Главная --> Публикации --> Владимир ресин получил ключи от "минск-сити" Переориентировались на ближайших соседей Пятиэтажки снесут, девятиэтажки надстроят Азиатская недвижимость шагает впереди планеты всей. обзор мирового рынка недвижимости Рынок жилья россии похож на испанский

Почетный список регионов с наиболее плохими ипотечными портфелями возглавили Костромская область, Ставропольский край, Ульяновская область и Алтайский край. Во всех этих регионах уровень просрочки выше 10%, хотя за последние три месяца Ульяновская область и Ставропольский край немного улучшили свои показатели - на 1,31 и 0,2% соответственно. Зато в Алтайском крае за это же время просрочка выросла с 10,07 до 10,6%, а Костромская область показывает рост, лучше всего характеризуемый как феерический: с 16,52 до 24% за три месяца.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) впервые опубликовало данные по просроченным кредитам в 78 регионах России. Оказалось, что в некоторых областях объем ипотечной просрочки зашкаливает за 20%. Средний же уровень на 1 мая составил 5,1%. Для сравнения: американские ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac приводят статистику, по которой у них доля просрочек в минувшем апреле составляет 1,22 и 0,81% соответственно.

Впрочем, у экспертов рынка другое объяснение. Это не может быть эффектом старения портфеля, - рассуждает управляющий директор блока Розничный бизнес Банка Москвы Алла Цытович. - Пики риска действительно существуют. Однако такая высокая просрочка - результат несоблюдения стандартов АИЖК его региональными агентами. Кроме того, добавляет директор департамента по работе с финансовыми институтами банка DeltaCredit Вадим Пахаленко, в этих регионах очень высок процент мошенничества.

В АИЖК не называют абсолютные цифры просроченных кредитов, однако подчеркивают, что просрочки, например, в Алтайском крае и Костромской области имеют абсолютно разные корни. Высокий уровень просрочки в портфеле партнера не всегда связан с низким качеством его работы, - говорит начальник департамента коммуникаций АИЖК Анна Ярцева. - Например, существенным фактором, влияющим на этот показатель, является срок жизни кредита. Там, где оплата большого количества кредитов приближается к порогу в три - пять лет, наступает пик дефолтов. Таковы данные мировой практики ипотечного кредитования.

Тем не менее некоторые регионы действительно показывают высокую просрочку именно из-за небольших объемов выданных ипотечных кредитов. По словам Аллы Цытович, в Ульяновской и Костромской областях ипотечный рынок еще слабо развит, и при маленьком портфеле просрочка кажется такой высокой. Однако когда в молодом и растущем портфеле просрочка высока - это сигнал, что что-то не так: у нас в стране растущий ипотечный рынок, цены на недвижимость не падают, и уровень просрочки свыше 10% очень высок, - рассуждает Вадим Пахаленко.

В целом, по мнению замначальника управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка Дениса Земана, стремление в 2005-2006 годах при запуске нацпроекта Доступное и комфортное жилье максимально нарастить объемы ипотеки на фоне низких требований к проверке кредитного качества заемщиков привело к тому, что в 2007 году на первое место вышла проблема качества закладных. Показателен факт, что в конце мая администрация Алтайского края инициировала отставку гендиректора регионального партнера АИЖК после того, как были выявлены финансовые нарушения в работе оператора.

Кредиты с просрочкой свыше 180 дней вызывают у АИЖК особенное беспокойство. Так, по данным агентства, за последнее время заметно снизилось количество так называемых технических дефолтов, когда человек пропустил очередной платеж по забывчивости или по болезни. Другая ситуация с просрочками свыше 180 дней - они пока растут, поскольку судебные процедуры взыскания порой составляют полтора - два года, говорят в агентстве, - говорит Анна Ярцева.

Правда, как объясняет Алла Цытович, до 180 дней к просрочке относится только сумма задолженности по аннуитетным платежам, а после шести месяцев - вся сумма кредита. Поэтому у банка с небольшим портфелем один такой кредит может сразу серьезно испортить картину, - добавляет она.

Казенный дом
С идеей создания Фонда содействия развитию жилищного строительства президент Дмитрий Медведев выступил в апреле 2008 года. Его цель - вовлечь в строительный оборот земли, неэффективно используемые государством.


Впрочем, АИЖК определило для своих партнеров приемлемый уровень просрочки в 5%. С 1 июля агентство вводит минимальные лимиты на выкуп стандартных закладных для тех партнеров, у кого пока еще просрочка превышает 5%, - чуть более 2 млн рублей.
Вчера комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал Госдуме принять сразу два законопроекта, меняющих правила игры на строительном рынке. Первый касается создания нового госфонда - содействия развитию жилищного строительства. Второй вводит институт саморегулируемых организаций в строительстве.

Это вполне логичный шаг, - комментирует депутат Госдумы Галина Хованская. - ФСТ лишается системного контроля, потому как уже через год сменится структура ценообразования на рынке услуг ЖКХ. Согласно принятому в конце 2004 года закону Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса эта отрасль попала в область госрегулирования, что стало ответом на скачок в стоимости услуг ЖКХ. По закону ФСТ ежегодно до внесения в Госдуму бюджета устанавливает предельные индексы роста цен на тарифы ЖКХ для населения в среднем по субъектам Российской Федерации. Эти индексы формируются с учетом утвержденных местными властями инвестпрограмм и региональных особенностей (климат, например). Поправки к индексам вносят и инфляционные ожидания федерального правительства.

Коммунальные тарифы вернули регионам
Премьер-министр России Владимир Путин подписал пакет поправок в постановление правительства РФ о правилах госконтроля за установлением, изменением и применением предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, сообщается на сайте правительства. Суть изменений - из цепочки контролеров исключается Федеральная служба по тарифам (ФСТ), ежегодно устанавливающая предельные индексы. Полномочия передаются на региональный уровень. Изменено и само название постановления, теперь речь идет лишь о контроле над применением индексов.

Последний раз предельный рост тарифов установят, как гласит закон, на 2010 год. Далее регулированием займутся, как встарь, региональные энергетические комиссии. После этого тарифы ЖКХ вполне могут значительно вырасти, хотя в Минэкономразвития уверены в обратном: по прогнозам ведомства, в 2011 году тарифы вырастут на ставшие привычными в последние годы 19,2-19,6%. Госрегулирование, конечно, сокращало расходы населения на услуги ЖКХ, однако ограничивало приток инвестиций, - замечает Галина Хованская. - Теперь цены могут повыситься, но при этом, возможно, из кранов перестанет течь ржавая вода.

Регионы периодически пытались обойти ограничения. Например, в 2007 году прокуратура города Петропавловска-Камчатского выявила повышение цен на услуги ЖКХ на 31% при максимально допустимых 18%. В законе есть изъятия, позволяющие в течение года менять предельный индекс в сторону повышения, и этим правом стали пользоваться все чаще, - отмечает Хованская. - Отступить от намеченного тарифа можно, например, при наличии в регионе инвестиционной программы.

По словам одного из авторов законопроекта, председателя комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, основными целями деятельности фонда должно стать не только содействие собственно жилищному строительству, но и создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. При этом полномочий у фонда, согласно законопроекту (его вчера рекомендовали принять в первом чтении), будет ничуть не меньше, чем у госкорпорации. В частности, предлагается наделить фонд полномочиями по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков или по продаже земельных участков. Определять степень эффективности использования госземель также будут сотрудники фонда.

Реализовать предложение президента на практике пытались два ведомства: Министерство регионального развития и Минэкономразвития. Последнее считало целесообразным создать для этих целей госкомпанию. А ведомство Дмитрия Козака настаивало на том, чтобы это был именно фонд. Компромиссный законопроект в итоге внесли парламентарии.

В целом заложенный механизм позволит сделать рывок в строительстве жилья, - уверен глава комиссии по развитию рынка доступного жилья при президентском совете по нацпроектам Александр Браверман.

Изымать из гособорота на цели жилищного строительства решено пока только земли Российской академии наук и земли сельскохозяйственного назначения. Что касается земель Министерства обороны, то, как пояснил Шаккум, вопрос об их изъятии будет решаться отдельным законом. Не решен вопрос и с землями Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Некоторые депутаты настроены не столь оптимистично. По словам члена комитета по строительству и земельным отношениям Галины Хованской, в законопроекте нет критериев оценки неэффективности использования земель. Эта неопределенность может способствовать коррупции. А конфликты потом придется разбирать в арбитражных судах, - предостерегла Галина Хованская.

По мнению начальника отдела земельного законодательства департамента имущества и земельных отношений природопользования Минэкономразвития Михаила Бочарова, это уже пятая попытка сделать что-то с землями, принадлежащими ФГУПам. Есть надежда, что она будет успешной, - добавил чиновник.

Коллективная ответственность
Депутаты не только пообещали наделить строителей государственной землей, но и решили определить для них новые правила поведения на рынке. Согласно поправкам в Градостроительный кодекс, также одобренным вчера на комитете, но уже во втором чтении, предлагается введение с 1 января 2012 года обязательного страхования ответственности саморегулируемых организаций (СРО) в области строительной деятельности перед потребителями произведенных членами СРО работ. По словам Мартина Шаккума, прописаны также санкции недобросовестным организациям - членам СРО. Так, в случае выявления влияющих на безопасность в строительстве нарушений техрегламентов, требований выдачи допуска к работам, стандартов СРО саморегулируемая организация может приостановить допуск своего члена к работам на срок не более 60 дней для устранения нарушений. После этого СРО все перепроверяет и либо возобновляет допуск, либо отказывает в нем.

Конечное решение по изъятию земель будет выносить правительственная комиссия. А залогом отсутствия коррупции должна стать честность избранных в эту комиссию людей, - полагает Михаил Бочаров.

Планируется, что поправки будут рассмотрены Госдумой во втором чтении 25 июня.

Еще одна новация ко второму чтению: к 1 июля 2010 года в России должно появиться национальное объединение СРО в области строительной деятельности, которое будет, в частности, представлять интересы СРО во властных структурах. Высшим органом управления этой организации будет всероссийский съезд строительных СРО, созывающийся не реже раза в два года. Согласно этому документу, СРО - нечто вроде системы коллективной ответственности предпринимателей. Например, предполагается создание компенсационного фонда СРО. Понятие саморегулируемой организации вводится в таких областях, как инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

- Только коттеджное строительство жилищный вопрос не решит. И Дмитрий Медведев как раз говорил о том, что надо довести объемы малоэтажного строительства до 50%. Иными словами, само по себе оно не панацея. Потому что, во-первых, многие граждане (около 40%) выбирают многоквартирные дома, а во-вторых, это иллюзия, что малоэтажка дешевая. Да, конечно, каркас стоит недорого, но он ведь должен сопровождаться транспортом, дорогами, инженерной и социальной инфраструктурой. А все это ложится на строительство накладными расходами. Поэтому государство и бизнес должны в первую очередь обеспечить свободу выбора. Ведь такая свобода - одно из основных достоинств рыночной экономики. В которой одни хотят жить в кирпичных, вторые - в деревянных, третьи - в малоэтажных домах, а четвертые и пятые - в таунхаусах или, наоборот, высотках.

Решит ли коттеджное строительство жилищный вопрос?
Владимир Пономарев / вице-президент Ассоциации строителей России:

- Если говорить о жилищной проблеме, которая существует в Москве, то коттеджное строительство, думаю, способно решить ее процентов на 1 Для такого огромного мегаполиса расселение по коттеджам хотя бы половины населения потребовало бы несоизмеримо большей площади, чем есть сейчас. Ведь столица плотно застроена многоэтажками, и, если руководствоваться европейскими нормативами (около коттеджа должно быть хоть немного земли, должны быть решены вопросы дорог, инфраструктуры, экологические), необходимо радикальное расширение города, которое невозможно. Да, действительно, коттеджное строительство надо развивать. Но в Москве ресурсов для его широкого распространения мало. Это более актуально для малых и средних городов. Если, допустим, посреди поля стоит пятиэтажная хрущевка, гораздо лучше было бы предоставить людям вместо нее нормальные дома. Что сыграло бы принципиальную роль в качестве жизни.

Евгений Гонтмахер / руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

ороткие сроки не решит, однакднако может быть существенным подспорьем. Ведь малоэтажное строительство, в частности, способно задействовать такой ресурс, как инициатива населения. Например, мы бесплатно выделяем 200 кубометров леса нуждающимся. Люди его получают и, собирая братьев, сестер и других родственников, своими силами очень быстро строят дома. Такое строительство обходится совсем недорого: лес для стен, пола, крыши и перегородок бесплатный, остается докупить только стекла, железо, электропроводку, замки, ручки и двери. Используя собственные рабочие руки, можно сильно облегчить задачу. Особенно это подходит для сельской местности.

Вячеслав Позгалев / губернатор Вологодской области:

- Полагаю, что коттеджное строительство может быть в наших условиях только одним из элементов, но не заменит массового строительства многоквартирных домов. И это связано как с климатическими особенностями нашей страны, так и с традициями градостроения. Тем более что в России с ее неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и недостаточными коммуникациями любое вынесение жизнедеятельности человека за пределы крупного мегаполиса создает для него серьезные трудности. Поэтому, на мой взгляд, коттеджное строительство (конечно, необходимое) может полностью решить проблему обеспечения жильем в малых городах и поселках городского типа, но никоим образом не в гигантах вроде Москвы или Санкт-Петербурга. Здесь проблемы молодых, многодетных, социально незащищенных семей, военнослужащих все равно должны решаться за счет многоквартирного жилья.

Илья Константинов / замдиректора Института развития гражданского общества и местного самоуправления:

издание Dometra.Ru описывает несколько типичных ошибок, которые совершают покупатели квартир, пребывая в эйфории от близости момента получения ключей от собственного жилья.

Покупка собственной квартиры по праву считается одним из самых ответственных поступков в жизни большинства горожан. Особенно это актуально для жителей крупных мегаполисов, где собственное жилье обойдется в значительную сумму. Подходить к этому вопросу следует с большим внимание и, в идеале, вооружившись знаниями и опытом людей, профессионально работающих на рынке недвижимости. Тем не менее, и среди риэлторов попадаются недобросовестные представители. По этому стоит все несколько раз обдумать и хладнокровно взвесить, прежде чем совершать такую серьезную покупку.

Другой ошибкой, которую часто совершают доверчивые покупатели - это следование рекомендациям недобросовестных риэлторов купить квартиру как можно быстрее, пока жилье не подорожало. На самом деле, опасность быстрого роста цен сильно преувеличена - продавцы, которые выставляют квартиры на вторичном рынке, довольно редко меняют цену в предложении, едва прочтут в СМИ об очередном повышении цен. Что же касается первичного рынка, то цена квадратного метра в строящихся объектах начинает расти еще на стадии котлована, и может планомерно повышаться в течение всего цикла строительства. Шансы на то, что именно за тот месяц, пока вы занимаетесь подбором предложений, цены на квартиры на первичном рынке ощутимо вырастут, не так уж велики. А вот шансы при таком подходе купить первую попавшуюся квартиру значительно переплатив - несоизмеримо выше.

Пожалуй, больше всего разочарований для покупателя недвижимости может принести его собственное желание купить подешевле. Естественно, дешевизна предлагаемой квартиры не может не привлечь внимание покупателей. Однако, если вам предлагают квартиру недалеко от центра по цене квартиры на окраине города, стоит насторожиться. Такое предложение по рекордно низкой цене нужно перепроверить не дважды, а трижды, поскольку у квартир не бывает сезонных распродаж. Если квартира продается дешево, это может в равной степени означать либо желание продавца получить деньги как можно быстрее, либо наличие определенных неблагоприятных обстоятельств, которые не позволяют поднять цены выше. Вполне может оказаться, что вы имеете дело с обычным мошенником

Разумеется, это лишь неполный список ошибок, которые можно совершить как от нетерпения, так и от излишней воодушевленности. Всегда помните о том, что сделка, которую вы собираетесь совершить, является одной из самых сложных, и не позволяйте эмоциям взять верх над рассудительностью, советует энциклопедия недвижимости. На сегодня нет стопроцентно рабочего способа избежать подлога при расчетах, встречи с мошенниками или покупки квартиры со скрытыми изъянами. Однако внимательность и осторожность помогут вам избежать большинства ошибок новичка-покупателя и приобрести квартиру приемлемого качества по справедливой цене.
В 2007 году решение задач, поставленных приоритетным национальным проектом Доступное и комфортное жилье - гражданам России, осуществлялось в Москве в рамках двухлетней программы жилищного строительства и программы Москвичам - доступное жилье, которая нацелена на сокращение количества очередников и сроков ожидания ими квартир, а также на повышение доступности жилья для других групп населения.

Многие люди рассматривают покупку квартиры, как нечто само по себе героическое и готовы закрыть глаза на все, кажущиеся несущественными, недостатки, лишь бы получить ключи от собственного жилья. Купить квартиру, чего бы это не стоило - вот их подход. Когда эйфория схлынет, в глаза начнут бросаться как внешние изъяны квартиры, связанные с ее техническим состоянием, так и с сопутствующие детали. Может оказаться, что вы упустили существенные особенности, такие как шумная дорога перед окнами, удаленность станции метро, неблагополучный район рядом с вашим и многое другое.

Значительные ресурсы были направлены на мероприятия Года ребенка. Так, на ускоренное обеспечение состоящих на жилищном учете многодетных семей с пятью и более детьми, а также семей с детьми-инвалидами было направлено около 130 тысяч кв. метров жилой площади. Всего было обеспечено более 12 тысяч семей-очередников с детьми. По программе Молодой семье - доступное жилье приобрели квартиры 1.200 молодых семей.

В прошедшем году на жилищные программы городом было направлено 1 млн. 823 тысячи кв. метров площади жилых помещений. Новые квартиры получили 39 тысяч семей, состоявших на жилищном учете или проживавших в сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домах. Это на две тысячи московских семей больше, чем в 2006 году, но меньше чем было запланировано.

Индикатором эффективности и социальной направленности городской жилищной политики является реальное уменьшение количества очередников. В ходе выполнения городских жилищных программ за последние четыре года удалось сократить очередь на 18 процентов, то есть до 162 тысяч семей. Сегодня количество очередников соответствует уровню 1987 года, а ведь еще в начале 2005 года на жилищном учете состояли 197 тысяч семей.

Дальнейшее развитие получила городская система ипотечного жилищного кредитования. За год общее количество выдаваемых в Москве ипотечных кредитов увеличилось на 45 процентов и достигло почти 20 тысяч, а с использованием социальной ипотеки приобрели квартиры у города по льготным ценам 2,5 тысячи семей-очередников. В ходе выполнения программы переселения в новые квартиры переехали 20 тысяч семей из более чем 300 домов. Об этом говорилось на заседании Правительства Москвы, посвященном итогам выполнения жилищных программ в 2007 году и планам жилищного строительства на 2008 - 2010 годы.

В связи с тем, что все городские квартиры предоставлялись до 1998 года на основании ордеров, Правительством Москвы принят и утвержден график заключения к концу 2010 года более 800 тысяч договоров социального найма. В прошедшем году было подписано с гражданами и зарегистрировано почти 40 тысяч таких договоров, а в текущем году предстоит заключить в три раза больше, то есть 120 тысяч договоров.

Сейчас проводится работа по упорядочению государственного учета и управления жилищным фондом города. Сегодня в городской собственности находится 856 тысяч квартир суммарной площадью более 46 млн. кв. метров. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы все это жилье принял на бухгалтерский баланс и включил в состав имущественной казны города.

В прошедшем году в работе по выполнению городских жилищных программ были и проблемы, которые не удалось решить. Так, серьезную озабоченность вызывает выполнение одной из основных целевых установок программы Москвичам - доступное жилье - сокращение срока ожидания очередниками до десяти лет. Реализацию этой задачи предполагалось осуществлять в том числе за счет получения дополнительного финансирования и участия города в долевом строительстве по инвестиционным контрактам. Реализовать эти меры удалось только частично. При этом все дополнительно полученные квартиры были использованы для погашения дефицита по программе жилищного строительства. В результате очередники не получили всей запланированной жилой площади.

Важным направлением работы столичного правительства по формированию эффективной системы управления городским жилищным фондом является упорядочение учета управления и пользования общежитиями. Департаментом совместно с префектурами разработан проект постановления, направленный на приведение существующей системы городских общежитий к современным требованиям.

Дополнительный незапланированный расход площади связан также с принятием городом обязательств по предоставлению квартир так называемым обманутым вкладчикам. По предварительным подсчетам, при выявленных более трех тысяч обманутых вкладчиках потери города могут составить свыше 100 тысяч кв. метров жилья. Утвержден подготовленный Департаментом регламент работы органов исполнительной власти города с этой группой населения. В основу регламента заложен дифференцированный подход к решению этого вопроса: те лица, которые имеют другое жилье или заключили договоры на приобретение сразу нескольких квартир, то есть пошли на инвестиционные риски, не должны рассчитывать на получение городского жилья, а тем, кто действительно потерял единственное жилье, город окажет помощь.

Выполнение городом федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих привело к отвлечению в 2007 году от обеспечения очередников 277 тысяч кв. метров жилья, а это более четырех тысяч квартир. Именно столько семей плановых очередников не были обеспечены в прошлом году и вошли в переходящий остаток на текущий год.

Другая проблема - это невозможность своевременного заселения построенного жилья и проблем с подключением домов к инженерным коммуникациям. Все эти факторы сказались на темпах реализации городских жилищных программ, в том числе на обеспечении квартирами детей-сирот, социальной ипотеке и программе Молодой семье - доступное жилье.

К сожалению, в настоящее время не используются альтернативные методы улучшения жилищных условий очередников, призванные дополнить уже существующие механизмы. В первую очередь речь идет о создании специализированных жилищно-строительных кооперативов, пайщиками которых могут стать только очередники. Закрепленный законодательством Российской Федерации аукционный порядок предоставления земельных участков для строительства жилья не позволит таким ЖСК составить на аукционе конкуренцию крупным коммерческим застройщикам. Федеральные органы в теории поддерживают саму идею финансирования строительства жилья гражданами через ЖСК, однако откладывают ее решение на неопределенный срок до внесения изменений в земельное, градостроительное и жилищное законодательство Российской Федерации. Возможным решением проблемы является проведение земельных аукционов, участниками которых могут стать только ЖСК из очередников, не преследующие коммерческие цели.

В настоящее время разработана трехлетняя жилищная программа на 2008 - 2010 годы, которая вписывается в общегородскую систему трехлетнего финансового, социально-экономического и градостроительного планирования.

Серьезную озабоченность вызывает отселение оставшихся 499 жилых домов по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилого фонда первого периода индустриального домостроения. Для этого требуется более 3 млн. кв. метров жилья. С учетом переселения жильцов аварийных домов и домов несносимых серий при комплексной реконструкции кварталов в 2009 - 2010 годах требуется ежегодно направлять на цели переселения по 1,7 млн. кв. метров, что существенно превышает объемы жилья, запланированного на эти годы среднесрочной программой жилищного строительства.

На заседании отмечалось, что для выполнения городских жилищных программ необходимо значительно увеличить объемы жилья. Таких объемов можно достичь путем покупки готового жилья на рынке и долевого участия города в инвестиционных контрактах. Но главный ресурс - это сокращение объема коммерческого строительства на городских землях с одновременным увеличением масштабов городского заказа.

В рамках этой программы ожидается, что в 2008 - 2010 годах будут обеспечены жильем около 124 тысяч семей москвичей, из них 55 тысяч семей получат новые квартиры по программе переселения граждан из сносимых пятиэтажных домов, а остальные 69 тысяч семей - это москвичи, состоящие на жилищном учете.

Все мероприятия жилищной программы на 2008 - 2010 годы нацелены на достижение максимального социального эффекта. Первоочередное внимание в эти три года будет уделяться гражданам, остро нуждающимся в государственной помощи в жилищной сфере. Это в первую очередь участники и инвалиды Великой Отечественной войны, многодетные семьи и семьи с детьми и инвалидами, а также семьи очередников, проживающие в крайне стесненных жилищных условиях. Программой предусмотрено обеспечение жильем к 65-летию Великой Победы всех участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также семей погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны, состоящих на жилищном учете.

В этом году в результате многолетних усилий по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ город получит новый ресурс для обеспечения очередников - выморочные, то есть освободившиеся за смертью одиноких собственников, квартиры. Раньше они оформлялись в собственность Российской Федерации. Департаментом уже подготовлен проект постановления о механизме выявления, учета и расходования этой площади.

Программой предусматривается развитие системы долгосрочного найма жилья очередниками. Для этого планируется формирование сети бездоходных жилых домов фонда коммерческого использования, жилые помещения в котором будут предоставляться очередникам, не имеющим возможности приобрести квартиру в собственность.

Будет продолжено ускоренное обеспечение многодетных семей очередников с пятью и более детьми. Впервые для этой цели будут построены специализированные малоэтажные жилые дома, что позволит учесть особенности таких семей, обеспечив условия для всестороннего развития детей, укрепления внутрисемейных отношений и повышения статуса многодетной семьи в обществе.

В прошлом году депутаты Мосгордумы совместно с органами исполнительной власти продолжили работу по совершенствованию городского жилищного законодательства. Кроме того, была принята важная законодательная инициатива, поддержанная Государственной Думой в первом чтении: это поправка в Жилищный кодекс о недопустимости выселения несовершеннолетних детей из квартиры одного из родителей в случае расторжения брака родителей. Была принята поправка столичных парламентариев в третью часть Гражданского кодекса, направленная в Государственную Думу еще в 2006 году, о том, что выморочные квартиры переходят в собственность муниципалитетов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эти жилые помещения будут включаться в жилищный фонд социального использования и направляться городом исключительно на обеспечение очередников.

Выступивший на заседании заместитель председателя комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике Валерий Скобинов отметил, что от того, насколько успешно жилищная политика будет реализована, зависит дальнейшая судьба десятков тысяч московских семей. По его словам, большое количество обращений в Мосгордуму связано именно с жилищными проблемами, поскольку в их решении москвичи рассчитывают на помощь города.

Город тратит на обеспечение жилищных прав москвичей огромные ресурсы - как земельные, так и финансовые, и основным требованием здесь является эффективное и рациональное их расходование, но оно не всегда соблюдается. Правительство Москвы постановлением утверждает адресные перечни жилых домов для разработки градостроительной, исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, а потом в них вносятся изменения путем замены иногда до половины адресов. В этой ситуации не может идти речь о своевременной разработке проектно-сметной документации, проведении торгов, плановом вводе жилья для очередников и переселения. В результате, заметил Валерий Скобинов, в четвертом квартале 2007 года ввод составил около 60 процентов квартир, а передача их под заселение - 25 процентов. Даже на конец апреля текущего года передано под заселение менее 39 процентов жилья, построенного по городскому заказу в прошлом году. По программе 2007 года было запланировано обеспечить квартирами около 6 тысяч молодых семей, а обеспечили только 1.200, причем зачастую площадью в Подмосковье. Вот и получается, что прирост численности в городе происходит за счет приезжих, а молодые семьи переселяются в Подмосковье, и город теряет при этом работоспособное и перспективное население.

Вместе с тем в предстоящий период надо еще много сделать. Нуждаются в серьезном осмыслении и законодательном закреплении механизмы предоставления жилья, и прежде всего служебного, государственным служащим и городским бюджетникам. Действующий сегодня порядок, по словам депутата, уже не соответствует ни федеральному, ни городскому закону о госслужбе, ни Жилищному кодексу, ни московскому закону Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения.

Валерий Скобинов заметил, что обеспечение москвичей жильем имеет важнейшее социальное значение, поэтому любое сокращение поддержки города в реализации жилищных программ недопустимо.

Такое положение сложилось по ряду причин, в том числе это и некачественное планирование, и выделение земельных участков под городскую застройку по остаточному принципу. Кроме того, проектировщики и строители в первую очередь берутся за более прибыльные коммерческие заказы, а мощностей, материалов и рабочих рук на городской заказ часто уже не хватает. В связи с этим, по словам депутата, необходимо значительно сократить объемы коммерческого строительства на городских землях и одновременно увеличить строительство жилья по городским социальным программам.



Главная --> Публикации