Главная --> Публикации --> Москва попала в пятерку городов с самыми дорогими офисами Покупателям новостроек отдадут нежилые помещения домов Титульное страхование глазами профессионалов Лужкову запретили торговать землей по своим правилам Москва будет управлять своим имуществом по-новому

В ходе весенней сессии Государственная дума рассмотрит пакет поправок в законодательство, касающихся ипотечного кредитования. Эти поправки должны оказать серьезное влияние на развитие ипотеки в России: в результате ипотечные кредиты должны стать более доступными для населения. О том, что именно изменится в результате принятия поправок, корреспондент RBC daily Елена Тофанюк беседует с членом рабочей группы Игоря Шувалова, которая разработала пакет поправок, начальником управления федеральных программ АИЖК Денисом Гришухиным.

Интервью с начальником управления федеральных программ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

- Я бы не употреблял слово «кардинально», поскольку развитие ипотеки сейчас идет в нужном русле. Задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс и сделать ипотечные кредиты более доступными для населения. На это и направлены подготовленные законопроекты. Но у этой задачи есть и другая сторона. Если мы будем работать только над ускорением темпов развития ипотеки, оставляя в стороне развитие жилищного строительства, то не только не решим задачу обеспечения населения доступным жильем, но получим эффект, обратный желаемому. Президент поставил задачу увеличения в два раза объемов строительства к 2010 году. Если этого не произойдет и рынок жилья будет отставать от рынка ипотеки, мы получим резкий рост цен на жилье. Отдельные тревожные симптомы такого развития ситуации есть уже сейчас. Так, в некоторых городах, в которых рынок жилья недостаточно гибок, введение новых кредитных продуктов приводило к росту цен на жилье. Впрочем, пока это в большей степени психологический фактор, потому что ипотечных денег сейчас не настолько много, чтобы всерьез влиять на рынок жилья. Но, тем не менее, продавцы знают, что эти деньги есть, и поднимают цены на жилье даже больше, чем увеличивается платежеспособный спрос. Происходит эффект мультипликатора. Пакет законопроектов, который будет внесен в Госдуму, как раз и отличается комплексностью подхода, то есть в нем делается попытка развивать всю цепочку, начиная от предоставления земельных участков, самого строительства и, наконец, ипотечного кредитования.

- Насколько кардинально повлияет на развитие ипотеки тот пакет поправок, который будет внесен в Государственную думу этой весной?

- Строители действительно могут построить сколько угодно, но для этого нужны участки под строительство. И не просто участки, а оборудованные инфраструктурой. Основная проблема развития строительства как раз и состоит в том, что во всех крупных городах такие участки либо уже закончились, либо заканчиваются. Теперь надо строить в голом поле кварталами. Но подвести к таким участкам коммуникации стоит очень больших денег. Строители не хотят идти на такие затраты, а у муниципалитетов нет средств. Во вносимом пакете поправок делается попытка решить эту проблему путем развития института девелопмента, изменения налоговой системы и ряда других мер, которые должны сформировать механизмы финансирования обустройства земельных участков под строительство. Но в отличие от ипотеки одними законодательными мерами эту задачу не решишь. Необходимо развивать комплексные программы целевого финансирования строительства жилья в регионах с участием как государства, так и коммерческих структур. Предварительно такие планы правительством разрабатывались. Будем надеяться, что сейчас они будут подкреплены политической волей.

- Вообще-то строительство – довольно выгодный бизнес. Почему удвоение его объемов является проблемой?

- Развитие предложения жилья требует очень серьезных усилий. На федеральном уровне эта работа уже продвинулась достаточно далеко, теперь нужно активизировать ее на региональном уровне. Сейчас большинство регионов живет по принципу «дайте денег и мы построим». Эту психологию надо менять.

- Таким образом, получается, что мы хорошо понимаем, как можно развить спрос, а как быть с предложением – не знаем?

- Точной статистики пока нет, ведь рынок этот очень молодой. Но можно сказать, что эта доля не превышает нескольких процентов.

- А сколько сейчас составляет рынок ипотеки в процентах от общего рынка недвижимости?

- Банки-то отчитываются. Но помимо банков значительные объемы ипотечных кредитов выдаются различными небанковскими структурами. Кроме того, банки не выделяют в отдельную строку ипотечное кредитование, отчитываясь в целом за кредиты, выданные населению. Однако очевидно, что объем ипотечного кредитования относительно невелик, поэтому проблема роста цен на недвижимость из-за развития ипотеки в настоящее время носит психологический, а не реальный характер. Тем не менее необходимо учитывать, что рост объемов ипотечного кредитования выводит деньги на рынок сразу, а на строительство необходимых объемов жилья необходимо как минимум год-два. Поэтому чтобы через два года, когда пойдут действительно большие объемы ипотеки, нам не получить скачка цен, необходимо развивать строительство уже сейчас.

- Почему нет этой статистики? Банки не отчитываются?

- Сдерживать не стоит. Напротив, необходимо стимулировать. Потому что сейчас банки не очень охотно идут в ипотеку, для них это сложный продукт, требующий подготовленного персонала и отработанных технологий.

- Получается, что если не сможем развить реальное строительство (насколько я поняла из Ваших слов, мы пока не знаем, как это делать), то нам стоит сдерживать развитие ипотеки какое-то время?

- Основные цели следующие: активизировать вовлечение банков и других участников рынка в процесс ипотечного кредитования, а также снизить стоимость кредитов для населения. Этого предполагается добиться за счет снижения издержек при кредитовании, которые сейчас достаточно высоки, упрощения процедуры выдачи ипотечных кредитов, уменьшения кредитных рисков, введения льготного режима налогообложения, развития рынка ипотечных ценных бумаг.

- Мы подошли к основной теме интервью. Так какие же меры по стимулированию предусматривает пакет поправок? Какие цели преследуются?

- Сейчас проходит обсуждение на комиссии генерального совета «Единой России». Это так называемое «нулевое» чтение, которое призвано облегчить процесс прохождения законопроектов через Госдуму.

- На какой стадии сейчас находится рассмотрение поправок?

- Во-первых, предлагается внести поправки в Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, которые позволили бы выселять людей из заложенного жилья в случае невыполнения обязательств по кредиту.

- О чем идет речь в поправках?

- Сегодня существует расхождение между ГПК и законом об ипотеке. Закон об ипотеке позволяет выселять, а ГПК этого делать не разрешает в том случае, если это единственное жилье. То есть если человеку некуда идти, выселить его на сегодняшний день нельзя. Банк решить эту проблему не может, поскольку он не может держать у себя на балансе отселенческий фонд. Поэтому сейчас, кредитуя население, банк берет на себя риск, что при невозврате кредита он это жилье продать не сможет.

- А сегодня эта норма не действует?

- Обязанность создания отселенческого фонда уже сегодня лежит на муниципалитетах, и соответствующие нормативные акты существуют. Поэтому дополнительные изменения в законодательстве не требуются.

- Поправка предусматривает создание некоего отселенческого фонда?

- Нет, камнем преткновения это назвать нельзя. У муниципалитетов всегда есть какое-то жилье на балансе: общежития, освобождаемые помещения. Поэтому найти десять квартир на миллионный город довольно просто. А больше не потребуется: случаи дефолта по кредиту крайне редки. Продолжая тему поправок, нужно отметить, что в этом пакете мы расширяем перечень случаев, на которые распространяется понятие «реальной» ипотеки (с возможностью выселения). В частности, мы предусматриваем возможность залога имеющегося жилья. Сегодня это жилье тоже можно закладывать, но выселить из него человека нельзя. Этот риск банк, естественно, закладывает в процентную ставку. Предусматривается возможность залога жилья для оплаты первого взноса по кредиту. Это важно для тех людей, кто имеет достаточные доходы для того, чтобы взять кредит, но еще не накопил 30% от стоимости квартиры. Кроме того, предусматривается отмена нотариального удостоверения договоров об ипотеке. Сейчас это заверение стоит порядка 1,5% от цены квартиры.

- Некоторое время назад именно отсутствие механизмов формирования отселенческого фонда считалось камнем преткновения...

- В том-то и дело, что ничего не дает. Происходит дублирование функций, потому что точно такие же функции исполняют органы госрегистрации. Теоретически предполагается, что нотариус несет ответственность, но на практике получить с него деньги в том случае, если сделка будет признана недействительной, невозможно. Получается, что нотариус просто берет деньги и ничего взамен участникам сделки не гарантирует. В бюджет государства эти деньги тоже не попадают. А для заемщика это большая дополнительная нагрузка.

- Сумма достаточно серьезная. А что дает нотариальное удостоверение?

- Здесь мы вводим поправки, которые направлены на упрощение регистрации незавершенного строительства. Оно будет также признаваться объектом недвижимости, соответственно, под него можно будет выдавать кредиты. Это позволит приблизить кредитные продукты к специфике нашего рынка: в Москве, например, практически все строящееся жилье продается на этапе строительства. Но надо иметь в виду, что незавершенное строительство – особый вид залога, связанный с повышенными рисками для кредитора, поэтому условия по таким кредитам будут другие.

- Предусматриваются ли какие-то меры для облегчения покупки в кредит строящегося жилья?

- Да, но это не ипотека. Например, Сбербанк выдает такие кредиты, но требует еще и дополнительное обеспечение.

- Но многие банки уже сегодня кредитуют покупку строящегося…

- Да, но они берут в залог права требования по договору. А чтобы зарегистрировать этот залог, надо прекратить стройку, зарегистрировать объект в органах госрегистрации, а потом снова начинать стройку.

- Ну, Сбербанк у нас еще и четырех поручителей требует, что тоже уже не является ипотекой. Но ряд коммерческих банков, например «Райффайзенбанк», кредитуют незавершенное строительство.

- Нет. Просто в настоящее время залог незавершенного строительства не является реальным обеспечением по кредиту. Это очень высокий риск для банка, который закладывается в процентную ставку. Проценты на незавершенку намного выше, чем под готовое жилье. Кроме названных норм вводится еще большое количество технических правок в закон, которые облегчают процесс выдачи кредитов.

- А как же сейчас происходит кредитование покупки жилья на этапе строительства? В обход законов?

- В этом блоке идут изменения в закон о госрегистрации недвижимого имущества и сделок с ним, а именно вводится принцип публичной достоверности реестра. Он сводится к тому, что запись в едином госреестре будет иметь не учетную функцию, а станет законным подтверждением права собственности. В этом случае снижаются затраты кредиторов на проверку чистоты сделки.

- Например?

- Да. В госрегистрации выдают документ, что квартира числится за таким-то человеком, обременений нет. Все. Можно быть уверенным, что так оно и есть на самом деле. Если кто-то потом принесет другой документ, запись в госреестре будет обладать приоритетом.

- Получается, что для проверки будет достаточно запросить документы из госрегистрации?

- Сегодня существует реальная опасность, что любой правоустанавливающий документ может оказаться недействительным. На рынке жилья существует масса возможностей для различных махинаций. Это риск банки закладывают в процентную ставку. Кроме того, важный момент для кредиторов: снижается плата за регистрацию, если в сделке участвуют физические и юридические лица. Сейчас у нас льготные условия для физических лиц, а юридические лица платят гораздо больше. В разных регионах по-разному, но ориентировочно – около 7,5 тыс. рублей.

- А в настоящее время как?

- Это снижает издержки при оформлении ипотечного кредита. При больших объемах кредитования это серьезная сумма.

- И что дает снижение платы за регистрацию?

- Да. Но фактически эти издержки перекладываются на физическое лицо. Еще один блок поправок в этом пакете касается ипотечных ценных бумаг. Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что в рамках существующего закона очень сложно осуществлять выпуск ипотечных ценных бумаг. В нем была сделана попытка совместить американскую и немецкую модели, без учета их экономической специфики и правовой системы. В результате на сегодняшний день в этом законе масса недостатков. Часть из них мы пытаемся исправить за счет внесения поправок, но ряд серьезных проблем пока остаются нерешенными. Одна из наиболее сложных проблем – это исключение ипотечного покрытия из конкурсной массы при банкротстве банков-эмитентов ипотечных ценных бумаг. Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Банки, естественно, выступают «за». Эта мера списана с немецкой модели и действительно увеличивает надежность ипотечных ценных бумаг и снижает риски для инвесторов, но при этом необходимо помнить, что в немецкой модели (банковской) выдачу ипотечных кредитов осуществляют специализированные ипотечные банки, которые не привлекают депозитов физических лиц и не имеют других необеспеченных кредиторов. У нас специализированных ипотечных банков практически нет, можно назвать «ДельтаКредит», «Городской ипотечный банк», и это все. Естественно, что развитие ипотечного кредитования пойдет по пути создания специализированных банков, но до этого пройдет достаточно много времени. На сегодняшний день мы имеет ситуацию, когда ипотечным кредитованием занимаются и будут заниматься универсальные банки, которые работают с физическими лицами в части привлечения депозитов. Поэтому исключение ипотечного покрытия из конкурсной массы создает дополнительные проблемы для физических лиц и других необеспеченных кредиторов. Мы не считаем это решение правильным. Надо (для универсальных банков) не исключать ипотечное покрытие из конкурсной массы, а регулировать в рамках очередности удовлетворения требований кредиторов. Но наиболее последовательным решением, на наш взгляд, является запрет на выпуск ипотечных облигаций для универсальных банков.

- Речь идет о снижении издержек банка?

- Они могут делать это либо через специальных агентов, либо выпускать сертификаты участия, с которыми несколько другая система: там не возникает необходимости продажи ипотечного покрытия в случае банкротства этого банка.

- А как же быть универсальным банкам? Вы же сами сказали, что ипотечным кредитованием занимаются именно они.

- Да. Но она же будет рассматриваться в Думе....

- Но внесена поправка об исключении ипотечного покрытия из конкурсной массы…

- Мы надеемся, что этот законопроект будет скорректирован в части учета прав физических лиц. В отношении ипотечных ценных бумаг предлагается также ввести принцип однородности покрытия, который предусматривает, что ипотечные ценные бумаги можно выпускать под залог различных прав требования (под квартиры, коммерческую недвижимость и под незавершенное строительство), но при этом нельзя все это смешивать. Это делается, чтобы сделать ипотечные бумаги более прозрачными для инвестора. Кроме того, вводится ряд технических правок, направленных на снятие взаимоисключающих требований, которые содержатся в законе. И, наконец, последнее. Предлагается установить льготный режим налогообложения для эмитентов и инвесторов ипотечных ценных бумаг, что позволит снизить стоимость ресурсов и приведет к снижению ставки по кредиту.

- Вы надеетесь, что она не пройдет?

- Точную цифру назвать трудно, но в несколько раз наверняка.

- В результате всех эти мер, по Вашим расчетам, насколько повысится процент населения, который сможет воспользоваться ипотечным кредитом?

- Процент населения будет зависеть не только от этих поправок, но и от развития макроэкономической ситуации, а именно уровня инфляции и стоимости денег. Прежде всего, от этого будут зависеть процентная ставка по кредиту и доля населения, которая прибегнет к использованию ипотечных кредитов.

- Но цель же какая-то стоит?

- Да, эти меры направлены как на снижение процентной ставки, так и на развитие самого рынка. Ведь не нужно забывать, что сегодня, по данным социологических исследований, лишь немногим более 20% населения знают, что такое ипотека. Еще порядка 35% слышали это слово, а остальные вообще ничего об этом не знают. И здесь у нас тоже есть большой резерв для роста.
Президент Владимир Путин предложил снабжать военных жильем по новой схеме. Государство в течение 20 лет готово выделить каждому военнослужащему $20 000, которых, по расчетам чиновников, хватит для покупки квартиры площадью 54 кв. м. Эксперты расходятся в оценках этих предложений.

- Но предлагается же ряд мер, которые направлены на снижение процентной ставки…

Сейчас военные могут получить жилье в служебное пользование (государство финансирует строительство квартир) или в собственность (выкупив жилье в обмен на государственные жилищные сертификаты при увольнении в запас).

Вчера на совещании в Минобороны президент Владимир Путин раскритиковал нынешнюю систему жилищных льгот для военных. "Сложилась парадоксальная ситуация - офицер может рассчитывать на собственное жилье лишь после окончания службы, - сокрушался Путин. - По сути, он попадает в конфликт интересов: хочешь квартиру - увольняйся из армии, хочешь служить - ничего не получишь. Получается, что те, кто больше всего государству отдает, сознательно идет служить и готов отдать за государство жизнь, те меньше всего получают от этого государства". В результате, как сообщил на совещании министр обороны Сергей Иванов, из 448 000 семей офицеров и прапорщиков жильем обеспечены только 283 300, около 136 000 жилья не имеют вовсе, а 28 400 нуждаются в улучшении жилищных условий.

Однако эти льготы бюджет готов предоставить всего примерно 60 000 военным - кадровым офицерам, закончившим вуз в 2005 г. , офицерам, призванным в армию из запаса и заключившим контракт после 1 января 2005 г. , а также прапорщикам, сержантам и рядовым, отслужившим по контракту три года и заключившим новый контракт в 2005 г.

Изменить эту ситуацию президент предложил с помощью разработок группы экспертов под руководством замруководителя президентской администрации Игоря Шувалова. По их плану государство в течение 20 лет выделит каждому военнослужащему 650 000 руб. в действующих ценах (чуть больше $20 000) - этих средств, по расчетам экспертов, должно хватить на покупку квартиры площадью 54 кв. м (около $380 за 1 кв. м). Деньги будут поступать на индивидуальные накопительные счета ежегодно равными частями, а воспользоваться ими военные смогут уже через три года службы, взяв ипотечный кредит - гасить его можно будет за счет поступающих госсредств. В течение этих трех лет, по словам участвовавшего в совещании министра экономического развития Германа Грефа, выплаты будут ежегодно индексироваться с учетом инфляции. Затем, если военнослужащий предпочтет копить деньги остальные 17 лет, его денежный "фонд" поступит в распоряжение специальной управляющей компании, которая должна будет защитить его от инфляции.

Независимые эксперты недоумевают, какое жилье смогут купить военные даже за все $20 00 "Хорошую двушку в большом городе за $20 000 можно купить только в Ульяновске и Тамбове, - говорит вице-президент Российской гильдии риэлторов (РГР) Константин Апрелев. - В других экономических центрах, где военный сможет найти себе приличную работу [после увольнения], этих денег вряд ли хватит даже на хорошую однокомнатную квартиру. Но в большинстве городов [некрупных] этой суммы будет достаточно на простую двухкомнатную квартиру". Например, в Москве, по данным Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК) , стоимость жилья превышает $1400 за 1 кв. м. "Конечно, этих денег [из бюджета] может не хватить", - признает начальник управления федеральных программ АИЖК Денис Гришухин. Но если военный захочет купить квартиру дороже $20 000, он сможет добавить к государственным собственные деньги, говорит эксперт. А руководитель юридической службы управляющей компании "НИКойл" Наталья Плугарь отмечает, что итоговая сумма, на которую смогут рассчитывать военнослужащие, будет зависеть от эффективности управляющей компании. "Если в инвестиционной декларации [компании] будут предусмотрены только [вложения денег военных в] госбумаги, то вряд ли удастся покрыть даже [потери на] инфляцию, - говорит Плугарь. - Если же инвестиционный портфель будет диверсифицирован, то средства, поступающие на счета военнослужащих, могут увеличиться за 20 лет в два раза".

Кроме того, в придуманной группой Шувалова схеме пока много пробелов. Например, не ясно, кто будет выплачивать проценты за ипотечные кредиты и на какую часть из 650 000 руб. смогут рассчитывать военные, отслужившие меньше 20 лет. Эксперт, знакомый с идеями разработчиков, говорит, что в перспективе государство может пойти на субсидирование процентной ставки. Остальные детали, по его словам, эксперты пропишут при подготовке необходимых поправок в законодательство.

Комитет по промполитике Совета Федерации не стал дожидаться, пока чиновники перепишут действующий Жилищный кодекс, принятый еще при советской власти. Сенаторы подготовили альтернативный законопроект, который по их замыслу даст однозначный ответ, кто отвечает за состояние жилого фонда, и откроет частному бизнесу доступ на рынок услуг ЖКХ.

Зато новая система льгот не приведет к значительной нагрузке на бюджет. По словам министра финансов Алексея Кудрина, казна ежегодно выделяет на предоставление жилья военным по 16 млрд руб. , а предложения группы Шувалова добавят к этим тратам в 2005 г. всего 2,43 млрд руб. К 2010 г. эта цифра достигнет 10 млрд руб. , а к 2020 г. увеличится еще вдвое. "И 5 млрд руб. , и 10 млрд руб. не критичны для бюджета", - отмечает член комитета по бюджету Госдумы Михаил Задорнов. Но сама попытка "заманивать" на военную службу с помощью льгот на покупку жилья ошибочна, считает эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук. "Прежде всего нужно предложить военному достойную зарплату и хороший социальный пакет, - говорит он. - Люди могут самостоятельно решить, тратить эти деньги на жилье или, например, на образование детей". Кроме того, отмечает Сафранчук, непонятно, почему новые льготы не будут предоставлять военным, которые уже давно работают в армии и не собираются перезаключать контракт. Впрочем, говорит завлабораторией Института экономики переходного периода Виталий Цимбал, в результате введения новой системы сократится очередь на получение жилищных сертификатов и их смогут получить все те, для кого не предназначены накопительные льготы.

Чиновников, которые трудятся над новым ЖК с 1995 г. , опередил вчера комитет Совета Федерации по промышленной политике. Сенаторы одобрили свой проект кодекса (его текст имеется в распоряжении "Ведомостей"). После публичного обсуждения, которое должно завершиться в июне, комитет собирается внести проект кодекса в Думу от лица всей верхней палаты, рассказывает председатель комитета Валентин Завадников. По его словам, этот план поддержан зампредом Совета Федерации Светланой Орловой.

В России действует Жилищный кодекс (ЖК) , принятый еще в 1983 г. Правительство считает его одним из главных юридических барьеров для развития массовой ипотеки. Новая редакция кодекса включена кабинетом Михаила Касьянова в пакет из 30 приоритетных законопроектов, направленных на реформу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Написанием нового ЖК занимается рабочая группа Госстроя, в которую входит председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.

По сенаторскому ЖК жилищный фонд бывает "социальным" и "свободным": к первой категории относится жилье, принадлежащее государству или муниципалитетам, а ко второй - частное. Согласно документу малоимущие и социально не защищенные граждане (инвалиды, ветераны и т. п. ) вправе сами выбрать подходящий способ получения "социального" жилья - либо взять готовую квартиру (дом) , либо адресную субсидию на покупку.

Вносить в Госдуму "столь крупные законодательные акты должны либо президент, либо правительство", возражает Крашенинников.

По словам Завадникова, в законе уже прописаны такие механизмы отношений между жителями многоквартирных домов - товарищества собственников жилья (ТСЖ) или жилищные кооперативы. "Однако ТСЖ работают только там, где живут достаточно инициативные люди, способные договориться между собой", - говорит Завадников. А по мнению Виталия Можаровского, люди в России в принципе не испытывают интереса к такой форме собственности, как ТСЖ и кондоминиумы. Зато "управляющие" станут цивилизованными посредниками между населением и поставщиками коммунальных услуг и будут нести ответственность за результаты своей работы, радуется вице-президент консалтинговой компании "Техинвестлаб-. Ком" Виктор Агроскин.
Вчера президент Владимир Путин принял участие в прошедшей в Министерстве обороны презентации новой жилищной программы для военнослужащих всех силовых министерств. С учетом того, что по этой программе первые офицеры смогут получить жилье в январе 2008 года, когда Россия будет готовиться к очередным президентским выборам, ее уже сейчас можно считать одной из важных составляющих следующей предвыборной кампании.

Главным достижением проекта Завадников считает "приватизацию обязательств" собственников жилья по его содержанию. Согласно документу общее имущество дома (подвалы, чердаки, лестничные клетки и т. д. ) является совместной собственностью хозяев квартир или муниципалитетов (если в доме приватизированы не все квартиры). Коллективный собственник обязан следить за сохранностью и нормальной эксплуатацией этого имущества и вправе нанимать для этого частных управляющих. По мнению сенаторов, приход в многоквартирные дома жилищно-коммунального бизнеса поможет обновить изношенную и устаревшую инфраструктуру и снизить число аварий в ЖКХ. Пассивность населения Завадникова не пугает: новый ЖК не будет принуждать их к смене нынешних муниципальных эксплуатационных организаций, зато позволит частным предприятиям на равных конкурировать с муниципалами.

Суть накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих, разработанной Минобороны совместно с Минэкономразвития и Минфином, разъяснил глава военного ведомства Сергей Иванов. С 1 января 2005 года государство ежегодно будет перечислять на именные накопительные счета каждого военнослужащего для покупки жилья по 30 тыс. руб. В результате за 20 лет службы у офицера будет достаточно средств для приобретения квартиры общей площадью не менее 54 кв. м (сейчас в среднем по России ее стоимость составляет 650 тыс. руб.). Впрочем, так долго ждать будет не обязательно: уже через три года с начала действия программы (в январе 2008 года) офицер сможет получить в банке ипотечный кредит и стать собственником приобретенной квартиры. При этом долг по кредиту будет погашать государство.

Открывая совещание, президент заявил, что жилищная программа – не менее важный фактор обеспечения безопасности страны, чем программы боевой подготовки или перевооружения армии. При этом он подверг критике нынешнее состояние дел с жильем для военных. "Сейчас для того, чтобы офицер получил квартиру, ему необходимо уволиться из армии, а тот, кто хочет служить, ее не получит. Поэтому и офицерская служба перестала быть привлекательной,– посетовал господин Путин.– Налицо конфликт интересов, который как раз и должна разрешить новая программа, которая исключит произвол и коррупционное вымогательство чиновников".

Впрочем, нынешних 164 тыс. семей военнослужащих Минобороны, нуждающихся в жилье, это новшество не коснется: жилье для них будет по-прежнему строиться за счет бюджетных средств министерства и на государственные жилищные сертификаты. Президент подчеркнул, что введение новой системы не означает сокращения других социальных программ для военнослужащих.

При новой кредитной системе, разъяснил уже президент Путин, для приобретения жилья военнослужащими их личные сбережения потребуются лишь в случае, если кто-то захочет получить квартиру лучше, большего размера или раньше. "Если военнослужащий уволится раньше, то остаток стоимости квартиры он также должен будет погасить самостоятельно",– уточнил президент. Владимир Путин поставил правительству задачу внести в мае в Госдуму законопроект о новой программе с таким расчетом, чтобы он был принят на весенней сессии парламента, а с 1 января 2005 года программа заработала.



Главная --> Публикации