Главная --> Публикации --> Ипотека идет на третий круг Как защитить интересы дольщиков? Французская сеть заинтересовалась олимпиадой в россии Московское правительство хочет строить дороги на крышах домов Иностранные инвесторы ищут российских девелоперов с проектами

Строго говоря, Москва-Сити, или официально Московский международный деловой центр (ММДЦ), включает в себя из достроенных объектов еще и 30-этажную Башню-2000 на набережной Тараса Шевченко, а также торгово-пешеходный мост Багратион. Но офисная Москва все же пока употребляет топоним Москва-Сити в узком смысле имея в виду комплекс из трех небоскребов (17, 27 и 56 этажей; последний еще не достроен) под названием Башня на набережной, расположенный на левой стороне Москвы-реки, на Краснопресненской набережной. Сегодня слова Я работаю в Москва-Сити означают расположение офиса именно там между Экспоцентром и Третьим транспортным кольцом. Работой в таком престижном месте можно было бы гордиться, если бы не ужасная ситуация с парковкой. Оставить машину возле здания невозможно. Если у вас в Башне назначена деловая встреча выезжайте загодя и будьте готовы к длительной пешей прогулке.

Первое ощущение всякого, кто приехал по делам в Москва-Сити, транспортный коллапс. Парковку приходится искать за километр от Башни на набережной. А ведь пока в Москва-Сити пущено в строй только два офисных здания из десятков запланированных. Что же будет к концу десятилетия, когда сдадут в эксплуатацию и заселят офисным народом остальные небоскребы самого пафосного в столице делового центра?

Менеджер среднего звена Андрей, работающий в Башне на набережной три года, на собственном опыте определил: чтобы гарантированно найти утром парковку не далее 500 м от офиса, нужно выезжать из дома с запасом в час. Для машины топ-менеджера Федора предусмотрено место в подземном гараже башни. Поэтому Федор выезжает попозже. Зато, когда он приезжает, уже вовсю идет работа на строительстве третьего небоcкреба: самосвалы и трейлеры, которые едут на стройку и обратно, встречаются на одной полосе все заставлено машинами сотрудников офиса и не могут разъехаться при своих габаритах. Движение полностью блокируется, иногда на тот же самый час, и Федор бросает машину где попало. Автомобили около башни стоят в три ряда, поэтому сотрудники оставляют под дворниками записки с номерами мобильных телефонов. Если понадобится выехать тому, кого ты запер, он тебя вызовет из офиса. Выбегать приходится по несколько раз в день.

В Библии многое звучит вполне современно взять хотя бы историю о Ное, который сорок дней искал место для парковки.
Роберт Орбен, американский писатель

Но я категорически недоволен парковкой, продолжает Бадер. Мест под башнями очень мало. Чудовищно трудно добираться до офиса зимой. Сколько раз было: на деловую встречу бегу в метро в офисных ботинках. Alcoa Russia прошлым летом обращалась с просьбой принять меры лично к Юрию Лужкову. Ответа не получила. Мы не стали скандалить, но ситуация накалена до предела, оценивает обстановку Бадер. Людям приходится бросать автомобили за километр от офиса, а вечером найти машину невозможно увез эвакуатор. Сотрудники постоянно опаздывают как на работу, так и на деловые встречи.

Начальство компаний-арендаторов в курсе. Гендиректор Alcoa Russia, филиала крупнейшей в мире алюминиевой корпорации, Андрей Бадер говорит, что в целом он доволен сервисом Башни. Бадер арендует помещения не первый год и сформулировал для себя критерий: насколько быстро меняют перегоревшие лампочки. В Башне с этим все хорошо. Здесь все делается быстро, утверждает глава Alcoa Russia. Ощущается, что ты платишь и за location, и за сервис, а не только за честь быть в этом здании. Нет претензий по внутреннему сервису и у сотни рядовых сотрудников компании, разместившихся на полутора этажах маленькой башни.



Помимо Alcoa в Башне на набережной арендуют этажи под свои офисы Citibank, IBM, GE, KPMG, Lucent Technologies, Procter Gamble и другие всего около 40 компаний.

25% почти четверть сотрудников Сити идут до офиса километр пешком

63% по проекту Сити парковочные места получит менее 2/3 машин

Застройщик старается сэкономить на парковочных площадях в пользу площадей, которые сдаются в аренду, и его можно понять. Но ведь должны же существовать строительные нормы и правила, регулирующие размеры парковки точно так же, как, к примеру, количество туалетов в офисах?

Все в норме
Одна из причин парковочного кризиса кроется в нормативной базе и психологии застройщиков. Главный архитектор проектов ГУП Информационно-технологический центр Москомархитектуры Сергей Шестопалов говорит, что одно парковочное место на улице это 25 м2, а на парковку, расположенную в здании, приходится все 35 м2 площади (с учетом пандусов и других необходимых сооружений). По-хорошему, около трети площадей, занимаемых зданием, должно бы уходить под автомобильную стоянку. Но ведь инвестор купил участок за большие деньги и хочет использовать его максимально эффективно, рассуждает Шестопалов. Для застройщика парковка выброшенные деньги. Нормы обходятся, занижаются, вторит ему доцент Московского архитектурного института (МАРХИ) Александр Цыбайкин. А директор аналитического центра Миэль-Недвижимость Владислав Луцков добавляет, что решения о выборе места аренды офиса принимают первые лица компаний, а этим людям место парковки будет гарантировано в любом случае. Поэтому главное для них удобство расположения и престижность офисного здания. Наличие же парковочных площадей беспокоит руководителей компаний далеко не в первую очередь.

Большая четверка консалтинговых компаний, работающих в сегменте столичной коммерческой недвижимости, Colliers Int., Jones Lang LaSalle, CB Richard Ellis Noble Gibbons и Cushman Wakefield Stiles Riabokobylko разработала рекомендации застройщикам, где говорится, что желательно иметь не менее одного машино-места на 100 м2 офисных площадей в пределах Садового кольца и на 80 м2 в пределах Третьего транспортного. Московские городские строительные нормы предусматривают для офисных зданий одно машино-место на 50-60 м2 площади здания в зависимости от удаленности ближайшей станции метро.

Профессор кафедры градостроительства МАРХИ Никита Кострикин считает, что сейчас московским офисам необходимо от 250 до 400 машино-мест на каждую тысячу работающих там сотрудников, то есть одно парковочное место на трех-четырех человек.

Были ли соблюдены эти нормы при проектировании Башни на набережной? Башня строится и эксплуатируется турецкой компанией Enka. Проектировался комплекс тоже при непосредственном участии компании. В самой Enka отказались давать комментарии для этой статьи. По экспертным оценкам, в двух действующих башнях комплекса блоке A (17 этажей, общая площадь 39 800 м2) и блоке B (27 этажей, 53 994 м2) работает около 7000 человек. На четырех этажах подземных парковок для них имеется около 1200 машино-мест. Еще порядка 70 мест выделено для парковки на прилегающей территории. Таким образом, в Башне на набережной, по расчетам SM, сейчас одно машино-место приходится примерно на 75 м2, или на 5-6 человек. Оценки Cushman Wakefield Stiles Riabokobylko для Башни жестче 100-150 м2 на одно машино-место.

Как видим, и нормы московского правительства, и рекомендации участников рынка, и данные ученых весьма близки друг к другу. Застройщики, однако, в лучшем случае принимают их к сведению, но никогда как руководство к действию. Московская инжиниринговая компания Парктайм, по словам ее начальника отдела продаж Игоря Филипенкова, оборудовала по заказам застройщиков уже сотни две парковок, однако ему ни разу не приходилось слышать от клиентов о каких-либо нормативах числа парковочных мест в зависимости от площади офиса или количества сотрудников.

Не по чину
Москва-Сити проект с долгой и многострадальной историей. Задумывался он еще в начале 1990-х гг., когда, как вспоминает Кострикин из МАРХИ, действовали вовсе непредставимые сегодня нормативы 25 машино-мест на 1000 сотрудников офиса. Впоследствии планы и проекты множество раз корректировались, согласовывались, приводились в соответствие и т. п. Но по части количества парковок они все равно бежали впереди паровоза московских строительных норм. Московские нормы количества парковок постепенно увеличивались, но проектировщики застройки Москва-Сити опережали их настолько, что даже сегодня эти нормы только-только догнали существующее (то есть спроектированное несколько лет назад) положение вещей в Сити. Все-таки офисные здания в этом месте проектировались не просто как площади класса А, а как нечто посерьезнее наш русский Манхэттен. Так что, несмотря на все интересы застройщиков и их тягу экономить на парковочных площадях везде, где это можно сделать, Башня на набережной была спроектирована даже с превышением тогдашних норм на количество машино-мест.

В любом случае получается, что если нормы обеспечения офисов парковкой и нарушены, то незначительно. Толкотни автомобилей перед зданием, по идее, быть не должно. А она есть. В чем же дело?

Москва-Сити отличается в этом смысле от других мест сосредоточения офисных зданий только одним аномальной концентрацией именно иностранных и именно пафосных фирм. Туда приезжает на автомобиле не каждый пятый, как наивно надеются разработчики нормативов, а каждый второй, если не больше. Это тысячи автомобилей, для которых не предусмотрены парковочные места. Не говоря уже о гостях, которые приезжают в Сити по делам и, конечно, тоже не на метро.

Причина того парковочного ужаса, с которым сталкиваются каждый день тысячи людей, работающих в Сити, не в нарушении застройщиками строительных норм, а скорее в самих этих нормах. Что такое одно машино-место на пять человек? Представьте себе российский офис транснациональной корпорации. Это помещение, наполненное карьероориентированными молодыми людьми, придающими огромное значение внешним атрибутам успеха вроде костюма, зимнего загара, ну и, конечно же, автомобиля. Вы можете себе представить московского яппи, ежедневно добирающегося до своего престижного офиса общественным транспортом? То, что давно является нормой в Лондоне, Нью-Йорке или Токио, совершенно немыслимо пока для Москвы города, где фраза Ой, я уже не помню, когда последний раз был(а) в метро! стала непременным атрибутом хорошего тона в приличной компании.

Но уже сейчас понятно, что и после окончания строительства проблема не исчезнет, а, может быть, обострится.

Поиски выхода
Судя по данным Cushman Wakefield Stiles Riabokobylko, Башня на набережной еще не самое проблемное с точки зрения парковки офисное здание класса А как в будущем Сити, так и в Москве в целом. По количеству офисной площади, приходящейся на одно машино-место, она относится скорее к середнячкам, а особую остроту проблеме парковки у башни придает еще не завершенное строительство соседних небоскребов.

Подвижки, однако, имеются. Могу отметить положительную тенденцию, говорит Постников, у Военторга более или менее нормальная парковка, соответствующая нормам. Или строящийся на Белорусской объект Белая площадь

Подобная ситуация с парковками, по словам главы департамента по работе с корпоративными клиентами Jones Lang LaSalle Андрея Постникова, характерна не только для Москвы, но и для других мировых столиц. Везде девелоперы пытаются найти выход требования арендаторов к парковкам растут. Если подобрать офис для IT-компаний сравнительно легко айтишникам прежде всего необходимо эффективное здание само по себе, то, к примеру, для General Motors, с которой сейчас работает сам Постников, хорошая парковка принципиальный вопрос.

Ни этот, ни другие современные способы оптимизации парковок проблем Москва-Сити все равно не решат. По словам генерального проектировщика Москва-Сити Геннадия Сироты, общее количество машино-мест, предусмотренное проектом всего комплекса, около 25 000 увеличиться не может. Подземные парковки и так будут под каждым зданием. По нормативу в Сити должно быть около 40 000 машино-мест, но, имея выделенную площадь, мы просто не в состоянии справиться с поставленной задачей, признает Сирота. Чтобы удовлетворить потребности, нужны колоссальные площади, которых у нас нет. Это вам не ресторан Дрова возле ГУМа, на вывеске которого написано: Заплати 300 руб. и ешь сколько хочешь То же ожидает и другие комплексы, расположенные в центре города. Парковок всегда будет недостаточно для всех без исключения офисных центров класса А, полагает начальник отдела офисных исследований Cushman Wakefield Stiles Riabokobylko Лада Белайчук. Или Москва превратится в одну большую парковку.

Свое решение проблемы активно рекомендует проектировщикам Шестопалов из ИТЦ Москомархитектуры. Он предлагает устанавливать так называемые механические парковки, применяемые повсеместно в американских и европейских небоскребах. Идея в том, что управляемая компьютером специальная механика перемещает автомобили без участия водителя внутри помещения, подобно фишкам игры 1 Площадь используется оптимальным образом, и оставленный без хозяина автомобиль занимает вдвое-втрое меньше места, чем при его традиционном размещении. Кое-где в Москве такие парковки уже есть например, в бизнес-центре класса B Новосущевский, построенном по проекту самого Шестопалова, но это решение, по признанию архитектора, пока слишком дорогостоящее.

Автомобильное столпотворение перед башнями в Сити в обозримой перспективе не исчезнет. У тысяч гостей и сотрудников ММДЦ останется все тот же простой выбор. Бросить машину в километре от офиса и идти до места пешком. Либо смирить гордыню московских яппи и ехать-таки на метро.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев сделает новое жилье доступным для крупных строительных компаний в 11 регионах.

Переживать по поводу возможного оттока арендаторов ни Сити, ни другим комплексам класса А сегодня нечего. Даже писавший обращение к Лужкову Андрей Бадер из Alcoa говорит, что пока съезжать из Сити не собирается. Если взвесить все за и против, то положительные моменты перевешивают, прикидывает он.

Вчера на заседании президиума президентского совета по реализации приоритетных нацпроектов первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев заявил о старте пилотной программы предоставления земель под крупные строительные проекты в рамках нацпроекта Доступное жилье.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, отвечающий за реализацию нацпроекта по доступному жилью, вчера объявил о старте пилотного проекта по строительству дополнительных 20 млн кв. м недвижимости это около 25% от объемов годового ввода жилья. Власть планирует земельную интервенцию в 11 регионах в рамках проекта 40 крупных земельных участков с инфраструктурой будут выставлены до октября 2007 года на аукционы. Как предполагают участники рынка, предложение заинтересует лишь крупные стройкомпании.

Александр Браверман пояснил вчера Ъ, что пилотным проектом правительство намерено отработать механизм, позволяющий ускорить темпы роста предложения жилья в регионах с плановых 80 млн кв. м до 100-130 млн кв. м к 2010 году. В пилотный проект войдут 11 регионов, в том числе Калининград, Сахалин, Вологда, Омск, Татария, Ярославль, Пермь. Главный критерий инициативность местных властей, пояснил выбор Александр Браверман. Все 40 земельных участков должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой Федеральной сетевой компанией (ФСК) и ООО Межрегионгаз, которые будут финансировать инфраструктуру из бюджетных и собственных средств.

До последнего момента действия Белого дома в рамках нацпроекта в основном были ориентированы на снятие административных барьеров на уже сложившихся рынках недвижимости. Теперь же государство готовит интервенцию на рынке жилья. Глава комиссии по развитию рынка доступного жилья при совете по нацпроектам Александр Браверман пояснил, что до октября 2007 года на аукционы в 11 регионах будут выставлены 40 земельных участков с подключаемой инфраструктурой, на которых предполагается построить 20 млн кв. м жилья. В 2006 году ввод в строй нового жилья составил 50,5 млн кв. м, к 2010 году ожидается около 80 млн кв. м интервенция, таким образом, составит около 25% от нынешнего рынка.

Участники рынка относятся к этим планам осторожно. Такие площадки могут быть интересны многим крупным компаниям, которые собираются всерьез развивать региональное строительство, констатирует руководитель пресс-службы СУ-155 Федор Сарокваша. По его словам, госгарантии в рамках проекта это достаточно весомый аргумент для застройщика, чтобы участвовать в конкурсе. Однако председатель комиссии по строительству и девелопменту Опоры России Алексей Кожевников сообщил Ъ, что ему неизвестно, чтобы кто-либо из компаний малого и среднего бизнеса собирается участвовать в программе. При аукционной системе, когда идет соревнование денег, инвестором может стать только крупная компания, говорит он.

Если проект удастся в отобранных городах, господин Браверман намерен тиражировать его по всей России при этом он не скрывает, что механизм тиражирования будет носить административный характер и жесточайше внедряться на региональный уровень. По словам господина Бравермана, остальные меры по реализации жилищного нацпроекта пока неэффективны: Меры по наращиванию ипотечного кредитования до конца не дали необходимого результата, поэтому сейчас выход в увеличении предложения на рынке жилья. Реализация построенного жилья будет производиться на чисто рыночной основе. Аукционный метод распределения земель избавит застройщика от необходимости предоставлять владельцу земли, то есть городу, бесплатные квартиры, государство не будет иметь доли в прибылях проектов на участках, предназначенных к интервенции.

Компании Олега Дерипаски, Виктора Вексельберга, Сулеймана Керимова, Вадима Мошковича, Василия Анисимова, ВТБ и еще полтора десятка других будут строить в России доступное жилье. Во всяком случае, именно они получат многомиллиардную поддержку государства в рамках такого нацпроекта.

По оценке президента фонда Институт экономики города Надежды Косаревой, господдержка строительства новых кварталов в 11 городах позволит сократить издержки на строительство инфраструктуры на этих объектах на 15-30%. Вывод на рынок дополнительного объема предложений, по ее мнению, позволит затормозить рост цен на жилье в этих регионах. Впрочем, по прогнозам Института экономики города, стабилизация цен на рынке недвижимости все равно не за горами: по расчетам института, рост цен на жилье в России в 2007-2008 годах составит 10-15%, а в 2009-2010 годах будет ниже 10%. В 2005-2006 годах средние цены на недвижимость в России выросли, по данным Росстата, на 41%.

Правила отбора проектов правительство утвердило еще 5 мая 2007 г., а 22 июня специальная комиссия (из представителей Росстроя, Минрегионразвития и Федерального дорожного агентства) произвела отбор, сообщил Ведомостям начальник отдела по реализации нацпроекта Минрегионразвития Андрей Чибис. Протокол заседания опубликован на сайте Росстроя в Интернете. На участие в эксперименте претендовали 39 компаний в 24 регионах, а отбор прошли только 2 Начальник управления развития рынка доступного жилья Росстроя Сергей Баринов назвал основной причиной отклонения остальных проектов отсутствие документов территориального планирования.

Нацпроект Доступное жилье часть федеральной целевой программы Жилище. По проекту к 2010 г. доля населения, способного приобрести стандартную квартиру, должна возрасти в три раза до 30,5%, а объем возводимого жилья в два раза до 80 млн кв. м. В 2006-2010 гг. объем финансирования программы составит 902,4 млрд руб., в 2007 г. будет выделено 80 млрд руб., из них госгарантий на 33 млрд руб.
увеличить

Власти изо всех сил будут помогать победителям. В постановлении правительства прописано несколько форм поддержки: гарантии по займам для обеспечения участков инфраструктурой, субсидии на возмещение затрат на уплату процентов под строительство коммунальной инфраструктуры, обеспечение микрорайонов автодорогами. Кроме того, РАО ЕЭС и Газпрому рекомендовано при подготовке инвестпрограмм учитывать потребности этих проектов в первую очередь.

Среди чемпионов оказались известные и крупные проекты (см. таблицу). Это, например, комплексы Конная лахта и Северная долина в Петербурге (строит компания Олега Дерипаски Главстрой). Это будут города в городе около 5,5 млн кв. м, по инвестициям мы легко перевалим цифру в $5-6 млрд, говорит директор по связям с общественностью Главстроя Иван Слепцов. Другие победители Большое Домодедово (10,83 млн кв. м нового жилья, инвестиции 300 млрд руб., в том числе на строительство и модернизацию инфраструктуры 70 млрд руб.), проект А101 Вадима Мошковича в Подмосковье, Рублево-Архангельское, Новый город в Чувашии (Приволжская градостроительная компания, акционеры которой Росстрой, ВТБ и правительство Чувашии). Если сложить все проекты, то в их рамках должно быть построено 52,2 млн кв. м за 10-летний период, а до 2010 г. около 6 млн кв. м жилья. Общий объем инвестиций в эти проекты Росстрой оценивает в 1,832 трлн руб., в том числе на социальную инфраструктуру 201 млрд руб., инженерную 256, млрд руб. и транспортную 146,5 млрд руб.

Но не все победившие проекты рассчитаны на покупателя среднего класса. По словам Слепцова, в Северной долине будет в основном жилье экономкласса, в Конной лахте бизнес-класса. Проект А101 относится к бизнес-классу (16 млн кв. м, из которых 13 млн кв. м жилья, 1,5 млн кв. м инфраструктура, остальное коммерческое, инвестиции $7 млрд). Проект Рублево-Архангельское предусматривает строительство жилья премиум-класса площадью около 2,7 млн кв. м (инвестиции более $3 млрд).

Обязательства самих претендентов по объемам строительства не менее 1 млн кв. м жилья, по срокам начало не позднее 2007 г., окончание не позднее чем через 10 лет; земельный участок должен быть консолидирован в руках одного инвестора. Никаких условий по себестоимости жилья, его качеству и уровню, а также цене продажи при отборе не выставлялось. Мы выбрали проекты не из критерия стоимости, а исходя из принципов комплексного развития территории. Хотя окончательно спрогнозировать стоимость жилья нельзя, ясно, что 1 млн кв. м элитного жилья на одной площадке построить и продать невозможно. Предусматривается строительство массового жилья, наша задача увеличить объемы жилищного строительства, говорит Чибис.

По словам вице-президента ВТБ Марата Аметова, если инфраструктурные объекты будут субсидироваться государством, это даст снижение себестоимости строительства. Но он указывает, что есть рынок, который диктует свои условия. Пока нацпроект это стимулирование крупных компаний, отмечает вице-президент ОПОРы Алексей Кожевников. А так проблему недоступности жилья не решить, потому что главное препятствие получение земли в массовом порядке никак не решается, а они своими крупными проектами только взвинчивают цены на стройматериалы, оборудование и рабочую силу. Кожевников очень рассчитывает на законопроект о малоэтажной застройке, который дополнит нацпроект.
Строительство гигантских домов, предусмотренное московской мэрией в рамках «точечной застройки», создаст массу проблем для жильцов старых районов Москвы, а также удешевит их квартиры.

В Новом городе из 739 000 кв. м около 10% придется на коттеджи на берегу Волги, 65% на жилье бизнес-класса и остальную часть отдадут под социальное жилье. Смешанное жилье будет в Академическом (9 млн кв. м жилья и 5 млн кв. м коммерческой). Ранее гендиректор компании Coalco Владимир Барулин сообщал, что, если проект получит господдержку, стоимость жилья составит $1000 за 1 кв. м (сейчас средняя $2500 за 1 кв. м). А у компании Балтрос, строящей поселок Славянка в Петербурге площадью 1,4 млн кв. м, губернатор Валентина Матвиенко потребовала удержать цену продажи жилья на уровне $1000 за 1 кв. м.

Согласно официальным сообщениям, о вышеупомянутой проблеме Лужкову, который пребывал в неведении, доложил глава строительного комплекса Владимир Ресин. По словам г-на Ресина, в том, что проектная площадь нового дома увеличивается после начала его строительства, виновата технология принятия решений. После того как принимается решение о застройке, проект выставляется на конкурс. Если конкурс выигрывает частный застройщик, он может строить дом по своему собственному проекту. Если застройщик планирует построить дом, больший по площади, чем планировали столичные власти, он просто должен провести перерасчет долей города и инвестора. В качестве примера г-н Ресин привел пример дома на Егерской улице, против строительства которого протестовали жильцы окрестных домов. Причем дело дошло до потасовки. Жильцам было отчего протестовать: изначально на этом месте планировалось построить дом площадью 5 тыс. кв. м, однако впоследствии площадь дома была увеличена до 22 тыс. кв. м. «Москве не нужны многоэтажные громадины, - заявил, по сообщению газеты «Коммерсантъ», на заседании столичного правительства Юрий Лужков. – Управделами Виктор Коробченко мне все время подсовывает на подпись распоряжения, где говорится о возможности увеличения площади дома, думая, что я не замечу этого. Я эти пункты вычеркиваю. И его я накажу. Я не допущу этого ловкачества. Строительство должно идти в соответствии с решением градостроительного совета, и ни на один квадратный метр больше».

Мэр столицы Юрий Лужков в конце прошлой недели упрекнул своих подчиненных в том, что они потеряли контроль над процессом строительства в Москве. По данным мэра, частные строительные компании возводят в столице дома, гораздо большие по размеру, чем предусмотрено предпроектной документацией. В итоге 25-30-этажные дома-монстры, которые строятся часто «впритык» к зданиям старой застройки, кардинально ухудшают условиях жизни в них, а также становятся причиной того, что цена таких квартир падает на 30%. Кроме того, нередко дома большей этажности и площади возводятся на фундаменте, который был сооружен для меньшего дома, что приводит к увеличению нагрузки на фундамент и в конечном итоге к разрушению таких домов. То есть к проблемам уже для новоселов домов-монстров. Столичные чиновники всю вину возлагают на частных застройщиков, однако последние утверждают, что без согласования с чиновниками увеличить этажность дома невозможно. Другими словами, похоже, что столичный мэр просто решил перед выборами «оправдаться» перед избирателями. Тем более что строительство домов-гигантов в ущерб интересам москвичей продолжается. Эксперты говорят, что москвичи должны подавать иски в суд, требуя компенсации с застройщиков.

Пример такого точечного строительства можно наблюдать в районе Сокол, где на улице Алабяна, 13, на месте детской спортивной школы, строительная компания «Баркли» готовится сейчас к возведению многоэтажного дома под громким названием «Мономах». Компания изначально заявляла, что дом будет высотой в 25 этажей. Однако представитель «Баркли» в ответ на вопрос RBC daily о предполагаемой этажности дома ответил: «Предварительно мы планируем построить 30 этажей». И это еще предварительно. Примечательно, что в непосредственной близости от нового дома-монстра находятся два двенадцатиэтажных дома, которые фактически полностью будут «задавлены» «Мономахом». Как говорят эксперты, возведение подобных гигантов, которые явно не вписываются в окружающий ландшафт, уродует целые микрорайоны. Более того, тот же Сокол, который считается элитным районом во многом из-за своих парков, может скоро перестать быть таковым, так как под строительство домов-гигантов приходится вырубать огромную площадь зеленых насаждений. Другая небольшая проблема – квартиры в домах-«соседях» «Мономаха» резко подешевеют. Эксперты говорят, что жильцы соседних домов по улице Алабяна вправе подать в суд на компанию «Баркли» с требованием компенсации, которая может составить до 30 тыс. долл. в каждом случае (учитывая высокую стоимость жилья на Соколе). «Сегодня жилье, квадратные метры - единственная собственность, оставшаяся у многих москвичей, - сказал RBC daily член Общественного комитета защиты москвичей Сергей Селиванкин. – Особенно пожилых и малообеспеченных слоев населения».

Проблема изменения этажности застройки наиболее актуальна для точечного строительства, которое, впрочем, в ближайшие годы станет единственно возможным способом строительства в столице, где уже не осталось свободных площадей под массовую застройку. Такая застройка, особенно если речь идет о многоэтажном строительстве, вызывает нарекания жителей окрестных домов, которые считают, что возводимые в их дворах башни ухудшают условия жизни. «Точечная застройка, ведущаяся в разных районах столицы, нарушает быт сложившихся десятилетиями микрорайонов, - говорится в обращении Общественного комитета защиты москвичей, размещенном на сайте комитета. - Вырастающие как грибы “элитные строения” в 25 этажей и выше нарушают как городскую инфраструктуру, так и действующие параметры инсоляции. В частности, в квартиры проживающих в соседних домах жителей перестает попадать солнечный свет. Комнаты превращаются в полуподвальные помещения, и почти на 30% падает рыночная стоимость квартир».

Столичные чиновники валят вину друг на друга. Например, г-н Ресин во всем обвинил Москомархитектуру. Представитель последней заявил RBC daily, что во всем виноват строительный комплекс, возглавляемый Ресиным. И все вместе они возлагают вину на частных застройщиков. «Без разрешения чиновников увеличение площади возводимого здания невозможно, - сказал RBC daily аналитик компании «Система-Галс» Александр Гаврилин. – Мне странно слышать такое заявление из уст Лужкова, потому что все зависит от него. Очевидно, что, делая такие заявления, чиновники просто подстраховывают себя в свете волны возмущения москвичей». Действительно, в преддверии выборов подобные заявления весьма полезны для повышения рейтинга. На самом же деле, дальше слов дело, как правило, не идет. До сих пор еще никому не запретили строить столько этажей, сколько ему хочется.

Впрочем, случаи строительства домов-башен в непосредственной близости от «старой» застройки можно наблюдать сплошь и рядом. Например, сейчас актуальна проблема многоэтажной застройки в Ховрино и строительства дома-башни на Прибрежном проезде. «Мы регулярно наблюдаем подобные случаи, - сказал RBC daily член Общественного комитета защиты москвичей Вадим Михайлов. – Причем увеличение этажности зданий или их площади приводит к очень печальным последствиям. Один из элитных домов в столице, например, уже наклонился. Происходит это потому, что увеличение этажности или площади здания происходит без учета того, на что рассчитан уже построенный фундамент. Если площадь увеличивается за счет количества этажей, никто вообще ничего не делает, если же за счет расширения, то делается фиктивный фундамент под дополнительной площадью. В несколько раз увеличивающийся вес здания усиливает нагрузку на грунт и котлован, что приводит к активизации различных дестабилизирующих процессов. Кроме того, зачастую увеличение площади происходит без учета «пропускной» способности коммуникаций. В результате всего этого по таким домам начинают идти трещины, они разрушаются. Причем разрушаться дом может начать не прямо сейчас, а лет через десять».



Главная --> Публикации