Главная --> Публикации --> Строительный бум диктует новые подходы к производству и дизайну мебели Не пренебрегайте маленькими Доступному жилью не хватает дешевого цемента Ипотека-2008. что год грядущий нам готовит? Аренда жилья. квартира на день или год — в чем разница?

Агрессивное снижение учетной ставки ФРС США сначала в сентябре на 50, а затем еще на 25 базисных пунктов 31 октября текущего года пока не привело к желаемому результату. Эффект от снижения ставок оказался краткосрочным. За резким взлетом цен на мировых фондовых площадках последовал обвал котировок, чему главным образом способствовали вновь давшие о себе знать последствия кризиса кредитного рынка. Одно за другим на рынок стали поступать сообщения о финансовых проблемах крупнейших американских и европейских банков, таких как UBS, Credit Swiss, Merrill Lynch и Citibank. Новые опасения по поводу последствий кризиса subprime вызвали необходимость внесения ФРС 41 миллиарда долларов в качестве временного резерва в банковскую систему. Инвесторы же предпочли вновь предпринять испытанный маневр бегство в качество.

Второй посткризисный месяц показал, что ситуация на российском долговом рынке продолжает стабилизироваться после известных августовских событий, и это несмотря на весьма неоднозначный характер внешнего фактора. Последствия кризиса субипотечного кредитования продолжают оказывать влияние на американскую и мировую экономику.

Что же касается внутреннего фактора, под влиянием которого происходило формирование характера рынка рублевого долга в октябре, то тут складывалась более благоприятная картина. На протяжении двух декад октября уверенно стабилизировалась ситуация на денежном рынке: последовательно снижалась ставка overnight с 7 процентов до диапазона 4-5 процентов, ликвидность, еще в начале месяца не превышавшая 650 миллиардов рублей, достигла уровня 900 миллиардов рублей. Укреплению денежного рынка способствовали как активизация торгов на валютном рынке, так и комплекс стабилизирующих мер ЦБ РФ: расширен залоговый список РЕПО, в связи с чем объем доступных средств возрос до 184 миллиардов рублей; временно снижен норматив ФОР, что добавило в систему более 70 миллиардов рублей; расширен ломбардный список; возрождено кредитование под залог кредитного портфеля. Однако с началом периода выплат налоговых платежей (в третьей декаде месяца) ситуация на денежном рынке обострилась: ставка overnight превысила 8 процентов, а ликвидность сократилась до 480 миллиардов рублей.

Ослабление кредитно-денежной политики американских монетарных властей способствовало снижению доходности казначейских обязательств США. Ставки UST-10 в течение октября снизились с 4,60-4,65 процента до 4,35-4,40 процента. Следовали динамике UST и российские суверенные еврооблигации, но с менее выраженным изменением котировок. Спрэд RUS-30 к UST-10 колебался на протяжении месяца в диапазоне 109-130 б.п.

Доходность по наиболее долгосрочным голубым фишкам рублевого долгового рынка снизилась за октябрь на 30-40 базисных пунктов. Объем же первичных размещений пока остается достаточно низким. Всего в октябре было размещено 9 займов на общую сумму 26,43 миллиарда рублей.

И все же конъюнктура рублевого рынка в октябре главным образом улучшилась из-за возобновления притока капитала. По предварительным оценкам, чистый приток капитала в октябре составил около 10 миллиардов долларов, что компенсирует большую часть произошедшего в III квартале оттока. Российские компании возобновили привлечение капитала с мирового рынка. Свои еврооблигации разместили ТНК-ВР, ВТБ, Газпром.

Подготовлено в рамках совместного аналитического проекта Российской бизнес-газеты и РИА Росбизнесконсалтинг.
В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция на тему Актуальные вопросы строительства в Москве: проблемы и перспективы. В ней приняли участие первый заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин и председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Александр Кузьмин.

На рынке рублевых облигаций в ноябре складывается непростая ситуация. Под воздействием противоречивых факторов внутренний долговой рынок фактически консолидируется на достигнутых ранее ценовых уровнях. С одной стороны, котировки российских фондов поддерживают в целом благоприятные итоги аукционов по размещению корпоративных и государственных займов. Кроме того, с понижением ключевой процентной ставки ФРС в США возникли инфляционные опасения. На этом фоне инвестиционная привлекательность облигаций развивающихся стран, в том числе бумаг российского рынка облигаций, выросла. В то же время, несмотря на то что октябрьский период налоговых выплат позади, ставки МБК на денежном рынке продолжают оставаться на достаточно высоком уровне, порядка 7-8 процентов, что, в свою очередь, отталкивает рыночных игроков от агрессивных покупок. Таким образом, перспективы внутреннего долгового рынка неоднозначны. Кроме того, новый налоговый период уже не за горами, а это означает, что на фоне общей неопределенности и отсутствия идей у рыночных игроков рынок будет и дальше топтаться на месте. А в том случае, если в 20-х числах ноября ситуация на денежном рынке ухудшится, на рынке рублевых облигаций можно будет наблюдать снижение котировок наиболее ликвидных бумаг как корпоративного, так и государственного сегментов рынка, - такими видит перспективы развития рублевого рынка долгов главный аналитик ОАО АКБ Связь-Банк Юрий Бодрин.

Владимир Ресин подчеркнул, что Москва вносит большой вклад в реализацию выдвинутого Президентом России В. Путиным приоритетного Национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России. В связи с этим он отметил, что в соответствии с указаниями мэра Москвы Ю. Лужкова в течение нового срока его полномочий предстоит построить порядка 20 млн. кв. м жилья, половина которого будет возводиться по городским социальным программам. Параллельно с жилыми массивами в Москве будет создаваться необходимая для комфортной жизни социальная, инженерная и транспортная инфраструктура.

Главный прораб столицы начал свое выступление с обзора ключевых задач, решаемых московскими строителями в рамках реализации городских программ. При этом он не преминул упомянуть и о возникающих у строителей проблемах.

Но это не единственное важное событие в жизни строительного комплекса столицы. В. Ресин рассказал о том, что сейчас Москомархитектура проводит очередную актуализацию Генерального плана Москвы. По его словам, подробный анализ выполнения действующего Генерального плана, по которому столица живет уже восемь лет, показал, что по объемам жилищного строительства Москва существенно опередила его показатели, в то время как в других сферах - прежде всего в развитии инфраструктуры - следует тем нормам, которые были заложены изначально.

Руководитель столичного Стройкомплекса также напомнил, что 11 сентября 2007 года Правительство Москвы рассмотрело и одобрило Градостроительный кодекс столицы. Уже в ближайшее время этот документ будет принят Мосгордумой и приобретет статус закона города Москвы.

Однако по-прежнему существуют проблемы с развитием дорог, тепловых и энергосетей, с детскими садами. Поэтому новый Генеральный план в большей степени ориентирован на будущих жителей столицы, а не на сегодняшних инвесторов. Кроме того, в планах строительства увеличена доля социального жилья для очередников и переселенцев из ветхих домов, молодых семей и льготников. В 2006 году такого жилья было построено 1,87 млн. кв. м, к концу 2007 года планируется довести этот показатель до 2,23 млн. кв. м.

В. Ресин подчеркнул, что в столице еще можно построить достаточное количество жилья. Но решение этого вопроса теперь во многом будет зависеть от совместных решений Москвы и Московской области. Уже удалось договориться о строительстве в Люберцах, где в ближайшие годы будет возведено примерно 5 млн. кв. м жилья. Из них - 1,5 млн. кв. м социального жилья. Более того, на 26 га земли в Домодедово, которые приобрел владелец девелоперской компании Коалко и совладелец Газметалла В. Анисимов, можно построить еще 18-20 млн. кв. м жилья на основе субинвестирования. По словам руководителя Стройкомплекса Москвы, это даже больше, чем было предусмотрено Генеральным планом развития города.

Все эти решения доводились до префектур в целях информирования жителей округов. По вопросам, связанным со строительством внутри кварталов сложившейся застройки, в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города действует телефон горячей линии: (495) 699-414 За два месяца работы в службу обратилось 502 гражданина.

В. Ресин подчеркнул, что теперь развитие города будет продолжаться без точечной застройки. Тем не менее, есть случаи, когда точечная застройка позволяет решить многие социальные проблемы, например, построить детский сад. Межведомственная комиссия по точечной застройке, председателем которой назначен А. Кузьмин, рассмотрела информацию по размещению 70 московских объектов. Из них только десять сооружений были признаны точечными, размещенными на озелененных территориях и не предусмотренными в градостроительной документации по комплексной реорганизации и реконструкции территории, девять возвращены на доработку в связи с недостаточностью информации.

Тему Градостроительного кодекса и Генплана затронул также в своем выступлении главный архитектор Москвы А. Кузьмин. Он заявил, что в новой редакции Генплана в полной мере будет отражен главный принцип политики, проводимой Ю. Лужковым: Не москвичи для власти, а власть для москвичей. Председатель Москомархитектуры емко охарактеризовал происходящие в градостроительной политике города изменения: Новый взгляд на вещи - социальные программы впереди всего - привел к тому, что мы пересматриваем ранее принятые решения, хотя они были приняты в соответствии с законами, которые действовали два года назад. Время заставляет пересматривать те решения.

По-прежнему актуальна и проблема обманутых соинвесторов. В. Ресин сообщил, что последний дом с квартирами для дольщиков будет сдан в 2009 году, и тогда тема обманутых дольщиков будет закрыта. За это время не было ни одного случая, чтобы снова появились у нас в Москве обманутые дольщики.

МиР: Переход к комплексной застройке хорошо воспринят москвичами. Учитывало ли Правительство Москвы мнение инвесторов и застройщиков, когда принимало Постановление о прекращении точечной застройки?

В. Ресин ответил на вопросы журнала МиР. Москва и Регионы

МиР: Отказ от точечной застройки подстегнет программы реорганизации промышленных зон и комплексной реконструкции кварталов?

В.И. Ресин: Мы выйдем с этим вопросом в Мосгордуму, и, когда будет приниматься новый Градостроительный кодекс, в нем будет пункт о точечной застройке. Я не думаю, что отдельные инвесторы будут в восторге. Видимо, им придется направить бизнес в другое русло. Мы учитываем интересы большинства москвичей, а сегодня большинство москвичей против точечной застройки. Сегодня достигнутый городом уровень развития позволяет такую роскошь, а всего пять - десять лет назад это было невозможно.

Позиция администрации Московской области, незаконно претендующей на переданные столице территории вблизи подмосковной Щербинки, привела к задержке на полгода строительных работ по возведению жилья для военнослужащих по президентской программе. Но, несмотря на препоны, столичные строители твердо намерены выполнить свои обязательства

В.И. Ресин: Эти программы нормально развиваются, и, предположим, десять объектов точечной застройки, которые не будут возводиться (это где-то 100 тыс. кв. м), не могут подстегнуть строительство десятка миллионов квадратных метров.

Однако в 1992 году руководство Подмосковья решило вернуть себе эти земли. Вопреки перечисленным правовым актам органами власти Московской области был принят ряд документов, которые позволили оформить право постоянного (то есть бессрочного) пользования принадлежащими Москве участками ЗАО Путь Ильича (позднее ООО Агрофирма Федюково). Мы считаем, что эта территория принадлежит Московской области, а потому в принятом постановлении так и говорится, что Москва будет реализовывать жилищный проект на территории Подольского муниципального района Подмосковья, - заявил вице-губернатор области Алексей Пантелеев.

Началась эта захватывающая история еще в 1988 году. Тогда в соответствии с совместным решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома от 06.04.1988 г. № 645-438, указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.05.1988 г. № 9033-XI и решением Мособлисполкома и Мосгорисполкома от 14.12.1988 г. № 2728-1635/36 территория вблизи города Щербинка общей площадью 390 гектаров была передана в административное подчинение Москве. Первоначально предполагалось, что в Щербинке будут построены новые корпуса МГТУ имени Баумана. Еще в конце восьмидесятых Подмосковье получило от университета компенсацию за землю. Но впоследствии правительство Москвы нашло для вуза место поближе к центру и уже существующим зданиям. Университет согласился обменять участок в Щербинке на землю в черте города, а в правительстве Москвы решили отдать эту территорию под жилую застройку.

Федеральным арбитражным судом Московского округа 30.05.2007 г. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 г. оставлено без изменения и подтверждена незаконность действий органов власти Московской области.

Для того чтобы защитить интересы города, правительство Москвы направило в Арбитражный суд Московской области заявление о признании недействительными постановлений главы администрации Подольского муниципального района, на основании которых ООО Агрофирма Федюково получило московские территории. Решением суда от 25.01.2007 в удовлетворении требований правительства Москвы было отказано. Городские власти не согласились и обжаловали его в суде апелляционной инстанции. Рассмотрев материалы дела, Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.03.2007 г. отменил решение Арбитражного суда Московской области и удовлетворил требования правительства Москвы о признании недействительными распорядительных актов администрации Подольского муниципального района.

ВАС принял окончательное решение, - заявил тогда руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин. - Мы начиная с понедельника будем наращивать там свои мощности, и строительство пойдет полным ходом. По тому графику, который составлен, в этом году в Щербинке должно быть построено 260 тысяч квадратных метров жилья. От графика пока мы не отстаем, постараемся и дальше держаться в графике.

19.06.2007 г. администрацией Подольского муниципального района в Высший арбитражный суд Российской Федерации была подана надзорная жалоба на эти судебные акты, которыми требования правительства Москвы признаны законными и обоснованными. Но Высший арбитражный суд отказался передавать ее в президиум. Тогда 20.08.2007 г. в Высший арбитражный суд обратился губернатор Московской области Борис Громов с заявлением о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора. Но и ему в пересмотре дела было отказано.

Против того, чтобы включать в границы Подольского муниципального района территории Южного Бутова, расположенные вблизи Щербинки, выступил даже прокурор Московской области. Однако определением Московского областного суда от 09.10.2007 г. производство по его заявлению было приостановлено. На это определение правительством Москвы в Верховный суд Российской Федерации сейчас подана частная жалоба.

Владимир Ресин выразил также уверенность, что теперь Москва наладит сотрудничество с администрацией Московской области. Я думаю, что мы найдем общий язык с руководством области в этом вопросе, - сказал он. - Он уже был частично и до этого найден. А сейчас в этом споре ВАС поставит свою точку.

Одновременно с жилыми домами возводятся объекты инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. В том числе продовольственные магазины, предприятия службы быта, общественного питания, отделения почты и Сбербанка, досуговый центр, супермаркет, центр социального обеспечения. В каждом из трех микрорайонов проектом предусмотрены детские дошкольные учреждения, две общеобразовательные школы, детская поликлиника. Кроме того, запроектированы наземные и подземные гаражи более чем на 2 тысячи машин. Общая площадь объектов социальной инфраструктуры составит более 44,7 тысячи квадратных метров.

Из-за этого конфликта могли быть сорваны планы правительства Москвы по строительству 4 тысяч квартир для военнослужащих по президентской программе. Полгода строительные работы не начинались. Стройка в Щербинке началась в июле вместо января.

Регулярно посещает штаб строительства и стройплощадки и Владимир Ресин. По его словам, работы вошли в график. Чтобы в одном месте за 5 - 6 месяцев сразу ввести такой объем, такого у нас не было, - говорит он. - Но мы это сделаем. Мы сосредоточим там большие силы. Я думаю, мы все вместе с этой задачей справимся. То, что обещал Юрий Михайлович Лужков Владимиру Владимировичу Путину, будет выполнено.

Реконструируется участок Варшавского шоссе от МКАД до нового района. Эта магистраль давно не справляется с транспортными потоками. Для того чтобы новоселы Щербинки не оказались в транспортной ловушке, дороге уделяется особое внимание. Ее реконструкцию курирует лично первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Петр Аксенов.

Основной застройщик территории - компания СУ-155, которая выиграла тендер. Но для того, чтобы наверстать упущенное, к реализации проекта пришлось привлечь ДСК-1 и ДСК- Согласно условиям строительно-инвестиционного контракта до 2010 года здесь должны быть сданы в эксплуатацию 410 тысяч квадратных метров жилья.

Часто в Щербинке можно увидеть и мэра Москвы Юрия Лужкова. Недавно на фоне транспаранта Современные дома - защитникам Отечества, вывешенного на одной из новостроек, он заявил: В этом году 4 тысячи квартир для военных, обещанных Москвой, будут построены и переданы Министерству обороны. Не останемся в долгу перед военнослужащими. Выполним тем самым и свое обещание президенту.

СУ-155 планирует вложить в реализацию проекта более 11,7 миллиарда рублей. В собственность компании перейдут 277,5 тысячи квадратных метров жилья. Все нежилые площади и объекты инженерной инфраструктуры достанутся городу.
В ближайшем будущем над железной дорогой появятся жилые кварталы, московский Сити станет лучше Лондонского, а станция метро Унивеситет останется памятником.

При этом для военнослужащих Минобороны планируется передать более 60 процентов построенного. Всего во 2-м и 3-м микрорайонах Щербинки планируется построить 18 многоквартирных домов серий И-155 и ИП-46С. Восемь из них - для военных, остальные - для реализации городских социальных программ.

Железка скоро накроется

Состоявшийся общественный градостроительный совет принял по-настоящему революционные решения.

Выдвигая предложения подвесить новые автомобильные дороги, бульвары, дома над существующими стальными путями, архитекторы ссылаются на опыт Брюсселя, Антверпена, Берлина, Гонконга, Токио и Осаки. У нас подобный способ экономии земли имеет большую перспективу. Подсчитано, что в Москве железнодорожным полотном заняты в общей сложности 2,8 тысячи гектаров. Еще 4 тысячи га это прилегающие участки или зоны отчуждения, на которых, как правило, размещаются малоценные, а то и заброшенные строения. Вот где многообещающий резерв пространства под строительство! Принятый проект предполагает, что железнодорожные пути на этом участке уберут под шумо-виброзащитную искусственную платформу, а сверху, помимо дороги, будет построен многофункциональный комплекс из общественных зданий, жилых домов, гостиниц и озелененных пространств.

Над участком железной дороги возле Поклонной горы будет построена автомагистраль, дублирующая Кутузовский проспект. Решение об этом на ура принял Общественный градостроительный совет при мэре столицы. Первый заместитель мэра, руководитель Стройкомплекса Владимир Ресин (в этот раз он вел совет), поддерживая проектное предложение, заявил: Почему мы не можем убрать под землю железную дорогу? Все осуществимо... Это тот самый момент, когда мы можем сказать нашим архитекторам молодцы.

Вся полоса застройки превратится в бульвар шириной от 30 до 60 метров, который объединит все сооружения. Возле Третьего кольца, а точнее около Студенческого путепровода, вырастет высотка башня с апартаментами. Далее от центра в сторону Поклонной горы высотность зданий (жилые дома и гостиница на 1800 номеров) понизится до 20 22 этажей. В хвосте будет построен торговый и культурно-общественный комплекс в 300 тысяч квадратных метров. Сам дублер Кутузовки проходит не по платформе, а рядом, по полосе отчуждения.

Планируется строительство около полумиллиона квадратных метров жилья и около 800 тысяч квадратов зданий общественного назначения, трех детских садов, двух школ и поликлиники. Подземные гаражи и паркинги рассчитаны на 18 тысяч машин. Трудно даже представить, подчеркнул руководитель Моспроекта-2 Михаил Посохин, положительный эффект, который мы можем получить в результате реализации этого проекта. Кстати, выяснилось, что в таких объемах над железнодорожными путями еще нигде не строили. Один из руководителей концерна инвестора Михаил Медведев рассказал корреспонденту ВМ, что перекрыто будет больше 2 километров путей. Все нормы и все технологии, которые есть в мире, по его словам, аккумулируются в этом проекте. Например, рельсы будут переложены на полотно из спецбетона, устраняющего вибрации, коррозию и электромагнитые волны.

Терминал будет вписан в подэстакадное пространство Третьего транспортного кольца. Он должен обеспечить удобную пешеходно-травалаторную связь Сити с набережной Тараса Шевченко на другом берегу Москвы-реки и далее с Кутузовским проспектом. До сих пор никакой пешеходной связи между берегами здесь не было. Первоначально намечалось использовать под СТС нижний ярус терминала, но чтобы лучше связать эту систему с железной дорогой, решено нижний уровень использовать как общественную зону для обслуживания пассажиров и посетителей делового центра. При ТПУ Тестовская предусмотрены автостоянки на 500 мест. В таком виде проект был принят советом.


Терминал под эстакадой Третьего кольца
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Сити будет построен рядом с платформой Тестовская Смоленского направления железной дороги. Это будет мощный ТПУ, который соединит уже построенный вестибюль станции метро Международная с платформами железной дороги и с проектируемой скоростной транспортной системой (СТС), с помощью которой станет удобно добираться до московских аэропортов.

Я не взял на себя смелость принимать решение по этому вопросу, сказал главный архитектор города, и поэтому вынес его на Общественный совет. Тем более что летом тут уже были отмечены протестные акции жителей ближайших домов. Еще нужно учесть, что вестибюли станции метро Университет признаны памятниками архитектуры. И, кроме того, здесь зеленая территория, явно не предназначенная под строительство, хотя она нуждается в благоустройстве. А если говорить о торговле, то недавно рядом, на проспекте Вернадского открылся крупный супермаркет.


Единственный проект, который был отклонен
Проект строительства многофункционального торгового центра на пересечении проспектов Вернадского и Ломоносовского попал под критику населения как вероятный объект точечной застройки. Вечерка в свое время писала об этом проекте и о недовольстве им местных жителей. Нас услышали.



Главная --> Публикации