Главная --> Публикации --> Вершины нагорного Как стройкомплекс будет бороться с мздоимством? Дом за рубежом. дешево, еще дешевле

Между тем острота жилищной проблемы современной России свидетельствует: главным показателем развития строительства жилья должны стать не мифические метры, а количество квартир. Их государство считать не любит, потому что положение дел отнюдь не радостное. В 1980 году в РСФСР было построено 1057 тыс. квартир, в 1987-м 1182 тыс., а в 2007 году в России всего 721 тыс. Из расчета на 1 жителя в год олимпийского Мишки строили 0,43 кв. м, в перестроечном 1987-м 0,5, а в 2007 году опять 0,43 квадрата. Получается, что за два года реализации нацпроекта жилищное строительство лишь вышло на уровень 1980 года.

Cнижение темпов жилищного строительства, которое констатировал в начале недели Росстат, сгустило тучи над нацпроектом Доступное и комфортное жилье гражданам России. Небо над ним никогда не было ясным, но сейчас обложило совсем плотно: темпы ввода жилых домов по сравнению с I полугодием 2007 года снизились с 134,3 до 102,9%. При этом общий метраж составил всего 21,7 млн. кв. м из 72,5 млн. квадратов, запланированных на год. Количество же построенных квартир не превысило 240,5 тыс., это лишь 29,9% от итогового показателя прошлого года. Тем не менее правительство не отказывается от планов построить до конца года 72,5 млн. кв. метров. Этот ориентир почти соответствует позднесоветскому рекорду 1987 года, когда было построено 72,8 млн. квадратов.

Отмечая прирост жилищного фонда, составивший в период 1980 2007 годов 63,7%, гораздо реже мы вспоминаем о 92 млн. кв. м до сих пор эксплуатирующегося ветхого и аварийного жилья. Однако и эти миллионы отражают картину не полностью они не учитывают перспективу окончания срока эксплуатации панельных домов первых лет массовой застройки. Через насколько лет к имеющимся 92 млн. придется приплюсовывать еще более 600 млн. квадратов. А выделенных для решения этой проблемы 250 млрд. руб. хватит на капитальный ремонт только 12 13% фактически непригодного к проживанию жилья.

Но это еще полбеды. 28 лет назад средняя площадь построенной квартиры составляла 49,6 кв. м, в 1987-м 54,2, а в 2007 году целых 84,6 квадратов. Простор это замечательно, если бы не одно но: прирост жилищного фонда достигается за счет элитного жилья и жилья бизнес-класса, тогда как в свете обостряющейся демографической проблемы нам как воздух необходимо жилье массовое, строящееся прежде всего для молодых семей. На это, собственно, нацпроект и ориентирован.

За те же 2000 2007 годы инвестиции в основной капитал возросли в 5,7 раз, что сопоставимо с ростом цен на рынке жилья. Если в РФ с каждым годом ухудшается предпринимательский климат, фондовый рынок так и остается на уровне слабо развитых сырьевых стран, а укрепляющийся рубль ставит крест на конкурентоспособности отечественной продукции, свободным средствам не остается иного пути, как размещаться на рынке недвижимости или уходить за границу.

Строительство обходится с каждым годом все дороже. Даже по официальным данным, за 2005 2007 годы цемент подорожал на 72,4%, раствор на 65,7%, а бетон на 58,1%. При этом сводный индекс цен производителей строительной продукции за этот период вырос лишь на 32,0%. Все это указывает на возрастающую монополизацию не только самого строительства и производства стройматериалов, но и торговли строительными товарами. Тем временем с 2000 по 2007 годы цены на первичном рынке жилья выросли в 5,5 раза, а на вторичном в 7, При этом сама стоимость строительства квадрата общей площади среднестатистического российского жилого дома составляет лишь 34,5% от той суммы, которую просят за метр на первичном рынке. Остальные 65,5% инвестиционная, а точнее спекулятивная составляющая.

Все это порождает большие сомнения в том, что мы сможем в ближайшие годы превысить достижения позднесоветской эпохи. Но даже если удастся перекрыть показатель валового метража построенного жилья, существенного продвижения в решении жилищной проблемы это не принесет. Коррупция, монополизм и нежелание государства вкладывать свободные средства в жилищную сферу попросту не дадут этого сделать.
В этом номере М2 продолжает тему строительства новых дорог и развязок, которые должны появиться в столице в ближайшее время.

Спасательных кругов остается все меньше. Надежды российских властей на снижение к 2010 году средних ставок по жилищной ипотеке до 8% годовых рухнули вместе с поразившим финансовый мир кризисом ликвидности. Эффективные ставки по ипотечным кредитам постоянно растут, хотя они и без того были в несколько раз выше, чем в развитых странах. В прошлом году в США средняя процентная ставка составляла 6,0%, в Италии 5,2%, в Испании 4,4% годовых. В России только привлечение средств для рефинансирования закладных обходилось АИЖК в среднем в 11,8%, а сами ставки по кредитам составляли более 15%.

Все ночи, полные огня
Архитекторы для устранения автомобильных пробок на площади Тверской заставы решили сделать не одну большую развязку, а построить вокруг вокзала несколько маленьких транспортных эстакад. В частности, связывающих привокзальную площадь с ТТК. Сама привокзальная площадь и Бутырский вал станут... пешеходной зоной, под землей будет построен паркинг, бизнес-центр, появятся бутики и кафе. Железнодорожные пути, которые сегодня проходят под мостом-путепроводом от Белорусского в сторону Савеловского вокзала, заведут в тоннель глубиной до 12 м. А на их месте построят транспортную магистраль, которая будет начинаться на пересечении Бутырского вала и 2-го Лесного переулка с последующим подъемом на эстакаду непосредственно над Белорусским вокзалом. Затем трасса разделится: одна ветвь дороги опустится на землю у Электрического переулка, другая соединится с ТТК в районе Хорошевского шоссе. Все существующие повороты с 1-й Тверской-Ямской улицы и Ленинградского шоссе сохранят в неприкосновенности. Подъезд к вокзалу планируют сделать с улицы Грузинский вал. Не исключено, что работы начнутся уже в следующем году.

На сегодняшний день разработаны проекты реконструкции и двух самых сложных транспортных узлов города: площади Белорусского вокзала и Таганки.

На самой Таганской площади построят 10 подземных пешеходных переходов: через Садовое кольцо, Таганскую, Нижегородскую, Николоямскую, Абельмановскую улицы и Волгоградский проспект, а также несколько пешеходных мостов через Москву-реку и реку Яузу. Все развязки в районе Таганской площади будут разноуровневые. Поскольку практически нет возможности расширить территорию площади, то мэрия уже запретила строительство на Таганке «транспортноемких» объектов, административно-офисных зданий и комплексов. Проект реконструкции Таганской площади уже утвержден в префектуре ЦАО, в Департаментах природопользования и жилищной политики правительства Москвы и Мосгосэкспертизе.

Год назад появилось постановление правительства Москвы № 912-ПП «О градостроительном плане развития территории Таганского района на период до 2020 года», в котором подробно расписано, что, когда и где будут ломать и строить в районе Таганской слободы и площади. Планируют реконструкцию Таганской и Андроньевской площадей, Крестьянской, Абельмановской и Рогожской застав. Будет построена пешеходная зона в районе Нижегородской улицы, соединяющая район с парковой территорией Калитниковского пруда. Проектируется создание туристских зон в районе улиц Гончарной, Яузской, Верхней Радищевской, Николоямской, Малой и Большой Коммунистической, Андроньевского, Покровского, Новоспасского монастырей и Крутицкого подворья. Кстати, при этом должно быть снесено 115 тыс. кв. м ветхого жилья. Построят четыре транспортные развязки на площадях Рогожской, Абельмановской и Крестьянской застав и на пересечении улицы Верхняя Сыромятническая с Садовым кольцом. Запланирована реконструкция развязки на Таганской площади и у Высокояузского моста.

Одну из транспортных развязок сдадут в начале следующего года в районе Ваганьковского кладбища.

Пришел праздник и к жителям самого «парализованного» района столицы — Митино. Разработаны проекты строительства эстакады над Пятницким шоссе от Царикова переулка до РТС и 1-го Митинского переулка. Утвержден проект двух транспортных развязок: на пересечении Пятницкого шоссе с Московской кольцевой автодорогой и 1-м Митинским переулком. Через два года Митинскую улицу продлят и сделают еще один выезд на Пятницкое и Волоколамское шоссе. Отрезок от пересечения 1-го Митинского переулка с Митинской улицей до МКАД планируется расширить. Также будет построен съезд с Пятницкого на Путилковское шоссе. Рассматривается проект строительства съезда с Путилковского шоссе на МКАД. Кроме того, завершается реконструкция радиорынка с обеспечением безопасного проезда автотранспорта по Пятницкому шоссе. Здесь в последние дни уже наблюдается заметное уменьшение пробок.

Свет в конце тоннелей
В этом году будет открыт для движения транспорта уникальный тоннель под каналом им. Москвы в районе улицы Свободы. Он на треть увеличит пропускную способность Волоколамского шоссе. Кроме того, тоннель существенно облегчит путь автомобилистов от центра столицы в Южное и Северное Тушино, а также выход на МКАД и в Митино. По обе стороны канала будет сооружено несколько эстакад и проложен тоннель в насыпи Рижского направления Московской железной дороги для прямого выезда с улицы Свободы на Волоколамское шоссе. Это позволит ликвидировать все существующие светофоры и вдвое увеличит пропускную способность развязки.

После протестов жителей Солнцева откорректирован проект трассы городской магистрали между Минским и Киевским шоссе. Городская магистраль пройдет вдоль западной стороны поселка Румянцево, не затрагивая его. От развязки на Киевском шоссе предусматривается проезд как на улицу Авиаторов, так и в обход жилой застройки по улицам Родниковой и Производственной с их реконструкцией. Проект планировки участка магистрали должен разгрузить Боровское шоссе.

Вскоре начнется расширение прилегающей к мосту части проспекта Мира. Для этого придется снести пять жилых домов и ряд других сооружений. В перспективе — строительство еще одного путепровода, который будет выходить на проезд Серебрякова.

Закончена реконструкция Северянинского моста. В общей сложности путепровод обновлялся около двух лет. Мост значительно расширили, сделав вместо двух полос в каждую сторону четыре. Помимо этого строители усилили пролетные конструкции мостового строения и заменили железобетонные балки, прогнившие за время 50-летней эксплуатации. Реконструкция Северянинского моста затронула Енисейскую улицу. Проезжая часть была расширена до 11 м. Строители также сделали тротуарные дорожки и обустроили газоны.

В 2004 году начнут строительство тоннелей от района пересечения Крылатской и Осенней улиц через территорию Серебряноборского лесничества до транспортной развязки Московской кольцевой автомобильной дороги с Лыковским проездом. Магистраль предполагается сдавать в эксплуатацию поэтапно.

В настоящее время ОАО «Метрогипротранс» подготовило проект продолжения Новорижского шоссе от МКАД в центр города. В качестве продолжения трассы проектировщики предложили вариант тоннелей, состоящих из двух ярусов каждый. Верхний ярус предусмотрен для движения автотранспорта, сами трассы будут состоять из трех полос. Нижний ярус отведен для поездов метрополитена.

Два тоннеля будут построены от участка пересечения улиц Крылатской и Осенней через территорию Серебряного бора до транспортной развязки МКАД с Лыковским проездом.

Предполагается, что именно тоннель решит проблему пробок в Строгине и Крылатском. В настоящее время Новорижское шоссе заканчивается на пересечении с МКАД, и для передвижения к центру автомобилистам приходится ехать либо по улицам Строгина, либо по МКАД в сторону Волоколамского или Рублевского шоссе.

Из-за недостатка финансирования остановлены работы по расширению путепровода у Варшавской железной дороги и возведению моста в Крылатском.

К сожалению, на год отложено строительство на Сущевском валу тоннеля и транспортной развязки на пересечении Ленинградского проспекта и Беговой улицы.

На пересечении Севастопольского проспекта с улицей Дмитрия Ульянова построят подземный переход. Предполагается, что строительные работы начнутся в 2004 году и будут завершены до конца 2005 года

С заботой
Трудно сказать, составляют ли пешеходы ныне лучшую часть человечества или уже нет. Злые языки утверждают, что 30 лет назад подземные пешеходные переходы строили в том месте, где под колесами машин погибли более трех человек. Сегодня попытки сделать движение транспорта безостановочным методом строительства подземных переходов тоже можно трактовать как гуманность.

На одной из главных магистралей юго-запада столицы — Севастопольском проспекте — будут построены три новых подземных перехода. Необходимость развести пешеходные и автомобильные потоки на Севастопольском проспекте возникла после того, как эта магистраль получила выход к третьему транспортному кольцу. Из-за резкого увеличения интенсивности потока на отдельных участках была изменена организация движения. До конца 2003 года к четырем существующим подземным сооружениям добавится пешеходный переход на «большом круге»: пересечении с улицей Обручева и Балаклавским проспектом. В эти же сроки планируется сооружение перехода на перекрестке с улицей Дмитрия Ульянова. А до 2005 года планируется начать строительство пешеходного тоннеля на перекрестке с Нахимовским проспектом.

Пешеходный тоннель, ширина которого достигнет 12 м, будет осуществлять связь между Восточным и Юго-Восточным округами. Он соединит улицу Красный Казанец и улицу Хлобыстова. Кроме того, через него можно будет выйти из метро на платформу Казанской железной дороги. Сооружение подземного перехода планируется завершить в 2004 году.

Все в сторону!
Главный архитектор города считает, что «Москве необходимо одностороннее движение». «Оно не только облегчит передвижение, но и позволит решить проблему стихийных стоянок, улучшив тем самым систему парковок», — уверен главный архитектор города Александр Кузьмин.


В Москве будет создана первая крытая пешеходная зона: от Ленинского проспекта через Москву-реку к Фрунзенской набережной, затем кварталами до Комсомольского проспекта, в район Плющихи и далее через Москву-реку к площади Европы.

Идея одностороннего движения появилась у московских чиновников после неоднократных посещений американских городов. Там кварталы расположены в клеточку и на большинстве улиц движение только в одну сторону. В общем ездят, как по шахматной доске. После совещания с гаишниками и архитекторами от глобальной идеи превратить Москву в Нью-Йорк отказались.

В нашей стране любят эксперименты. Поэтому не приходится удивляться словам руководителя Мосархитектуры: «Такая схема организации движения транспорта будет вводиться не по всему городу, для начала эксперимент предполагается в Мещанском районе». Также одностороннее движение может быть организовано на улицах Пречистенке, Остоженке и на Никитском бульваре.

Последний резерв — организация так называемых «перехватывающих стоянок». Идея: все водители, которые едут в центр города, оставляют автомобили на специальных стоянках далеко за пределами Садового кольца, а к месту назначения едут на общественном транспорте. Хорошая идея, но как только появляется место для подобной стоянки, так вскоре на нем начинается строительство жилого дома. Да и с ценой за машиноместо власти никак не могут определиться. Тем более что никакой закон не только не обязывает ставить машину на «перехватывающую стоянку», но и не запрещает въезжать в центр. Поэтому все попытки мэрии придумать для водителей запреты лишь имитация бюрократической деятельности. Ничего лучше строительства дорог человечество еще не изобрело.

В очередной раз подумав, чиновники пришли к выводу, что стоянки машин вдоль улиц — основная причина затруднений в движении. Однако убрать машины не так просто. Во-первых, это частная собственность. Во-вторых, платные парковки — источник пополнения городского бюджета. По самым скромным подсчетам, разлинованный асфальт может принести городу до $30 млн в год. Осталось лишь придумать законодательную базу для безнаказанного взимания с водителей денег. За десять лет существования ГУП «Муниципальные платные парковки» это сделать не удалось.

По официальным данным, жилищное строительство в Москве за последние годы незначительно сократилось. Если в 2006 году возвели около 4,6 млн кв. м, то в 2007-м строители сдали 4,4 млн кв. м. На мой взгляд, это было связано с тем, что строительный комплекс находится в периоде реструктуризации, - считает президент группы компаний Рескор Сергей Лупашко. - Провал, на мой взгляд, носит некий технический характер, и сейчас он преодолевается. Под реструктуризацией эксперт понимает организационное дробление московского стройкомплекса на подразделения, занимающиеся дорожно-мостовым строительством (то есть борьбой с транспортным коллапсом), и структуры, занятые жилищной и инфраструктурной застройкой. Итоги первого полугодия стройкомплекс пока не подводил, но, по неофициальным данным, объем строительства жилья сохранен на уровне 2007 года. Это хорошая новость. Плохая же заключается в том, что на периферии конкурирующих с Москвой по уровню жизни центров притяжения в последние годы так и не создано. В столицу в поисках лучшей жизни прибывают новые москвичи, готовые выложить столько, сколько запросят застройщики. Процесс этот не прекращался никогда. И вот уже восемь лет, то притормаживая, то ускоряясь, цены на московское жилье растут.

Рост цен на первичном рынке жилья в Москве и ближайшем Подмосковье в первой половине года удивил всех. Цена за 1 кв. м квартир в новостройках выросла в среднем на 20% (с учетом Подмосковья - на 30%), несмотря на то что аналитики прогнозировали такой уровень цен только к концу года. Но уже весной цены взяли очередной психологический рубеж в $7 тысяч за 1 кв. м. Причина - в сокращении объема предложения коммерческого жилья в Москве. Сказался и отложенный с 2007 года спрос со стороны платежеспособных российских семей.

По данным аналитика ЗАО Пересвет-Инвест Ольги Юматовой, в 2007 году цены на рынке московских новостроек увеличились всего на 9,3%, а в этом году за первые шесть месяцев цены выросли более чем на 22%. Соглашается с ней и Сергей Лупашко из Рескора: В конце 2007 года цены практически остановились, накапливая отложенный спрос, который реализовывался в первом полугодии. По его словам, больше всего за первые полгода подорожали квартиры в домах бизнес-класса - до 25%, экономкласс прибавил в цене около 17%, а элитное жилье выросло примерно на 20%. По словам Лушкина, графики прироста денежной массы в национальной экономике (так называемый агрегат М2) практически совпадают с ростом цен на новостройки.

Этот год по сравнению с 2007-м более активный. Если летом 2007 года на рынке прослеживалась тенденция снижения деловой активности, в связи с чем цены практически не увеличивались, то за два летних месяца этого года цены в наших объектах выросли на 7,6%, - комментирует директор по маркетингу и продажам группы компаний Квартал Сергей Лушкин. В июле 2007 года 1 кв. м стоил, по данным исследований Квартала, в среднем $5178, а в июле 2008-го - уже $740 За первое полугодие, если учитывать снижение курса доллара, рост цены 1 кв. м с января по июнь составил 18,3%, - отметил Лушкин.

Кроме того, предложения застройщиков не соответствуют ожидаемому качеству. В Москве не осталось относительно дешевого жилья - жилья экономкласса, которое раньше могли себе позволить относительно небогатые семьи. Наблюдается переползание предложения в дорогой сегмент, но эти декларации застройщиков зачастую не подтверждаются соответствующим качеством стройматериалов и атрибутами, присущими жилью бизнес-класса, - говорит руководитель портала Индексы рынка недвижимости ирн.ru Олег Репченко. Предложение и спрос на квартиры находятся в дисбалансе. Застройщики предлагают крупногабаритные квартиры, например двухкомнатные квартиры по 90 кв. м, вместо вполне достаточных для двушек 60 кв. м. В дорогом доме почему-то не хватает парковочных мест для автомобилей, а отделочные материалы самые стандартные, - сетует Репченко. Сутормина отмечает, что повышенным спросом среди покупателей новостроек в первые месяцы текущего года неспроста начали пользоваться однокомнатные квартиры: они подешевле. На большие, увы, не хватает денег.

Кроме увеличения денежной массы становится меньше самих объектов. Все опрошенные Газетой аналитики отмечают сокращение предложения квартир в Москве. Аналитик компании Домострой Лариса Сутормина утверждает, что увеличилось предложение разве что в Центральном административном округе, да и то за счет реконструкции, а не за счет нового строительства. По данным портала realestate.ru, квартиры в Москве сегодня можно приобрести в 119 строящихся домах, которые анонсированы и выставлены на свободную продажу компаниями-застройщиками. База Домостроя насчитывает около 200 жилых комплексов, но все равно предложение оставляет желать и большего, и лучшего.

Аналитик компании Домострой Лариса Сутормина отмечает рост популярности жилых комплексов в так называемых предместьях Москвы (до 30 км). В списке аналитика находится около 30 охраняемых поселений с такими домами. Этот относительно новый формат жилья служит хорошей альтернативой московским новостройкам, - говорит она. - Одна из причин повышенного интереса к загородным квартирам - цена. Например, в жилом комплексе Рублевское предместье на Ильинском шоссе 1 кв. м продается по $3,5-4,3 тысячи, а квартиры в новостройках, например на юго-западе или в Западном административном округе, сейчас продаются по $7,3 тысячи за 1 кв. м, тогда как еще в январе цена была $6,7 тысячи. Ставший неподъемным квадратный метр заставляет многих аналитиков говорить о мыльном пузыре на рынке недвижимости.

Другой способ пристроить деньги - покупка квартиры в малоэтажных и малоквартирных домах в охраняемых поселках.

Как бы там ни было, если попытаться заглянуть на несколько месяцев вперед, то очевидно, что строить жилья на продажу в столице будут меньше. Во-первых, строить уже почти негде, а во-вторых, столичные власти значительно увеличивают долю социального жилья в общем объеме строительства. Кроме того, основным методом жилищной застройки провозглашена комплексная реконструкция кварталов, что, конечно же, дороже строительства в чистом поле. Так что причины будущего роста цен налицо.

Несмотря на то что рынок недвижимости Москвы и Подмосковья все больше напоминает мыльный пузырь, говорить о снижении цен было бы опрометчиво. Кроме того, у нас почти отсутствуют другие инструменты, способные оттянуть инвестиционные деньги: в первую очередь нет полноценного рынка акций, - полагает руководитель аналитической службы компании Новый город Наталья Ветлугина. С другой стороны, у застройщиков накопился достаточно большой объем непроданного жилья, и они вынуждены разными способами привлекать покупателей, предоставляя бонусы и скидки, - считает Ветлугина. - Особенно это заметно на фоне ужесточения ситуации с выдачей ипотечных кредитов.


В конце июня средняя цена метра в московской квартире взяла очередной рекорд, перевалив за 6 тысяч долларов, бесстрастно сообщает портал Индикаторы рынка недвижимости. Но заоблачные цены уже даже не потрясают воображение - стоимость недвижимости в столице давно оторвалась от реальных возможностей среднего жителя и Москвы, и страны.

Впрочем, гендиректор информационно-аналитического агентства Rway Александр Крапин считает, что сейчас затишье перед снижением цен. Дело в том, что риэлторы считают индикатором будущего поведения цен на покупку недвижимости изменения ставок аренды квартир. А они в Москве в июле хоть и незначительно, но снизились - на 0,3%.



В прогнозах, чего ждать дальше, аналитики сильно расходятся. Одни считают, что цены стабилизируются, потому что спрос скоро ужмется до минимума.

Если вы относитесь к среднестатистическому большинству, вам все равно, сколько стоит метр: 4 тысячи или У вас нет ни 80 тысяч долларов на дополнительную комнату в 20 метров, ни 12 Поэтому на вторичном рынке большинство сделок сейчас безденежные: двушку в Ясеневе меняют на трешку в Мытищах. Стоимость метра в этой схеме имеет чисто арифметический интерес.

Другие предрекают дальнейший рост, пугая квартирным дефицитом: по данным Росстата, за первые полгода темп прироста новых квадратных метров в Москве сократился на 40%.

- На рынке новостроек жилья эконом-класса сегодня нет, - замечает руководитель портала Индикаторы рынка недвижимости Олег Репченко. - Только бизнес и элитка от 10 тысяч долларов за метр и выше. Весь эконом строится под городские соцпрограммы. В условиях когда цены так высоки, очередники и льготники получают квартиры даром. Отсутствие эконома на первичке давит на вторичку - и там цены растут еще быстрее. Но очередников и льготников, может, 1%. А остальные 99% потенциальных покупателей в дешевом сегменте остаются вообще без вариантов.

В таких условиях эксперты говорят об оторванности рынка от населения. Рынок в чистом виде работает только в узком кругу покупателей элитки и бизнес-класса. Пустые квартиры в казалось бы давно заселенных комплексах с затейливыми названиями - это купленное впрок жилье теми, кому непринципиально, сколько оно стоит. Третья, четвертая, пятая недвижимость, в Москве, за городом, в Сочи, в Крыму, в Испании - этот метод сбережения сбережений в нынешних российских условиях становится все более популярным.



Власти в этом вопросе сдерживают свои обещания. Заявление Лужкова о том, что 50% всех новостроек достанется участникам социальных программ (от малоимущих очередников и многодетных до судей и ветеранов спецслужб), добросовестно воплощается в жизнь. Как быть всем остальным, неясно.



Главная --> Публикации