Главная --> Публикации --> За год жилье в москве подорожало на 30-40% Юрий лужков подтвердил, что "россия" будет снесена Кто имеет право на жилищную субсидию Правила налогового вычитания могут изменить Как не попасть в "историю с землей"

Эта приемная разместится по адресу: Дмитровское шоссе, д.5, корп.

Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города поручено сформировать пакеты документов, необходимых для оформления прав собственности города Москвы на объекты жилищного фонда, возникшие до 1 января 2000 года на основании выписки из Реестра собственности города Москвы в жилищной сфере (Реестр СЖС). Сформированный пакет документов для государственной регистрации будет направлен в единую специализированную приемную Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы с момента ее создания.

На каждый объект:

Приводим утвержденный Правительством Москвы «Регламент взаимодействия при формировании документов для оформления прав собственности города на объекты жилищного фонда», построенные в рамках реализации инвестиционных объектов:

- инвестиционного контракта;

Инвестор в 5-дневный срок с момента учетной регистрации инвестиционного контракта в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – департамент) безвозмездно представляет в департамент оригинал и заверенную в установленном порядке копию:

Инвестор в 5-дневный срок с момента подписания безвозмездно представляет в департамент оригинал и заверенную копию:

- дополнительных соглашений к инвестиционному контракту.

- акта о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционного контракта.

- протоколов поквартирного распределения к контракту;

Инвестор в течение 10 дней после заключения безвозмездно представляет в департамент заверенные копии договора о разграничении функций заказчика, договора между заказчиком и Территориальным управлением капитального строительства.

Инвестор в течение 10 дней с момента проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка безвозмездно представляет в департамент заверенные копии такого договора, дополнительных соглашений к нему.

- распоряжения о предоставлении земельного участка;

Префектура административного округа в 5-дневный срок с момента выпуска представляет в департамент заверенные копии:

- акта приемки приемочной комиссии законченного строительством объекта;

- выписки из протоколов заседаний комиссии по имущественно-земельным отношениям по вопросам предоставления участка;

МосгорБТИ по заявке департамента представляет:

- распоряжения об утверждении акта приемки приемочной комиссии.

- экспликацию на квартиру;

- поэтажный план жилого строения, содержащий контур по наружному обмеру здания, контуры квартир по внутренней грани ограничивающих квартиру стен с указанием места входа, номера квартиры, общей площади каждой квартиры, количества жилых комнат;

Регламент взаимодействия при формировании документов для оформления прав собственности города Москвы на объекты жилищного фонда, построенные за счет городского бюджета.

- справку о соответствии строительных и почтового адресов.

- Договор краткосрочной аренды земельного участка, дополнительные соглашения к нему, акт сдачи-приемки земельного участка.

Заказчик, определенный распорядительным документом Правительства Москвы, в 20-дневный срок с момента выпуска распоряжения префекта о приемке объекта в эксплуатацию представляет в департамент по каждому объекту надлежащим образом заверенный пакет документов, включающий:

- Выписку из протокола заседания комиссии по имущественно-земельным отношениям по вопросу предоставления участка.

- Акт приемочной комиссии законченного строительством объекта, распоряжения префекта административного округа об утверждении этого акта, о предоставлении земельного участка.

Документы, выданные БТИ:

- Документы, подтверждающие договорные отношения между заказчиком и техническим заказчиком.

- экспликацию на квартиру;

- поэтажный план жилого строения, содержащий контур по наружному обмеру здания, контуры квартир по внутренней грани ограничивающих квартиру стен с указанием места входа, номера квартиры, общей площади каждой квартиры, количества жилых комнат;

- паспорт жилого дома.

- справку о соответствии строительных и почтового адресов;

Терпение, господа

Дело в том, что в 1999 году был принят Закон «О порядке перестройки помещений в жилых домах», в соответствии с которым, если идти законным путем, то человек, плотно задавшийся этой целью, сможет совершить перепланировку, в лучшем случае, через год. Что же нужно сделать законопослушному гражданину, чтобы, к примеру, объединить комнату с кухней, или просто, на законных основаниях, переставить дверь в другую сторону. С этой непростой процедурой нашего корреспондента познакомил генеральный директор компании «Эркер» Михаил Ерофеев.

Но и это еще не все. Дальше начинается самое интересное – согласование с городскими службами: Пожнадзор, СЭС, Архитектурно-планировочное управление. Согласование с каждой инстанцией до последнего времени занимало месяц. Недавно Правительством Москвы был выпущен новый документ, определяющий сроки, в которые должно быть принято решение по тому или иному вопросу. Многие сроки, например по СЭС, там сокращены до двух недель. Но на сроки в целом это не совсем повлияет.

Первое, что нужно сделать для воплощения в жизнь мечты под названием «перепланировка», – это обследовать конструкции здания или квартиры, чтобы точно установить, где капитальные стены, где не капитальные. В Москве есть только две организации, которые могут это выполнять, и если следовать строго по графику, то свою квартиру вы сможете обследовать только через полгода. Дальше надо заказать проект, для того чтобы ваши желания совпали с вашими возможностями. Проект нужно нарисовать, для этого тоже есть специальные организации. Без обследования проект делать не будут, потому что неизвестно, что за стена, можно ее убирать или нет.

После получения всех бумажек надо оплатить страховку специализированному агентству, заключить договор на вывоз мусора, заключить договор на авторский надзор с проектной организацией и довести до ума вопрос с Мосгорэкспертизой. Поскольку в законе на этот счет содержится несколько расплывчатая формулировка: «...можно направить в экспертизу...», – то здесь пойдете вы получать 112-ю бумажку или нет, зависит от доброй воли районных властей. «Новый закон обязан кардинально сократить бюрократическую проволочку, – считает Михаил Анатольевич, – и обязательно в перечне документов, которые надо предоставлять на согласование, должен быть пункт, что требование иных согласований запрещается». Иначе ничего не получится, каждая инстанция будет требовать все больше и больше справок.

После согласования с «высокими» инстанциями гражданин, все еще не растерявший желание произвести перепланировку по закону, должен спуститься на землю и отправиться к местным властям – в районную управу и РЭУ. Согласование с ними тоже занимает два месяца – по месяцу в каждом случае. Кроме того, надо составить акт – «соглашение с соседями». Причем не только с соседями сверху и снизу, но и сбоку. «Я не слышал случаев, чтобы кому-то удалось это сделать», – говорит г-н Ерофеев.

А нельзя ли попроще?

А пока, чтоб вы не сильно торопились, еще один месяц нужен на прохождение жилищной инспекции. Вы все еще наивно полагаете, что это все? Нет, шоу продолжается! Когда все документы, наконец, собраны в кучку, вы должны прийти в межведомственную комиссию района. Ваша просьба должна быть рассмотрена на комиссии, которая собирается раз в месяц и состоит ровно из тех же людей, у которых весь год собирались подписи. Если решение положительное, то документы идут в префектуру, префектура выпускает распоряжение, что вам разрешена перепланировка. Ура! «У нас был рекорд, – рассказывает г-н Ерофеев, – два года мы согласовывали одну квартиру. Заказчик сказал – платить не буду, пойдем честно. Результат – два года».

Так же мучаются люди, которые связаны с офисом, особенно это касается сдачи офисов со свободной планировкой. Каждый арендатор хочет перекроить офисное помещение под свои нужды – одному подавай переговорную, а другому компьютерный зал, однако, и тут обязательное решение префектуры, обязательное утверждение префектом и т.д. «Мы этого решения префекта, – рассказывает г-н Ерофеев, – ждем по три месяца, по четыре». Мосгосинспекция, контролирующая использование помещений, дает предписание на четыре месяца, в течение которых арендатор должен заняться этим вопросом, но за четыре месяца, как мы уже выяснили, это совершенно нереально сделать, арендатора штрафуют по новой. А касается это, в результате, всех его сотрудников – те деньги, которые бизнесмен тратит на перепланировку и штрафы, он вполне мог бы потратить на их же зарплату.

Спрашивается, зачем же нам такое счастье? Дверь перенести не особо законопослушные могут в общем-то и без разрешения – вероятность того, что это когда-нибудь выяснится, мала до крайности. Вас, конечно, могут оштрафовать и даже потребовать вернуть все на место, но штрафуют обычно собственников при продаже квартиры, а о таком, чтоб кого-нибудь заставили вернуть объединенную ванную комнату к состоянию раздельной, пока никто не слышал. Самое интересное, что квартиру с перепланировкой вполне можно продать, потому как здесь закон не накладывает никаких ограничений. Перепланировка препятствием для регистрации прав собственности не является.

Делать проект для типовой панели – это абсурд

Зачем нам все это, нельзя ли как-нибудь попроще и поближе к чаяниям народным? Несомненно, закон нужен, ибо, помимо разумных граждан, есть еще и экстремалы, пытающиеся водрузить в комнату бассейн или снести все стены, включая наружные, но большинство-то, живущее в стандартных блочных домах, почему из-за них должно страдать?

На практике это предложение должно означать следующее: Каждый желающий что-то изменить в своей квартире может и должен(!) прийти в управу, посмотреть возможные варианты типовых перепланировок (а желания владельцев типовых квартир, скажем вам по секрету, на 99,9% одинаковы и обусловлены конструктивными недостатками домов), выбрать желаемый вариант, утвержденный, согласованный со всеми инстанциями и многократно опробованный. Заплатив небольшую сумму и потратив минимум времени, заявитель сможет получить соответствующее разрешение. «Сейчас мы ведем речь о том, чтобы разграничить законодательство для панельного домостороения, на которое приходится 80% всего жилья, и прочее, – говорит г-н Ерофеев. – Давайте уважать 80% людей в Москве, давайте их не загонять в угол, а способствовать тому, чтобы они могли жить и чувствовать себя нормально». Если же владелец хочет какой-либо немыслимый вариант, тогда, конечно, надо идти по полному кругу. «Давайте все же законодательство построим таким образом, чтобы оно было повернуто к людям», – говорят риэлторы, но их пока не слышат. И чтобы оно было к ним повернуто именно лицом, добавим мы от себя.

«Никто не говорит, что не надо делать проект, – замечает г-н Ерофеев, – никто не говорит, что не надо делать обследование: дома у нас разные, есть и такие, которые были построены 200 лет назад. Закон, конечно, должен иметь универсальное применение и для панельных, и для кирпичных домов, но все это можно разделить». В скором времени Мосгордумой должна быть принята новая редакция закона, в которую, по мнению Московской ассоциации-гильдии риэлторов (МАГР), должны быть внесены нормы, упрощающие перепланировку в типовых панельных домах. В МАГРе считают, и это мнение было направлено законодателям, что «разработчики типовых серий домов обязаны разработать несколько вариантов типовых переустройств жилых квартир, которые должны быть утверждены Правительством Москвы в установленном порядке. Заявители, желающие произвести перепланировку по типовым проектам, представляют в управу заявление без согласований».

Свободная планировка не освобождает от ответственности

В существующем законе уже заложены основы «переделочной демократии», но их плодами почему-то никто не пользуется. Закон подразумевает следующую конфигурацию – если у жильца есть план БТИ, то он может на нем нанести линии желаемой небольшой переделки (перенести дверь на другую сторону), и этот вопрос должен решаться на уровне Управы. «К сожалению, – сетует г-н Ерофеев, – я не знаю случаев, когда кто-то пришел на межведомственную комиссию с планом БТИ и сказал: «Вот я тут карандашом нарисовал – согласуйте мне вот это». Хотя вопрос должен решаться именно так. В каких-то случаях согласование может и нужно, а вот в типовом жилье, особенно в спальных районах, которые целиком состоят из панельных домов, там это должно решаться другим путем».

То что закон устарел и надо принимать какие-то меры, говорится уже не первый день. «Однако то, что новый закон готовится, совсем не значит, что он будет лучше, – говорит Михаил Ерофеев, – В проекте остаются достаточно сильные изъяны, и будет ли на них обращено внимание неизвестно, так как, к сожалению, с законодателями нет обратной связи». А жаль! Уж к чему к чему, а к мнению МАГРа – общественной организации, объединяющей около ста риэлторских компаний, контролирующих более половины рынка недвижимости в Москве, стоило бы прислушаться. Строители, к примеру, такой возможностью не пренебрегают – при строительстве домов по индивидуальным проектам именно риэлторское мнение является одним из решающих. Это простой здравый смысл – рекомендации риэлторов идут от потребителя.

Еще более абсурдная ситуация наблюдается при планировке помещений, которые сдаются в новых жилых домах «со свободной планировкой». Парадоксально, но факт, что если будущие жильцы не нарисовали планировку до сдачи дома в эксплуатацию, то им надо проходить все инстанции для утверждения расстановки внутренних стен: обследовать объект, выпускать проект. В таких домах всегда обозначены место кухни, стояки и привязка санузлов. «То есть все прекрасно понимают, что есть какие-то точки привязки, – говорит г-н Ерофеев, – но решение вопроса о капитальных стенах вообще не стоит, ведь дом не падает и безо всяких внутренних стен». То есть, если я завтра захочу сломать или возвести стену в периметре квартиры, в доме ничего не произойдет, несущих стен там нет изначально. Сами работники БТИ признают, что это абсурд – каждый раз затевать все это заново. «Наше мнение – все это надо убрать», – продолжает г-н Ерофеев.

Дело в том, что в 1999 году был принят Закон «О порядке перестройки помещений в жилых домах», в соответствии с которым, если идти законным путем, то человек, плотно задавшийся этой целью, сможет совершить перепланировку, в лучшем случае, через год. Что же нужно сделать законопослушному гражданину, чтобы, к примеру, объединить комнату с кухней, или просто, на законных основаниях, переставить дверь в другую сторону. С этой непростой процедурой нашего корреспондента познакомил генеральный директор компании «Эркер» Михаил Ерофеев.

Процесс законотворчества тоже может достигать здравого смысла со значительно меньшими потерями, если законодатели не будут пренебрегать мнением общества. А будет это тогда, когда общественные организации смогут направлять законы на доработку и будут давать свои рекомендации, которые помогут людям нормально жить. И совершенно необязательно делать это в тишине кабинетов. «Напротив, – считает г-н Ерофеев, – это должен быть общественный диспут на глазах прессы. Депутаты должны обращать внимание на все процессы и все мнения». Может быть, именно тогда «перепланировка» не только квартиры, но и законодательства станет легкой, приятной и с «человеческим лицом».

Первое, что нужно сделать для воплощения в жизнь мечты под названием «перепланировка», – это обследовать конструкции здания или квартиры, чтобы точно установить, где капитальные стены, где не капитальные. В Москве есть только две организации, которые могут это выполнять, и если следовать строго по графику, то свою квартиру вы сможете обследовать только через полгода. Дальше надо заказать проект, для того чтобы ваши желания совпали с вашими возможностями. Проект нужно нарисовать, для этого тоже есть специальные организации. Без обследования проект делать не будут, потому что неизвестно, что за стена, можно ее убирать или нет.

Терпение, господа

После согласования с «высокими» инстанциями гражданин, все еще не растерявший желание произвести перепланировку по закону, должен спуститься на землю и отправиться к местным властям – в районную управу и РЭУ. Согласование с ними тоже занимает два месяца – по месяцу в каждом случае. Кроме того, надо составить акт – «соглашение с соседями». Причем не только с соседями сверху и снизу, но и сбоку. «Я не слышал случаев, чтобы кому-то удалось это сделать», – говорит г-н Ерофеев.

Но и это еще не все. Дальше начинается самое интересное – согласование с городскими службами: Пожнадзор, СЭС, Архитектурно-планировочное управление. Согласование с каждой инстанцией до последнего времени занимало месяц. Недавно Правительством Москвы был выпущен новый документ, определяющий сроки, в которые должно быть принято решение по тому или иному вопросу. Многие сроки, например по СЭС, там сокращены до двух недель. Но на сроки в целом это не совсем повлияет.

А пока, чтоб вы не сильно торопились, еще один месяц нужен на прохождение жилищной инспекции. Вы все еще наивно полагаете, что это все? Нет, шоу продолжается! Когда все документы, наконец, собраны в кучку, вы должны прийти в межведомственную комиссию района. Ваша просьба должна быть рассмотрена на комиссии, которая собирается раз в месяц и состоит ровно из тех же людей, у которых весь год собирались подписи. Если решение положительное, то документы идут в префектуру, префектура выпускает распоряжение, что вам разрешена перепланировка. Ура! «У нас был рекорд, – рассказывает г-н Ерофеев, – два года мы согласовывали одну квартиру. Заказчик сказал – платить не буду, пойдем честно. Результат – два года».

После получения всех бумажек надо оплатить страховку специализированному агентству, заключить договор на вывоз мусора, заключить договор на авторский надзор с проектной организацией и довести до ума вопрос с Мосгорэкспертизой. Поскольку в законе на этот счет содержится несколько расплывчатая формулировка: «...можно направить в экспертизу...», – то здесь пойдете вы получать 112-ю бумажку или нет, зависит от доброй воли районных властей. «Новый закон обязан кардинально сократить бюрократическую проволочку, – считает Михаил Анатольевич, – и обязательно в перечне документов, которые надо предоставлять на согласование, должен быть пункт, что требование иных согласований запрещается». Иначе ничего не получится, каждая инстанция будет требовать все больше и больше справок.

Спрашивается, зачем же нам такое счастье? Дверь перенести не особо законопослушные могут в общем-то и без разрешения – вероятность того, что это когда-нибудь выяснится, мала до крайности. Вас, конечно, могут оштрафовать и даже потребовать вернуть все на место, но штрафуют обычно собственников при продаже квартиры, а о таком, чтоб кого-нибудь заставили вернуть объединенную ванную комнату к состоянию раздельной, пока никто не слышал. Самое интересное, что квартиру с перепланировкой вполне можно продать, потому как здесь закон не накладывает никаких ограничений. Перепланировка препятствием для регистрации прав собственности не является.

А нельзя ли попроще?

Зачем нам все это, нельзя ли как-нибудь попроще и поближе к чаяниям народным? Несомненно, закон нужен, ибо, помимо разумных граждан, есть еще и экстремалы, пытающиеся водрузить в комнату бассейн или снести все стены, включая наружные, но большинство-то, живущее в стандартных блочных домах, почему из-за них должно страдать?

Так же мучаются люди, которые связаны с офисом, особенно это касается сдачи офисов со свободной планировкой. Каждый арендатор хочет перекроить офисное помещение под свои нужды – одному подавай переговорную, а другому компьютерный зал, однако, и тут обязательное решение префектуры, обязательное утверждение префектом и т.д. «Мы этого решения префекта, – рассказывает г-н Ерофеев, – ждем по три месяца, по четыре». Мосгосинспекция, контролирующая использование помещений, дает предписание на четыре месяца, в течение которых арендатор должен заняться этим вопросом, но за четыре месяца, как мы уже выяснили, это совершенно нереально сделать, арендатора штрафуют по новой. А касается это, в результате, всех его сотрудников – те деньги, которые бизнесмен тратит на перепланировку и штрафы, он вполне мог бы потратить на их же зарплату.

«Никто не говорит, что не надо делать проект, – замечает г-н Ерофеев, – никто не говорит, что не надо делать обследование: дома у нас разные, есть и такие, которые были построены 200 лет назад. Закон, конечно, должен иметь универсальное применение и для панельных, и для кирпичных домов, но все это можно разделить». В скором времени Мосгордумой должна быть принята новая редакция закона, в которую, по мнению Московской ассоциации-гильдии риэлторов (МАГР), должны быть внесены нормы, упрощающие перепланировку в типовых панельных домах. В МАГРе считают, и это мнение было направлено законодателям, что «разработчики типовых серий домов обязаны разработать несколько вариантов типовых переустройств жилых квартир, которые должны быть утверждены Правительством Москвы в установленном порядке. Заявители, желающие произвести перепланировку по типовым проектам, представляют в управу заявление без согласований».

Делать проект для типовой панели – это абсурд

В существующем законе уже заложены основы «переделочной демократии», но их плодами почему-то никто не пользуется. Закон подразумевает следующую конфигурацию – если у жильца есть план БТИ, то он может на нем нанести линии желаемой небольшой переделки (перенести дверь на другую сторону), и этот вопрос должен решаться на уровне Управы. «К сожалению, – сетует г-н Ерофеев, – я не знаю случаев, когда кто-то пришел на межведомственную комиссию с планом БТИ и сказал: «Вот я тут карандашом нарисовал – согласуйте мне вот это». Хотя вопрос должен решаться именно так. В каких-то случаях согласование может и нужно, а вот в типовом жилье, особенно в спальных районах, которые целиком состоят из панельных домов, там это должно решаться другим путем».

На практике это предложение должно означать следующее: Каждый желающий что-то изменить в своей квартире может и должен(!) прийти в управу, посмотреть возможные варианты типовых перепланировок (а желания владельцев типовых квартир, скажем вам по секрету, на 99,9% одинаковы и обусловлены конструктивными недостатками домов), выбрать желаемый вариант, утвержденный, согласованный со всеми инстанциями и многократно опробованный. Заплатив небольшую сумму и потратив минимум времени, заявитель сможет получить соответствующее разрешение. «Сейчас мы ведем речь о том, чтобы разграничить законодательство для панельного домостороения, на которое приходится 80% всего жилья, и прочее, – говорит г-н Ерофеев. – Давайте уважать 80% людей в Москве, давайте их не загонять в угол, а способствовать тому, чтобы они могли жить и чувствовать себя нормально». Если же владелец хочет какой-либо немыслимый вариант, тогда, конечно, надо идти по полному кругу. «Давайте все же законодательство построим таким образом, чтобы оно было повернуто к людям», – говорят риэлторы, но их пока не слышат. И чтобы оно было к ним повернуто именно лицом, добавим мы от себя.

Еще более абсурдная ситуация наблюдается при планировке помещений, которые сдаются в новых жилых домах «со свободной планировкой». Парадоксально, но факт, что если будущие жильцы не нарисовали планировку до сдачи дома в эксплуатацию, то им надо проходить все инстанции для утверждения расстановки внутренних стен: обследовать объект, выпускать проект. В таких домах всегда обозначены место кухни, стояки и привязка санузлов. «То есть все прекрасно понимают, что есть какие-то точки привязки, – говорит г-н Ерофеев, – но решение вопроса о капитальных стенах вообще не стоит, ведь дом не падает и безо всяких внутренних стен». То есть, если я завтра захочу сломать или возвести стену в периметре квартиры, в доме ничего не произойдет, несущих стен там нет изначально. Сами работники БТИ признают, что это абсурд – каждый раз затевать все это заново. «Наше мнение – все это надо убрать», – продолжает г-н Ерофеев.

Свободная планировка не освобождает от ответственности

Процесс законотворчества тоже может достигать здравого смысла со значительно меньшими потерями, если законодатели не будут пренебрегать мнением общества. А будет это тогда, когда общественные организации смогут направлять законы на доработку и будут давать свои рекомендации, которые помогут людям нормально жить. И совершенно необязательно делать это в тишине кабинетов. «Напротив, – считает г-н Ерофеев, – это должен быть общественный диспут на глазах прессы. Депутаты должны обращать внимание на все процессы и все мнения». Может быть, именно тогда «перепланировка» не только квартиры, но и законодательства станет легкой, приятной и с «человеческим лицом».
Реформировать ЖКХ должно главным образом само население, мотивированное большими тарифными льготами, считает Игорь Артемьев.

То что закон устарел и надо принимать какие-то меры, говорится уже не первый день. «Однако то, что новый закон готовится, совсем не значит, что он будет лучше, – говорит Михаил Ерофеев, – В проекте остаются достаточно сильные изъяны, и будет ли на них обращено внимание неизвестно, так как, к сожалению, с законодателями нет обратной связи». А жаль! Уж к чему к чему, а к мнению МАГРа – общественной организации, объединяющей около ста риэлторских компаний, контролирующих более половины рынка недвижимости в Москве, стоило бы прислушаться. Строители, к примеру, такой возможностью не пренебрегают – при строительстве домов по индивидуальным проектам именно риэлторское мнение является одним из решающих. Это простой здравый смысл – рекомендации риэлторов идут от потребителя.

Главное достоинство проекта в том, что в центр реформы ставятся не власть (в лице государства или муниципалитетов) и не производители жилищно-коммунальных услуг, а потребители - жильцы. Именно они призваны стать движущей силой реформы - объединившись в товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы (ЖК) или потребительские жилищные кооперативы (ПЖК), включающие как собственников, так и арендаторов. Короче, население должно взять в свои руки управление собственными домами.

Проект программы реформирования российского ЖКХ, разработанный партией "Яблоко", по сути, предлагает реализовать в России "эстонский вариант", подробно описанный журналом "Эксперт С-З" в №3 за 27 января 2003 года.


- Суть нашей реформы - в создании экономических стимулов для граждан. Чтобы они, во-первых, объединялись в ТСЖ, ЖК или ПЖК, выполняющие функции заказчика услуг, а во-вторых, создавали или нанимали частные фирмы для непосредственного обслуживания и ремонта жилья. Чтобы запустить этот процесс, надо, с одной стороны, устранить имеющиеся препятствия, а с другой - создать дополнительные стимулы...

То, что жильцы способны делать это лучше и госструктур, и частных коммерческих фирм, сомнений не вызывает (об этом свидетельствует опыт работы передовых ЖСК, описанный в "Эксперте С-З" в 2001 году). Но главная проблема в том, как побудить их к самоорганизации. С этого вопроса мы и начали интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, заместителем председателя партии "Яблоко" Игорем Артемьевым.

- Формально разрешает, но фактически препятствует. Я уж не говорю о чрезвычайно громоздкой процедуре регистрации кондоминиумов и ТСЖ. Обратите внимание - в Петербурге ЖСК сегодня платят за коммунальные услуги даже больше, чем люди, живущие в муниципальном фонде. Это разве не препятствие?

- О каких препятствиях вы говорите? Ведь гражданам и нынешнее законодательство разрешает объединяться в ТСЖ и ЖК...

- Кооперативам говорят: "Вы - юридические лица, а раз так, то мы к вам применяем коммунальные тарифы как для предпринимателей, банков и всех остальных". Тем самым государственная политика направлена на то, чтобы ЖСК сегодня просто расформировало свой кооператив, ликвидировало ту самую коллективную форму домоуправления, которая реально существует.

- А почему такая дискриминация?

- Потому что они - органы государственного управления и особым порядком в законе они себе написали соответствующие особые правила. Отсюда - очевидное неравенство субъектов экономической деятельности. Вообще говоря, это нарушение конституционных принципов. Необходимо его немедленно устранить. Кроме того, ТСЖ и ЖК должны напрямую получать все государственные дотации, в первую очередь - на коммунальные услуги (по отоплению и горячей воде), которые сегодня сжирают естественные монополии.

- А КУГИ, владеющий государственными домами, и РЖА, которые ими управляют, тоже ведь юридические лица. Почему к ним не применяется этот порядок?

- Но ведь разницу должен будет оплачивать бюджет? Правительство может отвергнуть ваш проект только потому, что не найдет средств для компенсации...

В качестве дополнительных стимулов для граждан мы предлагаем снижение на пять лет на 50% тарифов на коммунальные услуги для граждан, являющихся членами ТСЖ, ЖСК и других форм коллективного домовладения и домоуправления. А чтобы стимулировать энергосбережение и экономию ресурсов, разумно на определенный срок снизить, скажем, на 75% тарифы на холодную и горячую воду тем гражданам, которые за свой счет поставят в квартирах счетчики...

Мы предлагаем, скажем, в течение первых трех месяцев предоставлять людям, устанавливающим счетчики, скидку в четыре раза. Тем, кто включается в процесс позже, но раньше чем через полгода, скидка уже меньше: например, в 2 раза. На следующие полгода - скидка 30%, по прошествии года - 20%. И здесь можно остановиться - чтобы скидка за установку счетчика была как минимум 20%. Аналогично будут меняться и выпадающие доходы бюджета. В первые три месяца успеют поставить счетчики не более 2-3% населения. Значит, и ущерб бюджету будет соответствующий - то есть очень небольшой. За 50% поставят счетчики процентов десять - и бюджет тоже потеряет немного. И так далее. В результате бюджет сильно не пострадает, но процесс будет запущен - а это самое главное.

- Цель нашего предложения - запустить процесс реформирования. Мы понимаем, что это очень сложно, поэтому нужен очень мощный стимул. Это как с автомобилем - чтобы он начал двигаться, нужен стартер, потребляющий много энергии. Но потом, когда движение началось, вполне хватает слаботочного генератора.

- А как быть с монополиями - поставщиками коммунальных услуг?

Но важно никого не обманывать. Правительство должно заранее принять постановление, где эта схема скидок будет четко и ясно прописана. Чтобы люди увидели градиент и подготовились. Но и само государство тоже должно хорошо подготовиться, чтобы принять этих людей.

Во взаимоотношениях с монополиями граждане должны иметь типовой договор, где детальнейшим образом прописаны все технические параметры качества поставляемых услуг. Договор должен освобождать потребителей от оплаты, если эта услуга не предоставляется, штрафные санкции, которые может предъявлять гражданин по отношению к монополии, если будет доказано, что по ее вине он получил некачественную питьевую воду или произошли перебои с электричеством. Включая компенсацию упущенной выгоды по суду. Монополия, как сторона договора, должна быть равна гражданину.

- С ними надо поступать так, как это делается во всем мире. Целый ряд секторов у нас довольно искусственно монополизирован. Например, сертификация тех же приборов учета и так далее. Ряд секторов, хотя и не самых значимых, можно демонополизировать, причем достаточно быстро.

- Говоря об организованном рынке, привлечении частного капитала и частных инвестиций, необходимо отметить, что в мире жилищно-коммунальная реформа осуществлялась главным образом на основе концессий. Смысл - в привлечении инвестиций и взаимных гарантий между государством и частным инвестором. Что касается льгот таким компаниям, то и здесь ущерба бюджету не будет - сейчас ведь частных компаний-то никаких нет, поэтому никаких налогов сегодня от них нет, поступления в бюджеты всех уровней практически равны нулю (муниципальные службы большую часть налогов не платят). Единственное - в их уставах должно быть записано, что они выполняют только этот вид деятельности, чтобы не было злоупотреблений в виде перекрестного уклонения от налогов.

- Как вы предлагаете организовать частный рынок услуг в сфере ЖКХ?

- Ваш проект требует серьезных изменений в законодательстве. Но на это могут уйти годы. Нет ли способа ускорить и этот процесс?

Я считаю, что экономическое стимулирование частной инициативы - это единственный шанс сделать реформу. Конечно, не всем это будет интересно - многие не поймут смысла реформы, нужно разъяснять. Но какая-то экономически активная часть населения (процентов двадцать) поймет.

- Вам не кажется, что нам вслед за эстонцами надо применить силу к гражданам - иначе процесс не пойдет, даже при таких серьезных льготах? Ведь вы говорите о том, что только 20% населения начнут объединяться. А остальные?

- Есть два пути. Один очень долгий - нужно внести изменения в более чем 100 законов. Есть другая возможность, за нее мы и выступаем: нужно принять один короткий федеральный закон "О некоторых вопросах жилищно-коммунальной реформы в стране". В нем должны быть четко сформулированы все условия реформы - льготы гражданам и фирмам, изменение договорных отношений с монополиями, отмена НДС для обслуживающих фирм и т.д. Только в Налоговый кодекс мы не можем внести сразу изменения - потребуется дополнительная работа.

Что получилось, например, с переписью населения в Питере и Москве? Официальные данные - 20% семей просто не открыли двери. Так не откроют и тем, кто придет загонять народ в товарищества. Значит, не будет сформирована рыночная инфраструктура. А если она не будет сформирована, все опять перейдет в ту же плоскость - "углубить" и "дайте денег".

- Мы, "думские мечтатели", конечно, можем принять такой закон в Госдуме, "кремлевские мечтатели" могут его подписать и прикажут всем вступить в кондоминиумы к такому-то числу. А кто не послушается, того что - из квартиры выселять? Я посмотрю, кто подпишет такой акт...

- Герман Греф, когда был вице-губернатором Петербурга, пытался стимулировать создание ТСЖ тем, что обещал первым полностью оплатить регистрацию кондоминиума и товарищества. Но процесс не пошел. На что рассчитываете вы?

Все должно быть по закону, без всякой травли. Конечно, если какая-то семья пьяниц является докукой для всего дома, то, по закону, ее можно выселить в коммуналку, а в дом заселить нормальных людей. Я это вполне допускаю в экономическом смысле.

Что же касается затрат на оформление ТСЖ и кондоминиумов, мы считаем, что их в любом случае должно оплачивать государство (по государственному жилому фонду).

- У Грефа процесс не пошел потому, что его льгота касалась коллектива, а не конкретных людей. К тому же - по тем платежам, которые можно делать, а можно и не делать (создание ТСЖ - дело добровольное. - Ред.). Мы же говорим о прямых льготах конкретному человеку, причем по обязательным платежам, которые он в любом случае вносит.

- Действительно, в последнее время мы стали активно сотрудничать по содержательным инициативам с реформаторским крылом правительства и Администрации Президента. И многие наши инициативы уже поддерживаются. Скажем, в области судебно-правовой реформы, избирательного и уголовного права. Квалификация наших экспертов такова, что нас внимательно выслушивают, так как видят в предложениях рациональное зерно. А потом нашу инициативу вносят в Госдуму либо от лица правительства, либо в виде предложения центристских партий. Мы не обижаемся. Для нас главное - реализация идей.

- Каковы шансы прохождения вашего проекта через правительство и Госдуму в свете установившегося особого отношения к "Яблоку" и лично Григорию Явлинскому со стороны Администрации Президента?

- Пока я этого не наблюдаю. Может быть, это связано с тем, что в Администрации и правительстве сейчас анализируют наши экономические расчеты, которые мы им передали, и хотят сами посчитать, сколько чего будет стоить. Мы готовы вместе с ними в Госстрое все еще раз просчитать. Никакой проблемы здесь нет.

- Двигается хотя бы таким способом ваш проект реформы ЖКХ?

- Как мне представляется, степень взаимопонимания значительно выросла. И это очень хорошо для дела.

- А личные взаимоотношения между Явлинским и руководителями Администрации Президента действительно стали очень тесными?



Главная --> Публикации