Главная --> Публикации --> Управделами разворачивает стройку Поквартальная перестройка пятиэтажек спасет жильцов от переездов Вложения в идею: но деньги вперед! Новый жилищный кодекс будет способствовать снижению рисков ипотечного кредитования Строители не вынесли нагрузки

– Анна Федоровна, давайте прямо пойдем по известной репортерской схеме: что, почему, кто, сколько, где, как, когда.

Что нового в образовательной сфере деятельности РГР? Об этом рассказывает заместитель исполнительного вице-президента РГР Анна Ильина.

«Почему» учатся у нас? Прежде всего, напомню, что в РФ вообще нет вуза со специализацией «риэлтор». Мало того, профессия «риэлтор» даже не фигурирует в трудовом законодательстве.

– Национальному учебному центру риэлторов (НУЦР) почти 3 года – это небольшой срок для учебного заведения, но мы уже зарекомендовали себя и заняли свою нишу в образовательных программах, связанных с риэлторской деятельностью.

Но теперь, когда азы усвоены, а конкуренция растет, необходимы более глубокие знания специфических тонкостей риэлторских технологий. В начале 90-х при всем желании учиться было просто не у кого, все действовали методом «тыка». Потом с трудом наработанный опыт ревниво охранялся от конкурентов маклерами даже в пределах одного агентства.

Разумеется, в ряде крупных риэлторских агентств, таких как Миэль, Бест, «Рескор», «Инком-Недвижимость», «Триумфальная арка» и других обучение поставлено на высоком и системном уровне. Многие пользуются услугами консультантов, обучающих и тренинговых фирм. Но, как правило, преподавание основ психологии, техники личных продаж, менеджмента и маркетинга ведется по слишком общим схемам. На первых порах становления российского рынка этого, может быть, и было достаточно.

Теперь – «кто» учится? В принципе, все желающие. Но члены РГР имеют скидки в оплате. Наши курсы, семинары, тренинги посещают многие: от агентов до топ-менеджеров и президентов компаний. Форма проведения, как правило, открытая. По-видимому, качество нашего обучения зарекомендовало себя. К нам обращаются не только строительные или риэлторские фирмы, но и такие непрофильные организации, как, например, Управление дипломатического корпуса РФ. Сегодня предприятия, наметившие нужные им семинары, закладывают обучение у нас в бюджет 2004 года.

Сегодня рынок недвижимости становится все более цивилизованным. Выросло целое созвездие мощных компаний, которые чувствуют себя настолько уверенно, что готовы делиться своим бесценным опытом. В конце концов, члены РГР поняли, что удобнее всего для них будет поставить обучение на хорошую методологическую основу. Теперь можно сказать, что НУЦР – единственный не только в России, но и в странах ближнего зарубежья квалифицированный центр риэлторского образования.

За 90-100 часов того или иного курса слушатель не просто получает заверенное свидетельство о повышении квалификации, но и увозит с собой действительно солидный багаж необходимых знаний. Кроме того, такое свидетельство удостоверяет реноме и специалиста, и компании, что стало более весомым в условиях отмены лицензирования риэлторской деятельности.

Высокий уровень обучения определяется подбором преподавателей. В подавляющем большинстве это практики-профессионалы по работе с недвижимостью, кандидаты и доктора наук в области психологии, юриспруденции, страхования, банковских операций, управления персоналом.

– Основным у нас является курс «Профессиональные навыки агента и брокера». Смотрите, в этом списке участники из Москвы, Подмосковья, Новокузнецка, Ленска, Сургута, Волгодонска. А вообще к нам едут из Болгарии, Казахстана, Украины, Кыргызстана, Белоруссии, Узбекистана и др.

– А какова география ваших обучающих услуг?

– Анна Федоровна, а какие программы имеют сегодня наибольший спрос?

В соответствии со своим общенациональным статусом НУЦР активно работает с региональными ассоциациями риэлторов. Понятно, что многим руководителям и специалистам удобнее не ехать в Москву, а посещать семинары у себя на местах. При этом интересные темы собирают по 70-90 слушателей. Наиболее активны объединения риэлторов из Самары, Иркутска, Твери, Вологды, Н.-Новгорода, Ставрополя, Уфы и других городов.

Безусловный интерес вызывает курс «Управление риэлторской компанией».

– Безусловным лидером по популярности является указанный выше десятидневный курс «Профессиональные навыки агента и брокера». Очень большой успех у курса «Анализ рынка недвижимости». Его ведет Г.Стерник. Одни только раздаточные материалы по этой программе составляют более 300 страниц. Он занимается аналитикой по всем крупным городам России. Сейчас Геннадий Моисеевич подготовил, а мы уже провели новый курс «Анализ коммерческой недвижимости», он имел большой успех.

Другой плюс обучения – это взаимный обмен информацией и опытом между самими участниками семинаров. По отзывам самих преподавателей, они также получают удовлетворение и пользу от двустороннего общения. «Уча, учимся», – как сказал Сенека.

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Несмотря на то, что НУЦР, можно сказать, вне конкуренции в области риэлторского образования, мы стремимся к совершенствованию. С этой целью мы проводим анкетирование слушателей. Это позволяет выявить другие темы, которые интересуют наших коллег, но которые мы пока не освещаем. Так что маркетинговые исследования помогают выяснить потребности наших целевых групп для их более полного удовлетворения. В ответах на вопросы анкет слушатели отмечают, что узнали не просто нечто новое, но, что важно, практически полезное. Обязательная графа – оценка преподавателей по 10-балльной системе.

– Спасибо. Кстати, наиболее активно работают на просветительской и консультационной ниве такие авторитетные профессионалы, как президент компании «САВА» К. Апрелев, президент МАГРа Г.Полторак, сотрудники компании «Бест-Недвижимость» М.Гороховский, О.Варакутина, Г.Григорьева, Генеральный директор компании «Триумфальная арка» Г.Юсин и другие. Этим преподавателям слушатели дают самую высокую оценку.

– Да, я могу это подтвердить. На семинарах работаешь со специфической аудиторией. Это вам не студенты, которые еще не знают, пригодятся данные лекции в будущем или нет. Когда видишь в глазах людей заинтересованность и напряженное внимание, это вселяет надежду, что не напрасно небо коптишь в этой жизни. Например, в Иркутске, проводя семинар «Управление персоналом», я нашел неподдельный интерес со стороны членов Иркутского областного союза риэлторов. Еще раз передаю от них благодарность вам, Анна Федоровна, за организацию актуального семинара.

Благодаря всем этим усилиям количество обучающихся постоянно растет, т.к. мы ревностно следим за качеством обучения. Ежегодно под эгидой РГР повышают квалификацию более 700 человек. И это без учета семинаров, проведенных в рамках выставок, выездных семинаров в регионах и без учета работы по сертификации.

Интенсивное развитие обучающей сферы деятельности РГР стало возможным благодаря поддержке со стороны всех руководителей РГР. И сегодня деятельность нашего НУЦРа проходит под пристальным вниманием нынешнего Президента РГР Игоря Михайловича Горского. Он вникает во все проблемы программы как специалист в области недвижимости, дает ценные советы по организации обучения. Он всегда найдет время для нас выслушать и помочь, заботится о том, чтобы все мероприятия проходили на высоком уровне, начиная от проживания слушателей, их питания.

– Как известно, РГР имеет давние связи с Национальной Ассоциацией Риэлторов США (НАР США). Совместно с ними разработаны популярные курсы «Кадровая политика в риэлторском агентстве» и «Управление недвижимостью». Очень перспективен этот последний курс, который является эксклюзивной разработкой наших специалистов и Института Управления Недвижимостью тоже в США. Эта программа переведена на русский язык и адаптирована для российских специалистов. Разумеется, рынки недвижимости в России и США, опыт, законодательные базы заметно отличаются. Однако, психология работы с клиентами, методика управления недвижимостью имеют общие закономерности, срабатывающие везде. Курс ведут российские преподаватели, аккредитованные Институтом Управления Недвижимостью в США А.Иванов и С.Гришин, которые имеют богатый опыт работы по управлению недвижимостью в России.

– Что можно сказать о международных связях по линии риэлторского образования?

Национальный учебный центр риэлторов предлагает систему обучения для специалистов, занятых на рынке недвижимости России по технике работы с ГЖС, условиям аккредитации компаний недвижимости при Министерстве обороны РФ.

Российская гильдия риэлторов совместно с Министерством обороны России начинает качественно новый этап своей деятельности в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). Основная идея данного проекта – придать новый импульс работы в этом направлении, ускорить реализацию жилищных сертификатов, которые выдаются военнослужащим и лицам, уволенным в запас по линии Министерства обороны России.

НУЦР проводит также прием экзаменов экстерном у сотрудников компаний и фирм, желающих принять участие в аккредитации по работе с ГЖС.

В программу обучения входят следующие вопросы: анализ действующих федеральных и ведомственных документов по ГЖС; оформление документов на приобретение жилья как на первичном, так и вторичном рынке жилья; психология работы с военнослужащими. Программа утверждена Координационным советом по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты».

Первые четыре фирмы, среди которых агентство недвижимости МИЭЛЬ, «Домострой-2000», «ФСК САС» (г. Санкт-Петербург), ООО «Стройкомплект» (г. Иваново) получили свидетельства. Теперь они являются организациями, аккредитованными Координационным советом Министерства обороны РФ и Российской гильдией риэлторов и рекомендованы для реализации государственных жилищных сертификатов.
В Москву возвращаются эвакуаторы. Столичное правительство установило расценки на принудительную эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей в размере 1809 рублей 20 копеек. За первые три часа нахождения автомобиля на штрафстоянке владельцам машин платить не нужно, однако по истечении этого срока им придется выкладывать по 52 рубля 70 копеек за каждый час. Пока условия отправки автомобилей на штрафную стоянку регулируются действующим Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Однако не исключено, что уже в ближайшее время Мосгордума примет новый закон о парковке транспортных средств на территории Москвы, который развяжет руки двум государственным унитарным предприятиям (ГУП), которые отвечают за эвакуацию машин.

Очередной семинар НУЦР предлагает всем желающим с 27 по 29 января 2004 года.

Как сообщил в минувшую пятницу начальник управления транспорта и связи правительства Москвы Александр Беляев, в конце декабря прошлого года столичные власти утвердили «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» и установили на все это тарифы. В соответствии с КоАП автомобиль может быть эвакуирован на ближайшую спецстоянку при отсутствии у водителя при себе водительского удостоверения, регистрационных документов на машину и документа, подтверждающего право собственности, или доверенности (часть 1 статьи 12.3 КоАП); при управлении автомобилем с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством у автопоезда (часть 2 статьи 12.5); за управление транспортным средством водителем, не имеющим прав или лишенным их (части 1 и 2 статьи 12.7), за езду в нетрезвом виде (часть 4 статьи 12.8) и за отказ пройти освидетельствование на содержание алкоголя в крови (статья 12.26); при нарушении правил остановки и стоянки на проезжей части и в тоннеле (часть 4 статьи 12.19). Кроме того, подлежат эвакуации все транспортные средства (кроме мопедов), не зарегистрированные в определенном порядке (статья 12.1).

Кого будут забирать
Напомним, что в марте прошлого года Генпрокуратура Москвы в ответ на депутатский запрос Виктора Похмелкина признала незаконной постановление правительства Москвы о принудительной эвакуации автомобилей в столице. Юрию Лужкову было отправлено соответствующее предписание, однако штрафовать мэра Москвы, как того требовал Похмелкин, тогда не стали. Теперь городские власти предпринимают очередную попытку возвратить эвакуаторы.

К тому же непонятно, как сотрудники ДПС будут выявлять технические неисправности автомобилей, - ведь при прохождении техосмотра тормоза и руль проверяются под нагрузкой, что в обычных городских условиях практически исключено.

Правда, КоАП уточняет, что эвакуировать машину на штрафстоянку необходимо только в случае «невозможности устранения на месте» вышеперечисленных нарушений. В противном же случае можно ограничиться административным штрафом от 0,5 до 20 МРОТ (50-2000 рублей) или же лишением права управления на год (за пьянство за рулем). Однако столичные власти проигнорировали это примечание и намерены эвакуировать автомобили, не дожидаясь «работы над ошибками».

Сколько придется платить за штрафстоянку
За услуги эвакуатора владельцу машины придется заплатить 1809,2 рубля. Ему отводится 3 часа для оплаты штрафа - в течение этого времени машина будет находиться на спецстоянке бесплатно (отсчет времени начинается с момента составления протокола). За каждый последующий час хранения машины с ее хозяина возьмут 52,7 рубля.

Согласно новым московским правилам, решение о принудительной эвакуации автомобиля будет принимать сотрудник ДПС (это значит, что у гаишников продолжается пора сбора урожая, начавшаяся 1 января этого года, после вступления в силу закона о штрафах за отсутствие полиса обязательной «автогражданки»). Если водителю не удастся договориться с сотрудником ДПС 'на месте', эвакуации не избежать.

Закон о парковках отложен
Как стало известно ГАЗЕТЕ, 14 января Мосгордума должна была рассмотреть проект закона, запрещающий автовладельцам парковать машину в неустановленных местах. По словам заместителя начальника управления транспорта и связи Москвы Валерия Антифеева, закон является 'первым шагом в наведении порядка на столичных дорогах', на очереди - городская программа строительства многоярусных парковок и установка на тротуарах паркоматов, а также введение в городе парковочной инспекции, которая будет штрафовать нарушителей. «В городе будет установлен единый парковочный тариф, а также введены зональные временные коэффициенты, повышающие или понижающие стоимость машиноместа в зависимости от района и времени суток', - пояснил Антифеев. Однако депутаты Мосгордумы отложили рассмотрение документа, поскольку парковок в городе не хватает. Вероятно, их будут строить на средства, заработанные за счет принудительной эвакуации.

Доход от эксплуатации штрафстоянок пойдет в городской бюджет: заниматься спецпарковками поручено ГУП 'Гаражно-техническое обслуживание' и ГУП «Московская служба технического контроля на транспорте' («Мострансконтроль»). В каждом округе Москвы для этих целей уже выделены 3-4 площадки. По правилам, протокол об эвакуации автомобиля должен составляться в присутствии понятых. Если машину увезли без ведома хозяина, ему придется обратиться за информацией в близлежащее ОВД или по телефону «02». Когда новые правила вступят в силу, Александр Беляев не сообщил, однако оговорился, что горячая линия, по которой можно будет узнать о местонахождении эвакуированного автомобиля, начнет действовать уже с 20 января.

Платные парковки и закон: история конфликта
Муниципальные платные парковки в Москве были признаны незаконными еще 25 декабря 2001 года. Тогда Коллегия Верховного суда РФ постановила 'признать постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года № 864 'О мерах по развитию муниципальных платных парковок в городе Москве' в части взимания платы за парковку незаконным'. Однако 23 июля 2002 года вышло постановление правительства Москвы, в котором был зафиксирован иной порядок оплаты городских парковок: власти якобы предоставили парковки в аренду ГУП «Городская служба платных парковок ' (ГУП ГСПП) и узаконили тарифы «субаренды» (то есть владелец автомобиля платит не за парковку, а за пользование арендованной территорией). Однако если пойти на принцип, то за парковку можно и не платить - парковщики, как правило, стараются избегать скандалов.

СПРАВКА

- Юрий Витальевич! Новое правительство столицы собирается в этом году ликвидировать дефицит городского бюджета?

За время проведения налоговой реформы Москва потеряла около 140 миллиардов рублей, что составляет примерно одну треть ее годового бюджета. Но система социальной защиты горожан не дрогнула. Растут, как росли, льготы для ветеранов и городские надбавки к пенсиям и зарплатам бюджетников, продолжает строиться бесплатное жилье для очередников... Откуда берет на все это деньги столица? Как будет развиваться ее экономика дальше? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с первым заместителем мэра в правительстве Москвы, главой комплекса экономической политики и развития города Юрием Росляком.

Средств же на насущные нужды Москва зарабатывает вполне достаточно. По крайней мере для того, чтобы, как и обещано, поднять минимальную зарплату к маю с 1800 до 2000, а к октябрю - до 2500 рублей. Вновь дважды проиндексировать городские доплаты к пенсиям, а у нас 2 миллиона пенсионеров, и некоторые получают столичные надбавки в размере до 2 тысяч рублей. Снова построить 4,5 миллиона квадратных метров жилья, и так далее. Словом, как и в 2003 году, выполнить все без исключения городские целевые программы.

- А зачем? Представьте себе, что власти заявят москвичам: мы не подняли вам пенсии и зарплаты, зато сэкономили 30 миллиардов рублей. То-то радости будет, да? Мы рассматриваем дефицит как источник мобилизации ресурсов города. Строить в долг, когда удается привлечь деньги, скажем, под 9 процентов годовых, зная, что завтра это здание будет стоить дороже на 12 процентов, даже выгодно. При нынешней инфляции это своего рода экономия. Нормальный механизм, нормальная цивилизованная практика, если долгом управлять профессионально и взвешенно. Но используем его мы, я еще раз подчеркиваю, лишь в целях развития.

- Да, цена одной комплексной программы мер социальной защиты составляет 128 миллиардов рублей, что на 17,7 процента выше прошлогодней. Такие деньги город сможет получить, наладив работу городской экономики в новых налоговых условиях. В чем их отличие от вчерашних? Наши налоги стабильны, но прирост налоговых доходов соответствует лишь уровню инфляции. Значит, нужно более эффективно работать с реальным сектором экономики, стимулируя его развитие и рост, а также с собственностью города. Например, если в прошлом году доходы земельно-имущественного комплекса выросли в полтора раза, то в ближайшие годы их нужно поднять как минимум вдвое.

- Но ведь это потребует немалых вложений?

-Нет. Резких скачков не будет. Два года назад у нас уже был опыт, когда необдуманное решение, принятое на этот счет, вызвало справедливый всплеск возмущения в городе. Сейчас мы будем последовательно переходить к рыночной оценке арендной платы. С помощью создания единой информационной базы ликвидируем существующие недоимки за пользование городским имуществом и положим конец практике, когда некоторые структуры живут за счет того, что получают у города помещения в аренду по льготной цене, а потом сдают их в субаренду по рыночной.

- Следовательно, предпринимателям нужно готовиться к подъему арендной платы на нежилые помещения?

- Будем искать другие пути, как повлиять на законодательную базу и как защитить интересы Москвы.

- А с землей что будет? Бывший глава имущественно-земельного комплекса Олег Толкачев объявил в конце прошлого года, что столица, наконец, начинает ее распродажу. Но как на днях сообщила "РГ", Конституционный суд не удовлетворил иска правительства Москвы, пытавшегося оспорить слишком низкую цену, установленную Земельным кодексом РФ.

- Добиться этого можно, лишь распродав имущество столицы по бросовым ценам. Даже если вырученные деньги пустить на благородные цели - те же прибавки к пенсиям и зарплатам учителей и врачей, возникает вопрос: а что город будет делать через год? Ведь для того чтобы довести доходы пенсионеров и бюджетников хотя бы до прожиточного минимума, их нужно поднимать постоянно - сейчас они едва перевалили за его половину. Но господина Лебедева, видимо, этот вопрос не волнует. Он заявил: если я не справлюсь с поставленной задачей, то через год уйду в отставку. То есть главная цель - распродать, а там будь что будет. Мы же создали и совершенствуем систему постоянного зарабатывания. Да, доходы при этом растут не так быстро, как хотелось бы. Но они дают возможность шаг за шагом приблизиться к цели. Как альпинист, выбирающийся из расщелины, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, он шагает с уступа на уступ. Глядишь, и выбрался наверх.

- Один из конкурентов Юрия Лужкова на выборах мэра банкир Александр Лебедев обещал удвоить столичный бюджет всего за год. Не поинтересовались у него рецептом?

- Нет, не смирились. Эффективно работающая промышленность продолжает оставаться главным кормильцем и для города, и для сотен тысяч москвичей. С 1998 по 2002 год объем ее производства в городе поднялся на 65 процентов, а объем регионального продукта - на 40 процентов. Но фирм, специализирующихся на скупке так называемых долгов предприятий, чтобы обанкротить их и заполучить здания и землю, развелось и в самом деле немало. К сожалению, впрямую противодействовать им правительство Москвы часто не может. Поэтому мы ищем механизм, который поможет защитить предприятия от так называемого недружественного поглощения, а их работников - от безработицы. Примеры, когда лакомый кусок оказывается скупщикам не по зубам, уже есть. Например, продолжает работать тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева, прошлой зимой приговоренная новыми хозяевами к закрытию.

- В столице происходит очередной жесточайший передел собственности, в ходе которого гибнет и исчезает до 300 предприятий в год. При таких темпах, по прогнозам экспертов, московская промышленность за два-три года может вообще сойти на нет. Что думают по этому поводу городские власти? Смирились с мыслью, что Москва, как и многие европейские города, превратится в чисто офисно-банковский, культурный и туристический центр?

- Есть уже примеры таких удачных переездов?

В то же время в соответствии с Генпланом развития Москвы до 2020 года (надеюсь, в ближайшее время он будет наконец согласован с Правительством РФ) целый ряд предприятий должен быть выведен с прежнего места, а их территории - превратиться из промышленной зоны, например, в жилую или зеленую. Согласитесь сами, разве это дело, когда рядом с Красной площадью, скажем, находится вредное производство? Но перебазирование должно производиться на взаимовыгодной основе без ущемления прав трудового коллектива. Напротив, оно должно помочь предприятию перевооружиться и выйти на новый уровень производства.

- А что с "Москвичом", переживающим процедуру банкротства?

- Да. Готов освободить территорию на стрелке у Лужников "Гелиймаш". В этом красивейшем месте на берегу Москвы-реки город планирует разместить спортивные и досуговые сооружения. Придет второе дыхание после новоселья и к заводу.

- По крайней мере казино на этой территории не появится?

- Банкротство для АЗЛК - способ санации. Я уверен, что в результате завод все-таки будет производить современный автомобиль, в котором нуждается вся Россия. Пусть не отечественный, но все равно под нашей маркой.

- И тем не менее рулеток и игорных столов на улицах столицы не убывает, чем не раз возмущался мэр. Прямо Лас-Вегас какой-то!

- Нет. Игорный бизнес - не отрасль народного хозяйства, которая требует развития.

- Как вы объясните тот очевидный интерес, который криминальные структуры проявляют к членам московского правительства? Покушения на Иосифа Орджоникидзе и Любовь Кезину, ряд зам. префектов административных округов... Или взять самый последний случай, когда посреди белого дня на правительственной трассе у министра промышленности Евгения Пантелеева отняли его "Мерседес-гелендваген", а самого его увезли и выбросили далеко за городом.

- Увы! У города нет полномочий повлиять на это. В стране уже были перегибы, когда водку и сигареты отдавали на откуп Фонду спорта. Но урок, похоже, не пошел впрок. Теперь Госкомспорту отдали игорный бизнес.

- И все-таки заботит ли вас мысль о том, как предупредить возможность сращивания власти с криминалом в подведомственных вам структурах? Ведь у вас такое лакомое для этого поле - городские подряды на строительство, горзаказ...

- Покушения на представителей власти, как правило, - реакция тех, чьи противоправные действия они пресекают. Правда, последний случай, я думаю, все-таки чистая случайность, когда криминалу все равно, кто сидит в облюбованном автомобиле.

- Что контракты! Справку без купюры в паспорте иногда не получишь.

- Чтобы этого не случилось, есть контрольная система, которая отслеживает ситуацию. Но главное, я убежден, нужно бороться не с результатом, а с первопричиной. На этот счет мне очень нравится одна производственная шутка. Спрашивается, как разделить шайбы разного диаметра? Можно для этого рассчитать математическую модель. А можно их не смешивать изначально и тогда не придется делить. Так вот я сторонник того, чтобы шайбы не смешивать. Это вполне возможно, если конкурсы и на строительство, и на закупку оборудования, материалов, техники станут прозрачными. Вот почему вместо множества комиссий сейчас ими будет заниматься один комитет по проведению конкурсов и тендеров, который также вошел в состав нашего комплекса экономической политики и развития города. Так что все заключенные контракты будут на виду.

- Вы хотите сказать, что, например, можно уже смело идти в Москомрегистрацию без страха провести там день в десятках очередей?

- Противоядие найдено и против этого. С 1 января во всех городских структурах вводится система "одного окна". По этому принципу мы уже покончили с головной болью, которую три года назад испытывали инвесторы при разработке исходно-разрешительной документации. Ее пакет обходился им порой дороже самого проекта - в каждой инстанции драли за подпись. А теперь эти расходы оплачивает бюджет. Инвестор же, получая пакет, официально, через кассу вносит деньги, потраченные на его подготовку. Таким образом, для взяток не осталось места. Надеюсь, что программа "Электронная Москва", которая объединяет сейчас все информационные базы в городе, и начинающие действовать социальные карты москвича избавят от вымогательства чиновников и лишней мороки население столицы.

- А с налогом на автомобили что изменилось?

- И не только туда. В каждой городской службе должны быть оборудованы специальные залы. Замечу: они должны быть оборудованы в том числе и системой видеонаблюдения, чтобы не было соблазна что-то положить инспектору в "окошечко".

- Кстати, как с ним дела? Будет на что строить дороги?

- Раньше его уплату проверяли в ГИБДД, а теперь его контролирует налоговая инспекция города. Новых хлопот москвичам это новшество не доставило, повторно регистрировать автомобиль никто не потребовал. Произошло это благодаря все той же "Электронной Москве", с помощью которой базу данных переформатировали и передали из рук одной службы в руки другой. Владельцы машин уже начали получать "счастливые письма", в которых им напоминают о необходимости заплатить налог. Мы очень ждем его, так как сейчас он идет в дорфонд на строительство городских дорог.

- По-прежнему очень больной вопрос в столице с парковками для автотранспорта. Скажите честно, хоть что-то город получает в свою казну от них или все уходит мимо "кассы", в карман молодчиков, отхватывающих себе кусок асфальта там, где им вздумается? Было бы не обидно платить, зная, что деньги идут на развитие дорог столицы.

- Прошлый год мы начинали с дефицитом в 40 процентов, а в итоге получили даже 11 миллиардов дополнительно. Поэтому оплатили все работы по строительству Лефортовского тоннеля и других объектов, что позволило замкнуть Третье транспортное кольцо. Сейчас землепроходческий щит переброшен на строительство Краснопресненского проспекта, на Третьем транспортном кольце начинается строительство последних развязок. В общем, планы города в дорожном строительстве на 2004 год мы оценили в 32 миллиарда рублей.

- Перед прошлыми выборами Юрия Лужкова критиковали за то, что в теневом бизнесе на городских рынках, по оценкам экспертов, крутилось больше 5 миллиардов рублей. Удалось вытащить на свет эти деньги?

- Бюджет получает от автостоянок миллионов 50-100 в год. Цифра незначительная. Причин несколько. Во-первых, несовершенство федерального закона, из-за которого невозможно потребовать заплатить за автостоянку в обязательном порядке. Думаю, что в текущем году этот вопрос все-таки будет отрегулирован. Во-вторых, нехватка самих цивилизованных стоянок и паркингов - и в центре города, и за границей Третьего транспортного кольца, чтобы желающие могли там оставить автомобиль. Скоро мы войдем с предложением в правительство города по обеспечению финансами строительства сети таких парковок.

- Как вы думаете, снизятся цены на товары после отмены 5-процентного налога с продаж?

- Мы все стали чуть-чуть богаче, и на месте стихийных рынков предприниматели построили крупные торговые центры. Как положено, с кассовыми аппаратами и стабильными ценами. Доходы оказались под контролем органов налогообложения. В результате лишь за прошлый год прирост общего товарооборота увеличился на 4 процента. Но мы же не стали больше есть и пить. Значит, в этих процентах сидит в том числе легализованный товарооборот на 40 миллиардов рублей.

- Еще один вопрос о ценах. Чем вы можете объяснить такой жилищный бум в Москве? Темпы удорожания квартир поражают всю осень и зиму.

- Доживем до конца января и увидим, как выполнят владельцы торговых сетей свое обещание, данное в мае, когда решалась судьба налога. Сейчас мне известна лишь немецкая фирма "Метро кэш энд Керри", автоматически снизившая цены на весь ассортимент продукции, которая реализуется через ее магазины. Остальные пытаются отделаться сезонными скидками на товары, сетуют на рост цен поставщиков, рост курса евро. Лично я до сих пор считаю, что налог с продаж был полезным. Он никого не ущемлял, потому что налогообложению подлежали лишь дорогостоящие товары, предметы роскоши. Отмена же его обошлась Москве в 22 миллиарда рублей, которые город использовал на те же добавки к пенсиям.

- А какой прирост вы прогнозируете в 2004 году?

- Думаю, что работает рынок. Дело в том, что себестоимость выросла лишь на 12 процентов, а продажная цена на среднее жилье - более чем на 35 процентов.

- Среднему москвичу, которому не светит бесплатная квартира как очереднику, при подобных темпах роста никогда себе не купить нового жилья.

- Мы будем искать механизмы снижения цен процентов до 15 путем вовлечения в этот рынок сбережений самих москвичей.

- В качестве "длинных денег" на кредиты Лужков предлагал использовать деньги Пенсионного фонда.

- У нас уже действует система ипотечного кредитования, но воспользоваться ею из-за дороговизны банковского кредита могут пока немногие горожане. Мы надеемся, что Госдума РФ четвертого созыва отнесется к вопросу об ипотеке как одному их первоочередных. Для ее становления необходимо принять целый ряд федеральных законов. Считаю, что ипотека в грядущее четырехлетие вполне может стать не просто доступной для большинства россиян, но и оказаться одним из локомотивов для всей экономики страны.

- Юрий Витальевич! Вам сегодня исполняется 50 лет. Что больше всего вам хотелось бы получить в подарок?

- Это абсолютно верное предложение, к тому же вписывающееся в рамки российских законов.

- А правда, что вас неоднократно приглашали на работу в Правительство РФ?

- Этот подарок я могу сделать только сам себе - оправдать доверие, оказанное мне в канун юбилея, справиться с возложенными обязанностями первого заместителя мэра, отвечающего за развитие экономики столицы.

- Ну и?

- Правда. Один раз даже министром финансов.

Существующий проезд под Тверским путепроводом станет шире и выше.
Рядом с ним пробьют еще один тоннель для встречного движения.
Петля на выезд в сторону области.
Петля на выезд в сторону Бутырского вала.
Сквер на площади Белорусского вокзала развернется вдоль 1-й Тверской-Ямской.
Торговый подземный центр и паркинг на 1400 мест."
Что предлагается? Между Ленинградским проспектом и Бутырским валом построить полную транспортную развязку по принципу "кленовый лист". Один "лепесток" со стороны вокзала уже есть. Существующее отверстие под Тверским путепроводом, через которое на площадь идет транспорт, в том числе и общественный - 12-й маршрут автобуса и 18-й троллейбуса, - предлагается расширить и нарастить в высоту до 5 метров. "Ведь тот же троллейбус требует более высокого "потолка", - комментирует главный специалист НПО транспорта и дорог Института Генплана Михаил Ивановский. - Под путепроводом будет организовано встречное движение, которое сейчас совершается под светофор. Для этого планируется пробить еще одно отверстие под путепроводом. Чтобы обеспечить необходимые габариты и сгладить некоторую "горбатость" рельефа, придется несколько опустить проезжую часть на подходе к путепроводу, начиная от пересечения створа 1-й Брестской улицы и Грузинского вала и приподнять часть Тверского путепровода. Но постараться сделать это так, чтобы мост не загородил фасад вокзала - памятник архитектуры в стиле модерн работы инженера Струкова. В таком же стиле построен мост, представляющий собой памятник инженерного искусства. Если удастся осуществить задуманное, то весь транспорт с Грузинского вала и 1-й Брестской улицы, не томясь, как сейчас, в ожидании сигнала светофора на 1-й Тверской -Ямской, уйдет под мост, развернется в петле и спокойно уйдет в сторону области. Именно туда, как показали обследования, и нацелен основной поток машин. Через ту же петлю, не докручивая ее до конца, можно будет вырулить на Бутырский вал. На Лесную улицу можно будет попасть через 1-й Лесной переулок.

- Отказался. Я привык трудиться в команде. К тому же, чтобы добиться результата, нужна системная работа. А идти на временную, ради портфеля? Нет, это не по мне.
Белорусская площадь - одно из самых "пробочных" мест в столице. Сюда "выбрасываются" потоки машин, движущиеся в сторону центра сразу с нескольких направлений. Столпотворение здесь, похоже, не рассасывается никогда. Все гудят, газуют, мешают друг другу и не стесняются в выражениях. Проект развязки этого сложнейшего транспортного узла, предложенный специалистами НПО транспорта и дорог Института Генплана Москвы, на днях рассмотрит экспериментально-консультационный совет при Москомархитектуре.

Таким образом, через это отверстие пройдут и разбегутся в разные стороны все три веерные направления. Светофор исчезнет, движение по 1-й Тверской-Ямской станет непрерывным. То есть будет сделан очередной шаг к бессветофорному движению по Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицам, предусмотренному Генпланом развития города. Последний светофор останется перед выездом на кольцо центральных площадей - Манежную, Театральную, Лубянку и на Охотный Ряд. Но там от него никуда не денешься. Правда, со временем неминуемо возрастут заторы возле светофоров на перекрестках на Бутырском и Грузинском валах. Сейчас идет работа над тем, как снять и их. Но это уже следующий этап развития узла.

Сегодня пропускная способность участка Тверской, куда сходятся потоки авто с трех направлений - 1-й Тверской-Ямской, 1-й Брестской улицы и Грузинского вала, - чуть более 3 тысяч машин в час. Новый же "прокол" под Тверским путепроводом обеспечит непрерывное движение по четырем полосам 8 тысяч машин в час.

Железнодорожную ветку, лежащую в глубокой "канаве" и ведущую к Савеловскому вокзалу, архитекторы предлагают накрыть специальной платформой и устроить здесь еще одну торговую зону и многоярусные паркинги. Такого в столице пока нет.

Саму площадь Белорусского вокзала предлагается благоустроить, сделать ее торгово-пешеходной. Предполагаемая общая площадь будущего подземного торгового центра -30 тысяч квадратных метров. Правда, глубоко зарыться ему не позволят две покоящиеся друг над другом метрополитеновские линии - Белорусская кольцевая и радиальная. "Поэтому для подземного строительства мы сможем использовать лишь пространство от поверхности земли до "крыши" верхней станции, - рассказывает Михаил Ивановский. - Это всего 14-15 метров, но они позволяют создать трехъярусное здание - два верхних для торговых залов и нижний - для автостоянки на 1400 машиномест. Въехать туда и выехать оттуда можно будет с любой подходящей сюда улицы и магистрали. В том числе и со стороны Белорусского вокзала. Для этого планируется построить шесть рамп (въездов -выездов). Все подземные переходы по периметру площади тоже будут связаны с этим подземным пространством, в том числе тоннель, через который мы выходим на платформу электричек. На Тверском путепроводе предлагается сделать 5 полос, нарастив их за счет тротуара, взамен которого построить самостоятельный пешеходный мостик, по которому можно будет попасть на противоположную от вокзала сторону.



Главная --> Публикации