Главная --> Публикации --> Дом с умом Интрига второго полугодия Выбирая квартиру не забудьте обратить внимание Центр заповедный "конти" занялась жкх

Быть автовладельцем нелегко. А теперь, с притоком нового транспорта и ужесточением праведного административного давления, стало еще сложнее – за радость комфортной перевозки своего тела из точки А в точку В приходится платить, причем не только деньгами: в качестве разменной монеты идут нервы, потраченные в пробках и на препирательства с инспекторами ГИБДД, время, убитое в очередях на техосмотр и на поиск хороших запчастей. Но каждый автомобилист скажет, что все оно того стоит – за мысль о том, что после получаса прыжков на морозе вокруг стареньких «Жигулей» можно сесть и за пять минут доехать, стоит бороться. А уж хоть и редко реализуемая, но вполне реальная возможность сесть и уехать далеко-далеко, даже дальше, чем на дачу, безо всяких проблем и общественного транспорта, не даст расстаться с железным другом – это я вам как автомобилист со стажем говорю.

Как убереЧь железного конЯ

Но гаражи в доме пока, увы, вещь редкая, да и достаточно дорогая – менее 20 тысяч за подземную стоянку вы не найдете даже в домах экономкласса, возводимых, к примеру, ДИПСом в Куркино. Кстати, именно цена заставляет жителей домов с теплыми подземными парковками оставлять своих железных коней под открытым небом, а инвесторов продавать и сдавать машиноместа «варягам»: любить свою машину за такую цену может позволить себе не каждый. Подавляющему же большинству приходится выкручиваться кто как может. Хорошо, если есть гараж в пределах пешеходной доступности от дома или есть ГСК, где этот гараж можно купить (средняя стоимость гаража в обычном «одноэтажном» железном или бетонном ГСК в среднем колеблется в пределах 2-6 тыс. долларов в зависимости от района и «удобств» – ямы, погреба, стеллажей), что вполне соизмеримо с ценой недорогого автомобиля.

Однако есть и еще одна «сложность» автожизни – необходимость расставаться с любимым автомобилем на ночь. Именно ночь – самое опасное время для вашей «ласточки», тут и угнать (не дай бог!) могут, и стекло разбить, и поцарапать, да и вообще – как ее, родимую, оставить одну и без присмотра? Хорошо, если вы живете в доме с подземным гаражом. Хотя у богатых тоже свои сложности: были случаи, когда конструкция гаража в дорогом доме, построенном по зарубежным стандартам, просто не была рассчитана на большие джипы, которые так любят наши соотечественники: в их далеком зарубежье упор делается все больше на малолитражки (не считая Америки, конечно, где население по-прежнему, несмотря на подорожание топлива, предпочитает большие седаны-чемоданы или внедорожники).

Правда, торопиться покупать одноэтажный гараж не стоит – их судьба туманна: год назад мэр Москвы заявил о необходимости разработки программы ликвидации одноэтажных гаражей, аналогичную программе сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, и в самое ближайшее время эта идея может начать воплощаться в жизнь. В соответствии с этой программой на месте небольших гаражей возведут многоэтажные паркинги, либо, если позволяют условия, гаражи будут надстроены. Не волноваться можно только владельцам гаражей в тех местах, где паркинги построить нельзя – над метро, под ЛЭП. Какие из них снесут или надстроят, будет решаться индивидуально.

Паркинг уходит в небо

Очень неплохо, если около дома есть охраняемая парковка: машина хоть и будет «мерзнуть», но охрана ей обеспечена – за то деньги и берут. Средняя стоимость такой парковки с «фиксированным» местом – приблизительно 50 долларов в месяц (600 в год), чем ближе к центру, конечно, тем дороже. Чуть более оборудованная стоянка – с легкой металлической крышей, разделенная сеткой на машино-места, дороже – до 1200 долларов в год. Еще совсем немало мест появляется на открытых парковках, однако, к сожалению, этого недостаточно, тем более, что автопарк растет «не по дням, а по часам». Большинство же автовладельцев продолжают ставить своих железных друзей около домов, и вовсе не потому, что им так нравится, а просто потому, что другого места нет. Но это вполне естественно – в любой стране мира к ночи вдоль дорог выстраиваются вереницы машин. Казалось бы, не все так уж плохо: парковки все же строятся, у города есть целевая программа гаражного строительства и постепенно…

Предполагается, что предоставление мест бывшим владельцам будет происходить как при сносе пятиэтажек: инвестор строит паркинг при условии, что часть мест потом бесплатно передаст городу для тех, чьи гаражи сломали. Правда, компенсация коснется только тех владельцев, чьи гаражи зарегистрированы официально, а для тех, чей гараж стоял лет тридцать в сторонке, никому не мешал, но зарегистрирован не был, не предусмотрено ничего. Так ли все это будет, пока неясно. В «более крутых» – многоэтажных гаражах, где обычно есть мойка и хорошая охрана, цена уже выше – от 6 до 20 тыс. долларов за место. Здесь все зависит еще и от этажа – чем выше, тем дешевле.

Впрочем, постепенность у нас никогда не была в чести, вот революция – это да: разрушить до основанья, а затем… Так вот, сообщаем, до революции осталось три года, даже уже на 2 недели меньше. Через три года, похоже, машину ежевечерне придется забирать с собой в квартиру. В ноябре прошлого года мэрия отправила на согласование в Мосгордуму законопроект «О размещении транспортных средств на территории города», который с 1 января 2007 года запрещает парковку везде, кроме специально отведенных мест. Этот закон, по мнению его разработчиков, должен будет не только саморегулировать въезд автотранспорта в центр города, где оставить машину даже ненадолго можно будет только платно, а плата за парковки будет дифференцированной (чем ближе к Кремлю, тем дороже), но и запретит парковку автомобилей во дворах жилых домов.

Автовладельцы – новый источник доходов городского бюджета

Цель, конечно, благородная, и будем надеяться, что в случае принятия данного законопроекта, который «призван создать условия обеспечения всех автовладельцев достаточным количеством мест для размещения автомобилей на территории Москвы, в том числе по месту жительства, работы, а также при посещении мест общественного пользования», это количество мест будет создано. Нам остается ждать и верить, что простым автовладельцам не придется каждый раз договариваться с «контролирующими выполнение закона» органами, потому что им будут предлагаться именно недорогие парковочные места в пределах «пешеходной» доступности, а не плохо распродающиеся гаражи за пределами МКАД или дорогие многоэтажные паркинги, машино-место в которых стоит гораздо больше так поддерживаемого в последнее время изделия российского автопрома.
Помню, когда в начале 90-х я приобрел свою первую машину – подержанную «шестерку», в первую ночь меня периодически подмывало выглянуть в окно, посмотреть, как там она без меня, не поцарапали ли ее, родимую, не угнали ли? Должен с гордостью признаться, что ни в тот вечер, ни после я не дал себе впасть в распространенный среди автолюбителей невроз выглядывания в окно, хотя поводов для паранойи с тех пор было больше, чем достаточно...

Вот здесь-то и начинается для московских автолюбителей самое интересное: оставлять машины можно будет только, как мы уже сказали, на специально отведенных местах, которыми признаются, кроме гаражей, автостоянок и парковок, «специально оборудованные площадки или выделенные части дорог», огороженные и размеченные. Для их строительства или размещения необходимы: наличие прав на земельный участок, проектная документация и разрешение на строительство, согласованные с городскими инстанциями. Те же, кому места «на специально отведенной», к примеру, придомовой территории не достанется, придется искать другое, уже платное место парковки. Нарушители закона будут караться штрафом в размере 5 МРОТ, что на сегодняшний день составляет 500 рублей. Причем предполагается, что машино-места будут не только продаваться в собственность, но и сдаваться как в долгосрочную, так и в краткосрочную аренду. По мнению столичных властей, все это должно привлечь в городской бюджет значительные финансовые средства, которые смогут стимулировать строительный бум паркингов в городе.

Почему же большинство безгаражных водителей мечтают обзавестись гаражом или, на худой конец, «ракушкой», идя на немалые расходы и зачастую неудобства? В период социализма железный конь покупался всерьез и надолго и эксплуатировался до полного изнеможения и загнивания. Соответственно гаражное хранение тогда воспринималось в основном как средство максимального продления срока службы машины.

Загнивание нам не страшно

Булыжник – аргумент автомобилиста

Теперь совсем иной расклад: народ меняет машины как перчатки. Так или иначе, проблема коррозии – это не тот фактор, который заставляет москвичей покупать гаражи. Две другие причины гораздо злободневнее сегодня: вандализм и опасность угона.

Правда, во многих дворах, особенно в центральной части города, сейчас устанавливается режим въезда только для своих. Технически это сделать довольно просто: достаточно установить на въездах шлагбаумы, которые могут открываться дистанционным пультом из машины. Естественно, правовой статус подобных стоянок должен согласовываться с местными органами власти, чтобы избежать незаконного взимания платы за въезд лицами, не имеющими прав на территорию двора и не платящими налогов, а также обеспечить подъезд транспорта, обслуживающего предприятия торговли и обслуживания и особенно машин скорой помощи и аварийных служб.

Уровень вандализма, направленного против автотранспорта, на самом деле, сильно недооценивается официальными источниками. Причина проста – нет статистики. Да и откуда ей взяться, если в таких случаях лишь единицы обращаются в милицию, понимая, что искать злоумышленников – дело безнадежное. Между тем простой опрос знакомых и личный опыт заставляют предположить, что актов вандализма каждый день (а скорее, каждую ночь) совершается в Москве на порядок больше, чем угонов. Причем значительная стараниями автовладельцев, которые таким красноречивым образом пытаются продемонстрировать свои эксклюзивные права на данное стояночное место. Надо ли говорить, что подобные претензии на эксклюзивность в отношении земли, находящейся в общем пользовании, лишены каких-либо юридических оснований независимо от места и стажа проживания и прочих факторов.

Все сдано

В любом случае – со шлагбаумами или без – никто, разумеется, не имеет права совершать противоправных действий против чужой собственности. Но происходит это сплошь и рядом. Трогательными историями на эту тему можно было бы заполнить всю статью. В некоторых местах обстановка действительно напоминает боевую. Например, перед моим подъездом, где, не в пример многим дворам, мест для парковки хватает, кто-то с остервенением, достойным лучшего применения, отстаивает свои права на одно конкретное стояночное место. Причем, похоже, что уже началась цепная реакция: владельцы покалеченных машин начинают мстить тем, кто в течение нескольких дней подряд ставит туда свою машину, предполагая (наверняка, ошибочно), что именно это и есть машина их тайного обидчика. Заранее узнать, что данное место является «заколдованным» (как у Гоголя) невозможно. В середине декабря мне проломили крыло. Я подумал – кто-то задел случайно. Но вскоре понял, что ошибался: перед самым Новым годом мне проломили уже крышу (то есть не мне, конечно, а машине, опять же). С тех пор я стал наблюдать, что происходит с машинами, оставляемыми на этом месте. За две недели еще два инцидента: одной машине проломили багажник похожим инструментом, видимо, молотком, у другой выбили ветровое стекло.

Прав оказался он: я пожалел. На следующее утро на переднем колесе из четырех болтов осталась одна секретка, чего я, конечно, не заметил. Колесо отлетело на приличной скорости, когда я ехал в левом ряду и начал тормозить на перекрестке. Оно картинно укатилось через весь перекресток, а машину занесло на встречную полосу. К счастью, никто не пострадал. Хотя было очевидно, кто отвернул болты, но разбираться было бесполезно: доказать невозможно, охранник мог ведь на пять минут отвернуться, пока орудовал неизвестный злоумышленник.

Вандализм – явление повсеместное, могу об этом свидетельствовать как человек, который за полтора года сменил четыре квартиры. Особенно обидно было, когда я взял у родственника на два дня его Nissan и в первую же ночь мне выбили ветровое стекло. Правда, в борьбе за справедливость некоторые идут еще дальше. Во дворе моего дома по Беговой улице, д. 13 несколько лет назад организовалась платная стоянка, места на которой тут же стали предоставляться жильцам других домов, а также муниципальному начальству. Когда места кончились, охранники стали предлагать присмотреть за вознаграждение за машинами, оставляемыми возле забора стоянки. Я узнал об этом, когда поздно ночью попытался поставить туда свою машину (больше было некуда). Охранник выскочил из будки и сообщил, что место «сдано» и потребовал убрать машину. Я гордо отказался, сказав, что они не могут сдавать землю во дворе. Он столь же гордо пообещал, что я пожалею.

Через пару недель доблестные работники РЭУ сбросили на мою машину сосульку с крыши. Объявления о готовящейся чистке крыши вывешено не было, по квартирам никто не прошел. Моя мама прибежала со двора и спросила: «Там не твоя машина возле дома стоит?» Когда я выбежал, все уже было кончено: огромная сосулька угодила прямо в салон, пробив ветровое секло и погнув раму. Самое интересное, что рядом стояла работница РЭУ, которая по рации (!) направляла действия того, кто скидывал сосульки. Наверное, в детстве она очень любила играть в морской бой. Я сфотографировал ледовое побоище, но обращения в РЭУ и милицию желаемого результата не дали: случайно вышло, никто не виноват.

Опасная зона размером с город

Я посвятил значительную часть статьи автовандализму, но отнюдь не хочу умалять угрозы угона, которая для многих является главным позывом к покупке или аренде места в гараже или на стоянке. Только по официальной статистике, в Москве каждый месяц угоняется порядка тысячи автомобилей (20-30 в сутки). Что касается охранных и противоугонных средств, то на каждое из них есть противодействие в руках профессионалов.

Конечно, я уехал в Америку не из-за этих пустяков, но подсознательное ощущение, что жить становится небезопасно, сыграло свою роль. Должен признать, что за пять лет в США мне однажды выбили стекло в машине (опять же Nissan). Но произошло это в тот недолгий период, когда из-за недостатка средств я жил в неблагополучном районе, рядом с которым обитало испаноязычное люмпенизированное население. В Штатах все зависит от района. Москву в этом контексте можно считать сплошной территорией неблагополучия, и вопрос сохранности железных друзей человека стоит одинаково остро и где-нибудь в Коньково, и в переулках Арбата, так что популярность гаражно-стояночного хранения остается высокой.

Московские автолюбители хорошо осознают реальные опасности неохраняемого использования транспортного средства. А страх – лучший продавец, о чем хорошо знают страховщики. Это не может не вызывать интерес потенциальных инвесторов, а значит, и московских властей. По мнению экспертов, гаражная программа Московского правительства может стать едва ли не столь же масштабной, как снос пятиэтажек.

Все, что нужно – прибыльно, а значит, хорошо

Борьбу за землю столица проиграла. Московские власти не смогут теперь самостоятельно устанавливать цену на землю. Таково определение Конституционного суда, вступившее вчера в силу. Решение суда должно наконец-то прорвать бойкот на продажу земли, фактически установленный столичным правительством.

Наступивший год может стать переломным в определении финансового механизма реализации этой программы, причем механизм, судя по всему, будет аналогичным – права на аренду земли будут предоставляться в обмен на квадратные метры или рубли. Сам тот факт, что власти признали гаражную проблему социальной, а полученные дивиденды готовы использовать, в частности, на помощь «малоимущим» автовладельцам, свидетельствует о том, что в общественном сознании наступил перелом, и владелец автомобиля перестал считаться чем-то вроде классового врага. Так что народ скоро сможет получить «народный гараж», за что будут расплачиваться те, кто готовы платить за места в гаражных комплексах нового поколения по 20-30 тысяч долларов.

Дело в том, что по закону выкупная цена на землю устанавливается субъектом федерации в размере от пяти- до тридцатикратного размера земельного налога. Пока цена не установлена, земля может продаваться по минимально рекомендуемой законом (то есть пятикратной) ставке. При этом не только пяти-, но и тридцатикратная ставка налога как минимум в два-три раза ниже той цены, которую московское правительство называет рыночной. Не имея же возможности установить рыночную цену продажи, московские власти попросту не регистрировали сделки с землей. Конфликт доходил до того, что Минимущества демонстративно выставляло на продажу земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, по минимальной цене, а документы по сделке «терялись» в Москомземе.

Земельный конфликт между федеральным центром и московским правительством идет уже более двух лет. Законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» было установлено, что все собственники или арендаторы недвижимости должны переоформить свое право владения землей. Обязательный срок для выкупа земли под предприятиями, первоначально установленный до 1 января 2004 года, был перенесен на январь 2006 года. И если в регионах процесс выкупа земель с большим трудом, но стартовал, то Москва, не желая расставаться с доходами от аренды, процесс всячески затягивала. Приватизация гектара земли на северо-западе столицы принесла бы столице 1 млн долл., в то время как продажа права на долгосрочную аренду (от 50 до 90 лет) -- 17 млн долларов.

Поиски «единственно верной справедливой» цены успехом не увенчались, и федеральное правительство пошло на компромиссный вариант, отсрочив крайний срок выкупа. Москву этот компромисс не устроил (тем более что вопрос рано или поздно потребовал бы своего решения), и она предприняла радикальный шаг, обратившись в Конституционный суд. Мотивом для иска стало то, что «установлением необоснованно заниженных цен... ущемляется конституционное право субъектов РФ свободно распоряжаться землей, собственниками которой они являются». Однако пытаясь продать лакомые куски своей собственности подороже, столичное правительство попало в собственноручно вырытую яму. Суд отказался принять к рассмотрению данный запрос, сославшись на то, что «установление цен на землю и земельные участки относится к исключительной прерогативе федерального центра».

Как признавало год назад Минэкономразвития, назначенное в этом споре своеобразным арбитром и пытавшееся найти универсальный справедливый способ определения выкупной цены, в этой ситуации «две правды». Под отдельными промышленными объектами столицы рыночная цена превышает установленную кодексом в девять раз, а в Пензе и Чебоксарах, наоборот, выкупная цена превышает рыночную в пять раз, заявлял первый замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов.

«С юридической точки зрения в этом вопросе поставлена точка, -- считает управляющий партнер юридической компании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. -- Определение КС окончательно и пересмотру не подлежит. Однако московское правительство свое добро просто так не отдает, и какие технические препоны оно будет теперь ставить, остается только догадываться». С ним согласен и аналитический директора по России и СНГ Standart Poors Алексей Новиков. «Проблема выкупной цены земли актуальна для любой страны мира, -- говорит он. -- Оптимального решения, как соотнести интересы районов с высокой рыночной ценой земли и регионов, где она низка, пока не придумано».

Отныне отказывать в продаже московской земли станет уже невозможно. Как считает источник в Минимущества, в ближайшее время можно ожидать вала обращений о приватизации московской земли. Единственное, что пока может помешать оформлению ее в собственность, это то, что большая часть земельных участков до сих пор не поделена между уровнями власти. Так что продавать пока можно лишь ту землю, которая однозначно закреплена либо за федеральным центром, либо за Москвой.

В любом случае со вчерашнего дня рынок земли в Москве открыт. Так что москвичам вскоре не придется ездить за покупками за пределы МКАД, где крупные концерны покупают площади под огромные супермаркеты.
С 1 марта вступило в силу решение Мэрии Москвы передать Мосгосэкспертизе функции ценообразования и мониторинга в строительстве объектов городского заказа, а именно:

К тому же за свое поражение в Конституционном суде Москва может попытаться отыграться иными судебными методами. «Если Москва посчитает, что это участок ее, а не федеральный, то она может подать иск в собственный городской арбитражный суд или суд общей юрисдикции, попробовав для начала обкатать эту процедуру на каком-то маленьком участке», -- считает партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский.

- подготовка методических документов по формированию твердых договорных цен и пересчету сметной документации, составленной в базисном уровне цен, в текущие цены;

- методическое руководство и координация работ по разработке, согласованию и утверждению Московских территориальных сметных нормативов в базисном и текущем уровнях цен;

- ведение базы данных по инфляционному ежемесячному изменению стоимости строительной продукции;

- проведение регулярного ежемесячного мониторинга цен на строительные материалы, изделия и конструкции;

- разработка цен на строительные материалы, изделия и конструкции для строительства объектов городского заказа;

- доведение данных о мониторинге цен и об инфляционных изменениях сметной стоимости строительной продукции до проектных организаций, городских инвесторов и заказчиков;

- разработка цен на строительную продукцию и изделия для строительства объектов городского заказа.

- разработка тарифов на автомобильные перевозки грузов для строительства объектов городского заказа;

- в составе проектной документации на стадиях "проект" и "рабочий проект" в обязательном порядке должны быть представлены ведомости объемов работ, спецификации на материалы, изделия и конструкции, инженерное и технологическое оборудование. Все позиции материально-технических ресурсов в указанных спецификациях должны иметь коды ОКП;

С 1 мая текущего года будут введены в действие следующие требования к проектно-сметной документации, направляемой на экспертизу и утверждение:

Отныне всем городским заказчикам с 1 мая придется представлять на утверждение проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов со сметной стоимостью, определенной в базисных ценах 1998 года и текущем уровне цен на момент предоставления документации в Мосгосэкспертизу.

- сметная документация должна быть составлена в базисных ценах 1998 года и текущих ценах по состоянию на момент передачи проектно-сметной документации в Мосгосэкспертизу.



Главная --> Публикации