Главная --> Публикации --> Обмен: возможны варианты Сдаю квартиру в париже Малоэтажное строительство в россии растет за счет самостроя Мар зажигает «московские звезды» Ипотека и ее метаморфозы – 2007

Российская газета: Господин Томсен, в России многие озабочены ипотечным кризисом в США. Окажет ли он, на ваш взгляд, негативное влияние на российский рынок?

Ипотечный кризис в США внес сумятицу в ряды российских экспертов. Одни утверждают, что российский рынок обвалится вслед за мировыми площадками. Другие, напротив, считают, что в России все обстоит благополучно. А что думают в Международном валютном фонде? Недавно его миссия провела очередной мониторинг текущего состояния российской экономики. По просьбе корреспондента РГ ситуацию оценил руководитель миссии МВФ в России Пол Томсен.

Большее воздействие на российскую экономику может оказать снижение цен на нефть. Так как нынешняя нестабильность на мировых рынках может привести к ослаблению экономической активности в развитых странах, а значит, и к снижению спроса на черное золото. Однако пока таких признаков не наблюдается. И хотя риски ухудшения ситуации в мировой экономике явно возросли, но не в такой степени, что приведет к снижению цены на нефть.

Пол Томсен: Неспокойная ситуация на мировом рынке пока затронула Россию лишь в очень незначительной степени. Возможно, что в результате сокращения притока капитала рост кредитования в России замедлится. Пока признаков замедления мы не видим. Сейчас куда большая проблема для России - перегрев экономики, который происходит из-за притока капитала. И поэтому некоторое его сокращение, которое произошло из-за нестабильности на рынках, приведет к охлаждению экономики.

РГ: Обычно МВФ дает более пессимистичные прогнозы, чем российское правительство. По инфляции вышло все ровно наоборот. Фонд дал оптимистичные 8 процентов, тогда как в России ожидают 9-10-процентный рост цен. Почему так случилось?

Есть и еще один плюс для российской экономики, который ее ограждает от воздействия внешних шоков, - высокий уровень валютных резервов и механизм нефтяного Стабфонда. Так что неурядицы на рынках, по моему мнению, не представляют сколько-нибудь серьезного риска для России.

Чтобы вернуть инфляцию на прежний уровень, необходимо ужесточить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику. Но сегодня для этого нет политической поддержки. А промедление грозит тем, что если меры и будут приняты, то не удастся выйти из двузначной цифры инфляции к концу года.

Томсен: Наш прогноз был составлен до того, как в России выросли цены на продовольствие. Так что целевой показатель инфляции на уровне 8 процентов к концу года уже недостижим.

Томсен: Это окажет временное сдерживающее воздействие. Но, после того как регулирование будет отменено, могут снова возникнуть проблемы. Инфляция в первую очередь обусловлена повышением цен на нефть на мировых рынках, что подпитывает быстрый рост потребления и инвестиций.

РГ: В России за последний месяц резко возросли цены на продовольствие. Власти пытаются их регулировать. Приведет ли это к желаемому результату?

РГ: Российские власти привлекают бизнес к участию в инфраструктурных проектах. Это длинные деньги, которые вернутся минимум через 5-8 лет. Как вы оцениваете перспективы такого партнерства?

Рецепт, который можно дать в этой ситуации, прост. Повторюсь: необходимо ужесточить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, что компенсирует чрезмерный спрос со стороны частного сектора. Поэтому планы властей по значительному увеличению расходов госсектора в рамках дополнительных бюджетных ассигнований, на наш взгляд, являются проблемными. Мы также считаем, что денежная масса и объем кредита растут слишком быстро.

РГ: Россия стала инициатором по выдвижению альтернативной кандидатуры на пост главы МВФ. Пока она, можно сказать, проиграла, так как победил опять выдвиженец Евросоюза. Но в будущем возможны изменения привычной практики?

Томсен: То, что Россия испытывает значительные потребности в развитии инфраструктуры, не секрет. И партнерство между государством и частными фирмами является одним из способов стимулирования инвестиций в этой ключевой области. Вместе с тем эти партнерства необходимо тщательно планировать и реализовывать, чтобы исключить неэффективные расходы и использование средств не по назначению. Беспокоит нас, в частности, и то, что риски, связанные с такими проектами, часто переносятся на государство посредством гарантий. Я считаю, что такие партнерства следует использовать в очень ограниченных случаях и что органам государственного управления прежде всего следует уделять внимание совершенствованию общего инвестиционного климата. Особенно важно сократить государственное вмешательство в экономику. А сделать это можно, лишь ускорив реформу государственной службы и государственного управления.

Директор-распорядитель выбирается исполнительными директорами традиционно на основе консенсуса. Как вам известно, в этот раз на этот пост были выдвинуты два превосходных кандидата - г-н Стросс-Кан из Франции и г-н Тошовски из Чешской Республики. Исполнительный совет встретился с обоими кандидатами, и по итогам этих встреч сложился консенсус в пользу Стросс-Кана.

Томсен: Исполнительный совет фонда принял официальное решение о порядке выбора директора-распорядителя, в котором подчеркивалось, что кандидат, который будет утвержден на эту должность, может быть гражданином любого из 185 государств - членов фонда, а не только выходцем из определенных регионов. Это далекоидущее решение было обнародовано.

Томсен: Реформа квот и прав голоса - важная инициатива, которая уже принесла первые плоды на совещаниях в Сингапуре в прошлом году, и в настоящее время продолжается работа над завершением этой реформы.

РГ: Как вы считаете, произойдет все-таки реформа в фонде? Ведь главный вопрос - как будут распределены квоты (голоса. - Прим. авт.) между странами? Сегодня США и ЕС в два с половиной раза производят больше ВВП, чем страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а голосов у них больше в пять с половиной раз (в совокупности 50 процентов). Это и дает им право наложить вето на любое решение. Для этого необходимо только простое большинство.

РГ: Сейчас, когда Россия перестала быть заемщиком и превратилась в донора, как будет меняться ее роль в фонде?

Принятие новой формулы обеспечит существенные изменения долей квот отдельных государств-членов, в особенности тех, у которых наиболее динамичная экономика.

Реконструкция здания Главного штаба на Дворцовой площади, построенного в 1819-1829 годах по проекту Карло Росси и ныне принадлежащего Государственному Эрмитажу, проводится в рамках программы расширения музея. Проект реализуется за счет займа Всемирного банка реконструкции и развития и федерального бюджета в рамках соглашения по программе Экономическое развитие Санкт-Петербурга. Заказчиком проекта по поручению Минкультуры и Минфина выступает Фонд инвестиционных строительных проектов (ФИСП).

Томсен: Роль России уже существенно изменилась. Россия активно участвует в проводимых в МВФ обсуждениях по всему спектру вопросов, касающихся международной финансовой системы, в частности в последний период - в обсуждении предлагаемых изменений квот в МВФ. А эти изменения, в свою очередь, приведут к усилению роли развивающихся стран и стран с динамичной экономикой, таких как Россия, Бразилия, Индия и Китай.
В Санкт-Петербурге разгорается очередной скандал, связанный с крупным проектом по реконструкции исторических зданий. Государственное ОАО Мосметрострой, председателем совета директоров которого является замруководителя Федерального агентства по строительству РФ (Росстрой) Владимир Коган, оспаривает процедуру проведения тендера по выбору генподрядчика на реконструкцию здания Главного штаба на Дворцовой площади стоимостью $100 млн. Из-за этого проект может лишиться финансирования: процедура тендера была утверждена Всемирным банком реконструкции и развития, который предоставил заем на программу расширения Государственного Эрмитажа.

Проект Большого Эрмитажа, предусматривающий реконструкцию здания Главного штаба на Дворцовой площади, прошел стандартную процедуру Всемирного банка: при заключении контракта стоимостью выше $4 млн проводится предквалификационный отбор участников, пояснил Ъ гендиректор ФИСПа Алексей Васильев. Затем, после согласования с Главгосэкспертизой и Всемирным банком тендерной документации, отобранным участникам дается два месяца на подготовку предложений. По две недели отводится на выбор победителя и его согласование с банком. Только после этого заключается контракт с генподрядчиком.

Всего на реконструкцию Главного штаба планируется выделить $220 млн. Подряд первой очереди на сумму $100 млн предусматривает реконструкцию и реставрацию половины здания, перекрытие внутренних дворов и прокладку инженерной инфраструктуры. Соглашение о займе предусматривает, что работы, на которые с учетом реставрационных технологий отводится не менее 18 месяцев, должны быть завершены в августе 2009 года. Это означает, что крайний срок заключения контракта -- февраль 2008 года, иначе финансирование проекта может быть автоматически прекращено. Этого и опасаются в Петербурге.

Однако ОАО Мосметрострой, совет директоров которого возглавляет бывший совладелец Промстройбанка (Санкт-Петербург), а ныне замруководителя Росстроя РФ Владимир Коган, решил оспорить в арбитражном суде утвержденную банком процедуру проведения тендера по выбору генподрядчика. 13-й федеральный арбитражный суд по требованию Мосметростроя запретил проводить тендер до вынесения решения по этому иску. Судебный процесс Мосметрострой начал после того, как ФИСП в июне этого года отказался включить его в число участников конкурса, сославшись на то, что заявка была подана на 22 дня позже установленного срока. Претендуя на получение подряда стоимостью $100 млн, метростроевцы требуют отменить незаконные, по их мнению, квалификационные требования, в том числе необходимость опыта реставрации архитектурных памятников, построенных не позже XIX века. Мосметрострой на таких памятниках до сих пор не специализировался (хотя и занимался реконструкцией ряда исторических объектов, например построенного в 1890-1893 годах ГУМа) -- компания строит столичное метро, участвует в проектах создания третьего и четвертого транспортных колец в Москве, скоростной трассы Москва--Санкт-Петербург.

Предквалификационный отбор был объявлен в апреле 2007 года. По согласованным со Всемирным банком итогам отбора 1 августа к участию в тендере допущены три из шести участников -- консорциумы, представленные петербургскими и одной австрийской компаниями: ООО Интарсия и ЗАО ПО 'Возрождение'; СП Альпина-Невисс (консорциум ООО Невисс-Комплекс и австрийской Alpine Mayreder Bau), а также реставрационная фирма Петр Великий совместно с ЗАО Климат-Проф. Все они имеют опыт реконструкции петербургских памятников (Константиновского дворца, Александринского театра, Смольного собора).

Владимир Коган передал Ъ свой комментарий через сотрудника пресс-службы Росстроя на Северо-Западе Дмитрия Минкова. Господин Коган заявил, что как госчиновник высокого ранга, считает, что закон должен быть единым для всех, и заинтересован в объективном проведении конкурсного отбора компаний для столь масштабного и значимого для города проекта. Поэтому он полностью согласен с позицией Мосметростроя в этом иске.

8 октября Главгосэкспертиза согласовала сметно-проектную документацию, выполненную Архитектурной студией-44, что позволяло ФИСПу завершить процедуру выбора генподрядчика. Однако Московский метрострой обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать незаконными действия ФИСПа по проведению предквалификационного отбора генподрядчиков и обязать его провести открытый конкурс в соответствии с федеральным законом О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который предварительного отбора не требует. Как заявил Ъ финансовый директор Мосметростроя Леонид Астрин, проведенная ФИСПом международная процедура нарушает все требования этого закона. В частности, условие, согласно которому претенденты должны иметь опыт реконструкции и реставрации зданий--памятников архитектуры, построенных не позже ХIХ века, необоснованно ограничивает круг участников. Кроме иска в суд Мосметрострой направил письма в Федеральную антимонопольную службу и во Всемирный банк о незаконности проведенной конкурсной процедуры по проекту Главного штаба. В свою очередь, Владимир Коган обратился с подобными же письмами в Минфин, Минкультуры и Счетную палату РФ, причем подписал их также в качестве чиновника Росстроя.

Отметим, что это не первый буксующий проект программы Экономическое развитие Петербурга. Наиболее скандальной оказалась ситуация с реконструкцией исторического здания Мариинского театра. ФИСП разорвал контракт с парижским бюро архитектора Ксавье Фабра на реконструкцию и реставрацию исторического здания театра, решив не закрывать его до завершения строительства второй сцены. В итоге Минкульт еще в конце прошлого года перебросил на Главный штаб $46 млн, ранее выделенные на реконструкцию исторического здания Мариинки. Во Всемирном банке ситуацию пока не комментируют.

Как уверяет господин Минков, арбитражный спор не помешает проведению тендера, а поспособствует большей прозрачности и открытости процедуры, что обеспечит выбор наиболее достойного партнера по осуществлению столь масштабного проекта. По его словам, новый тендер можно успеть провести еще до Нового года. Однако рассмотрение иска Мосметростроя в первой инстанции начнется 13 ноября и может продлиться с учетом сроков рассмотрения дел в апелляционной инстанции не менее двух месяцев. Курирующий инвестпроекты Минкульта советник министра культуры Михаил Новиков выразил Ъ озабоченность сложившейся ситуацией. Она связана c не имеющими юридических оснований бизнес-интересами в отношении крупного имиджевого проекта,-- сказал господин Новиков. По его словам, если арбитражный процесс затянется, Минфин и Минкульт вынуждены будут вступить в переговоры со Всемирным банком об изменении условий соглашения. Однако сроки конкретных этапов реализации проекта -- одно из наиболее жестких условий Всемирного банка. Их нарушение может привести к отказу банка финансировать данный проект,-- полагает глава комитета по культуре Санкт-Петербурга Николай Буров, который является членом комиссии Минкультуры по проектам, реализующимся на средства Всемирного банка.

Владимир Ресин:
- Тоннель на Соколе в обе стороны движения будет открыт уже в декабре


Уходящий 2007 год, вероятно, станет поворотным годом для большинства московских и областных автомобилистов. Именно в этом году столичные власти сделали рывок в решении одной из самых острых проблем города - проблемы пробок. В 2007 году строители расшили несколько самых узких мест в московской дорожной сети и начали работу над масштабными проектами, которые через несколько лет полностью изменят облик города. Причем изменят к лучшему: в результате этой работы Москва получит дороги совершенно нового типа. В отличие от прежних они будут современными, быстрыми и удобными. Но власти уже готовят следующий шаг: их перспективные проекты позволят прокладывать новые магистральные дороги без ущерба для существующей застройки.

Первой в череде проектов по реконструкции радиальных трасс станет так называемая Большая Ленинградка. Одна из ключевых точек проекта - развязка на Соколе. Сегодня она уже частично открыта, а полностью должна заработать к концу этого года. Следующие этапы Большой Ленинградки - развилки с Фестивальной улицей и Головинским шоссе, где будут убраны светофоры, и второй мост через канал имени Москвы: сегодня здесь самое узкое место на всей трассе. Полным ходом идут работы и на площади Тверской заставы. Бессветофорный режим на этой площади у Белорусского вокзала будет также обеспечен в 2009 году, плюс здесь откроются подземные парковки. Тоннель на Соколе откроем в обе стороны движения уже в декабре, - резюмирует первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. - А полностью весь проект от Манежной площади до МКАД будет осуществлен к 2009 году.

Год еще не закончился, но о том, какая работа будет завершена до конца декабря, известно уже сегодня. Во-первых, будет открыт уникальный двойной тоннель под Серебряным Бором и удивительной красоты и сложности вантовый мост неподалеку. Оба эти объекта - часть Звенигородского проспекта. Их сдача в строй позволит до конца года открыть движение по части Звенигородки от Мневников до МКАД. Звенигородский проспект станет двадцатой по счету радиальной трассой столицы. Городские власти уделяют очень большое внимание этой части дорожной сети. Именно радиусы более всего подвержены нагрузке в утренние и вечерние часы пик. Поэтому мэрия планирует не только строить новые радиальные магистрали, но и реконструировать старые. В идеале все они должны соответствовать новому стандарту: быть многополосными и бессветофорными на всем протяжении. За счет этого скорость движения по ним возрастет (впрочем, максимально допустимая останется на уровне 60 км/час), а количество пробок сократится.

К слову, московские власти уже работают и над проектами более отдаленного будущего. Они позволят построить новые радиальные автодороги, пройти там, где раньше ходили только поезда. Речь идет об идее строить автомобильные шоссе над полотном железных дорог. Так Москве удастся получить еще девять новых радиусов - то есть их общее число возрастет почти в полтора раза. В ближайшее время будем встречаться уже с руководством железной дороги и прорабатывать концепцию создания автомобильных трасс над всеми вылетными железнодорожными магистралями, - рассказывает Владимир Ресин. - Выгода этого дела состоит в том, что 'здесь, по сути, трасса уже готова, для ее строительства не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не такие большие. По его оценке, реализация этого колоссального проекта начнется не позже 2010 года. А первый такой проект - застройки территории над путями Киевской ветки железной дороги от Минской улицы до ТТК месяц назад уже получил одобрение Общественного градостроительного совета при мэре Москвы.

Большая Ленинградка будет первым, но далеко не последним проектом по реконструкции радиальных трасс. В этом году уже начались работы на Дмитровском шоссе, Крестовском путепроводе. По словам Владимира Ресина, в следующем году московские строители займутся реконструкцией Рязанского и Волгоградского проспектов и шоссе Энтузиастов. Эти проекты будут работать не только на избавление от пробок сегодняшних, но и на упреждение. Правительство Москвы приняло на вооружение новый комплексный подход к развитию территорий: если строится жилье, то будущих жителей необходимо обеспечить всем необходимым для комфортной жизни. Причем предварительно просчитав их потребности на годы вперед. Дело в том, что на полях Люберецкой станции аэрации запланировано строительство нового жилого микрорайона площадью 1,5 миллиона квадратных метров, - поясняет Владимир Ресин. - Возводить его без новых дорог бессмысленно. По аналогичному принципу вскоре начнутся работы по транспортному обеспечению и других районов массовой застройки Кожухова, Щербинки, Ходынки, поселков Некрасовка и Северный.

Дорожное строительство в Москве идет полным ходом, но теперь городу нужно понимание и со стороны ближайших соседей, а именно Московской области. Ведь если дороги Подмосковья останутся такими же узкими и разбитыми, как сегодня, то какие роскошные и современные радиусные магистрали ни построит Москва - на выезде из города водители все равно будут упираться в сужение. А значит - в глухую пробку. Это особенно хорошо видно на примере Ленинградки. Добиться главной цели - полного устранения пробок в черте города - мы сможем лишь при ликвидации узких мест на Ленинградском шоссе в пределах области, - поясняет мэр Москвы Юрий Лужков. - Ленинградка сегодня обставлена громадным количеством торгующих предприятий, она сверхзабита, и, конечно,- ее нужно расширять не только в городской черте. Найти общий язык с областью получается, увы, не всегда и не во всем. Но, к счастью, эти проблемы находят понимание на высшем уровне. Юрий Михайлович Лужков обратился за помощью к Президенту РФ, - констатирует Владимир Ресин. - После этого было дано указание федеральным органам выделить деньги на реконструкцию Ленинградского шоссе до Шереметьева.

Впрочем, власти не забывают и о трассах других типов, которые необходимы городу как воздух уже сегодня, но будут еще нужнее завтра. В первую очередь - о знаменитых московских кольцах. К Бульварному, Садовому, МКАД и третьему транспортному в скором времени прибавится четвертое транспортное кольцо. В этом году строители уже приступили к прокладке первоочередного участка ЧТК между Щелковским и Измайловским шоссе. ЧТК будет практически полностью состоять из мостов и тоннелей, чтобы сохранить уже сложившуюся застройку. Непростым будет участок дороги в районе Коломенского. Под этим парком планируется проложить еще один длинный и глубокий тоннель, подобный Серебряноборскому. Во-вторых, идет проектирование нового для Москвы вида трасс - хордовых. Они будут соединять окраинные части города, не проходя через центр, и должны будут разгрузить кольцевые магистрали. Пока в Москве планируется построить две такие хорды, или рокады: Северную и Южную. Северная пройдет по улицам Алабяна и Балтийской, Южная - по Балаклавскому проспекту и улице Обручева.

По перегретому, больному для России вопросу в столице сумели принять собственное важное политическое решение - город полностью взял на себя расходы по капремонту. На эти цели в течение семи лет будет выделено 490 миллиардов рублей. Беспрецедентная сумма более чем в два раза превышает резервы Федерального фонда реконструкции жилья. Почему в этом случае так непросто складывается судьба программы?

Столичный автопарк растет день ото дня - вслед за благосостоянием жителей столицы. Это способно спутать карты даже самым талантливым проектировщикам. Ситуацию на дорогах усугубляет еще и то, что, долго не имея возможности обзавестись автомобилем, многие москвичи сейчас имеют и две, и три машины в семье, - говорит Владимир Ресин. Не расстаются даже с самыми старыми. Такого, конечно, невозможно было предусмотреть ни в одном плане. Однако чиновники не падают духом: они надеются, что проблему пробок в Москве можно победить нужно лишь приложить смекалку и подходить к проблеме комплексно. Москва развивается не стихийно, а по Генеральному плану, имеющему статус закона, - отмечает глава столичного стройкомплекса. Мы строим новые дороги и реконструируем старые. Если бы этого не делать, то Москва давно бы уже не ехала, а встала.
Сегодня в Москве начинает работу Всероссийское совещание по вопросам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Какие решения оно примет, нам вскоре предстоит узнать. А в конце ноября депутаты Московской городской Думы после весьма непростого обсуждения приняли в первом чтении городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы. Напомним: в октябре раскритикованный мэром документ был отправлен на доработку. Сегодня, как сообщили обозревателю Российской бизнес-газеты в аппарате Думы, к программе вновь поступило немало депутатских и редакторских поправок, так что нелегким скорее всего окажется и парламентское чтение N 2 (ориентировочно оно состоится 19 декабря).

Программой охвачены дома, по которым у государства есть невыполненные обязательства перед собственниками квартир, то есть те, что построены до 1991 года - времени принятия Закона О приватизации жилищного фонда в РФ. Согласно этому документу перед тем, как переложить эксплуатацию домов на плечи новых собственников - жильцов, старый собственник - государство - обязан был их отремонтировать.


Что будем ремонтировать?
Из 27,5 тысячи находящихся в зоне ответственности города домов полный ремонт предусмотрен только для 1,5 тысячи. Выборочные работы (обновление фасада, инженерии и т.д.) - для 12 тысяч.

- Ремонт домов с деревянными перегородками - это обязательное отселение жильцов, - поясняет руководитель жилищного сектора направления Городское хозяйство Фонда Институт экономики города Ирина Генцлер. - Но соответствующего резервного фонда нет даже у Москвы.

Не вошедшие в программу дома, по словам руководителя Комплекса городского хозяйства Петра Бирюкова, попадут в другие проекты по реконструкции и сносу жилья. Так, из списка претендентов исключены пятиэтажки и малоэтажные дома с деревянными перекрытиями.

- Как правило, именно таким строениям нужен капремонт, а мэрия может их снести. Но ведь будут уничтожены целые кварталы в Лефортове, Щукине, на Первомайской, Измайловской, Бабушкинской, Соколе. Осуществится мечта инвесторов - на освободившейся земле строить по новой. В этом случае ряды дольщиков или борцов с точечной застройкой тут же пополнят противники капремонта, - уверен аналитик рынка недвижимости Сергей Шведов.

Тем не менее многие эксперты уверены - в этой части программа требует доработки.

- Это политическое решение города, - отмечает Генцлер. - Раз деньги бюджетные, столица не хочет выпускать из рук контроль за их использованием.


Как будем ремонтировать?
Определять, какой объем работ, в каких домах, в какой очередности надо провести, будут префектуры. Заказчик и контролер программы - исполнительная власть. Ни участие жильцов, ни даже созданных ими ТСЖ не предусмотрено. Критики считают этот момент пресловутой ложкой дегтя в щедрой программе капремонта.

Эксперты опасаются, что в ходе ремонта предприимчивые люди всегда найдут способ собрать деньги с граждан. Правда, Петр Бирюков уже заявил, что любые поборы, например вынос старых труб за отдельную плату, будут строго наказываться. Однако гарантировать, что угрозы возымеют действие, не может никто.

Но таким образом в перечень могут просто не попасть действительно необходимые жильцам работы. Скажем, почему вместо замены труб префектуре просто не заменить козырек над подъездом?

Кстати, о качестве. На заседании Мосгордумы депутат Михаил Москвин-Тарханов усомнился в том, что при огромном росте объемов капремонта городу удастся найти необходимое число квалифицированных рабочих. По его словам, он опасается не столько за то, что получится в итоге белорусско-таджикский вариант ремонта, сколько за то, что московский стройкомплекс откроет рот, а проглотить объемы не сможет.

- Жильцам надо налаживать контакты с префектурами, - советует Ирина Генцлер. - Это своего рода гарантия добросовестности ремонтников. А в каких-то случаях, может быть, лучше внести деньги, чтобы получить более высокое качество.


Наша цель - коллективизация
Самый спорный момент программы - приоритетное право при ремонте должно быть отдано домам, в которых созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Правда, Петр Бирюков уже не раз заявлял, что наличие ТСЖ все-таки не станет определяющим условием - в первую очередь ремонтники будут ориентироваться на состояние дома. Тем не менее пункт о создании ТСЖ из документа пока не исчез.

- Придется привлекать большое количество строительных компаний, - соглашается Сергей Шведов. - Те, в свою очередь, могут призвать субподрядчиков. Кто при этом будет гарантировать качество, не совсем понятно. Между тем конкурсы по выбору подрядчиков начинаются уже 15 января.

- Чиновники форсируют создание выгодных им объединений собственников и препятствуют работе настоящих, созданных снизу объединений, - рассказывает Шведов. - К примеру, в Саратове одно из ТСЖ охватило сразу 400 домов, а с народными ТСЖ городские организации отказывались заключать договоры об обеспечении теплом и водой. Чиновнику выгодно, чтобы объединения собственников заключали договоры об обслуживании с муниципальными предприятиями, успевшими преобразоваться в частные компании до того, как на рынок коммунальных услуг выйдут независимые игроки. Время в этой ситуации - большие деньги, ведь рынок ЖКХ - это сотни миллиардов рублей.

- Массовое создание ТСЖ открывает столице доступ к средствам Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ: решения собраний собственников о проведении капремонта с 2009 года станут обязательным условием выделения средств городскому бюджету. Здесь город может рассчитывать на 8 миллиардов рублей, - поясняет Ирина Генцлер. - Есть, разумеется, и другие причины.

Недешево. Но ведь и деньги выделены громадные. Вопрос - как они будут использованы. К примеру, в своем отзыве на программу московская контрольно-счетная палата отмечает отсутствие в ней параметров, по которым можно определить эффективность расходования средств.


Где деньги?
- Средняя стоимость капитального ремонта жилого фонда - 19,5 тысячи рублей за квадратный метр с учетом НДС, - сообщил недавно директор департамента Ассоциации строителей России Павел Горячкин. В Москве цена выше примерно на 30 процентов.

- Не исключено, что за счет бюджетных средств в каких-то квартирах будет проведен евроремонт с установкой золотых унитазов, - добавляет Сергей Шведов. - Другие не получат почти ничего.

- Деньги, вероятно, будут выделяться по обычной для госзаказа схеме, - предполагает Ирина Генцлер. - Гарантии, что они будут потрачены с толком, увы, нет. Решения примут органы власти, а насколько эффективно они работают, мы знаем.

В то же время в проекте программы есть интересный пассаж: Система мониторинга не дает возможности определить реальные объемы недоремонта в связи с тем, что не включает в себя инструментальный контроль конструктивных элементов, находящихся в удовлетворительном состоянии. То есть точных данных о состоянии домов нет. Но одно дело, когда нужен ремонт с отселением жителей, другое - если в доме придется заменить лифты или трубы. Так что необходимая на программу сумма может, по оценкам столичного правительства, вырасти более чем на 8 процентов. Еще хуже будет, если необходимый капремонт проведут не полностью. Тогда позже за него придется платить уже собственникам квартир.

Власти, правда, обещают, что объемы ремонта будут зависеть от нормативных документов, а не от умения жильцов договариваться с властями. Аргумент, типичный для чиновника, но не слишком убедительный для горожан.



Главная --> Публикации