Главная --> Публикации --> Гараж в кредит – это возможно Москва, которой мы не увидели Чубайс в питере разводит мосты Дом на новый лад Москва нашла 120 га под жилье

Мирослав Мельник рассказал Ъ, что больше не имеет отношения к ресторанному бизнесу. Но начинал он именно с этого: бывший журналист Комсомольской правды в начале 1990-х создал один из первых столичных стрип-клубов Up Down, а затем участвовал в открытии ресторанов Версаль, Изуми, Три пескаря и др. В 1996 году успел поработать первым зампредом ВГТРК, а меньше всего времени провел на должности коммерческого директора аэропорта Шереметьево -- через полтора месяца после назначения (январь 2001 года) уволился по собственному желанию. Внимание газет бизнесмен вновь привлек летом прошлого года, когда компания, аффилированная с Amirale B.V. (СП Мирослава Мельника и ПСО Система-Галс -- дочки АФК Система), подала иск против мэрии Москвы и Москомархитектуры о незаконном расторжении договора аренды участка на месте бывшей гостиницы Спорт (см. Ъ от 22 августа). Оказалось, что планы господина Мельника построить на месте снесенной гостиницы многофункциональный комплекс площадью около 200 тыс. кв. м -- лишь часть его девелоперских замыслов.

Мирослав Мельник, чей ресторан Три пескаря в 90-е годы приглашал посетителей через телевизионную рекламу на федеральных каналах, с неменьшим размахом намерен проявить себя в девелоперском бизнесе. Как стало известно Ъ, экс-ресторатор не только судится с мэрией Москвы о возобновлении договора аренды участка на месте снесенной гостиницы Спорт, но инвестирует около $450 млн в строительство двух жилых кварталов площадью 280 тыс. кв. м в ближайшем Подмосковье.

Когда наши ожидания от совместного бизнеса оказались диаметрально противоположными, мы договорились с Матвеем, что я выкупаю за $30 млн его 24,5% в VI,-- сообщил господин Мельник. Его партнеру достался МБ Финанс. Господин Брилинг уточнил, что сейчас идет реконструкция принадлежащей МБ Финанс в Шереметьево гостиницы -- для ее реконструкции (добавится офисная часть) Росбанк выделил кредит в $25 млн.

По словам бизнесмена, до апреля 2007 года его основным партнером и совладельцем почти всех его активов был бизнесмен Матвей Брилинг. Господин Брилинг подтвердил, что после примерно пяти лет сотрудничества предприниматели решили поделить общие компании, процесс завершится к ноябрю. До партнерства с Брилингом компания господина Мельника Миралекс владела 12,5% компании VIP International (VI), занимающейся эксклюзивным обслуживанием пассажиров в аэропорту Шереметьево (еще 36,5% VI тогда принадлежало группе Тринити Давида Якобашвили, 51% -- Минимуществу). В 2002 году Тринити решила продать свою часть господину Мельнику. Тогда же я предложил Матвею в складчину заплатить $5 млн за пакет 'Тринити',-- говорит Мирослав Мельник. Партнеры консолидировали 49% долей VI, поделив их поровну (51% сейчас принадлежит МАШ, 100-процентной структуре Росимущества). Позже партнеры создали компанию МБ Финанс, которая стала владельцем гостиницы площадью свыше 19 тыс. кв. м в Шереметьево. Общим компаниям принадлежали также пансионат Алые паруса и участок размером 13 га там же, в Шереметьево.

Инвестиции в отель Станислав Ивашкевич из CB Richard Ellis Noble Gibbons оценивает в $9,5 млн. В строительство жилья в Шереметьево придется вложить не менее $150 млн,-- говорит коммерческий директор Межрегиональной девелоперской компании Алексей Остробородов. Он добавил, что на продаже готового жилья в этом районе экс-ресторатор сможет заработать $225-270 млн. А вице-президент Blackwood Михаил Гец оценивает объем инвестиций в проект на Пятницком шоссе в $195 млн, возможную выручку от продажи квартир -- в $390 млн.
Реконструкция Царицынского комплекса завершена. Попасть в восстановленный дворец до 1 сентября - задача не из легких, поскольку официальное открытие, как водится, назначено на День города. О роскоши интерьеров здания - фантастических хрустальных люстрах, золотых потолках и паркете из ценных пород дерева - уже ходят легенды. Впрочем, внутреннее убранство - не главное. Куда важнее городской ансамбль, который получила столица.

Пансионат Алые паруса и 13 га рядом с ним достались господину Мельнику. На месте пансионата появится гостиница уровня три звезды на 95 номеров (его открытие планируется в марте 2007 года), а участок будет застроен 150 тыс. кв. м жилья, сообщил бизнесмен. Кроме того, на Пятницком шоссе в 8 км от МКАД другой компании господина Мельника принадлежит еще 11 га земли, где он планирует построить 130 тыс. кв. м жилья бизнес-класса. Об этих планах осведомлен Матвей Брилинг.

В этом, собственно, и состоит главная проблема Царицына. Ландшафтный памятник - не разрушенный временем дом, который можно вдруг взять да отстроить заново. Но недаром же считается, что английский газон надо стричь 300 лет, причем регулярно. Возможно, с еще большим постоянством следует заботиться о древнем дворцово-парковом ансамбле, попавшем в окружение многонаселенных микрорайонов. Поэтому, увы, несмотря на самые серьезные меры, предпринимаемые московским правительством для возрождения полузаброшенной усадьбы, не будет преувеличением сказать, что Царицыно как территория со своим лицом и характером утрачено безвозвратно.

В садово-парковом искусстве есть такое понятие - пейзаж взаймы. Это когда усадебный парк имеет визуальное продолжение в живописных окрестностях за пределами усадьбы. Точки обзора тщательно подчеркиваются малыми архитектурными формами и элементами искусственно созданного ландшафта (лужайки, площадки, романтические холмики). Так, усадьба Поленово берет взаймы у прилегающих территорий окские просторы, Спасское-Лутовиново - степь широкую с лесистыми холмами. Царицыну занять у окрестностей решительно нечего. Больше того: несколько лет назад непосредственно в охранной зоне памятника воздвигли 22-этажную высотку, и ее, как утверждают профессионалы, не уничтожит даже Photoshop.

При всем этом Царицыну очень далеко до изящества исторических садов Англии или Германии. То, что сделано, - не реставрация, а реконструкция, причем весьма непунктуальная. Когда-то крыши царицынских построек венчали шпицы - ныне они воссозданы в образе тривиальных балконных ограждений. Дорожки хороши, но они не ведут, как в Кузьминках, к загадочным гротам или павильонам-капризам. Коричневые скамейки в парковом партере расставлены как попало и очень кучно - для тургрупп, не для влюбленных. При входах в парк появились новенькие павильоны с кирпичной облицовкой без каких-либо претензий на историзм. В Хлебном доме (там открылась очень интересная экспозиция музея-заповедника Царицыно, где можно увидеть проекты и описания Баженова и Казакова, отзывы их современников, фотографии советских времен, когда Царицыно постепенно приходило в упадок) устроен модный нынче в Москве атриум. Под небом в клеточку - концертный зал. До его появления любители музыки в усадьбе вполне довольствовались концертами в отреставрированном несколько лет назад Оперном доме. В экспозиционных залах смотрительницы в форме, еще не освоившись в новой профессии, постоянно вам что-то запрещают - то подходить к окну, то записывать на диктофон свежие впечатления. В итоге получился провинциальный музей столичной роскоши.

Репутация - страшная сила. Общественность привыкла к тому, что все, чего бы ни коснулась рука московских строителей, приобретает вид, мягко говоря, неузнаваемый. Отсюда - масса публикаций, направленных против проекта реконструкции ансамбля Царицына, который поначалу включал достройку стоявшего без крыши дворца и обустройство поросшего быльем и мусором парка. На этот раз столичные власти приложили немало усилий к тому, чтобы все выглядело прилично (можно даже сказать - корректно), но, разумеется, с сохранением столичного размаха. Царицыно оказалось очень подходящим для этого объектом. Размах выразился прежде всего в капитальной реорганизации гидросистемы и прибрежных территорий: воссоздана плотина, появились новые искусственные острова, оформлены набережные, часто расставлены стилизованные (но не чересчур) фонари, на открытых местах устроены аккуратные спортплощадки. Корректность, в свою очередь, коснулась и дворца, новая зеленая крыша которого почти сливается с листвой и потому - по крайней мере летом - кажется вполне незаметной. Пескоструйная машина очистила стены, благодаря чему они стали пестрыми, но все же остались древними. И даже парковые дорожки покрыты не фигурной плиткой, как в Лефортове, а, как и положено в исторических садах, кирпичной крошкой.

Зато в центральной части Царицына появилось очень много новых квадратных метров - во дворце, флигелях, в строящемся отдельном здании у центрального входа. Что разместится на этих метрах? Выставки художников, дружественных правительству Москвы? Вместо романтических руин - офисы и артефакты, вместо старого запущенного сада - аккуратный ПКиО. А в общем и целом - еще один большой московский проект. И к нему мы все скоро привыкнем.

Впрочем, дьявол в данном случае не в деталях, а в исторических слоях, которые утрачены. Совсем недавно исчезли из окрестностей дворца остатки старых царицынских дач. Дачи - очень важный пласт в истории Царицына. Даже в совсем обветшалом состоянии они придавали этому месту, можно сказать, третье измерение, связывая Екатерининские времена с нынешними. Это были дачи эпохи модерна - с характерными башенками, с цветными стеклами, с элементами скандинавского стиля. В Юрмале, например, такие дома неприкосновенны. Царицынские дачи связаны с именами Бахрушиных и Муромцевых, Леонида Андреева и Ивана Бунина, в местном театре игрались замечательные спектакли, собиравшие модную московскую публику. У Буниных никогда не было в Москве собственного дома, и Царицыно считается одним из бунинских мест. Вероятно, воспоминаниями об этом парке был навеян образ Темных аллей в позднем творчестве писателя. Здесь располагалась дача Сергея Муромцева, дяди Веры Николаевны Муромцевой-Буниной, который вошел в историю как первый председатель Государственной думы. Бунины часто приезжали к нему в гости, и одно время Иван Алексеевич сам снимал дачу здесь. Общественное объединение Бунинское наследие предложило воссоздать эти дома, запечатленные на фотографиях, и устроить музей русского парламентаризма. Предложение рассматривалось на слушаниях в Мосгордуме, но было признано коммерчески бесперспективным.

Сундук с загадками

Если бы камни могли говорить. Наверное, так оно и есть. Только мы не понимаем их слов. Жаль. Потому что великолепный дом Пашкова напротив Боровицких ворот московского Кремля по адресу Моховая, 3 до сих пор задает вопросы, на которые нет ответа.

Еще загадка. Никто не знает автора проекта этого шедевра московского зодчества. Правда, большинство специалистов полагают, будто перед нами очередное (и единственное в столице) романтическое творение Василия Ивановича Баженова. В частности в его черновых эскизах будущего Большого кремлевского дворца, говорят, явно прослеживаются некоторые черты будущего дома Пашкова. Ну а позднее, когда в 1784 году П. Пашков подыскивал зодчего для своего московского жилища, Баженов наверняка с удовольствием принял заказа отставного офицера.

Прежде всего, непонятно, зачем было отставному капитану-поручику лейб-гвардии Семеновского полка Петру Егоровичу Пашкову скупать за огромные деньги земли со всеми постройками на высоком Ваганьковском холме, чтобы соорудить на нем во многом уникальную, а главное столь огромную усадьбу. Ведь кроме жены у бывшего и к тому же очень больного гвардейца никого не было. Званых балов и вечеринок хозяева тут устраивали крайне редко. Да родственников у семейной четы по пальцам можно было пересчитать. В таком случае, вероятно, гвардеец мог обойтись и уютным особняком. Но факт есть факт. Причуда состоялась.

Сказочный дворец

Вице-президент Академии художеств Санкт-Петербурга, член институтов изящных искусств Парижа, Флоренции и Болоньи Василий Иванович сотворил прямо напротив Кремля настоящее чудо в камне. В принципе это классический стиль. Вот только в отличие от Матвея Казакова В. Баженов всегда стремился избегать почти догматической строгости классики. Он легко и просто (но всегда блестяще) дополнял ее элементами других стилистических направлений. Тем самым в архитектонике дворца на холме, построенном всего за 2 года, органичным образом соединились элементы античности, классицизма и типичной роскошной московской усадьбы. Современники даже поговаривали, что прямо под дворцом был сооружен еще и просторный туннель, который вел в кремлевские палаты. Если это не выдумки, возникает третий вопрос: зачем.

По косвенным сведениям (тоже легенда?) В 1818 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III (отец будущей жены Николая I) так и поступил. По приглашению Александра I он поднялся с двумя сыновьями в беседку бельведера восстановленную (предположительно под руководством Осипа Бове) после пожара 1812 года. Осмотрел полуразрушенный город, затем будто бы встал на колени и взволнованно произнес несколько раз: Вот она, наша спасительница.

Центральная часть здания - 3-х этажный корпус с классическим четырехколонным портиком. По его бокам - фигуры античных статуй. Сам портик дополнен круглой беседкой (бельведером). А на крыше беседки восседал древнеримский бог войны Марс с копьем в могучей руке. В целом же такой высоты было удобно обозревать почти всю Москву, утопавшую в садах.

Во дворе высились постройки Манежа, конюшен. Ну а по склону холма за кованой ажурной оградой (возле нее всегда собирались толпы городских зевак) вела широкая мраморная лестница в усадебный сад. Здесь Петр Егорович посадил целую аллею декоративных деревьев и кустарников, поселил множество попугаев, павлинов, других экзотических птиц. Соорудил несколько прудов на английский манер с лебедями и 2 бассейна, а между ними устроил хрустальный фонтан. При этом имелась в саду и своя сценическая площадка, на которой восседала труппа крепостных музыкантов и с инструментом в руках услаждала слух хозяев или их редких гостей.

По сторонам центрального здания белым фасадом в сторону Кремля 2-х этажные флигели. В одном из них в 1805 году на некоторое время обосновалась труппа Императорского театра, где впервые вышел на сцену выдающийся актер Михаил Щепкин.

После того как владелец дворца скончался, а затем не стало и его супруги (детей у этой семейной пары не было) дом по наследству достался двоюродному брату бывшего хозяина мелкому помещику села Верхнее Талызино в Симбирской губернии Александру Ильичу Пашкову. Не располагая достаточными средствами для содержания роскошной усадьбы, он начал было подумывать о выгодной продаже этого уникального строения.

Хорошее наследство - в плохие руки

Дальнейшая судьба

Не получилось. Выручил случай. В то время известный в Москве купец, золотопромышленник и собственник 8 медеплавильных заводов в Башкирии И. Мясников подыскивал своей второй дочери Дарье Ивановне, так сказать, выгодную партию из дворянского сословия. В приданое отдавал 4 завода, 20 тысяч крестьян и рабочих, а также почти умопомрачительную сумму денег. Как бы там ни было, но именно ничем не примечательный безвестный владелец дома Пашкова Александр Ильич повел под венец Дарью Ивановну. Жили супруги на широкую ногу. Ни в чем себе не отказывали. Теперь здесь каждый день бывало множество знатных людей, и устаивались балы с фейерверками по любому случаю. Кстати здесь Дарья Пашкова родила сына Василия, который стал генералом и членом Государственного совета.

В общей сложности только книжное хранилище, размещенное на первом этаже центрального корпуса, насчитывало 700 тысяч томов. В здании Манежа находился читальный зал. В нем подолгу работал над романом Война и мир Лев Толстой, допоздна засиживался Дмитрий Менделеев, а в 1863 году тут за каким-нибудь столом можно было встретить и Владимира Ульянова. В левом флигеле Румянцевской библиотеки, как этот дом стали называть москвичи, поместили коллекцию минералов. Третий этаж дома отдали под Зал русской живописи. Ее украшением стало полотно А. А. Иванова Явление Христа народу. Перестроили и конюшни. Их приспособили под Музей этнографии.

В 1831 году последней владелицей странного дома на холме стала внучка Александра Ильича. Тоже Дарья (по мужу Полтавцева). Наконец с 1839 года здание опустело, перешло в казну, и вплоть до 1852 года в нем располагался Дворянский университет. Затем 4-я московская мужская гимназия. А 3 мая 1861 года указом императора Александра II сюда из Петербурга перевели богатейшую коллекцию раритетов из художественного собрания графа Николая Петровича Румянцева, сына прославленного генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.

Наши дни

После Октября 1917 года Румянцевский музей расформировали. Живописные полотна передали Третьяковской галерее. Собрание книг перекочевало в нынешнюю Российскую государственную библиотеку (построена в 1930 году) рядом с шедевром В. Баженова. Постепенно дом Пашкова приходил в упадок, и на глазах всей Москвы, превращался в руины. В 1988 году московские власти взялись за восстановление здания, но через 7 лет работы приостановили из-за отсутствия средств.

Что здесь будет? В центральном корпусе разместят выставочные залы, где разместят множество раритетов: древние рукописи, коллекции минералов, старинные иконы, картины известных художников, этнографические экспонаты и даже глобус Крузенштерна. Во флигелях расположатся отделы рукописей, нотных изданий и звукозаписей РГБ.

В 2003 году уже федералы взялись здесь за реставрацию. По мнению Юрия Лузина, заместителя начальника дирекции капитального строительства и реконструкции Российской государственной библиотеки (РГБ) все работы по дому Пашкова должны быть завершены в нынешнем году.

Комитет по финансовому мониторингу предлагает расширить перечень организаций, обязанных сообщать обо всех проводимых ими сделках на сумму свыше 600 тыс. руб. и включить в него агентов недвижимости. Кроме того, риэлторам придется докладывать в КФМ о подозрительных, с их точки зрения, клиентах.

Дом Пашкова восстановят почти в прежнем виде. Почти. Потому что без бога Марса над бельведером, декоративного сада с его фонтанами и бассейнами - все это уничтожено еще в советскую эпоху. Да и Москва - давно не город, напоминавший деревню, утопающую в яблоневых садах.
Как стало известно М2, Комитет по финансовому мониторингу РФ (КФМ) планирует предложить Госдуме внести в ряд действующих законов поправки, обязывающие агентства недвижимости докладывать властям о подозрительных финансовых операциях. На данный момент это уже делают банки, брокеры, игорные заведения, консультанты и нотариусы.

Как официально заявляют руководители КФМ, их инициатива продиктована давлением Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Группа 21 июня 2003 года утвердила «40 рекомендаций» по борьбе с отмыванием преступных доходов, которым должны следовать все члены FATF, включая Россию. В соответствии с документом эти страны устанавливают уголовное наказание за любые виды отмывания преступных доходов и расширяют круг организаций, обязанных доносить финразведчикам на своих клиентов. Более того, из-за границы нам настойчиво советуют заставить банки и компании раскрыть своих конечных владельцев.

В мае 2003 года КФМ уже расширял данный список за счет игорных заведений. В итоге, если гость казино отказывается от идентификации своей личности, заведение вправе на вполне законных основаниях отказать ему в выплате выигрыша.

Вместе с тем как депутаты Госдумы, так и столичные риэлторы скептически отнеслись к намерениям КФМ. Не секрет, что чаще всего сумма сделки между клиентом и агентством недвижимости оглашается не полностью. Причина в том, что стороны не желают платить налоги, на бремя которых сегодня не жалуется только ленивый. Ужесточение контроля может подтолкнуть их еще больше скрывать свой оборот. Есть и другая проблема. «Поправки не только не способствуют повышению прозрачности рынка недвижимости, но и, наоборот, повлекут за собой усиление коррупции на нем, — говорит депутат Госдумы Иван Грачев. — Все равно клиент и агентство не станут оглашать реальную сумму сделки, как не делают этого и сегодня». По его мнению, сегодня рамки, поставленные налоговиками и нотариусами, достаточно жестки для покупателей жилья, что влечет за собой укрывание истинных масштабов рынка. «Я сомневаюсь, что нижняя палата парламента примет законопроект», — добавил он.

Основные поправки КФМ планирует внести осенью этого года, а полностью предложения FATF оформят в виде изменений в российское законодательство в первой половине 2004 года. Как считают в КФМ, в случае невыполнения перечисленных выше требований, Россия снова попадет в «черный список» FATF, из которого вышла в октябре прошлого года. В итоге группа разразится неблагоприятным для нашей страны заключением. Например, посоветует западным бизнесменам не инвестировать деньги в экономику РФ.

К сожалению, руководство КФМ категорически отказывается от комментариев. Можно предположить, что комитет оказался в непростой ситуации. С одной стороны, первым лицам страны очень не хочется, чтобы иностранные инвесторы боялись «русской мафии». С другой — властям трудно не считаться с российской действительностью. Например, риэлторы полагают, что к прозрачности ведет именно отмена контроля, а не наоборот. В неофициальных беседах сотрудники правоохранительных органов утверждают, что выполнение международных требований — дело второе. Главное — элементарный контроль над своими согражданами. За теми, кто не спрятался, и к деятельности которых удалось применить интересную формулировку «подозрительная финансовая операция». Если учесть, что в России близость к власти — удобная возможность скрывать свои доходы, а население лет десять, как прибедняется, то высказанное мнение не столь уж и спорно. Правда, иностранцев можно водить за нос долго, а россиян — только во время короткого срока адаптации к новым правилам.

Депутат Сергей Митрохин обратил внимание, что КФМ еще ни разу не отчитывался о своей работе перед Думой. Он считает, что деятельность комитета в настоящее время «достаточно туманна, как и недавно распущенной Налоговой полиции». Напомним, что полиция должна была контролировать сбор налогов и возвращать деньги в бюджет, но не справилась с возложенными обязанностями (или, наоборот, переусердствовала). В результате 1 июля 2003 года ведомство упразднили.

По поводу отмены налогового контроля в своем интервью М2 вице-президент РГР Андрей Гусев заметил, что рынок недвижимости станет более прозрачным. Процент сделок, оформленных юридически чисто, станет больше и, как следствие — рынок будет менее криминализированным.

Стоит вспомнить, что совсем недавно президент России подписал закон, отменяющий налоговый контроль за крупными расходами физических лиц. Таким образом, из Налогового кодекса исчезли три статьи, на основании которых в 1999 году был организован контроль над доходами и расходами граждан страны. Однако ничего, кроме головной боли, налоговикам этот контроль не принес, а казна так и не получила запланированных денег.

Андрей Жинган
Руководитель отдела по связям с общественностью компании МИАН:
— Гадать на кофейной гуще «примут – не примут» – бессмысленно. Подождем окончательного решения после третьего чтения. На самом деле, у нас вопросов больше, нежели ответов. Критерии определения сомнительности операции слишком субъективны. Что проверять: деньги, внешность?.. Как определять? Где точные границы?
На мой взгляд, это решение неправильно. Помните, подобную практику пытались несколько лет назад применить к компаниям, торгующим дорогими вещами (такие, как мебель, антиквариат, автомобили). Последние обязаны были сообщать в налоговые органы о подозрительных сделках. Так вот, опыт показывает, что механизм этот бездействует. По сути покупатель оказывается заложником системы, да и продавцам это невыгодно. Поэтому ряд положений Налогового кодекса отменили.

Как только появился Налоговый кодекс РФ, пресловутые статьи стали объектом жесткой критики правозащитников. Юрист Андрей Саморядов сообщил М2, что контроль государства над расходами граждан себя не оправдал. Нельзя всех граждан подозревать в недобросовестности. По его убеждению, подобное не может происходить в государстве, в котором действует презумпция невиновности.



Главная --> Публикации