Главная --> Публикации --> Экологический компонент Один соинвестор – одно машино-место Ипотека с уплывающим процентом Октябрьская революция на "домэкспо" Оценка — «удовлетворительно»

Еще недавно казалось, что все эти проблемы невозможно решать без вмешательства частных инвесторов. Вмешательства пусть и делового, партнерского, но тем не менее весьма болезненного - как для горожан, обреченных мириться со стройплощадками там, где им порой не место, так и для чиновников, вынужденных то и дело идти на компромиссы. Недавно правительство Москвы объявило о переориентации своей строительной политики в сторону потребностей простых горожан.

Строительная отрасль столицы вступает в полосу серьезных перемен. Она по-прежнему должна служить надежным источником для наполнения городского бюджета. План по ежегодному строительству не менее чем 5 млн кв. метров нового жилья тоже никто не отменял. Кроме того, растут обязательства города перед семьями, избравшими программу Молодой семье - доступное жилье для решения своего квартирного вопроса. Правда, сокращаются обязательства перед обычными очередниками, обманутыми дольщиками и жителями хрущевок - усилиями мэрии нуждающихся в жилье москвичей этих категорий становится все меньше.

Город не раз обращался к проблеме точечной застройки - и вовсе не из журналистского упрямства. Проблема действительно есть, как есть, наконец, и ее решение. Во-первых, Жилищный кодекс требует от чиновников и инвесторов обсуждения проекта застройки с жителями - и не тогда, когда уже потрачены миллионы рублей на разработку градостроительной документации и задний ход дать невозможно, а на стадии общей концепции.

Запрет на точечную застройку...

Москва стала первым в России городом, в котором будет принят новый закон - собственный Градостроительный кодекс.

Во-вторых, строительство в старых, обжитых кварталах теперь будет вестись комплексно. Термин комплексная реконструкция кварталов сложившейся застройки уже обрел конкретные очертания в виде разработанных и согласованных проектов реконструкции 30 кварталов. На практике это означает, что воткнуть новостройку в старый дворик или на пустырь, давно превратившийся в сквер, теперь нельзя. Новое строительство в сложившихся кварталах возможно только на месте снесенного ветхого жилья. Новые дома, понятно, более квартироемкие - следовательно, обновленному кварталу понадобится больше школ, детских садов, поликлиник. Старые коммунальные сети - трубопроводные и кабельные - будут заменены. Эти работы планируются и осуществляются одновременно с жилищным строительством.

Свидетельством серьезности намерений мэрии в отношении точечной застройки является то, что с 23 июля в стройкомплексе работает специальная Горячая линия. Ее телефон: (495) 699-41-47, часы работы: в рабочие дни с 9.00 до 18.00, в выходные дни прием обращений ведется в автоматическом режиме.

- Градостроительное развитие столицы исключает диктат инвесторов, - сказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на заседании правительства, посвященном этому вопросу.

Напомним, что это уже пятая Горячая линия, функционирующая в стройкомплексе. (Уже давно работают линии по следующим проблемам: строительство вблизи домов, шум от строек в ночное время; проблемы в домах-новостройках; вопросы комплексной реконструкции кварталов; вопросы городской программы Народный гараж.)

- Мэром дано указание, и мы его выполнили, - сказал по этому поводу Владимир Ресин.

Очень важный вектор новой политики стройкомплекса правительства Москвы - бюджетное инвестирование в жилищное строительство. На долю частных инвесторов останутся эксклюзивные высотные комплексы, сверхдорогое элитное жилье и тому подобное. Возможно, отдельно взятые неудачные кварталы сложившейся застройки, требующие сложных коммерческих решений. Львиная же доля строительных объемов будет финансироваться из бюджета.

...бюджетное финансирование строительства...

Инвестором-заказчиком выступит департамент жилищной политики и жилищного фонда. Тот самый департамент, который повседневно решает вопросы очередников, переселенцев из хрущевок, молодых семей. Таким образом, каждая новорожденная новостройка в первую очередь будет заселяться по социальному принципу. А на рынок будет попадать небольшая часть квартир.

- Земельные ресурсы Москвы впредь будут использоваться преимущественно под строительство муниципального жилья, - сказал об этом мэр Юрий Лужков.

Разработчики упомянутого выше московского Градостроительного кодекса подчеркивают, что новый документ будет иметь отчетливую социальную направленность и обеспечит москвичам необходимые гарантии соблюдения их интересов. Принцип градостроительного регулирования, прописанный в кодексе, предусматривает создание отраслевых схем, предусматривающих четкий расчет социальных потребностей жителей микрорайонов.

Может возникнуть вопрос: каким же образом инвестор, пусть это и государственное ведомство, будет возмещать расходы, понесенные на строительство? Ответ прост: расходы, разумеется, будут. Но они будут несопоставимы с теми, что несет частный инвестор. Государственный инвестор - подразделение правительства Москвы - не будет платить за аренду земли, за подключения к коммуникациям (исключая электричество), поскольку контрольный пакет или даже все 100% активов коммунальных московских служб принадлежат городу.

...и многое другое

Наконец, если типовое панельное жилье в новостройках будет иметь преимущественно бюджетное происхождение, это неизбежно скажется на себестоимости и конечной цене квартир.

А еще горожан волнует, как выглядят их дворы, где играть детям и выгуливать собак. Эти простые человеческие вопросы, если они не имеют адекватных ответов, могут отравить жизнь москвичам не хуже автомобильных пробок и круглосуточных строек.

Разработанные городом экономические механизмы - не единственный факт, отражающий социальный поворот строительной политики Москвы. Горожан, разумеется, волнуют не только уплотнительные стройки и стоимость квартир. Болезненная тема - теснота в центре столицы. Нашумевшая история о том, как префекту ЦАО удалось добиться судебного решения о демонтаже лишних этажей в возведенном офисном здании на Сретенке, похоже, первая ласточка. Мэр уже заявил о том, что все строящиеся сегодня или находящиеся на стадии согласования офисные новостройки в центре - одни из последних. Новые инвестконтракты на подобные проекты теперь будут заключаться крайне редко. В результате приток транспорта в старую Москву сократится. К тому же все новые здания, возводимые в центре, обязательно должны иметь соответствующих размеров подземные паркинги - без этого проблему уличных заторов, возникающих из-за машин, которые паркуются у тротуаров, не решить.

- В том виде, в каком сейчас все еще нередко оказываются дворовые территории новостроек, сдавать их стыдно и недопустимо, - заметил Владимир Ресин. - Примером образцовых дворов является экспериментальный район Куркино. Все дворы там хорошие, а стоимость обустройства - одна из самых низких в Москве.

Эта проблема особенно актуальна в новых районах. Поэтому по указанию мэра Москвы в стройкомплексе разрабатывается типовой проект дворовых территорий создаваемых новостроек.



Для решения этой задачи будет создана специальная межведомственная комиссия с участием руководителей и ведущих специалистов Департамента градостроительства Москвы, Москомархитектуры, ОАТИ, Москомприроды и Мосгосэкспертизы. Директору МНИИТЭПа, первому заместителю главного архитектора Москвы Юрию Григорьеву дано поручение возглавить работу по разработке такого проекта. А первому заместителю руководителя Департамента градостроительства Москвы Александру Косовану поручено проследить, чтобы создаваемая комиссия вернулась к оценке дворовых территорий тех жилых домов, которые были сданы во втором полугодии 2006 года и в первом полугодии 2007 года.

В строительной отрасли трудится каждый шестой работающий житель столицы, а значит, День строителя является для нас поистине всенародным праздником.

Дорогие друзья!

В этом году в Москве предстоит построить около 5 млн кв. метров жилья, из которых более 2 млн кв. метров - по городским социальным программам, сдать в эксплуатацию 100 детских садов, ряд других объектов социальной сферы.

Трудно переоценить роль московского строительного комплекса в укреплении экономики города, в повышении качества жизни москвичей, в решении значимых социальных задач.

Несмотря на достигнутые результаты, не теряют своей актуальности вопросы повышения качества строительства и культуры производства.

В городе ведётся активное дорожное строительство. Идёт работа на многих уникальных строительных объектах города, среди которых ГМЗ Царицыно и ММДЦ Москва-Сити. И я уверен, московские строители не подведут.

От души поздравляю всех московских строителей, архитекторов, проектировщиков, работников промышленности строительных материалов и ветеранов отрасли с Днем строителя.

Ваша работа требует постоянного напряжения сил, полной самоотдачи. Столичные предприятия строительной отрасли всегда отличали профессионализм, способность в сжатые сроки реализовать весьма сложные, зачастую - уникальные проекты.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Желаю вам, дорогие друзья, доброго здоровья, счастья и новых успехов в труде на благо Москвы и москвичей.

В первом после своего возвращения из технической отставки интервью Известиям (30.07.2007) глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин рассказал о запрете точечной застройки в городе, увеличении строительства жилья по социальным программам, ценах на недвижимость. А также о том, что Москва не должна быть городом, удобным только для богатых и здоровых. Подробнее о том, как сделать столицу комфортной для всех москвичей, Владимир Ресин рассказал в интервью корреспонденту Известий Дарье Быстровой.

Глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин:
Центр города должен быть жилым, а не вымирать с окончанием рабочего дня
Дарья Быстрова

вопрос: По мнению экспертов, давно пора принять экономические меры по сдерживанию строительства элитного жилья, офисов и торговых объектов в пределах Садового кольца. К примеру, резко увеличив долю города в таких инвестконтрактах.

В ближайшие годы офисные центры будут строиться только за пределами Садового кольца - даже ближе к МКАД

в: В теории, может быть, и так. А на практике, когда недавно оценивали итоги исполнения Генплана, выяснилось, что по офисам, торговле и жилью мы его заметно опередили, а по менее выгодным позициям, скажем больницам и детсадам, сильно отстаем. Или, например, в Генплане зарезервировано место под строительство дороги, а на практике вместо нее дома выросли. Это как?

ответ: Зачем что-то придумывать, когда есть закон - Генеральный план развития Москвы. Каждое место в городе имеет свое предназначение: положено здесь построить жилой дом - будет жилой дом. Положена гостиница - будет гостиница.

Сегодня плотность застройки - не самый точный показатель уровня комфортности проживания

о: Такого не должно быть. Стройки по красным линиям незаконны и отменяются любой прокурорской проверкой. Что касается офисов, то действительно центр ими уже перенасыщен. Да и городские улицы просто не выдерживают потока автовладельцев, ежедневно устремляющихся в центр на работу. В ближайшие годы офисные центры будут строиться только за пределами Садового кольца - даже ближе к МКАД. Вообще будущее за крупными офисными комплексами, главным из которых станет деловой центр Москва-Сити. А центр надо оставить в покое - именно здесь сосредоточено большинство памятников архитектуры и истории, сохранилась неповторимая атмосфера старой Москвы, которая притягивает туристов. Ее и надо культивировать. Здесь в конце концов живут люди, которым сегодня не хватает зелени, школ, детских садов, продовольственных магазинов шаговой доступности, - центр должен быть жилым, а не вымирать с окончанием рабочего дня.

о: Считается, что для комфортной жизни в микрорайоне плотность застройки должна колебаться от 7,5 до 15 тыс. кв. м на гектар. Так, например, в Куркине этот показатель равен 7,5 тыс. кв.м/га, в Кожухове - около 15 тыс. кв.м/га. В ряде районов исторической застройки, например в Китай-городе, там, где дома построены, как в Петербурге - в форме колодцев, плотность гораздо выше. В современных условиях при грамотном планировании квартала плотность застройки весьма относительно определяет уровень комфортности проживания. Если взять, например, квартал, в котором есть высотные здания, плотность застройки там будет очень высокой, но там остается много места для зелени, а все необходимые объекты соцкультбыта могут располагаться в первых этажах высотного здания. По этому принципу во всем мире строятся многие современные жилые комплексы.

в: Большинство строек в Москве сейчас проходит по программе комплексной реконструкции кварталов. Определена ли в этой программе предельная плотность застройки? Для человека комфортной считается плотность 25 тыс. кв.м на гектар. Сегодня в некоторых районах Москвы она доходит до 40 и даже 6 Почему так происходит?

о: В прошлом году Юрий Лужков подписал постановление правительства Москвы о комплексном развитии территорий упраздненных и существующих деревень, поселков и коллективных садов в границах Москвы. Согласно постановлению 36 деревень на территории Москвы подлежат сносу - на их месте будет построено жилье, преимущественно по городским социальным программам. В основном это поселки на окраинах города: семь - в районе Молжаниново, три - в Северном, пять - в Бутове. Вместе с тем 29 столичных деревень сохранятся и будут реконструированы. В частности, планируется провести модернизацию инженерной инфраструктуры, капитальный ремонт зданий, дорог и объектов внешнего благоустройства. В таких поселках сохранится малоэтажная застройка, возможно, будут и коттеджи, и таун-хаусы. Может ли Москва позволить себе малоэтажное строительство? Да поезжайте в Куркине, посмотрите! Когда президент России Владимир Путин там побывал, район ему очень понравился. Он сказал, что опыт Куркина может активно использоваться в масштабах всей страны.

в: Москва активно осваивает городские деревни - там будет только многоэтажное строительство или могут появится коттеджи, таун-хаусы? Москва может себе это позволить?

в: Вы недавно подписали распоряжение о том, что дворы новостроек должны сдаваться более обжитыми. Какими именно: с детской площадкой, зелеными насаждениями, чем еще? Каковы критерии обжитости?

Не надо нас дурить, выдавая три чахлых куста и ржавые качели за обустройство дворовой территории

в: Вопрос, который сегодня волнует многих горожан: за чей счет будет осуществляться программа капитального ремонта домов? Кто будет определять, нуждается ли дом в ремонте или нет? Сколько примерно в Москве ветхого жилья, которому нужен ремонт? Капитальный ремонт будет проводиться с отселением или нет?

о: Здесь наглядным примером может служить опять же Куркино: дворы там на загляденье, а стоимость обустройства одна из самых низких в Москве. Критерии обжитости очень просты - не надо нас дурить, выдавая три чахлых куста и ржавые качели за обустройство дворовой территории. Для того чтобы выполнить и в полной мере реализовать задуманное, необходимо разработать серьезный проект, предусматривающий наличие малых архитектурных форм, хорошее озеленение. Для разработки проекта дворовой территории создана специальная межведомственная комиссия с участием руководителей и ведущих специалистов Департамента градостроительства Москвы, Москомархитектуры, Объединенной административно-технической инспекции (ОАТИ), Москомприроды, Мосгосэкспертизы.

в: Какие крупные проекты будут открыты в Москве к этому Дню города?

о: Сегодня в Москве около 30 миллионов квадратных метров жилья нуждается в ремонте. Цифра громадная, но мэром принято решение, что капитальный ремонт будет проходить за счет городского бюджета. И только потом отремонтированные дома будут передаваться в управление жителям. Состояние домов оценивают уполномоченные технические комиссии: существуют четкие критерии, по которым в зависимости от степени износа дом признается аварийным или нуждающимся в капитальном или ином ремонте. Что касается отселения жильцов, то подобные конкретные вопросы решаются для каждого дома индивидуально.

в: Будет ли московский стройкомплекс участвовать в строительстве олимпийских объектов в Сочи?

о: Главным подарком москвичам станет открытие музея-заповедника Царицыно. Всего на территории комплекса отреставрировано 34 отдельных объекта, воссозданы фонтаны, переходы, мосты, очищены пруды и парк. Уже восстановлен павильон Хлебного дома. Жемчужиной Царицына стал Большой дворец, воссозданный строителями по замыслу великого русского зодчего Матвея Казакова. Проект реконструкции подразумевает не только восстановление уникального архитектурного ансамбля музея-заповедника, но и создание на его территории целого культурно-рекреационного комплекса. Проведен большой объем ландшафтных работ: городские службы приводят в порядок более 500 га прилегающих территорий. Помимо Царицына ко Дню города готовятся и многие другие объекты, среди которых новые учебный и медицинский корпуса МГУ, открытые к новому учебному году школы, детские сады и многое другое.

Открытие такого пересадочного узла с двумя станциями и тремя пересадками позволит перенаправить пассажиропоток с одного из самых загруженных участков московского метрополитена - юго-восточного - на Люблинско-Дмитровскую линию. Разгрузка действующих линий метро, а также кольцевой линии с помощью возведения новых станций, предусматривающих пересадочные узлы, похоже, единственный способ равномерно загрузить линии московской подземки и избавить пассажиров от нескольких пересадок в течение поездки. В перспективе Люблинско-Дмитровская линия должна будет пройти через весь город с севера столицы из Дегунино через Марьину рощу и центр Москвы в районы юго-востока и юга Люблино и Зябликово. Планируется соединить Люблинскую линию с Замоскворецкой.

о: Помню, когда Москва готовилась принять Олимпийские игры 1980 года, над строительством объектов трудился весь Советский Союз. Сегодня у столицы есть как богатый опыт возведения олимпийских объектов, так и мощные инвестиционно-строительные ресурсы, современные технологии, опыт строительства самых современных сооружений, в том числе спортивных. Уверен, опыт московских строителей в Сочи пригодится.
В конце августа в Москве открывается новая станция метро Трубная. Расположена она в центре города: в районе Трубной площади и Цветного бульвара. Теперь со станции Цветной бульвар можно будет сделать пересадку на станцию Трубная, проще говоря, перейти с Серпуховской линии на Люблинскую. Эта станция считается одним из долгостроев столичного метро. Ее строят более 10 лет, как и станцию Сретенский бульвар, которую откроют в ноябре. Со станции Сретенский бульвар можно будет перейти на станцию Чистые пруды /Сокольническая линия/ и Тургеневская /Калужская-Рижская линия/.

Тот факт, что строительство новых станций метро и увеличение протяженности московской подземки отстает от транспортных потребностей многомиллионного мегаполиса, очевиден. Москва разрастается быстро за счет ударных темпов строительства жилья. Исходя из того, что столичные власти взяли курс на возведение новых микрорайонов в спальных районах города /точечную застройку Юрий Лужков недавно запретил/, то понятно, что увеличивать протяженность московской подземки необходимо так же быстро, как и строить новые дома.

Всего в 2007 г планируется ввести в эксплуатацию 15 км путей московской подземки 5 станций метро и два пересадочных узла. В декабре планируется открыть движение от станции Парк Победы до станции Строгино. Жителей одного из престижных московских районов Строгино можно поздравить по прошествии 30 лет они дождались появления у них метро.

Развитие московского метрополитена должно финансироваться из федерального бюджета, а текущие эксплуатационные расходы покрывает городская казна /в частности, за ее счет ремонтируются эскалаторы, многие из которых давно превысили ресурс по износу/. Ежегодно на содержание московской подземки требуется порядка 3 млрд руб. Стали привычными заявления руководства столичного метрополитена об убыточности своего хозяйства. Ставшее регулярными повышение стоимость проезда в метро объясняется именно ростом эксплутационных расходов.

Темпы строительства подземки и жилищного строительства не только по объективным, но и по субъективным причинам разняться. Строительный бизнес в Москве приносит инвесторам и застройщикам колоссальные прибыли, а если учесть, что рынок недвижимости в столице в некотором роде вещь в себе и не отличается полноценной рыночной конкуренцией и прозрачностью, то девелоперы столицы заинтересованы в наращивании объемов строительства, которые сулят многомиллиардные доходы. С метро в Москве та же история, что и с городскими дорогами. Строить то и другое хлопотно, дорого, а отбить расходы фактически не представляется возможным.

В день метро в Москве пользуются порядка 8-9 млн человек. Бессмысленно умножать количество пассажиров на цену одной поездки, чтобы понять, сколько денег зарабатывает московское метро. Доходы столичной подземки в последние 5-6 лет растут за счет размещения рекламы и аренды площадей. По некоторым оценкам, в 2006 г объем рынка метро-рекламы составил порядка 60 млн долл. При этом столичная подземка стоит на 4 месте по мировым показателям финансового оборота после Лондона, Токио и Нью-Йорка.

От резкого удорожание поездок в подземки граждан спасает лишь социальная значимость метро, которое входит в категорию общественного транспорта. Между тем, стоимость поездки на уровне 17 руб для многих москвичей не так уж и низка, если учесть, что в месяц необходимо работающим гражданам нужно осуществить 40-50 поездок. Московское метро - одно из самых загруженных в мире, хотя по количеству жителей столица отстает от того же Нью-Йорка /с пригородами/, где одна поездка, кстати, стоит порядка 1,5-2 долл.

Финансовые тайны московского подземелья во многом отпугивают инвесторов, которым до конца не понятны правила игры. Ясно, что вложений можно ждать только в том случае, когда инвестор будет получать прибыль от эксплуатации именно метро, а не от строительства других объектов в подземке /тех же ларьков и киосков/. Надежды, что прибыль от таких объектов компенсирует убытки от эксплуатации метро, могут и не сбыться. Прибыль же можно увеличить, например, введением городского налога на строительство метро и обложить им кого-нибудь /по аналогии с транспортными сборами и бывшим дорожным налогом/. Правда, вряд ли кто-то был бы в восторге от таких мытарских нововведений.

Прирост объема денежного оборота в московском метро в последние 5 лет ежегодно составляет порядка 20-25 проц. Правда, по оценкам экспертов, с каждым годом этот показатель будет снижаться. Но рекламщики не сдаются и собираются перейти на новые носители в вестибюлях и на платформах метро начнется массовая установка экранов, на которых и будут крутиться ролики. Между тем, полной информации о расходовании рекламных денег на содержание подземки нет. Более того, тендеры по отбору компаний, желающих получить доступ на рынок метро-рекламы, также не отличаются прозрачностью и не являются в чистом виде конкурентной борьбой.

В заключение следует отметить, что московское метро - одно из самых молодых в мире. Первая станция в столичной подземке была открыта в 1935 г, тогда как в Лондоне, например, строить метрополитен стали еще в 1860 г. Кстати, вот один интересный факт. Еще в 1902 г группа предпринимателей из США предложила Московской городской думе выдать им концессию на постройку в городе метрополитена. Американцам отказали. В том же году некий инженер Балинский представил в Мосгордуму доклад, в котором обосновал строительство подземной ветки, соединяющей Замоскворечье с Тверской заставой. И это предложение не было поддержано, так как автор проекта запросил астрономическую сумму на его реализацию. Государевы люди высказались на этот счет вполне эмоционально, мол мы не кроты, чтобы лезть под землю. В результате отцы города огласили свою резолюцию на предложение о строительстве метро в Москве /в начале прошлого века/, суть которой сводилась к выводу о том, что в силу ряда бытовых и экономических особенностей Москвы, устройство в ней внеуличных дорог является преждевременным, как не вызываемое потребностям населения.

Поэтому москвичам и гостям столицы остается довольствоваться тем, что в последние годы и федеральный центр и столичные власти регулярно выделяют деньги на строительство новых станций и линий московской подземки. Напомним, что в 90-е годы в мегаполисе строительство метро фактически было законсервировано, а в период с 97 по 99 г не было введено в строй ни одной новой станции.

Российский город Сочи, и без того имеющий громкую славу среди наших граждан, после объявления его столицей Зимней олимпиады 2014 получил вторую жизнь. Если проанализировать итоги завершившегося в Сочи инвестиционного форума Сочи-2007, становится понятно, что взят курс на развитие юга России всеми возможными средствами. Количество участников мероприятия составило свыше 8,8 тысяч человек, общая выставочная площадь 40 тыс кв м. В работе форума также принимали участие 50 руководителей крупнейших российских и международных компаний, которые встречались с президентом РФ Владимиром Путиным.

Что остается неизменным на протяжении столетия, так это то, что чиновничество в России страдает, похоже, хронической неповоротливостью и приступает к исправлению проблем лишь тогда, когда становится понятным, что решить их нужно было, как говорится, еще вчера.

Участие во встрече с президентом приняли 27 бизнесменов, представляющих российское деловое сообщество. Иностранцев представляли, в частности, глава правления E.ON Вульф Бернотат, гендиректор Enel Фульвио Конти, президент Strabag Петер Ханс Хазельштайнер, вице-президент Всемирного банка Шигео Катсу. В.Путин убеждал иностранцев в том, что, хотя экономика региона развивается ускоренными темпами, ей необходима долгосрочная стратегия. Ключевое условие развития юга России это повышение эффективности транспортной инфраструктуры. Ведь юг это прежде всего ворота из Европы в Азию и обратно. Как следствие, наиболее востребованными являются вложения в строительство и техническое переоснащение аэропортов и морских вокзалов, а также в автомобильные и железные дороги.

Президент, принявший участие в форуме, заявил, что необходимость создания современной инфраструктуры в регионе, что называется, назрела. Власть готова принять инвестиции как от российских, так и от иностранных компаний. Не будет никакой разницы для инвесторов по национальному признаку, главное это цена и качество, - заявил В.Путин на встрече с руководителями крупнейших российских и зарубежных компаний, состоявшейся в рамках мероприятия. Он лично заверил собравшихся, что Россия сегодня одна из самых безопасных инвестиционных площадок в мире. А тем, кто примет участие в подготовке к Олимпиаде, президент пообещал всемерную поддержку власти.

А и.о. первого вице-премьера Сергей Иванов пообещал, что закон о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли российской экономики будет принят до конца года. По его словам, инвестиции будут гарантированы инструментами государственно-частного партнерства, например, концессионными соглашениями. Власть ставит задачу установления четких и ясных правил игры, что, в свою очередь, стимулирует инвестиционную активность. В.Путин дал понять, что и новый президент будет продолжать этот курс.

Существует ряд факторов, сдерживающих развитие экономики: это и нехватка земли, и отсутствие современной инфраструктуры, и перебои с энергетикой. В.Путин отметил, что именно эти проблемные области модернизация ЖКХ и энергетики, развитие инфраструктуры, транспорта и связи ждут участия не только государства, но и частных инвесторов. Отдача от этих инвестиций будет и для них самих, и для государства. Проведение Олимпиады-2014 в этом смысле только повод для развития юга страны, это хороший толчок, который мобилизует всю исполнительную и административную систему, финансовые власти на решение крупномасштабных задач по развитию территории, - отметил президент.

В свою очередь и.о. вице-премьера РФ Александр Жуков добавил, что успех форума можно объяснить улучшением инвестиционного климата в стране в целом. Приток иностранных инвестиций и приток капитала идет по нарастающей, - сказал А.Жуков. Другими факторами успеха форума он назвал качественное представление российскими регионами инвестиционных проектов, а также то, что Сочи станет столицей зимней Олимпиады-201 На инвестиционный климат, по словам Г.Грефа, не повлияла даже отставка правительства РФ. Инвесторы адекватно оценивают политическую и экономическую ситуацию в стране, и понимают, что ключевой фигурой является Путин. Не думаю, что наличие или отсутствие постоянного правительства в стране как-то повлияло на настроение инвесторов, - подчеркнул и.о. министра.

Всего в рамках инвестиционного форума было подписано 169 инвестиционных проектов и протоколов о намерениях на общую сумму 560 млрд руб или 22,2 млрд долл. Об этом заявил на итоговой пресс-конференции в Сочи и.о. главы Минэкономразвития РФ Герман Греф. А на параллельно проходившем в Сочи 22 сентября IV российско-китайском экономическом форуме стороны заключили соглашения на 1,12 млрд долл. Таким образом, общая эффективность двух форумов превысила 23,3 млрд долл, сообщил Г.Греф. На мой взгляд, форум удался, атмосфера была деловой и дружеской, - заметил он.

Что касается остальных, не столь громких объектов, то на 99 проц из них, по словам Г.Грефа, инвесторы уже найдены. В частности, 4 млрд долл потратит на комплекс в Имеретинской долине компания Базовый элемент. А Внешэкономбанк в партнерстве с рядом компаний инвестирует в строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ 2,5 млрд руб, еще в 117 млрд руб может ему обойтись строительство платной автодороги Краснодар-Абинск-Кабардинка. Иными словами, прибыльность подобных проектов будет опробована на инфраструктуре юга России, и будущая Олимпиада главная тому причина.
До 15 августа столичные власти демонтируют дебаркадеры, расположенные в акватории Водоотводного канала Москвы-реки вдоль Якиманской и Болотной набережных, говорится в распоряжении, подписанном на днях мэром Юрием Лужковым. Проблемой плавучих ресторанов, казино и магазинов столичные чиновники занимаются уже несколько лет, а в последний год развернули настоящую войну против них. Если в 2003 году вдоль берегов Москвы-реки насчитывалось более 250 разных плавучих объектов, то теперь их, по разным данным, от 26 до 4 А в течение года столичные чиновники намерены полностью избавить от таких объектов реку.

В ходе визита в Сочи В.Путин посетил выставку инвестиционных проектов, организованную специально в рамках мероприятия. Осматривая павильон Краснодарского края, президент обратил внимание на экспозицию, посвященную Олимпиаде. Ее особенность в том, что больше внимания уделено не только гостиницам и отелям, но, главное, спортивным сооружениям. Их планируется построить в кратчайшие сроки. Ознакомился президент и с проектами развития Сочи как города-курорта. Наиболее запоминающийся из них проект искусственного острова у берегов города. Он будет носить название Федерация, строительство начнется в 2009 г, а закончится к 2013 г. Поверхность острова будет иметь контуры, схожие с контурами РФ. По словам одного из авторов проекта голландского архитектора Эрика Ван Эгераата, на острове планируется разместить жилые дома и объекты коммерческой недвижимости. Сам остров будет располагаться на существующей прибрежной и намывной территории Черного моря напротив Малого Ахуна Хостинского района Сочи. Общая площадь комплекса должна составить 250 гектаров, площадь застройки - 700 тыс кв м, а площадь объектов рекреационной недвижимости - 2 млн кв м. В жилых помещениях, согласно проекту, могут размещаться до 25 тыс жителей. Предполагаемый объем инвестиций в насыпной остров рядом с Сочи составит 155 млрд руб /6,1 млрд долл/. Генеральным инвестором проекта выступит финансовая компания Allied Business Consultants LLC из Объединенных Арабских Эмиратов. На ее долю придется около 70 проц инвестиций, остальное на долю российской девелоперской компании М-Индустрия.

Впрочем, нарушения бывают и куда более серьезные. Некоторые дебаркадеры стоят вообще без документов, например в Серебряном Бору, - рассказал корреспонденту Газеты замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. - В прошлом году провели проверку, и выяснилось, один из них, извините, элитный бордель, подключенный к электричеству с соседнего столба. Этот дом на воде убрали в конце июня.

Претензии к дебаркадерам самые разные: от нарушения природоохранного законодательства до уродливого вида. Поэтому убирают их тоже под разными предлогами. Например, в последнем распоряжении Лужкова содержится и такой: в целях подготовки территории города к проведению праздничных мероприятий. Конечно, это основание не примет никакой суд. Будет проведена проверка, и из Водоотводного канала уберут те дебаркадеры, которые установлены там с нарушением законов, - уверяют в пресс-службе столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды. Один из объектов на Водоотводном канале уже проверили в прошлом месяце: в плавресторан Поплавок вблизи Малого Каменного моста приезжали представители столичных властей, Росприроднадзора и экологической милиции. В акватории, прилегающей к дебаркадеру, отмечено интенсивное цветение воды и ее захламление бытовым мусором, - отмечается в пресс-релизе департамента природопользования.

Это очень выгодный бизнес для владельцев дебаркадеров: плата за пользование водной поверхностью в тысячу раз меньше, чем за пользование землей, - поясняет Леонид Бочин. - За дебаркадер площадью от 300 квадратных метров его владельцы платят в год от 9 тысяч до 20 тысяч рублей. Возможно, и это обстоятельство показалось столичным властям обидным: по крайней мере они не забывают упомянуть о разнице в ценах при каждом удобном случае. Вопрос, что будет дальше, когда столичную реку зачистят полностью. Пока столичные чиновники уверяют, что ничего. Город станет более комфортно смотреться, если поверхность Москвы-реки будет открыта, - мечтает Бочин. Но ведь этот бизнес все еще остается выгодным.

По мнению Митволя, большое количество незаконных дебаркадеров вызвано и запутанными изменениями в законодательстве. После отмены старой версии Водного кодекса и до введения новой (с 1 января 2005 года до 1 января 2007 года) Москва была лишена права заключать договоры водопользования. Этим занималось федеральное ведомство - Московско-Окское бассейновое водное управление, которое за короткий срок перезаключило договоры со многими владельцами дебаркадеров до 2015-2020 года. И, по словам главы столичного департамента природопользования Леонида Бочина, выдало лицензии на установку около 140 новых дебаркадеров. Теперь право заключать договоры снова у Москвы. Но что делать с ранее выданными разрешениями? Столичные власти решили просто: каждое плавучее заведение ожидают все виды проверок. И раз чиновники обещают убрать все дебаркадеры до конца года, то результаты этих инспекций известны заранее. Кроме того, правительство Москвы обратилось к министру транспорта с просьбой объявить полный мораторий на размещение дебаркадеров в черте Москвы.



Главная --> Публикации