Главная --> Публикации --> Дом с "умной" начинкой Первые бизнес-парки —от идеи до воплощения Магазины у дома сэкономят ваше время и деньги Алексей бодунков: "надо привлечь инвесторов в дальние районы" Право на приватизацию и покупку земли юридическими лицами в москве есть, но на практике такого не происходит

Степан ОРЛОВ: «Автомобиль – частная собственность владельца, и ему нельзя запретить парковаться вне стоянок»

В ближайшую среду Мосгордума собирается рассматривать законопроект о парковке автомобилей в столице. Новый вариант документа мало чем отличается от прошлогоднего, отправленного на доработку. В нем так же запрещено парковаться везде, кроме специально оборудованных для стоянки мест. А за нарушения правил парковки предусмотрен тот же штраф – пять МРОТ (500 рублей). Между тем прокуратура Москвы еще в 2003 году предупреждала, что эта сумма противоречит Кодексу об административных правонарушениях, по которому за стоянку в неположенном месте водитель должен заплатить всего 50 рублей. В новом варианте законопроекта предусмотрен еще один штраф – за нарушение правил оплаты стоянки. Он также равен 5 МРОТ. Новый законопроект «О размещении транспортных средств на территории Москвы» правительственные чиновники и депутаты оценивают совершенно по-разному. «Столичная» решила представить читателям оба мнения. Точку зрения Мосгордумы высказывает председатель парламентской комиссии по городскому хозяйству Степан Орлов, а мнение

– Городская прокуратура предупредила, что в нем многое противоречит федеральному законодательству – Гражданскому и Административному кодексам. Но очень хорошо, что он так быстро внесен опять. Ведь в интересах граждан, чтобы этот вопрос регулировался законом, а не постановлениями и инструкциями.

– Почему Мосгордума в прошлом году не приняла первый вариант законопроекта?

– Спорных вопросов осталось много. Главный из них – можно ли брать штраф за парковку вне стоянки. Наши юристы говорят, что автомобиль – частная собственность владельца, и ему нельзя запретить парковаться вне стоянок. Тем не менее Мосгордума собирается уже в среду рассмотреть законопроект в первом чтении, а накануне обсудим его на комиссии.

– Однако в новом законопроекте мало что изменилось. Ставить машину по-прежнему можно только в специальных местах.

– Земля в Москве принадлежит городу. Другое дело, что в нынешнем виде платные стоянки действительно незаконны. Потому и нужен этот закон. Ведь все равно придется наводить порядок на улицах. Это не дело, когда из-за неправильно припаркованных машин не может подъехать к дому «скорая помощь» или ремонтная машина...

– Но Верховный суд России уже принимал решение, что платные стоянки вообще незаконны.

Дворовые разборки пытаются регламентировать законом

– Сколько будет стоить парковка? Наверное, немало, если в законе предусмотрен штраф в пять минимальных зарплат.

– Не кажется ли вам, что этот закон лоббируют владельцы многоместных гаражей?

– Знаете, вопросы о том, где можно будет парковаться и сколько это будет стоить, мы будем решать с правоохранительными органами, прокуратурой, ГИБДД и т. д. Моя задача – найти компромиссное решение. Я хочу разобраться. Мне кажется, нельзя запретить парковаться повсюду, но нельзя и ставить машины где придется.

Сергей СЕЛИЩЕВ: «Закон коснется только тех граждан, чьи автомобили не прошли техосмотр»

– Наверное, им такой закон выгоден. Мы будем смотреть ситуацию на улицах в целом: гаражи, места стоянок, парковки...

– Закон коснется только тех граждан, чьи автомобили не прошли в установленном порядке государственный технический осмотр, владелец которых не заплатил налог. Если закон вступит в силу, такие машины смогут парковаться только в специально отведенных местах. Только на них, подчеркиваю, распространяются эти правила! Это очень важно. Не нужно мести всех под одну гребенку.

– Действительно ли проект закона «О размещении транспортных средств» так суров?

– Те самые, что не попадают под действие правил дорожного движения. Это внутридворовые территории, газоны, детские площадки, тротуары… Все это делается для нашего же с вами удобства. Допустим, человек выходит из подъезда – но там пешеходу бывает вообще негде пройти между машин, которые стоят прямо на тротуарах. Пожарная машина не может к дому подъехать из-за беспорядочного нагромождения автомобилей.

– Что это за места?

– Такие машины должны будут стоять на специально оборудованных стоянках. Это могут быть и общегородские многоэтажные паркинги, и небольшие кусочки земли около дома, на которые ДЕЗ дал разрешение группе товарищей. Разрешение на то, что они будут использовать этот участок – условно, десять квадратных метров – под временную стоянку своих автомобилей. За аренду этих десяти квадратных метров они будут платить по ставкам, которые действуют в городе… Другое дело, что за нарушение правил размещения транспортных средств в нем предусматривается ответственность автовладельцев. И она достаточно жесткая.

– Что вы предлагаете?

– Не надо смешивать понятия. Мы здесь вообще не говорим о парковках. Парковка – это когда вы движетесь по автомобильной дороге, на которую распространяются правила дорожного движения. Там есть соответствующая разметка, за которой вы можете остановиться, и так далее. Здесь же речь идет только о стоянке, хранении транспорта. А за нарушение правил размещения транспортных средств на территориях города (которые не подпадают под ПДД) – административный штраф в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

– Какие штрафы устанавливаются за несоблюдение правил парковки?

– Может быть, возмутятся. Но представим ситуацию: я не имею машины, выхожу с ребенком во двор, а у меня здесь черт знает что творится… Как-то же надо этот вопрос упорядочивать.

– Люди возмутятся!

– Три года даются как раз на то, чтобы органы исполнительной власти и местного самоуправления определили упрощенный порядок предоставления земельных участков под стоянки автомобилей внутри дворов. Создается режим инвестиционной привлекательности для коммерческих организаций. Когда я точно знаю, что, если, допустим, я поставлю здесь открытую двухуровневую стоянку на 40 машин, мне это четко окупится в течение, скажем так, года. И никаких средств бюджета вкладывать в это не надо. Обычная упорядоченная стоянка.

– Где взять столько цивилизованных стояночных мест, на которых можно было бы разместить все нуждающиеся в этом автомобили?

– Обсуждение законопроекта, думаю, будет в любом случае до конца апреля. Примет или не примет его Мосгордума – это будут решать исключительно депутаты…
Частная собственность на землю в России под угрозой. Мурманская областная дума требует признать недействительным принятый два года назад Земельный кодекс. Вчера Конституционный суд рассмотрел запрос мурманчан и в ближайшие недели вынесет решение. Чиновники и эксперты рассчитывают, что у судей хватит здравомыслия на то, чтобы не отменять кодекс целиком.

– Когда состоится обсуждение вашего законопроекта? Насколько велика вероятность того, что он будет принят городской думой?

Депутаты также ссылаются на несоблюдение регламентных норм при принятии кодекса. "Если органы власти более чем трети субъектов Федерации выскажутся против проекта закона, затрагивающего предметы совместного ведения Федерации и субъектов, то без создания согласительной комиссии Госдума не может продолжать рассмотрение законопроекта", - указывают авторы запроса, ссылаясь на закон о разграничении полномочий между субъектами и Федерацией. По словам Калайды, против принятого Земельного кодекса выступили 34 субъекта Федерации, а возражения к отдельным статьям высказали 59 субъектов. "И самое главное, что практически ни один регион не поддерживал распродажу российских земель иностранцам", - говорит Калайда.

"Мы считаем, что закон был принят с грубейшими нарушениями и регламента Госдумы, и Конституции", - объясняет зампред мурманской облдумы Василий Калайда. По мнению его коллег, основной закон страны не позволяет владеть российской землей иностранцам и лицам без гражданства. Ссылаясь на 9-ю статью Конституции, депутаты пишут, что "земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", к которым не относятся иностранцы и лица без гражданства. "Мы не возражаем, чтобы земля работала на китайца или японца, можно сдавать ее в аренду на 50 или на 100 лет - но зачем же ее распродавать? - рассуждает Калайда. - За этим сюда шли Чингисхан, хазары и Наполеон, а теперь мы своими руками ее отдадим". В принятом ЗК негражданам России запрещено владеть землей только в приграничных регионах.

Добившись рассмотрения своего запроса, мурманчане уже прошли немалый путь. По словам руководителя пресс-службы Конституционного суда Анны Малышевой, из 14 000 запросов в год до рассмотрения доходит лишь несколько десятков.

"Кодекс принимался как политический документ, в нем огромное количество неточностей, - вспоминает лоббист крупной промышленной группы. - И все последующие поправки в ЗК тому свидетельство".

Партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский полагает, что исходный тезис мурманчан уязвим: "Конституция толкует землю как природный объект, а в кодексе идет речь о собственности на земельные участки. Но это разные понятия". По его мнению, отмена ЗК повлечет за собой серьезные неудобства: цены на землю вырастут, а рынок оборота земли резко сократится. "Если КС пойдет навстречу компаниям, то целая группа общественных отношений не будет ничем регламентироваться. Это просто хаос", - предсказывает лоббист крупной компании. "Правового вакуума не будет, но вопросов появится очень много", - уточняет Можаровский.

Никаких нарушений регламента не было, возражает председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский, который отвечал за прохождение кодекса через нижнюю палату Федерального собрания. "Остановить рассмотрение законопроекта может только наличие однозначно отрицательных заключений, - говорит депутат. - Но как, например, расценивать такое заключение: "Мы против законопроекта, но предлагаем внести поправки"? Или: "Прошу перенести рассмотрение законопроекта на осень"? " Плескачевский указывает на то, что многие заключения были составлены с нарушениями собственных регламентов региональных законодательных собраний. "Я даже попросил Конституционный суд приостановить рассмотрение запроса до ответа из прокуратуры, в которую я обратился, но, к сожалению, суд меня не поддержал", - говорит законодатель. Представитель правительства в КС Михаил Барщевский категорически отрицает, что ЗК принимался с нарушением регламента. "Но даже если оно и было, из этого вовсе не вытекает признание закона недействительным", - убежден юрист. Он напоминает, что в России еще не было случая полной отмены закона из-за несоответствия Конституции отдельных его положений.

Московские власти хотят расчистить 400 га в центре столицы под вторую очередь самого амбициозного городского проекта - делового центра "Москва-Сити". Возможно, управляющей компанией проекта станет девелопер АФК "Система" - "Система-Галс".

КС вчера потратил на рассмотрение иска шесть с половиной часов. На окончательный вердикт у судей обычно уходит две недели, но в исключительных случаях решение может быть вынесено и через месяц, говорит Малышева.

На то, чтобы освободить около 60 га, на которых реализуется первая очередь проекта "Москва-Сити", мэрии потребовалось 10 лет и около $350 млн. Под развитие второй очереди московские власти решили выделить уже 400 га земли. Об этом заявил в понедельник на заседании Европейского делового клуба, посвященного проекту ММДЦ "Москва-Сити", заместитель мэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе. По его словам, сейчас все участки в первой очереди проекта нашли инвесторов и ее строительство планируется завершить в 2007 г. За это время будет подготовлена перспективная территория развития для второй очереди.

Общий объем инвестиций первой очереди строительства Московского международного делового центра (ММДЦ) "Москва-Сити" в районе Краснопресненской набережной - не менее $2,4 млрд. Объем площадей, запланированных к выходу на рынок до 2007 г. , - 1,4 млн кв. м.

На территории "Сити-2" находятся более 10 жилых кварталов, подпадающих под реконструкцию, гаражные кооперативы и десятки промпредприятий: автотранспортные объединения, метизный завод "Пролетарский труд", мелькомбинат N 4, "Промстройматериалы стройдеталь завод N 6", Краснопресненский сахарорафинадный завод им. Мантулина и др. Опрошенные "Ведомостями" консультанты по недвижимости оценивают стоимость вывода этих активов в миллиарды долларов. Орджоникидзе признает, что расчистка такой территории - "сложный процесс, требующий баснословных денег ". "Реальное освобождение начнется с вывода сахарного завода, ликвидации железнодорожной ветки и переноса мелькомбината", - рассказал заместитель мэра. Тем не менее он считает, что уже через два года первые участки "Сити-2" будут выставлены на торги.

По словам Орджоникидзе, эти 400 га площади расположены в Хорошевском и Пресненском районах столицы. На севере "Сити-2" будет ограничено Звенигородским шоссе и строящимся Краснопресненским проспектом, на востоке - улицей Сергея Макеева, а на западе и юге - берегом Москвы-реки.

На предприятиях, расположенных на территории "Сити-2", о планах мэрии пока ничего не слышали. "Если городу или кому-либо еще необходима площадка, мы готовы вести переговоры о том, что нам построят аналогичный по мощностям рафинадный завод", - заявил "Ведомостям" один из совладельцев ОАО "Краснопресненский сахарорафинадный завод им. Мантулина" Андрей Чернышев. По его словам, строительство аналогичного рафинадного завода обойдется в $150 млн. А новый мелькомбинат с элеватором, по оценке гендиректора зерновой компании "Разгуляй" Алексея Иванова, стоит не менее $15 млн.

Как сообщил "Ведомостям" Орджоникидзе, для реализации этого проекта городом уже создана специальная структура. По словам одного из акционеров ОАО "Сити", пожелавшего остаться неназванным, сейчас готовится постановление правительства Москвы, по которому управляющей компанией "Сити-2" станет либо "Система-Галс", либо ее 100% -ная "дочка". Она займется привлечением кредитных средств и будет осуществлять застройку всей территории по схеме 50% жилья и 50% торгово-рекреационных комплексов с небольшим количеством офисов. "Вряд ли там появятся какие-либо другие инвесторы", - считает акционер. "Ведомостям" не удалось получить вчера комментарии на эту тему у Орджоникидзе. Однако вице-президент "Системы-Галс" Андрей Закревский подтвердил "Ведомостям", что компания действительно собирается участвовать в проекте "Сити-2", но пока не определено, в каком качестве. "Пока не разработана концепция развития "Сити-2" и не ясно, какие предприятия будут выводиться", - объяснил Закревский.

Полонский отмечает, что при сильной транспортной загрузке "Сити" здесь могут возвести жилые кварталы, а если нагрузка на основные транспортные артерии будет благоприятной, здесь продолжат строить офисы. "А спрос на жилье в этом районе формируется уже сейчас", - заключает директор департамента рекламы и маркетинга корпорации "Инком-Недвижимость" Сергей Елисеев.

Участников рынка не смутило, что управляющей компанией проекта "Сити-2" станет их прямой конкурент. Один из инвесторов первой очереди "Сити" Сергей Полонский, президент корпорации "Строймонтаж", говорит, что после освобождения территории "Сити-2" его компания будет рассматривать ее как перспективную зону для развития новых проектов. "Комплексная реконструкция кварталов интересна любому московскому девелоперу, не рассчитывающему на сиюминутную прибыль и работающему с долгими деньгами", - вторит ему пресс-секретарь корпорации "С-Холдинг " Оксана Басова. По ее словам, проекты по реконструкции дороже обычных в три раза.

Парламентские слушания, посвященные этому документу, показали: полного единения нет даже между разработчиками - Министерством природных ресурсов, Минэкономразвития и Минпромэнерго. С думской трибуны они указывали друг другу на недостатки их общего детища.

ЗАО "Система-Галс" управляет активами АФК "Система" в недвижимости и реализует проекты на сумму более $600 млн, в том числе реконструирует "Детский мир" и гостиницу "Пекин" и также строит новый офис для Siemens.
Авторы проекта Лесного кодекса оказались между двух огней: их атакуют не только экологи, но и промышленники.

Сделать лесное хозяйство прибыльным мешают, по его мнению, слишком низкие отпускные цены на лес и отсутствие реальных возможностей для привлечения инвестиций.

Заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов напомнил, что авторы прежде всего стремились вывести лесной комплекс на полную мощность. По расчетам экспертов, его потенциал - 100 миллиардов долларов в год.

В 2003 году цена куба леса на участках, сданных государством в краткосрочную аренду без аукциона, составляла от 15 до 20 рублей (это в 5 раз меньше, чем в Прибалтике, в 20 раз ниже, чем в США и Канаде). При долгосрочной аренде - уже 38 рублей за куб. А средняя цена на аукционах - 65 рублей за куб. В промышленно развитых районах аукционная цена достигает 150 - 300 рублей. "Почувствуйте разницу".

Справка "РГ"

Но это еще не все: в стране процветает незаконная вырубка леса, из-за которой бюджет теряет миллиарды. В 2002 году, по словам Циканова, ущерб составил 32 миллиарда рублей. Доходы же - всего 14 миллиардов рублей. А если учесть, что в том же году бюджет выделил на развитие лесного хозяйства 9 миллиардов рублей, то прибыль превращается в ничто.

Развитию рынка сильно мешают льготные лесозаготовки: почти 40 процентов леса заготавливается фирмами, имеющими серьезные послабления по налогам или арендной плате.

Кроме того, лесопромышленники смогут брать кредиты в банках, отдавая в залог арендованные участки - это, по мнению Циканова, поможет привлечь в отрасль инвестиции. Сама же аренда станет значительно более долгосрочной - до 99 лет, а те, кто арендовал лесной участок на срок не меньше 15 лет и ни разу не нарушил договорных обязательств, получит право выкупить его в частную собственность.

Депутаты обеспокоены тем, что государство может вообще утратить контроль над лесной отраслью.
После вступления в жизнь нового кодекса, считает замминистра, цены на лес вырастут раза в три-четыре как минимум и у лесопромышленников появятся деньги на развитие отрасли.

Взамен же государство решило переложить на плечи лесопользователей часть своих проблем: воспроизводство леса, его защиту от вредителей и пожаров и т.п. Это будет вменено в обязанность тем арендаторам, кто взял участок на срок не меньше десятилетия.

Наконец, участки, приносящие низкую прибыль, которые никто не хочет брать в аренду, будут передавать в доверительное управление на основе так называемого голландского аукциона, когда игра идет не на повышение цены, а на понижение.

Кроме того, напомнил замминистра, интерес для коммерсантов представляют в основном леса европейской части России и отчасти Приморья. А лесопромышленникам Сибири и Дальнего Востока приходится тратить значительные средства, чтобы вывезти продукцию. И если арендную плату поднять здесь хотя бы вдвое (а не втрое-вчетверо, как мечтает МЭРТ), то это вместо резкого увеличения лесозаготовок может привести к их снижению.

Однако идиллическую картину полностью развенчали другие участники слушаний. И первый пас Циканов получил от своего коллеги, заместителя министра природных ресурсов Юрия Шуваева. По проекту, выкупая участок в частную собственность, новый владелец должен уплатить государству сумму, равную арендной плате за 10 лет. Цена занижена как минимум в два раза, отрезал Шуваев. В международной практике выкупная цена равняется 20-33-кратному размеру арендной платы.

Затем атаковать кодекс ринулись лесопромышленники и депутаты. По их мнению, те предприниматели, которые сегодня арендуют лесные угодья, завтра могут лишиться сырьевой базы. В проекте не сказано, будут ли их права продлены или они теряют силу с принятием новой редакции и им придется идти на аукцион наравне с другими.

Заместитель министра промышленности и энергетики Сергей Митин в свою очередь вообще не нашел в проекте ответа на вопрос: как будут устанавливаться ставки арендной платы?

Парадоксально, но в самом привилегированном положении оказываются ученые, сельские жители и... зэки. Им по крайней мере не придется тратить средства на то, чтобы купить участок леса на аукционе. Проект кодекса предполагает, что научные институты и исправительные учреждения ГУИН смогут получить лес в аренду без конкурса - по решению Правительства РФ. То же самое касается жителей сельских домов и социальных учреждений в тех местах, где топят дровами. Нетрудно представить, какая спекуляция развернется вокруг таких "безаукционных" участков леса.

Мирон Тацюн, президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, вообще считает, что частная собственность на лес, которой так гордятся авторы, не имеет прямого отношения к эффективности лесной отрасли. В Канаде, например, 90 процентов лесов - государственные. Зато идея возложить ведение лесного хозяйства на плечи долгосрочных арендаторов, по его мнению, нанесет удар крупным компаниям - главным поставщикам российского леса. Это потребует от них огромных затрат, которые сведут на нет всю полученную прибыль. При этом пострадает и бюджет: он получит меньше налогов. Чтобы избавиться от "обременения", лесопромышленники, конечно же, постараются брать леса в аренду на срок не больше 10 лет. То есть государство не добьется желаемого эффекта: заниматься защитой и воспроизводством леса по-прежнему придется ему. Каков же выход? По мнению промышленников, надо предусмотреть для компаний механизм компенсации затрат на воспроизводство леса.

Как пояснил Циканов, теперь отношения между лесопользователем и государством будут регулироваться не решениями ведомств, а договором. И если государство будет недовольно тем, как предприниматель этот договор исполняет, оно не сможет отозвать у него лицензию, а должно будет обратиться в суд. Или... решить вопрос по "обоюдному согласию".

Выступавшие на слушаниях депутаты (они в основном представляли лесные регионы России) были больше всего обеспокоены тем, что государство может вообще утратить контроль над лесной отраслью. Вопреки обещаниям разработчиков кодекса развести управление лесной отраслью и контроль над ней по разным ведомствам пока не удалось. В новой структуре кабинета министров и агентство по лесному хозяйству, и экологическая служба находятся под "крышей" одного министерства: МПР. Но это только одна сторона медали.

Одновременно парламентские слушания обозначили конфликт между федеральной и региональной властями. Лесной комплекс имеет существенное значение для развития более чем 40 субъектов Федерации. Юрий Заболев, первый заместитель председателя Государственного собрания Республики Саха (Якутия), возмущался тем, что проект кодекса предполагает направлять все доходы от продажи леса с аукционов в федеральный бюджет. Нужно предусмотреть норму о разграничении государственной собственности на лес между центром и субъектами Федерации, настаивал он.

Бизнесмены же отлично знают, каким способом можно добиться согласия чиновника. Да и на решение суда, члены которого далеко не всегда компетентны в коммерческих вопросах, тоже можно повлиять.



Главная --> Публикации