Главная --> Публикации --> На риэлтора надейся, а сам не плошай Алексей бодунков: в дальних районах подмосковья нет ни статистики, ни массовых сделок, ни рынка вообще Аренда на этапе монтажа. предложения на рынке офисных помещений Недвижимость абу-даби: догнать и перегнать дубай От пентхауса к марсу

В субботу на совещании у премьер-министра Михаила Касьянова чиновники должны были определить дальнейшую судьбу РТИ и региональных бюро по технической инвентаризации. По свидетельству двух участников встречи, резких шагов ждать не стоит. В течение "ближайших месяцев" ведомства подготовят поправки в закон о регистрации прав на недвижимость, возвращающие муниципальным организациям право проводить инвентаризацию, и только затем вернутся к вопросу о статусе РТИ.

Чиновники не рискуют посягнуть на монополию Госстроя в сфере технической инвентаризации. По итогам субботнего совещания у премьера Михаила Касьянова они решили ограничиться шлифовкой законодательства, а вопрос о ликвидации подведомственной ведомству Николая Кошмана "Ростехинвентаризации" рассмотреть позднее.

Деятельность РТИ давно вызывает нарекания у чиновников и участников рынка. 24 января Касьянов специальным поручением вообще приостановил полномочия Госстроя по передаче региональных БТИ в ведение РТИ. "Администрация президента, правительство - все были завалены письмами с жалобами на РТИ, - объяснял логику этого решения источник в Минэкономразвития. - Одна организация на все 89 регионов, людей не хватает, все это приводит к задержкам с оформлением документов и коррупции". Как следует из доклада Минэкономразвития, тарифы РТИ на инвентаризацию квартир в 30 раз выше, чем расценки БТИ. Кроме того, за три года Госстрой смог забрать функции у БТИ далеко не во всех регионах, поскольку механизм преобразования БТИ в филиалы РТИ еще не утвержден. "Мы работаем в Москве, однако с такой организацией [как РТИ] я не сталкивался", - говорил "Ведомостям" в январе президент агентства недвижимости "БЭСТ" Григорий Полторак.

В конце 2000 г. правительство постановлением N 921 передало Госстрою право определять организации, проводящие техническую инвентаризацию. До этого инвентаризацией занимались около 2000 БТИ. Их полномочия Госстрой решил сосредоточить в подведомственном ФГУП "Ростехинвентаризация" (РТИ). По оценке директора некоммерческой организации "БТИ" Сергея Киселева, объем российского рынка услуг по технической инвентаризации составляет около $100 млн.

Другие чиновники и участники рынка недоумевают, зачем правительству потребовалась такая отсрочка. "Мне непонятна забота о муниципалах, когда их по всей России осталось не больше 20", - говорит источник в Федеральном союзе инвентаризаторов. Высокопоставленный источник в Минэкономразвития полагает, что "тему с ликвидацией РТИ хотят просто "замотать", утопить в согласованиях поправок в законы". "Ситуация с Госстроем конфликтная", - констатирует его коллега. По его словам, региональные БТИ сейчас работают незаконно, хотя и обслуживают порядка 70% населения. "Честно говоря, я не понимаю, как ситуация разрешится [в связи с таким решением Касьянова]", - говорит чиновник.

Однако, как говорит участвовавший в субботнем совещании у Касьянова вице-премьер Борис Алешин, "вернуть все вспять" к существовавшей ранее системе региональных БТИ не позволяет "коллизия в законодательстве". В 2003 г. в закон о регистрации были внесены поправки, которые разрешают заниматься инвентаризацией лишь государственным органам или организациям. Муниципальные БТИ не имеют статуса государственных, а значит, не могут и проводить инвентаризацию. Поэтому, говорит Алешин, чтобы отменить постановление N 921 и ликвидировать РТИ, надо сначала отменить принятые поправки.

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев объявил о том, что приоритетом городской программы развития торговли станет создание небольших магазинов в жилых районах. Выступая вчера на конференции ММБА «Московская торговля: взгляд в будущее» он посетовал, что «все хотят разместить свой торговый центр рядом с оживленными площадями и станциями метро», а надо строить небольшие магазины прямо рядом с жилыми домами. Они должны восполнить вакуум, который образовался после приватизации советских магазинов, в результате которой большинство торговых точек сменило свой профиль. Уже через три года в каждом административном округе должно появиться по 100 небольших магазинов «в пяти минутах ходьбы». По плану мэрии, они составят достойную конкуренцию крупным торговым центрам, которые расположены слишком далеко от большинства жилых домов.

"То, что 921-е постановление решили сейчас не трогать, - это очень плохая новость", - говорит главный специалист московского областного БТИ Владимир Ищенко. По его словам, "сейчас прокуратура подает иски против БТИ по инициативе Госстроя и, естественно, выигрывает их", как это произошло в Кировской области, и эта практика будет продолжаться. Так, в середине января РТИ собиралось подать в суд на "Газпром", который заключил договоры на инвентаризацию своего имущества с региональными БТИ. По мнению Киселева из некоммерческой организации "БТИ", только собственник [недвижимости] вправе решать, кто будет заниматься инвентаризацией его объектов, а РТИ "пытаются залезть в карман к муниципалам и регионам".
По мнению столичного правительства, в Москве достаточно действующих и строящихся супермаркетов, а развивать надо небольшие магазины в жилых районах. Существующие торговые центры оно считает неудобными для ежедневных покупок.

Острая потребность в таких магазинах возникает и в связи с ликвидацией оптовых продуктовых рынков. Контейнерные рынки будут закрывать, а их арендаторам предлагают либо перейти работать в торговые центры и магазины, либо закрыть бизнес. Работать как прежде будут только рынки, торгующие сельхозпродукцией, и специальные рынки, а торговлю продовольствием столичные власти перенесут как раз в «магазины рядом с домом». «Мы сохраним только колхозные (их перестроят в современные рыночные комплексы) и специализированные рынки, торгующие техникой, автозапчастями, рассадой и т.д. Кроме того, в каждом административном округе сохранится по одной барахолке – мы не отказываемся от этой формы торговли», - пообещал на конференции Владимир Малышков, министр столичного правительства, руководящий департаментом потребительского рынка и услуг.

После приватизации в первой половине 90-х годов магазины были обязаны какое-то время сохранять прежнюю специализацию, однако сейчас все сроки вышли, и большинство из них перепрофилировались. Бывшие овощные магазины теперь торгуют сантехникой или стали кафе и ресторанами, а продукты жители соседних домов покупают по дороге с работы или в выходные в торговых центрах и на рынках. Столичные власти хотят вернуть советскую систему, когда в каждом микрорайоне было несколько магазинов, торгующих продуктами питания и выпечкой. Видимо, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало недавнее закрытие старейшего магазина «Дары моря» на Тверской улице. «Куда делась Филипповская булочная, где «Дары Моря»?» - вопрошал ритейлеров Валерий Шанцев. Не получив ответа на свой вопрос, вице-мэр, правда, успокоил собравшихся, пообещав что не будет насильно возрождать продмаги. «Мы создадим новую систему», - заявил г-н Шанцев.

Определять места для небольших магазинов будут городские префектуры: в течение года в каждом округе должны подобрать около 100 точек площадью от 500 до 1500 квадратных метров. Под торговлю будут отдавать первые этажи жилых домов (там, где они не входят в жилой фонд) и пристройки. Инвесторам также разрешат строить новые отдельно стоящие торговые точки. До конца года в Южном административном округе появится около 20 подобных магазинов – это пилотные проекты, которые определят судьбу всей идеи с магазинами возле дома. Судя потому, что поиск торговых мест уже начали префекты Северо-Восточного и Юго-Западного округов, никто уже не сомневается в успехе затеи.

Застрельщиком проекта «магазинов возле дома» выступила дешевая торговая сеть «Утконос» - именно ее торговые точки первыми появятся в Южном округе, и этот пример вдохновил столичное правительство сделать городскую программу. Компания уже строит собственный распределительный центр, который будет снабжать продуктами ее магазины. Кроме нее, интерес к новой столичной программе проявляют такие компании, как «Пятерочка» и «Перекресток». Столичные власти согласны с тем, что небольшими магазинами должны управлять действующие и новые сетевые компании. «Работать с одним магазином будет невыгодно, имеет смысл владеть 10 точками, тогда можно заработать», - проинструктировал инвесторов Владимир Малышков. По предварительным оценкам, одна торговая точка обойдется инвестору в 200 - 400 тысяч долларов, а создание рентабельной сети мини-магазинов в 3 - 5 млн долларов.

Если эти обещания будут выполнены, то всего через три года в Москве должно будет работать около тысячи магазинов «за углом». Они заменят оптовые рынки и киоски, от которых город окончательно избавится через несколько лет. В департаменте г-на Малышкова считают, что новый класс магазинов позволит городу привлечь несколько миллиардов долларов инвестиций и доходов в виде арендных платежей. Кроме того, для организации поставок товара в эти торговые точки инвесторам придется построить распределительные центры и склады, которых сегодня не хватает городу. Но главное - возникнет новая группа торговых компаний - операторов небольших магазинов. Цены в них будут на уровне супермаркетов, но они отвоюют определенную долю рынка за счет близости к дому своих покупателей. Чтобы сохранить клиентов, крупным торговым центрам придется снижать цены и арендные ставки для субарендаторов, а это давняя мечта столичного правительства, которая, кажется, скоро начнет сбываться.

Для того чтобы новые магазины появлялись как можно быстрее, Валерий Шанцев пообещал бороться с торговой бюрократией. По его данным, сейчас в городском правительстве лежит инвестиционных предложений на 3 млрд долларов, но инвесторы не могут приступить к работе, потому что им трудно получить 140 подписей и согласований. Отдельный разнос Шанцев обещал устроить регистрационным органам, которые затягивают на год процесс перевода недвижимости из жилого фонда в нежилой (это актуально для размещения магазинов на первых этажах жилых домов). Информацию о том, как надо исправить работу регистраторов, он хочет получить из первых рук. Сегодня вице-мэр обсуждал этот вопрос с московскими чиновниками, а на днях собирается встретиться с председателем правления компании риэлторской компании «МИЭЛЬ» Дмитрием Лебедевым.

"Новое кольцо Москвы" - программа строительства до 2015 г. 60 высотных зданий в "срединно-периферийном поясе" столицы. Общая стоимость проекта оценивается разработчиками в $5 млрд.

В середине марта столичные власти определят инвестора четвертой высотки амбициозного проекта "Новое кольцо Москвы". Пока за право построить неподалеку от метро "Ботанический сад" дом стоимостью $47 млн собирается бороться лишь "Декра". А вот компания "Конти", которой "Новое кольцо" обязано своим рождением, называет предложенные столичными властями условия невыгодными.

Инвестора следующего участка "Нового кольца" определят на конкурсе, назначенном на 15 марта. Претенденты будут бороться за право проектирования и строительства 24 - 33-этажного административно-жилого комплекса площадью около 100 000 кв. м на участке площадью 3,2 га в Северном округе столицы - пр. Серебрякова, вл. 11 - 1 Ориентировочная стоимость проекта - $47 млн. Победителю придется заплатить ОАО "НКМ" не менее $1,3 млн и, как минимум, $17,6 млн - городу. Построив комплекс, инвестор получит в собственность 100% жилой площади, 60% нежилых помещений и 80% машиномест в подземном гараже (остальное также достается городу).

Программу "Новое кольцо Москвы" разработала в 1995 г. девелоперская компания "Конти". В 1999 г. столичные власти объявили программу муниципальной и передали функции заказчика строительства специально созданному ОАО "Новое кольцо Москвы" (НКМ, 100% акций принадлежит городу). Первые три участка "Нового кольца" с 1999 г. застраивает корпорация "Конти" и компания "Спецвысотстрой". 43-этажная жилая высотка "Эдельвейс" (ул. Давыдковская) сейчас сдается госкомиссии. Проекты "Вертикаль" на Ленинском проспекте и "Континенталь" на проспекте Маршала Жукова находятся на более ранних стадиях строительства. В 2003 г. "Конти" была фактически отстранена от дальнейшего участия в "Новом кольце": сперва президент этой компании Тимур Тимербулатов покинул пост гендиректора НКМ, а потом его вывели из комиссии по вопросам строительства высоток, которую наделили правом определения инвесторов на застройку участков "Нового кольца".

Московский "Трансвааль-парк" - самый большой аквапарк в Восточной Европе, открылся в 2002 г. ко дню города. Площадь парка - 20 200 кв. м, вместимость - 2000 человек. Комплекс также включал боулинг, бильярдную, тренажерные залы и сауны. Владелец комплекса - ЗАО "Европейские технологии и сервис" - вложил в строительство комплекса около $30 млн, взяв кредит в "Сбербанке". В декабре 2003 г. 100% акций "ЕТС" купило ЗАО "Тера Ойл".

Из столичных компаний, занимающихся строительством высотных зданий, пока подтвердила свое участие в грядущем конкурсе лишь "Декра". "Мы планируем участвовать, но пока не подали заявку", - говорит гендиректор ОАО "Декра-Групп" Тигран Алексанян. В компании сейчас просчитывают рентабельность проекта. А вот "Конти", по словам гендиректора этой компании Владимира Демуры, в конкурсе участвовать не станет. В беседе с "Ведомостями" Демура назвал условия, предложенные городом, "крайне невыгодными для инвестора". Директор департамента рекламы и маркетинга корпорации "Инком-Недвижимость" Сергей Елисеев с ним не согласен. "Каждый из участников самостоятельно просчитывает рентабельность проекта, но, учитывая рост цен на недвижимость, у инвесторов есть дополнительный запас прочности", - считает он.
Трагедия в столичном аквапарке "Трансвааль" унесла не менее 25 жизней. Мэр Юрий Лужков назвал ее крупнейшей техногенной катастрофой в истории столицы. Госстрой приостановил действие лицензий архитектурной и строительной компаний, построивших комплекс. По информации "Ведомостей", осенью прошлого года "Трансвааль" перешел под контроль компании "Интеко", принадлежащей супруге московского мэра.

На 2 00 воскресенья количество погибших, по данным МЧС, составило 25 человек, а под завалами могли находиться еще около 20 человек. Спасатели расчистили большую часть завалов, но дальше работы могут замедлиться - мешают нависающие обломки крыши. Шансы оказавшихся в ловушке людей на выживание уменьшались из-за мороза: хотя спасатели с помощью "тепловых пушек" нагнетали горячий воздух внутрь завалов, из-под них еще накануне ночью извлекали замерзших насмерть людей. В больницах вчера находилось, по данным "Интерфакса", 78 человек, 27 из них - дети.

Крыша аквапарка "Трансвааль" рухнула в субботу примерно в 19:2 В этот момент, по данным администрации парка, в здании находилось 426 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы "Трансвааля", в том числе детский бассейн.

Вчера до позднего вечера официальные лица не могли назвать точную причину трагедии. Чиновники сходились в одном - это не теракт. "Причина трагедии - строительная или проектная", - заявил мэр столицы Юрий Лужков. По его словам, об этом говорят видеозаписи камер наблюдения. С Лужковым согласны в московской прокуратуре. "Следствие склоняется к тому, что трагедия произошла из-за недостатка в проекте или плохого качества строительства", - сообщил сотрудник прокураторы. Прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы в субботу возбудила уголовное дело по ст. 109 УК РФ ( "причинение смерти по неосторожности").

Кто виноват.

Следователи допросили представителей обеих компаний, которые пользуются хорошей репутацией на строительном рынке. "Сергей Киселев и партнеры" в начале 90-х участвовали в реставрации резиденции президента в Кремле, а "Кочак Иншаат" построила аквапарк в Самаре и ведет аналогичный проект в Ханты-Мансийске. Сотрудник московского представительства "Кочак Иншаат" говорит, что в компании не понимают причин произошедшего: "До этого проблем не было ни с одним нашим проектом", - сказал он. Архитектор Сергей Киселев сообщил, что у нет версий произошедшего. Во время строительства он осуществлял авторский надзор и никаких претензий к строителям у него не было. Хотя Киселев отметил, что его бюро не проектировало атриумный купол.

"Конкретных обвиняемых пока не имеется, ответ на все вопросы должна дать строит техническая экспертиза, - говорит собеседник "Ведомостей" в прокуратуре. Но уже вчера Госстрой приостановил действие лицензий фирмы-проектировщика "Трансвааля" "Сергей Киселев и партнеры" и построившей здание турецкой компании "Кочак Иншаат". Глава Госстроя Николай Кошман подчеркнул, что решение принято во избежание повторения подобных событий. Вице-мэр столицы Валерий Шанцев дал поручение проверить состояние всех зданий со сложными кровлями в городе.

Один из известных российских архитекторов заявил "Ведомостям" что причиной могла быть спешка при строительстве - аквапарк возвели всего за полтора года. По данным Дениса Балакина, директора юридической компании Corpus Juris, 90% строительных фирм в городе нарушает СНИПы, а город, которому выгодно масштабное строительство, не может их в должной степени контролировать.

В прокуратуре не исключают и нарушения правил эксплуатации комплекса. Источник "Ведомостей" в мэрии также склоняется к этой версии: "было похоже, что купол лопнул, как лопается стакан с горячей водой, попавшей на мороз". А чиновник московского стройкомплекса допускает, что причина трагедии в стечении нескольких факторов - ошибок в расчетах, некачественного строительства и "безобразной эксплуатации" объекта, например, пренебрежении к элементарным вещам в виде очистки купола от снега. Директор "Трансвааля" Сергей Арсентьев эту версию исключает. По его словам, "снега на крыше не было". Даже если бы снег и был, он вряд ли бы мог привести к трагедии, считает Ееро Маттила, управляющий самого большого аквапарка в Европе - финской Serena. По его данным, крыша, его аквапарка может выдерживать до двух метров снега. Он предполагает, что причиной трагедии могло быть нарушение гидроизоляции кровли, из-за чего на ее внутренней стороне мог оседать водяной пар, охлаждаясь и превращаясь в лед.

В зависимости от того, чьи просчеты повлекли за собой трагедию, ответственность ляжет либо на прежних, либо на нынешних владельцев "Трансвааля". Основателем ЗАО ЕТС, на балансе которого находится "Трансвааль", является предприниматель Владимир Мулев. Но в конце прошлого года его приобрело ЗАО "Тера ойл", которое, по сведениям "Ведомостей" контролирует компания "Интеко". В этом сотрудники компании до трагедии признавались в неофициальных беседах. Информацию о том, что структуры "Интеко" приобрела "Трансвааль" вчера неофициально подтвердил высокопоставленный источник, близкий к "Интеко". Располагают этой информацией и другие участники рынка, а также чиновники столичного правительства. Получить официальных комментариев "Интеко" не удалось.

Кто ответит.



Главная --> Публикации