Главная --> Публикации --> Москва — налево, москва — направо Алексей дорош: ипотека будет доступна, если доступным станет жилье Ипотечные должники предпочитают продавать квартиры самостоятельно Ипотека с доставкой Прогноз и ныне там

ЦКАД - четвертое кольцо вокруг Москвы - пройдет через крупные города области и обещает разгрузить дороги Москвы (в первую очередь вылетные трассы и МКАД) от тяжелых грузовиков и транзитного транспорта. Поэтому решению федеральных властей ускорить строительство ЦКАД в первую очередь обрадовались власти столицы.

Правительство России утвердило расходы на проектирование Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье. Документ за подписью премьера Владимира Путина предусматривает выделение на эти цели из Инвестфонда 8,9 млрд рублей. Проектирование должно быть завершено в 2009 году, а строительство трассы - в 2012-м. Стройку будут финансировать три стороны: федеральный Инвестфонд, правительство Мособласти и частные инвесторы.

МКАД превратилась в обычную городскую улицу, по которой ни пройти, ни проехать. Со стороны области она застроена гигантским количеством коммерческих объектов: торговых центров, офисных зданий, каких-то бешеных рынков и складов, - констатирует мэр Москвы Юрий Лужков. - При использовании внутренней части дороги я всегда очень осторожно даю разрешения на любую стройку. Но в то же самое время с внешней стороны происходит настоящий разгул инвестиций.

- До сих пор дорожным строительством в регионе занималась главным образом Москва, хотя столица и область фактически давно стали единым целым, - говорит первый замглавы столичного стройкомплекса Александр Левченко. -Люди ездят в Москву на работу, в Подмосковье - домой и на дачу. Складские узлы, обслуживающие предприятия и магазины не только Москвы, но и других регионов, располагаются в ближнем Подмосковье. Причем в столь ближнем, что и на МКАД, и в самом городе стало уже не продохнуть от грузовиков. Вообще было бы разумным строить грузовые терминалы в 50, 60, даже 100 км от Москвы, там разгружать поезда и далее уже доставлять эти грузы автотранспортом. Если грузовики из Москвы убрать, это будет существенное облегчение. А для этого надо построить ЦКАД.

- Именно поэтому Лужков и выдвинул идею софинансирования проектов в дорожном строительстве, ведь от пробок страдают жители и Москвы, и Подмосковья, - говорит Александр Левченко. - Да и транзит грузов между Европой и восточными регионами страны тоже проходит через Москву. Выходит, что в качестве дорог Московского региона заинтересованы все.

Конечно, ЦКАД не решит всех проблем столицы. И внутри МКАД тоже надо строить дороги. По обновленному Генплану к 2020 году территория столицы, занимаемая дорогами, должна вырасти почти в полтора раза: с 10,8 до 14,3 га. Общая протяженность сети улиц и дорог - с нынешних 4535 км до 5900 км. А число парковок и гаражей обещают увеличить более чем втрое: с 410 тысяч до 1,44 млн машино-мест. Цена дорожного вопроса для московских властей очень высока: только в этом году на эти цели столица выделяет 100 млрд рублей. А в целом на предусмотренную Генпланом реновацию дорожной сети необходимо, по оценкам Лужкова, не менее 4 трлн! И хотя Москва по праву считается самым богатым регионом страны, ее возможностям есть предел.

Справка Известий
Протяженность нового кольца составит 522 км, ширина будет варьироваться от 4 до 8 полос, скорость движения составит 100-140 км/ч. Всего на строительство ЦКАД, по предварительным подсчетам, потребуется 520 млрд рублей - такую оценку привел на заседании правительства Владимир Путин. По его словам, 65% необходимой суммы будет выделено из Инвестиционного фонда, 10% предоставит Мособласть, а 25% - российский бизнес. Отдельные участки ЦКАД будут платными, поскольку основными его пользователями будут коммерческие грузовые перевозчики.

До сих пор казалось, что между осознанием этого факта и делом лежит пропасть. Так, в этом году федеральные власти выделили на московские дороги лишь 5 млрд рублей - в 20 раз меньше, чем сам город. Но на транспортном форуме в Сочи премьер Владимир Путин с пониманием отнесся к поставленному мной вопросу о транспортной ситуации в Москве и заверил, что он будет решаться на государственном уровне, - отмечает Лужков. Теперь в мэрии надеются, что совместная работа над проектом ЦКАД - первая ласточка и дорожная проблема регионов будет решена в ближайшее время.

В нынешнем году темпы ввода в эксплуатацию нового жилья в России сократились. Об этом доложил на заседании президиума правительства РФ вице-премьер Александр Жуков.

Темпы ввода в эксплуатацию нового жилья в России в нынешнем году сократились. Об этом сообщил на заседании президиума правительства вице-премьер Александр Жуков. Основной причиной такой ситуации была названа нехватка земельных участков с подготовленной инфраструктурой. Для решения проблемы глава правительства Владимир Путин предложил не придерживать участки для конкретных ведомств, которые сами их не используют.

Александр Жуков связывает это с подорожанием ипотечных кредитов, сокращением спроса на жилье, а также отсутствием в достаточном количестве земельных участков с инфраструктурой, пригодных для жилищного строительства.

В 2007 году рост объемов ввода нового жилья составил 141%, а в начале текущего всего 106% Как сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на слова вице-премьера, в 2007 году рост объемов ввода нового жилья составил 141%, а в начале текущего всего 106%.

Вице-премьер напомнил, что Госдума в пятницу приняла закон о содействии жилищному строительству, который регулирует деятельность Федерального фонда развития жилищного строительства. По мнению Жукова, она будет направлена на развитие рынка жилья, развитие территорий и инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, а также промышленности стройматериалов. Кроме этого, сообщил чиновник, фонд вместе с региональными властями будет заниматься обустройством территорий для строительства жилья.

Тем не менее рост объемов жилищного строительства за пять месяцев 2008 года составил 119% к аналогичному периоду прошлого года. Однако в 2007 году рост составил 124%.

В ходе заседания премьер-министр России Владимир Путин особо отметил, что в вопросах, связанных с выделением земельных участков для строительства, нужно отказаться от узковедомственных интересов.

Вице-премьер рассказал, что средства для формирования стартового капитала для деятельности фонда уже выделены. В будущем он будет работать за счет денег, получаемых от аренды земельных участков. Средства от продажи обустроенных участков будут поступать в региональные и местные бюджеты, сообщает Прайм-ТАСС.

С этим мнением в целом соглашаются и эксперты. Руководитель аналитического центра Индикаторы рынка недвижимости (ирн.ru) Олег Репченко основной причиной замедления темпов жилищного строительства в этом году считает недостаток подготовленных земельных участков.

По его заявлению, земельные участки, принадлежащие ведомствам, зачастую не используются, а начать работы на них кому-либо еще они не позволяют. По мнению председателя правительства, такую ситуацию нужно ликвидировать и не придерживать земельные участки для ведомств.

Что касается начала деятельности Фонда развития жилищного строительства, то, по мнению эксперта, с ним связан ряд опасений.

Жилье из-за дефицита и роста цен покупают даже без ипотеки, строительные материалы составляют некритичную часть рыночной стоимости квартир в крупных регионах. Главная причина падения темпов строительства заключается в нехватке земельных участков с коммуникациями, сказал он газете ВЗГЛЯД.

Кроме того, возникает вопрос, насколько быстро начнет работать эта структура и не создаст ли это новую государственную монополию на жилищное строительство, говорит Репченко.

Во-первых, напомнил он, может получиться то же самое, что и с ФЗ № 214 Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ от 30 декабря 2004 года: вышел запрет на строительство по старым правилам, а работать по-новому застройщики оказались не готовы и в результате пострадали потребители.

Еще в ХIV веке через нынешнюю площадь Тверской заставы (бывшую площадь Белорусского вокзала) проходила дорога, соединявшая Москву со столицей Тверского княжества. Позднее через заставу стали проезжать караваны из государств Западной Европы. Первый вокзал, как и, собственно, сама площадь, здесь появился в конце ХIХ века, когда снесли Грузинский и Бутырский валы, а небольшой ручей, впадавший в речку Пресню, засыпали грунтом. Именно по его руслу и были проложены рельсы Московской железной дороги.

В мировой практике, впрочем, принято, что государство централизованно занимается подведением коммуникаций к земельным участкам и затем передает их застройщикам. В России пока это происходит и за счет компаний, и на паритетных основаниях с государственными органами. А зачастую строители умудряются проводить точечную застройку на старых коммуникациях.

Как ни прискорбно, но в настоящее время западные ворота Москвы выглядят далеко не импозантно. Бросается в глаза разноплановость зданий. Например, 11-этажный жилой «сталинский» дом довоенного периода, на котором заканчивается Тверская улица, совершенно не гармонирует со сложившейся застройкой начала века. Сохранившиеся малоэтажные здания на 1-й и 2-й Брестских улицах соседствуют с пустырями и многочисленными непрезентабельными магазинами постперестроечного периода. Заросшие бурьяном пустоши можно увидеть вдоль железнодорожных путей и даже у тротуаров улицы Бутырский вал.

Привычный облик площадь приобрела в начале прошлого века. В 1912 году на месте прежнего Смоленского вокзала был сооружен новый — Александровский. Небольшой сквер с памятником пролетарскому писателю Максиму Горькому появился здесь в 40-х годах после сноса первого жилого квартала Тверской-Ямской улицы.

По мнению сотрудников ГИБДД, из-за недостаточной пропускной способности площади в утренние и вечерние часы «стоит» и Тверская улица от площади Маяковского до Белорусского вокзала. Вдобавок движение транспорта на прилегающих у площади четырех улицах — одностороннее, что создает много проблем для автомобилистов. В частности, для элементарного разворота водители вынуждены выезжать на площадь. А чтобы перестроиться на ней, например для проезда с Брестской улицы на Ленинградское шоссе, требуется пересечь пять рядов движения на стометровом участке. Это под силу только гонщикам «Формулы–1» и российским водителям, привыкшим к ежедневному столичному экстриму.

Кольцевой Streеt Rasing
Но москвичей больше волнует не внешний вид площади, а постоянные заторы автомобильного транспорта. Небольшое пространство у Белорусского вокзала, включая все прилегающие улицы, проезды и перекрестки, попросту не может справиться с потоками автомобилей. Шутка ли, на площади сходятся семь (!) улиц. Кроме машин площадь Тверской заставы — крупный пересадочный узел. Пассажиропоток с двух станций метро «Белорусская» — радиальная и кольцевая — в час пик составляет более 200 тыс. человек. Кроме того, сам Белорусский вокзал обслуживает за сутки более 14 тыс. пассажиров дальнего следования и свыше 70 тыс. — пригородных электричек.

О транспортных проблемах на площади у Белорусского вокзала и ограниченной пропускной способности улицы Горького впервые заговорили во время подготовки Олимпиады-8 Но городским властям все было «недосуг» заняться решением этой проблемы. Лишь с начала 90-х годов реконструкция площади была включена в Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года. В разделе «Основные направления развития и реконструкции исторического центра Москвы» было написано: «Генеральный план предусматривает регенерацию ценных элементов исторической застройки, а также максимальное сохранение сложившейся исторической планировки центра и его уличной сети». И далее: «Развитие функционального содержания исторического центра города предусмотрено в соответствии с его ролью как ядра системы общегородских центров г. Москвы. Формирование зон столичных и общегородских общественных центров намечается вдоль основных улиц и на базе главных узлов исторического центра, включая: активное развитие общественного каркаса во внешней зоне центра за счет реконструкции площадей Белорусского и Савеловского вокзалов».

Видит око

Что будет!

Неоднократно вопрос о реконструкции площади Тверской заставы обсуждался на заседаниях правительства Москвы, по результатам которых принимались соответствующие постановления. Но руководители строительного комплекса столицы... решали другие, более важные задачи. Лишь в начале нынешнего года московские власти провели конкурс на Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение площади Белорусского вокзала (Тверской заставы). На суд жюри Архитектурного совета Москвы были представлены семь проектов (включая один внеконкурсный) реконструкции, подготовленные авторскими коллективами из ЦНИИП Градостроительства, РААСН, СМА, МНИИП, МАрхИ, Моспроекта-2 и Московского архитектурного центра.

Бутырский вал превратится в пешеходный бульвар, вдоль которого построят деловой центр, гостиницы, офисы и рестораны. Кстати, вывод транспорта, как надеются проектировщики, позволит провести тотальное озеленение всей территории района.

Запланированная реконструкция площади Белорусского вокзала и прилегающих территорий по грандиозности замыслов сопоставима лишь с возведением небезызвестного Московского Сити. Действительно, если уж можно решить транспортную проблему на привокзальной площади, то чего не взяться за преобразование всего района? Архитекторы для устранения автомобильных пробок решили сделать не одну большую развязку, а построить вокруг вокзала несколько маленьких транспортных эстакад. В частности, связывающие привокзальную площадь с третьим транспортным кольцом. Сама привокзальная площадь и Бутырский вал станут... пешеходной зоной, под землей будет построен паркинг, бизнес-центр, появятся бутики и кафе.

Все существующие повороты с 1-й Тверской-Ямской улицы и Ленинградского шоссе сохранят в неприкосновенности. Подъезд к вокзалу планируют сделать с улицы Грузинский вал. Одновременно на этой улице построят новый торговый комплекс.

Железнодорожные пути, которые сегодня проходят под мостом-путепроводом от Белорусского в сторону Савеловского вокзала, авторы проекта предлагают завести в тоннель глубиной от 5 до 12 м. А на их месте планируют построить транспортную магистраль, которая будет начинаться на пересечении Бутырского вала и 2-го Лесного переулка с последующим подъемом на эстакаду непосредственно над Белорусским вокзалом. Затем трасса разделится: одна ветвь дороги опустится на землю у Электрического переулка, другая соединится с третьим транспортным кольцом в районе Хорошевского шоссе.

Руководитель строительного комплекса столицы Владимир Ресин уже подписал проект долгожданной реконструкции площади и одновременно Ленинградского проспекта. В ближайшие три года эту столичную автомагистраль должны расширить до 18 полос движения автотранспорта (по 9 в каждую сторону). При этом москвичам обещают построить 5 подземных переходов (чтобы освободиться от многочисленных светофоров на пешеходных переходах). Не приходится сомневаться, что при «расширении» ликвидируют последний трамвайный маршрут вдоль Ленинградки. Что взамен — пока неизвестно.

Когда начнется?
К сожалению, никто не может дать ответ на этот вопрос. Просто у властей на столь крупномасштабный проект денег нет. Стоимость проекта уже сейчас оценивается в 200 млн. Предполагается, что большую часть денег должны инвестировать частные инвесторы. «Вот когда бизнесмены сдадут деньги, тогда и начнется грандиозное строительство, — говорит один из авторов проекта, сотрудник Моспроекта-2 Алексей Сержантов. — Может быть, даже в этом году».

25 июня депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект О федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства. Документ разработан министерством регионального развития совместно с комитетом Госдумы по строитель­ству и земельным отношениям. Указ, предписывающий создание фонда, президент Дмитрий Медведев подписал 7 мая.

По самым оптимистичным оценкам, реконструкция площади Тверской заставы завершится в 2007–2008 годах.
Новый законопроект о Фонде содействия развитию жилищного строительства обладает положительным потенциалом, однако рискует стать благодатным полем для коррупции. Чтобы этого не произошло, необходимо четко прописать механизмы его работы и контроля за расходованием средств.

Открыватели земель
Суть законопроекта такова. Стройфонд будет аккумулировать находящиеся в федеральной собственности, но неэффективно используемые участки вместе с имуществом на них. Критерии эффективности пока не разработаны. Ясно лишь, что речь идет об участках, принадлежащих ведомствам, государственным унитарным предприятиям, научным учреждениям (в том числе Российской академии наук). Изъятые земли планируется использовать для комплексного освоения территории, создания заводов стройматериалов, а также организации технопарков и бизнес-инкубаторов.

Структура должна заработать 1 января 2009 года. До этого времени в стране будет действовать запрет на согласование сделок по распоряжению федеральными землями, а также находящимся на них имуществом. Под мораторий попали участки в границах населенных пунктов, а также в радиусе 30 км от миллионников, 15 км от городов с населением от 100 тысяч до миллиона, 5 км от городов с населением до 100 тыс. человек.

В его обязанности входит межевание, постановка на кадастровый учет, подготовка технических условий, освобождение от прав третьих лиц, проведение аукционов. Кроме того, структура наделена функцией разработки документов по планировке территории.

Полученные участки фонд имеет право закладывать и выставлять на торги.

В течение месяца тот решает, следует ли использовать участки и расположенную на них недвижимость для федеральных нужд. (Сегодня эти нужды скромны: возведение объектов обороны, транспорта, энергетики.) Если в Минрегионразвития придут к выводу, что федерация участки использовать не будет, они либо переходят в собственность фонда, либо право ими распоряжаться передается субъекту РФ.

Земли будут передаваться в фонд следующим образом. Попечительский совет (по законопроекту, некие 11 человек: состав пока не ясен) каждый год утверждает критерии, на основании которых определяет, какие участки целесообразно перепрофилировать под строительство жилья, организацию производства или технопарков. Именно попечительский совет решает, какая земля используется неэффективно. По каждому участку он готовит заключение, которое отправляется в федеральный орган исполнительной власти (скорее всего, будет создан при Минрегионразвития).

Всего в результате отчуждения, по словам вице-президента НП Национальный фонд развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимира Герасименко, в России может высвободиться около 150 тыс. участков общей площадью до 1,5 млн га. Их стоимость оценивается в 150 млрд долларов. Даже если исключить из расчетов площадки, подходящие для создания технопарков или производства стройматериалов, все равно можно возвести сотни миллионов метров жилья, из них на Урале десятки миллионов. Это огромные объемы. Сегодня возможности жилищного строительства в России очень скудны: к землям поселения (на которых можно строить жилье) относятся всего 1,1% участков.

Регион получит земли при соблюдении трех условий. Первое: они должны находиться в пределах населенного пункта. Второе: в отношении участков должны быть приняты документы территориального планирования (генплан, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории). И третье: потребуются комплексные производственные программы развития коммунальной сферы. Во всех остальных случаях земли передаются в собственность фонда. Однако участки могут быть изъяты у региона, если он в течение двух лет после передачи их в собственность не выполнил обязательств по застройке.

Землепроходцы
Главный плюс новой структуры в том, что это централизованный орган с большим административным ресурсом. Если функции отчуждения земли будут переданы регионам, ничего хорошего из этого не выйдет. Зачастую предприимчивые чиновники федеральных министерств и ведомств сдают участки в аренду коммерческим структурам, сидят на огромных деньгах. Чтобы побороть ведомственные интересы, ресурса региональной власти не хватит.

Один из самых важных пунктов законопроекта обеспечение вновь застраиваемой территории коммунальной, инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой: вся она будет возводиться на деньги фонда.

Учтем и то, что большое количество федеральных неиспользуемых земель не чисто поле. На некоторых стоят недостроенные заводы или другие здания, к ним уже проведены инженерные коммуникации и дороги, что удешевит и ускорит строительство.

Задумка с фондом, бесспорно, хороша. Ее реализация способна снизить стоимость жилья для граждан. По единодушному мнению застройщиков, примерно 25% конечной стоимости квартиры это создание инфраструктуры, еще 10% откаты местным чиновникам, плата за ускоренную процедуру согласования. Когда фонд за свой счет будет возводить инфраструктуру, а также использовать административный ресурс стоящего за ним заинтересованного в жилищном строительстве государства, можно избавиться от обеих затратных статей.

Кроме того, вступление в силу закона будет способствовать развитию производства стройматериалов (износ в отрасли сегодня составляет 40%) и внедрению новых технологий. Причем новые заводы скорее всего будут выпускать быстровозводимые конструкции, в том числе деревянные для малоэтажных домов.

Уменьшению стоимости жилья, созданию малоэтажной застройки будет способствовать и право фонда проводить конкурсы на архитектурные решения, а затем тиражировать их по всей стране. Население получит 10 20 типовых решений и будет избавлено от трат на создание проекта будущего жилища. А это, как известно, 10 15% конечной стоимости жилья.

и проходимцы
Эксперты сходятся в одном законопроект сырой, в нем не прописан ни один конкретный механизм реализации.


Еще один плюс стройфонд станет органом, который может давать методические указания по планировке территории. По сути, у всех городов России такие документы должны были появиться еще к 1 января 2008 года, но по факту они есть максимум у 10%. Местные чиновники, ученые, общественность подчас не в силах создать такие планы: они просто не знают, как их делать.

Вторая проблема, озвученная депутатами: каковы критерии выполнения регионом обязательств по застройке переданных участков? В каком случае по истечении двух лет стройфонд будет иметь право участки изымать? Кроме того, по их мнению, отсутствие отрегулированной в законе процедуры передачи в залог стройфондом и продажи заложенных участков залогодержателями может привести к злоупотреблениям в виде занижения цен.

На обсуждении законопроекта в комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям наибольший спор вызвали два вопроса. Первый: как именно будут изымать участки. Представитель земельного департамента Минэкономразвития Михаил Бочаров предложил решать этот вопрос лишь с точки зрения целесообразности перепрофилирования земель под жилищное строительство, даже если земли используются эффективно. Депутат Галина Хованская заявила, что забирать надо только неэффективно используемые участки и что без четких критериев оценки неэффективности правительственная комиссия будет быстро коррумпирована. На это у Минэкономразвития нашелся оригинальный ответ: Михаил Бочаров предложил решить проблему назначением в комиссию оцените честных людей. Глава комиссии по доступному жилью совета по нацпроектам Александр Браверман (его прочат на место главы фонда) в итоге заверил коллег: решения по неэффективности использования земель вопрос правительственной комиссии, и она должна определить критерии. Когда будет создана комиссия и разработаны критерии, пока не известно.

Но у нас возникает еще несколько вопросов к тексту законопроекта. Указ предписывает все земли передать под массовую малоэтажную застройку. Однако в новом документе о типе возводимых зданий нет ни слова. Не прописаны механизмы передачи фонду имущества, находящего на федеральной земле. В проекте сказано по закону о приватизации. Но кто и как будет оценивать имущество?

Комитет в итоге рекомендовал депутатам принять законопроект в первом чтении, для доработки его ко второму будет создана рабочая группа.

Главное четкость
Таким образом, мы рискуем получить самую мощную госкорпорацию с практически безлимитным бюджетом и такими же полномочиями.


Любопытен денежный аспект. Фонд, согласно законопроекту, имеет право закладывать земельные участки и использовать другие незапрещенные законом источники поступления средств. Не исключено, что под залог участков фонд будет выпускать облигационные займы. Когда обладаешь огромными активами, привлечение средств сложности не составляет. Значит, в фонде будут аккумулированы громадные средства. Куда они пойдут? Для субъектов РФ в законодательстве есть четкие указания: деньги от продажи земли направляются в региональный и муниципальный бюджеты. Механизм контроля и расходования средств фонда никак не прописан. В федеральный бюджет деньги не попадают. Конечно, фонд будет некоторое их количество тратить на избавление участков от обременений, организацию инфраструктуры. Но объем вложений, по подсчетам специалистов, несопоставим с возможным притоком средств. Кроме того, в проекте закона никак не отражены возможные механизмы общественного контроля за сделками с землей.

Второе: прописать процесс распределения прибыли фонда, ввести контролирующий орган.

Для уменьшения коррупционной емкости документа, на наш взгляд, нужно сделать следующее. Первое: выработать критерии эффективности использования земель. Например, независимые эксперты предлагают к неэффективно использующимся федеральным землям относить пустующие участки, площадки с недостроями, а также сдаваемые в аренду частным компаниям.

Четвертое проработать механизм аукционов: кто и каким образом будет к ним допущен, коммерческие это или некоммерческие структуры, что составит предмет аукциона и так далее.

Третье: обязательно указывать, под какой тип застройки будет использоваться земля. Иначе мы рискуем получить несколько миллионов квадратных метров в элитных коттеджных поселках или высотках.

Наконец, ввести механизмы общественного контроля за сделками с федеральной землей. Тогда можно будет максимально обезопаситься от ее разбазаривания.

Пятое: прописать механизм передачи в собственность фонду федерального имущества. Или мы непременно столкнемся с его продажей по заниженной цене.

Из неофициальных источников Э-У стало известно, что Минрегионразвития и депутаты уже пошли по пути исправления законопроекта. В готовящихся поправках появились нормы, уменьшающие коррупционность закона. Например, предлагается ввести контроль денежных потоков фонда со стороны Счетной палаты. Очевидно, что ко второму чтению свобода для произвола и самоуправства несколько сократится.

Есть и еще одно предложение, напрямую не относящееся к законопроекту. Необходимо изменить статью в уголовном кодексе, касающуюся нецелевого использования госимущества: пока она на землю не распространяется.

Если документ не приобретет четкости, вряд ли здравая идея, в нем заложенная, будет реализована.

Между тем на обсуждении законопроекта в профильном комитете думы представитель Минрегионразвития озвучил весьма настораживающий тезис: критерии эффективности и неэффективности использования участков это как настройка музыкального инструмента, ее нельзя прописать. Позвольте не согласиться. Критерии выработать можно. Например, использовать хотя бы формальный показатель: если производство, находящееся на этой земле, приносит государству прибыль, значит это эффективное использование.



Главная --> Публикации