Главная --> Публикации --> Предпринимателей обяжут строить бомбоубежища Выставочные метры стремятся к евростандартам Квартира на депозит "хант-холдинг" владимира брынцалова построит на месте завода отель Мой дом – моя крепость: приобретение замка в германии

В области в 2007 г. ввели более 1 млн кв. м жилья (см. диаграмму). Среднюю рыночную стоимость 1 кв. м директор по продажам агентства недвижимости Адрес, член управляющего совета Нижегородской гильдии риэлторов Елена Соловьева оценивает в 52 000 руб.

Объем ипотечных кредитов в Нижегородской области вырос на 92% до 7 млрд руб. по сравнению с 2006 г., сообщил на официальном сайте областной Минстрой. Это выше, чем в целом по России: по данным ЦБ РФ, рост составил 87%.

Ставки по ипотеке у Москоммерцбанка в 2007 г. выросли на 0,5-1% годовых (с 10% до 10,5-11%) для заемщиков, доходы которых не подтверждены справкой 2-НДФЛ, сообщал ранее банк. Уралсиб в декабре 2007 г. тоже поднял ставки на 0,5%. Представитель нижегородского филиала Уралсиба Марк Вараксов сообщил, что в 2007 г. филиал выдал ипотечных кредитов на сумму 368,7 млн руб. (рост по сравнению с 2006 г. в 2,6 раза). Сейчас ставки банка по рублевым кредитам -11,5-13,9%.

В Адресе количество ипотечных сделок выросло на 78% и составило 23% от всего количества сделок по жилой недвижимости (в 2005 г. 7-8%, в 2006 г. 15-16%). Она говорит, что на 2007 г. количество сделок прогнозировалось на уровне 30%, но подвел ипотечный кризис осенью 2007 г. банки увеличили ставки по кредитам на 1-2%.

Нижегородский филиал банка DeltaCredit в 2007 г. увеличил выдачу ипотечных кредитов более чем в два раза (ставки 10,25-12,75% в рублях, 8-10,5% в долларах), говорит руководитель представительства банка DeltaCredit в Нижнем Наталья Сизова.

Нижегородский офис Городского ипотечного банка (ГИБ) в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличил объем ипотечных кредитов втрое до $12 млн, а количество кредитов вдвое, говорит руководитель офиса Анна Дувакина. Ставки до 9% в долларах и до 10,49% в рублях.

Сизова объясняет увеличение объемов ипотечного кредитования ростом доходов населения и обелением зарплаты. В области заработная плата, например в строительстве и промышленности, выросла в 2007 г. на 20-30%, сообщила исполнительный директор Регионального кадрового центра Алена Соловьева. Соловьева из Адреса связывает рост ипотеки с увеличением цен на жилье. По ее словам, в 2007 г. в Нижнем квартиры подорожали на 35-40%, в области на 25-35%. Люди стали отдавать предпочтение квартирам не старше 10 лет, соответственно более дорогим это 70% покупаемого жилья, добавляет она.

Областные власти в прошлом году добавили из бюджета 5 млн руб. в уставный фонд (он достиг 27,155 млн руб.) госпредприятия Ника, которое кредитует жителей по федеральной программе, рассказала замдиректора по правовым вопросам Ники Ольга Смирнова. В 2007 г. Ника выдала кредитов по ставкам от 10,75% до 14,5% на сумму свыше 800 млн руб. на 75% больше, чем в 2006 г.

За четыре года количество уголовных дел о рейдерстве, возбужденных московскими правоохранительными органами, увеличилось почти в девять раз - с 11 в 2003 году до 93 в 2007 году. Но до суда и сейчас доходят лишь единицы. Об этом заявил в Общественной палате на слушаниях, посвященных проблеме рейдерских захватов, заместитель прокурора Москвы Владимир Поневежский.

В прогнозах на 2008 г. участники рынка расходятся. Зампред правления ГИБ Игорь Жигунов называет цифру в пределах 50%, ссылаясь на ситуацию на международных финансовых рынках. Ипотека будет развиваться не менее интенсивно в 2008 г., а в регионах в том числе за счет прихода новых игроков, утверждает управляющий партнер независимой консалтинговой группы 2К Аудит деловые консультации Иван Андриевский.

Эксперты отмечают, что даже в таком мизерном количестве дел, дошедших до суда, заказчики захвата чужой собственности остаются, как правило, за кадром, а на скамье подсудимых оказываются исполнители. В качестве примера Поневежский привел громкое дело по попытке захвата завода Фили-Кровля, несколько лет назад вовремя пресеченной правоохранительными органами. Осудили юриста предприятия, подделавшего судебное решение, и двух сотрудников частного охранного предприятия, - рассказал он. - Организатора выявить не удалось. Это говорит о качестве следствия.

По его словам, в 2006 году в суд было направлено всего 6 таких дел и столько же вынесено обвинительных приговоров. В прошлом году в суд было направлено три дела, вынесено два приговора. В нынешнем году таких дел в суд пока не направлялось.

Правовая проблема уже переросла из экономической, инвестиционной в политическую,- заявил председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко. - Это бьет по экономической безопасности государства, по его привлекательности для инвестиций. Он напомнил, что в 2000-2001 годах многие стратегические предприятия в Москве обанкротились и были уничтожены в результате корпоративного шантажа и корпоративной борьбы, что является разновидностью рейдерства. Теперь же отработанные на крупных предприятиях технологии рейдеры переносят на предприятия мелкого и среднего бизнеса. В частности, в прошлом году по корпоративным спорам в суд поступило на 657 заявлений больше, чем в 2005 году. Столичных рейдеров, добавил Сергей Назаркин из УБЭП ГУВД, сегодня интересуют НИИ и объекты малого бизнеса с площадью до 300 кв. метров. Такие захваты приносят до 300 процентов прибыли.

Сегодня, заявил член Общественной палаты, адвокат Павел Астахов, передел крупных компаний и столичной недвижимости почти завершен, но у рейдеров новые планы. В их поле зрения теперь попал средний бизнес, причем главные события разворачиваются в регионах. Рейдеры приходят в города-миллионники за недвижимостью, в сельхозрайоны - за землей, в промышленные районы - за рентабельными предприятиями. В частности, они нацелились на захват более 200 российских оборонных предприятий. Среди них такие известные, как научно-производственное предприятие Базальт, которое производит лучшие в мире гранатометы, речные порты и заводы оборонного назначения - ЭнергоПУЛ и Рефлектор в Саратове, а также завод, выпускающий компоненты для переносных ракет Игла в Санкт-Петербурге. По неофициальной статистике, добавил Астахов, ежегодно в России происходят десятки тысяч недружественных поглощений.

Кроме того, должны быть наказаны и все третьи стороны, ввязывающиеся в хозяйственный спор на стороне захватчиков: у ЧОПов нужно отбирать лицензии, у адвокатов - их статус, а у чиновников - должности. Судам необходимо прислушиваться к заявлениям потерпевших об участии сотрудников правоохранительных органов в рейдерских атаках, - добавил Астахов. - Не должны оставаться незамеченными факты рейдерства в имущественных спорах. Если в ходе судебных заседаний они остаются безнаказанными, это следует основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

По мнению Астахова, для искоренения проблемы рейдерских захватов необходимо самым серьезным образом менять корпоративное законодательство и развивать финансовый рынок. Хороший пример регионам подает Москва: антирейдерская комиссия действует не только при правительстве города, создан и специальный отдел по защите прав собственников в структуре ГУВД Москвы. Астахов предложил создать специальные государственные структуры, координирующие борьбу с рейдерами. Контролеры этого ведомства должны обязательно присутствовать за спиной всех правоохранителей. В частности, адвокат считает необходимым создать специальный орган в каждой прокуратуре, дабы бороться с коррупцией на местах. Ведь именно благодаря коррупции и существует рейдерство.

Если слишком надувать мяч, он лопнет
Российская газета: Александр Викторович! Описывая, какое в столице ведется масштабное строительство, журналисты любят использовать такой штамп: Москва неузнаваемо изменилась. Вы хотели бы, чтобы это и правда случилось?


На деловом завтраке в РГ побывал главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Он рассказал о том, что делается для того, чтобы, сохраняя исторический город, в то же время сделать Москву более удобной и комфортной для проживания.

РГ: Но снос Кавалерийских конюшен, находившихся в составе Хамовнических казарм, произошел уже в этом году. Взяли и разрушили под видом реставрации исторического памятника. Как такое могло произойти?

Александр Кузьмин: Упаси господи! Надеюсь, что москвичи не настолько глупы, чтобы дважды повторять одни и те же ошибки. Тяжелейший этап во время перестройки, когда одни законы, регулирующие застройку, были отменены, а новые еще не написаны, к счастью, удалось пережить, не потеряв город. Теперь же есть 40-й закон, защищающий памятники истории, культуры и архитектуры, есть и выделенные особо охраняемые территории. И я не думаю, что кто-нибудь посягнет на них.

РГ: Снос сносу рознь. Когда разбирали гостиницу Интурист, вы поделились мечтой: может быть, доживем и до разборки России. Дожили, скоро стройка начнется. Квартал, который поднимется на месте самой большой в Европе гостиницы, откуда пешком ходили в Кремль делегаты многих съездов КПСС, это то, о чем вы мечтали?

Кузьмин: Корпус под номером 24 к общему ансамблю Хамовнических казарм мало какое имеет отношение, поскольку он построен хозспособом минобороны в 60-е годы прошлого века. И тем не менее поступили с ним нецивилизованно. По какой причине, судить не берусь, так как с некоторых пор произошел мирный развод двух комитетов, прежде существовавших как единое целое - Моском-архитектуры и Москомнаследия. Хамовнические казармы отошли к последнему.

Теперь же наша задача проследить за тем, чтобы проект опять ненароком не надулся. Это ведь может произойти под самым благовидным предлогом. Например, уже сейчас звучит идея: почему бы там не разместить Президентскую библиотеку? Что стоит за этим, догадаться не трудно: библиотека потребует площадей, следовательно, дальше прозвучит просьба: давайте увеличим уже согласованные объемы зданий!

Кузьмин: Я считаю, что проект удался. Пусть не сразу, а лишь с третьей попытки. Первый вариант, который предлагал возродить историческое Зарядье, был несколько туповат, поскольку точно воспроизводил историческую среду, но никак не был связан с Москвой современной. Второй вариант, уже разработанный английским архитектором Норманном Фостером, был строго сделан под заказ инвестора, всегда рвущегося к максимальным объемам. Он получился похожим на слишком надутый футбольный мяч, который хорошо звенит, но играть им невозможно. А вот после того, как этот вариант разгромили на заседании общественного градостроительного совета при мэре Москвы, родился довольно интересный проект. Он учитывает, что есть высотка на Котельнической набережной, есть храм Христа Спасителя, увязан диагональными ходами с новой структурой центра города, которая появилась в 1935 году во время разработки Генерального плана развития Москвы.

Кузьмин: Так специально вопрос никто не ставит. Могу лишь сказать, что точно не пойдет под снос. Это Калининский проспект, хотя бы потому, что еще не время.

РГ: Какой следующий объект в Москве стоит на очереди под снос?

Кузьмин: Он предлагает убрать под землю эту магистраль вместе с несущимся по ней транспортом. Но если это сделать, то поток машин выйдет из-под земли на Арбатскую площадь, на Знаменку. И что там город будет с ним делать? Получим тяжеленную пробку, но только уже под землей.

РГ: А вот Михаил Посохин-младший, сын автора проекта этого проспекта, уже и проект разработал...

Кузьмин: Проект был хорош. И именно для Москвы, ведь авангард - явление чисто российское. Но он не прошел согласований по охранным зонам. Теперь им занимаются уже американцы, и мы все-таки стараемся подыскать ему подходящее место в столице.

Авангард не сдается
РГ: Александр Викторович! В свое время на заседании общественного градостроительного совета был одобрен интереснейший проект голландских архитекторов - комплекс авангардистских зданий, который предлагалось поставить на Крымском Валу. Куда он исчез?

Кузьмин: Я бы очень не хотел, чтобы это случилось. И потому что это хороший проект хорошего архитектора, и потому что, как и у многих москвичей, у меня с Детским миром связаны многие воспоминания. Это единственный в моей жизни магазин, в котором я стоял до победного в очереди - в течение шести часов. Дочка была маленькой, а там выбросили, как тогда говорили, складные коляски - жуткий в ту пору дефицит.

РГ: С 1 июля начнется реконструкция Детского мира, в ходе которой обещают существенно увеличить его площадь. Москвичи волнуются: не постигнет универмаг участь Военторга?

Кузьмин: Реставрацию одного самого известного из них - дома Мельникова, тормозит имущественный вопрос, так как дом находится в собственности у нескольких владельцев. Тем не менее Москва пытается, преодолев имеющиеся противоречия, организовать там музей конструктивизма. Реставрировать дом и устроить гостиницу для тех, кто хотел бы пожить в условиях коммуны, для которой, собственно, и строилось это здание. Не распространялась коммуна на министров - для них имелись апартаменты в пентхаузе.

РГ: Почему до сих пор не приведены в порядок памятники конструктивизма?

Кузьмин: В 19-м веке и в парижскую архитектуру тоже хорошо влезли. В Москве нетронутые места и сейчас есть, например, Пречистенка. Здесь еще с советских времен каждое здание было памятником архитектуры. И все сохранилось, кроме булочной и аптеки.

РГ: Хотим мы этого или нет, но старая Москва уходит. Исчезают двух-трехэтажные дома. Для мегаполиса иметь их и в самом деле, наверное, жирно. Но, может, стоит оставить какие-то заповедные, нетронутые кусочки города, вроде квартала Маре в Париже, в который никто и никогда не залезет?

Кузьмин: С любой кардинальной перестройкой, на мой взгляд, нужно быть крайне осторожным. Дело в том, что самое дорогое, что есть у любого города, - это исторически сложившиеся коммуникации. Приведу пример. Взять хотя бы первый отрезок строящегося сейчас Четвертого транспортного кольца длиной в 2,5 километра. Лишь 30 процентов средств, необходимых на его возведение, пойдет непосредственно на строительство эстакад и дорожного полотна. Все остальные деньги город будет вынужден потратить на перенос имеющихся там коммуникаций, а также строительство новых гаражей, чтобы предоставить в них машино-места москвичам, у которых были боксы на месте прокладываемой магистрали.

Электричку к подъезду
РГ: Недавно появилась информация о строительстве на площади трех вокзалов четвертого вокзала. Означает ли это начало перестройки всей транспортной сети?

РГ: Это идеология. А когда начнется практическая реализация этой идеи?

Вот почему сейчас надо думать не над тем, как вывести железную дорогу из столицы, а над тем, как превратить ее из внешнего вида транспорта в городской. Особенно для связи с теми районами города, куда метро придет еще не скоро, - вроде Бирюлева, Северного поселка, Бескудникова и других. Подземку, конечно, в любом случае надо строить. Но если учесть, что сегодня не хватает 200 километров метрополитена, а железнодорожные пути проходят на расстоянии 210 километров, можно представить, какую важную роль они могут сыграть в жизни города. Ведь электричка по наполняемости это по сути тоже метро. Нужно только сделать ее доступной в городе, да изменить отношение к платформам. Сейчас если строится станция метрополитена - это произведение архитектуры, рассчитанное на века, а если железнодорожная станция - то непременно времянка, сделанная абы как.

РГ: Как известно, Москве не хватает 350 километров автомобильных дорог. Но сколько бы столица их ни строила, пробки не исчезнут, если не будет нормальной связи с Подмосковьем. Вот и министр транспорта Игорь Левитин недавно сказал, что транспорт должен развиваться в едином столичном регионе, то есть общими усилиями Москвы и Московской области...

Кузьмин: Уже началась. У правительства Москвы очень хороший контакт с руководством РЖД. Например, первые пять станций Малого кольца железной дороги откроются в самое ближайшее время. Поставлена задача - оставить по этому кольцу грузовые перегоны, и добавить пассажирские.

А сейчас? Проект реконструкции Ленинградки был сделан 8 лет назад, а кто будет расширять дорогу по территории области до Шереметьева, так и не решено. В итоге в границах МКАД москвичи смогут нормально передвигаться, но до Шереметьева напрямую не доедешь, и до Зеленограда тоже... Маразм, да и только.

Кузьмин: Да, эту разрозненность еще в свое время географ Казанцев отметил, сделав наблюдение: каждая область тянет дороги в свою сторону, кончается ее территория, кончается и проезжая часть ...Недаром медведи селились на границах областей. Но надо иметь в виду и другое. Ни Москва, ни Московская область только за счет своего бюджета никогда с нарастающим автомобильным коллапсом не справятся. И федеральному правительству нужно не только призывать, что давайте ребята жить дружно, но и деньгами помочь, чтобы, скажем, финансирование велось 1:1 всеми участниками - Москвой, Московской областью и федеральным центром.

Кузьмин: Мы все время ищем панацею от всех бед сразу. Вот сейчас то и дело слышишь: давайте надстраивать железные дороги. Но если у нас нет денег на то, чтобы проложить традиционную трассу, то откуда они возьмутся на эстакады над железнодорожными путями? Или другое, пусть кто-нибудь объяснит мне, как эти высотные дороги развяжутся между собой, когда придут в исторический центр! Да, у нас есть один проект трассы над железной дорогой - северного дублера Можайского шоссе. Но он так запланирован не потому что кого-то хочется этим поразить, а просто потому, что иначе невозможно его вывести на направление Москва - Бородино. Или, например, весь восток Четвертого транспортного кольца идет эстакадами. Тоже - не потому, что это стало модно, а потому что иначе не пройти.

РГ: Новые дороги по Москве будут строиться по земле или как в Японии и других странах - вторым и третьим этажами?

Кузьмин: Давайте сначала первый уровень дорог построим, а уж потом будем ломать голову над вторым, третьим... Москва ведь сегодня не может даже пойти по пути Лондона и Парижа и начать искусственно заставлять людей вылезать из машин. Им хорошо, там станции через каждые 200-300 метров, а у нас не чаще, чем через километра два. Как загонять туда народ, когда вагоны подземки и так битком набиты? Нам нужны новые коридоры, новые станции, новые перегоны.

РГ: То есть многоэтажные эстакады преждевременны для Москвы?

Кузьмин: А чем лучше колониальная сетка? Проблема Москвы, еще раз повторюсь, в отставании общественного транспорта от потребностей. Многие и сейчас бы поехали на внеуличном транспорте, если бы в него не приходилось с силой вдавливаться. Между прочим, за рулем автомобилей сидит всего 20 процентов москвичей!

РГ: Часто приходится слышать, что сама кольцевая структура дорог Москвы такова, что она обречена на пробки.

Кузьмин: В условиях мегаполиса, что бы ты ни делал, больше 40 процентов населения по месту жительства не работает. По одной простой причине: если вы хотите работать в Российской газете, вы все равно будете работать там, а не в районном Вестнике. Но начать создавать рабочие места хотя бы на периферии столицы совсем не мешает, так как в том же Бутове, например, работает процентов 20 населения - в садиках, школах, на почте. Следовательно, еще для 20 процентов есть резерв. Этим и хороша программа развития малого бизнеса, которая предусматривает до 2025 года создание 30 общественно-деловых центров. Есть еще сейчас два предложения взять в проработку проекты двух комплексных районов неподалеку от ЦКАД - чтобы и жилье, и работа были рядом. Но это не значит, что дети бизнесменов, которые там поселятся, не пойдут учиться, скажем, в МАИ и не поедут на учебу на личных авто.

Дом - работа
РГ: Может быть, для того чтобы освободить дороги, следует начать с создания рабочих мест неподалеку от дома в том же Подмосковье, чтобы, например, не ехали в столицу на работу, скажем, из города Жуковского?

Кузьмин: Я не понимаю, как они могут появиться в наши дни. Спутниками всегда считались населенные пункты, расположенные за лесопарковым поясом Москвы, который был неприкосновенным. Тогда даже вопрос, давать балерине Улановой дачу в нем или не давать, решался на уровне Косыгина. А теперь область строит там все, что хочет, так как ее руководство уверено, что это их территория. На мой взгляд, реальный город, который сегодня сложился, абсолютно не совпадает ни с границами Москвы, ни с границами Московской области. Это город, который живет одной жизнью, одни его жители каждый день ездят на работу в столицу, а другие - наоборот, в область... При этом они совершенно не заглядывают в свой паспорт и не смотрят, кто же они в соответствии со штампом - москвичи или обитатели Подмосковья. Не случайно утренний поток из Москвы ничуть не меньше, чем в Москву. И все градостроительные решения должны приниматься в расчете именно на этот реально существующий город, но поскольку он не признан, этого не происходит. Может, отсюда и многие наши проблемы?
Начав ревизию федеральных земель, государство сделало только первый шаг. Для бизнеса важно, как эти земли будут использоваться в дальнейшем.

РГ: Как вы относитесь к недавно прозвучавшей идее создания городов-спутников Москвы?

С моей точки зрения, целесообразно использовать эти земли для строительства именно доступного - по цене - жилья. Доступного для тех граждан, которые сегодня не могут осуществить сделку на свободном рынке. В этом случае, полагаю, выбранные по тендеру застройщики должны получить такую землю бесплатно. Но застройщики обязаны продавать жилье не по свободным, а по сниженным ценам. Конечно, не по себестоимости, конечно, с маржой, но размер маржи должен учитывать, что государство в определенном смысле гарантирует сбыт. Ведь что нужно застройщикам? Получить максимальную прибыль, но одновременно снизить свои риски. Если рисков по реализации меньше, они могут поступиться частью маржи.

Так называемая заморозка оборота федеральных земель до 1 января (термин, кстати, крайне неудачный) - это логичный шаг государства по наведению порядка в своем хозяйстве. Эти земли далеко не всегда используются эффективно. В результате анализа специалисты дадут заключение, какое назначение этих земель более целесообразно. Часть земель (а речь идет о миллионах га) может быть использована и для жилищного строительства. Но тут важны механизмы.

Важно, однако, чтобы процесс предоставления земли и собственно строительства соотносился с программами социально-экономического развития конкретного региона. Иначе получится так, что построена куча жилья, а оно не востребовано потому, что нет рабочих мест. Важно также сблокировать жилищные программы с программами развития инженерной и транспортной инфраструктуры, иначе проекты не смогут стартовать из-за нехватки электричества, газа, из-за транспортной недоступности новых районов. Это касается и социальной инфраструктуры - детских садов, больниц, школ.

Не думаю, что это будет деформировать рынок. Правила игры на рынке определяет инвестор. Государство, предоставляя бесплатно какой-либо актив, тем самым становится соинвестором и в этом качестве вправе определять предельную цену, по которой это жилье будет продаваться.

Реализация жилья этим 80 процентам граждан может идти по-разному - ипотека, некоммерческий или социальный найм, безвозмездное предоставление жилья без предоставления собственности. Подробнее об ипотеке. Эти меры увеличат ее объем, не повышая рисков. В залоге у банка окажется недооцененный актив. В случае возникновения проблем у заемщика банк берет этот актив и реализует его по рыночной цене. Иные пути оздоровления ипотечной системы вряд ли сработают. Ведь один из основных рисков этой системы - возможность рефинансирования кредитных организаций, привлечения длинных денег. Если, например, понизить процентную ставку, то возрастает риск непривлечения длинных ресурсов. Если же расширить ипотеку, не трогая процентную ставку, то объем кредитных ресурсов окажется меньше (ниже цена!), однако сохраняется возможность привлечения длинных денег.

Если говорить о влиянии на рынок, то для бизнеса речь идет о резком расширении спроса. Только 20 процентов населения могут позволить купить жилье по свободной цене. В результате - огромный дефицит жилья при растущем платежеспособном спросе. Простое введение федеральных земель в коммерческий оборот разогреет рынок и еще прочнее выбросит из игры 80 процентов населения.

Наиболее распространенное опасение - рост цен на стройматериалы в силу резкого увеличения спроса. Однако сегодня острого дефицита стройматериалов нет. К тому же многие компании, уже имея в виду планы государства по наращиванию объемов строительства, начали наращивать свои инвестиционные программы по расширению производства. Многие планируют в ближайшие год-два нарастить производство цемента на 10-15 миллионов тонн, что эквивалентно 15 миллионам квадратных метров жилья.

Чтобы это все работало, нужна программа социальной жилищной политики. За точку отсчета можно взять доход средней семьи в данном регионе; те, кто имеет больше, приобретают жилье по рыночным ценам, меньше - субсидируются по правилу чем меньше доход, тем больше субсидия цены. Граждане с доходами ниже 1/3 среднего получают жилье бесплатно.

Конечно, панацеи не существует - важен комплексный подход. Просто собрать земли в кулак - это даже не полумера, а четверть меры, но это должно дать толчок другим следующим процессам.
комментарий


Помимо этого, можно предусмотреть государственно-частное партнерство по схеме, схожей с уже изложенной. Государство гарантирует определенные квоты на закупки стройматериалов, но фиксирует цены (которые при этом остаются договорными и отражают реалии этого бизнеса). Бизнес и тут согласится поступиться частью прибыли ради гарантированного сбыта. Но в любом случае бизнесу важно знать планы государства и по объемам, и по регионам, чтобы планировать размещение своих мощностей.

Начнем с приятного. Бизнес (в лице Ассоциации) в кои-то веки поддержал планы власти, причем планы достаточно радикальные, а власть в свою очередь намерена действовать решительно - только так можно объяснить молниеносное принятие закона о заморозке оборота федеральных земель. Бизнес, естественно, попросил морковку за сотрудничество в виде бесплатного предоставления земли под строительство для малоимущих, и не исключено даже, что он ее получит.

План действий, предложенный Ассоциацией строителей России, сам по себе хорош. Однако не стоит забывать о подводных камнях, которые могут свести на нет его реализацию.

Процедуру выбора застройщика и предоставления ему бесплатной земли предполагается проводить по тендеру. К сожалению, этот механизм показал свою неотлаженность. Голландский аукцион чреват тем, что выигрывает компания, которая реально не может выполнить работы и играет в надежде переуступить свое право другим, вслед за чем идет пересмотр всей процедуры и часто суд. Простое объявление государством низкой цены - залог того, что на конкурс никто не придет, пока цена не поднимется. И, конечно, при обеих вариантах не исключены банальные махинации чиновников.

Неприятности могут начаться при реализации планов, причем ждать их стоит со стороны чиновников. Начнем с того, что задача инвентаризации федеральных земель до 1 января, то есть чуть более чем за полгода, выглядит излишне амбициозной. Иного было и не дано - рынок не выдержит более длинного срока, но факт: за более чем десятилетие чиновники так и не составили приличный кадастр. Тут задача локальней, но и срок спринтерский. Если власть затянет инвентаризацию, рынок начнет нервничать. Если она будет некачественной, затея просто пройдет впустую.

Наконец выглядит сомнительной дифференциация малоимущих по степени субсидирования. В ситуации, когда проблема серых зарплат далеко не ясна, но понятно, что они не изжиты, начнется массовое сокрытие доходов (по сговору с работодателями или без оного) с тем, чтобы попасть в льготные категории.

Отдельной проблемой станет создание социальной инфраструктуры. Если нагрузить ее на бизнес, жилье подорожает. Если на местные власти, они могут и не потянуть. То же касается дорог. Сети и генерация не есть столь острая проблема, но это - длинная проблема: микрорайон построить быстрее, чем запитать его в условиях дефицита. Ситуация с лимитами на газ, в свою очередь, может оказаться просто тупиковой.



Главная --> Публикации