Главная --> Публикации --> Батуриной купили дом в лондоне «невидимая область» архитектуры Столица для области - камень на ногах. область для столицы - петля на шее Владимир путин провел совещание по массовому строительству жилья Как с риэлтором договориться и… не ошибиться

По информации пресс-службы компании Офис регион (в числе ее владельцев называют бывшего топ-менеджера Газпрома Александра Рязанова), девелопер намерен построить в районе исторического центра Самары бизнес-центр класса А под брендом Мономах (12 000-14 000 кв. м). Строительство планируется завершить в 2010 г. Инвестиции составят 400 млн руб. Дочерняя компания Газпрома Газпром трансгаз Самара реализует проект бизнес-центра общей площадью около 20 000 кв. м. Строительство началось в марте этого года, а закончиться должно в конце 2009 г. Новый БЦ должен стать самым высоким в городе здание в 24 этажа поднимется вверх на 103,4 м.

По словам Павла Третьякова, независимого консультанта по недвижимости, в I квартале этого года несколько национальных игроков анонсировали крупные для Самары офисные проекты. До сих пор рынок пополнялся в основном местными застройщиками, говорит Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки Спектра недвижимости.

В Самаре начали выходить на рынок объекты, сроки ввода в эксплуатацию которых были перенесены. Ожидалось, что в 2007 г. будет введено около 150 000 кв. м офисных площадей, но на деле вышло не больше 40 000 кв. м, констатирует Галина Сорокина из Горизонта. По данным аналитического центра Индэст-девелопмент, отложили ввод бизнес-центров Москва, Активный капитал, офисных центров Губанова-Московское, Киевская-Тухачевская, Биг-Бен и Вертикаль. В сентябре обещают сдать торгово-офисный центр Вертикаль. Строительство объекта велось с 2005 г. Как рассказал замгендиректора по маркетингу ИК Эл-траст Вячеслав Рандаев, его общая площадь составит 42 000 кв. м. 27-этажная Вертикаль будет состоять из торговой и офисной зон, фудкорта и двухуровневого подземного паркинга. По данным Третьякова, высота Вертикали составит 100 м, всего на три с небольшим метра меньше высотки Газпром трансгаз Самара. По данным Сорокиной, в этом году будет сдан и офисный центр Биг-Бен (18 000 кв. м), расположенный по соседству с Вертикалью.

А проект, заявленный Кловер групп, уже успел вызвать в Самаре большой резонанс. Как рассказал Дмитрий Пономарев, начальник службы PR и рекламы Кловер групп, компания объявила о намерении построить МФК Clover citycenter общей площадью 82 500 кв. м с отелем, бутиками, развлекательным комплексом и бизнес-центром в 11 000 кв. м на месте фабрики-кухни завода им. Масленникова. Хотя фактически здание не считается памятником, оно является уникальным сверху его очертания напоминают серп и молот. После появления в СМИ информации о намечающемся сносе объекта общественность возмутилась. Самарские власти публично заявили, что не давали официальных разрешений на его снос. Пономарев уверяет, что объект уничтожен не будет. Проект с самого начала подразумевал, что здание будет всего лишь реконструировано внутри с сохранением внешнего уникального облика, утверждает он.

Пословица гласит: Готовь сани летом! Вот и правительство Москвы уже в мае готовится к новому отопительному сезону 2008 2009 года. Приняты меры по обеспечению инженерной безопасности сложных объектов ЖКХ, ведутся работы по созданию Реестра зеленых насаждений города, совершенствуется управление коммунального хозяйства, приступили к упорядочиванию размещения объектов мелкорозничной торговли. Московские власти отказались от субсидий Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внедряют программно-целевые методы планирования в деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. А еще в мае стало известно место проведения VI городского фестиваля цветников и ландшафтной архитектуры.

Планы девелоперов повлияли на ставки аренды. По данным Спектра недвижимости, за I квартал они выросли на 3%. Это намного меньше, чем годом раньше, говорит Винтаев. По данным Третьякова, тогда они росли на 2% в месяц. Сейчас ставки, по словам Винтаева, находятся на уровне прошлого года 650-700 руб. за 1 кв. м в месяц в центральных районах и около 400 руб. в спальных районах Самары. Арендаторы просто не хотят платить дороже, объясняет Третьяков.

Своевременное выполнение предзимних работ позволило обеспечить устойчивое безаварийное энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение в зимний период 2007 2008 годов. Число отключений тепла в жилых строениях в связи с авариями на тепловых сетях сократилось на 47,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также удалось снизить на 20% число отключений потребителей из-за повреждений электросетевого хозяйства. Для подготовки к зимнему периоду 2008 2009 годов предусмотрены уборка дворов и подъездов, чистка кровель от наледи и сосулек, заготовка противогололедных материалов, наладка систем тепловодоснабжения и другие мероприятия. Все врезки в действующие тепловые сети, необходимые для вновь вводимых в эксплуатацию объектов, будут производиться до начала отопительного сезона, а в течение отопительного сезона без отключения теплоснабжения существующей застройки.

Постановление правительства Москвы от 06.05.08 г. № 373-ПП Об итогах работы жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйств города Москвы в зимний период 2007 2008 годов и задачах по подготовке к зиме 2008 2009 годов

Речь идет о безопасности таких зданий и сооружений, как речные порты, аэропорты, мосты и тоннели, станции метрополитена, крупные промышленные объекты с численностью сотрудников более 10 тыс. человек, высотные и уникальные объекты (у которых либо высота составляет более 75 м, либо пролеты более 100 м, либо заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м и др.), объекты с массовым пребыванием людей, гостиницы. Инвесторам-застройщикам, собственникам такой недвижимости, предписано установить структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Оснащение объектов СМИС осуществляют при проектировании объектов нового строительства, при реконструкции и капремонте. При этом СМИС должна быть совместима с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (ДДС) объекта и единым дежурно-диспетчерским центром Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города (ЕСОДУ). Прием в эксплуатацию предусмотренных настоящим постановлением объектов без наличия СМИС не допускается.

Постановление правительства Москвы от 06.05.08 г. № 375-ПП О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы

В этом Департаменте в 2008 2010 годах будет запущена система управления бюджетными ресурсами в сфере ЖКХ, основанная на новых методах планирования финансовой деятельности, ориентированных на результат. Суть нововведения состоит в том, что деятельность Департамента начнут финансировать по ведомственным целевым программам, в зависимости от эффективности их реализации будут принимать решение о продлении или прекращении выделения денежных средств. Основные направления, где предполагают применять программно-целевой метод, включают: содержание и ремонт дорожного хозяйства, объектов внешнего благоустройства, мостового хозяйства, инженерных систем и гидротехнических сооружений; содержание и обеспечение эксплуатации водных объектов; обеспечение эксплуатации жилищного фонда; капитальный ремонт жилищного фонда. По каждому направлению разработают перечень показателей и методику оценки эффективности, в том числе показатели эффективности использования средств бюджета Москвы. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства поручено своевременно сообщать населению о реализуемых и планируемых целевых программах в области ЖКХ, а также организовать изучение общественного мнения о работах, проводимых в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 2014 годы. Информация будет размещаться в СМИ и на стендах, установленных в подъездах и на фасадах жилых домов.

Постановление правительства Москвы от 13.05.08 г. № 394-ПП О первоочередных мерах по реализации новых принципов управления бюджетными ресурсами на примере Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

Координационный совет при правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений принял решение о нецелесообразности выполнения условий привлечения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи признаны утратившими силу положения Постановления правительства Москвы О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы Ответственным собственникам отремонтированный дом на 2008 2014 годы, которые предусматривали получение такой поддержки.

Постановление правительства Москвы от 20.05.08 г. № 400-ПП О признании утратившими силу отдельных положений Постановления правительства Москвы от 4.12.07 № 1032-ПП

В столице создан Реестр зеленых насаждений, содержащий данные учета зеленных насаждений города в объеме проводимой инвентаризации объектов озеленения. Реестр должен стать одновременно с Генеральной схемой озеленения города основой и рабочим инструментом для формирования программ по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в Москве.

Постановление правительства Москвы от 13.05.08 г. № 379-ПП О ходе работ по созданию Реестра зеленых насаждений города Москвы и мерах по совершенствованию порядка инвентаризации озелененных территорий города Москвы

Для оптимизации структуры органов исполнительной власти города, а также совершенствования системы управления ЖКХ и исключения дублирования функций органов исполнительной власти правительство Москвы приняло решение ликвидировать Комитет по реформированию городского хозяйства Москвы, передав его функции Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Постановление правительства Москвы от 13.05.08 г. № 381-ПП О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы

Субсидии из бюджета Москвы предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе при участии собственными или привлеченными средствами в реализации мероприятий и программ, утвержденных правительством Москвы по содержанию и ремонту жилищного фонда. Предоставление субсидий из бюджета города осуществляется по результатам отбора, проводимого соответствующими ведомствами. Претенденты подают заявку на получение субсидий в уполномоченный орган.

Постановление правительства Москвы от 13.05.08 г. № 385-ПП О предоставлении в 2008 году субсидий из бюджета города Москвы

Прожиточный минимум используется среди прочего для расчетов жилищных субсидий. За I квартал 2008 года он составляет в расчете на душу населения 6441 руб.; для трудоспособного населения 7288 руб.; для пенсионеров 4408 руб.; для детей 5547 руб.

Постановление правительства Москвы от 13.05.08 г. № 392-ПП Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2008 года

При реализации инвестиционных проектов в сфере капстроительства на территории столицы, осуществляемых за счет средств инвесторов и организуемых правительством Москвы, проводятся торги на Единой торговой площадке правительства Москвы. Обязательным условием для осуществления юридическими и физическими лицами строительства и реконструкции градостроительных объектов в городе является наличие прав на земельный участок, предназначенный для этих целей, оформленных в установленном порядке. Снос объекта недвижимости, находящегося в собственности столицы, при наличии разработанной градостроительной документации осуществляется за счет средств городского бюджета. Теперь не допускается заключение договоров, последствием которых является отчуждение объектов недвижимости (помещений в объектах недвижимости) из собственности города в собственность инвесторов. В соответствии с постановлением будет создана Городская комиссия по рассмотрению вопросов подготовки документации к торгам, утверждены примерные формы договоров о развитии застроенной территории, аренды земельного участка для целей капстроительства объектов нежилого фонда и т. д.

Постановление правительства Москвы от 20.05.08 г. № 417-ПП О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы

В столице уже давно ведут работы по упорядочиванию размещения предприятий мелкорозничной сети. Новые палатки появляются реже, а те, что поставлены с нарушением действующего московского законодательства, одна за другой исчезают. Данный документ еще один шаг на пути решения этой проблемы. Им установлены: жесткие правила размещения таких объектов, в том числе временных пунктов торговли (летние кафе и т. п.); уточнены ответственные за согласование и выдачу разрешения на размещение новых объектов органы власти; расширен перечень необходимых для получения разрешения документов; перечислены требования к различным видам торговых точек от елочных базаров и летних кафе до цветочной палатки и цистерны с квасом. К разработке и согласованию схем размещения объектов мелкорозничной сети и их специализации, в которых предусмотрено планирование размещения всех торговых точек: от елочных базаров и летних кафе до цветочной палатки и цистерны с квасом.

Постановление правительства Москвы от 27.05.08 г. № 444-ПП О внесении изменений и дополнений в Постановления правительства Москвы от 25.04.06 г. № 274-ПП, от 27.01.04 г. № 29-ПП, в распоряжение правительства Москвы от 15.11.01 г. № 353-РП

В соответствии с распоряжением Единая государственная картографическая основа Москвы будет размещена в сети Интернет по адресу egko.ru.

Распоряжение правительства Москвы от 08.05.08 г. № 997-РП О внесении изменений в распоряжение правительства Москвы от 10.02.03 г. № 190-РП

Инженерные службы районов стали организациями, уполномоченными правительством Москвы представлять интересы города как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. В их компетенцию теперь входит: заключение договоров управления и договоров о содержании и ремонте общего имущества; участие в общих собраниях собственников помещений; участие в деятельности ТСЖ; обеспечение ведения бухгалтерского и статистического учета жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности столицы.

Распоряжение правительства Москвы от 14.05.08 г. № 1040-РП О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах

В этом году фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры будет проходить на территории парка им. 50-летия Октября по ул. Удальцова.

Распоряжение правительства Москвы от 15.05.08 г. № 1053-РП О проведении VI городского фестиваля цветников и ландшафтной архитектуры

Информационные системы, входящие в состав Единой информационной системы Жилище, введены в эксплуатацию для повышения эффективности деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда.

Распоряжение правительства Москвы от 20.05.08 г. № 1084-РП О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированных информационных систем Судебные иски, Реестр договоров, Жилищные программы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Темы, связанные с правами на землю и ее использованием, всегда актуальны. Много вопросов у читателей нашего журнала вызывает Федеральный закон РФ № 172-ФЗ О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. На них отвечает старший юрист юридического бюро Падва и Эпштейн Александра Афтахова.



Земельный кодекс указывает на существование семи категорий земель, перечень которых является исчерпывающим: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

Согласно Федеральному закону просто земли не бывает, каждый земельный участок относится к определенной категории. Какие основные категории земель выделены в Земельном кодексе?

Когда возникает необходимость перевода земли из одной категории в другую? Какие документы для этого нужны? К кому могут обратиться с ходатайством заинтересованные лица?

Деление земель на категории осуществляется в зависимости от целевого назначения, то есть каждая из них определяет вид деятельности, который разрешено осуществлять на участках.

По общему правилу для осуществления перевода заинтересованное лицо обращается в установленный законом орган с ходатайством. К нему прилагают: выписку из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписку на участок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, согласие правообладателя земельного участка. Перечень указанных документов носит исчерпывающий характер.

Основания для перевода земель отдельно для каждой категории содержатся в Федеральном законе от 21.12.2004 № 172-ФЗ О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (далее Закон). На практике необходимость перевода земель из одной категории в другую возникает, как правило, когда планируемое использование земельного участка не совпадает с его целевым назначением. Следует отметить, что при строительстве объектов недвижимости вне населенных пунктов в 90% случаев нужно прибегнуть к вышеназванной процедуре. При этом каждая конкретная ситуация подлежит правовой оценке на выявление наличия или отсутствия оснований для перевода земельного участка из одной категории в другую.

В отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, ввиду их особой ценности, перевод возможен только в ряде исключительных случаев, предусмотренных ст. 7 Закона (например, размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования и др.).

Ст. 15 Закона определяет органы, уполномоченные осуществлять перевод земельных участков. По общему правилу до разграничения государственной собственности на землю перевод осуществляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации (администрация области, края, правительство республики), в отдельных случаях (закрытым перечнем перечисленных в Законе) Правительство РФ.

Особенности перевода земельных участков в состав земель населенных пунктов регулируют в первую очередь нормы ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Перевод в этом случае осуществляется путем включения земельных участков в границы населенных пунктов. Заинтересованное в переводе лицо обращается в органы местного самоуправления городского или сельского поселения с мотивированным заявлением о включении участка в границы населенного пункта. К заявлению необходимо приложить кадастровую карту участка, копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также правоустанавливающие документы на земельный участок. Приведенный перечень носит закрытый характер, органы местного самоуправления не вправе требовать у заявителя дополнительные документы.

Согласно ст. 9 Закона перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в другие категории земель осуществляется без ограничений, за несколькими исключениями (например, если на землях осуществлялась деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя).

Решением Конституционного суда нескольким домовладельцам была разрешена прописка в садовом товариществе. Одно из условий этого разрешения: дом должен находиться в пределах населенного пункта (категория земли поселений). В связи с этим возникает вопрос: если дом расположен на участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, возможен ли перевод участка в категорию земли поселений?

Перевод земель особо охраняемых природных территорий в другие категории согласно ч. 1 ст. 10 Закона допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как уже было сказано, перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ. Нормы закона сформулированы таким образом, что в каждом конкретном случае данный вопрос решает непосредственно администрация региона. В связи с этим вероятность получения отказа в переводе полностью исключать нельзя.

Действующим законодательством РФ возможность перевода таких земельных участков не ограничена, следовательно, земли садовых товариществ могут быть включены в состав земель населенных пунктов при соблюдении ряда условий, предусмотренных Законом и ст. 4.1 Закона О введении в действие Градостроительного кодекса РФ.

В Законе (ст. 2, ч. 4) указано, что к ходатайству о переводе необходимо обязательно приложить согласие правообладателя земельного участка. Термином правообладатель обозначается не только и не столько собственник участка, сколько иные лица, имеющие оформленные в законном порядке права на участок, землепользователи, землевладельцы, арендаторы. Если участок находится в залоге, то надо получить согласие залогодержателя.

Всегда ли нужно согласие правообладателей земельных участков для изменения категории?

Применительно к каждой из семи установленных Земельным кодексом РФ категорий земель Закон определяет свою специфику процедуры перевода. Например, для перевода в другую категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы, для перевода земель промышленности и иного специального назначения утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель, а для перевода земель населенных пунктов проведение публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта, а также наличие подготовленного органами местного самоуправления городского (сельского) поселения заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.

В отношении каких категорий земель перевод затруднителен?

Что может служить основанием для отказа в переводе земли в другую категорию?

Следует особо отметить, что при возникновении различного рода бюрократических препятствий (от затягивания сроков до принятия решений об отказе в переводе по основаниям, не предусмотренным законодательством) в Законе оговаривается возможность обращения граждан и юридических лиц в суд в целях защиты нарушенных прав.

* случаи установления ограничений перевода земель из одной категории в другую;
* случаи установления запрета на перевод земель из одной категории в другую. Примером является положение Закона, согласно которому не допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Не допускается и перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, что также определяется величиной кадастровой стоимости;
* случаи наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы при условии, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
* случаи установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, обязаны принять решение акт об отказе в переводе земель из одной категории в другую. К ним относятся:

В качестве исключительного основания для отказа в переводе можно назвать предоставленную ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса РФ возможность принятия отказного решения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в отношении перевода в земли населенных пунктов (с указанием причин).

Заметим, что поскольку до настоящего времени в большинстве муниципальных образований и субъектов РФ документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документация по планировке не разработаны и не утверждены в установленном порядке, отказ по последнему основанию носит в большинстве случаев формальный характер.

Исходя из буквального толкования положений Закона установлен строго определенный срок, в течение которого исполнительный орган государственной власти должен принять решение о переводе земель либо об отказе в переводе земель из одной категории в другую: два месяца для органов исполнительной власти субъектов РФ, три месяца для Правительства РФ при переводе из одной категории в другую земель, находящихся в федеральной собственности.

Можно ли определить сроки, в которые органами власти должно быть принято решение о переводе?

* 45 дней с даты поступления заявления о переводе от заинтересованного лица (для подготовки органом местного самоуправления поселения заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также для проведения публичных слушаний);
* 30 дней с даты поступления в орган исполнительной власти субъекта РФ документов от органа местного самоуправления поселения (для принятия окончательного решения).

В ст. 4. Закона О введении в действие Градостроительного кодекса РФ для перевода земель в земли населенных пунктов (принятия решения о включении земельного участка в границы населенных пунктов) установлены следующие сроки:

Каким образом будет осуществляться перевод земель в другую категорию в случае изъятия участков для государственных или муниципальных нужд?

Таким образом, общий срок для принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта (перевод земель из одной категории в другую) составляет 75 дней (2,5 месяца).

Участок, в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд, подлежит выкупу или изымается в судебном порядке. Изъятие участка принудительно, в судебном порядке, может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Перевод земель из одной категории в другую, несмотря на то что он инициируется органами власти, производится в общем порядке в установленные законом сроки и с предоставлением указанных в нем документов.

Инициатива АСВ понятна. Оно является одним из инструментов обеспечения стабильной работы банковской системы. Между тем, банковская система России на данный момент испытывает большие сложности в вопросе длинных свободных средств. В связи с мировым финансовым кризисом, зарубежные кредиты резко подорожали и, фактически, сравнялись по стоимости с вкладами физлиц. Однако банки продолжают занимать за рубежом, хотя это вызывает недовольство Банка России.

Согласно ст. 6 Закона, в ситуации, когда возникает необходимость изменения целевого назначения земельного участка в связи с его предстоящим использованием для государственных или муниципальных нужд, перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется уже после его изъятия, выкупа.
Представители банковского сообщества никак не хотят отказываться от идеи создания стройсберкасс. О том, к чему это может привести Индикаторы рынка недвижимости уже писали в заметке Россия опять хочет наступить на чужие грабли. Но рассмотрение соответствующего законопроекта весной этого года было отложено банковским комитетом Госдумы на неопределенный срок. Главной проблемой стали вопросы регулирования таких сберкасс. Однако Агентство по страхованию вкладов (АСВ) решило подойти к этому вопросу с другой стороны. Оно предложило отдать функцию накопления универсальным банкам. Для этого достаточно ввести специальные безотзывные вклады. Но, по мнению специалистов аналитического центра ирн.ru, эта форма не отменяет основных рисков стройсберкасс.

При этом вкладчики еще и неохотно несут деньги в банки. Дело в том, что ставки по депозитам на данный момент значительно ниже инфляции, которая по итогам мая превысила 8%. Банкам же нет особого резона повышать ставки по вкладам, учитывая риск досрочного изъятия вклада. Наконец, есть и еще одна проблема, физлица не кладут деньги в банки на сроки более 3 лет. Да и это считается исключением. Основная масса депозитных договоров заключена на 1 год. И это опять-таки связано с тем, что уровень депозитных ставок не очень высок.

Главной причиной такого приоритета частных банков является тот факт, что все вклады физлиц сейчас отзывны. Вкладчик в любой момент, на какой бы срок он ни положил деньги, может все деньги с депозита снять. Конечно, проценты ему при этом будут выплачены, как по вкладу до востребования, то есть 2% годовых. Однако вкладчиков это, зачастую не останавливает. И банки, по сути дела, постоянно живут на пороховой бочке. Любой банк может лопнуть (даже Сбербанк), если все вкладчики одновременно потребуют вернуть свои вклады. Именно с этим связан банковский кризис 2004 года. Тогда вкладчики из-за опасений черных списков Банка России, стали изымать средства с депозитов.

Вот, АСВ и решило помочь сразу и вкладчикам, и банкам. По данным газеты Коммерсантъ, оно предложило ввести безотзывные вклады на срок от 3 лет до 7 лет с повышенной доходностью, собственникам которых банки по истечении срока вклада предоставляли бы кредит на покупку жилья на льготных условиях, то есть по низким кредитным ставкам. При этом в качестве первоначального взноса выступала бы сумма, накопленная вкладчиком на безотзывном депозите. В то же время госгарантии по данным вкладам АСВ предложило повысить с нынешних 400 тыс. руб. до 3 млн руб.

При этом опять же на фоне мирового финансового кризиса банки в августе прошлого года ужесточили условия по ипотеке, а цены на недвижимость как раз в то же время снова устремились вверх. В итоге, многие из потенциальных заемщиков были вынуждены отказаться от идеи покупки жилья в кредит. Они просто не успевали накопить на первоначальный взнос.

В то же время, говорить, что кто-либо из российских физлиц готов держать деньги на безотзывных вкладах больше трех лет, вряд ли представляется возможным, так как даже для самой богатого лица в России Минфина горизонт планирования ограничивается тремя годами. При этом по данным Росстата, среднемесячный доход на душу населения в России составляет порядка 20 тыс. руб. В то же время средняя стоимость квадратного метра в России сейчас составляет около 60 тыс. рублей. И при условии отсутствия инфляции среднестатистической семье на первоначальный взнос для получения кредита на покупку трехкомнатной квартиры необходимо копить порядка 2 лет. Таким образом, для того, чтобы вкладчики безотзывных депозитов могли накопить на первоначальный взнос им необходимо обеспечить уровень доходности, стабильно покрывающий инфляцию. Учитывая тот факт, что за первые пять месяцев этого года инфляция достигла 8%, в годовом эквиваленте она вполне может достигнуть 15%-20%. Предложить уровень доходности превышающий 20% при нынешних условиях вряд ли возьмется кто-либо из банков.

Такая мера, безусловно, решила бы проблемы банковской ликвидности, однако далеко не факт, что это позволило бы вкладчику накопить на первоначальный взнос. Проблема в том, что стройсберкассы работают хорошо, только в условиях стабльных цен на недвижимость и низкой инфляции. Что касается первого, то, по оценкам Индикаторов рынка недвижимости, возможность возникновения новой волны стагнации на рынке недвижимости, крайне велика. Однако сбить инфляцию до уровня 5%-6% годовых правительству не удается уже 5 лет подряд. Только в 2006 году правительству удалось удержать инфляцию в запланированных пределах.



Главная --> Публикации