниках" заливают каток по кругу.

- Да, я здесь не только родился, но и окончил школу, поступил в институт. Так что для меня Сокольники всегда оставались родным местом. А изменилось много чего. Напрочь снесены старые деревянные домики, которые по большому счету составляли Сокольнический район. На их месте выросли современные здания, появились шикарные торговые центры. Раньше метро проводило только до Сокольников, а сегодня вон сколько новых станций открыли!

А ведь это было одно из красивейших мест столицы. У входа в парк "Сокольники" находится уникальнейший храм - кедровая церковь. Как она великолепно смотрелась на фоне неба и листвы летом! А на фоне чего она сегодня смотрится? На фоне стандартного бело-голубого дома. В результате храм потерялся, стал казаться ниже что ли...

Правда, не все так хорошо, как хотелось бы. Многие градостроительные решения были приняты, мягко говоря, не считаясь с эстетикой и здравым смыслом. Вокруг аллеи, которая идет от станции метро "Сокольники" к главному входу в парк, стояли низенькие деревянные домишки. Аллея сама по себе смотрелась очень хорошо. Домики снесли. Построили на их месте стандартные высотные дома, даже не подумав о том, как все это будет выглядеть. И получили тоннель какой-то.

- А как вы будете подходить к решению подобных к решению подобных вопросов?

Смотришь на подобные изыски и с горечью замечаешь, как порой некачественные и поспешные градостроительные решения стирают красоту города. Правда, в последнее время застройка идет продуманно, но все равно рецидивы есть. И это происходит отчасти потому, что архитекторы и строители не всегда советуются с префектурой и управами.

Вообще в Восточном округе столько уникальных и исторических мест... Взять хотя бы Преображенский монастырь. Здесь соседствуют друг с другом православная и старообрядческая церкви. Наши предки нашли разумное решение не просто сосуществования двух церквей, находящихся в противоборстве, но и их сотрудничества. Так и мы должны подходить к изменению облика столицы. Чтобы тот же монастырь заиграл, вокруг должна быть такая застройка, которая не будет его подавлять, а наоборот, возвысит и украсит.

- Я уже подумываю над проблемой: не изменить ли цвет этой "каменной" аллеи у входа в парк "Сокольники" с бело-голубого на какой-нибудь более приемлемый?! Может быть, при изменении цвета зданий что-то изменится в их облике.

- Когда мы касались вопросов точечного строительства в округе, я говорил о том, что надо более активно работать с населением. Все решения, которые касаются жителей, необходимо вовремя доводить до них.

- Открытость и прозрачность власти - одно из условий ее эффективности. Что планируется сделать в округе, как укрепить обратную связь с населением?

Считаю очень эффективным средством проведение "горячих линий", которые являются прямой связью с префектурой и жителями округа. На все вопросы мы даем достаточно полные ответы и поддерживаем с нашими адресатами непрерывный контакт. Но эта работа как бы "битье по хвосту". То есть мы реагируем на события уже происшедшие. Между тем нужно людям давать больше информации превентивной, разъяснять только что вышедшие распоряжения правительства и префекта.

У нас сегодня в каждой управе выходит районная газета. Жителям есть что почитать. Там выступают главы управ, там вы найдете информацию из префектуры.

В вопросе укрепления обратной связи власти с населением ничего особенного придумывать не нужно. За последние годы в этом плане сделаны хорошие наработки.
Интервью с первым заместителем руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, начальником Управления экономического развития в строительной отрасли А. Н. ЛЕВЧЕНКО

Сейчас работаем над программой по ускоренной реконструкции ветхого жилого фонда. Как только будет принято решение о ее запуске, немедленно известим жителей, расскажем о том, какой будет порядок отселения, когда примерно они могут рассчитывать на получение нового жилья.

В состав Управления экономического развития в строительной отрасли входят четыре отдела: отдел формирования программ строительства, финансовый отдел, отдел управления государственной собственностью и отдел методологии проведения конкурсов, а также сектор контроля смет и договоров. Работающие в них 30 опытных и высококвалифицированных специалистов выполняют ответственные задания по обеспечению деятельности Департамента градостроительной политики.

- Александр Николаевич, какие функции возложены на возглавляемое Вами управление? Расскажите, пожалуйста, о его структуре.

- в области жилищного строительства - реконструкция пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, развитие социального жилищного фонда;

Главная сфера деятельности отдела формирования программ строительства - формирование сбалансированной по финансовым ресурсам городской инвестиционной программы инженерного обеспечения в соответствии с важнейшими первоочередными градостроительными программами:

- в области охраны окружающей среды - комплекс мероприятий в промышленности, обеспечивающих снижение выбросов в атмосферу, санация, рекультивация, дезактивация почв территорий, предназначенных под строительство, увеличение площади озелененных территорий.

- в сфере транспортного строительства - Третье транспортное кольцо, благоустройство территорий при строительстве линий метрополитена;

Так, например, в 18 микрорайоне Куркина часть строящихся квартир была предназначена для ветеранов Великой Отечественной войны. В прошлом году в ходе выездного совещания ветераны попросили Мэра ускорить процесс строительства и ввода жилья. Сроки начала строительства инженерных коммуникаций к 18 микрорайону были перенесены на несколько месяцев. Была проведена сложная и кропотливая работа, в результате которой часть необходимых средств изыскана за счет перераспределения лимитов финансирования, а оставшиеся - за счет экономии по проведенным в нашем Департаменте торгам.

Инвестиционная программа города включает в себя более 2,5 тысяч объектов инженерного строительства. Проектно-сметная документация на них разрабатывается и сдается в разное время в течение года, а лимиты формируются на определенную дату по основным показателям объектов строительства и ввода мощностей, в связи с чем отдел не только формирует программы и контролирует их выполнение, но и в течение года корректирует лимиты капитальных вложений с учетом фактического выполнения программы, а также текущих распорядительных документов Правительства Москвы.

Не менее важные функции выполняет финансовый отдел, через который осуществляется финансирование свыше тысячи объектов инженерного строительства. Сотрудники отдела контролируют все стадии прохождения средств, уделяя особое внимание своевременности расчетов за выполненные работы.

Другой пример - строительство пристройки к Московскому городскому суду. Председатель Мосгорсуда обратилась к руководству города с просьбой рассмотреть возможность досрочного ввода здания. Мы оперативно выделили дополнительные средства для генерального подрядчика - АО ХК "Главмосстрой". В результате в рамках программы развития судебной системы в Москве улучшились условия работы сотрудников Мосгорсуда, в несколько раз ускорилось рассмотрение дел, а значит, есть ощутимая польза для москвичей.

Я могу ответственно заявить, что эта тема вообще отсутствует. Иногда оплата идет даже авансом (как, например, при строительстве РТС, необходимых для жизнеобеспечения новостроек). Вот уже два года (напомню, что мы являемся правопреемниками Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли) в сфере нашей ответственности не было задержек по платежам.

- Существует ли у Вас проблема задержки платежей?

Отдел управления государственной собственностью осуществляет постоянный аналитический мониторинг финансово-экономического состояния предприятий, в отношении которых Департамент реализует право государственной собственности - государственные унитарные предприятия и акционерные общества с долей города в уставном капитале. Управление занимается работой с акционерными обществами, имеющими пакеты акций Москвы или в отношение которых введено специальное право "Золотая акция". Проводится работа по подготовке к проведению общих годовых собраний.

Если ранее бюджетные средства, предназначенные для расчетов за выполненные работы, поступали из Департамента финансов в наше Управление, а затем направлялись заказчикам и только потом перечислялись генподрядчикам, то с этого года все заказчики переведены на казначейскую систему расчетов. Суть ее в том, что после официального подтверждения Управлением экономического развития в строительной отрасли объемов выполненных работ оно согласовывает реестры - и казначейство Департамента финансов напрямую отправляет деньги генподрядным организациям. Введение данного порядка позволило ускорить расчеты на 4-5 дней.

Кроме того, совместно с Московским комитетом по делам о банкротстве ведется работа с предприятиями, находящимися в стадии внешнего или конкурсного управления, разрабатываются предложения по открытию арбитражного производства в отношении предприятий, находящихся в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

В ходе взаимодействия с государственными унитарными предприятиями отдел организовывает заседания Балансовой комиссии по работе с государственными унитарными предприятиями по вопросам реорганизации, ликвидации или приватизации.

Рыночные отношения в строительной отрасли Москвы постоянно развиваются и совершенствуются. В этих условиях особую и принципиально важную роль играет отдел методологии проведения конкурсов, который занимается подготовкой и проведением тендеров на право строительства объектов городской инженерии. Отдел следит за правильным и своевременным выходом конкурсной документации, приглашает претендентов из числа подрядных организаций, знакомит участников с условиями конкурсов, собирает их предложения и проводит еженедельные торги на право строительства.

Сектор контроля смет и договоров проводит кропотливую работу по проверке стартовых цен для торгов, пересчета сметной стоимости объектов, привнося свой вклад в удешевление стоимости строительства.

Определите место, которое сегодня занимает Департамент градостроительной политики в управлении инвестиционно-строительной программой города?

Конкурсная комиссия включает представителей практически всех городских организаций - контролирующих, финансирующих, планирующих. Все претенденты проходят тщательный квалификационный отбор.

Как осуществляется взаимодействие Департамента с другими структурами Правительства Москвы, которые отвечают за перекладку инженерных коммуникационных объектов и строительство объектов энергетических, за другие вопросы, напрямую связанные со строительством?

Строительная отрасль города управляется Департаментом градостроительной политики как специальным органом Правительства Москвы. Главная задача Департамента - активное участие в формировании градостроительной политики и реализация перспективных, среднесрочных и краткосрочных планов строительства с целью обеспечения рационального градостроительного развития Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города, определяющим его системное развитие. Кроме того, это разработка и контроль единой градостроительной, экономической, научно-технической и промышленной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие и реконструкцию отраслей городского хозяйства, определяющей приоритетные направления инвестиций и условия их осуществления, формирование инвестиционных, строительных и целевых городских программ.

Расскажите, пожалуйста, о проведении конкурсов.

Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы объединяет проектные, научно-исследовательские, строительные и промышленно-производственные подразделения города. Более 350 различных предприятий, организаций и учреждений составляют единый механизм, целенаправленно работающий на преобразование столицы в современный город, отвечающий всем насущным запросам горожан. А об эффективности мы можем судить исходя из достигнутых результатов восьми месяцев 2003 года в части строительства инженерных коммуникаций и объектов коммунального значения. В соответствии с установленным заданием выполнены работы по прокладке городских инженерных коммуникаций протяженностью более 90 км, в том числе: водопроводные магистрали - 40 км, канализационные сети и коллекторы - 20 км, тепловые сети - 18 км, газовые сети - 2 км, водостоки - 10 км.

Манежная площадь во время и после реконструкции

В условиях рыночной экономики особую и принципиально важную роль играет отдел методологии проведения конкурсов, занимающийся подготовкой и проведением тендеров. За год у нас более 400 объектов строительства городских инженерных коммуникаций. В отдельных случаях на конкурсы выставляются и некоторые другие объекты, например уже упомянутая пристройка к зданию Мосгорсуда.

Тендерная комиссия включает представителей практически всех городских организаций - контролирующих, финансирующих и планирующих. Все претенденты тщательно проверяются. Мы стараемся работать с положительно зарекомендовавшими себя организациями, которые входят в строительный комплекс, такими, как "Мосинжстрой", "Главмосстрой" и многие другие. От "Мосинжстроя" отпочковалось много компаний, которые сейчас выступают как самостоятельные строительные организации и конкурируют между собой. Хотел бы назвать "Крот и К", "Термосервис", "УМ-4", "Батинжстрой" и другие.

Отдел контролирует правильный и своевременный выход тендерной документации, приглашает претендентов из числа подрядных организаций, знакомит участников с условиями конкурсов, собирает их предложения и проводит еженедельные торги на право строительства.

Какие организации и на каких условиях участвуют в тендерах на строительство инженерных коммуникаций и объектов дорожно-мостового строительства?

Мы не можем позволить себе привлекать несостоятельные организации, рискуя сроками выполнения городских строительных программ и качеством их реализации. Представьте, к примеру, что на работы в районе Куркино мы возьмем компанию, не зарекомендовавшую себя на рынке, у которой ни оборудования, ни материалов, ни оборотных средств.

Участником конкурса может быть исполнитель, имеющий квалификацию и опыт работы, финансовые средства, производственные мощности, оборудование или иные ресурсы, необходимые для производства работ, соответствующие лицензии для их выполнения, социальное обеспечение работников, наличие системы управления качеством. Кроме того, эти организации не должны находиться в состоянии реорганизации и ликвидации (на имущество которых наложен арест) или на стадии конкурсного производства, не должны иметь задолженности в бюджеты всех уровней.

Конкурсная система в московском строительстве работает уже почти 10 лет. Конкурсы проводятся только при наличии утвержденной проектно-сметной документации. Цель конкурсов - создание здоровой конкуренции организаций-претендентов, получение экономического эффекта при выборе подрядной организации, предложившей наилучшие условия выполнения заказа в заданные сроки и с необходимым качеством.

- строительство тоннельно-эстакадного варианта трассы Третьего транспортного кольца в районе Лефортово;

В 2002 году Департаментом было проведено 252 конкурса, а на 20 ноября текущего года - 255 конкурсов. Наиболее показательные из них:

Кроме того, по поручению Правительства Москвы были проведены конкурсы по выбору подрядных организаций на строительство пристройки к Мосгорсуду, здания фундаментальной библиотеки МГУ, ансамбля площади Европы. В настоящее время нами ведется подготовка сложнейшего, можно сказать, уникального объекта для проведения конкурса по строительству участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова.

- дороги, городские инженерные коммуникации для районов массовой застройки в Марьинском парке, Южном Бутове, Медведкове, Химках-Ховрино.

Приведу несколько цифр: сегодня в Москве в рабочем состоянии находятся более 3 тыс. км магистральных теплосетей диаметром до 1 200 мм; около 10 тыс. км трубопроводов, подводящих к зданиям отопление и горячее водоснабжение; свыше 10 тыс. км водопроводных сетей; около 7 тыс. км канализационных сетей; около 6,5 тыс. км газопровода, а в целом сетевое хозяйство города включает трубопроводы диаметром от 50 мм до тоннелей диаметром 5,6 м. Максимальная глубина заложения сетей - 50 м. К этому следует добавить коллекторы ливнестоков, силовые и слаботочные кабели, линии связи и другие коммуникации.

Что представляет на сегодняшний день система инженерных коммуникаций Москвы? Насколько она соответствует требованиям бурно растущего города?

- 1 896 года. Она до сих пор прекрасно работает. Не так давно мы перекладывали трубопровод начала XX века на Гоголевском бульваре, он оказался настолько прочным, что его с трудом брали отбойные молотки.

В целом, инженерное хозяйство города находится в хорошем состоянии. Даже те участки коммуникаций, которые были проложены еще до революции, работают нормально. Насколько мне известно, самая старая коммуникация в Москве

А как обстоят дела с финансированием строительства инженерии при строительстве новых микрорайонов?

Если говорить о строительстве магистральных коммуникаций в новых районах, то оно опережает возведение жилья и ведется с применением самых современных теплосберегающих технологий. Иначе не может быть. Ведь в Москве при застройке микрорайонов применяется комплексный подход, когда одновременно со строительством жилья строится и вся необходимая инфраструктура. В этом году в городе возводится около пяти миллионов квадратных метров жилья, а вместе с ним обязательные инженерные коммуникации, без которых жизнь в новостройках была бы невозможной.

Разделение затрат между городом и инвестором регламентировано соответствующим распоряжением Мэра Москвы.

Финансирование инженерной подготовки новых микрорайонов осуществляется за счет нескольких источников. Это, прежде всего, средства городского бюджета, из которого финансируется проектирование и строительство городских магистральных инженерных коммуникаций и головных сооружений. За счет средств инвесторов-застройщиков районов обеспечивается финансирование внутриплощадочных коммуникаций.

Это не так. В последние годы в строительном комплексе Москвы пластиковые полимерные трубы все успешнее конкурируют с трубами из металла, особенно при монтаже внутренних систем канализации и водоснабжения зданий. Трубы из полипропилена идут на горячее и холодное водоснабжение, металлополимерные - на водоснабжение и отопление, а канализационную систему монтируют из полипропилена ПВХ. Теплоизоляции из вспененного полиэтилена широко применяются в отопительных, санитарных, кондиционерных и вентиляционных системах.

Почему при строительстве инженерных коммуникаций до сих пор используются устаревшие трубы и теплоизоляционные материалы?

Вообще высокие эксплуатационные характеристики пластиковых труб, обуславливающие их низкую эксплуатационную затратность, в конечном счете, оправдывают более высокую, чем на стальные, цену. Это если вести речь об импортной продукции. Отечественный же пластиковый аналог вполне сопоставим по стоимости со стальным оцинкованным вариантом.

Проведенные исследования пластиковых труб, подготовленная нормативно-техническая база, накопленный опыт проектирования и монтажа коммуникаций из пластиковых материалов создали условия для их широкого внедрения в практику строительства. Если стальные трубы имеют нормативный срок службы порядка 15 лет, то долговечность пластикового трубопровода не менее 30-50 лет в зависимости температуры транспортируемой воды и ее давления. В отличие от стальных, пластиковые трубы не ржавеют и не зарастают изнутри солевыми отложениями.

Начало строительства Лефортовского туннеля со стороны Спартаковской площади
В целях дальнейшей разгрузки наиболее напряженных магистралей и улучшения транспортного обслуживания жителей в городе продолжается строительство объектов Третьего транспортного кольца. Для финансирования привлечены средства Территориального дорожного фонда. В 2003 году объем финансирования за счет этого источника составит 21,1 млрд. руб. Это позволит уже в начале декабря досрочно открыть движение на Лефортовском участке Третьего транспортного кольца. На этом замыкающем участке заканчивается строительство тоннеля глубокого заложения протяженностью 3,2 км. Это уникальный проект, реализация которого позволила сохранить архитектурно-исторический район Лефортово.

Известно, что в последние годы существуют серьезные проблемы с финансированием строительства дорог. На какие деньги ведется строительство Третьего транспортного кольца и реконструкция других городских магистралей в 2002-2003 годы?

Третье транспортное кольцо сейчас является центральным проектом дорожного строительства в Москве, главной задачей, на решение которой брошены все основные ресурсы. По расчетам специалистов, в результате строительства Третьего кольца интенсивность движения на Садовом кольце снизится на 10-19%, а на некоторых улицах города, например, набережных реки Яузы, - вплоть до 43%.

Вообще же Третье транспортное кольцо имеет протяженность 35 км, из них 12 км - это искусственные сооружения: эстакады - 8, путепроводы - 6, тоннели - 8, мосты - Магистраль будет иметь 4-полосную проезжую часть в каждом направлении, на отдельных участках - 3 или 5 полос, у нее будут пересечения в разных уровнях не только с другими магистралями, но и с железнодорожными путями, а также с пешеходными переходами. Все это обеспечивает высокую пропускную способность автострады. Количество транспортных пересечений с учетом развязок с магистральными улицами в разных уровнях - 1 Количество внеуличных пешеходных переходов - около 45.

"Власти Москвы сейчас рассматривают вопрос о том, чтобы после гостиницы "Москва" разобрать гостиницу "Россия", - передало в минувшую пятницу слова столичного мэра агентство "Прайм-ТАСС". Мэр сделал это заявление в четверг вечером в нью-йоркском генконсульстве России. По словам мэра, на месте отеля предполагается создать парковку на несколько тысяч автомобилей, которая обслуживала бы Гостиный двор и другие объекты, которые предполагается создать на этом месте.

Юрий Лужков решил не ограничиваться сносом гостиниц "Москва" и "Интурист" и задумался о более масштабном объекте. Правительство столицы намерено разобрать гостиницу "Россия" - одну из крупнейших в мире. Эксперты называют проект экономически оправданным, а работники "России" надеются, что гостиницу удастся сохранить.
"Россия", расположенная в самом центре Москвы, была введена в эксплуатацию в январе 1967 г. Гостиница состоит из четырех 12-этажных корпусов, ориентированных по сторонам света. В "России" свыше 3000 номеров, из них 2717 предназначены для проживания гостей, остальные сдаются под офисы. Категория гостиницы - три звезды. 100% акций ОАО "Россия" принадлежат Москве.

"Раз мэр говорит, значит, так оно и будет, - вторит Цою другой чиновник. - Никто не верил, что можно снести "Интурист" и "Москву", но это сделано".

"Юрий Михайлович никогда не произносит слов необдуманно, - пояснил пресс-секретарь градоначальника Сергей Цой. - Площадь в центре города используется неэффективно. Чтобы не было пробок, нужна большая парковка. И внутреннее состояние гостиницы "Россия" сейчас не очень хорошее".

Тем не менее эксперты оценивают идею снести "Россию" в целом положительно. Собеседник "Ведомостей" в мэрии отметил, что в пользу сноса "России" есть несколько аргументов: нерационально используется дорогая земля в центре города (например, у отеля огромный внутренний двор) ; кроме того, Москве очень нужна большая парковка в центре города.

Сотрудники самой гостиницы шокированы заявлением Лужкова. "Россия" - нормально работающее, прибыльное предприятие", - говорит на условиях анонимности высокопоставленный сотрудник отеля. По его словам, гостиница уже ведет реконструкцию за свой счет - отремонтировали 1500 номеров, реконструировали вестибюли. "Меня и всех сотрудников эта новость резанула по сердцу. Ведь никто не озаботился трудоустройством тех, кто работал в "Москве" и "Интуристе", - сетует сотрудник "России".

Проект по сносу "России" может стать самым масштабным мероприятием такого рода, поскольку площадь помещений "России" составляет 240 000 кв. м, а площадь территории - 13 га. Для сравнения: площадь разобранного "Интуриста" была всего около 30 000 кв. м, а "Москвы" - 97 000 кв. м.

"Это было бы разумным решением с экономической точки зрения, - говорит замдиректора по маркетингу компании Hotel Consulting and Development Group Марина Смирнова. - Земля в центре очень дорогая, и она может приносить существенно больший доход при более рациональном использовании".

Девелоперы считают, что "Россия" действительно не вписывается в современный городской облик, однако предупреждают, что если власти не дадут увеличить этажность, то инвестора под проект подобрать будет непросто. Руководитель службы маркетинга "Системы-Галс" Андрей Закревский напомнил, что ранее рассматривался проект, предусматривавший строительство на месте "России" высотной (около 100 этажей) гостиницы и современного бизнес-центра.
Общий процесс падения доллара и резкие колебания курса, которые наблюдались с весны 2003 года, привели к тому, что с 1 февраля Департамент инвестиционных программ строительства Москвы (ДИПС) решил перейти на рублевые цены при расчете стоимости жилья. Теперь старые цены будут пересмотрены по курсу 30 рублей за доллар. Из такого же расчета будет формироваться и график ежемесячного повышения цен. По словам начальника Управления реализации жилищной программы департамента Григория Пирумова: «У покупателя отныне будет актуальная информация о ценах на недвижимость, не подверженная негативному влиянию неустойчивости валютного рынка».

По данным мэрии, снос "Интуриста" обошелся городскому бюджету более чем в $5 млн. Проект сноса и последующего воссоздания гостиницы "Москва" оценивается в $300 - 400 млн.

Впрочем, по прогнозам независмых экспертов, меры, принятые ДИПСом, не спасут рынок недвижимости от дальнейшего роста цен. Более того, на рубли перейдут далеко не все. Как говорят сами участники рынка, похожая ситуация была в прошлом году, когда появились разговоры о переходе на евро. Однако цены эти разговоры – и даже действия отдельных участников рынка – не остановили. Впрочем, официальные дилеры ДИПСа действительно будут вынуждены рассчитывать стоимость жилья по этим проектам в рублях, однако свои объемы будут номинироваться по-прежнему в долларах. И проблема с ценами при помощи перехода на рубли решена не будет, 1,5–2% роста в месяц сохранятся обязательно, уверены риэлторы.

Как сообщил «НГ» руководитель группы маркетинга ДИПС Андрей Куприянов, решение о переходе на рублевый эквивалент было принято для того, чтобы минимизировать потери департамента, вызванные снижением курса американской валюты: «Это всего лишь техническая мера, здесь не стоит усматривать PR-ход или что-либо подобное».

«Знаковым» событием минувшего января аналитики ирн.ru называют «взятие» средней ценой квадратного метра психологически значимой и для покупателя и для продавца планки в 1,5 тысячи долларов. Еще никогда цена квадратного метра в столице не была такой высокой. Более того, есть основания считать, что и это далеко не предел. По оценкам специалистов, в самое ближайшее время цены на жилье в Москве могут возрасти на 20–25%. По их прогнозам, это случится, если население окончательно разочаруется в долларе и начнет искать более надежные способы сбережения своих средств.

Только в январе цена квадратного метра в столице выросла на 3,3% – хотя, конечно, после серьезного ноябрьско-декабрьского периода, за который цена квадратного метра выросла больше чем на 9%, эта цифра не кажется столь уж и значительной. Но, по мнению аналитиков сайта ирн.ru, даже такой темп роста стоимости жилья является для рынка недвижимости достаточно высоким. Самое же главное, что никаких предпосылок к тому, что жилье дорожать перестанет, нет.

Для удовлетворения растущего спроса Москва вынуждена постоянно наращивать темпы жилищного строительства. По-видимому, в наступившем году сохранится прошлогодняя тенденция продаж квартир на стадии котлована – на раннем этапе строительства раскупаются от 60 до 100% квартир. Масштабы спроса таковы, что некоторые эксперты предрекают в ближайшие годы истощение в Москве свободных строительных площадок. «Конечно, в нашем распоряжении остаются площади, которые можно использовать после предварительной подготовки – например, территории, застроенные пятиэтажками, подлежащими сносу, и т.п. Однако надо понимать, что дополнительная работа по их очистке потребует от инвесторов новых затрат, что скажется на окончательной цене», – говорит Андрей Куприянов.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что подорожание квартир продолжится минимум до лета 2004 года. Впрочем, и этот прогноз чересчур оптимистичен. Как говорит Андрей Куприянов, раньше в отпускной сезон действительно наблюдалась традиционная стабилизация цен, теперь же из-за мощного спроса их рост продолжается круглый год. Так что об остановке подорожания летом говорить пока рано.

Как бы то ни было, покупатели недвижимости в столице не боятся высоких цен. Даже наоборот: чем выше становится цена, тем привлекательнее становится жилплощадь. Основная причина такого на первый взгляд абсурдного положения вещей заключается в желании приумножить сбережения за счет их вложения в недвижимость. По некоторым оценкам, для этого предназначено до 90% купленного в прошлом году жилья. Между тем несколько сотен тысяч семей стоят в очереди на получение квартиры в столице и давно потеряли надежду эту очередь «отстоять».

На повышение цен играет и то, что, по оценкам, более 40% строящегося жилого фонда выпадает из рыночного оборота, поступая в распоряжение муниципальных властей, которые используют его в своих различных социальных программах. Так, в 2003 году из 4,5 млн. квадратных метров жилья, построенного в Москве, 1,08 млн. метров были использованы для переселения жителей из сносимых ветхих домов. Еще около 0,4 млн. метров были предоставлены очередникам, а 0,26 млн. метров были реализованы в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье». «Вымывание» с рынка именно дешевого жилья приведет в ближайшие месяцы к очередному всплеску цен на все типы квартир, как на первичном, так и на вторичном рынках. Наиболее заметно вырастут цены на жилье, стоимость которого колеблется в рамках 1000–1300 долларов за метр.



Главная --> Публикации