Главная --> Публикации --> Интрига второго полугодия Выбирая квартиру не забудьте обратить внимание Центр заповедный "конти" занялась жкх Остров для премьер-министра

Топ-менеджеры российской IKEA не раз обещали открыть третий магазин IKEA в московском регионе 12 декабря 2003 г. , одновременно с питерским гипермаркетом. Но в информационной службе компании "Ведомостям" сообщили, что проект строительства магазина IKEA в Абрамцеве заморожен.

Крупнейший инвестор московского региона - шведская компания IKEA в который раз испытывает трудности с участками для новых магазинов. Компания вынуждена отложить строительство гипермаркета в подмосковном Абрамцеве, который должен был открыться еще в декабре 2003 г. Эксперты полагают, что IKEA, привыкшая работать "по прозрачным правилам", не учла "российские особенности".

Какие "частные компании" участвуют в конфликте, "Ведомостям" выяснить не удалось. В администрациях Московской области и Балашихинского района собственника участка назвать не смогли. Но даже если вопрос с правами собственности разрешится, перед IKEA возникнет другая проблема. Администрация Балашихинского района Подмосковья уже год судится с администрацией национального парка "Лосиный остров", доказывая, что 400 га земли вокруг Абрамцева не входят в границы парка. Об этом "Ведомостям" сообщили в правовом управлении администрации Балашихинского района. Очередной суд состоится в конце января. Участок, на который претендует IKEA, находится как раз на спорной территории. Представитель руководства парка заявил, что участок, "принадлежащий стороннему пользователю", находится в границах "Лосиного острова" и о строительстве на нем магазина и речи быть не может.

Леннарт Дальгрен, гендиректор российской IKEA, признался, что строительство магазина в Абрамцеве "фактически не началось". В его изложении ситуация выглядит так: IKEA в 2003 г. начала сделку по покупке участка в 8 га на востоке Подмосковья, с внешней стороны МКАД, с "частной компанией" (ее директор IKEA не называет). "Впоследствии появилась еще одна частная компания, которая заявила, что участок продавцу не принадлежал. Вопрос о собственности участка решается в суде", - говорит Дальгрен. По его данным, на днях должен пройти очередной суд по этому делу. Сумму сделки и ее участников Дальгрен назвать отказался. По оценке Анны Ширяевой, гендиректора компании "Магазин магазинов", стоимость этой земли может составлять $1 - 2 млн за 1 га.

Дальгрен говорит, что IKEA не отказывается от планов строительства магазина в Абрамцеве и ждет завершения судебной тяжбы. "Мы очень упрямая компания", - шутит он. IKEA уже набрала для нового магазина 15 менеджеров на ключевые позиции. Сейчас эти сотрудники работают на других проектах, а IKEA продолжает переговоры с правительством Московской области о выделении участка на юго-востоке и западе области.

IKEA рассчитывает за пять лет утроить число магазинов в московском регионе, еще один-два построить в Петербурге и еще 13 магазинов - в регионах. Но уже не первый проект шведской компании оказывается под вопросом. Компания так и не смогла приступить к строительству своего комплекса на Кутузовском проспекте. Соглашение о реализации этого проекта IKEA три года назад заключила с владельцем участка - Управлением делами президента. Но московские власти до сих пор не разрешают строительство, утверждая, что этот проект парализует дорожное движение в округе. В ноябре 2003 г. IKEA проиграла в борьбе за участок на окраине Новосибирска, а в декабре 2003 г. незадолго до открытия магазина в Петербурге получила предписание Минприроды приостановить строительство магазина (его, однако, удалось достроить в срок).

"IKEA могла сэкономить на юристах, риэлторах и аналитиках, - считает управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский. - IKEA в России сокращает издержки на том, на чем их не стоит сокращать. Подобная политика возможна на рынках, работающих по прозрачным правилам, а в России стоит учитывать местные особенности". Войцеховский не исключает, что проблемы в Абрамцеве могут привести к смене местного менеджмента IKEA.
Завершается строительство одного из самых известных постперестроечных районов Москвы - Марьинского парка на юго-востоке столицы. За 10 лет здесь возвели 4,5 млн кв. м жилья, но теперь свободных земель под типовую застройку в столице не осталось, и предприятиям городского стройкомплекса приходится уходить за МКАД.

"Торможение двух проектов [Кутузовский и Абрамцево] в московском регионе для западной компании означает срыв бизнес-плана и все вытекающие из этого негативные последствия для компании, - считает руководитель отдела общественных связей компании "Шатура" Вадим Бахтов. - Нам искренне жаль". По его мнению, для "Шатуры" "отставание" IKEA от графика значения не имеет, так как шведская компания не является ее прямым конкурентом.

Сегодня риэлторы считают этот район одной из наиболее удачных московских новостроек, несмотря на то что еще до начала строительства со стройплощадки было вывезено более 10 млрд кубометров "илового осадка" (раньше на месте микрорайона располагались "поля аэрации" - канализационные отстойники) , и аналитики считали, что за счет такого неудачного прошлого квартиры в нем не будут пользоваться популярностью. "На протяжении последних лет Марьинский парк был хитом на рынке", - говорит директор департамента рекламы и маркетинга корпорации "Инком-Недвижимость" Сергей Елисеев. По его словам, лишь за "посткризисное время" цены поднялись с $390 до $1180 за 1 кв. м, что "существенно превышает средневзвешенные показатели роста цен по столице за этот период".

Как сообщили "Ведомостям" в объединенной пресс-службе столичного стройкомплекса, в конце января в Марьинском парке будут сданы последние три дома, после чего строители покинут район. На возведение этого жилого массива потребовалось почти 10 лет. Как напомнил на совещании с руководителями подразделений Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города первый заместитель мэра в столичном правительстве Владимир Ресин, строители "высадились" там 10 лет назад, в феврале 1994 г. Всего в районе было возведено около 4,5 млн кв. м жилья.

Как отмечают участники рынка, Марьинский парк был одним из последних свободных участков в черте МКАД, пригодным под массовую застройку. "Он был задуман как район доступного жилья, поэтому в Марьинском парке преобладают панельные дома", - говорит директор управления новостроек компании "Миэль-Недвижимость" Наталья Тихоновская. По ее мнению, окончание его строительства стало психологическим рубежом как для среднего класса покупателей, так и для крупных домостроительных комбинатов. "Строители, не найдя себе применения в Москве, ушли в Подмосковье, и с рынка исчезло доступное для среднего класса панельное жилье, которое при всех его недостатках обладало преимуществами в виде небольших метражей и, соответственно, доступной цены", - считает Тихоновская.

Причинами успеха продаж эксперты считают низкую стоимость квартир, развитую инфраструктуру и хорошую транспортную доступность района. Кроме того, здесь строилось много коммерческого жилья, и в результате сложилась довольно однородная социальная среда. "Это нескучный, просторный район, единственный его недостаток - мало деревьев", - говорит Елисеев из "Инкома".

По данным Госкомстата, в нашей стране насчитывается всего 53 мотеля. Однако эту цифру эксперты считают заниженной в несколько раз - большинство мотелей в России официально не регистрируется. Мотельный бизнес только развивается и пока еще носит полулегальный характер. Серьезные инвесторы в него не идут. Мотели принадлежат в основном так называемым "дорожным королям" - владельцам местных АЗС, автосервисов и ресторанов.

Строители, принимавшие участие в возведении Марьинского парка, действительно переориентировались на область. По словам заместителя генерального директора ДСК-1 Андрея Паньковского, сейчас компания активно работает в Красногорске, Одинцове, Железнодорожном и Балашихе, а в столице занимается реконструкцией ветхого жилья в основном в Южном и Северо-Восточном округах, отдавая городу большую часть построенного, поэтому на рынок эти квартиры практически не поступают. "В прошлом году мы закончили свой участок в Марьинском парке и сейчас строим в Красногорском районе Московской области", - рассказал "Ведомостям" коммерческий директор ЗАО "СУ-155" Валерий Першин.

Жизнь обгоняет статистику.

Мотель - это комплекс придорожного обслуживания, включающий гостиницу, автостоянку, автосервис, пункт питания, а иногда и автозаправочную станцию. Мировым лидером по количеству мотелей являются США. Первые мотели появились там в 50-х гг. прошлого века и сразу же приобрели грандиозную популярность - только в 1959 - 1962 гг. в Штатах было построено 36 000 мотелей. Причиной такого бума стала любовь американцев к семейным путешествиям на автомобиле. В Европе мотели не приобрели такой популярности: государства там небольшие, и любителям автотуризма не нужно часто останавливаться на ночевку по пути из одного пункта назначения в другой. В нашей стране, превышающей по площади США, мотели появились во времена Советского Союза. Тогда их было около десятка, и в них останавливались в основном интуристы. С началом перестройки количество мотелей стало расти, и жили в них в основном шоферы-дальнобойщики. Постепенно услугами придорожных комплексов стали пользоваться авто- и шоп-туристы. Мотели хорошо подходят также и для деловых встреч вдали от посторонних глаз, и для любовных свиданий.

Трассовый бизнес.

Исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин утверждает, что год от года число мотелей и спрос на их услуги растет. По его мнению, статистика Госкомстата, насчитывающего в России всего 53 мотеля (из которых 50 - в частной собственности, а три - в муниципальной) , отстает от реальности, как минимум, в два раза. Как считает заместитель директора подмосковного мотеля "Джунгли" Юлия Страхова, число мотелей в действительности приближается к 50 По данным Госкомстата России, 48% мотелей сосредоточено в Центральном округе, 24% - в Южном, 12% - в Сибирском и 12% - в Северо-Западном. Еще 4% раскидано по другим регионам. Заместитель руководителя департамента туризма Минэкономразвития Анатолий Ярочкин поясняет, что мотели в основном строятся вдоль федеральных трасс: их много в Подмосковье, Ленинградской, Тверской, Владимирской, Ярославской областях.

Поэтому сейчас мотели организуют те, чей бизнес непосредственно связан с трассами. Ламшин говорит, что мотели часто входят в инфраструктуру, которую создают вокруг АЗС и автосервисов их владельцы. "Мотели в России в основном строят те, кто "владеет" трассами, - рассказывает Смирнова. - Маркетинговые исследования при этом не проводятся, и окупаемость проекта не высчитывается". По мнению Ламшина, строительство мотеля уровня 1 - 2 звезды на 30 - 40 номеров обходится примерно в $1 млн. Смирнова считает, что приличный мотель в России можно построить за меньшие деньги - $50 000 - 250 000, а срок его окупаемости составит более трех лет.

"Мотельный бизнес в России пока носит неорганизованный характер", - отмечает заместитель директора по маркетингу Hotel Consulting and Development Group Марина Смирнова. Собираясь из Москвы, скажем, в Новый Уренгой, невозможно найти список мотелей, которые встретятся по пути. Реклама мотелей на дорогах, отмечает Смирнова, тоже не всегда заметна. Ярочкин из Минэкономразвития отмечает, что серьезные инвестиции в мотельный бизнес пока не поступают. "Вложения в гостиничный бизнес окупаются через 5 - 8 лет", - говорит чиновник. Крупные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в проекты, которые окупаются быстрее, к примеру - в строительство жилья.

Сутки проживания в мотеле по России стоят в среднем $8 - 1 В некоторых мотелях есть и VIP-номера. Например, в подмосковном отеле "Джунгли" номер стоит от 800 руб. до 4000 руб. В смоленском "Оазисе" - от 450 руб. до 3000 руб. Мотели могут существенно различаться не только по ценам, но и по набору услуг. В одних комплексах можно только принять душ и несколько часов отдохнуть. А в других - с комфортом провести несколько суток, сходить в ресторан и сауну, поиграть на бильярде и т. п.

В отличие от мотелей США, средний номерной фонд которых составляет 100 номеров, российские "гостиницы на дороге" гораздо скромнее. Например, по оценке специалиста департамента Смоленской области по культурной политике и туризму Людмилы Жук, количество номеров в мотелях области колеблется от шести до 50.

Эксперты отмечают, что зачастую владельцы придорожных комплексов не регистрируют их, чтобы избежать увеличения платы за услуги ЖКХ, аренду земли и прочее. "У нас под вывеской "мотель" работает несколько юрлиц", - рассказал на условиях анонимности директор одного придорожного комплекса. Одно из них, по его словам, сертифицировано как гостиница, другое - как автостоянка, и т. д. Иногда подобное деление просто связано с тем, что у каждой части мотеля есть свой собственник.

Инвесторы появляются.

Одним из приоритетных направлений деятельности Госстроя в этом году станет внедрение энергосберегающих технологий. Об этом в пятницу в ходе селекторного совещания, посвященного работе ЖКХ в зимний период, сообщил глава Госстроя Николай Кошман. По его словам, в 2003 г. экономический эффект от использования энергосберегающих технологий составил 5,9 млрд рублей. Энергосберегающие технологии позволяют не только экономить тепловую и электрическую энергию, но и за счет этой экономии делают отрасль ЖКХ привлекательной для частного капитала. Однако главы регионов, по мнению чиновников из Госстроя, неохотно идут на их внедрение из-за больших капитальных расходов.

Специалист из смоленского департамента по туризму Людмила Жук говорит, что владельцы мотелей меньше всего зарабатывают на услугах по проживанию. "По рентабельности АЗС, рестораны и автосервисы впереди, так как поток желающих переночевать нестабилен, - объясняет она. - Сегодня есть дальнобойщики и туристы, завтра - нет. А поднимать стоимость номеров нельзя, поскольку тогда и вовсе в них никто не будет останавливаться". Жук полагает, что изменить ситуацию может только популяризация внутреннего туризма. С ней согласна заведующая мотелем "Оазис" Татьяна Гринкова, которая сетует, что сейчас 80 - 90% россиян предпочитают выездной туризм. А Юлия Страхова из "Джунглей" отмечает, что спрос на услуги мотелей увеличивается и дальнейшее развитие индустрии будет зависеть в основном от роста доходов автотуристов. По мнению Смирновой, добиться популярности автотуризма в России трудно при плохом качестве и небезопасности дорог. Но при этом Смирнова из Hotel Consulting смотрит на развитие своего бизнеса оптимистично, в том числе и потому, объясняет она, что в ее компанию все чаще обращаются потенциальные инвесторы, которые хотят вложить деньги в строительство мотелей. А Ярочкин уверен, что тенденцию к росту числа придорожных гостиниц уже не изменить: "Вдоль дорог появляется все больше ресторанов и кафе, а это значит, что к ним вскоре присоединятся и мотели".
Внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве позволит не только сэкономить бюджетные средства, но и снизить тарифы на коммунальные услуги для населения.

Сейчас энергосберегающие технологии внедряются в 19 субъектах Федерации, где действуют соответствующие центры. В результате, как сообщили RBC daily в пресс-службе Госстроя, достигается существенная экономия. Так, например, в Магаданской области в результате перевода котельных на газ (что также является одним из способов энергосбережения) было сэкономлено 19 тыс. тонн условного топлива, а в Ленинградской области установка 82 мини-котельных позволила закрыть 103 энергоемкие котельные, законсервировать 174 км теплотрасс (как известно, из-за сильной изношенности теплотрасс наибольшие потери тепловой энергии происходят как раз в них). По словам г﷓на Гинзбурга, одним из важных преимуществ применения энергосберегающих технологий является возможность снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это станет возможным из-за того, что в тарифы перестанут закладываться потери энергии, которые сейчас составляют до 60%. Вместе с тем серьезное снижение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в результате применения энергосберегающих технологий позволит заложить в них инвестиционную составляющую, которая в настоящее время отсутствует. «Для населения эта инвестиционная составляющая не будет ощутима, – говорит Александр Гинзбург. – Приведу простой пример. Допустим, детский сад платит за свет по тарифу 100 рублей (условно). После установки нового оборудования он будет платить 15 рублей. Если добавить сюда 2 копейки инвестиционной составляющей, их никто не почувствует». Впрочем, с тем, что внедрение энергосберегающих технологий позволит снизить тарифы, согласны не все. «Энергосберегающие технологии позволяют снизить потребление энергии, то есть уменьшить общий платеж, – сказала RBC daily руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода Ирина Стародубровская. – Тариф же на самом деле на первых порах может и возрасти, потому что энергосистеме надо будет компенсировать потери от снижения потребления энергии».

«Госстрой в настоящее время обязал всех глав администраций субъектов Федерации и муниципальных образований внедрять энергосберегающие технологии, – сказал RBC daily советник главы Госстроя Александр Гинзбург, в чьи обязанности входит в том числе внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве. – Согласно этому распоряжению, все жилые дома, которые будут проектироваться в этом и последующих годах, должны обладать полным набором энергосберегающих технологий. Это и различные ограждающие конструкции, и погодозависимые регуляторы отопления в каждом доме, и в обязательном порядке проточная вентиляция, из-за отсутствия которой в домах старой конструкции возникает так называемый «перетоп», когда батареи работают слишком сильно, что вынуждает жителей открывать форточки. Существует достаточно большое количество различных технологических приемов, которые позволяют экономить в жилых домах до 60% тепловой энергии». Кроме того, по словам г-на Гинзбурга, есть еще целый ряд технологий, которые позволяют экономить тепловую и электрическую энергию в системе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, это регуляторы плавного пуска, которые используются в канализационном хозяйстве и позволяют экономить до 22% электроэнергии. «Существуют большие ресурсы для энергосбережения в сфере освещения мест общего пользования, таких как дворы, подъезды, парки, – говорит Александр Гинзбург. – Установка новой, современной аппаратуры позволяет экономить до 60% электроэнергии. А за освещение мест общего пользования платит бюджет муниципального образования. То есть установка новой аппаратуры приводит к серьезной экономии бюджетных средств».



Главная --> Публикации