Главная --> Публикации --> Сеть wal-mart опутает россию К иностранным инвесторам пришел аппетит Олег шинкарь: «инвестиции в недвижимость пока привлекаются в каннах» Земельные гонки Над "москвой-сити" взойдут еще пять звезд

- В 1959 году я участвовал в строительстве хрущевок на улице имени Ленина, - рассказывает начальник архитектурно-реставрационных мастерских института Спецпроектреставрация Юрий Солнышкин. - Тогда был брошен клич: 60 квартир за 60 дней. Хрущевки были рассчитаны на 25 лет, максимум - на тридцать. Капремонту они не подлежали. У первых пятиэтажек даже не была отработана технология сварных узлов. Дома на улице Ленина ставили без цоколей - непосредственно на землю.

В центре и на юге столицы хрущевки исчезнут с лица земли до нового года. Подобные планы имеются в Санкт-Петербурге, Казани. Городская целевая программа реконструкции, модернизации и восстановления крупнопанельных жилых домов первых массовых серий принята в Иркутске. Как обстоят дела в Ростове-на-Дону?

В конце 1990-х ПромстройНИИпроект провел обследование пятиэтажек на улице Ленина. Оказалось, что почти все дома построены на просадочных грунтах и на ленточных фундаментах. По новым нормам такие фундаменты не обладали необходимой несущей способностью. Почти все они требовали усиления грунтов основания. Попутно выяснилось, что практически все балконные плиты находятся либо в аварийном состоянии, либо требуют усиления.

Несложные математические расчеты показывают, что срок эксплуатации первых панельных пятиэжных домов должен был закончиться еще в конце 1980-х. После этого их должны были либо снести, либо... Увы, в конце 1980-х стране было не до этого.

Сносить такие дома было признано экономически нецелесообразным. Хрущобы расположены не в центре города, где земля дорогая и могла бы окупить затраты.

- Произошла карбонизация бетона, коррозия, - рассказывает Владимир Скачков, начальник отдела обследования конструкций ПромстройНИИпроекта. - В то же время сами блоки обладали способностью выдержать нагрузку даже двухэтажной мансарды.

Под проект даже вввели изменения в строительные нормы - допускалось, что в 6-этажном доме не будет лифта. Предполагалось, что в дальнейшем из реконструированных пятиэтажек будут созданы общежития для малосемейных и молодых граждан. Увы, воплотить план в жизнь не удалось.

В Ростове решили строить мансарды. С одновременным капитальным ремонтом. Увеличение жилой площади позволяло инвестору компенсировать затраты на ремонт. Проект предусматривал увеличение кухонного блока - с помощью изменения фасадов. Кроме того, выступающие части - эркеры - укрепили бы стены. Новые крыши мансард должны были хоть немного украсить серые пятиэтажки.

На данный момент реконструировать хрущобы (с устройством мансард) в полной мере удалось только на территории бывшей ГДР - там панельных пятиэтажек тоже предостаточно. Планируют надстроить мансарды и расширить на четыре метра здания в Минске. В Киеве хрущобы укрепили, переоборудовав балконы в лоджии, без выселения жильцов и замены инженерных систем. Жильцам такая косметика не нравится...

- Реконструкция хрущевок - очень дорогое удовольствие. Инвесторам неинтересно вкладывать огромные деньги, чтобы получить минимальную площадь, - считает Владимир Скачков. - А полный капитальный ремонт предполагает замену всех инженерных систем, усиление конструкций.

- Техническое состояние у зданий различное, - говорит Скачков. - Вообще-то у железобетонных конструкций нормативные сроки эксплуатации - 125 лет. Но при условии, что каждые 25 лет делается капитальный ремонт, а раз в семь лет - текущий... Сейчас много говорят о проблеме ветхого и аварийного жильея. Проблема возникла из-за неправильной эксплуатации зданий. Весь наш жилой фонд эксплуатировался на износ. В МУФЗ должны быть техники-смотрители, которые ходили бы по домам, определяли техническое состояние зданий. К сожалению, в МУФЗ службы эксплуатации ликвидированы. Сейчас там действуют по принципу: прислали жалобу, значит, выезжаем. Денег хватает только на латание дыр. Так что сложно сказать, сколько еще простоят эти дома.

Получается, пройдет год-другой, и все эти хрущевки начнут рушиться?

Тем временем на улице имени Ленина все первые этажи хрущевок переоборудованы под магазины.

Практически все ростовские хрущобы прожили свои почти 50 лет без капитального ремонта.

- Никто, конечно, сносить панельные пятиэтажки в Ростове не будет. Они будут падать сами, - считает Юрий Солнышкин.

- Здания были спроектированы только под жилье. Конструкции рассчитаны на нагрузки 150 килограммов на квадратный метр. Для магазина надо 450 килограммов. Оборудовав магазин, мы увеличили нагрузки. И на фундаменты в том числе. А эти дома построены без запасов... Как и почти все сталинки, у которых деревянные перекрытия, огромное количество хрущевок можно подвести по крайней мере под понятие ветхие, - рассказывает Владимир Скачков.

- По-хорошему, сейчас нужно провести обследование всего жилого фонда, - убежден Скачков. - Мы не знаем о фактической несущей способности большинства наших зданий. А это нужно для того, чтобы решить, как поступить с этим строением... Конечно, у нас есть межведомственная комиссия, которая должна оценивать степень аварийности домов. Но ее работа не носит планового характера, так как требует больших затрат. Сейчас занимаются в основном домами, в которых уже что-то произошло.

...В конце 1980-х проблему с хрущобами решили просто. На бумаге. Здания признали более крепкими, чем предполагалось по проекту. Ученые установили новый предельный срок. Для первых панелек - 2010 год. Этот срок уже не за горами.

- Сейчас, насколько мне известно, у нас нет планов по сносу хрущевок... В свое время были построены два дома с мансардами. Но дело застопорилось: нужно было получить разрешение всех жильцов дома на реконструкцию, а они такого разрешения в большинстве случаев не давали. Да и наш бизнес пока не готов вкладывать в этот проект деньги.

Мнения
Владислав Евтеев, заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики администрации Ростова-на-Дону:

- Срок эксплуатации этих зданий прошел, и нечего тут мудрить. С экономической точки зрения, целесообразнее эти здания снести, чем реконструировать. Получить комфортабельное жилье из хрущевок все равно не получится.
Многострадальная программа Новое кольцо Москвы так и не получила пока верхний этаж в виде схемы размещения высотных объектов на территории города. Юрий Лужков направил документ на радикальную доработку. По его мнению, схема не отвечает на ряд вопросов. В том числе о геологии участков, где предполагается возводить высотки, обеспеченности энергетической и транспортной инфраструктурой, целевом назначении будущих небоскребов. Наконец, были поставлены под сомнение сроки программы - мэр не верит, что к 2015 году в городе удастся возвести 60 высотных комплексов

Владимир Тимченко, заместитель директора строительной фирмы:

Программа предусматривает возведение 60 высотных комплексов преимущественно в срединной части города. Но, как отметил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, с небоскребами по-быстрому не получилось. Во-первых, у Москвы нет опыта высотного строительства. Сталинские высотки уже не в счет, а современная практика во многом ограничена Москва-Сити. Во-вторых, подчеркнул Владимир Ресин, в стране в 90-х годах прошлого века была развалена вся нормативная база по строительной сфере. Москве пришлось на свой страх и риск разрабатывать нормативы по высотному строительству. Причем они до сих пор носят рекомендательный характер. В федеральном правительстве прямо сказали, что в ближайшее время высотными нормами они не будут заниматься (то есть оформлять их законодательно), так как для России тема небоскребов не актуальна.

Программа Новое кольцо Москвы давно уже обосновалась в умах столичных чиновников. К ее реализации приступили еще в 1999 году, но результаты пока не впечатляют. По словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина, сейчас активное строительство ведется на трех участках, к концу года обещают два объекта сдать в эксплуатацию. Еще на десятке участков ведутся проектные и начальные строительные работы. Вот, собственно, и все успехи.

Главный архитектор подчеркнул, что к поиску участков под высотки подошли со всей серьезностью. Был проведен так называемый ландшафтный визуальный анализ территории, который позволил не испортить архитектурный облик города. Так был наложен запрет на возведение небоскребов в центре города, поблизости от Университета им. М. В. Ломоносова, крупных монастырей, музеев-заповедников Царицыно и Коломенское, Кусково и Кузьминки. Александр Кузьмин привел в пример отказ от одного из участков, так как будущая высотка на нем могла исказить восприятие древнего Симонова монастыря.

Но в Москве эта тема более чем актуальна, учитывая острый дефицит земли. Юрий Лужков заметил, что повышение высотности в городе происходило постоянно. Еще в середине XX века столица была преимущественно двух-трехэтажной, затем появились пятиэтажки, их дополнили 9 - 12-этажные дома. На современном этапе стали появляться 14 - 20-этажные здания. Учитывая тенденцию, строительство настоящих высоток, то есть зданий высотой 75 и выше метров, явление закономерное. К тому же в упомянутой программе прописаны другие плюсы появления высотных комплексов. Их преимущественно намечено расположить в срединной части города - между Третьим и Четвертым транспортными кольцами. Тем самым будут созданы доминанты, которые будут притягивать не только взоры. Александр Кузьмин добавляет: в высотках намечено сделать основной нежилую функцию, то есть речь идет об офисах. Таким образом, центр города несколько разгрузится от наплыва белых воротничков. Им станет легче добираться до места работы.

Помимо этого возникает много вопросов по инженерной инфраструктуре. Как рассказал руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров, высотные здания по нормативам относятся к первой категории по энергобезопасности, то есть должны иметь три независимых источника питания. Как их создать в городе, где с энергетическими мощностями напряженная ситуация, - не очень понятно. Если же говорить об автономных источниках, тогда надо обеспечивать высотное хозяйство газом. А это дорогое занятие. К тому же все высотки весьма прожорливы в энергетическом плане. Евгений Скляров упомянул строящуюся высотку в проезде Серебрякова, что в Северо-Восточном округе.

Разработчики программы пытались также доказать, что размещение небоскребов с привязкой к крупным автомагистралям - это тоже плюс в данном масштабном проекте. Однако участники заседания московского правительства усомнились в этом. Так, Юрий Лужков посчитал, что нецелесообразно размещать здания поблизости от транспортных узлов, которые и так сейчас перегружены. Далее выявились другие минусы программы. К примеру, целый ряд участков, где намечено возводить высотки, не очень пригодны с геологической точки зрения. Как выражаются специалисты, грунты во многих местах слабые. И если разворачивать все же строительство, то на нулевой этап, то есть закладку фундамента, уйдут очень внушительные средства. В результате здание может просто стать золотым: следовательно, инвестиционная привлекательность проекта будет низкой.

Все вышесказанное наглядно свидетельствует о том, что эксплуатационные расходы по высоткам будут весьма велики. И возникает вопрос - на чьи плечи они лягут. Одно дело размещать в высотных зданиях офисы и совсем другое - жилье. На первом этапе реализации программы о квартирах в небоскребах речь вообще не шла. Но теперь разработчики программы подумывают о жилой функции, причем говорится о муниципальных квартирах. Ведь жилищный вопрос надо решать в городе, а дефицит земли только возрастает.

Так вот, зданию нужно будет постоянно электрической мощности на 12 МВт, что весьма значительно. Тут же надо не забыть о пожарной и террористической безопасности небоскребов. Александр Кузьмин сказал, *го почти в каждом здании придется создавать противопожарные пункты, дабы их сотрудники могли бы оперативно решать возникающие проблемы.

Наконец, появление на конкретной территории небоскреба, особенно в спальном районе, как правило, вызывает беспокойство жителей близлежащих домов. Высотка воспринимается этаким монстром, который разрушает привычный мир. Префект СВАО Ирина Рабер рассказала, что в ее округе намечено возвести 9 высотных объектов. Так вот по большинству из них имеются нарекания. По упомянутой высотке в проезде Серебрякова проблема, например, в том, что пришлось сносить гаражи. Жителям было предложено ставить машины на временную стоянку. Хотя изначально предполагалось строить гаражный комплекс, но о нем пока ни слуху ни духу. Другой пример - на Алтуфьевском шоссе намечалось еще три года назад развернуть строительство высотного здания. Но застройщик до сих пор так и не вышел на площадку. К тому же постоянно меняется целевое назначение зданий: сначала речь идет об офисах, потом принимается решение возводить жилой комплекс или наоборот. Но ведь обустройство прилегающих территорий в этих случаях будет совершенно разным. В итоге после обсуждения Юрий Лужков отправил документ на кардинальную доработку. Мэр потребовал внести ясность по всем проблемным аспектам, начиная с геологии и заканчивая целевым назначением будущих небоскребов.

Но и в этом аспекте возникает много проблем. С одной стороны, опросы показывают, что горожане в принципе не против поселиться в небоскребах. Хотя большинство говорит о негласной границе - выше 12-14 этажей жить не очень хочется. При этом к высотным квартирам в большей мере проявляют интерес жители других регионов, которые хотят обзавестись в Москве запасным жилищем. Поэтому строить высотные муниципальные дома - довольно своеобразное занятие. Как заметил Юрий Лужков, стоит ли нам тратить бюджетные средства на такие объекты?

Можно ли прижучить за цены?

Как уже сообщала РГ, в редакции на деловом завтраке побывал вице-спикер Московской городской Думы Андрей Метельский. Понятно, что такую горячую тему, как ситуация с продуктами питания, журналисты просто не могли обойти в разговоре с ним.

Андрей Метельский : Конечно, хожу.

Российская газета : Андрей Николаевич! Правительство России серьезно озабочено тем, как вздорожали продукты питания. Премьер-министр Виктор Зубков на днях даже лично отправился по магазинам, чтобы собственными глазами посмотреть, что там с ценниками происходит. А вы ходите за продуктами?

Метельский : На прилавке есть как будто все, что и раньше. И люди вроде покупают все по-прежнему. Понимаете, Москва - очень большой город, здесь очень трудно уловить перемены. Но все-таки какую-то тревогу в магазине я недавно ощутил. Задумался и понял, в чем дело: из обычных московских магазинов исчезли ветераны и люди пожилого возраста, им теперь продукты питания там не по карману. Они идут за ними в социальные магазины, где хлебом, молоком, мясом и прочим ассортиментом из потребительской корзины торгуют по низким ценам или с существенными скидками. Благо, что таких в Москве много.

РГ : И что новенького заметили?

Метельский : Обсуждали на заседании комиссии по социальной политике. Сейчас с правительством Москвы вырабатывается совместная позиция. Вопрос-то непростой. Нельзя просто приказать предпринимателям - понижайте цены. А с другой стороны, и бизнес должен иметь социальную ответственность, он не имеет права скатываться на банальную спекуляцию. Ведь цены на многие товары можно было бы не повышать хотя бы потому, что они закуплены еще по старым ценам.

РГ : Федеральные власти сейчас ищут способ, как обуздать дальнейшее повышение цен. А местные власти могут что-то сделать в этом плане? В гордуме не обсуждали этот вопрос?

Метельский : Да. Но когда появляется наценка не на 10 или 15 процентов, то это и есть банальная спекуляция. А разве можно ее допустить, особенно если речь идет о хлебе, молоке, мясе, масле? Цены на них не должны расти в геометрической прогрессии. Чтобы этого не случилось, цены на товары первой необходимости должно регулировать государство.

РГ : Видимо, многим трудно оказалось не воспользоваться моментом...

Метельский : Вот пример. Если из-за торговых сетей молоко подорожало в два раза, значит, виновата их монополия.

РГ : Но как? У нас ведь рынок.

Метельский : И прижучим!

РГ : И что же, следует прижучить эти сети?

Метельский : На пустом месте это невозможно. Хочу напомнить историю с топливом, цены на которое тоже начинали было расти. Правительство РФ вмешалось в этот процесс. Цены заморозили.

РГ : А если монополии нет, а цены все равно растут?

Метельский : У нас новый премьер, новое правительство. Будут искать новые подходы, и я уверен, что найдут.

РГ : А сейчас оптовые цены уже вплотную приблизились к рознице и вот-вот снова выскочат, да так, что мало не покажется. Что делать?

РГ : Андрей Николаевич! Как вы относитесь к 8 пунктам регулирования трудовой миграцией, выдвинутым мэром Москвы Юрием Лужковым в опубликованной в РГ статье Москва - не проходной двор?

Москва - не проходной двор

РГ : Что же будет делать Москва без мигрантов, если москвичи сами не идут водить автобусы, работать на стройках, убирать улицы?

Метельский : Полностью разделяю их. Вопрос действительно не праздный для Москвы. Не случайно он постоянно обсуждается и в Московской городской Думе. Во время прошлых выборов в ее состав одну из политических партий Мосгорсуд был вынужден даже отстранить от избирательной кампании за разжигание межнациональной розни, так как она, пользуясь остротой проблемы, предлагала неприемлемые способы ее решения. Подходы же, названные мэром, совпадают с теми, которые городская Дума готовится в ближайшее время внести в виде законодательной инициативы в Госдуму РФ.

РГ : Недавно вышло постановление правительства Москвы о создании рабочей группы, которой поручено дать предложения по подготовке рабочего класса из состава жителей столицы. Как вы думаете, это реально?

Метельский : Но о том мэр и говорил в своей статье! Город должен сам решать, люди каких профессий и в каком количестве ему нужны, а значит, сам и отвечать за них. За то, как они устроены, какую получают зарплату, в каких условиях работают, имеют ли вовремя медицинскую помощь и так далее. То есть они должны быть социально защищены ничуть не хуже москвичей.

РГ : Молодежная палата при столичном парламенте недавно обсуждала законопроект о профтехобразовании. Многие ее члены отнеслись весьма скептически к нему...

Метельский : Почему же нет? Для этого в городе нужно восстановить систему профессионального обучения. У нас ведь в чем проблема? Молодежь ударилась в три области: торговлю, чтобы работать по принципу купи-продай, юриспруденцию и психологию. А столице жизненно необходимы грамотные сантехники, токари, фрезеровщики. То есть нормальные квалифицированные кадры. Пусть без высшего образования, но с хорошим среднетехническим, которое позволит им работать на современном оборудовании. Их-то в столице и не хватает. Хотя чтобы заполучить такие кадры, город стремится выпускникам колледжей сразу после окончания учебы предоставлять рабочие места с хорошей зарплатой, а порой и возможность обеспечения жилой площадью. Но молодежь, увы, чаще привлекает возможность легкого зарабатывания денег.

РГ : И все-таки дублеры подсказывают вам какие-то ценные советы?

Метельский : Беда в том, что молодые сегодня часто хотят иметь все сразу и не понимают, что существует некая лестница, которую нужно пройти, чтобы стать настоящим профессионалом и занять в обществе достойное положение. Что кроме таланта, нужен еще и труд. Это следствие того, что утеряна школа подготовки кадров, причем не только в Москве. Но мы прилагаем сейчас достаточно серьезные усилия по ее возрождению, и я надеюсь, что они не пропадут даром.

РГ : В чем их суть?

Метельский : Конечно, подсказывают. Даже их скептицизм, о котором я упоминал выше, заставил депутатов городской Думы задуматься над тем, что отношение к будущей профессии надо закладывать значительно раньше, чем сейчас, когда вопрос Кем быть? встает при поступлении в вуз. Начинать надо со школы, быть может, с уроков домоводства для девочек и мастерских для мальчиков, как было когда-то. Сейчас все почему-то стремятся научиться лишь пользоваться компьютером. На самом деле есть много других вещей, которые необходимо познать в жизни, так как она не укладывается в самую расхожую ныне формулу: есть деньги - нет денег. И молодежь помогает нам акцентировать на этом внимание. Например, сейчас подготовлены поправки в закон о государственной службе в Москве.

Точка, точка, запятая...

Метельский : А в том, как говорит Юрий Михайлович Лужков, чтобы никогда не пустовала скамейка запасных. Чтобы и в Думу, и в правительство столицы, во все другие городские структуры в любой момент могла прийти подготовленная образованная смена. Этой смене нужно давать зеленую улицу при трудоустройстве. На каждом предприятии в Москве существуют квоты для молодых специалистов. Если эта норма соблюдается, предприятие получает существенные льготы в налогообложении, оно получает дотацию из бюджета города. А поправкой, которую мы подготовили, предлагается снизить квалификационные требования к поступающим на госслужбу выпускникам вузов, например, такие, как обязательный стаж работы.

Метельский : Действительно, на горячую линию поступило 582 обращения по 305 объектам, а признана точечной застройкой лишь небольшая часть. В чем дело? Пока понятие так называемой точечной застройки существует лишь в народе - люди так называют дома, которые загораживают им свет из окон, встают на детской площадке в их дворе и так далее. В общем, пока земли в городе для всех хватало, никто ни о какой точечной застройке и речи не вел. Появился дефицит земли, новостройки стали причинять горожанам неудобства, власти обратили на это внимание, так родился термин. Но что стоит за ним - пока точно сказать не может. Но буквально в течение ближайшего месяца эта неопределенность закончится. Дело в том, что правительство Москвы рассмотрело уже проект Градостроительного кодекса Москвы, в котором, по сути, и дано определение точечной застройки и внесло его в городскую Думу. Рассмотрим, примем, и для двойных толкований не останется места.

РГ : Андрей Николаевич! Давайте поговорим еще об одной жареной для Москвы теме: точечной застройке. Правительство Москвы даже вынуждено было открыть горячую линию, пользуясь которой, и призвало горожан сообщать о фактах точечной застройки. Горожане-то звонят, сообщают, но власти не соглашаются с их определением. Что же делать?

Метельский : Жилье окна в окна, я думаю, что город уже не будет больше строить. А вот школы, садики, автостоянки, согласитесь, должны быть у горожан все-таки рядом с домом. Не тащить же ребенка в ясли, к примеру, из центра города в спальный район только потому, что там проще детсад построить!

РГ : Думаем, что москвичей гораздо больше волнует, когда исчезнет сама точечная застройка.

Метельский : Это невозможно хотя бы потому, что в очереди на жилье стоят 200 тысяч семей москвичей. Одни из них получают новые квартиры полностью за счет бюджета города, другие покупают с помощью субсидий из того же бюджета. Кто же и как им скажет однажды: все, кто не успел, тот опоздал. Никаких квартир больше не будет! Ну, а то, что скупают жилье в столице все, кому позволяют деньги, вина не московских властей. В начале 1990-х в городе действовал так называемый ценз оседлости, благодаря которому квартиру в столице мог приобрести лишь человек, проживший в городе не менее 10 лет. Конституционный суд признал эту норму антиконституционной и отменил ее. Москва же сейчас пожинает плоды этого решения.

РГ : Как вы смотрите на то, что при таком дефиците земли Москва продолжает строить по 5 миллионов квадратных метров жилья? Может быть, ей вслед за Римом, Парижем и другими историческими городами вообще прекратить строительство жилых домов? Все равно большую их часть раскупают приезжие.

Метельский : Да. Взять те же субсидии. Если горожанин стоит в очереди на квартиру 10 лет, а не 15, как было раньше, то на ее приобретение он может получить из городского бюджета до 70 процентов ее стоимости. Активно развивается программа по обеспечению квартирами молодых семей и так далее. Это все целевые программы, адресованные только москвичам.

РГ : Когда на заседании правительства Москвы обсуждалось участие столицы в нацпроекте Доступное жилье - гражданам России, власти обещали преференции, предназначенные конкретно москвичам при приобретении квартиры. Что-то из этих обещаний удалось реализовать?

Метельский : Да. Но теперь при этом стало гораздо меньше лазеек для людей, желающих обойти закон. Меры же ужесточили не от хорошей жизни. Одно время создалось чуть ли не две параллельных очереди: одна - на очередное получение жилья, а другая - на первоочередное. В итоге пошли разные злоупотребления, от которых необходимо было избавиться. Теперь существует одна-единственная очередь, и она соблюдается. Конечно, находятся люди, этим не довольные.

РГ : А постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий продолжается?

Метельский : Увы! И такая норма выведена не от хорошей жизни. Процесс зарабатывания денег в наши дни порой бывает достаточно быстрым. Но то, что даже ставший миллионером человек откажется от положенной ему прежде бесплатной квартиры, - еще не факт.

РГ : Еще бы, унизительно же, например, каждый год доказывать заново, что ты малоимущий.

РГ : Москва затеяла замечательное дело - реконструкцию Ленинградского проспекта, которая должна в конечном счете дать зеленую улицу бессветофорного движения до самого международного аэропорта Шереметьево. Московская область и министрество транспорта РФ как-то намерены в этом принять участие?

Пробки, пробки...

РГ : Эксперты все время грозили Москве, что если и дальше количество автомобилей у москвичей будет увеличиваться такими же темпами - по 300 тысяч автомобилей в год, то наступит транспортный коллапс. Не кажется ли вам, вспоминая первый снег и гигантские заторы на дорогах, случившихся сразу, как только он выпал, что этот коллапс уже наступил?

Метельский : Не сомневаюсь в том, что и Подмосковье, и федеральное правительство выделят на это деньги. У всех же перед глазами пример, какой замечательный результат может принести эта работа. Стоит только взглянуть на вылетную магистраль Ленинского проспекта, по которой за 11 минут можно домчаться до Внукова. А раньше какие пробки были!

РГ : Но как все-таки увеличить финансирование дорожного строительства?

Метельский : Вот если бы город ничего не предпринимал для развития дорожной сети, то мог бы и наступить. Москва с трудом, но все-таки движется. Потому что только за последние годы в городе построено Третье транспортное кольцо и сразу же началось строительство Четвертого транспортного. Строится Звенигородский проспект, реконструируется та же Ленинградка. Но я хотел бы обратить внимание еще и на поведение водителей на дороге. Просит кто-то водителя встроиться в ряд со стороны, а он упрется взглядом в руль или вообще отвернется в сторону, да тут-то и ударится в другую машину. Так зачастую создаются пробки. Бывает, и аварии как таковой нет, но все равно оба водителя ждут инспектора ГИБДД и представителя страховой компании. Час ждут, два, три, сколько бы машин вокруг не скопилось. А ведь если это на МКАДе произошло, полкольца стоит! Слава богу, кого-то сейчас посетила светлая мысль, и увеличили сумму возмещения ущерба без вызова ГИБДД. Но мне кажется, что и мы сами, автолюбители, должны изменить свое поведение на дороге. Пропустить, если нужно троллейбус, стать более внимательными и уважительными друг к другу.

РГ : Но министр транспорта РФ господин Левитин как-то уже заявил, что дорожного фонда не будет, так как против его возвращения выступает минфин.

Метельский : Выход один: вернуть поддержку государства, вернуть дорожный фонд.

РГ : Много Москва тратит своих средств на дорожное строительство?

Метельский : Мне все равно, как его назовут, лишь бы финансирование каждому региону дали, исходя из его потребностей. Когда закрывали дорожный фонд, Герман Греф обещал субъектам РФ: не волнуйтесь, компенсируем его просто деньгами из федерального бюджета. И где эти деньги? А Москве, между прочим, нужно метро строить, новые дороги прокладывать...

РГ : А почему бы не воспользоваться еще и привлечением инвестиций, например, для строительства платных дорог?

Метельский : В этом году в бюджете было заложено около 50 миллиардов рублей, сейчас обсуждается проект бюджета 2008 года. Его расходная часть впервые достигнет триллиона рублей. Значит, можно предположить, что и на дороги расходы увеличатся, предварительно они составят 83 миллиарда рублей.

РГ : А запрет въезда в центр города не планируется, как в Лондоне?

Метельский : Столица окружена Московской кольцевой автодорогой, в городе лишний дом и то негде построить. Где ее прокладывать, частную дорогу? В гордуме мы пытаемся обсуждать более реальные предложения по улучшению дорожной ситуации в городе. Например, о возможности ввода поездок по городу по четным дням машин с четными номерами, а по нечетным - с нечетными. Во многих семьях сейчас по две машины, и если начать ездить хотя бы по очереди, а не сразу на двух, машин на столичных дорогах заметно поубавится. Или одни машины поедут, скажем, по понедельникам, средам и пятницам, а другие - по вторникам, четвергам и субботам... Или еще, как в Германии, продавать номера, с которыми можно ездить каждый день, но это будет стоить дорого. В общем, вариантов обсуждается много в Думе. Этими вопросами плотно занимается комиссия по городскому хозяйству, которую возглавляет Степан Орлов. Есть и рабочая группа, которая пытается наложить имеющийся в Европе опыт на московскую практику. Депутаты тесно сотрудничают с органами ГИБДД. Думаю, что в будущем году мы уже выйдем к москвичам с конкретными предложениями, какие новшества Москве стоит попробовать.

Московской городской Думе скоро 15

Метельский : Пока нет. Я плохо представляю, как это можно реализовать в Москве. Что, везде шлагбаумы поставить? Мне кажется, что москвичи к этому не готовы.

Метельский : Прежде всего подведем итоги законодательной работы. Примем поздравления, возможно, поделимся опытом с коллегами на научно-практической конференции...

РГ : Андрей Николаевич, у Московской городской Думы юбилей скоро - 15-летие с ее создания. Как планируете отмечать?

Метельский : В первую очередь - законом о мерах социальной поддержки отдельных категорий москвичей. Законом о размещении игорных заведений на территории Москвы, с помощью которого избавились от сотен игорных заведений еще до того, как на федеральном уровне этим вопросом начали заниматься. Надеюсь, что и новый городской градостроительный кодекс, после того, как он будет одобрен парламентом, существенно облегчит жизнь горожан. Не говорю уж о московском бюджете. Вступил в полной мере в действие Земельный кодекс РФ. К этому моменту в Москве тоже проделана гигантская работа, и в итоге Москва - единственный субъект Федерации, имеет свой Земельный кадастр. Всего не перечислишь.

РГ : Какими своими законопроектами вы прежде всего гордитесь?

Метельский : С товариществами собственников жилья ситуация пока сложная. Переход многоквартирных домов к управлению жильцами и выбранными ими управляющими компаниями - дело нужное, но немного преждевременное.

РГ : Вот недавно ТСЖ освободили от земельного налога...

Метельский : Хотя бы потому, что для этого нужно сначала подготовить почву, научить людей обращаться со своим домом, с той же управляющей компанией. Иначе может оказаться, что близок локоть, да не укусишь. ДЕЗы, которые обслуживали жилой фонд города чуть не век, может быть, и не совершенны, но это все-таки сложившаяся система. Плохая ли она или хорошая. Это как наша милиция - все время ругаем ее, а как только беда случилась, бежим к ней: спасите... Так и тут, потекла труба - слесаря вызываем и не сомневаемся в том, что придет - трезвый или не совсем трезвый. А здесь хорошо, если новая управляющая компания придет нормальная, профпригодная к своей деятельности. А если ее будет интересовать лишь то, как побольше денег урвать с жильцов? Повысит цены так, что жильцам платить окажется не по карману? Пока они найдут другую компанию, эта уже за домом следить не будет... Все очень непросто! Честно говоря, я очень боюсь таких последствий.

РГ : Почему?

Метельский : Нужно просто увеличить срок переходного периода. Дать время всем накопить какой-то опыт.

РГ : Какой же вы выход предлагаете?

Метельский : Не уверен в этом. Там, чтобы появился закон, сначала были отношения банков с гражданами, то есть практика, которую потребовалось уложить в русло закона. А здесь пока и практики-то нет. Что описывать-то? Вот я и говорю еще раз: не будем торопиться. Не будем заставлять всех сразу в один день отказываться от услуг ДЕЗов, сохраним их пока, а параллельно начнем подключать новые компании. А что сейчас? Чуть не на каждом доме висит объявление: просим вас срочно заключить договор с управляющей компанией...

РГ : Может быть, стоит обратить внимание на опыт взаимодействия граждан и банков в сфере потребительского кредитования? Там ситуация далеко уже зашла, перестали люди возвращать кредиты. Непрозрачность договора привела к тому, что много коллизий складывается не в пользу граждан. Сейчас вынуждены закон принимать и четко все прописывать. Может быть, и в сфере ЖКХ начать нужно с закона?

РГ : Андрей Николаевич! Мосгордума выходила с законодательной инициативой о запрете курения на рабочих местах. Автор законопроекта Евгений Балашов теперь не является депутатом гордумы. Но вы по-прежнему этот законопроект будете поддерживать?

И я имею кое-какое отношению к Питеру

РГ : А вы сами-то курите?

Метельский : Конечно, выделим нового представителя гордумы, который представит законопроект в Охотном Ряду.

РГ : Не могли бы вы прокомментировать заявление господина Зорькина, заявившего на днях, что в России насчитывается 35 тысяч проституток. Это что, в Москве столько сосредоточено? Откуда такие цифры взялись?

Метельский : Нет. И не курил никогда.

РГ : А как вам то и дело всплывающая идея перевести российскую столицу из Москвы в Санкт-Петербург?

Метельский : Лучше все-таки спросить у самого Зорькина. Я не веду учет проституток.

Организаторы представительного форума (Ассоциация строителей России, Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Общероссийская общественная организация Деловая Россия и компания АЭРгрупп) учли специфику аудитории и обеспечили ей все возможности пообщаться. Сбор был назначен за час с лишним до начала мероприятия. Поэтому участники, пришедшие на форум, сначала наговорились в фойе, перезнакомились, осмотрели развернутую там экспозицию. Даже когда в зал стали пускать, они еще долго продолжали тесниться у входа.

Метельский : Я хоть тоже имею некоторое отношение к Санкт-Петербургу - заканчивал там суворовское училище и вообще люблю этот город, но идея переписывать в очередной раз историю мне не нравится. Чем мы больше всего сильны? Традициями. Так пусть эти традиции у нас и сохраняются, и приумножаются. Хватит каждый раз все с нуля начинать. Смысла нет.
Строители не любят простоев. Стройка идет днем и ночью в любую погоду. Но и у них есть потребность пообщаться, изучить передовой опыт, подвести итоги и заглянуть в будущее. Такие возможности были им сполна предоставлены на Международном инвестиционно-строительном форуме, организованном правительством Москвы.


Китайские гостинцы
Интерес великого восточного соседа к российскому рынку вполне понятен китайская строительная отрасль развивается неслыханными темпами и готова работать и в России, в частности, ликвидировать дефицит цемента (на одном из стендов в фойе были, например, представлены бетонные заводы Люгун). Об их успехах упомянул в докладе и президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. Китай строит почти в тридцать раз больше, чем мы, что объясняется не только традиционным китайским трудолюбием, но и условиями, которые для этого создали законодатели. Китайцы охотно идут нам навстречу так, один посланец Поднебесной планирует строить в Рязанской области кирпичные заводы. Подписаны также соглашения о строительстве стекольных и цементных заводов, производстве изделий из ячеистого бетона, строительстве жилья.

Всего на форуме было представлено около 400 организаций, как российских, так и зарубежных. Русские, тевтоны и многочисленные китайцы преодолевали языковый барьер и вели поиск новых деловых партнеров.


Россия вся в лесах!
Еще более оптимистично прозвучал доклад руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы Владимира Ресина. Он отметил, что за последние годы в городе удалось построить 80 млн. кв. метров жилья. Столица вышла на рубеж 5 млн. метров в год. Главный приоритет для московских властей комплексная застройка. В прошлом году сделан рывок по детским садам, однако наметилось отставание по тепловым и электрическим сетям, острым вопросом является подключение к ним новостроек.

По словам Н. Кошмана, рыночные механизмы, на которые возлагают большие надежды россияне, пока оправдывают себя не в полной мере. Зато они позволяют вздувать цены на стройматериалы. За год, например, цены на цемент выросли на 140 процентов, и в будущем году можно опасаться, что цена за тонну превысит 10 тыс. руб. С другой стороны, авторитетный строитель отметил, что Госдума на последнем заседании созыва все-таки приняла закон о саморегулируемых организациях. С ним Н. Кошман связывает большие надежды в плане преодоления тяжких последствий закона о долевом участии в строительстве, когда множество соинвесторов оказались без денег и без квартир. А доверие к совместному вложению средств пошло на спад. Саморегулируемая организация строителей могла бы достраивать брошенные объекты за счет страховых отчислений.

В общей сложности в городе должно быть создано 60 новых высотных территорий, на которых и разместятся эти 200 зданий, каждое из которых будет высотой не менее тридцати этажей, отметил В. Ресин. Прежде всего их будут строить в периферийных районах столицы. Новые высотные здания должны изменить облик периферийных территорий города и стать своеобразными архитектурными доминантами.

До 2015 года в российской столице планируется возвести примерно двести высотных зданий. Их строительство уже ведется в рамках городской программы Новое кольцо Москвы.

Мы стараемся использовать мировой опыт при строительстве высотных зданий в Москве, и поэтому привлекаем на проведение этих работ ведущих специалистов из разных стран мира, в том числе известных архитекторов.

Руководитель Стройкомплекса также добавил, что возведение высотных зданий предусматривает применение сложных технологий:

По окончании торжественной части Николай Кошман открыл Биржу проектов недвижимости и строительства для проведения прямых переговоров и встреч всех заинтересованных сторон: строителей, инвесторов, девелоперов, риэлторов. Основное преимущество биржи отсутствие административных барьеров и оперативный обмен информацией, заключение сделок на прозрачных условиях. Такая попытка уже предпринималась в 1995 году, но не встретила понимания заинтересованных лиц. Сейчас организаторы рассчитывают на успех по словам Н. Кошмана, всякому овощу свое время.

По образному выражению докладчика, Россия вся в лесах, всюду развивается строительство, но рынок инвестиций действует еще не везде. Это тормозит осуществление президентской программы. Во многих городах недобросовестные предприниматели подрывают доверие дольщиков. Москве удалось выйти из этой ситуации с минимальными потерями, за что В. Ресин предложил поблагодарить сознательные стройкомпании Миракс-групп, СУ-155, Донстрой, которые откликнулись на призыв мэра, на деле показали, как нужно работать.

На форуме работали несколько тематических секций: Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. Международный опыт; Инвестиционно- строительные жилищно-ипотечные проекты; Инновационная политика в строительном комплексе. Стратегия развития промышленности строительных материалов; Инфраструктура строительного комплекса: партнерство государства и бизнеса. В дискуссиях приняли участие лучшие специалисты, а число смелых прогнозов не поддавалось учету.

Самые расторопные предприниматели уже развернули в фойе экспозиции, где были представлены проекты элитных загородных поселков, проект строительства центра автоспорта в Астрахани и даже генплан комплекса переработки бурого угля.



Главная --> Публикации