Главная --> Публикации --> Трехсторонняя ипотека Кто будет платить за паспортизацию квартир? Дом с умом Интрига второго полугодия Выбирая квартиру не забудьте обратить внимание

В понятие «мой дом» каждый вкладывает что-то свое, очень личное, глубоко переживаемое. Какие ассоциации обычно приходят на ум, когда человек вспоминает о доме? Пусть у каждого они свои, но их можно передать несколькими словами: теплый дом, родной дом. Я встречалась с людьми, которые искали останки солдат, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Они рассказывали, что когда они раскапывали найденные могилы, то у каждого (!) погибшего обязательно в истлевшем кармане гимнастерки лежали домашние ключи. Человек мог потерять солдатский медальон, но он хранил ключи от дома, чтобы все время ощущать его присутствие.

В понятие "мой дом" каждый вкладывает что-то свое, очень личное, глубоко переживаемое. Какие ассоциации обычно приходят на ум, когда человек вспоминает о доме? Пусть у каждого они свои, но их можно передать несколькими словами: теплый дом, родной дом. Я встречалась с людьми, которые искали останки солдат, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Они рассказывали, что когда они раскапывали найденные могилы, то у каждого (!) погибшего обязательно в истлевшем кармане гимнастерки лежали домашние ключи. Человек мог потерять солдатский медальон, но он хранил ключи от дома, чтобы все время ощущать его присутствие.

Если жилье и товар, то весьма необычный: человек привыкает к своему дому, так же, как и окружающим его вещам, и если вдруг их лишается, то переживает сильнейший стресс. Причем стресса не избежать, даже если человек принимает осознанное решение о смене места своего жительства – но эти переживания смягчаются радостным волнением, ожиданием благоприятных жизненных перемен. Другое дело, если человек и не думал никуда переезжать, но за него уже все решили другие: к примеру, дом, где он прожил всю жизнь, признан аварийным и предназначен к сносу.

О том, что наш дом может являться обычным товаром на рынке недвижимости, мы впервые узнали после начала приватизации в 1991 году. Тогда наиболее «предприимчивые» граждане из тех, кто не любит работать, но любит хорошо «повеселиться», поспешили распорядиться свалившимся им на голову неожиданным богатством: продавая свои квартиры или обменивая их с солидной доплатой. Правда, не всегда эти сделки заканчивались для них благополучно: хорошо, если деньги за квартиры были все-таки получены и просто пропивались, но нередки были случаи, когда «устроившие» таким образом свои дела граждане просто пропадали без вести. К сожалению, проблема эта пока остается и будет существовать до тех пор, пока не изменится человеческая природа (или не закончится бесплатная приватизация социального жилья).

Износ и аварийность жилого фонда в Москве, особенно в ее центральных районах, остро поставили проблему вынужденного переселения. Решая ее, чиновники стараются учесть экономические и юридические аспекты, считая их самыми важными. Но есть и еще одна проблемная сторона вынужденной смены места жительства: психологическая. О ней пока, к сожалению, вспоминают только психологи, которым часто приходится оказывать профессиональную помощь людям, обреченным на такой вот «недобровольный» переезд. По иронии судьбы и сами специалисты порой оказываются в подобной ситуации. Татьяна Сергеева, практикующий психолог с 20-летним стажем, вспоминала, что когда из служебного московского жилья она была вынуждена переехать в Карелию (так сложились обстоятельства), она каждый день ходила на почтамт и звонила своим друзьям – тем, что остались на Пресне. Ей снились ее тихие улочки, дом, в котором она прожила столько лет. Возвратившись в Москву, она до сих пор не может спокойно ходить по центру – «память боль прибавляет».

Вынужденное переселение: психологические проблемы

С годами человеческая психика все более «закостеневает»: перемены, которые в молодости казались нам естественным развитием наших жизненных событий, начинают нас все больше пугать. Особенно очевидным это становится, когда человеку исполняется пятьдесят: способность к безболезненному принятию перемен им практически утрачивается. Вспомните своих пожилых родителей: как бережно они хранят свои старые вещи, как остро реагируют на любые нестандартные ситуации. На старом месте все давно знакомо: своя поликлиника и врачи, которые знают каждую болячку, аптека в двух шагах от дома, а по пути в аптеку школа, где прошли самые беззаботные годы и где сейчас учится внук. И все эти вещи, которые, безусловно, важны, надо бросить и приспосабливаться к совершенно другим условиям: искать на новом месте поликлинику, магазины, сходиться с незнакомыми людьми.

На самом деле существует целый блок психологических проблем, являющихся следствием вынужденного переселения. Рвутся привычные для человека связи: с соседями, старыми друзьями по дому – часто эти отношения складывались годами, а то и десятилетиями. Кто-то может помнить, как еще на коммунистическом субботнике посадил под своим балконом маленькое деревце, а сейчас оно превратилось в раскидистую березу; кто-то вместе с другими жильцами построил детскую площадку, а сейчас на ней играют уже его внуки. Человек буквально «врос корнями» в привычную ему среду обитания. И вдруг он должен ее на что-то поменять, потому что на месте его дома запланировано построить какой-нибудь элитный квартал. Люди возмущаются, потому что не хотят быть вырванными из привычного круга, лишенными старых, годами складывавшихся связей и ехать в буквальном смысле слова в неизвестность. Особенно остро это переживают пожилые люди, для которых эта проблема тесно связана с проблемой адаптации.

Нельзя не упомянуть и о таких проблемах больших городов, как стандартизация и безликость районов массовой застройки. Не зря фильм «Ирония судьбы», чья сюжетная коллизия и построена как раз на том, что герой перепутал типовые коробки домов в Москве и в Ленинграде, до сих пор с успехом идет на нашем телевидении: проблема, к сожалению, не потеряла своей актуальности. Проблема окраин мегаполисов, так называемых рабочих кварталов, где, как правило, чрезвычайно мало или совсем нет ни театров, ни культурных центров и тому подобных мест, где люди могли бы провести свой досуг, с годами становится все более острой. Причем, к сожалению, люди, живущие там, как правило, и не особенно в этом нуждаются. У этой проблемы есть еще одна сторона. Люди, приезжающие домой, только чтобы переночевать, совершенно не знают друг друга. Они все посторонние. А постороннего человека легче ограбить или избить. Отсюда и рост преступности в «спальных» районах.

Человек Человеку... посторонний

Есть и другая сторона медали. Человек, вырванный из привычной обстановки, с трудом адаптируется к новому месту своего пребывания. Татьяна Сергеева привела страшный пример из своей практики. К ней обратилась Ольга М., учительница средних лет, жившая в коммуналке рядом со школой, где она работала. В эту же школу стал ходить ее сын, завел там друзей. А потом учительнице повезло, хотя в свете произошедших впоследствии событий, слово это можно поставить в кавычки: в середине учебного года ее коммуналку расселили, и она получила квартиру в новостройке на окраине. Сына, конечно, пришлось перевести в другую школу: там, к сожалению, мальчик не прижился и стал ездить к старым друзьям. Но для них его статус был уже четко определен: «чужак». Мальчик, которому трудно было смириться с тем, что его уже не принимают как своего, затеял драку, в результате которой был сильно изуродован. Можно ли эту проблему рассматривать только лишь как проблему жесткости несовершеннолетних? Конечно, нет.

Дом для человека по определению должен быть неким индивидуальным мирком, насыщенным значимыми событиями, любовью, теплотой. Если человек, всю жизнь проживший в старом красивом доме с лепниной на потолке и сохранившейся дореволюционной мозаикой, вдруг вынужден переехать в «типовушку», он может почувствовать свою «вышибленность» из жизни.

Во главе стройкомплекса остается Владимир Ресин, Комплекс социальной сферы возглавляет Людмила Швецова, городское хозяйство - Петр Аксенов, руководить аппаратом правительства в ранге первого заместителя мэра будет Виктор Коробченко. Изменения произошли в руководстве Комплекса по имущественно-земельным отношениям. Олег Толкачев, который прежде возглавлял этот комплекс, освобожден от должности. Мэр подписал указ о назначении Олега Толкачева представителем от исполнительного органа государственной власти Москвы в Совете Федерации. Ранее этот пост занимал Борис Никольский, который от должности освобожден.

Но такие проблемы возникают не у всех, и наши люди, привыкшие за годы перестройки и дикого капитализма ко всяким неожиданностям, поневоле начинают адаптироваться к любым, пусть даже не очень приятным нововведениям в своей жизни. Тем не менее, эти проблемы существуют и требуют своего разрешения. Может, стоит подумать о создании неких реабилитационных центров, пусть не специальных, а, к примеру, на базе уже существующих психологических консультаций, где помогали бы людям в их проблемах, связанных с жильем. Причем необязательно концентрироваться именно на проблемах вынужденного переселения, на самом деле спектр «жилищных бед» и связанных с ними стрессов чрезвычайно широк. И, к сожалению, наша сегодняшняя реальность делает его еще шире.
В новый год Москва вступила с новым правительством. Назначения и кадровые перестановки начались сразу после инаугурации столичного мэра Юрия Лужкова, который назначил вице-мэром Валерия Шанцева, сменил руководителей в Центральном, Западном и Восточном округах. Остальные префекты сохранили свои должности. Как и в прежнем составе кабинета, у мэра будет пять первых заместителей в правительстве.

Руководителем Департамента экономической политики и развития города мэр Москвы Юрий Лужков назначил Марину Оглоблину, которая ранее работала начальником Управления бюджетного планирования и городского заказа. Первым заместителем руководителя этого департамента назначен Юрий Петров.

Имущественно-земельный комплекс будет курировать Юрий Росляк, назначенный новым первым заместителем мэра. Ранее он был заместителем мэра и возглавлял департамент экономической политики и развития города. Теперь Юрий Росляк будет курировать всю экономическую сферу. В новый комплекс войдут департаменты имущества, земельных ресурсов, экономической политики и развития города, комитеты государственных заимствований, по делам о несостоятельности, лицензирования и по организации и проведению конкурсов и аукционов, а также Мосрегистрация.

Таким образом, из министров столичного правительства свой пост не сохранил только Александр Музыкантский, который курировал вопросы информации и общественно-политические связи.

Заместителем мэра, его полномочным представителем в Мосгордуме Юрий Лужков своим указом назначил Анатолия Петрова, заместителем мэра по международным и внешнеэкономическим связям - Иосифа Орджоникидзе, заместителем мэра по межрегиональному сотрудничеству и спорту - Михаила Меня. Во главе Департамента финансов остался Юрий Коростелев, Департамента науки и промышленной политики - Евгений Пантелеев, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства - Евгений Егоров, Департамента потребительсткого рынка и услуг - Владимир Малышков, Департамента продресурсов - Александр Бабурин, Департамента природопользования - Леонид Бочин, Департамента соцзащиты населения - Игорь Сырников. Департамент топливно-энергетического хозяйства города возглавил Александр Ремезов.

Появились и новые структуры. Так, образован Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов. Москомзем преобразован в Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление транспорта и связи - в Комитет транспорта и связи города Москвы.

В целях совершенствования структуры органов исполнительной власти Москвы и повышения эффективности их деятельности упразднены: Комитет города Москвы по развитию оборонно-промышленного комплекса, Управление городского заказа города Москвы, Управление бюджетного планирования и городского заказа, Управление координации имущественно-земельных отношений. Их функции переданы соответствующим департаментам и аппарату столичного правительства.

Говоря о приоритетах нового столичного правительства, мэр Юрий Лужков заявил, что главной целью для Москвы является развитие реального сектора экономики и обеспечение москвичам возможности работать и зарабaтывать, поддерживать стар шее поколение, помогать расти молодому поколению, давать ему хорошее образование, обеспечивать условие для развития спорта, поднятием культурного уровня.

На должности руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы на срок полномочий мэра Юрий Лужков назначил: Владимира Андреенкова - председателем Комитета лицензирования города Москвы, Григория Антюфеева - председателем Комитета по туризму города Москвы, Татьяну Васильеву - председателем Комитета общественных связей города Москвы, Людмилу Винокурову - начальником Главного управления государственного финансового контроля города Москвы, Анатолия Воронина - председателем Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве, Виктора Волохова - начальником Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, Людмилу Гордиенко - начальником Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Сергея Зверева - руководителем Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Ивана Ищенко - начальником Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ), Елену Карамыслову - начальником Валютно-финансового управления города Москвы, Любовь Козину - руководителем Департамента образования города Москвы, Александра Кузьмина - председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры), Николая Меркулова - председателем Комитета по связям с религиозными организациями города Москвы, Сергея Митрикова - начальником Управления информатизации города Москвы, Ирину Муравьеву - председателем Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы, Георгия Мурадова - руководителем Департамента международных связей города Москвы, Любовь Оборкину - начальником Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда города Москвы (Госгоринспекции), Николая Павлова - руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Сергея Пахомова - председателем Комитета государственных заимствований города Москвы, Игоря Преснякова - председателем Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы, Петра Сапрыкина - руководителем Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Андрея Сельцовского - руководителем Департамента здравоохранения города Москвы, Петра Сингаевского - начальником Государственной инспекции города Москвы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Мосгостехнадзора), Александра Стражникова - начальником Государственной жилищной инспекции города Москвы (Мосжилинспекции), Леонида Федорова - начальником Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы, Михаила Щербаченко - председателем Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.

Эти задачи по плечу команде Лужкова, которая за короткое время смогла изменить облик российской столицы и поднять жизненны уровень москвичей. Выступая на праздничном новогоднем приеме, устроенном московскими властями в Гостином Дворе, президент РФ Владимир Путин отметил, что такого напряженного ритма, в котором работает Москва, не знает ни один город России. Глава государства особо подчеркнул, что Москва "...поражает своим динамизмом, своим развитием, показывает xороший пример всей стране, пример того, как надо развиваться в современных условиях. Это пример эффективного управления таким сложным мегаполисом, каким являете столица России".

В числе приоритетов мэр назвал также дебюрократизацию органов исполнительном власти и борьбу с коррупцией. Москва, по его словам должна стать составным звеном по очищению власти о коррупции.

С кем же говорить о московском ЖКХ, как не с председателем комиссии Мосгордумы по ее реформе? Тем более, что недавно председатель - Владимир Васильев - был избран в Госдуму, с чем редакция его поздравляет. Итак, взгляд человека, знающего недостатки московского хозяйства - с одной стороны, но стоящего на позиции государственного деятеля федерального уровня - с другой. Важно в данном случае и первое, и второе. Ибо речь идет не только о совершенствовании самого хозяйства, но и о недостатках федерального законодательства, которое тормозит проведение реформы в Москве. Не собирается ли исправить его новый состав Думы?

ЖКХ

Когда я еще работал в Мосгордуме, мне был задан вроде бы простенький вопрос: " Какие законодательные инициативы в сфере ЖКХ были у московского законодательного органа в 2003 году?" Я задумался …и не вспомнил: не было таких инициатив. Разве что, подготовлена, но так и не принята (даже не вынесена на обсуждение!) программа развития жилищно-коммунального хозяйства города. Реформа, по сути, стоит.

ДОМА НЕОТВРАТИМО СТАРЕЮТ

Московский бюджет на 2004 год уже утвержден. На жилищно-коммунальное хозяйство выделено 53 млрд. руб. - почти шестая часть бюджета. Вроде немало, не считая средств на субсидии, которые выделяются малоимущим гражданам. Но выделенные деньги покрывают немногим больше половины потребности отрасли. Что это значит? Покрасили один подъезд, а другой оставили на следующий год? Нет, ситуация куда серьезнее. Старение жилищного фонда приближается к критической отметке, становится необратимым. И тогда уже поздно будет ремонтировать дома, их надо будет просто сносить…

В чем причина? Ни одно из предложений программы не обеспечено финансами, не подкреплено ресурсами. Нищета отрасли - главная ее беда, основной тормоз на пути каких-либо преобразований. И перспективы неутешительны.

НАДЕЕМСЯ НА СЕБЯ

Замечу, кстати, что в наступившем году Мосгордума собирается принять Закон "О мониторинге жилищного фонда города". Сейчас эту работу по своей инициативе проводит Мосжилинспекция, причем выборочно. После принятия закона наблюдение за состоянием жилых зданий Москвы, за каждым ее домом должно стать обязательным.

Или отмененные с 1 января 2004 года налоги с продаж. Я думаю, что это сделано отнюдь не в интересах населения. Ибо такая отмена вовсе не понизит цены, как об этом говорилось, а вот то, что столичный бюджет потеряет 25-27 млрд. руб., уже ясно. Не иначе, как хорошо постаралось торговое лобби…Ладно, если бы речь шла о товарах первой необходимости, а если о роскоши? Думаю, что в этом случае отмена налога с продаж была неоправданной.

В принципе, есть три источника финансирования ЖКХ: средства населения, казна города и инвестиции. Основной - казна. Но что получилось? Возможности бюджета столицы резко ограничили федеральные законодательные акты - Бюджетный и Налоговый кодексы. Если раньше налоги между столицей и Федерацией делились половина на половину, то теперь у столицы остается лишь третья часть всех сборов. Справедливо ли это? Приведу только один факт. По последней переписи в Москве живет примерно 10,5 млн. человек, притом, что зарегистрировано 8, 7 млн. Значит, почти 2 млн. - гости столицы. Но они пользуются всеми столичными удобствами. Тем не менее, деньги на строительство метро переложили целиком на город, из-за чего, кстати, ряд линий остаются незавершенными - в бюджете нет средств.

Изменится ли ситуация? Будем надеяться, что новый состав Госдумы внесет поправки в названные федеральные кодексы и даст Москве большую самостоятельность в распоряжении собственными средствами.

Понятно, что все это сказывается и на финансировании жилищно-коммунального хозяйства. Особенно остро стоит вопрос с капитальным ремонтом домов - мы выделили на него всего 8 млрд., а требуется как минимум 15, причем на те здания, которые обойтись без него уже не могут. К чему это ведет? Еще не забыт страшный пожар в студенческом общежитии… Правда, это не городской фонд, но работникам комплекса городского хозяйства столицы хорошо понятны истинные причины трагедии: в здании долгое время не было капитального ремонта.

Увеличение коммунальных платежей граждан.

КАЗНЕ НАДО ПОМОЧЬ

Кстати, была попытка перейти к полной оплате услуг ЖКХ и в Москве. Проект соответствующего постановления уже был подготовлен. Но в последний момент московские депутаты его приостановили. В результате выбрали добровольный вариант. Помните, висели плакаты по Москве: "Если ты любишь свой город на 100 процентов.…."? Чем это закончилось - известно. Платежи остались на прежнем уровне.

Что касается пресловутых "100 процентов", перекладывания на москвичей всех забот по содержанию домов, то я считаю это не то, что неоправданным, но просто безнравственным. Ни к чему хорошему это не приведет. Примеры перед глазами: Воронеж - где резкое повышение тарифов привело к тому, что люди вышли на улицы. Камчатка - когда даже коммунальщики взмолились: "Вернитесь к прежним ценам. Раньше мы получали хоть что-то. А теперь граждане вообще отказались платить".

Возьмите, например, такую знакомую и привычную часть оборудования нашего дома, как лифт. Это, по сути, самый важный и загруженный социальный "транспорт" столицы: в день он "перевозит" 10 млн. человек! Но ситуация с лифтами в городе складывается катастрофическая: многие из них исчерпали свой 25-летний технический ресурс, часто останавливаются. На замену и модернизацию всех таких подъемников - самого дорогого инженерного сооружения подъезда! - требуется 2,5 млрд. руб. Таких средств в казне нет. Придут ли на помощь сами граждане? Подсчитано: если каждая семья будет платить - помимо тех сумм, которые заложены в "техобслуживание" - хотя бы 10 руб. месяц, но целевым назначением: "на лифт", проблему можно решить. Я уже не говорю о том, что и вандализма станет меньше. В состоянии ли? Думаю, да. Это гораздо меньше суммы, выплачиваемой нами за радио (которое не слушаем) или за домофон (часто не работающий). Но ведь платим! А лифт гораздо важнее.

И все же я должен со всей определенностью сказать: без увеличения плат населения (при безусловной защите интересов малоимущих) Москве не обойтись. Жилищно-коммунальные и медицинские расходы в развитых странах самые большие. И люди уже как бы настроены на это. У нас еще нет. Но с ростом доходов населения придем к такому пониманию и мы. А привыкать к этой мысли надо уже сейчас. Так что проблема перераспределения приоритетов семейного бюджета еще впереди.

ПРИХОДИТЕ И УПРАВЛЯЙТЕ

Госстрой РФ сейчас выступает с инициативой, чтобы в платежные документы собственников жилья вошли отчисления на капитальный ремонт. Ведь согласно ГК РФ эта категория граждан должна полностью содержать свои жилища. Пока такое невозможно, в массе своей собственники ничуть не богаче нанимателей, но позаботиться о будущем капремонте зданий они все же должны.

Одна беда - не идет бизнес в жилищно-коммунальную сферу. Низкие нормативы делают его невыгодным. А тут еще поговаривают, что бюджет прекратит дотации… Кто ж возьмется за убыточное дело?

Без возникновения на рынке жилищно-коммунальных услуг конкурентной среды (а это не только улучшение их качества, но и снижение стоимости самих услуг) ничего не получится. Но сейчас ДЕЗы - практически единственные монополисты, причем далеко не самые лучшие. Никакой связи с населением у них нет. Получая гарантированные деньги из бюджета, они заботятся лишь о том, чтобы их полностью потратить. Улучшать качество обслуживания не является их обязанностью. Кто составит им конкуренцию? Частные управляющие компании. Надежные и ответственные фирмы, определенные по результатам конкурсов-тендеров - это главная надежда ЖКХ. Они не только улучшат обслуживание населения, но и защитят интересы населения (и тем самым свои) в споре с поставщиками услуг. Иными словами, снизят наши коммунальные платежи.

И еще. Известно, что один из путей повышения рентабельности работ - это их механизация. Да и дворников не хватает… Но разве заинтересована частная компания в приобретении, скажем, газонокосилки, малой снегоуборочной техники, удобных и гигиеничных контейнеров для мусора, если знает, что через год она сдаст полномочия? Что она будет делать с этим оборудованием? Год - слишком малый срок для того, чтобы компания смогла утвердиться на новом месте, развернуть работу, которая даст ощутимые результаты. Оптимальное время, на которое с компанией надо заключать договор - 3-5 лет. А если работа станет выгодной, она привлечет и инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Одно, как видите, связано с другим.

Как заинтересовать компании? Ответ на это вопрос должны дать муниципальные власти. Привлечение частного бизнеса в ЖКХ, по сути, одна из главных ее задач. Трудно? Конечно. Если прогорающий магазин, чтобы выжить, может сменить профиль, то жилищно-коммунальной фирме деваться некуда: другой работой она заниматься просто не может. Вот и надо именно в этой сфере поискать для них выгодные работы: асфальтирование дорог, капитальный ремонт и реконструкция зданий, перестилка кровли и тому подобное. В общем, как-то заинтересовать их (и закрепить это нормативными актами!), чтобы вместе с этими работами они занимались и обслуживанием зданий, и в целом работали рентабельно.

Сколько мы каждый день тратим на себя воды? Даже при самом сильном воображении нельзя представить, чтобы одному человеку в сутки понадобилось 40-50 ведер воды, включая утоление жажды, приготовление пищи и разные всякие гигиенические процедуры. А между тем Мосводоканал заложил именно такую цифру потребления влаги на каждого из нас - 380 литров.

400 ТЫСЯЧ СЧЕТЧИКОВ... НЕРАБОТАЮЩИХ

Говорят о счетчиках уже много лет, только почему-то их не вводят. Почему? Ответ простой: их установку дали на откуп …все тому же Мосводоканалу.

Как приструнить монополиста? Рецепт известный - счетчики. Они-то уж точно покажут, сколько мы тратим воды, и если это пока будет не средний показатель для Европы - 120-180 л, то и не та несусветная цифра, которую нам навязали и за которую москвичи обязаны платить.

Да не так это! За рубежом я бывал в домах многих наших бывших соотечественников. Подходил по привычке к раковине, пускал струйку, отвлекался…. И тут же слышал: "Ты что - разорить нас хочешь? Можно и прикрывать кран…" Как видите, психология меняется быстро - стоит только почувствовать связь между ней и собственным карманом. Так что уговаривать людей не надо. Сами будут знать, что делать. В данном случае - беречь влагу.

Сейчас в столице установлено порядка 400 тыс. счетчиков, но они либо не работают вообще, либо по ним не рассчитываются. Отговорки разные: нет правовой базы, нет расценок, нет организации, которая будет их поверять и тому подобное. Можно ли относиться ко всему этому серьезно? Ответ прост: водоснабжающая организация не заинтересована, чтобы они работали. В оправдание своей позиции она нередко приводит такой аргумент: "Дело не в счетчиках, а в нашей психологии. Не научили нас еще экономить воду. Как показал опыт других "щедрых" стран, берегут воду только первые 2-3 месяца после установки счетчиков, а потом возвращаются к прежним привычкам".

В 2003 году в Москве было благоустроено 7,5 тыс. дворов. Контроль осуществляла Административно-техническая инспекция и проводила его очень строго. Но когда я слышу такое, всегда думаю: "Когда закончили последнюю проверку - надо, наверно, начинать все снова. Ведь от первого до последнего двора прошло столько времени. В первых обязательно надо что-то подкрашивать и переделывать". Но по второму разу контролеры не идут.

ПОСТРОИЛИ И…ЗАБЫЛИ

Дворы за последнее время действительно преобразились. Появились детские и спортивные площадки, разбили клумбы, газоны, высажено много деревьев. Но проходит какое-то время, и все это благообразие приходит в упадок. Отказывают шарниры в качелях, ломаются скамеечки, рушатся домики, вытаптываются цветы… Бессмертная галочка! Наша неистребимая преданность к различным кампаниям! Смотр прошел, и вот уже во двор страшно зайти - такой он стал неряшливый, неприглядный. Зато вовремя отчитались (в том числе, кстати, за потраченные деньги): "В мероприятии участвовали!" А дальше - хоть трава не расти. Иногда в буквальном смысле. Относится это и к нам, жильцам, и к районным управам - они просто не выделяют деньги на содержание тех территорий, которые в свое время благоустроили.

Строить, облагораживать участки научились, а вот беречь то, что уже стоит, что сделано - не умеем. Или не хотим. Фразу " Мой двор, мой подъезд" мне невольно хочется продолжить: "Мой автомашину…Мой руки перед едой". Благоустройство - не одноразовое действие, это норма жизни. Естественная потребность. Приказ. Наш святой и никогда не убывающий долг перед городом.

Вкратце суть дела: московское правительство считает, что федеральные законы "вынуждают" ее продавать свою землю "слишком дешево". О том, что столичные власти фактически нашли способ, как обойти это требование федерального законодательства (знаменитая практика торговли не самой землей, а "правом на аренду" и "правом на застройку"), в запросе, понятное дело, ни слова. "Черный ход" - это хорошо, но хотелось бы легитимности. Все говорят, что Москва, распоряжаясь своей землей, что-то там нарушает. Разговоры вредят имиджу. Решение КС, будь оно положительным, давало бы сигнал: столица все делает правильно. Но КС поступил так, как считает нужным - в иске отказано. С подробностями - начальник управления конституционных основ частного права КС Елена Гетман.

Почему не бережем? Да потому что равнодушны, безразличны к городу. Не чувствуем его своим, родным. "По одежке" встречают не только людей. О качестве, надежности, бесперебойности работы всех муниципальных служб судят также и по внешнему виду дворов и улиц. И пока будет такое отношение, пока чистота, красота, благоустройство столицы будет считаться не кровным делом каждого, а "мероприятием", реформа жилищно-коммунального хозяйства не начнется.
Самолюбию столичных властей нанесен еще один удар. Да какой - от Конституционного суда, с которым не поспоришь. Сегодня "РГ" публикует определение КС, принятое еще 5 ноября, но вступающее в силу, стало быть, только с сегодняшнего дня.

- Опасения есть, что греха таить. Хотя Москва все-таки чаще исполняет наши решения, чем не исполняет. К сожалению, мы никак не можем заставить Москву исполнять свои решения - у нас нет ни своей "армии", ни "полиции". Остается надеяться только на добрую волю столичных чиновников. Впрочем, будет или нет решение исполнено - это, конечно, крайне важно, но куда важнее публично и громко сказать, как "должно быть по закону". Что мы и делаем. Если бы мы, принимая решение, следовали такой логике - "а, все равно исполнять не будут" - какой толк был бы от нашей работы?

- Новое решение КС на тему "земля в Москве" вызывает в памяти его же решение по знаменитому делу Тамары Близинской, принятое в конце 2001 года, но исполненное правительством Москвы только несколько дней назад, и то после масштабных статей, громких телесюжетов и писем Президенту РФ. Вы не опасаетесь, что и это определение КС Москва постарается "замотать", если не проигнорировать?

- Нет. Определения КС окончательны и обжалованию не подлежат.

- У Москвы есть право обжаловать ваше определение?

- Нет. Ситуация с самого начала была достаточно ясной, и вся затея с иском в КС изначально представлялась бесперспективной. Доводы судей КС сильные, это не тот случай, когда та или иная сторона играет на "неясностях законодательства". Конституция прямо говорит, что вопросы ценообразования, в данном случае на землю - исключительная компетенция Федерального центра. Значит, по какой цене продавать государственную землю в Москве или в Чебоксарах, решает Центр, и только он. Целесообразна такая практика или нет - другой вопрос, но его обсуждение не входит в компетенцию КС. Закон может быть плохим, но наша задача - сделать так, чтобы все было по закону.

- У вас были какие-то разногласия, колебания?

- На самом деле и таких сомнений не было. Мы не получили от москвичей ни одного документа, доказывающего, что столица на самом деле вынуждена торговать землей по дешевке. Не скажу, что в обязанности КС входит изучение таких сугубо экономических выкладок, но все же их не было. Мы исходили из того, что Правительство, когда принимало свое решение, всесторонне изучило экономическую сторону вопроса, и взяло цены и коэффициенты не с потолка. Да, земля в столице и больших городах должна стоить дороже, чем в поселках, но ведь в законах четко прописаны "ножницы", повышающие коэффициенты, позволяющие это учитывать. Москва у нас спросила, конституционны ли эти "ножницы" и вообще то, что Центр диктует свои цены? Мы ответили - да.

- Значит, субъективные сомнения все-таки были: мол, правы москвичи, что не дают распродавать столицу по дешевке.

- Думаю, этого не случится. Все принимаемые в последнее время законодательные акты только подхлестывают процесс оборота земли. Взять последнее решение Совета Федерации, который выразил тревогу по поводу того, что Центр и муниципии никак не поделят землю между собой, и призвал ускорить процесс разграничения собственности.

- Вы не боитесь, что после такого определения Москва вообще заморозит легальную торговлю землей на веки вечные и уйдет в подпольные схемы с головой?

- Упаси Боже. Никакого давления. Я не думаю, что Москва, подавая свой запрос, была так уж сильно уверена в победе. Ведь и раньше КС не раз принимал "неприятные" для Москвы решения. Московские запросы для нас - дело достаточно обычное, и, поверьте, стороны успели изучить друг друга и могут прогнозировать развитие событий.

- Есть мнение, что в битве за столичную землю между Минимуществом (читай - Федеральным центром) и Москвой Центр проиграл, и Москва, обращаясь к вам, свято верила в победу. В этой связи не оказывалось ли на вас какого-либо давления, вроде "все решено, вам осталось только подписать"?



Главная --> Публикации