Главная --> Публикации --> Оазис в потенциале Двор дождался инвестора Прописка на даче Проблемы обманутых соинвесторов хотят решить за счет местных бюджетов Судьбу черкизовского рынка определят юношеские олимпийские игры

Крайне сложно делить собственность, нажитую в совместном браке

Создатели нового жилищного кодекса (ЖК) стремились защитить права собственников жилья. При этом, кажется, перестарались. Болезненных ситуаций меньше не стало. Точнее появились новые проблемы. В связи с этим возникает вопрос - что делать: ждать нового законотворческого документа или научиться жить с действующим кодексом? Пожалуй, второе видится более доступным

С одной стороны здесь налицо максимальная защита собственника (ов), а с другой полная незащищенность нанимателей, совместно проживающих с собственником. Процитируем ч. 4 вышеупомянутой статьи В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Данная формулировка касается не только разрыва семейных отношений после официального расторжения брака, но и фактически тех случаев, когда ребенок создает свою собственную семью и, соответственно, отделяется от семьи своих родителей. В документе же, увы, не разъясняется что именно следует понимать под разрывом семейных отношений А трактовок может быть много.

Самую острую боль причиняет ст. 31 ЖК РФ, которая звучит следующим образом Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

В случае расторжения брака квартира, принадлежащая на правах собственности одному из супругов, остается у него, а другой супруг вынужден искать себе новое жилье. При этом нередко у другого супруга нет своей жилплощади и идти ему некуда. А если, супруг, не имеющий права собственности на жилье, остается еще и с несовершеннолетним ребенком? Эта ситуация, несмотря на защиту попечительского совета, решается далеко не однозначно и не всегда в пользу матери с ребенком. А совершеннолетние дети? Они тоже могут лишиться родительского крова, если не являются собственниками. И куда идти 18-19 летним юношам и девушкам в таком случае?

Всем известно, сколько квартир переписано на детей еще при жизни родителей, при этом проживают все они совместно А теперь получается, что сын или дочь могут выставить родителей на улицу на законных основаниях?!

Как показывает практика, суд при разборе жилищных споров, как правило, встает на сторону ущемленной в своих правах людей, особенно несовершеннолетних граждан. И здесь собственник может оказаться в довольно трудной ситуации. Так в случае развода, собственник не может лишить жилплощади (регистрации) своего несовершеннолетнего ребенка, но при этом вынужден обеспечивать жильем и его мать, которую с ребенком разлучать нельзя. Разумеется данная ситуация возникает, если у матери с ребенком нет альтернативной жилплощади (как ни странно, но в большинстве случаев именно так и случается). Если же мать имеет возможность жить отдельно, она будет проживать отдельно от супруга вместе с ребенком, при этом регистрация ребенка по адресу отца у него сохраняется. Опять же квартиру уже не продашь из-за несовершеннолетнего нанимателя. Даже если попытаться продать, кто купит жилье с обременением?!

С другой стороны, казалось бы по всем статьям защищенный собственник тоже далеко не всегда может распоряжаться личным жильем по своему усмотрению, даже при официальном согласии на то всех проживающих (зарегистрированных) в этом жилье лиц. Обременения на жилье у собственника фактически возникают сразу же после официального заключения брака, а тем более рождении ребенка, регистрации на своей жилплощади родственников или иных лиц (даже в тех случаях, если эта регистрация временная), а также получении банковской ссуды, когда жилье выступает предметом залога, потеря дееспособности и назначение собственнику опекуна и прочих действий.

По своему сложно делить собственность, нажитую в совместном браке. Во многих случаях продажа доли этой собственности невозможна по причине, что комната или даже комнаты в коммуналке (а именно такой и становится квартира после разделения лицевых счетов) пользуются небольшим спросом (соответственно ее цена низкая).

Возможна ситуация, когда помимо бывших супругов, имеющих право пользования жильем собственника, совместно с ними проживают (зарегистрированы) родственники со стороны бывшего супруга. Их выселение также зависит от ряда факторов, среди которых главный - наличие или отсутствие иной жилплощади. Ведь согласно ст. 40 Конституции РФ каждый человек имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Особенно это касается лиц, получивших статус нанимателей (то есть зарегистрированных), до 1 марта 2005 года, согласно действовавшему на тот момент жилищному законодательству.

Выходом в данной ситуации могут быть дополнительные соглашения, оформленные письменно и заверенные нотариусом. Зачастую трудно предложить близкому человеку заключить подобный договор, поскольку всегда есть риск быть непонятым или вызвать подозрение в искренности испытываемых чувств. Но, тем не менее, это лучше, чем потом кусать локти. Кстати, брачный договор также является документом, закрепляющим материальные ценности за супругами в случае прекращения их супружеских взаимоотношений.

То есть в итоге, от нового ЖК собственник получил формальные права и свободы, на деле сохранив прежнюю материальную ответственность за тех, кто живет вместе с ним. А наниматели получили дополнительные страхи и риск оказаться на улице.

Кроме того, не стоит забывать еще об одном варианте как избавится от нежелательных жильцов Оказывается, собственник может продать свою собственность и купить новую, к которой бывшие члены семьи не имеют никакого отношения (в том числе и те, по отношению к которым имеются алиментные обязательства или по отношению к которым суд принял решение о временном проживании - отсрочке отселения).

Родители, желая передать своим детям жилье, также могут подстраховаться. Например, заключив договор ренты или пожизненного содержания с иждивением или договор о проживании в переданной (подаренной) ребенку квартире до конца жизни или же составив элементарное завещание. Причем, при составлении завещания, желательно не вписывать в него другую собственность (лучше это сделать в другом завещании) и конкретизировать доли и наследников на них. Самое простое, если наследником на всю жилплощадь является один человек, являющийся близким родственником (наследником первой очереди) и зарегистрированный по этому адресу. Но, во-первых, такое не всегда возможно, а во-вторых, следует помнить, что завещание может быть оспорено в суде другими наследниками Поэтому, панацеи в данном случае не существует и каждому следует подобрать свой удобный вариант.

В случае, если собственник настаивает на отселении бывшего члена семьи, суд, как правило, начинает с отсрочки на такое отселение, например до достижения совершеннолетия ребенка или просто на любой срок: 3 года, 5-7 лет, в зависимости от конкретной ситуации. Подобные отсрочки могут повторяться, ведь за время, выделенное на отсрочку, могут возникнуть новые обстоятельства, сохраняющие право пользования жилым помещением в дальнейшем.

Нанимателям тоже приходится позаботиться о себе. В большинстве своем они не виноваты в том, что не являются собственниками жилья, в котором проживают. Поэтому им следует не затягивать с оформлением регистрации. Кроме того, следует позаботиться о документе, подтверждающим, совместное приобретение жилой собственности, а также мебели, бытовой техники и иных существенных вложений в жилье. Ибо согласно ст. 37 СК РФ имущество супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет доказано что одним из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (реконструкция, ремонт и пр.) А прекратить право нанимателя, вкладывавшего свои средства в улучшение жилья уже не так-то просто.

В итоге следует отметить, что в условиях нынешней ситуации приходится весьма внимательно распоряжаться и пользоваться своей собственностью, уважая закон и людей, живущих под одной крышей. Решая вопрос о проживании, мы во-первых, заблаговременно подчеркиваем уважительное отношение к членам своей семьи и всех тех, кто проживает вместе с нами, а во-вторых избавляемся от тяжких судебных разбирательств в связи с жилищными спорами.
Не секрет, что возможность создания строительных пирамид несколько лет назад была связана не в последнюю очередь с действующим на тот момент законодательством.

Есть люди, добровольно отказавшиеся от причитающегося им по закону жилья, например, отказавшиеся от приватизации своей доли. Настоящий Жилищный кодекс не дает ответа о возможной судьбе таких граждан. Однако, согласно Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.04 в редакции от 29.12.06 такие граждане сохраняют право на пользование жилым помещением наравне с собственником.

Для того чтобы оградить жителей города от мошенничества впредь, распоряжением правительства Москвы от 23.11.2005 №2337-РП О создании комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в городе Москве сформирована городская комиссия по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов, по которым нарушены сроки строительства и присутствуют факты нарушения организациями-застройщиками прав соинвесторов - физических лиц. В состав комиссии вошли ответственные представители всех отраслевых департаментов и комитетов правительства Москвы, префектур административных округов.

Принятие затем Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации позволило обеспечить ряд необходимых мер по урегулированию отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан для долевого участия в строительстве и установлением гарантий защиты прав и имущества участников долевого строительства. Но ряд лазеек для нечистых на руку проходимцев остался и тут. Речь идет об отсутствии в Федеральном законе порядка администрирования принятых решений. Известно и то, что наиболее крупные строительные пирамиды имели московский адрес и орудовали именно в столице. Это и потребовало принятия правительством Москвы соответствующих административных мер для снятия социальной напряженности и обеспечения защиты обманутых граждан -участников долевого строительства.

Активизирована информированность жителей через средства массовой информации. О проблеме дольщиков узнала вся страна. А в это время власти и пострадавшие от обмана работали совместно над поиском выхода из ситуации, что можно считать принципиально новой тенденцией. В процессе этой работы все узнали и сделали много нового: дольщики научились узнавать и защищать свои права, а власти усовершенствовали законы, чтобы проблемы подобного рода никогда не повторялись. И, само собой, обе стороны научились слушать друг друга и работать вместе. Пожалуй, точнее всего суть этого процесса выразил первый вице-премьер и будущий президент страны Дмитрий Медведев. Свобода неотделима от фактического признания гражданами власти закона... Верховенство закона должно стать одной из наиболее значимых наших ценностей, - заявил он на V экономическом форуме в Красноярске. - ...И сегодня важно последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества. А также - нашим перспективным планам. Чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию.

Более того, еще в марте 2006 года была проведена личная встреча прокурора города Москвы с соинвесторами строительства жилья, пострадавшими от мошенничества компаний-инвесторов. С тех пор рассматриваемые по данным фактам дела взяты на особый контроль прокуратурой г. Москвы, назначен специальный прокурор для решения этих задач.

По всем проблемным объектам приняты распорядительные документы правительства Москвы и утверждены комплексные графики реализации инвестиционных проектов, организован контроль за сроками проектирования и строительства жилых домов.

Еще в 2006 году структурными подразделениями правительства Москвы проведена сверка данных по количеству и по фамильным спискам обманутых граждан-соинвесторов по всем проблемным объектам, включенным в работу созданной комиссии. Указанные списки были затем согласованы с Управлением правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы, которое и поныне осуществляет тесное взаимодействие по данному вопросу с Генеральной прокуратурой РФ.

В 2007 году построено еще шесть объектов по адресам: Никитинская ул., вл. 31, корп. 1 (ВАО), Щелковское ш., вл. 18, корп. 1 (ВАО), ул. Пилюгина, вл. 18 (ЮЗАО), Чертановская ул., вл. 48 - 50 (ЮАО), Учинская ул., вл. 9, корп. 14 (САО), Байкальская ул., вл. 18, корп. 4 (ВАО).

В результате уже в 2006 году было завершено строительство семи проблемных объектов по адресам: Байкальская ул., вл. 18, корп. 2 и 3 (ВАО), Б. Набережная ул., вл. 19, корп. 6А, Б, В (СЗАО), Базовская ул., вл. 24А (САО), В. Первомайская ул., вл. 38 - 40 (ВАО), ул. Чечулина, вл. 9-11 (ВАО), 1-я Владимирская ул., корп. ЗА, Б (ВАО), Зеленоград, корп. 1802 А, Б.

По заверениям властей в 2008 году будет завершено строительство оставшихся 10 объектов. В построенных жилых домах будут предоставлены квартиры 1576 пострадавшим гражданам. Пятидесяти четырем обманутым гражданам будет подобрана необходимая жилая площадь в жилых домах по альтернативным адресам.

Всего в 2006 - 2007 годах построено 20 объектов, в которых 1 548 пострадавшим гражданам предоставлены квартиры. Еще семи обманутым гражданам произведен возврат денежных средств, вложенных ими в строительство жилья.

Пока по 17 объектам еще ведется строительство. В 2008 году строительство жилых домов по проблеме обманутых вкладчиков должно быть в целом завершено.

За ходом проектирования и строительства указанных жилых домов осуществляется еженедельный оперативный контроль на заседаниях созданной распоряжением правительства Москвы от 23.11.2005 № 2337-РП комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в городе Москве и на технических совещаниях в Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.

Главное же - не допустить подобного обмана в будущем. Именно поэтому принятые новые нормативные документы содержат ряд ограничений. Предусмотрено, в частности, ограничение возможности привлечения организациями-застройщиками денежных средств соинвесторов - физических лиц до получения в установленном порядке разрешения на строительство, утверждения графика реализации инвестиционного проекта и оформления протокола предварительного распределения площадей в объекте.

Есть здесь и еще один аспект. С сентября 2007 года комиссией дополнительно рассматриваются и проблемные вопросы, связанные с пострадавшими соинвесторами многоэтажных гаражей-стоянок. Здесь дело тоже идет на лад. По пяти из восьми проблемных объектов приняты решения, обеспечивающие интересы пострадавших соинвесторов, по трем еще ведется судебное производство.

Постановлением правительства Москвы от 27.06.2006 №444-ПП Об усилении контроля и ответственности за реализацию инвестиционных проектов на территории города Москвы установлены сроки и ответственные исполнители по оформлению и регистрации распорядительных документов, инвестиционных контрактов, дополнительных соглашений к ним, актов о реализации инвестиционных проектов, а также подготовке заключений структурных подразделений правительства Москвы в случае нарушения инвестором-сроков поэтапной реализации инвестиционных проектов. При этом персональная ответственность за соблюдение указанных сроков возложена на руководителей органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций.

С этой же целью введены дополнительные требования к застройщику об обязательной установке информационного стенда на строительной площадке с данными об утверждении проекта на строительство жилого дома и реализованных квартирах.

Принятые меры позволят обеспечить необходимый контроль и надзор со стороны органов государственной власти города Москвы за обеспечением прав и законных интересов граждан в области долевого строительства

Более того, постановлением правительства Москвы от 24.10.2006 № 825-ПП О Реестре деловой репутации партнеров правительства Москвы утвержден порядок обеспечения данными Реестра деловой репутации, содержащего необходимую информацию о недобросовестных участниках инвестиционного рынка. Иными словами, право на застройку теперь надо заслужить.

Как известно, уровень правопорядка определяется не наличием в стране преступности, а умением государства преступления раскрывать и предотвращать. Повторение мошенничества должно стать невозможным - на это и направлены сегодня все усилия властей.

Направлены предложения о подготовке дополнений и изменений и в действующее федеральное законодательство. Рассмотрение этих предложений уже включено в план заседаний правительства Российской Федерации.

- Концепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города разработана на основе реализации национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России, а также обеспечения требуемых объемов реконструкции и реновации сложившейся застройки, модернизации и капитального ремонта жилищного фонда.

Утвержденная недавно Правительством Москвы концепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки столицы, разработанная в соответствии с Генеральным планом развития города на период до 2020 года, призвана максимально и эффективно использовать территории сложившейся жилой застройки в интересах жителей мегаполиса. В 2008 - 2010 годы предполагается проработка 120 территорий кварталов с общим объемом финансирования 1 млрд. 525 млн. рублей за счет средств бюджета города Москвы. О концепции документа, о его основных положениях и важных моментах рассказывает депутат Московской городской Думы Иван Новицкий, являющийся одним из известных экспертов в области земельных и имущественных правоотношений:

Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы и Государственной жилищной инспекции города предстоит в ходе разработки программы и ее реализации ежегодно готовить предложения по адресным перечням домов, предлагаемых к возможному сносу, и домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, для формирования графиков выполнения работ в составе комплексной реконструкции территорий с организацией единой информационной базы данных.

Концепция предусматривает разработку документации по планировке территории для последующего строительства объектов, исходя из реальной потребности города, с приложением адресного перечня застроенных территорий, подлежащих комплексному развитию.

Кроме того, было бы целесообразно обеспечить учет данных о нецелевом использовании земельных участков и подготовку предложений по их возможному дальнейшему использованию.

Необходимы актуальные предложения по максимальному использованию реконструируемых территорий для реализации городских социальных программ жилищного строительства, включая размещение объектов социальной сферы, комплексных предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, предприятий малого предпринимательства, с целью предоставления необходимых услуг населению. При этом, безусловно, не рекомендуется допускать подготовку лотовой документации на земельные участки под сносимыми аварийными домами на территориях, подлежащих комплексной реконструкции, как на отдельные объекты застройки.

На сегодняшний день Москомархитектурой проанализирован градостроительный и экономический потенциал территорий города для комплексной реконструкции в рамках реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004 - 2007 годы, в которых сосредоточена основная масса жилых домов первого периода индустриального домостроения. В работу включено 223 территории, на которых размещены жилые здания 50 - 60-х годов постройки преимущественно несносимых серий. Из них по 59 территориям разработаны и утверждены проекты планировки. По 94 территориям продолжается разработка, согласование и утверждение предпроектной документации с последующей реализацией проектов за счет средств бюджета города Москвы или инвесторов, отобранных на основе конкурсных торгов.

При разработке проектов планировок застроенных территорий нужно в обязательном порядке предусматривать резервирование земельных участков для размещения головных энергетических объектов и их эксплуатационных служб. При проектировании и строительстве дорог и магистралей общегородского назначения - включать в комплекс работ проектирование и строительство магистральных городских коллекторов для прокладки кабельных линий электропередачи и тепловых сетей.

По результатам реализации проектов в бюджет города поступит около 7,3 млрд. рублей при затратах бюджетных средств на подготовку градостроительной документации всей программы с начала ее реализации 604 млн. рублей, и на строительство объектов инженерной инфраструктуры 371 млн. рублей. Общая площадь жилищного фонда, задействованного в комплексной реконструкции, составляет более 11,5 млн. кв. м.

По результатам разработки проектов планировки и утверждения градостроительной документации по 14 территориям проведены открытые аукционы на осуществление строительными организациями функций инвестора по объектам комплексной реконструкции сложившейся застройки. Общая площадь этих территорий составила 464 га, с объемом сносимого жилищного фонда - около 560 тыс. кв. м.

Изменения законодательства в градостроительной и жилищной сферах требуют сегодня новых подходов и к решению проблем капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда, в том числе и в сфере участия собственников в финансировании данных работ.

Следует учесть, что положения Концепции учитывают произошедшие изменения в социальной политике. В частности, утверждены национальные проекты обеспечения населения доступным жильем, совершенствования системы образования, приняты новые Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, распорядительные документы в отношении организации конкурсной процедуры размещения госзаказа, запрета строительства точечных объектов, инженерного обеспечения реконструкции, контроля реализации инвестиционных проектов.

При этом дома, включенные в адресные перечни на капитальный ремонт за счет средств бюджета города, в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов, не должны включаться в списки сносимых. Программа должна быть разработана в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом России, Земельным кодексом, Генеральным планом развития Москвы, градостроительными планами развития территорий административных округов города.

Необходимо обратить внимание на следующее: в Концепции предусмотрено, что решения о развитии застроенных территорий принимаются в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Исходя из этого, целесообразно предусмотреть подготовку критериев обоснования проектного решения о сносе жилых домов и новом строительстве при подготовке проектов планировки застроенной территории: наличие жилых зданий, подлежащих сносу в соответствии с законодательством; согласие собственников жилых и нежилых помещений на снос зданий при предоставлении равноценных жилых и нежилых помещений, либо компенсации с учетом соблюдения прав собственников; экономическая оценка затрат на капитальный ремонт жилого здания и новое строительство с переселением жителей в соответствии с действующим законодательством; наличие участков под строительство стартовых жилых домов для переселения жителей при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий.

Что касается законодательных факторов, то они связаны с принятием Градостроительного кодекса страны, проектом Градостроительного кодекса города Москвы и другими законодательными и нормативными правовыми актами столицы, в соответствии с которыми существенно усложнился порядок развития застроенной территории. Поэтому к решению проблем с собственниками объектов капитального строительства, арендаторами земельных участков, расположенных в кварталах застроенной территории, необходимо подходить комплексно.

Обоснованность разработки Концепции и последующей разработки Программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы обусловлена рядом социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов. Социальные факторы связаны с необходимостью размещения в пределах шаговой доступности объектов социально-культурного назначения, потребительского рынка и услуг, оптовой торговли, малого предпринимательства. Градостроительные факторы связаны с низкой интенсивностью использования земли реорганизуемых территорий различного функционального назначения при наличии растущего дефицита территории для нового строительства. Экономические факторы связаны с высокой инвестиционной привлекательностью территорий размещения пятиэтажного и непригодного для проживания жилья с высоким износом, при его низкой рыночной стоимости, но не признанного аварийным, со снижением объемов дотаций на содержание жилья.

Каковы характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере развития застроенной территории? Есть ли возможные варианты решения проблемы, какова оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы?

Таким образом, реализация Программы с учетом всех перечисленных факторов является одной из важнейших социально-экономических и стратегических задач мегаполиса. За последние годы значительно возросло финансирование развития застроенной территории из средств бюджета города Москвы для реализации городских социальных программ, что соответствует основным положениям национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

В связи с изменениями в законодательстве в Программе будет разработан адресный перечень застроенных территорий, предполагаемых к развитию, а также принципы и процедуры принятия решений. Например, о том, какие объекты целесообразно проектировать и строить за счет средств бюджета города для выполнения социальных задач и каким образом обеспечить максимальную инвестиционную привлекательность для объектов, по которым планируется проведение конкурсов на право развития застроенных территорий.

Прежде всего отмечу, что кварталы комплексного развития представляют собой застроенные территории, порядок освоения которых определен Градостроительным кодексом Российской Федерации. В целях обеспечения разработки документации по планировке территории по объектам городских строительных программ Правительством Москвы принят ряд важных распорядительных документов: постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 года №714-ПП О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве, постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N585-ПП Об утверждении Положения о составе материалов и порядке разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, распоряжение Правительства Москвы от 28 сентября 2005 года №1902-РП О Регламенте взаимодействия участников формирования городских программ строительства, реконструкции и предпроектной подготовки объектов.

На мой взгляд, спрогнозировать масштабность решения проблемы массового капитального ремонта за счет средств самих собственников без применения программно-целевого метода не представляется возможным. Инструментом реализации этого процесса в первую очередь должен стать механизм заимствования средств собственниками жилых помещений. При этом для получения кредита собственники должны организовать ТСЖ или привлечь на конкурсной основе управляющую организацию (юридическое лицо), с которой могут быть установлены договорные отношения.

Учитывая, что разрабатываемая Программа должна стать инструментом реализации Генерального плана развития города, необходимо системно формировать механизмы решения вопросов размещения стартовых площадок, головных объектов инженерной инфраструктуры, транспортной доступности, компенсаций собственникам за изъятие объектов недвижимости на территориях разрабатываемых кварталов и микрорайонов. Системный подход увеличивает потенциал по стартовым площадкам, комплексно решает транспортные, инженерные проблемы проектируемых территорий. Программа должна обеспечить достижение общей цели повышение эффективности использования территорий.

В завершение хотелось бы особо сказать о важности такого фактора, как поддержание историко-культурной ценности городской среды, всего многообразия жилой застройки города. Не менее ответственным должен быть подход и к улучшению жилищных условий населения и обеспечению социальных гарантий в части нормативного уровня благоустройства, санитарно-гигиенического состояния и функционально-планировочной организации жилых территорий.

При реализации Программы крайне актуальна координация действий с городскими организациями, ответственными за проведение капитального ремонта жилищного фонда, в целях недопущения попадания в списки сносимых объектов жилых домов, внесенных в адресные перечни на проведение капитального ремонта. Таким образом, придать этой работе планомерный характер возможно только в том случае, когда программно-целевым методом планируется каждый этап работы, определены процедуры, объемы, источники финансирования работ. Любые другие варианты решения проблемы предполагают большие риски как для инвесторов, так и для заказчиков, собственников жилых и нежилых помещений.

Наконец, снижение эксплуатационных расходов на содержание жилищного фонда, придомовых территорий и территорий общего пользования жилых образований, повышение надежности функционирования систем инженерно-технического обеспечения жилой застройки также должно быть в центре внимания властей, как и решение проблем развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, дорожно-мостового хозяйства.
У моих друзей есть трехкомнатая квартира в старом доме рядом с метро Проспект Вернадского, прямо под окнами которой простирается шумный и загазованный Ленинский проспект. Рыночная цена этой квартиры, по оценкам риэлторов, составляет примерно полмиллиона долларов. Когда друзья узнали, что я собираюсь на выставку по зарубежной недвижимости, они попросили ради интереса выяснить, что можно купить за границей, продав эту квартиру.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание и повышение архитектурной выразительности и улучшение пространственного облика жилой застройки, обеспечение психологического комфорта.

Возле стенда, на котором была предложена недвижимость в Египте ажиотаж. В этой стране цены на квадратные метры, по сравнению с московскими, смешные. Квартиру с видом на море и шикарной отделкой можно приобрести за 30 тысяч долларов. Но это сейчас, наш рынок только развивается, поэтому цены вскоре вырастут, - предупредил представитель компании West Side Village. Услышав о моих потенциальных 495 тысячах долларов, он очень обрадовался и предложил мне приобрести за 470 тысяч долларов шикарную виллу Омар, которая расположена на территории нового туристического центра в Хургаде. Вилла завораживает взгляд даже на картинке в буклете: огромная, светлая, с резными балкончиками и огромным бассейном. Но самое впечатляющее в одну из стен виллы на первом этаже встроены два огромных аквариума. Медленно плывущие черепахи и рыбы на них можно любоваться часами.

Выставка называлась InvestShow и проходила с 14 по 15 марта в выставочном центре на Тишинской площади. Главной темой выставки в этом году стала тема инвестиций в зарубежную недвижимость. Инвестиции в недвижимость всего мира один из наилучших способов сохранения и преумножения капитала. Цены на зарубежную недвижимость ежегодно растут, позволяя инвесторам получать прогнозируемый стабильный доход, практически лишенный какого-либо риска, - пояснили в администрации выставки.

На следующем стенде меня ждала горячая Испания. Здесь с денежным эквивалентом трешки в хрущобе меня ждал жаркий прием. За 440 тысяч долларов мне предложили роскошный дом в престижной резиденции на живописной территории берега Коста Бланки. К дому прилагались: собственный участок с бассейном, мебель, электрика и сантехника известных мировых марок, салон с камином, 3 спальни, открытая комната с выходом на соляриум. Соляриум это терраса на крыше, где можно принимать солнечные ванны, - пояснил представитель компании Blavered.

Не менее шикарные предложения ожидали меня на стенде компании EKOL, занимающейся недвижимостью в Турции. Узнав, что меня интересуют предложения стоимостью до 500 тысяч долларов, мне предложили сразу несколько вариантов, из которых самым интересным была шикарная вилла на побережье в маленькой тихой деревушке, сохранившей местный колорит, в 20 километрах от шумного города. К вилле прилагалась полная отделка и меблировка, система охраны, открытый плавательный бассейн, камин, джакузи. Цена всему этому великолепию находилась в пределах 450 тысяч долларов.

Далее меня ожидала солнечная Греция, где, как говорится, есть все. И это действительно так. Спокойно выслушав мои требования (а они у меня, глядя на все это великолепие вилл и резиденций, заметно возросли, ведь аппетит приходит во время еды) милая девушка, представляющая компанию Cybarco, быстро отыскала в каталоге достойное предложение. Квартирку с видом на загазованную трассу было предложено сменить на виллу на полуострове Пелопоннес с панорамным видом на морское побережье. Вилла находится в симпатичном тихом местечке, где прекрасные отели на роскошных песчаных пляжах соседствуют с провинциальными городками и колоритными деревушками. Возле виллы есть тенистый сад, в доме 4 спальни, 2 ванны, зал с камином, кухня, отопительная система, балконы. И все это великолепие стоит всего лишь 455 тысяч долларов.

Имей я на самом деле вышеупомянутую квартиру в единоличной собственности, я бы, честно признаюсь, уже сдалась и остановилась бы на одном из вышеперечисленных предложений. Но задание друзей и профессиональное любопытство заставили меня продолжать поиски.

Отдельный павильон был посвящен Болгарии и назывался Салон недвижимости Болгарии. Как пояснили организаторы выставки, эта страна заслужила целое отдельное помещение тем, что к Болгарии с каждым годом растет интерес российских инвесторов. Что неудивительно: цены на недвижимость, по сравнению с московскими, здесь пока очень низкие, а власти и законодательство весьма лояльны к иностранцам. Да и климат черноморского побережья россиянам очень близок. В Салоне были представлены квадратные метры на любой вкус: жилая недвижимость на морских и горнолыжных курортах, недвижимость на бальнеологических курортах, гольф-курортах, строительные проекты в крупных городах Болгарии, а также коммерческая недвижимость.

Но мое внимание уже переключилось на следующий стенд. Здесь среди груды разноцветных шаров стоял макет знаменитой Пизанской башни. А хотите жить тут?, - спросил меня представитель компании Фаро, и, заметив недоумение в моих глазах, пояснил, что, конечно, не в самой башне, а в близлежащей деревеньке. За 440 тысяч долларов мне предложили совершенно новый дом около небольшого городка Pontedera, между Пизой и Флоренцией, в 30-40 минутах до моря. 3 этажа, жилая мансарда, балконы, системы отопления, вентиляции и сигнализации, великолепная отделка - прилагается.

Неохваченными еще оставались Кипр, Тайланд, Тунис, ОАЭ, Дубай, Франция и другие не менее привлекательные страны. Но сил после множества пережитых эмоций и пары часов, проведенных на ногах, уже не оставалось. Ну, ничего, как-нибудь в другой раз. Тем более что организаторы выставки пообещали, что будут проводить подобные мероприятия регулярно, ввиду повышенного внимания к зарубежной недвижимости со стороны россиян.

Например, в Болгарии можно приобрести квартиру в современном жилом комплексе на побережье за 80 тысяч долларов. А за 455 тысяч долларов мне предложили виллу на Черноморском побережье, от которой до моря рукой подать всего километр, рядом есть участок с прудиком, в доме 3 этажа, одиннадцать комнат, мебель, с балкона открывается панорамный вид на море.

Что касается меня, то мне больше всего понравилось предложение купить целый остров из плеяды Сейшельских остров за 5 миллионов долларов. Правда, я пока не придумала, как заработать 5 миллионов долларов.

Что касается моих друзей, имеющих трешку на Проспекте Вернадского, то они, после рассказа о результатах посещения выставки, а, главное, демонстрации красочных буклетов, стали подумывать о переезде в какую-нибудь теплую страну, где всегда солнечно и есть море. Правда, они пока не придумали, что делать с работой, ведь ровно в 9 утра каждый день им надо быть в офисе в Москве.



Главная --> Публикации