Главная --> Публикации --> Кому положено бесплатное жилье Элитная штамповка В каком доме жить нельзя Рынок не выдержал ипотеки Не имея свободных площадок, самарцы готовятся заселять левобережье

Железнодорожники
Активную работу по застройке промышленных территорий правительство Москвы начало год назад. В мае 2006 года мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о начале разработки экспериментального проекта, который должен был выявить все возможные варианты использования инфраструктуры и путей РЖД. Пилотных проектов освоения железнодорожных магистралей планировалось четыре. Первый на участке между третьим транспортным кольцом и Минской улицей общей площадью 45 га. Тогда власти Москвы заявляли, что на этой территории можно построить до 1 млн кв. м офисных и жилых помещений.

Уникальные для российских девелоперов проекты застройки части территорий, принадлежащих ОАО РЖД и ОАО Мосэнерго, прекрасный пример того, что в Москве, когда речь идет о строительстве, нет ничего невозможного. Формально эти компании действуют самостоятельно, но в действительности то, что происходит сейчас с их земельными активами, напрямую зависит от правительства Москвы.

Совет необходим для совместного решения проблем освоения территорий, принадлежащих Московскому железнодорожному узлу и к ним прилегающих, в том числе надпутного пространства с учетом Генерального плана развития города Москвы и Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла, а также для обеспечения координации совместной деятельности в реализации этих проектов. Москву в совете представляет заместитель мэра Владимир Ресин, а РЖД их вице-президент Вадим Морозов.

Буквально через месяц после появления нового проекта застройки территории возле Поклонной горы ОАО РЖД совместно с правительством Москвы на паритетных началах создали координационный совет по проблемам градостроительного развития в городе Москве территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков.

Директор по инвестициям Panorama Estate Артем Цогоев рассказывает, что раньше застройка промзоны РЖД была сопряжена с большими проблемами, все проекты, которые проектировались в пределах железной дороги, вела Балтийская строительная компания. Она, например, построила бизнес-центр в районе метро Комсомольская для того же РЖД. Но все остальные земли имели исключительно складское и логистическое назначение. Когда стало понятно, что свободные земли в столице подходят к концу, вспомнили о промзонах РЖД.

С тех пор совет развил довольно бурную деятельность. За год он заседал три раза: оформлял земельно-правовые отношения на земельные участки, расположенные в полосе отвода железной дороги, рассматривал предпроектные предложения и проекты по застройке территорий ОАО РЖД и прилегающих территорий Москвы. В результате в феврале 2007 года было принято решение застроить помимо территории возле Поклонной горы еще 29 участков около железнодорожных путей общей площадью более 1 тыс. га. Проектная документация по 17 из них должна быть утверждена до конца года.

Очевидно, что правительство Москвы собирается осваивать территории промзон не на собственные средства, а планирует привлечь к этому процессу инвесторов. Первым инвестором еще в прошлом году стала Mirax Group, которая займется освоением территории возле Киевского вокзала. Часть проектов планировалось передать дочерней компании РЖД Желдорипотека. Вместе с ней инвестировать $100-120 млн в проекты строительства трех жилых комплексов планировала компания Рескор. Кузнецкий мост Девелопмент заинтересована в одном из участков промзоны Серп и молот площадью 9,4 га, где планируется построить 370 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Последний проект уже согласован с департаментом имущества, который готов передать Кузнецкому мосту часть акций владельца участка.

В РЖД нам объяснили, что выбранные участки это грузовые дворы пяти московских вокзалов: Киевского, Ленинградского, Рижского, Белорусского, Савеловского. Также есть планы застройки грузового двора станции Северянин Ярославского направления, станции Лосиноостровская, перегонов на Белорусском и Рязанском направлениях, а также участка под создание пересадочного узла в районе железнодорожной станции Фили. Кроме того, застройку планируется вести на территории промзон Братцево, Калошино и пяти участках промзоны Серп и молот. Самые крупные из участков Калошино (507 га) и Серп и молот (560 га).

Инвестконтракты с ЗАО Отраслевой центр внедрения (ОЦВ) на застройку грузовых дворов железнодорожных станций Москва-Товарная-Рижская, Москва-Товарная-Смоленская, Москва-Товарная-Киевская, а также промзоны Северянин и станций Москва-Товарная-Октябрьская и Москва-Товарная-Бутырская уже подписаны. По их условиям ОЦВ должен будет переместить первые четыре станции суммарной площадью 36 га на территории железнодорожной станции Белый Раст на севере Московской области, а для вывода двух последних общей площадью около 10 га ОЦВ сейчас ищет участок на юге Московской области. Взамен ОЦВ получит право застройки этих территорий. Также ОЦВ будет реконструировать грузовые дворы станций Москва-Товарная-Курская (12 га) и Кунцево-II (30 га).

Еще шесть участков будет застраивать подконтрольная РЖД структура Отраслевой центр внедрения. У компании будет возможность освоить 46 га земли, где можно построить до 1,4 млн кв. м площадей.

Однако такими большими свободными площадками под строительство, как РЖД, Мосэнерго не располагает. Пока мы планируем вносить изменения в расположение зданий на Золотом острове, где можем освободить территорию, говорит пресс-секретарь компании Василий Захаров.

Энергетики
РЖД не единственная компания, владеющая участками земли на территории Москвы. Еще один пользователь столичных территорий ОАО Мосэнерго. Эта компания обладает огромными земельными ресурсами 4100 земельных участков общей площадью 6500 га и 45 000 объектов недвижимости. Но участки эти не собственность как объясняют в Мосэнерго, вся земля компании находится в аренде.

Согласно проекту застройки, примыкающие к Кремлю площадки отдадут под общественные объекты и гостиницы, а жилье построят на периферии острова. Высотность новых зданий будет увеличиваться от набережных к центру участка, при этом максимальное число этажей не превысит девяти-десяти. Предполагается, что на острове появится пять гостиниц класса пять звезд, причем возле Большого Каменного моста планируется построить второй в городе отель сети Four Seasons (первый строится на месте снесенной гостиницы Москва). Золотой остров свяжут с большой землей три пешеходных моста и Калининская линия метро с новой станцией Кадашевская. Для автовладельцев построят двухэтажную подводную автостоянку площадью около 50 тыс. кв. м на территории между памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Кроме того, на территории Золотого острова появится собственный энергоцентр. По оценкам столичного правительства, срок реализации проекта составит три года, а объем инвестиций $2,7 млрд.

Городская программа Золотой остров была одобрена весной 2006 года градостроительным советом при мэре Москвы. Она предполагает комплексную застройку всей территории Болотного острова 40 га. По замыслу главного архитектора столицы Александра Кузьмина программа предусматривает запрет на строительство в этом районе офисных помещений. Единственный, кто по собственному усмотрению сможет распоряжаться и владеть здесь коммерческой недвижимостью, это компания Роснефть, у которой уже есть собственная недвижимость на территории острова.

Отметим, что в рамках проекта Золотой остров будет перемещена и кондитерская фабрика Красный Октябрь в район Красносельской улицы. На ее месте девелопер проекта компания Гута-Девелопмент (входит в ГК Гута) планирует построить жилые кварталы. В результате на российском рынке появится новый вид элитной недвижимости лофты. Стоимость такого жилья в Москве, по оценкам экспертов, может достигнуть $40-50 тыс. за 1 кв. м. Появление лофтов долгое время сдерживалось отсутствием подходящих для освоения промышленных площадей.

Что же касается Мосэнерго, то оно, по согласованию с правительством Москвы, должно будет переместить здание распределительного устройства, подстанции, производственный корпус и строения Опытного завода средств автоматизации и приборов. Эти объекты попадают в планируемую пешеходную зону от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной. Освобожденную землю Мосэнерго оценит и определит размер компенсации.

В РЖД называют несколько принципов, которые необходимо соблюдать, выводя территории из промышленного пользования. В первую очередь, по словам вице-президента компании Олега Тони, следует обеспечить безопасность движения поездов и эксплуатации сооружений, которые предполагается построить над железнодорожными путями и в непосредственной близости от них. Норм и требований к проектированию объектов над путями не существует, говорит господин Тони. В этой связи необходимо провести работу по созданию необходимой нормативной базы и детально проработать комплекс технических вопросов. Прежде всего технического обслуживания железнодорожных путей в случае тоннельного варианта застройки, защиты сооружений и людей от вибрации тяжеловесных поездов. Предстоит также определить степень и характер влияния токов высокого напряжения контактной сети на железобетонные конструкции, необходимое оборудование зданий с учетом длительного воздействия на людей электромагнитных полей, а также возможные способы ведения ремонтно-восстановительных работ в условиях возникновения аварийных ситуаций.

Не откажешь
Однако нельзя сказать, что предприятия, отдающие свои территории под жилые и офисные здания, довольны происходящим. Нас попросили мы пошли навстречу, сдержанно говорят в Мосэнерго. Понятно, чем вызвано недовольство компаний. Для них перемещение своих объектов из одного места в другое, а иногда и за пределы МКАД дело хлопотное. Кроме того, например, у РЖД застройка ее промзон напрямую связана с развитием Московского транспортного узла. Жилье и железнодорожное полотно должны не мешать и не угрожать существованию друг друга.

Впрочем, у будущих проектов РЖД и Мосэнерго есть и недостатки. В первую очередь это затраты на шумоизоляцию и укрепление фундамента, которые могут значительно увеличить стоимость строительства. А также риск просчитаться с жилыми помещениями: эксперты считают, что возле железнодорожных путей целесообразнее строить коммерческие и торговые площади, поскольку покупателей квартир может отпугнуть шум поездов. Артем Цогоев обращает внимание на то, что у участков РЖД нет хорошей транспортной доступности, что делает невозможным их застройку офисными зданиями. Помимо того не так уж много компаний умеет готовить фундамент для ведения строительства над путями. А услуги тех, кто умеет, стоят очень дорого. Но выбора нет московское правительство готово платить большие деньги, чтобы использовать освободившиеся территории, заключает господин Цогоев.
В Минрегионе придумали, как сделать все дорожающее жилье более доступным: нужно дать гражданам землю - и пусть они сами себе строят дома. Нацпроект Доступное жилье дополнили программой Свой дом, согласно которой будут создаваться своеобразные земельные кооперативы.

Однако в целом эксперты рынка положительно относятся к застройке промзон в Москве. Сейчас в Москве свободных площадок не осталось, а участки РЖД не требуют расселения жильцов и нередко уже располагают необходимыми инженерными объектами, говорит директор по развитию инвестиционных проектов девелоперской компании Комстрин Алексей Злобин. Правда, Артем Цогоев с этим не согласен. В Москве еще очень много незанятых территорий промзоны предприятий, транспортные узлы, но все они в частных руках, и договариваться с владельцами об их использовании не так-то просто, говорит он.

По словам депутата-единоросса Александра Когана, в ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении соответствующий законопроект. Коган считает, что кооперативные домовладельцы смогут к 2010 году увеличить долю малоэтажного строительства в России с нынешних 40 до 50%. Как раз половина россиян, согласно опросам, и хотят жить в собственном доме.

На совещании в ведомстве, которое состоялось на прошлой неделе, начальник отдела сопровождения нацпроекта Доступное жилье в Минрегионе Андрей Чибис рассказал, что кооперативы будут закрытые и открытые. Первые создадут для социально незащищенных групп населения: молодых семей, инвалидов и т.д. В этом случае органы власти будут передавать кооперативу земельный участок бесплатно, - объясняет Чибис. В открытые кооперативы смогут вступить все желающие, но никаких льгот по выделению участков для них не предусмотрено: объединение сможет получить землю, лишь участвуя в торгах на общих основаниях. Единственная льгота для открытых кооперативов заключается в том, что если их заявка на участок опубликована, но в течение недели других желающих не появилось, то они смогут выкупить землю без проведения торгов. Таким же правом пользуются индивидуальные застройщики, - пояснил Чибис. Количество членов как закрытых, так и открытых кооперативов должно составлять не меньше 20 человек.

Во-первых, как признает Андрей Чибис, законопроект пока еще плохо проработан. В частности, в нем предусмотрено, что вначале члены кооператива получат участок в аренду на пять лет и только после этого срока земля будет передана им в собственность. Но это будет мешать привлечению заемных средств для строительства дома, - объясняет он.

Однако проект одноэтажной России может остаться только на бумаге, как и многие другие проекты.

А вице-президент объединения предпринимателей ОПОРА России Алексей Кожевников уверен, что проблемы появятся на более ранних этапах. В частности, из-за отсутствия в большинстве регионов градостроительных планов развития территорий сложности возникнут еще при выделении участков. Кроме того, нужно срочно вводить землю в оборот: например, необходима упрощенная схема перевода участков сельхозтерриторий в земли поселений, - рассуждает он. - Сегодня этот процесс в Подмосковье занимает не меньше полугода, а затраты составляют от $400 до $1 тысячи за сотку.

Замглавы Минрегиона Юрий Тыртышов беспокоится, что пайщики закрытых кооперативов займутся спекуляцией. Это серьезная проблема, ведь люди получат землю бесплатно, а потом просто перестанут выплачивать паи на строительство, - считает он.

На совещании в ведомстве, которое состоялось на прошлой неделе, начальник отдела сопровождения нацпроекта Доступное жилье в Минрегионе Андрей Чибис рассказал, что кооперативы будут закрытые и открытые. Первые создадут для социально незащищенных групп населения: молодых семей, инвалидов и т.д. В этом случае органы власти будут передавать кооперативу земельный участок бесплатно, - объясняет Чибис. В открытые кооперативы смогут вступить все желающие, но никаких льгот по выделению участков для них не предусмотрено: объединение сможет получить землю, лишь участвуя в торгах на общих основаниях. Единственная льгота для открытых кооперативов заключается в том, что если их заявка на участок опубликована, но в течение недели других желающих не появилось, то они смогут выкупить землю без проведения торгов. Таким же правом пользуются индивидуальные застройщики, - пояснил Чибис. Количество членов как закрытых, так и открытых кооперативов должно составлять не меньше 20 человек.

Наконец, эксперты уверены, что недорогого малоэтажного жилья не будет до тех пор, пока основным материалом не станет дерево. Сегодня, по данным депутата Александра Когана, превалирует строительство кирпичных домов. Однако, несмотря на то что леса в России достаточно, добраться до него у бизнесменов нет сил, ведь лесовозных дорог никто не строит, - замечает вице-президент ОПОРЫ России Алексей Кожевников.В Минрегионе придумали, как сделать все дорожающее жилье более доступным: нужно дать гражданам землю - и пусть они сами себе строят дома. Нацпроект Доступное жилье дополнили программой Свой дом, согласно которой будут создаваться своеобразные земельные кооперативы.

Однако проект одноэтажной России может остаться только на бумаге, как и многие другие проекты.

По словам депутата-единоросса Александра Когана, в ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении соответствующий законопроект. Коган считает, что кооперативные домовладельцы смогут к 2010 году увеличить долю малоэтажного строительства в России с нынешних 40 до 50%. Как раз половина россиян, согласно опросам, и хотят жить в собственном доме.

Замглавы Минрегиона Юрий Тыртышов беспокоится, что пайщики закрытых кооперативов займутся спекуляцией. Это серьезная проблема, ведь люди получат землю бесплатно, а потом просто перестанут выплачивать паи на строительство, - считает он.

Во-первых, как признает Андрей Чибис, законопроект пока еще плохо проработан. В частности, в нем предусмотрено, что вначале члены кооператива получат участок в аренду на пять лет и только после этого срока земля будет передана им в собственность. Но это будет мешать привлечению заемных средств для строительства дома, - объясняет он.

Наконец, эксперты уверены, что недорогого малоэтажного жилья не будет до тех пор, пока основным материалом не станет дерево. Сегодня, по данным депутата Александра Когана, превалирует строительство кирпичных домов. Однако, несмотря на то что леса в России достаточно, добраться до него у бизнесменов нет сил, ведь лесовозных дорог никто не строит, - замечает вице-президент ОПОРЫ России Алексей Кожевников.

А вице-президент объединения предпринимателей ОПОРА России Алексей Кожевников уверен, что проблемы появятся на более ранних этапах. В частности, из-за отсутствия в большинстве регионов градостроительных планов развития территорий сложности возникнут еще при выделении участков. Кроме того, нужно срочно вводить землю в оборот: например, необходима упрощенная схема перевода участков сельхозтерриторий в земли поселений, - рассуждает он. - Сегодня этот процесс в Подмосковье занимает не меньше полугода, а затраты составляют от $400 до $1 тысячи за сотку.

К сожалению, эта актуальная идея не находит отклика в сердцах чиновников. Люди, готовые отдать свои скромные накопления за участок земли под постройку дома, вынуждены биться о многочисленные заслоны.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил и активно продвигает программу стимулирования одноэтажного строительства. К сожалению, эта актуальная идея не находит отклика в сердцах чиновников.

Во-первых, есть риск, что по объявлению сбежится полгорода, а значит, земля уйдёт с молотка к тому, кто даст за неё больше денег. Во-вторых, стоит только простому человеку положить глаз на кусок родины, как выяснится, что он покусился на сельхозугодья, природоохранную зону либо на землю, принадлежащую нужным людям, причём на законных основаниях. А к избранным земля попадает по дешёвой схеме, по которой, к примеру, перешли шикарные госдачи к бывшему премьеру Михаилу Касьянову. Главная задача признать земельные торги несостоявшимися, объяснил АиФ юрисконсульт Игорь ЧЕРКАСОВ. Делается это просто: объявление об аукционе публикуется в малотиражке, затем тираж скупается заявителем. Если в аукционе участвовало меньше двух человек, то он не состоялся. Через десять дней орган местного самоуправления обязан заключить договор купли-продажи земли с единственным участником торгов. Причём по стартовой цене.

За землёй - на рынок
Питерец Максим Хохлов, вырастивший двоих сыновей на съёмной квартире, приглядел пустырь в Ленинградской области. Захотелось построить своё гнёздышко. Казалось бы, алгоритм действий несложный. Гр. Хохлов пишет обращение на имя главы муниципального образования о предоставлении земли в собственность. Земельный комитет определяет по кадастру стоимость заветных соток (она намного ниже рыночной). Поскольку Земельный кодекс обязывает продавать участки под строительство жилья через аукционы, администрация должна выставить землю на торги и за 30 дней до мероприятия дать объявление в СМИ. Но уже на этом этапе с мечтой о покупке земли можно распрощаться.

По оценке экспертов, в радиусе 70 км от Москвы свободных территорий нет. Дефицит земель вокруг всех крупных административных центров, где налажена инфраструктура.

У нашего читателя жителя Подмосковья Александра Омелькина свой печальный опыт. Когда он прочитал о земельном аукционе и проявил к нему интерес, в районной администрации посоветовали не встревать: На участок уже есть свой покупатель. Ну победишь на аукционе, а потом замучаешься документы согласовывать у наших же чиновников.

До новоселья доживают не все
Но даже тем, кому всё же удалось выхватить кусок земли из цепких чиновничьих лап, не позавидуешь. Судя по письмам читателей, процедуру оформления выдержит не каждый человек и кошелёк. К примеру, Зоя Егорова из Сочи на стадии сбора справок заработала гипертонический криз в бессонных ночах ожидания очереди в кадастровую палату. Плюс на одно только оформление документов (без стоимости самого участка) она потратила 1,5 тыс. долл. и это не считая взяток. Теперь не знает, где взять деньги на дом. Получение разрешения на строительство дома отдельный триллер. Об этом мы расскажем в следующих номерах АиФ.

Эксперт по недвижимости Ирина ДЬЯКОНОВА дала практический совет: Аппетиты муниципальных властей практически ничем не ограничены. Проще и дешевле приобрести участок у другого владельца. Однако не рекомендую связываться с садовыми товариществами, созданными после 1 апреля 1998 г., права собственности вы не приобретёте, а вот геморрой с оформлением вам обеспечен.

Комитет уже рассмотрел законопроект О малоэтажном строительстве, стимулирующий возведение частным порядком жилых домов в 2-3 этажа. Он разрешает гражданам приобретать те земли, которые не разграничены между местными и федеральными структурами, а их по России тысячи гектаров. Кроме того, Росстрой обязан утвердить несколько типовых проектов домов, которые не надо будет согласовывать в кабинетах чиновников. Подводить коммуникации в необжитые районы станет обязанностью местной власти, а часть денег на эти цели выделят из федерального бюджета. Увы, пока это снова только обещания.
Московское общество охраны архитектурного наследия и зарубежная организация Спасем наследие Европы выпустили 200-страничный доклад Точка невозврата - о Москве, которую мы потеряли.

Комментарий эксперта
Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел КРАШЕНИННИКОВ попытался дать читателям АиФ надежду:

- В 2002 - 2007 годах снесено более 1000 зданий, из которых около 200 были либо объектами культурного наследия, либо ожидали получения этого статуса, - говорится в докладе. - Сегодня в Москве находятся под угрозой памятники всех исторических эпох. Ничто не может считаться неприкосновенным, и Москва рискует превратиться в город-муляж, насмешку над собственным великим прошлым.

250 экземпляров доклада послали Президенту России, мэру Москвы, главному архитектору города и главе Москомнаследия, а также депутатам Мосгордумы и московским архитекторам.

И столичные улицы, лишившись уникальных памятников древности, теряют свое очарование, становясь, как пишет английская газета Guardian, настоящим гетто для богачей и жен олигархов с сумочками Gucci.

Авторы доклада имеют в виду городскую политику реставрации зданий. По их наблюдениям, она направлена на экономию средств: вместо того, чтобы реставрировать исторический памятник, его просто сносят и строят копию. Да, этот способ и быстрее, и дешевле, но в результате здание становится пустышкой, муляжом, не имеющим никакой исторической ценности.

Впрочем, защитники архитектуры отмечают, что сохранившаяся Москва все еще вызывает восхищение.

Авторы доклада считают, что виной тому - крупные воротилы, которые при помощи взяток и грубой силы захватывают под офисы уникальные здания, а потом переделывают их на свой - весьма сомнительный - вкус.

Вот лишь малая часть памятников архитектуры из доклада.

Чего мы лишились

Планетарий. Благодаря своему куполу был одним из самых знаменитых памятников русского авангарда. Во время реконструкции купол подняли на 6 метров, из-за чего пропорции здания исказились.

Средние торговые ряды на Красной площади. Снесены четыре внутренних корпуса, их остатки тайно вывезены ночью (могли содержать исторические находки).

Вопрос дня

Палаты Левашовых в Староваганьковском переулке. Принадлежат Российской государственной библиотеке. Одна стена уже обрушилась, дом пустует, стоит без крыши и не защищен от непогоды. Денег на реставрацию государство не дает.

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы:

А вам что не нравится в облике Москвы?

Александр Лебедев, депутат Госдумы:

- Мне нравится все, потому что я люблю свой город, каким бы он ни был. В Москве, чтобы что-то построить, всегда надо было что-то снести. И это вызывало раздражение. Для человека самая любимая стройка - это когда возводят его дом, а все остальные - плохо.

Надежда Бабкина, певица:

- Да у нас изуродован весь центр Москвы из-за того, что понатыкали новоделов. Поэтому и грунт проваливается, и дома в трещинах. Жуткие пробки. А торгово-развлекательных комплексов больше, чем в других столицах мира. Боюсь, что скоро наш город станет совсем непригодным для жизни.

Наталья Нарочницкая, зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам:

- А по-моему, Москва стала просто красавицей. Расцвела, как молодая девушка. Исторические места облагородились, энергия потрясающая. Лужков все делает правильно. И не надо наговаривать.

Александр Проханов, главный редактор газеты Завтра:

- Мне не нравится попрание всех норм удаленности зданий друг от друга. Для деревьев уже и места не остается.

Владимир Винокур, юморист:

- Меня беспокоит, что Москва утрачивает свой мистический священный смысл. Она перестает быть иконой для России. Это уже не русский город, а Вавилон. Москва набита заведениями порока и разврата. Получается жуткий симбиоз церкви и вертепа, где Ксения Собчак проповедует животность как высшую ценность.

Дмитрий Врубель, художник:

- Меня не устраивает то, что у нас нет своего концертного зала, которым был Россия. Сносить его, не построив новый, это нонсенс. Нет в Москве и настоящего Дворца спорта, которых много в Подмосковье. Вызывает удивление и то, что не ремонтируются обшарпанные зал Чайковского и Большой зал консерватории. Зато полно ресторанов.

Сергей, читатель сайта kp.ru:

- Жалко, конечно, что уничтожаются старинные памятники архитектуры. Но, с другой стороны, то, что сегодня строит Лужков, через 200 лет тоже будет стариной. Мне, например, в детстве казались уродством сталинские дома. Теперь же они как родные.



Главная --> Публикации