Главная --> Публикации --> "звезда" обетованная Новая третьяковка откроется в москве в 2010 году "квадрат" по осени считают Воронежское огуп «губерния» претендует на московскую землю Архитектурный беспредел подходит к концу?

Все выше, и выше, и выше
Глядя на современные каменные столицы, нетрудно представить себе, как все начиналось. Много тысяч лет назад первые горожане, закончив мостить улицы и укреплять оборонительные сооружения, огляделись вокруг и стали сетовать на пыль и отсутствие тени. Каждый, кто имел такую возможность, занялся озеленением прилегающей к своему жилищу территории. Со временем желание укрыться в тени деревьев только возрастало, а вот свободной площади для зеленых друзей оставалось все меньше и меньше.

Зеленые оазисы на крышах современных мегаполисов спасают жителей не только от загрязненного воздуха. Это прежде всего действенное лекарство от стресса. Что может сравниться с послеобеденным отдыхом на зеленой лужайке, особенно если она расположена в двух шагах от вашего рабочего места?

Естественно, сначала удовольствие разбивать сады над головами горожан было доступно только считанным единицам владельцам дворцов и работодателям искуснейших садовников в одном лице. И только развитие технологий привело к тому, что чудеса, подобные знаменитым садам Семирамиды, стали общедоступными элементами городской архитектуры.

В Японии любая крыша, площадь которой превышает 100 квадратных метров, в обязательном порядке подлежит озеленению

Советы Семирамиды
Пологая крыша в вашем доме отличная предпосылка для обустройства сада. Заметьте: не просто уютного уголка, украшенного горшком гортензий или фиалок, а самого настоящего сада с альпийской горкой, водопадом и прочими модными аксессуарами.


Сегодня, например, в Германии даже введены налоги для домовладельцев, не использующих свои крыши на благие цели озеленения. В швейцарских городах до 25% плоских крыш занимают газоны. В Японии любая крыша, площадь которой превышает 100 квадратных метров, в обязательном порядке подлежит озеленению. Даже Нью-Йорк, который сперва производит впечатление города, совершенно лишенного зелени, преображается, стоит подняться над крышами. С высоты птичьего полета можно увидеть восхитительные сады с бассейнами, лужайками и цветниками. Постепенно и российские города присоединяются к высотному озеленению. Хотя, конечно, пока эта тенденция касается только частных коттеджей.

Естественно, жизнь вносит коррективы в наши мечты. И после романтических грез все-таки придется обратиться к грубой прозе жизни. Проектирование сада на крыше имеет ряд специфических особенностей, учитывая которые придется вносить определенные изменения в ваши планы.

Первые шаги по планировке небесного садика ничем не будут отличаться от ваших действий в случае устройства обычного земного сада. Как и во дворе, залогом хорошего результата является воплощение ваших чувств и точное понимание, что именно вам хочется видеть в конечном итоге. Обязательно постарайтесь посетить уже созданные сады такого характера или хотя бы ознакомиться с каталогами фирм, занимающихся ландшафтным дизайном. Образ будущего сада должен быть близок вашему мироощущению только тогда он доставит вам настоящее удовольствие и оправдает любые затраты.

В проекте должен быть учтен рост корней растений в будущем. Сегодня на рынке достаточно широко представлены материалы, которые позволяют решить эту проблему. Обычно поверх слоя гидроизоляционного материала укладывают специальную полимерную пленку с химическими добавками, препятствующими росту корневой системы.

Пологая крыша в вашем доме отличная предпосылка для обустройства сада

Важнейшим фактором является способность кровли выдерживать дополнительную нагрузку. Слой плодородного грунта, дренаж, декоративные элементы, оборудование и, наконец, сами растения все это может иметь немалый общий вес. К тому же нагрузка будет распределена неравномерно, что увеличивает опасность для жителей дома. Потому не исключено, что перед закладкой сада придется провести дополнительные работы по укреплению несущих конструкций и перекрытий.

Система полива и водоотвода не менее важная часть проекта. Основное внимание, естественно, уделяется удалению излишней влаги. Традиционно для этой цели используются дренажные мембраны. В последнее время широкое распространение получили полимерные мембраны, хотя широко используются и композитные, которые укладываются поверх теплоизоляционных плит. Кроме того, нужно учесть, что для нормального развития растений некоторое количество влаги должно оставаться в земле. Для создания почвенного слоя используют специальный субстрат, который значительно легче обычного грунта. Иногда в него добавляют комочки глины, которые впитывают излишки влаги, а потом постепенно отдают ее растениям.

Еще одна проблема влага, остающаяся после полива растений. Ее необходимо учитывать при проведении работ по созданию сада. Любое смещение или некачественный шов покрытия может привести к повреждению корнями гидроизоляционного слоя. Устранить течь, возникшую в результате прорастания, довольно проблематично, не говоря уже о том, что для внешнего вида и экосистемы сада это мероприятие может оказаться губительным. Чтобы уменьшить риск течи, используются специальные материалы, которые совмещают в себе гидроизоляционные свойства и защиту от уже упомянутого прорастания. Их цена несколько выше цены обычных покрытий, но подобного рода затраты обязательно оправдают себя в будущем.

Для создания уклонов и декоративных элементов используют пенополистирол-бетон и другие составы из легких бетонов. При устройстве воздушного сада необходимо помнить, что ремонт такой крыши будет нелегким, и поэтому необходимо обеспечить как можно более длительный промежуток времени между ремонтами. Кроме того, поверхность крыши должна обеспечивать безопасное передвижение по ней. Предохранять же растения от механических повреждений и переохлаждения под воздействием ветра помогают специальные экраны, решетки и высокие парапеты.

Система полива и водоотвода не менее важная часть проекта

И, конечно, не забудьте оборудовать очаровательный уголок отдыха для себя и своей семьи.

Состав растений для сада над головой формируется обычно из представителей горной флоры. Они неприхотливы, обладают не слишком развитой корневой системой, легко выдерживают перепады температур и порывы ветра. Кроме того, великолепным украшением воздушного сада служат лианы и прочие вьющиеся растения. Имеет смысл предусмотреть пространство для посадки однолетних цветущих растений, а также место для помещения переносных вазонов.

Как отметила генеральный директор туристической компании Роза Ветров Елена Воеводина, заполнение гостиниц перестало зависеть от сезонных колебаний спроса. Теперь спрос есть всегда, а мест почти никогда нет, говорит она. Свою лепту в процесс заполнения отелей вносят и многочисленные культурные и коммерческие мероприятия, которые проходят в Москве до 25-28 событий в месяц. А если учесть, что Москва, как пообещал ее мэр Юрий Лужков, поборется за право принять первые в истории Юношеские Олимпийские игры в 2010 г, то вопрос становится суперактуальным.

А еще воздушный сад отнюдь не повод забывать о земном бытии любимых растений, посаженных по старинке в землю: ведь с крыши, не уступающей по красоте знаменитому чуду света, должен открываться соответствующий ей вид.
Ситуацию с местами в гостиницах Москвы лучше всего характеризует словосочетание жесточайший дефицит. Сегодня крайне трудно забронировать номер в гостиницах любого уровня будь то три, четыре звезды или пять, и это не смотря на стоимость проживания, которая продолжает оставаться очень высокой. Сильно увеличил дефицит номерного фонда снос четырех столпов, которые держали основной поток туристов: Интурист, Минск, Москва, Россия. Между тем, корпорация Hilton объявила об открытии своего первого отеля в России. Планы у корпорации амбициозные. Насколько это изменит ситуацию в сфере гостеприимства, попытался разобраться корреспондент ПРАЙМ-ТАСС.

Новые гостиницы, которые появляются в Москве, все чаще имеют четыре и более звезд. Москва уже давно имеет репутацию одного из самых дорогих городов мира для приезжих. Четырех- и пятизвездочные гостиницы предлагают сервис действительно мирового уровня, и естественно, не отстают от общего порядка цен. Немногие гости столицы могут позволить себе остановиться в них даже на несколько дней, считает Е.Воеводина. Вряд ли на месте Москвы и России в центре города появятся бюджетные отели. Скорее всего, они смогут решить вопрос ночлега только для очень немногочисленной группы туристов с высоким уровнем дохода.

Как столице успеть в такие рекордно короткие сроки построить новые объекты и довести до международного уровня уже имеющиеся? Ведь не секрет, что одной из причин, по которой Москва проиграла предыдущую олимпийскую гонку, была нехватка гостиничных мест, а следующей - грязь и мусор на улицах столицы. Решит ли проблему ввода в эксплуатацию в будущем новых гостиниц Москва и Россия?

Какая совокупная площадь гостиниц, или какой объем номерного фонда могли бы упростить ситуацию до того, чтобы приезжающий в столицу россиянин или иностранец смогли спокойно разместить свой багаж, посмотреть город и провести деловую встречу? Как говорил товарищ Остап Бендер, заграница нам поможет. На этот раз за эту задачу взялся Hilton. Корпорация планирует в течение 10 лет довести в России число отелей под управлением до 70, что примерно составит 12 тыс гостиничных номеров. По словам Й.Картера, 2/3 от этого числа гостиниц будет управляться посредством франчайзинговой модели и 1/3 через менеджерское управление. Он пояснил, что компания Hilton не будет приобретать здания гостиниц в собственность.

По словам старшего вице-президента по развитию Hilton в Европе и Африке Патрика Фицгиббона, Москва сейчас не получает достаточной доли прибыли от развития туризма. По его словам, с приходом Hilton ситуация должна поменяться. Как сообщил генеральный директор Hilton International Йен Картер, корпорация Hilton планирует открыть первый отель в России Hilton Москва Ленинградская, который рассчитан на 275 номеров. Гостиница будет уровня 4-5 звезд. Точнее уровень назвать нельзя, так как, по словам Й.Картера, в международной и российской классификации оценки качества сервиса гостиниц несколько отличаются.

По словам Й. Картера, темпы открытия качественных отелей все еще находятся на низком уровне и при этом не растут на уровне достаточном для увеличения международного и локального спроса, поэтому у Hilton есть реальная возможность для внедрения на рынок обширной сети отелей в региональных центрах и ключевых городах России. Что примечательно, Hilton по семейному намеревается заботиться о простых гражданах и поэтому большая часть гостиниц будет представлена брендами эконом-класса, в частности, Hilton Garden Inn TM и Hampton by Hilton TM.

Если удвоить ту базу, которую обеспечивали четыре названных выше московских гиганта, то бронировать номера в Москве можно будет, скажем, не за два месяца, а за неделю до приезда. Кардинально решить проблему нехватки мест этот номерной фонд не сможет, но спрос на гостиницы перестанет быть настолько ажиотажным, те не менее считает Е.Воеводина. Причем гостиницы не должны быть высшего уровня наибольший дефицит наблюдается в секторе бюджетных отелей, три звезды максимум. Сегодня интерес к городу очень высок, и не только со стороны бизнесменов, которые прилетают в Москву на деловые встречи и бронируют гостиницы высшего уровня. Москву хотят увидеть гости из других городов России, хотят привезти сюда своих детей. По Москве скучают эмигранты, которые уехали из страны уже давно и с тех пор ищут возможность навестить Родину. Сегодня же Москва, как некое государство в государстве, недоступна для многих, приходит к заключению Е.Воеводина.

Как всегда в зоне лидерства оказываются Москва и Санкт-Петербург, но деловая активность в стране увеличивается, а, значит, нужны гостиницы и в Новосибирске, и в Нижнем Новгороде и в Уфе. Кроме того, важна их доступность. Гости приезжают в столицу для того, чтобы осмотреть достопримечательности или провести деловые встречи. Как отметила Е.Воеводина, специалистам Розы Ветров с каждым годом все труднее планировать передвижение своих клиентов по Москве, так как город парализован пробками в любое время суток в будни, и частично даже в выходные. Если располагать отели только в пределах Третьего транспортного кольца, то гостям будет доступен довольно ограниченный круг достопримечательностей. Если располагать их за пределами МКАД, то список доступных мест для посещения сократится еще больше. И все же с учетом нынешней ситуации на дорогах первый вариант предпочтительней, заключает она.

П.Фицгиббон рассказал, что Hilton Garden Inn TM - наиболее быстро растущая сеть в США. В Европе открыты три гостиницы, еще строится пять. И это за год за период, когда мы запустили бренд, сказал он. Именно эту сеть Hilton планирует тиражировать в России. Он рассказал, что обычно это гостиницы примерно на 150 мест, площадь спальни в номерах российской сети 24 кв м. При этом он заметил, что в других отелях этой сети квадратура побольше 35 кв м. Как радостно заметил П.Фицгиббон, дизайнерские уловки позволяют человеку чувствовать себя комфортно. Но сможет ли российский турист из Самары остановиться в этой дивной гостинице скорее вопрос риторический.

Выезд из города по Ленинградскому шоссе головная боль не только водителей, но и муниципальных властей. В настоящее время реконструкции Большой Ленинградки (магистраль Ленинградский проспект Ленинградское шоссе) уделяют самое пристальное внимание. Работы от начального проектирования отдельных участков до активного строительства дорожных объектов идут по всей трассе вплоть до МКАД.

Очень трогательной была фраза Й.Картера по поводу того, что перед корпорацией в России откроются сказочные возможности. Я тут же вспомнила, как один молодой режиссер рассказывал мне об уровне сервиса в одной из смоленских гостиниц во время летнего кинофестиваля. После долгих просьб он получил номер с традиционно русскими атрибутами гостиниц, известными со времен Гоголя и Достоевского, с тараканами. На следующий день на вопрос о туалетной бумаге на ресепшене ему ответили, что выдавали вчера и лимит исчерпан. Возможно, его ошибка была в том, что он не обратился к туроператору, возможно, остановился не в той гостинице. Одно неоспоримо чтобы ощутить чудеса российского гостеприимства нужно обладать поистине сказочным воображением.

Сейчас основные усилия направлены на сооружение развязки в районе разветвления Ленинградского проспекта на Волоколамское и Ленинградское шоссе и пересечения его с улицами Алабяна и Балтийской. Проект оценивают как уникальный по сложности, поскольку трехуровневая развязка будет состоять только из тоннелей. Авторы Большой Ленинградки отказались от строительства эстакады, так как это неизбежно привело бы к загазованности и превышающему допустимые нормы шуму, что совершенно неприемлемо на участке, где жилые дома расположены достаточно близко от магистрали.

В феврале текущего года был сооружен и введен в эксплуатацию тоннель на Ленинградском проспекте в районе станции метро Динамо. (В процессе строительства поменяли дорожное покрытие на участке длиной более 3 км.) Скептики тогда сомневались, есть ли смысл в этой конструкции, ведь, выезжая из тоннеля, снова попадаешь в игольное ушко Ленинградки. А там из-за сужения путей стоишь в пробке до самой МКАД. Но следует отметить, что открытие тоннеля это лишь начальный этап реконструкции и строительства одной из главных автотрасс столицы. Согласно планам московского правительства работы по масштабному проекту должны завершить до конца 2009 года. В результате город получит современную скоростную многополосную бессветофорную трассу, которая позволит уже в обозримом будущем устранить пробки на пути от центра до МКАД.

В районе станции метро Войковская Ленинградское шоссе расширят, а на участках пересечения с Головинским шоссе и Фестивальной улицей построят эстакады. В рамках комплексной реконструкции трассы будут также сооружены подземные пешеходные переходы, мосты с лифтами и пандусами.

Существующий тоннель у станции метро Сокол сейчас временно закрыт, поскольку его расширяют и заменяют морально и физически устаревшие сборные конструкции новыми монолитными. По плану на данный этап отведено около пяти месяцев. Второй тоннель, с тремя полосами в каждую сторону, проложат под пешеходными переходами и выходами из метро Сокол, он соединит Волоколамское шоссе и Ленинградский проспект. Третий (ширина его пока не определена) с улицы Балтийской на улицу Алабяна пройдет под радиальной веткой метро на глубине около 20 м. Сверху над тоннелями будут сооружены разворотные площадки.

В настоящее время на 37-м км Ленинградского шоссе сооружают автомобильную развязку, которая соединит трассу с Московским проспектом одним из главных выездов из Зеленограда на Ленинградку. В будущем этот участок планируют использовать для обеспечения выезда на скоростную платную дорогу Москва Санкт-Петербург.

Одновременно с реконструкцией Ленинградки (проспекта и шоссе) идет обновление автодорог Зеленограда административного округа Москвы. Цель строительства новых трасс и реконструкции существующих создание более удобных въездов в город и выездов из него, а также обеспечение сообщения с технопарком Алабушево, входящим в Особую экономическую зону технико-внедренческого типа Зеленоград (ОЭЗ Зеленоград).

Проект транспортного сообщения с ОЭЗ Зеленоград предполагает строительство нескольких путепроводов: возле платформы Алабушево, в районе улицы Гоголя (для обслуживания въезда в технопарк), через железнодорожные пути и реку Сходню.

Еще одна эстакада появится на 41-м км Ленинградского шоссе, она свяжет магистраль с Панфиловским проспектом.

Согласно Генеральному плану развития города со временем путь от Зеленограда до МКАД будет занимать около 30 минут.

Перечисленные многополосные трассы рассчитаны в первую очередь на движение грузового транспорта к технопарку в обход жилых микрорайонов.

Максим Токарев, директор департамента На Чеховской компании Новый город, высказывается на этот счет довольно радикально: проблемы с транспортом в столице настолько серьезны, что ни один проект, даже такой масштабный, как реконструкция Ленинградки, ситуацию кардинально не изменит. Количество автомобилей растет, и полностью исправить положение просто невозможно. Кроме того, отмечает он, решение столь сложной задачи не обойдется без пострадавших. Прежде всего это жители домов, стоящих возле трассы и у возводимых развязок. В лучшем случае городские власти предоставят им бесплатные стеклопакеты для окон, что вряд ли полностью защитит их от шума. А кто-то, вероятно, даже будет вынужден продать квартиру.

Эксперты, которым предложили оценить перемены, ожидающие Ленинградское шоссе в ближайшие три-четыре года, единодушны в одном: власти несколько опоздали с реконструкцией московских автомагистралей.

К этой оценке присоединяется Наталья Усова, заместитель директора департамента реализации МИАН-Девелопмент. Москва древний город, рассуждает она, и здесь велико влияние исторической застройки. Рынок районов сложился давно, и еще в прежние времена люди знали, что одни районы более престижны, чем другие, и доплачивали, переезжая в лучший район, даже если обменивали квартиру на равноценную. Дома на Ленинградском проспекте неизменно пользовались спросом, несмотря на транспортные проблемы. И потому именно в этой части Москвы идет достаточно активное строительство, а жилье бизнес-класса быстро находит покупателей. Один из таких объектов комплекс Северный парк (Ленинградское шоссе, вл. 25), расположенный неподалеку от Химкинского водохранилища и исторической лесопарковой зоны Покровское-Стрешнево.

Что касается роста популярности, то покупатели и раньше весьма ценили это направление. К примеру, стоимость квадратных метров в районе станции метро Речной вокзал всегда была достаточно высокой. Но реконструкция Ленинградки, по мнению Токарева, должна еще больше поднять спрос на квартиры и в близлежащих районах, и, безусловно, в Зеленограде.

Первый вице-президент корпорации БЕСТ-Недвижимость Михаил Гороховский склонен оценивать ситуацию с точки зрения мирового опыта. А он показывает, что за любыми вложениями муниципальных властей в инфраструктуру немедленно следуют инвестиции предпринимателей, причем на каждый государственный рубль поступает три от частников. Разумно предположить, что количество предложений строящихся квадратных метров по данному направлению вырастет. В перспективе это, возможно, и приведет к затовариванию рынка и снижению стоимости, но лишь в очень отдаленном будущем. В Зеленограде, по мнению М. Гороховского, в течение трех лет цены, напротив, скорее увеличатся на 30 %.

Конечно, появление развязок не может не повлиять на стоимость квартир в домах первой линии приближения к эстакадам. В свое время, когда сооружалось Третье транспортное кольцо, рассказывает Н. Усова, собственники активно продавали жилье на участке первой линии, предвидя снижение цен на недвижимость из-за ухудшающейся экологической ситуации постоянного шума и загазованности на большой магистрали. Что-то подобное, скорее всего, произойдет и сейчас. В то же время районы второй и следующих линий застройки окажутся отгорожеными от трассы, и там стоимость жилья может, напротив, возрасти в связи с улучшением транспортной обстановки после завершения дорожных работ.

По мнению Дмитрия Воронкова, руководителя департамента продаж элитных новостроек агентства Контакт Элитная Недвижимость, решение транспортных проблем, несомненно, положительно влияет на ликвидность жилья в любом районе. Однако в большей степени это заметно в отношении рынка коммерческой недвижимости. Дорожный фактор очень важен, но все-таки стоимость квадратного метра это нечто большее. К тому же с расширением магистралей растет и количество автомобилей.

Плюсы пригорода подчеркивают специалисты компании МИЭЛЬ-Недвижимость. Алексей Кобяков, маркетолог-аналитик исследовательского центра компании МИЭЛЬ-Новостройки, считает, что именно загородное жилье в новых районах за чертой МКАД получит таким образом импульс к развитию. Что касается пробок на Ленинградском шоссе, замечает он, то здесь стоит учесть одно обстоятельство: предложений по данному направлению не так много, чтобы можно было говорить о каком-то существенном влиянии заторов на рынок жилой недвижимости. Однако Большая Ленинградка включает участок и за пределами МКАД, на протяжении 30 40 км. А это уже сектор таких проектов, как Молжаниново (1 1,5 млн кв. м жилья), новостройки в Химках и Зеленограде. Иными словами, развитие транспортной инфраструктуры в пригороде, вполне возможно, приведет к тому, что квартиры в этих районах станут продавать по более низкой цене, чем в Москве, а на дорогу до центра будет уходить примерно столько же времени, сколько тратят москвичи при передвижении по городу. В таком случае естественно ожидать повышения спроса на квартиры в объектах, расположенных вдоль Ленинградского шоссе.

Попытки советского правительства решить квартирный вопрос не увенчались успехом. Действия нынешней власти на этом поприще тоже пока недостаточно эффективны. И это притом, что объем ежегодно вводимых в строй жилых квадратных метров как в столице, так и за ее пределами впечатляет и с каждым годом растет. Есть только одно но: далеко не всем эти метры по карману.


Каждая семья будет иметь отдельную жилплощадь! В этой фразе отсутствует только срок исполнения обещания. Ведь когда произойдет это счастливое событие, и по сей день не знает никто.

Строительно-сберегательным кассам быть или?..
В середине лета в Госдуму был внесен законопроект о создании в России строительно-сберегательных касс. Его авторы, глава Совета Федерации Сергей Миронов и депутат Госдумы Оксана Дмитриева, считают, что подобный механизм накопления средств поможет большинству людей более эффективно решать свои жилищные проблемы.

Если верить статистике, лишь 5 % населения России способны купить квартиру без предварительных накоплений и кредитования. Еще 2 3 % соотечественников государство согласно действующему законодательству обязано предоставить жилье бесплатно. Что делать остальным 92 %? Брать ипотечные кредиты? Они хоть и приобретают все большую популярность у сограждан, но не становятся панацеей. Первоначальный взнос для большинства желающих улучшить свои жилищные условия велик, да и ставки по ипотечным кредитам кусаются. Можно было бы заключать соглашения с банками на открытие договора накопления сбережений, иными словами, использовать практику строительно-сберегательных касс. Правда, в этом случае пока придется бежать впереди паровоза правил игры с такими банковскими инструментами в стране еще нет.

При этом в период накопления средств государство поощряет или премирует вкладчика. Ежегодная бюджетная поддержка будет равна 20 % от суммы ежегодного вклада. Господам, желающим приобрести элитное жилье, просьба не беспокоиться. Премия составит не выше 14 тыс. руб., а поощряемая сумма не более 70 тыс. руб.

В чем суть данного инструмента и чем он отличается от известной теперь всем ипотеки? Любой россиянин, желающий приобрести квартиру, дом, земельный участок, но не имеющий в данный момент первоначальных средств, может заключить с банком договор накопления сбережений. Правда, не с любым банком, а только с теми, которые государство специально создаст для подобного вида деятельности. Контролировать же их работу станет Банк России. Как только сумма накопления составит 30 50 % от стоимости выбранного жилья, вкладчик обретет право получения кредита на оставшуюся сумму и возможность приобрести понравившуюся квартиру.

Не только годовая премия входит в систему поощрения вкладчиков строительных касс. Есть еще и процентная ставка по кредиту, которая, по замыслу авторов законопроекта, составит не более 3 % годовых (о таких ставках по ипотечным кредитам приходится только мечтать). К тому же данный процент является фиксированным и не меняется в течение всего срока выплат.

Ежегодные расходы государства в этом случае будут равны 2 3 млрд руб. И все же стоит учитывать, что у участника строительно-сберегательной кассы ежегодного потолка по вкладу нет, просто не увеличивается со стороны государства премиальная сумма. Например, вложили вы 100 тыс. или даже 200 тыс. руб. премия все равно составит 14 тыс. руб. и ни копейкой больше.

И все же стоит заметить, что авторы законопроекта предлагают новый банковский инструмент в качестве альтернативы ипотеке, а не замены одного другим. В любом случае появление нового продукта может заставить банки снизить ипотечные ставки, а у потенциальных приобретателей жилья появится возможность выбора между ипотекой и строительными кассами.

Оксана Дмитриева уверена, что у строительно-сберегательных касс большое будущее. Предполагается, что с момента начала их функционирования, а это 2008 2009 годы, количество договоров сбережений составит порядка 100 150 тыс. Далее их число начнет расти. И при благоприятных раскладах к 2012 2013 годам участников строительных касс может быть уже порядка 500 тыс. человек.

Сегодня, когда идея внедрения на российский рынок строительно-сберегательных касс вышла на новый виток, однозначного отношения в первую очередь банкиров к существованию такого механизма нет. Одни полагают, что подобные кассы являются для банков дополнительным инструментом привлечения клиентов. Другие предлагают накопленную сумму использовать как первоначальный взнос по ипотеке. Есть и те, кто считает, что в новом законопроекте есть много нюансов и нерешенных вопросов, которые ставят под сомнение жизнеспособность этого банковского инструмента. В любом случае, говорят они, введение строительно-сберегательных касс возможно лишь при значительной поддержке государства, иначе при существующем росте цен на жилье ставки по кредитам строительно-сберегательных касс очень быстро (практически завтра) сравняются со ставками коммерческих банков, и люди по-прежнему не будут успевать накапливать необходимую сумму денег для покупки квартир.

Банкиры спорят
Идея развития в России строительно-сберегательных касс возникла не в этом году. Еще в 2002 году при Экспертном совете Комиссии Совета Федерации по формированию рынка доступного жилья был разработан законопроект, связанный с данным банковским инструментом. Консультантом комиссии выступала немецкая строительно-сберегательная касса (Баушпаркасса Швэбиш Халль). Более того, в Москве появился банк, работавший с такими вкладами, однако общероссийского размаха данный механизм не получил.

Англия, Германия, Восточная Европа Кто следующий?
Европа начала строить доступное дешевое жилье даже не в прошлом, а аж в XVIII веке. Родоначальницей первых строительных обществ считается Англия. Здесь между 1775 и 1825 годами действовало порядка 250 таких организаций, если говорить точнее строительных кооперативов. Каждый объединял 20 30 человек. Существовали они сравнительно недолго: строили жилье и разбегались. По тому же принципу действовали и немецкие шахтеры, которые также вскладчину возводили друг для друга дома. Однако в том виде, в котором строительно-сберегательные кассы существуют сейчас, они появились только в 1924 году в Германии. Они же помогли существенно решить проблему нехватки жилья после Второй мировой войны в период экономического упадка и кризиса доверия к власти. Именно тогда появилось такое явление в строительно-сберегательных кассах, как государственная премия по сбережению.

Настороженно относится к появлению строительно-сберегательных касс и Центробанк РФ, поскольку вопрос контроля и нормативов, по которым будет существовать этот банковский инструмент, остается открытым. Хотя, по мнению ЦБ, именно это недостающее звено и будет определено во время принятия программы развития строительно-сберегательных касс.

Пик строительно-сберегательных кредитов пришелся в Германии на начало 80-х годов прошлого века. Тогда эта система обслуживала порядка 24 млн контрактов (около 39 % всего населения страны). Следующий период активности пришелся на годы после объединения Германии. Однако сегодня все меньше и меньше немцев пользуются таким банковским инструментом.

Немецкая система, а именно ее берут за основу в России, предполагает накопление в стройкассе 40 50 % от общей суммы стоимости жилья, после чего выдается ссуда на покупку квартиры с рассрочкой от 6 до 18 лет. При этом вкладчик точно уверен, что за несколько лет накапливаемая им сумма благодаря премиям вырастет на 35 40 %. Государство в свою очередь также не останется в накладе, поскольку благодаря средствам вкладчиков может поддерживать строительную отрасль и вовлекать в экономику страны деньги, которые обычно не работают и лежат дома.

В Словакии за 15 лет работы строительно-сберегательных касс более 2 млн человек, а это 50 % населения страны, улучшили свои жилищные условия. К тому же только в этой стране семья может иметь с банком сразу несколько договоров накопления. В Чехии в систему стройсберкасс вовлечено около 45 % населения, несколько меньше этот процент в Венгрии. Правда, стоит учитывать, что в последней стране данный банковский механизм начал работать на пять лет позже.

Но немецкий опыт не канул в лету. Благодаря ему миллионы восточных европейцев в странах с так называемой переходной экономикой сейчас обзаводятся собственным жильем. В первую очередь это Словакия, где строительные кассы появились в 1992 году. Спустя год они были уже в Чехии, и в 1997-м в Венгрии.

У России свой путь
Россия, как и другие страны с переходной экономикой, столкнулась с целым рядом проблем, связанных с развитием жилищного кредитования. С одной стороны, создание современных институтов шло по образцу развитых стран, с другой основная ставка была сделана на ипотеку, а не на строительно-сберегательные кассы, как в Чехии или Венгрии. В результате страна встала перед проблемой: между доходами населения и стоимостью жилья возникла огромная пропасть. Проценты по кредитам не снижались, а ипотека становилась доступной только для обеспеченной части населения.

По другому пути пошла Польша. Здесь основная ставка была сделана на развитие ипотечного кредитования. Когда же в стране появились строительно-сберегательные кассы, премии вкладчикам предусмотрены не были, да и налоговые льготы оказались недостаточными. В результате Польша заметно отстала от стран-соседей по развитию массового жилищного кредитования, а вместе с ним и жилищного строительства.



Главная --> Публикации