Главная --> Публикации --> Зависит ли цена «квадрата» от китайского цемента Особенности национальной жизни за городом Кто получит деньги на капитальный ремонт? Юрий лужков не спешит ликвидировать промзоны Как оформить перепланировку квартиры

Сдается, подобная психология отживает свое. Москва неизбежно прекратит служить символом крутизны по жизни, равно как и перестанет да ведь уже практически перестала быть городом, где люди просто живут. Само понятие москвич в том смысле, в каком его понимали люди XX века, доживает последний десяток лет. Какие там поэтические прогулки по Замоскворечью и прочим Патриаршим прудам! Не город для жизни тут, а инструмент для зарабатывания денег. Офисы, фитнес-центры, рестораны, WiFi и так далее. Инфраструктура. Нью-Йорк для первого поколения приезжих. Тут будут жить не москвичи, а люди со стилем жизни Где ты? Сегодня в Москве, завтра уже улетаю. Вот что такое будет Москва.

В Москве, по авторитетным опросам, хотели бы проживать 60 млн российских граждан. Удивительная цифра а почему не все 140 млн? Тут же так хорошо, в Москве. Тут метро. McDonald's. Зарплаты от штуки. Пусть запредельные пробки. Но ты же в форд-фокусе пробку преодолеваешь а это о чем говорит? Что ты все равно крутой.

Поэтому, честно сказать, мне не очень-то верится в прожекты возвращения столицы к средневековому полицентрическому виду (см. статью Игра в городки). Ну будут городки разного уровня комфортабельности все равно не та самая Москва. Коренным москвичам, если они действительно убеждены в том, что несут самобытную культуру и хотят сохранить ее для потомков, логичнее завтра же переехать под Кострому или под Калугу туда чистоган по-московски еще долго не доберется.

С этой же точки зрения стоит смотреть и на деятельность Лужкова. Вот перекопал он всю Ленинградку вдоль-поперек дальновидно. Будет современная многополосная магистраль, в которой нуждаются вечно торопящиеся деловые люди. Ну а любимого небогатыми москвичами трамвая № 23 не будет да и не надо. Гиляровский, Булгаков, Аннушка, масло забудьте. Когда это было? Меркурий давно уже победил не только Аннушку, но и самого Воланда.

Если же говорить о значении обстоятельства для России в целом, то это скорее плюс. Исчезнет копившаяся десятилетиями ненависть провинциалов к столичным жителям. У них появится повод для гордости: они ведь живут в человеческих городах, а не на бездушной эллипсоидной территории. В один из таких городов можно даже столицу будет перенести, ведь возражать против переноса никому будет не интересно.

Бессмысленно рассуждать, как это все плохо, так же как нет смысла винить мать-природу в землетрясениях. Москвы той, какой мы ее еще помним, объективно не будет, а будет лишь ограниченная МКАД и похожая на эллипс территория, где очень удобно делать бизнес. Проживать на ней будет не слишком престижно, но в то же время и не позорно ты просто живешь тут, поскольку делаешь деньги.

Руководитель службы технической поддержки компании Новартис Алексей Матвеев пять лет назад впервые путешествовал по платным дорогам в Европе и теперь старается пользоваться только ими. Я как-то сравнил бесплатный серпантин в горной Норвегии с платной дорогой сквозь горы, делится впечатлениями Алексей. Мало того, что длина пути заметно отличается, так еще и разница примерно такая же, как между МКАД и переулочками в центре Москвы. Матвеев с удовольствием платит 2-3 евро за 100 км, чтоб получить комфортную и безопасную езду со скоростью 200 км/ч.

Я понимаю, что в действительности все может быть и не так будущее все же непредсказуемо. Только нарисованная фантасмагория по большому счету ничем не хуже разного рода градостроительных планов, устремленных на десятилетия вперед. Вряд ли и сами градостроители строят иллюзии насчет того, что все запланированное ими сбудется. Зачем же тогда они строят несбыточные планы? Версий у меня две: а) для прикола; б) чтобы уже сегодня распределять участки под будущую застройку.
Платные магистрали в России: сколько должен стоить проезд, чтобы это было выгодно инвесторам и автомобилистам, и можно ли изменить правила дорожного движения, чтобы не пришлось платить штрафы за превышение скорости.

Впрочем, есть несколько спорных моментов. С одной стороны, согласно федеральному закону О платных автомобильных дорогах (находящемуся, правда, сейчас на доработке) частных платных дорог в России не предусмотрено, они должны находиться в государственной или муниципальной собственности. Так что государство может только отдать кусочек асфальта в аренду на энное число лет, а потенциальный инвестор должен удовлетвориться лишь концессией и понимать, что вложения окупятся очень и очень нескоро. С другой стороны, водители еще не вполне готовы платить за проезд. Судя по недавнему опросу Левада-центра, только 11% респондентов готовы регулярно ездить по платным дорогам. Почти каждый пятый не собирается платить ни при каких обстоятельствах и еще 37% проедут через турникет в исключительных случаях. А ведь все уже подсчитано: для того чтобы магистрали приносили прибыль инвесторам, говорит Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов Свобода выбора, нужно установить плату за проезд примерно доллар за километр.

Возможно, скоро и в России автомобилисты смогут за свои деньги насладиться быстрой ездой. C 24 сентября объявлен конкурс на строительство скоростной автомобильной магистрали Москва Санкт-Петербург на участке 15-58 км и автодороги Новый выход на МКАД, которая будет частью федеральной трассы М-1 Беларусь (Москва Минск). Министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал, что итоги будут подведены в два этапа: предварительные 24 декабря этого года и окончательные в мае 2008-го на Транспортном форуме в Сочи. Скоростная автомобильная дорога Москва Санкт-Петербург станет дублером наиболее загруженной федеральной автодороги М-10 Россия. Расчетная скорость движения, по словам Левитина, составит 150 км/ч, общий объем инвестиций в строительство 54 млрд 933 млн руб., в том числе из Инвестиционного фонда 25 млрд 798 млн руб., из средств частных инвесторов 29 млрд 135 млн руб. Срок реализации проекта: 2007-2010 гг. По заверениям министра, максимальная стоимость проезда составит 3 рубля за 1 км, однако окончательное слово за инвесторами. Если все получится, как задумано, то вместо известной поговорки Тише едешь дальше будешь появится новая: Дешевле заплатить, чем ехать по бездорожью.

Но такие деньги автомобилисты платить не готовы. А стоимость 3-4 руб. за километр, о которой говорят транспортники, недостаточна, чтобы заинтересовать инвесторов!

За один километр пути нужно будет заплатить 3 рубля, то есть маршрут москва Питер встанет в 2000 рублей

Внимание на кусты
Вопрос еще и в том, будет ли на платных трассах особый режим движения. Характерна в этой связи история, которую блоггер под ником znakshowbiz рассказал на форуме avto@ mail.ru, где обсуждалась новость о конкурсе. На М4 (трасса Москва Дон. Пятница.), где есть платный отрезок отличного по сравнению с основной дорогой асфальта, я был сильно удивлен, когда, проехав километров 10 на 200 км/ч, был остановлен гаишником. Продемонстрировав на радаре мою скорость, он потребовал штраф. На мое искреннее удивление, а что он тут вообще делает, он заметил: То, что дорога платная правил дорожного движения не отменяет. Штраф пришлось заплатить. То же ждет нас и на новой трассе: 2000 руб. за 685 км до Питера это вход в бар, а напитки по желанию клиента и за отдельные средства :).

Между тем прецеденты создания платных дорог в России уже есть. Например, в Воронежской области еще 10 лет назад открылся платный участок в Семилуках (от 20 до 40 руб. за 50 км), но в 2005 году он был закрыт в связи с нерентабельностью, то же произошло в Липецкой области, на объезде села Хлевное, а в Хакасии судебные приставы арестовали часть имущества некоего АО, в том числе и единственную в округе платную автодорогу, ведущую от мраморного карьера до поворота на курорт Гладенькая.

Там, где кончается асфальт
Строительство и содержание в порядке хороших и необязательно платных дорог стопорится не только из-за отсутствия средств (например, в прошлом году финансирование составило 15% от необходимого), но и из-за недостаточной мощности заводов по производству асфальта. А значит, вполне возможно, что в будущем асфальт в первую очередь будут варить только для платных трасс, а строительство новых и реконструкция старых постепенно сойдут на нет. В законопроекте о платных дорогах, говорит Вячеслав Лысаков, отсутствует регламент содержания бесплатных трасс-дублеров. А раз механизм отсутствует на бумаге, в реальности, как всем нам хорошо известно, его никто не будет исполнять. В России и сейчас лишь 37% федеральных и 27% региональных дорог соответствуют техническим требованиям. Что будет с ними, когда появится сеть платных магистралей при отсутствии требований содержать дублеры, сложно представить, -размышляет Лысаков. В Европе платные дороги не имеют прибыли, а полученные дивиденды лишь поддерживают их техническое состояние и минимально обеспечивают содержание инфраструктуры.

Так что, похоже, рассекать и по платной автостраде Москва Санкт-Петербург, и по другим автобанам, которые рано или поздно начнут строить, опять будем с оглядкой на придорожные кусты. Во всяком случае, Сергей Соболев, начальник отдела дорожной инспекции Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в разговоре с Пятницей ничего обнадеживающего на эту тему не сказал. Законопроект Об автомобильных дорогах не содержит никаких специальных технических подробностей о правилах передвижения по платным магистралям, замечает он. Поэтому пока можно предположить, что на них будут действовать те же ограничения скорости и правила, как на обычных трассах. В пилотных проектах платных магистралей в России и правила передвижения, и работа сотрудников ГИБДД такие же, как на бесплатных дорогах.

Зато оно может повлиять на снос жилых домов в районах, где пройдут эти трассы. Федеральное законодательство предусматривает изъятие земли для государственных нужд, объяснил Пятнице Владимир Яхонтов, заместитель генерального директора компании МИЭЛЬ Загородная недвижимость. В данном случае (имеется в виду магистраль Москва Санкт-Петербург. Пятница.) строится федеральная трасса, поэтому земли будут изъяты в любом случае. Жителям прилегающих районов при этом выплатят компенсацию. Возможно, какие-то суды между собственниками и властями будут иметь место, но только по вопросам размера компенсаций или предоставления жилья взамен сносимого.

Впрочем, в Росавтодоре, куда мы обратились за комментариями, опасений скептиков не разделяют. В пресс-службе Федерального дорожного агентства Пятнице сообщили, что в законопроекте Об автомобильных дорогах есть специальный пункт, смысл которого в следующем: у любой платной магистрали обязательно должен быть дублер в хорошем состоянии, позволяющий безопасно передвигаться, поэтому все планы и действия Росавтодора сейчас направлены не на оптимизацию, а на развитие автодорожной сети. Финансирование увеличивается, и, таким образом, как нас заверили сотрудники Росавтодора, на планы по реконструкции и проложению дорог в районах, где появятся платные магистрали, строительство этих самых платных магистралей никак не влияет.

Независимая мониторинговая компания Экостандарт предоставила Известиям экологический рейтинг столичных парков. Экологи обследовали 25 самых популярных у москвичей зеленых зон.

А сейчас жители Твери, Новгорода, Солнечногорска всеми правдами и неправдами пытаются раздобыть карту новой трассы, а обитатели Химок в форумах закидывают друг друга вопросами, пройдет платная автомагистраль через микрорайон Левобережный или нет: жить в квартире с окнами на 14-полосное шоссе мало кому хочется.

Все места отдыха были поделены на четыре группы: от самых чистых - парки, пригодные для прогулок с детьми и занятиями спортом, до самых грязных - парки, рекомендуемые для кратковременного посещения. В зеленых зонах из этого списка отмечаются сильная загазованность, очень высокий уровень шума, несанкционированные свалки.

Для того чтобы классифицировать столичные парки, специалисты Экостандарта произвели в каждом из них замеры уровня загрязнения атмосферного воздуха, радиации и шума. Также учитывалось наличие вблизи зеленых зон экологически вредных промышленных объектов и загруженных автомобильных дорог. Обратили внимание экологи и на качество уборки территорий - за разбросанный на газонах бытовой мусор парки теряли баллы.

- Скопления деревьев и кустарников недостаточно для того, чтобы быть уверенным в экологической чистоте такого места, - рассказал Известиям специалист Экостандарта Сергей Кривозерцев. - Например, парк Кузьминки единственный из периферийных парков попал в список самых грязных. В нем был зафиксирован повышенный уровень радиации, особенно у входа в парк, а также повышенное содержание газа метана, что говорит о том, что здесь могут быть захоронены отходы. Зато находящийся в центре Нескучный сад оказался одним из самых чистых в городе - он защищен от автотрасс Москвой-рекой и территорией 1-й Градской больницы. Среди бегунов очень популярен Чистопрудный бульвар, но занятия здесь спортом могут только навредить здоровью. Воздух на бульваре буквально пропитан автомобильными выхлопными газами, а при беге, как известно, легкие лучше усваивают вредные примеси.

Первое место в экорейтинге чистоты заняли три зеленые зоны: Воробьевы го-ры, Серебряный Бор и Нескучный сад. По мнению экологов, здесь наиболее благоприятная природная атмосфера. А вот гулять по ЦПКиО им. Горького и Поклонной горе (они замыкают рейтинг) не слишком полезно для здоровья.

Парки, пригодные для прогулок без детей и занятий спортом: Лианозовский парк.

Экологический рейтинг столичных парков
Парки для прогулок с детьми и занятий спортом: Воробьевы горы, Серебряный Бор, Нескучный сад, Царицынский парк, Ботанический сад, Филевский парк, Измайловский парк, Химкинский парк, Зеленоградский парк, Таганский парк.

Парки, рекомендуемые лишь для кратковременного посещения: Александровский сад, Коломенское, сад Эрмитаж, Поклонная гора, Чистопрудный бульвар, парк Кузьминки, Пресненский парк, ЦПКиО им. Горького.
По федеральному законодательству собственники квартир в многоэтажных домах становятся и собственниками земельных участков, на которых стоит жилое здание. Как будет проходить межевание? С таким вопросом мы обратились к депутату Мосгордумы Михаилу Москвину-Тарханову.

Парки, пригодные для прогулок без детей: Битцевский парк, Хамовнический парк, Фестивальный парк, Сокольники, ВВЦ, Кусково.

Да, в Жилищном кодексе существует норма: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество лестничные площадки, подвалы, чердаки, крыша, фундамент и т.д. Все это находится в их долевой собственности. А также и земельный участок, необходимый для использования дома.

В пределах одного метра
В законе О землепользовании и застройке в городе Москве, принятом Мосгордумой пока в первом чтении, устанавливаются порядок охраны земель и контроля за их использованием, градостроительные требования к землепользованию. Федеральное законодательство требует, чтобы земельные отношения были подчинены градостроительным. Так же и иное законодательство подчиняется градостроительному на землях поселений. Градостроительные отношения, тем более в Москве, базовые. И только вопросы, связанные с безопасностью и жизнью людей, выше градостроительных.

Мэр принял принципиальное решение: в собственность будет отводиться только земля по периметру фундамента вместе с отмосткой. Как он фигурально выразился один метр от фундамента. На самом деле у разных типов домов это может быть и 70 см, и полтора метра. А вся остальная территория будет находиться в общественном пользовании. В тех случаях, когда это отдельно стоящее жилое здание, земельный участок может быть отдан жителям в аренду, но с тем, чтобы территория находилась под контролем государства и не выпадала из общей ткани города. В дальнейшем, возможно, через много лет такие участки можно будет передать и в собственность гражданам, совладельцам дома, все зависит от того, как они будут им пользоваться.

Провести межевание в таком городе, как Москва, нелегко. Застройка плотная, обозначить границу, где заканчивается один земельный участок и начинается другой, иногда просто невозможно. При этом требуется сохранить общественные территории, дороги, подъезды, в том числе и для обеспечения пожарной, технической и прочей безопасности людей.

Я процитировал, что отводится участок в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Законодательство образуется из федеральных законов и законов субъектов Федерации, то есть и московских. Законы субъектов Федерации определяют общий принцип, который сохраняет единство города, возможность использования общественных территорий.

Свой вишневый сад?
Это не противоречит федеральному законодательству?


Заборостроение проникло в наш город. Вот сейчас наблюдаю такую ситуацию. Рядом с Художественным театром имени Горького, который возглавляет режиссер Доронина, стоит большой красивый дом. Около него маленький сквер. Сначала это был общественный сквер, его благоустроили, а потом закрыли калитку на замок и превратили в собственный маленький сад. На каком основании? Это общественная озелененная территория. Здесь должны отдыхать москвичи. Да, можно калитку закрывать на ночь. Но почему она днем закрыта? Получается, что уже приватизировали общественную территорию. Это возмутительно. И таких случаев я знаю много.

В последнее время в Москве, даже в центре, появилось много заборов.

Земля может быть использована как предмет залога, получения кредита, как предмет хозяйственной деятельности любого другого уровня. Не исключено, что за забором появится маленькое предприятие, организованное местным товариществом собственников жилья, которое будет торговать пищевой продукцией. Многие объединения жителей так и воспринимают: возьмем кусок территории, поставим здесь магазинчик.

Заборы могут стоять только в тех местах, где не мешают другим людям, не загораживают проход. Если мы сейчас так плохо пользуемся земельными участками, что это вызывает массу нареканий, то что же будет, если отдадим эти участки в собственность?

Во многих европейских городах и в Америке нет заборов между участками. Живые изгороди отделяют дома от улицы. Например, город Карловы Вары в Чехии. Маленький туристический город в горах. Там нет тупиков, создана система свободных проходов: по какой бы улице ни пошел, на какую бы лестницу ни поднялся, всегда выйдешь на другую улицу или в переулок. При нашей психологии везде бы стояли заборы. И люди бы жили, как в клетках, и гуляли бы только по одной улице центральной.

Но все должно быть подчинено законодательству. И никаких магазинчиков на территории, предназначенной для эксплуатации дома, быть не должно. Там могут быть детские, спортивные площадки. Но это опять же не значит, что какой-то дом может захватить кусок территории, сделать детскую площадку и никого на нее не пускать. Это тоже неправильно.

Да, мы отказались от строительства торгового комплекса.

Пушка не Манежная...
Михаил Иванович, почему меняется проект реконструкции Пушкинской площади? Московские власти отказались от строительства торгового комплекса?

Потом ситуация стала меняться, а сейчас, по-моему, изменилась окончательно. Экономика растет, инвесторы выстроились в очередь и мечтают построить хоть что-нибудь. Теперь не они нам навязывают, а мы им диктуем правила игры.

Когда-то после дефолта, когда иностранные инвесторы стали бояться вкладывать деньги в промышленность, банки не давали кредиты, завис московский долг. Кстати, этот долг мы дефолту не подвергли, а весь отдали. Вся страна отказалась платить, а Москва, стиснув зубы, платила, поэтому к нам и вернулся бизнес. В то время нам нужны были инвесторы. Они пришли и во многом диктовали свою политику.

Огромный проект перегружал маленькую по сравнению с Манежной Пушкинскую площадь. Манежная площадь выдержала громадный объект, но она и по-другому расположена. А здесь перегрузка будет колоссальная. Жители, разделившись на отдельные группы, выступили против подземного центра. Они опасаются, что глубокий подкоп приведет к смещению пластов земли.

Попытка решить реконструкцию Пушкинской площади за счет инвесторов это, может быть, последний пережиток того времени, когда мы зависели от инвесторов. Поскольку переговоры с фирмой начались значительно раньше, то решено было так: пусть инвестор на свои деньги построит транспортную развязку, большой гараж, благоустроит территорию. И за это мы ему разрешим построить четырехэтажный подземный торговый центр а ля Манеж прямо под сквером.

Сегодня существует концепция: выстроить на месте Пушкинской площади Страстной монастырь, восстановить прежнюю застройку. Памятник Пушкину перенести на Тверскую площадь. Как только люди увидят, что сносят зеленый сквер и восстанавливают застройку, будет примерно такой же скандал.

Высказали свое мнение сторонники воссоздания Пушкинской площади в виде площади Страстного монастыря. Для этого надо снести кинотеатр Россия, против чего я лично не возражал бы. Считаю этот кинотеатр младшим братом гостиницы Минск, это не шедевр. Здание можно спокойно перестроить.

Я однажды имел честь разговаривать с Его Святейшеством Патриархом Алексием II по поводу строительства одного небольшого прихода в Центре, и он сомневался а нужен ли этот дом? Единственное место в России, полностью насыщенное храмами, Центральный округ Москвы, говорил он мне. Нужно церкви строить в новых районах. Только аргумент, что в этом приходе бывает много жителей из других частей города, убедил его поддержать такое строительство.

Страстной монастырь на центральной площади, конечно, будет посещаемым. Но здесь рядом находится огромное количество других церквей и монастырей. И если строить Страстной монастырь, то, видимо, строить его надо там, где не хватает церквей.

Сегодня мы не зависим от инвесторов, как прежде. Почему при нашем нынешнем экономическом положении мы должны строить громадный торговый центр, а не можем на бюджетные деньги построить развязку, гараж и благоустроить территорию? Я решил, что надо придерживаться такой точки зрения. С этим предложением выступил на заседании общественного совета. И меня поддержали. Мэр выслушал всех выступающих и вынес решение.

Большинство людей не хотят, чтобы Пушкинская площадь изменилась. Как выглядела площадь Страстного монастыря москвичи не помнят. От нее не осталось ничего. В советское время снесли Страстной монастырь, построили новый сквер, здание Известий, а потом добавили к этому кинотеатр Россия и новое здание Известий. И все. Дальше площадь не менялась. Так и зафиксировалась в сознании людей.

О нашем собеседнике
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. Окончил Московский государственный университет им. Ломоносова. Работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.


Город не может быть конгломератом старых зданий, он не лавка старьевщика, но в нем должны быть сохранены настоящие памятники истории и культуры. А все улицы в историческом городе должны создавать обрамление этим памятникам, быть красивыми и соответствовать их историческому облику и стилю. И перегружать это все многофункциональными объектами совершенно не нужно. К удовольствию жителей, строить торговый комплекс не будем.

Получил второе высшее образование юридическое, защитил диссертацию. Кандидат юридических наук.

В 1990 году был избран депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года москвичи постоянно избирают его депутатом Мосгордумы. Председатель комиссии Думы по перспективному развитию и градостроительству.



Главная --> Публикации