Главная --> Публикации --> На солнечной стороне альп Жилье в новостройке: ищем доступный вариант Лужков торопит развязку Панельная элита Получи, квартира, паспорт!

В следующем году на строительство объектов городского заказа планируется направить 413 млрд. рублей, что составляет примерно 40% расходной части бюджета. На Тверской, 13, отмечают, что по сравнению с 2007 годом объем капитальных вложений вырос более чем на 140% и обещают сохранить ударные показатели в течение всей трехлетки. В 2009 году на финансирование адресной инвестиционной программы планируется направить 335,2 млрд. руб., в 2010-м 403,2 млрд. Итого за три года 1,151 трлн. руб.! Конечно, не всем отраслям перепадет одинаково. Например, расходы на жилищное и дорожно-мостовое строительство вырастут существенно, чего нельзя сказать об объектах культуры, финансирование которых к 2009 году скатится аж до 4 млрд. руб.!

В течение ближайших трех лет правительство Москвы сохранит статус одного из самых крупных инвесторов столичного региона. Суммарный объем капиталовложений в развитие всех секторов городской экономики в 20082010 годах превысит один триллион рублей. Особое место в структуре бюджетных расходов займет строительство жилья, объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и социального назначения. Поадресная инвестиционная программа впервые принимается не на один год, а сразу на три, что, во-первых, соответствует новым федеральным стандартам среднесрочного планирования, а во-вторых, позволит горадминистрации более эффективно заниматься реализацией крупных проектов типа Четвертого транспортного кольца и Царицына.

Реализация национального жилищного проекта не дает чиновникам расслабиться, даже несмотря на огромный дефицит свободных земельных участков. Еще пару лет назад в городе по различным соцпрограммам вводилось не более 1,51,6 млн. кв. м жилья. В этом году будет построено более 2 млн. кв. м. А с 2008-го по конец 2010-го суммарный объем муниципальной застройки составит 7,2 млн. кв. м. Расходы бюджета на эти цели в перспективе превысят 80 млрд. руб. в год.

Главным направлением инвестиционной деятельности города остается строительство муниципального жилья.

Выполнение городских жилищных программ невозможно осуществить без опережающей инженерной подготовки участков, поэтому объемы капитальных вложений по статье Коммунальное строительство за три года, на которые рассчитана инвестпрограмма, превысят 100 млрд. руб. По словам руководителя ДЭПРа Марины Оглоблиной, большая часть этих средств будет направлена на инженерное обеспечение районов массовой жилой застройки (например, Некрасовки, поселка Северный и Бутова), а также кварталов в сложившейся части города, в которых намечается комплексная реконструкция (Кунцево, Фили-Давыдково, Северное Тушино, Новые Черемушки).

В горадминистрации не скрывают, что с каждым годом муниципальное жилье обходится все дороже. Если раньше 1 кв. м с учетом всех обременений стоил бюджету менее $1 тыс., то в 2007 году, по расчетам Департамента экономической политики и развития (ДЭПР), показатель стоимости единицы площади возрастет до $3,2 тыс. В прежние времена подрядчик выходил на пустую площадку и строил. А теперь более 60% стоимости квадратного метра составляют затраты на освобождение земельных участков, вывод правообладателей и прокладку инженерных сетей, пояснили ЭВ сотрудники департамента. Они не скрывают, что массовое строительство жилья на территории бывших промышленных и коммунальных зон, запланированное на 20082010 годы, будет стоить еще дороже, а значит, слух о грядущем снижении цен на столичные новостройки до 2,53 тыс. у.е. за метр можно смело выбросить из головы.

Также в 20082010 годах власти намерены вплотную заняться вопросами транспортного обеспечения ММДЦ Москва-Сити. Будет построен съезд со Звенигородского проспекта к деловому центру, окружающие небоскребы улицы расширены, а Краснопресненская набережная продлена в сторону Карамышевской. В бюджете также зарезервированы средства на строительство давно обещанного москвичам и инвесторам ММДЦ дублера Кутузовского проспекта в объеме 15 млрд. руб. Однако проектная документация по этой трассе пока не готова и о конкретных сроках начала работ говорить пока рано.

Еще одна важная статья расходов дорожно-мостовое строительство. В горадминистрации с гордостью говорят, что затраты на сооружение объектов транспортной инфраструктуры в 20082010 годах вырастут почти в 2 раза и составят в общей сложности почти 264 млрд. руб. Правда, большая часть этой суммы пойдет на завершение ранее начатых объектов Ленинградки, Дмитровки, Звенигородского шоссе, а также магистрали ВешнякиЛюберцы. Кроме того, столичные власти обещают форсировать строительство Четвертого транспортного кольца. Работы на первом участке ЧТК от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов начнутся уже в текущем году. Деньги на строительство трассы поступили из тех же источников, что ранее направлялись в дорожный фонд налог на пользователей автомобильных дорог, 1% налога на прибыль и часть акциза на нефтепродукты.

В горадминистрации признают наличие приоритетов, но утверждают, что дисбаланс между отраслями выравнивается при помощи городских целевых программ. Например, в следующем году на все объекты культуры вместе взятые запланировано израсходовать 8,4 млрд. руб., в 2009-м всего 4 млрд. руб. При этом перспективное развитие одного только музея-заповедника Царицыно обойдется городу в 3,5 млрд. руб. за те же два года. Хотя, конечно, проблемы с финансированием культуры есть. Так, в ближайшей перспективе деньги найдутся только на реконструкцию Музея космонавтики, картинной галереи Нестеренко, расширение музея ВМФ и начало строительства передвижного комплекса для Вячеслава Полунина. Старейшим московским театрам оперетты, им. Маяковского, им. Гоголя и МТЮЗу свой очереди у городской кассы придется дожидаться до 2010 года. Впрочем, по сравнению с двадцатью годами в очереди за жильем это сущие пустяки, уверены столичные чиновники.
Жилье, которое осталось без владельца и на которое никто не претендует, может перейти в собственность муниципальных образований. Такой порядок наследования выморочного имущества (т.е. имущества, оставшегося после смерти собственника жилого помещения без наследников ни по закону, ни по завещанию) предложили авторы поправок в Гражданский кодекс, принятых вчера Госдумой в первом чтении. Как пояснил один из разработчиков законопроекта, глава думского комитета по гражданскому, арбитражному и уголовному законодательству Павел Крашенинников, ранее ГК допускал переход выморочного имущества лишь в федеральную собственность. Новый же порядок, по словам депутата, позволит частично решить проблему нехватки жилья, предоставляемого по договору социального найма гражданам, стоящим на учете по улучшению жилищных условий. Г-н Крашенинников особо подчеркнул, что подготовленные его комитетом поправки в ГК представляются логичными и целесообразными, ведь обеспечение малоимущих жильем является прерогативой именно муниципальных образований, а также властей городов федерального значения -- Москвы и Санкт-Петербурга.

Строительство объектов образования и здравоохранения в 20082010 годах обойдется бюджету в 120 млрд. руб. А вот финансирование культуры не превысит 26 млрд. руб., основные инвестиции отложены на конец трехлетки.

Есть и еще одна сложность: пункт 3 ст. 1151 ГК, в котором, собственно, и идет речь о выморочном имуществе, гласит, что порядок наследования и учета такого жилья определяется законом. Но закона, который определил бы, какой именно орган должен принимать в свою собственность бесхозное хозяйство, а какой выплачивать долги наследодателя или судиться с возможными претендентами на имущество, до сих пор нет.

Адвокаты, специализирующиеся на делах, связанных с недвижимостью, замечают, что с юридической точки зрения инициативу думцев можно лишь приветствовать, но практической пользы от этих поправок немного. Случаи признания имущества выморочным весьма редки -- как правило, наследники есть, и они борются за свои права. Вызывает большое сомнение, что таким образом может быть решена проблема с обеспечением жильем малоимущих, -- поделился с корреспондентом Времени новостей своим мнением адвокат по жилищным спорам Алексей Шевченко. Юрист предположил, что законодатель преследовал цель ускорить перевод выморочного имущества в собственность РФ или муниципальных образований. С определенными проблемами сталкиваются долевые собственники, -- пояснил юрист. -- Предположим, сосед умер, а налоговые службы -- а именно они на местах отвечают за учет такого имущества -- длительное время не принимают жилье.

Эксперты предсказывают, что это решение осложнит жизнь малообеспеченных слоев населения, особенно в центральной части города, которая из-за отсутствия нормального снабжения продуктами и товарами широкого потребления все меньше приспособлена для проживания простых граждан.

Мэр Москвы Юрий Лужков пошел в последнее наступление на еще сохранившиеся в Москве уличные киоски и палатки. До конца года должны быть ликвидированы 2,5 тыс. из оставшихся 12 тыс. этих объектов нестационарной уличной торговли. Оставшиеся предполагается закрыть до конца 2008 года.

Несколькими годами раньше столичное правительство уже предпринимало действия по сокращению объектов уличной торговли. Под лозунгом борьбы с терроризмом торговые палатки были вытеснены подальше от станций метрополитена. Эксперты называют истинную причину развернувшегося осеннего наступления на палатки и ларьки упорное нежелание малого бизнеса перебираться в современные торговые центры, построенные за последние годы, но до сих пор пустующие из-за непомерно высокой арендной платы.

Юрий Лужков подписал поручение префектам и руководителю Департамента потребительского рынка и услуг ускорить процесс по сокращению киосков и ларьков в столице. В срок до 1 октября чиновники обязаны предоставить уточненный план-график сокращения нестационарных объектов мелкорозничной сети на четвертый квартал этого года и на 2008 год. Пресс-секретарь столичного градоначальника Сергей Цой уверяет, что все это делается по просьбе самих москвичей, жалующихся на то, что многие ларьки и киоски расположены с нарушением санитарных норм и правил, это значительно осложняет движение пассажиров, транспортное сообщение и отрицательно сказывается на экологической обстановке, а также не соответствует правилам антитеррористической безопасности.

Столичных чиновников не смущает, что своими действиями они обрекают горожан на существенное повышение цен в розничной торговой сети. В центре Москвы рынков практически нет, продовольственных магазинов осталось мало, и они очень дорогие. Ларьки и фургончики пока спасали горожан с невысоким уровнем доходов, заявил вчера НГ руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его мнению, принимая решение о ликвидации нестационарных объектов уличной торговли, власть расписывается в своей неспособности контролировать соблюдение в этих ларьках и палатках элементарных санитарных и экологических норм. Москвичей вынуждают идти в крупные сетевые магазины, где все дороже, подчеркнул Евгений Гонтмахер.

Чтобы заполнить этот вакуум, власти столицы решили задействовать административный ресурс. В середине августа для владельцев палаток и ларьков прозвучал первый тревожный звонок на заседании оперативной группы по вопросам сноса самовольных построек и освобождения земельных участков Юрий Лужков объявил, что все незаконные строения в Москве будут снесены. Сносу подлежат кафе, павильоны и, конечно, торговые палатки. В законную силу вступили 18 судебных решений.

В свою очередь, профессор Российской экономической академии им. Плеханова Геннадий Стерник отмечает, что перевод предприятий уличной розничной торговли в стационарные торговые центры влечет за собой повышение не только арендной платы (до 1 тыс. долл. за квадратный метр), но и, соответственно, цен на товары, что может стать неподъемным для части населения. Был когда-то Тишинский рынок, теперь это торговый центр, где товары стоят раза в два дороже, приводит пример специалист.

Попытки городских властей исправить ситуацию, сложившуюся со снабжением центра города товарами повседневного спроса и продовольствием с помощью так называемых народных магазинов, которых только в Центральном административном округе Москвы насчитывается почти 280, пока общей удручающей картины не улучшили. Их не так много, как раньше было палаток, и цены в них объективно тянутся вверх вслед за ценами модных бутиков и дорогих элитных магазинов, расположенных по соседству.

Нужно прекратить все контакты с инвесторами по городской земле. Вся городская земля теперь будет выделяться по городскому заказу, - заявил вчера Юрий Лужков на заседании правительства Москвы. - Это очень важный, принципиальный вопрос, который исключит ловкачество инвесторов, которые сначала строят якобы объекты социального назначения, а потом изменяют назначение этих объектов. Москва действительно развивается не самым лучшим образом. Центр из-за широкого офисного строительства все больше пустеет вечерами - превращаясь в сплошную автомобильную пробку днем. Теряет старая Москва и небольшие социально-культурные объекты: местного значения клубы, магазинчики. Кроме того, добавляет гендиректор компании Финэкспертиза. Консалтинг Дмитрий Шустерняк, нередко нагромождение в одном месте конкурирующих торговых объектов, подчас принадлежащих одной компании. Да и в самих торговых центрах зачастую не хватает социально важных объектов. То есть, по сути, мэр прав. Но только методы, предложенные для решения проблем, экономически не целесообразны.

Руководитель аналитического центра ирн.RU Олег Репченко не склонен драматизировать ситуацию. В Москве, по его оценке, построено около сотни больших торговых центров и несколько тысяч мелких. Созданы неплохие условия для торговли, и у эксперта нет сомнений, что туда рано или поздно перейдет с улицы весь малый бизнес. Владельцев палаток в большей степени волнует не величина арендной платы, а место расположения торговой точки. На улице палатки всегда стоят в людных местах, а в торговом центре место можно получить в глухом углу, а значит, и выручки не будет.
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков поручил своему первому заму в столичном правительстве Владимиру Ресину подготовить для внесения в Мосгордуму законопроект, по которому городская земля под строительство будет выделяться только по городскому заказу. Эксперты считают, что предложение не имеет смысла.

Как считает Шустерняк, выход может быть в том, чтобы навести порядок в земельной собственности, сделав этот рынок прозрачным для инвесторов. А далее бизнесмены и чиновники должны сесть за стол переговоров и найти компромисс: или на условиях концессии, если речь идет об инфраструктурных объектах, или на условии предоставления застройщикам неких бонусов при условии соблюдения ими правил застройки, - считает эксперт. Надежд на это мало. Но если чиновники пойдут традиционным путем запретов, ситуация может быть превращена в патовую: застройщики или не будут соблюдать заключенные соглашения, или уйдут с московского рынка.

Например, жилье, тем более неэлитное, строить в центре желающих мало. Строить жилье в столице теперь менее выгодно, чем офисы, - сказала Газете замгендиректора компании Крупская realty Марина Шпитманская. - Пакет согласований для жилых проектов гораздо более объемистый, да и инвестиции от объектов коммерческой застройки начинают возвращаться быстрее, нежели от жилья. Но, следуя логике мэра, скоро инвесторов никто и спрашивать не будет, где им строить коммерчески выгодные объекты. Все будут решать чиновники. Связываться с жильем, по крайней мере в центре, уже мало кто хочет, подтвердил на условиях анонимности представитель другой консалтинговой компании. А решение мэра о горзаказе может стать реакцией на усиление федерального присутствия в стройкомплексе Москвы, полагает он.



Главная --> Публикации