Главная --> Публикации --> Инвесторы лишатся квартальных премий Уральские мегаполисы через 10 лет Ипотека возвращает утраченные позиции Кому престиж, кому комфорт Большинство новых бизнес-центров в санкт-петербурге вводятся за пределами центра города

В январе вступили в силу поправки к федеральному закону о выкупе участков под приватизированными промпредприятиями. Минэкономразвития и мэрия, кажется, долго не могли договориться о стоимости выкупа?

Правительству Москвы удалось доказать привилегированное расположение столичных земель: выкупать их в собственность сейчас могут только промышленные предприятия и по цене 20% от кадастровой стоимости (по России цена ниже 2,5% от кадастровой стоимости). О том, сколько своей земли Москва намерена передать частным собственникам, почему иногда предприятиям приходится судиться за свои участки, как были поделены городские и федеральные земли на территории столицы, в интервью Ъ рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента земельных ресурсов города Виктор Дамурчиев.

Сколько земли городские власти готовы передать частным собственникам?

В начале 2000-х годов законодательство позволяло выкупать участки из расчета 30 ставок земельного налога. Позже решили рассчитывать выкупную цену с привязкой к кадастровой стоимости. Федеральные власти предлагали установить максимальную цену выкупа земли под приватизированными промпредприятиями по ставке 2,5% от кадастровой стоимости. Москва настаивала на том, что такой механизм вынудит город продавать участки за бесценок. Нас, кстати, поддержали власти Санкт-Петербурга. В результате представители Минэкономразвития согласились с нашими доводами и вместе с нами доказывали в Госдуме необходимость принятия закона в той редакции, которая предлагалась столичными властями. Теперь промпредприятия в Москве и Петербурге могут выкупать земли под производственными площадками за 20% кадастровой стоимости, в других регионах за 2,5%. При этом законодатели четко прописали механизм, который не позволит промпредприятиям, оформившим участки в собственность, спекулировать землей. В случае перепрофилирования производства собственнику придется доплатить в бюджет 80% от кадастровой стоимости. Этот механизм будет действовать до 1 января 2010 года. В дальнейшем все земельные участки, оставшиеся в государственной собственности, будут продаваться по их кадастровой стоимости.

Учитывая, что Москва занимает около 108 тыс. га, на продажу будет выставлено не более 6% земли. Не мало ли?

По предварительным подсчетам, 6-7 тыс. га.

Сколько городской бюджет заработает на продаже земли?

Во-первых, не вся земля в городе подлежит продаже. Вы не учитываете наличие жилых домов, которые занимают свыше 30 тыс. га, улично-дорожной сети на 12 тыс. га, учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, занимающих 9,7 тыс. га. Кроме того, в Москве есть земли природного комплекса, которые не подлежат передаче частным собственникам. Во-вторых, решение о выкупе земли собственники зданий принимают самостоятельно, и вполне вероятно, что часть из них с учетом известных трудностей на финансовых рынках продолжит пользоваться землей на условиях аренды.

Насколько прогнозируемая сумма окажется больше прошлогодних показателей?

По нашим прогнозам, за счет продажи земли в собственность в 2008-2009 годах в бюджет может поступить до 25 млрд руб. Однако при стабилизации положения на финансовых рынках не исключено, что итоговая сумма может увеличиться в полтора-два раза.

В январе вы говорили, что в Москве 677 собственников земли. Насколько больше их станет в 2008 году?

Почти в три раза, но это ожидаемый минимум. В 2007 году поступления в городской бюджет от использования земельных ресурсов составило 24,5 млрд руб., из них всего 600 млн руб. от оформления участков в собственность. Основные поступления обеспечивали арендные платежи за землю.

А почему город иногда отказывает предприятиям в продаже земли? Как, например, ОАО Рот Фронт (входит в холдинг Объединенные кондитеры, где 26,3% принадлежит Москве, остальное группе Гута), которое хотело выкупить три участка около 3 га на Ордынке за 131,459 млн руб...

К концу этого года число собственников среди физических и юридических лиц увеличится почти в четыре раза, то есть их будет не менее 2,5 тыс.

Говорят, что ситуация вокруг Рот Фронта типична для Москвы...

Вы даже писали, что "Рот Фронт и столичные власти договорились о выкупе земли, на которой располагаются производственные мощности фабрики, но ситуация развивалась по другому сценарию. Город не согласился продавать участки из-за отсутствия необходимой градостроительной документации и выкупной цены, рассчитанной с использованием 30-кратной ставки земельного налога (по старому законодательству. Ъ). Рот Фронт опротестовал это решение в арбитражном суде. Мы подали апелляцию и выиграли. Теперь департаментом земельных ресурсов будет подготовлен проект распорядительного документа правительства Москвы о предоставлении Рот Фронту земельных участков в собственность в соответствии с действующим законодательством. Вот вы в своей статье приводили подсчеты экспертов, по мнению которых рыночная стоимость всех трех участков Рот Фронта составляет не менее $100 млн. Действительно, если на указанные участки провести аукцион и никоим образом не ограничить заявителей, мы можем получить цены, которые нас слегка шокируют.

Компенсация тоже рассчитывается по кадастровой стоимости?

Проблемы периодически возникают. В некоторых промышленных зонах и районах города ситуация сложилась таким образом, что приватизированное предприятие не может получить в собственность земельный участок, так как не имеет на это право по закону. Например, территория предприятия, которая в соответствии с генпланом развития города зарезервирована для нужд города, или территория, на которой в соответствии с утвержденной градостроительной документацией предусмотрено строительство другого объекта. В таких случаях с собственниками предприятий мы договариваемся о компенсации или разумной корректировке территорий.

Кадастровая стоимость, которая периодически корректируется, по-прежнему остается ниже рыночной. Когда они сравняются? Что этому препятствует?

В соответствии с действующим законодательством все компенсации при изъятии или приобретении земельных участков осуществляются по их рыночной стоимости.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность установления кадастровой стоимости участка в процентах от его рыночной стоимости, так что в принципе они могут быть и равны. Действующей методикой кадастровой оценки это, например, уже сделано для таких объектов, как вокзалы, порты, электростанции. По мере совершенствования методической базы и увеличения объема сделок с земельными участками кадастровая и рыночная стоимость будут сближаться.

Кадастровая и рыночная стоимость разные по своей природе и цели показатели. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в целях налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Методики кадастровой оценки едины для всех категорий земель на всей территории Российской Федерации и утверждаются Минэкономразвития. А рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Как видите, цели оценок, а также их методическая база различаются.

Время от времени приходится и судиться, но это не носит регулярного характера. Например, ОАО Фабрика технической бумаги Октябрь" решением арбитражного суда Москвы от 4 апреля 2007 года было отказано в предоставлении в собственность участка в Переведеновском переулке, 18 общей площадью 1,323 га, поскольку данная организация включена в утвержденный городом перечень предприятий, подлежащих перебазированию за пределы исторического центра Москвы. Правомерность решения была подтверждена 10 сентября 2007 года Федеральным арбитражным судом Московского округа и 17 декабря 2007 года Высшим арбитражным судом РФ.

Часто ли предприятия в судебном порядке доказывают право собственности на землю?

Еще один известный процесс судебные разбирательства с Солид Кама. В 2004 году эта компания по решению Росимущества выкупила 1,7 га на Хорошевском шоссе за 17 млн руб. Городские власти посчитали, что предложенные компанией 17 млн руб. за 1,7 га на Хорошевском шоссе в несколько раз ниже реальной стоимости участка.

Или вот компания Слиго Трейдинг Ко Лимитед обращалась в суд с иском о признании незаконным отказа городских властей в передаче в собственность земельного участка площадью 24,5 тыс. кв. м, расположенного на улице Долгоруковская, вл. 21, стр. 3, 4, 6-13, вл. 19, стр. 1 Данный участок был предоставлен компании для строительства по инвестиционному контракту, и суд отказал ей 24 апреля 2008 года.

Поправки в земельное законодательство не позволяют коммерческим предприятиям владеть участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как быть предприятиям, которые не могут найти средства на выкуп своих участков?

С принятием поправок в федеральный закон ситуация заметно улучшилась: по обращениям заявителей в 80% случаев признается целесообразной подготовка проекта соответствующего распорядительного документа о предоставлении земельных участков в собственность. В 15-17% случаев заявителям объясняют, что для окончательного решения требуется серьезная проработка. Отказ в оформлении земли в собственность получают лишь 3-5% заявителей. В эту категорию, как я уже говорил, входят предприятия, подлежащие перебазированию.

Долгое время московские власти и федеральные структуры спорили по поводу разграничения земель в столице. Конфликт исчерпан?

Такие предприятия вправе заключить договоры аренды на земельные участки.

Правительство Москвы подавало в арбитражный суд два иска о признании недействительными договоров, по которым ФГУП Канал имени Москвы сдавал в субаренду часть из арендуемых им 58 га в парке Москворецкий. Почему город вмешался, если эти участки находятся в федеральной собственности?

Сегодня ни город, ни федеральные структуры не конфликтуют по поводу разграничения земель. На данный момент в Москве в государственной собственности РФ и города Москвы находятся около 4200 участков, из которых около 1500 находятся в собственности федерации, остальные в собственности города. Общая площадь этих участков около 8 тыс. га, из них РФ принадлежит 5,386 тыс. га, Москве 2,501 тыс. га. Остальные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Теперь федеральные структуры, использующие расположенные в Москве земельные участки, находящиеся в собственности РФ, могут распоряжаться ими по своему усмотрению с согласия Росимущества.

Но, по утверждениям девелоперов, в городе до сих пор нет четкого зонирования территорий. Некоторые застройщики узнавали о том, что ведут работы в природоохранной зоне, только от представителей проверяющих органов...

ФГУП, получив эти участки в аренду, практически сразу же передал их в субаренду коммерческим структурам. Канал имени Москвы, как унитарное предприятие, не имел на это никаких прав. Кроме того, условиями договоров субаренды предусмотрено право осуществления строительства на особо охраняемой природной территории, что запрещено федеральным законодательством. Построенные на этом участке шесть коттеджей пока не снесены. Генпланом развития города и федеральным законодательством в парке не предусмотрено индивидуальное строительство. Иски были поданы в рамках контроля за градостроительной деятельностью, который в городе осуществляется правительством Москвы. Иски, мы уверены, нами будут выиграны. Кроме того, мэром Москвы Юрием Лужковым направлено обращение в Генпрокуратуру РФ с просьбой о проведении проверки по данному факту.

В прошлом году Юрий Лужков заявил, что в Москве по-прежнему отсутствует отлаженная система передачи земли собственникам помещений в жилых домах (ТСЖ). Сколько в городе кондоминиумов, ставших собственниками участков?

Давайте договоримся так: в следующий раз запросите у этих девелоперов разрешительную документацию на строительство. Нашим специалистам потребуется не более трех дней, чтобы провести экспертизу и понять, можно ли вести работы на том или ином участке. Границы территорий природного комплекса давно утверждены, и описанная застройщиками ситуация в природоохранных зонах практически невозможна.

Но в таком случае почему статистика неутешительная?

В городе зарегистрировано около 3 тыс. ТСЖ. Более 70 земельных участков оформлено в собственность собственникам помещений в этих жилых домах. Здесь есть принципиальный момент: участки у города в данном случае не выкупаются, они им передаются бесплатно. Все необходимые работы по землеустройству также проводятся за счет города.

Как формируется земельный налог?

После вступления в силу Жилищного кодекса, установившего порядок передачи участков в собственность собственникам помещений в жилом доме, мы рассмотрели первые заявления жильцов. И здесь возникли серьезные проблемы: заявители просили передать в собственность землю, которой пользуются жители других домов, не входящих в ТСЖ. Представьте себе такую ситуацию: спортплощадка, расположенная на придомовой территории нескольких домов, передается в собственность жителям только одного дома. Площадка обносится забором и появляется шлагбаум. В результате может возникнуть конфликт. Другая проблема не все собственники помещений в жилых домах активно проявляют интерес к земельным участкам, а ведь для оформления их в собственность необходимо согласие не менее 2/3 всех собственников помещений в жилом доме.

Вы упомянули сельскохозяйственные земли в черте города. Есть ли программа по выводу агропромышленных предприятий?

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости. При этом ставка налога зависит от разрешенного использования земельного участка. Например, в Москве для владельцев квартир, собственных домов и пользователей автостоянок налоговая ставка составляет 0,1% от кадастровой стоимости. Возьмем для примера 60-квартирный дом в пределах Садового кольца с оформленным в собственность жильцов участком 0,12 га. В этом случае общие платежи по налогу составят около 120 тыс. руб. в год, или 2000 руб. на квартиру. Для владельцев машиномест в гаражах и на автостоянках налог будет составлять порядка 600 руб. за машиноместо (гараж) площадью 25 кв. м. Для дачников и владельцев земель сельхозиспользования налог оплачивается по ставке 0,3%, а для всех остальных землепользователей 1,5% от кадастровой стоимости. От налогов полностью освобождены социальные структуры, физкультурно-оздоровительные комплексы, органы юстиции, общественные организации инвалидов, организации, использующие труд инвалидов, резиденты особых экономических зон, госучреждения Москвы. За четыре года рост поступлений в городской бюджет от земельного налога вырос с 550 млн до более чем 2 млрд руб.

Городские власти считают существенным резервом и многочисленные промзоны. Однако за четыре года комплексное освоение этих территорий так и не началось. Почему?

Да, работа по их выводу ведется. Земли сельхозиспользования занимают всего 1,5% территории города, но это серьезный резерв для будущего строительства.

За два года принято несколько постановлений правительства Москвы, позволяющих развивать территории всего лишь четырех промзон. Девелоперы заплатили за аренду этих земельных участков, но из-за отсутствия разрешительной документации не могут приступить к строительным работам. Будут ли пролонгированы договоры аренды с теми, у кого они истекают?

Не могу согласиться с тем, что освоение промышленных зон в городе Москве не началось. Во-первых, для такого освоения к настоящему времени создана необходимая правовая база. Основанием для формирования промышленных зон в Москве стал городской закон Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы. Постановлением О территориях промышленных зон города Москвы в 2006 году утверждена схема размещения 35 промышленных зон общей площадью более 2,5 тыс. га. В 2008 году правительство Москвы утвердило формирование еще 174 промышленных зон, в том числе 125 в границах 60 бывших производственных зон и 49 вне границ производственных зон. При этом общая площадь промышленных зон составляет 7,9 тыс. га. По расчетам специалистов, площадь сформированных промзон позволит динамично развивать промышленность и науку в Москве до 2030 года. Во-вторых, в соответствии с комплексной программой промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 годы готовятся региональные нормативы градостроительного проектирования на территориях промзон.

При продаже коммерческой недвижимости участок под ней автоматически переходит новому собственнику. Но на практике процесс переоформления прав на землю занимает почти полгода...

Как мы уже выяснили, сейчас в Москве сформировано не четыре, а более 200 промышленных зон. Для этих зон установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, которые не могут быть изменены иначе, как по решению правительства Москвы. Это обеспечивает существование и развитие в границах таких зон только промышленных предприятий, организаций науки и инфраструктуры, обеспечивающей их основную деятельность. И если объекты, используемые арендаторами, отвечают разрешенному использованию, то никаких препятствий для заключения договоров аренды на новый срок не просматривается.

Последствия этой интриги в самом ближайшем будущем должен будет ощутить каждый новосел. В Госстрое считают, что благодаря лицензии начнут строить качественнее и дешевле. Тогда даже жители тех территорий, где постоянно происходят природные катаклизмы, могут не опасаться за свое жилище: потолок не рухнет, дом паводком не снесет. Так вот бремя контрольной ответственности, как пояснил Николай Кошман корреспонденту "РГ", ведомство готово взять на себя.

Автоматически ничего не происходит. Переход права аренды легко переоформляется в том случае, если земельный участок, необходимый для эксплуатации здания, уже сформирован и его разрешенное использование не меняется. В случае, когда необходимо формировать участки для новых собственников, например, если на едином земельном участке расположены два здания, а одно из них продано, то процесс переоформления прав может увеличиться на срок, необходимый для межевания земельных участков и их постановки на кадастровый учет.
С 1 января 2004 года налоговики приступят к массовой зачистке строительных и проектных предприятий, если окажется, что у кого-то нет соответствующего разрешения, то неминуемо уголовное дело по факту незаконного предпринимательства. Вчера об этом сообщил председатель Госстроя Николай Кошман, отметив, что ведомство передает Министерству по налогам и сборам весь "компромат" на строителей. По оценке главы ведомства, около 5-10 процентов действующих ныне фирм работает без этого документа.

Вообще-то большинство строителей формально законопослушны: в срок приобретают лицензии. Еще с 1991 года все строительные и проектные работы были классифицированы как лицензионные. А два года назад это право отнесено к исключительной компетенции Госстроя. С этого времени ГУП Федеральный лицензионный центр (ФЛЦ) при Госстрое создал 94 структурных подразделения по всей территории страны, которые выдали в общей сложности 200 тысяч лицензий. Дело это весьма прибыльное. За саму бумагу строители платят смешные деньги: 1300 рублей в федеральную казну. Однако чтобы ее получить, соискатели должны не только сесть за парты Академии повышения квалификации. Они должны пройти коридоры экспертной комиссии, которая дает заключение: может ли ту или иную работу выполнить соискатель. Это в среднем тянет на 15 тысяч рублей. Эти деньги, разумеется, делятся между академией и ФЛЦ.

Но одного желания Госстроя оказывается недостаточно. Минэкономразвития считает, что не комитетское это дело заниматься выдачей лицензий: эта функция ведомства избыточная, и ее нужно отдать в альтернативные, то есть частные руки. Николай Кошман - против. Он уверен, что тогда неизбежны катастрофические последствия. При этом как на последний аргумент глава ведомства ссылается на опыт Запада - там право строить выдает государство, оно же и присматривает за застройщиками. В любом случае окончательную точку в этой дискуссии должна поставить комиссия по административной реформе при Правительстве. Ожидается, что окончательная судьба лицензий определится в марте будущего года.

За десять месяцев 2003 года ФЛЦ проверил 11 тысяч предприятий, из них 4 тысячи (36 процентов) строили дома с нарушениями строительных норм и правил. Причем две тысячи фирм возводили дома так, что последствия могли привести к человеческим жертвам. У этих горе-строителей были приостановлены лицензии. Параллельно ведомство готовит поправки к ряду законов с тем, чтобы ужесточить требования. В частности предприятиям запретят приобретать несколько лицензий. В спешном порядке разрабатываются нормативы, которые, с одной стороны, разъяснят застройщикам, без каких документов нельзя выходить на стройплощадку, в какой последовательности и как строить, с другой - выстраивают жесткую вертикаль надзора за ходом строительства. Словом, Госстрою есть отчего торопиться.

Однако при всем этом строители не очень-то стремились выполнять условия документа. Главное для них - дешево построить и дороже продать квартиры. А для того чтобы проверяющие конторы не мешали им работать, приобретали несколько лицензий: не беда, если одну отзовут, вторая есть. При этом вступивший в силу летом этого года закон о техническом регулировании вообще развязал строителям руки. По данным ведомства, не менее 12 процентов подрядчиков плевали на строительные нормы и правила. Отсюда последствия.

Многие компании предпочитают заключить предварительный договор аренды и выплатить гарантийный депозит, чтобы в будущем избежать проблемы поиска качественных площадей, говорит Роман Соков, директор департамента консалтинга Becar Commercial Property Moscow. Готовые помещения не всегда могут соответствовать требованиям арендатора. Заключение предварительного договора и заблаговременное вхождение в проект на этапе проектирования помогают арендаторам избежать множества проблем впоследствии, говорит Алексей Сиднев, директор по развитию бизнеса МТ Девелопмент. Но, как отметил Армен Шаваршян, застройщик соглашается заключить предварительный договор аренды только на помещения большой площади от 1500 кв. м или в том случае, когда компания готова взять в аренду целый этаж. Например, в башне Федерация ВТБ на этапе строительства приобрел 33 этажа. Компания IBS подписала предварительный договор аренды 13 этажей (36 840 кв. м) в 42-этажном офисном комплексе Nordstar Tower, а ТНК-ВР предварительный договор аренды на 37 000 кв. м офисных площадей в БЦ Западные ворота. Как считают эксперты, вероятность того, что перечисленные компании смогли бы арендовать такую же площадь в качественном офисном комплексе, мизерна, так как на рынке готовых объектов нет аналогичных предложений. Сложилась тенденция, что к моменту ввода объекта в эксплуатацию примерно 60-80% его площадей сдано в аренду, а некоторые объекты сданы на 100%, говорит Широкова. После сдачи в эксплуатацию свободными остаются 10%, максимум 20%, подтверждает Дмитрий Рощин, руководитель департамента инвестиций и оценки корпорации Рескор. Заключать предварительные договоры выгодно девелоперам. Как объяснили в компании Capital Group, это позволяет возвращать вложенные в проект деньги уже на финальных этапах строительства. Например, по данным Penny Lane Realty, полностью на стадии строительства были сданы бизнес-центры Ноев ковчег, Эрмитаж Плаза и др.

По словам Армена Шаваршяна, специалиста департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty, особенно щепетильны западные компании, которые стараются зарезервировать офис не менее чем за год до новоселья, заключив предварительный договор аренды на помещение в строящемся бизнес-центре. Как объяснила Ольга Широкова, руководитель департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, на этапе выхода на строительную площадку она может быть на 30-50% ниже, чем на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Максим Загоруйко, директор департамента брокерских услуг компании Миэль Коммерческая недвижимость, считает, что рыночная стоимость готовых офисных помещений на 10-15% выше, чем в недостроенных зданиях. А Светлана Ярова, руководитель проектного отдела компании Astera, отметила, что чем ближе к открытию объекта, тем меньше шансы получить какие-то скидки при подписании предварительного договора аренды. Рост ставки аренды обусловлен как изменением стадии строительства, так и изменением общей ценовой ситуации на рынке недвижимости, например, за 2007 г. рост ставок аренды составил около 30%, добавляет Ольга Широкова. В наиболее престижных районах Москвы аренда 1 кв. м за 2007 г. выросла до 50%, что, по мнению Андрея Петрова, партнера компании Knight Frank, является беспрецедентным случаем на рынке за последние 10 лет.

Причина в том, что при расторжении предварительного договора аренды со стороны девелопера он возмещает арендатору сумму, равную внесенному депозиту (как правило, это арендная плата за 2-3 месяца). Но если учесть, что на время заключения предварительного договора рыночные ставки были ниже, а новый договор на аренду площадей у другого застройщика уже будет заключаться на рыночных условиях, финансовые потери арендатора могут быть несопоставимо велики по сравнению с ожидаемой выгодой. По данным Russian Research Group, только за первые три месяца 2008 г. арендные ставки в центральной части столицы выросли в среднем на 10,8%, вне Садового кольца на 15,9% и составили в среднем $1397 и $788 за 1 кв. м соответственно.

В ряде случаев предварительный договор заключается даже на этапе проектирования или на самых ранних стадиях строительства, что позволяет арендаторам выбрать для себя самые выгодные условия аренды. Хотя эксперты считают, что на такой шаг стоит идти только в том случае, когда предварительный договор заключается с крупными девелоперскими компаниями, уже имеющими ряд реализованных проектов.

К 2015 году российская столица должна забыть про пробки. Правда, при одном условии: если найдется 5 трлн рублей на развитие московского транспортного узла. Как сообщает пресс-служба Торгово-промышленной палаты, об этом первый заместитель столичного градоначальника Юрий Росляк сообщил на последнем заседании Меркурий-клуба.

Объем средств, необходимых для решения транспортных проблем Москвы, составляет порядка 5 трлн рублей, заявил Юрий Росляк на последнем заседании Меркурий-клуба. Мэрия в состоянии выделить не более пятой части необходимой суммы. Часть средств готов дать федеральный бюджет. Однако пока нет ясной концепции развития транспорта в Москве, ждать интереса к этому проекту со стороны частных инвесторов не стоит.

В настоящее время московский транспортный узел испытывает огромные трудности. По данным Министерства транспорта РФ, почти 60% столичной транспортной сети работает в режиме перегрузки. При этом около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.

Около 80 процентов магистральных дорог и транспортных узлов Москвы полностью исчерпали пропускную способность Эксперты не смогли оценить, насколько реальна сумма в 5 трлн рублей, названная Юрием Росляком. Без точной концепции развития транспорта говорить о конкретных суммах странно, пояснил газете ВЗГЛЯД аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.

По расчетам специалистов мэрии, которые привел Юрий Росляк, на полное решение транспортной проблемы Москвы, как города и как крупного транспортного узла федерального значения, нужно примерно 5 трлн рублей. Овчинка стоит выделки: по оценкам мэрского чиновника, решив транспортную проблему, можно на 16% увеличить региональный валовый продукт.

Нехватка сети магистральных улиц в пределах города составляет порядка 350 400 км, это приводит к снижению скорости транспорта до 5 10 километров в час. В рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей.

На самом деле, мэрский чиновник несколько кривил душой. По словам главы Минфина России Алексея Кудрина, Москва и так получает высокие дополнительные доходы, причем их рост существенно выше, чем прирост объемов финансирования дорог из столичного бюджета.

Правда, самостоятельно решить транспортную проблему Москве не под силу. По словам Росляка, городская казна до 2015 года может выложить на эти цели немногим более 1 трлн рублей. Нужна помощь федерального центра, однако особого желания вложиться в проект центр не демонстрирует, жаловался первый заместитель мэра Москвы членам Меркурий-клуба.

По словам Светланы Крыштановской, понимая важность московского транспортного узла, министр Левитин обратился с предложением рассмотреть этот вопрос на одном из заседаний правительства России. Неизвестно, правда, согласились на это его коллеги или нет.

Более того, как рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь министра транспорта РФ Светлана Крыштановская, в настоящее время идет разработка комплексной программы развития столичного транспортного узла. Для этого создана рабочая группа, в которую кроме специалистов министерства вошли представители Москвы и Московской области, пояснила она.

В начале апреля общественный градостроительный совет при мэре Москвы утвердил генеральную схему развития московского железнодорожного узла. Как рассказали в пресс-службе РЖД, эта схема была разработана специалистами Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта.

По мнению аналитиков, кроме сети автодорог, в Москве необходимо развивать остальные виды транспорта, в первую очередь железную дорогу. Только так город может спастись от транспортного коллапса.

Для этого предполагается построить сеть транспортно-пересадочных узлов как на пересечении с малым кольцом железной дороги, которое будет использоваться под пассажирские перевозки, так и в отдаленных районах Москвы. Транспортно-пересадочные узлы должны иметь удобные станции типа метрополитена, иметь перехватывающие парковки и пересадки на другие виды транспорта, пояснил Александр Кузьмин.

По данным главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в городе насчитывается 210 км железнодорожных путей, однако таким транспортом перемещаются всего 8% от общего пассажиропотока в сутки. При этом более чем 260 км метрополитена перевозят 26% пассажиров. Наша задача превратить железную дорогу во внутригородской транспорт, цитирует слова главного архитектора Москвы Александра Кузьмина пресс-служба столичного департамента транспорта и связи.

По данным пресс-службы Департамента транспорта и связи, стоимость проекта оценивается в 767 млрд рублей. Как ожидается, финансирование всех мероприятий, направленных на модернизацию железнодорожного узла, возьмут на себя в равных частях (по 25 %) железнодорожники, власти столицы, частные инвесторы и Инвестфонд.

Над частью железнодорожных путей запланировано строительство автомобильных трасс. Планируется строить северный дублер Кутузовского проспекта над железнодорожными путями. Часть Четвертого транспортного кольца также разместить над железной дорогой, продолжил Кузьмин.

По мнению аналитиков, кроме городского и федерального бюджета, в развитие столичного транспортного узла можно будет привлечь средства частных инвесторов. Однако пока нет ясной концепции развития транспорта в Москве и определенных гарантий со стороны города и государства, ни один инвестор не согласится вложить в этот проект деньги.

Как считают аналитики, эта цифра также входит в общую сумму расходов на развитие транспорта в Москве, которую привел Росляк.



Главная --> Публикации