Главная --> Публикации --> Власти москвы отбирают инвесторов для "пром сити" Олигархам подарили 100 миллиардов "зеленых" В поисках идеальной ипотеки На рынке долевого строительства появится новый финансовый инструмент - жилищный сертификат Росприроднадзор посадил строителей на мель

Технология выпуска ипотечных ценных бумаг не единственный продукт, который АИЖК предлагает рынку использовать в качестве стандарта. Агентство недавно провело информационную кампанию Федеральный ипотечный стандарт, разъясняя потребителям ипотеки их возможности в отношениях с продавцами ипотеки -- банками. Совокупность документов и условий по выдаче ипотечных кредитов, которые АИЖК предлагает как федеральный стандарт, по словам главы агентства Александра Семеняки, создает баланс интересов и рисков между банком и клиентом.

Правительственное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, которому власти отвели роль катализатора развития рынка ипотеки, недавно разместило первый выпуск нового финансового инструмента -- ипотечных ценных бумаг. Покрытием по ним стали ипотечные кредиты, выданные по единым стандартам, со средней кредитной историей около двух лет и средней процентной ставкой 14,33% годовых. Размещение прошло успешно: при объеме выпуска в 2,9 млрд руб. переподписка составила 2,8 раза, процентная ставка фиксированного купона была определена на уровне 6,94%, а доходность к погашению составила 7,12% годовых. Получив по основному траншу этого выпуска рейтинг выше суверенного рейтинга России, АИЖК намерено сделать открытой для участников рынка всю документацию по размещению. Это значит, что любой финансовый институт, желающий секьюритизировать свой ипотечный портфель, сможет воспользоваться уже опробованным механизмом.

-- Это ваш дебютный выпуск ипотечных ценных бумаг, и он сразу имеет сложную структуру, разделен на три транша. В чем разница между ними, по какому принципу определяется их размер?

В интервью обозревателю Времени новостей Андрею ДЕНИСОВУ генеральный директор АИЖК Александр СЕМЕНЯКА рассказал, чем уникально прошедшее размещение, где кроются риски в формирующемся ипотечном рынке и как их можно избежать.

Старший размещен по открытой подписке на ММВБ, два других -- по закрытой подписке. Номинальный срок обращения выпуска -- 20 лет (этот срок определяет самая длинная закладная в пуле). Однако, по предварительным оценкам, погашение по ипотечным кредитам будет проходить досрочно, поэтому старший выпуск будет иметь самый короткий срок жизни. И, как ожидает организатор нашего выпуска Ситибанк, в среднем срок обращения может составить около 3,5 года. Следом будет гаситься средний выпуск, а младший, в котором будут сосредоточены все риски пула, получится самым длинным.

-- Выпуск действительно состоит из трех траншей -- бумаг класса А (старший выпуск), Б (средний выпуск) и В (младший выпуск). Размер старшего составил 2,9 млрд руб. Его объем был определен рейтинговым агентством по итогам анализа качества обеспечения с учетом того, что рейтинг этих бумаг должен быть не ниже рейтинга Российской Федерации (по данным агентства Moody`s рейтинг установлен на уровне А3, что на две ступени выше суверенного). Доля этого выпуска составила порядка 88% от общего объема дебютной эмиссии, среднего -- 8%, младшего -- 4%. Средний выпуск также получил предварительный рейтинг Ва1 (на две ступени ниже суверенного), младший не рейтингуется.

-- Сообщалось, что потенциальным покупателем среднего транша является ЕБРР, а младшего -- само АИЖК. Если это так, то, значит, на рынке нет инвестора на самый рисковый транш?

Собственно, в этом и есть новаторство инструмента -- при неопределенности в сроке погашения пула сроки погашения траншей более определенны, и для разных типов инвесторов предложены разные бумаги по уровню надежности.

-- Какой показатель доходности по купону и к погашению был достигнут в ходе торгов?

-- Первоначально мы тоже так считали. Но в ходе встреч с инвесторами выявили спрос и на младший транш со стороны хедж-фондов. Проблема в другом -- относительно небольшой размер дебютной сделки и маленький размер младшего транша делают его публичное размещение нецелесообразным.

-- Ведь для рынка это действительно новый инструмент. Инвестиционные аналитики даже отмечали, что не все инвесторы понимают эту бумагу...

-- Ставку размещения определил рынок между доходностью облигаций АИЖК и госдолгом. Поскольку рейтинг класса А выше суверена, то доходность была лучше облигаций, гарантированных РФ, но дебютный характер и риск досрочного погашения потребовали премию к досдолгу.

В ближайших планах -- сделать выпуск на 10 млрд руб., возможно, с большим количеством траншей. Может быть, рассмотрим вариант иного структурирования, например разделим базисный актив на процентные платежи и платежи по основному долгу. Почему это имеет смысл делать? Потому что платежи по долгу -- это железобетонно, а вот сколько вы получите процентов? Волатильность процентов сопоставима с волатильностью валюты или нефтяных фьючерсов. То есть это вообще спекулятивный инструмент, и его динамика, колебания цен будут определяться движением процентных ставок на рынке.

-- Мы создали два важных прецедента. Во-первых, прошла проверку в российском законодательстве используемая за рубежом структура выпуска, позволяющая разместить ипотечные бумаги для разных категорий инвесторов -- для тех, кто хочет надежный инструмент с невысокой доходностью (это прежде всего пенсионные и страховые резервы), и для тех, кто желает рисковать и готов покупать большую доходность. В будущем по мере роста размера пула можно выделять большее количество выпусков, но принцип сохраняется: за счет структурирования вы можете охватывать все более широкие категории инвесторов. Если применять международное правило названия выпусков, то надо называть их первый А, последний Я (аналог латинской Z) -- тогда все потенциальные инвесторы будут видеть пол и потолок доходности и формировать свои запросы к структуре выпуска. Но это -- дело будущего.

У отдельного банка или ипотечной компании может не быть рейтинга и относительно небольшой портфель кредитов, но если такие структуры объединятся, сформируют большой пул и применят данный стандарт секьюритизации, то они смогут привлекать деньги по той же цене, что и заемщики с суверенным рейтингом.

Второй важный прецедент -- это структура выпуска в форме открытого стандарта, то есть им может воспользоваться любой желающий.

-- К вопросу о стандартах. АИЖК провело рекламную кампанию Федеральный ипотечный стандарт и открыло в связи с этим горячую информационную линию. В чем цель этих действий, ведь агентство не является кредитующей организацией и не предоставляет услуг населению напрямую?

Всю документацию по этому выпуску мы планируем сделать публичной -- таким образом мы облегчим доступ новым участникам к этому инструменту и рынку относительно недорогих заимствований.

Федеральный ипотечный стандарт -- это свод типовых договоров, в котором -- и это мы хотим особо подчеркнуть -- сбалансированы интересы заемщика и кредитора. Этот баланс достигнут опытным путем и является результатом усилий всех участников рынка. Поэтому, даже не являясь конечным кредитором, мы считаем, что потребитель должен знать: есть продукт, сбалансированный по интересам сторон, и, приходя в банк, потенциальный заемщик при прочих равных условиях должен поинтересоваться, предлагает ли банк этот продукт и чем продукт самого банка отличается от этого стандарта.

-- Вы правы, агентство не выдает кредиты, их выдают банки, ипотечные компании, ипотечные агентства. Мы реализуем программу правительства, направленную на формирование рынка ипотечного кредитования в целом. А социологические опросы показывают, что люди, во-первых, мало знают про ипотеку, а во-вторых, все еще плохо ориентируются в том многообразии продуктов, которое есть сегодня на рынке.

-- Для заемщика, например, нет штрафов за досрочное погашение кредита, как у других банков. Нет отдельных комиссий за ведение счетов. Не предусматривается немедленное выселение из квартиры в случае потери работы -- заемщику предоставляется шестимесячный период, чтобы найти работу и возобновить платежи. Мы даем подсказку заемщику: есть некий федеральный стандарт. Понятно, что в банках могут быть отклонения от этого стандарта, и чем-то они могут быть более удобны потребителю, например низкой процентной ставкой. Но надо интересоваться: нет ли условий, ухудшающих это предложение -- более длинным периодом моратория или значительными штрафными санкциями за досрочное погашение и т.д. Федеральный ипотечный стандарт -- это своего рода эталон, относительно которого заемщик может проводить сравнение.

-- В чем выражается баланс интересов?

-- Каков был эффект от горячей линии?

В интересах банка эти стандарты учитывают сложившуюся практику взаимодействия с федеральными регистрационными органами, которая позволяет в короткие сроки регистрировать ипотечные кредиты и возникающие на их базе ипотечные закладные. И если на базе этих закладных уже проведены сделки секьюритизации за рубежом или в России, то у банка есть понимание, что при необходимости обеспечить ликвидность данного актива он сможет сделать это в короткие сроки. Все это сокращает банку издержки. Плюс рефинансирование выданных кредитов в кратчайшие сроки.

-- В последнее время много говорится о проблемах нового инструмента -- муниципальной земельной ипотеки. Этот вопрос обсуждался на совещании по реализации нацпроектов в апреле, где Дмитрий Медведев назвал цифры: заключено всего лишь 1500 сделок. У вас тогда были конкретные предложения. В чем вы видите проблемы на этом рынке и как их решить?

-- Четверть звонивших задавала общие вопросы про ипотеку. В этом смысле реклама привлекла внимание к тому, что есть федеральная программа. Примерно 30% вопросов были связаны с документами, с условиями кредитования -- это, по-видимому, те люди, которые уже ходили в банки и заинтересовались именно условиями стандарта. В отдельных регионах увеличилось количество обращений от людей, желающих получить ипотечные кредиты. Мне кажется, образовательная цель рекламы и цель мотивировать людей к изучению рынка, в общем, были достигнуты.

По действующему порядку предполагается, что муниципалитет может закладывать земельные участки, которые предназначены для жилищной застройки в текущем году, с тем чтобы к ним подключать объекты коммунальной инфраструктуры.

-- Основная причина, по которой земельная ипотека муниципалитетов не работает, лежит в сфере бюджетирования. Многие муниципалитеты дефицитны, поэтому как таковая книга долга у них отсутствует.

Мы предлагаем рассмотреть возможность оформления в залог не только того участка, который стоит в плане продаж текущего года, но и тех, что стоят в планах следующих лет. Таким образом можно увеличить объем обеспечения у муниципалитета, и он сможет не просто подвести коммуникации к конкретному дому, а сразу создать нормальные условия для застройки, например, микрорайона.

Здесь возникает ряд проблем. Инвестиции в коммунальную инфраструктуру достаточно масштабны. За счет краткосрочного кредита -- а многие банки дают лишь одно-, двухгодовые кредиты с правом пролонгации -- такие инвестиции невозможно окупить. Нужно привлекать деньги сразу на 5--10 лет, на которые банку должно быть предоставлено адекватное обеспечение. Единственное, что есть у муниципалитета, -- это земля. Так вот институт залога этой земли должен позволять муниципалитетам строить не только объекты коммунальной инфраструктуры, но и социальной -- школы, больницы, а также и дорожной инфраструктуры. На все это муниципалитету для обеспечения залога может не хватить стоимости участка, отведенного под жилую застройку.

-- Вообще, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке жилья, надо не просто ставить задачу увеличения объемов строительства, но и обеспечивать новые источники финансирования, которые позволили бы прийти на этот рынок новым застройщикам. Сегодня издержки по входу застройщика на рынок достаточно высокие, плюс, чтобы финансировать строительство за счет собственных средств или средств граждан, компания должна обладать достаточно приличным капиталом.

-- Постоянно говорится о том, что возможности ипотеки ограничены недостаточными темпами жилищного строительства. Насколько, на ваш взгляд, здесь может стать катализатором земельная ипотека?

При такой схеме, кстати, не требуется привлечение средств населения на этапе строительства. За счет кредита оплачивается задаток подрядчику, а дальше он регулярно отчитывается о выполненных работах, периодически составляется акт о том, что сделаны неделимые улучшения, соответственно повышается стоимость залога, и на ее прирост выделяется новый транш кредита в рамках общего лимита на данный проект.

Возможности для развития конкуренции на этом рынке я вижу в следующем. Если у компании есть собственные средства в размере 30% от стоимости проекта, то задача земельной ипотеки -- дать остальные 70%. То есть за счет своих 30% средств компания может участвовать в аукционе, купить землю, сделать проект, а после того, как выигран тендер и выбран генподрядчик, такой компании открывается кредитная линия на стройку.

А в целом достигаются два эффекта. Во-первых, за счет конкуренции могла бы начать снижаться прибыль застройщика. Во-вторых, само кредитование под залог земли с поэтапной выборкой дешевле, чем тот процент, который застройщик платит крупным инвесторам-дольщикам. На сегодня, например, ПИФы недвижимости рассчитывают на доходность порядка 25% годовых, тогда как стоимость кредита в банке под застройку может составить около 10% годовых. В итоге -- снижение цен на жилье.

Как это могло бы повлиять на конкуренцию и темпы строительства? Те компании, у которых есть опыт строительства, но не очень большой капитал, за счет такого инструмента могут принять более активное участие в строительстве. А крупные компании, которые уже сегодня имеют серьезный капитал, могли бы в три раза увеличить количество площадок, на которых они работают.

-- В мире работают разные модели. Конечно, на этапе строительства осуществлять рефинансирование можно, но трудно и нетехнологично.

-- Возможно ли здесь использовать механизмы рефинансирования, как АИЖК делает в жилищной ипотеке?

Но есть и другие механизмы поддержки. Например, в Канаде на этапе строительства предоставляют поручительство. У нас это актуально для крупных банков -- они имеют возможность фондироваться и не нуждаются в наших деньгах, но они сталкиваются с новой схемой и берут на себя новые риски. Например, риск того, что в случае дефолта заемщика можно было рассчитывать на корректную оценку залога и порядок его реализации. Эти риски могут закрываться поручительством специализированного института развития.

Другой случай -- когда речь идет о строительстве жилья для коммерческого или социального найма, и земельный кредит нельзя погасить за счет средств от продажи квартир, а источником платежей по кредиту становится арендная плата. Ведь застройщику необходим под такой проект уже не 2--3-летний, а, скажем, 20-летний кредит. По завершении строительства дома необходимы средства для рефинансирования дорогого краткосрочного кредита, чтобы и арендные платежи были не очень высокими и заемщик не обанкротился.

-- Спрос на рынке жилья формируется по рыночным законам. Ипотека и приток средств от секьюритизации больших капиталов, прежде всего зарубежных, будет резко увеличивать платежеспособный спрос. А предложение нового жилья, имею в виду жилищное строительство, все еще сковано административно-распределительными цепями. Очевидно, что рыночные силы эти цепи порвут и через кризис противоречие разрешится. Однако полагаю, что еще не поздно цепи начать распутывать, запуская земельную ипотеку. Если будет решение нашего акционера о реализации программы земельной ипотеки, то опыт АИЖК по развитию жилищной ипотеки может сбыть использован для ее развития в сжатые сроки.

-- Развитие этих механизмов -- это зона ответственности АИЖК? Вы здесь тоже будете выступать как катализатор развития рынка?

-- Угрозы не вижу, но темпы роста ипотеки и цен на жилье заставляют задуматься, что будет в случае роста волатильности.

-- Слегка пугает, что вы говорите о кризисе. Вы видите реальную угрозу?

-- Ну, поскольку доля агентства в общем объеме выданных кредитов сокращается, то реально ставка сейчас определяется рыночными способами. Проблема ставки в другом. Те продукты, которые сегодня предлагают банки, имеют фиксированную ставку. Так привыкли работать банки, так привыкли работать рынки. Возможно, сейчас есть смысл подумать о новых инструментах, в которых ставка будет плавающей. Ведь сейчас риск фиксации ставки лежит на банке, а введение плавающей ставки позволило бы более справедливо распределить его между банками и заемщиками.

-- Получается, что с этой точки зрения было бы безопаснее, в том числе и для государства, более плавно опускать ставку по ипотеке, не гнать ее вниз темпами инфляции?

-- Там кредитовали людей практически в размере стоимости жилья, и сейчас, когда выросли процентные ставки, проявилось два негативных эффекта. Во-первых, при росте ставок цена жилья стала снижаться. Это первая мотивация бросить платить, в этом случае беспечность была вызвана отсутствием вложения сбережений в покупку жилья. Второй эффект связан с тем, что многие брали кредиты с плавающей ставкой в расчете на то, что учетная ставка либо снижается, либо стабильна. Стоимость денег в стране возросла, соответственно стоимость жилья снизилась -- как следствие возросли размеры платежей по кредиту. Для семей с невысокими доходами увеличение платежей за счет роста процентной составляющей напрямую привело к необходимости либо практически до нуля зажимать текущее потребление, либо не платить по ипотечному кредиту.

-- Ведь кризис неплатежей, который только что произошел в ипотечном секторе США, имеет корни именно в этой сфере?

-- Существует, но в закамуфлированной форме. У нас заемщикам с доходами ниже среднего региональные администрации за счет бюджетов активно субсидируют процентную ставку. Заемщик от этого риска закрыт, но я вижу опасность для бюджетов. Ведь де-факто эти субсидии 20-летние, а де-юре ограничены бюджетом текущего периода. Если ипотека по объему выданных кредитов ежегодно растет на 100% -- а мы это наблюдаем в последние три года, -- то у бюджета обязательства от года к году утраиваются. Это слишком быстрая прогрессия. В какой-то момент бюджеты будут вынуждены пересмотреть эту практику: либо прекратить вообще, либо, чтобы стимулировать новое строительство, сохранить ее только для заемщиков, а для старых пересмотреть свои обязательства. В этом случае у людей, взявших такие кредиты, произойдет выпадение доходов, и смогут ли они выплачивать ипотеку и дальше только за счет собственных средств, неизвестно. Здесь действительно может возникнуть риск массовых неплатежей.

-- Для российской действительности эта проблема существует?

-- Важно, чтобы Министерство финансов и региональные бюджеты обратили на это внимание. Нам многие регионы говорят, что доля таких субсидиарных расходов в их бюджетах значительна и они уже задумываются над их возможным решением. Одно из них -- использование по таким бюджетным обязательствам в качестве обеспечения ту же землю.

-- То есть угроза кризиса все-таки есть, да еще в сфере муниципальных финансов?

Срок отмены лицензирования, намеченный на 1 января 2007 года, уже дважды переносился. В итоге депутаты остановились на дате 1 июля 2008 года. До этого времени предстоит разработать законодательные изменения, регулирующие порядок обязательного страхования ответственности строителей, а также обосновать создание саморегулируемого объединения строителей.

То, что произошло в США, заставило нас задуматься над проблемой субсидирования процентных ставок. Там ипотечное кредитование -- привычный механизм обеспечения граждан жильем, при котором риск рынка лежит на кредиторе. У нас же для того, чтобы граждане начали предпринимать попытки решать проблему обеспечения жильем собственными силами, государство на первом этапе взяло часть рыночных рисков на себя. Поскольку концентрация данных рисков может возрастать в геометрической прогрессии относительно темпов развития ипотечного кредитования, то, на мой взгляд, бюджетам имеет смысл переходить к субсидированию платежей первых лет, чтобы обязательства перед гражданами не нарастали как снежный ком.
Москва. 1 июня. ИНТЕРФАКС-АФИ - Депутаты Госдумы РФ планируют обязать российских строителей страховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. Эта мера может стать выходом из тупиковой ситуации, создавшейся ввиду отмены лицензирования строителей.

Модель саморегулирования неоднократно обсуждалась на различных уровнях власти с активным участием строительного сообщества. Начало процессу было положено на круглом столе в Совете Федерации в марте 2006 года. Там впервые была предложена и поддержана данная концепция. Позже было принято решение о целесообразности создания рабочей группы при Росстрое для проработки деталей концепции.

Глава комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский сообщил агентству Интерфакс-АФИ, что группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы поправки в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности членством в саморегулируемых организациях (СРО).

Федеральный лицензионный центр при Росстрое выдал более 240 тыс. лицензий на осуществление строительной деятельности, - отметил он. - Однако нынешний способ регулирования в форме государственного лицензирования не в состоянии обеспечить приемлемый уровень ответственности строительных компаний за многочисленные нарушения. Назрела необходимость отмены процедуры лицензирования как не обеспечивающей интересы общества на данном этапе его развития. Однако крайне важно принять закон, позволяющий избежать правового вакуума.

Комментируя идею отмены лицензирования строителей, В.Плескачевский сказал, что она вполне укладывается в русло общего движения, связанного с передачей части полномочий от госрегуляторов саморегулируемым организациям.

Так, руководитель управления индустриального страхования АО РЕСО- Гарантия Олег Кузнецов считает, что процедуру получения лицензии, наоборот, надо было ужесточить, а не отменять вовсе. Другое дело, что на некоторые виды строительной деятельности, как, например, нам проведение отделочных работ, можно лицензию не выдавать, полагает он.

По мнению главы думского комитета, строительный рынок информационно закрыт как для потребителей его услуг, так и для органов государственной власти, что в принципе не позволяет эффективно решать задачи национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

А.Шахов предложил два пути введения обязательного страхования: принять федеральный закон, в котором должны быть детально прописаны все условия страхования, или вменить строительным организациям в обязанность страхование ответственности как условие осуществления профессиональной деятельности.

Действующая в настоящее время система лицензирования несовершенна и нуждается в адаптации к активно развивающемуся строительному рынку, полагает заместитель генерального директора САО Гефест Александр Шахов. Ответственность лицензирующего органа, по сути, была минимальна, в худшем случае за ошибку чиновника могли отстранить от работы, - сказал он. - Однако сегодня это единственный механизм регулирования доступа на строительный рынок, и пока реальной альтернативы ему не создано.

Н.Карпова считает, что полная отмена лицензирования - мера неправильная, поскольку имущественные права граждан остаются незащищенными. В этом контексте существенно возрастает роль страхования как инструмента защиты имущественных прав потребителей строительной продукции.

Заместитель генерального директора компании Ренессанс страхование Наталья Карпова также уверена, что представители отрасли строительства и ее потребители осознают низкий уровень ответственности лицензирующего органа. Тем не менее наличие механизма лицензирования является, во- первых, существенным административным барьером для доступа на рынок непрофессиональных компаний, а, во-вторых, все-таки обеспечивает определенный контроль, - сказала она.

Полагаю, что рынок самостоятельно должен прийти к ситуации, когда в процессе реализации СМР все работы будут застрахованы, - отметил Ю.Белов. - Но это будет возможно только в том случае, если в адрес недобросовестных строительных организаций будут выдвигаться иски.

Между тем начальник отдела страхования предприятий топливно- энергетического комплекса управления страхования промышленных и технических рисков ОАО КапиталЪ Страхование Юрий Белов считает отмену лицензирования строителей шагом верным, но несвоевременным. Решение не стоило принимать до момента создания правовой базы, обеспечивающей альтернативный контроль, убежден специалист.

Обязательным условием членства в СРО является наличие договора страхования профессиональной ответственности. Законопроект регламентирует обязательное страхование деятельности по инженерным изысканиям, архитектурному проектированию и строительству, в частности, четко определены риски деятельности и условия для осуществления выплат по договору страхования.

Параметры документа, предложенного депутатами, сводятся к следующему. Законопроект вводит определение объектов опасного капитального строительства, которые имеют публичное значение и находятся под особым правовым режимом. В отношении таких объектов инженерные изыскания или строительство могут осуществлять только члены СРО.

Нижняя граница лимита ответственности страховщика в обсуждаемых предложениях установлена на уровне не менее 1 млн рублей.

В соответствии с законопроектом предусматривается создание компенсационного фонда СРО, который формируется исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов членов СРО. Размер компенсационной выплаты за счет фонда по одному страховому случаю не может превышать 20% компенсационного фонда. Каждый член СРО должен внести взнос в компенсационный фонд в размере не менее чем 100 тыс. рублей.

Пока расходы строителей на добровольное имущественное страхование относятся на себестоимость, тогда как страхование ответственности строителей осуществляется за счет их прибыли. Появление поправок о вмененном страховании ответственности строителей гармонизирует подходы в сфере их налогообложения, повлечет законодательные инициативы об отнесении всех страховых расходов строителей на себестоимость.

Базовый страховой тариф, как и в других вмененных видах страхования, будет определять правительство РФ, при этом страховщики смогут заключать договоры страхования ответственности строителей, применяя коэффициенты с учетом опыта работы клиентов на рынке, статистики происшествий и других факторов.

Введение любого обязательного вида страхования неизбежно ставит на повестку дня вопрос об увеличении стоимости конечных продуктов и услуг страхователем, который стремится переложить такие расходы на потребителя.

Для страхователя важна минимизация стоимости услуг, в том числе за счет экономии на страховании, поскольку коммерческая составляющая не в последнюю очередь принимается в расчет организаторами конкурса по выбору страховщика. По данным страховой компании РУКСО, в настоящее время тарифы на страхование СМР находятся в диапазоне 0,15-0,5%, для наиболее сложных, уникальных проектов они достигают 1,5%.

Страхование же значительно выгоднее, расходы на приобретение полиса будут включаться в смету расходов на страхование в объеме 1,0-1,5% от стоимости объекта, - предположил гендиректор РУКСО.

Генеральный директор страховой компании РУКСО Александр Кобец отмечает: В настоящее время строительными организациями формируются резервные фонды, размер которых составляет порядка 3% от стоимости объекта. С одной стороны, этих средств может оказаться недостаточно для покрытия ущерба, с другой - необходимость формирования таких фондов существенно увеличивает смету строителей.

Вместе с тем не все риски будут покрываться обязательным полисом. Ущерб, возникший из-за грубых ошибок самих строителей, срыва сроков сдачи объектов, нарушения патентного и авторского прав, противоправных действий третьих лиц или стихийных бедствий, покрываться не будет.

Само по себе страхование ответственности проектировщиков и строителей не гарантирует снижение вероятности ошибок и, соответственно, страховых случаев, - говорит представитель Гефеста А.Шахов. - Зато оно сможет обеспечить компенсацию ущерба при наступлении страхового случая.

По экспертным оценкам страховщиков, в Москве и Санкт-Петербурге охвачено страхованием до 80% рынка СМР, по России - около 5-7%. Гефест оценивает страхование СМР на московском рынке несколько сдержаннее: им охвачено больше половины строительных организаций. Компания согласна, что в целом по России этот показатель ниже, но отмечает положительную динамику развития бизнеса: по оценкам Международной ассоциации страховщиков технических рисков (IMIA), Россия занимает 13-е место в мире по объемам страхования СМР, сказал А.Шахов.

Ю.Белов из ОАО КапиталЪ Страхование полагает, что вмененное страхование может распространяться не только на строителей, но и на подрядчиков или субподрядчиков строителей (НИИ, проектно-конструкторские бюро, архитектурные мастерские, заводы стройматериалов). Впрочем, немногие законодатели поддержат такое расширение перечня застрахованных: если будет доказана вина подрядчика, страховщик всегда может после выплаты бороться за возврат средств по регрессным требованиям через суд.

По данным РЕСО-Гарантии, наиболее активно страхование СМР развивается в следующих регионах: Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Поволжье, Западная и Восточная Сибирь. Повышенный спрос на страхование СМР связан с ростом строительства в крупных городах и регионах. Этому же способствует приход иностранных инвесторов. В ближайшие три года можно прогнозировать 50%-ный ежегодный рост премии по компании, - считает Т.Елистратова.

Оживление в страховании СМР наблюдается и в северной столице. Директор центра страхования технических рисков и ответственности СК Русский мир из Санкт-Петербурга Татьяна Елистратова обратила внимание, что число договоров СМР растет ежегодно: По итогам 2006 года в СК Русский мир страхование строительно-монтажных рисков продемонстрировало наибольший прирост премии - они увеличились в 2,7 раза.

Темпы развития страхования СМР могли быть и выше с учетом бурного развития в строительной отрасли. Такое отставание темпов развития страхования в целом по России обусловлено, в частности, недостатком экономической заинтересованности, предполагает А.Кобец. Ведь страхователем, по закону, должно выступать лицо, имеющее имущественный интерес в сохранности объекта. А в строительстве могут участвовать инвесторы, заказчики, подрядчики, субподрядчики, причем у сторон могут быть различные, не совпадающие интересы, - добавил он.

Однако гендиректор РУКСО полагает, что для бурного роста договоров по СМР время на пришло. Активизация в этом секторе может начаться года через три-четыре. В это время ориентировочно должна начаться модернизация, строительство новых промышленных объектов и, соответственно, развитие сопутствующей инфраструктуры. Причем увеличение объемов страхования СМР ожидается по большей части в регионах, - сказал А.Кобец.

В частности, доля строительства в ВВП РФ в 2006 году возросла до 9,9% по сравнению с 8,4% годом ранее. Ожидается, что такая тенденция роста сохранится в 2007 году. Прирост объема строительных работ в этом случае составит 10-11%. Существует непосредственная зависимость между ростом объемов строительства и ростом объемов страхования СМР. Реальный рост имущественного страхования с 2005 года составлял 20-25%, таким он и сохранится, - допускает А.Шахов.

Прирост рынка страхования строительных рисков в 2007 году, по прогнозу СК Гефест, составит до 15% по отношению к 2006 году. Такой вывод позволяют сделать развитие строительного комплекса и динамика страховых операций в данном секторе.

Прогноз прироста бизнеса в целом по рынку может отличаться от прогноза по конкретной компании. Так, по данным статистики РЕСО- Гарантии, количество заключенных по СМР договоров увеличилось в 2006 году по сравнению с 2005 годом в 1,9 раза.

Прогноз сборов по СМР, сказала Н.Карпова из Ренессанс страхования, находится в тесной взаимосвязи с флуктуациями инвестиций и размера ВВП, приходящегося на строительный сектор. По оценкам Ренессанс страхования, объем собранных премий по СМР в 2002 году увеличился на 42%, в 2003 году - в 2,5 раза, в 2004 году - на 50%, в 2005 году - на 10% (замедление темпов роста в 2005 году объясняется снижением оборота в строительной сфере). В 2006 году сборы по СМР выросли на 25%, а в 2007 году ожидается рост на 35%.

В такой ситуации российские страховщики получат доступ преимущественно к малобюджетному строительству, далеко не самому выгодному с точки зрения страховых премий и уровня убыточности. Может возникнуть и проблема перестрахования, - убежден А.Кобец.

Страховщики также отмечают, что повышение привлекательности российской экономики для зарубежных инвесторов затрагивает и сферу строительства. В данном случае страхование СМР им будет выгоднее осуществлять у своих страховщиков. Это относится, в первую очередь, к крупным, экономически привлекательным объектам.

Идея создания пула поддерживается и представителями Гефеста, но с оговорками. Если иметь в виду создание пула как некой единой емкости рынка, смысла это не имеет, - считает А.Шахов. - Мы знаем несколько примеров аналогичных пулов. Целью их деятельности становится ограничение количества участников рынка.

В этом случае создание пула страховщиков СМР может оказаться целесообразным, считают в СК КапиталЪ Страхование. Если он будет состоять из представителей национальных страховых компаний, это усилит их позиции на рынке. Совместно, российские компании смогут более успешно противостоять экспансии и, зачастую, демпингу зарубежных страховщиков, - отмечает Ю.Белов.

Правда, условия для создания такой организации еще не сложились. Когда потребители созреют до того, чтобы требовать, прежде всего, качества страхового сопровождения, а не дешевых полисов, потребность в разработке методологических подходов вырастет, - уверен представитель Гефеста.

С другой стороны, страхование строительных рисков - сложный вид, требующий наличия квалифицированных специалистов и статистической базы. Поэтому объединение, которое ставило бы задачу разработки и совершенствования методологии страхования, выработки типовых условий, обмена опытом, принесло бы большую пользу, считает А.Шахов.

До конца мая станет известен список масштабных жилых стройпроектов, финансирование которых частично будет осуществляться из госбюджета в рамках Доступного жилья. Основные претенденты уже известны, и планы девелоперов-конкурсантов впечатляют своим размахом: в России появится минимум 6 новых городов.

Необходимость консолидации усилий страхового сообщества для разработки общих принципов в сфере СМР очевидна. Пока сделан первый шаг - в рамках Национального союза страховщиков ответственности создан комитет, который будет заниматься вопросами строительно-монтажных рисков. Его руководителем избран глава компании Русский мир Павел Зубрилин.

Согласно первоначальной редакции документа, девелоперы крупнейших проектов в жилой недвижимости (от 1 млн кв. м) могут получить ряд преференций от государства, например госгарантии на кредиты, субсидии для выплат по процентным ставкам и прочее. Кроме того, с 2007 года государство собиралось оплачивать участникам нацпроекта строительство автомобильных дорог и социальной инфраструктуры. Однако в итоговом варианте постановления, по настоянию упомянутых министерств, появились существенные изменения: девелопер должен оплатить инфраструктуру самостоятельно, а потом он сможет продать ее муниципалитету, в том числе в рассрочку. Точный объем финансирования в проекте не прописан.

Напомним, принять постановление Правительства Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства планировалось еще в начале этого года. Но Минфин и МЭРТ отказались согласовывать документ по банальной причине: оказалось, что на его реализацию не предусмотрено средств в бюджете.

Проект, претендующий на господдержку, должен отвечать нескольким требованиям: строительство не менее 1 млн кв. м жилья; срок реализации не более 10 лет, из них не менее 30% жилья должно быть построено в ближайшие три года; земельный участок должен быть консолидирован в руках одного инвестора. Отобраны будут не более 10 проектов. Имена всех претендентов пока не известны. Наиболее масштабными проектами-конкурсантами эксперты называют: Академический в Екатеринбурге (Ренова СтройГруп), столичные Большое Домодедово (Коалко) и Рублево-Архангельское (Нафта-Москва), Новый город в Чувашии (Внешторгбанк) и проекты Славянка и Новая Ижора в Ленинградской области (Балтрос).

Это изменение, конечно, не обрадовало девелоперов. По оценке управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева, затраты инвестора на инфраструктуру и дороги достигают 20-30% от общего объема. К тому же вынужденные затраты на необходимую инфраструктуру увеличивают продажную стоимость жилья. Однако цена вопроса так высока, что нововведение мало кого отпугнуло.

Большое Домодедово: революционный план
Проект Большого Домодедова в Подмосковье развивает компания Коалко, принадлежащая акционеру Металлинвеста Василию Анисимову. Зачем новые города нужны людям и государству это понятно. Жилья в России сегодня строится очень мало, отсюда и высокие цены. А вот зачем крупным предпринимателям, занимающимся другим бизнесом, связываться со строительством городов? Да еще и быть первопроходцами ведь частных городов у нас пока еще не строили.

Эти шесть проектов анонсируются как новые самостоятельные города. Хотя, положа руку на сердце, самостоятельными их назвать трудно. Они не регистрируются как отдельные населенные пункты, а приписываются к уже существующим (к примеру, Рублево-Архангельское юридически будет районом Красногорска). Так что скорее это большие пригородные зоны.

Конкретные планы по вложению денег в строительство новых городов фактически первым обнародовал именно руководитель компании Коалко Девелопмент Владимир Барулин один из отцов Большого Домодедова. Это предложение можно было назвать революционным: естественные монополии должны отказаться от платы за подключение к сетям, более того, за счет инвестиционных бюджетов они должны профинансировать строительство новых мощностей и подвести магистральные сети. Впоследствии, по логике компании, эти инвестиции должны вернуться в виде коммунальных платежей. Государство же должно взять на себя строительство дорог, а также школ, больниц и других социальных объектов. Коалко обещает, что в случае выполнения этих условий построенное жилье будет доступным для покупателей: 25 27 тыс. руб. за кв. м, что примерно в 2 раза дешевле, чем на вторичном рынке Домодедова. Но, по всей видимости, такой цены достигнуть не удастся, поскольку государство от строительства социальных объектов открестилось. Если нам придется строить сети за свой счет, то цена квадратного метра может вырасти в 1,4 раза, сказал гендиректор Коалко Владимир Барулин.

Очевидно, что строительство города, особенно при нынешних ценах, может быть очень большим и прибыльным бизнесом. Объем инвестиций в проект Большое Домодедово оценивается в $11-13 млрд. Прибыль будет тоже немаленькой. Налицо и перспективы такого бизнеса: огромный неудовлетворенный спрос на жилье в сочетании с ростом доходов населения. А если говорить о Москве, то здесь спрос уже давно перекочевал за границы города в связи с очень высокими ценами в пределах МКАД. Новые города недалеко от столицы могут стать отличной альтернативой как для богатых людей, так и для среднего класса. Кроме того, заявка на строительство города автоматически поднимает стоимость земельных участков.

Большое Домодедово будет представлять собой уникальное для России детально проработанное чередование жилой застройки и высокотехнологичных промзон. В перспективе Большое Домодедово может стать центром двухмиллионного подмосковного мегаполиса, который расположится вокруг оси Подольск Домодедово Раменское. Кроме девяти жилых микрорайонов планируется строительство офисных и торговых центров, школ и детских садов (более 1,5 млн кв. м), спортсооружений (100 тыс. кв. м) и медицинских учреждений (150 тыс. кв. м). По проекту, часть жилой застройки составят малоэтажное строительство и коттеджи, а часть привычные городские многоэтажки. Так что одновременно это будет похоже и на европейский пригород, и на привычный подмосковный город-спутник.

Новый город должен расположиться вдоль Каширского шоссе и трассы М4 Дон. Около пяти лет назад компанией Коалко были скуплены земли трех агрохозяйств (Барыбино, Повадино и Заря Подмосковья) в Домодедовском районе. Из этих 18 тыс. га под застройку пойдет около 3 тыс. На сегодня компания обещает построить 10,8 млн квадратов жилья для почти полумиллиона человек за 7-10 лет. Строительство инженерной инфраструктуры и жилья планируется начать уже до конца 2007 года.

Барулин подчеркнул, что город будет возводиться на собственных землях, поэтому никакой доли города, как это бывает со стройплощадками в Москве, в этом проекте не будет. По его словам, городской округ Домодедово от реализации проекта получит ряд социальных объектов. Землю под ними мы передадим муниципалитету, но условия передачи будут определены позже, сообщил глава Коалко.

Помимо первичности, особенность Большого Домодедова в экзотическом для России инвесторе. В конце прошлого года о своем участии в проекте заявила девелоперская компания Limitless, входящая в структуру одной из крупнейших арабских корпораций Dubai World.

По словам вице-президента банка Марата Аметова, ВТБ привлечет 24 млрд руб. Из них 2,5 млрд уйдет на строительство инфраструктуры. По словам заместителя министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Сергея Банюка, специально для осуществления проекта создано открытое акционерное общество Приволжская градостроительная компания. В него вошли Росстрой, ВТБ, а также правительство Чувашии.

Чувашский быстрострой
Другой мини-город должен появиться в Чувашии, на берегу Волги между Чебоксарами и Новочебоксарском. Его площадь составит 257 га. Финансирование проекта, получившего название Новый город, обеспечит Внешторгбанк (ВТБ). Надо сказать, не от хорошей жизни в стране не нашлось достойных объектов для инвестирования, и в банке решили: будем строить сами.

Фишка проекта все жилье, даже социальное, планируется сделать малоэтажным. Ближе к берегу построят коттеджи, которые составят около 10% жилой площади. 65% жилья отдадут под дома бизнес-класса, которые будут расположены в самом центре города. Дома с социальными квартирами будут 3-5-этажными и составят четверть жилой застройки.

Градостроительная концепция Нового города разработана германской фирмой ABRK Архитектурное бюро Рудольф Керн. Авторы проекта планируют построить 739 тыс. квадратов жилья для 30 тыс. человек. 170 тыс. кв. м будет отдано под офисную, торговую и муниципальную недвижимость. На 36 га вдоль берега разместятся яхт-клуб и оздоровительные центры.

По словам заместителя министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Сергея Банюка, Новый город, в отличие от Большого Домодедова, обретет полную самостоятельность, то есть станет отдельным муниципальным образованием.

Как заявили в пресс-службе ВТБ, первая очередь (200 тыс. квадратов) будет введена уже в начале 2009 года. На год раньше планируется закончить сооружение основных инженерных сетей. Закончится строительство через пять лет.

Предпроектные предложения по строительству многофункционального комплекса садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры и цветового оформления на территории природного парка Тушинский разработаны специалистами института Моспроект- Проектируемая застройка постоянно действующего многофункционального комплекса садово-паркового искусства состоит из трех основных функциональных блоков: выставочно-делового комплекса, гостиницы и спортивно-оздоровительного комплекса. Все здания вписаны в зону искусственно организуемого ландшафта вдоль улицы Свободы и объединены сквозной пешеходной аллеей-променадом, организующей архитектурные и ландшафтные пространства парка.

Ранее ВТБ намеревался построить на этой же территории жилой микрорайон общей площадью 320 тыс. кв. м. Предполагалось, что в это строительство банк инвестирует всего около 7 млрд руб. Однако руководство структуры справедливо рассудило, что строительство нового жилья дело столь перспективное, что имеет смысл раскошелиться. Стоит отметить, что за весь прошлый год в самой Чувашии были построены жилые дома общей площадью 389,5 тыс. кв. м это вдвое меньше, чем появится в Новом городе.
На последнем заседании Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города обсуждались предпроектные предложения по строительству многофункционального комплекса садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры и цветового оформления на территории природного парка Тушинский, многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой на улице Маршала Рыбалко, Олимпийского центра хоккея на траве Москва, гостинично-офисного центра на Ленинградском шоссе, гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на Никитском бульваре, концепция реконструкции Московского Западного порта, архитектурное решение фасадов многофункционального делового комплекса на Краснопресненской набережной и предложения по размещению объектов гаражного строительства в Ясеневе

Здания объединены общей варьирующейся архитектурной темой: функционально решенные объемы обернуты крупной решеткой садовой перголы, которая, отделяясь от здания, организует входные зоны и растворяет объемы в пространстве парка. На крышах зданий - газоны, вьющиеся растения и кусты в кадках. Крыша выставочного зала используется как смотровая площадка. Высота зданий - от 10 до 15 метров.

Зона искусственного ландшафта решена в проекте в виде нескольких тематических садов, разделенных живыми изгородями - рядами деревьев и плотных кустарников. Как обещают проектировщики, остекленные фасады застройки, свободно расставленные опоры легких воздушных решетчатых козырьков-пергол, форма свободно стоящих корпусов-блоков - все это создаст пространства с разными природными и масштабными характеристиками. Аллея - променад является осью, которая отделяет искусственные ландшафты от естественных. Последние занимают всю прочую территорию до Бутаковского залива Химкинского водохранилища. Здесь планируется привести в порядок существующие насаждения и создать новые демонстрационные посадки и ландшафтные сообщества: хвойный лес, луга медоносов, болотную низину. Кроме того, появится водный каскад.

Реконструкцию Московского Западного порта предлагается провести для того, чтобы повысить пропускную способность в районе Московского международного делового центра Москва-Сити. По словам проектировщиков, для этого необходимо максимально сократить движение грузового транспорта на прилегающих к ММДЦ территориях. А это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если будет найден альтернативный -внеуличный - способ централизованного снабжения комплекса.

Предпроектные предложения были одобрены мэром Москвы Юрием Лужковым и приняты членами совета.

Планы проектировщиков Юрием Лужковым были сильно урезаны. А зачем нам здесь вообще нужен грузовой порт? - спросил он. - В нескольких километрах от Кремля, возле Сити, который совсем не для грузовых перевозок предназначен? Пассажирские перевозки -пожалуйста, но грузовых здесь никак не может быть. Для этих целей я могу подсказать вам альтернативный адрес - Ельцовская промзона в Химках. Масштабы проекта решено было урезать вдвое.

Авторы концепции предлагают наладить такое снабжение с территории Московского Западного порта. Разумеется, это потребует его коренной реконструкции. Его производственные площади и паркинги необходимо увеличить до 258 тысяч квадратных метров, а общественную зону - до 28 тыс. кв. м. С ММДЦ порт должен соединить тоннель длиной 1,2 километра. И ко всему этому надо приспособить южную часть пересадочного узла центрального ядра.

В проекте предложено многоуровневое функциональное зонирование территории, при котором общественно-деловые и развлекательные заведения расположены на нижнем уровне вдоль шумного фронта со стороны улицы Народного Ополчения и будущей магистрали Четвертого транспортного кольца. На верхнем уровне размещен жилой дом с зеленой рекреационной зоной. Доминанта комплекса - жилой дом-спираль. Он имеет ступенчатую форму. Высота - от 4 до 17 этажей. Со стороны ул. Маршала Рыбалко комплекс замыкает многосекционный жилой дом высотой от 9 до 11 этажей. Он образует внутридворовое пространство, которое частично предлагается использовать под размещение встроенных дошкольных учреждений. Основные входы в жилую часть комплекса предусмотрены с внутренней дворовой территории, в общественно-деловую - с наружного периметра фасадов. Согласно проекту, площадь застройки должна составить 18 тысяч квадратных метров, общая площадь комплекса - почти 190 тыс. кв. м.

На улице Маршала Рыбалко строится многофункциональный жилой комплекс. Участок площадью 63 тысячи квадратных метров, на котором его планируется построить, находится на территории бронетанкового ремонтного завода №2 По словам проектировщиков, территория застройки представляет собой группу малоценных промышленных строений и многочисленных активно дисгармоничных пристроек, определенных под снос.

На территории парка Москворецкий планируется построить Олимпийский центр хоккея на траве Москва. Проектом планировки предусматривается резервная территория, где на участке более 11 гектаров предлагается разместить спортивное сооружение общей площадью до 90 тысяч квадратных метров. В состав центра должны войти стадион на 15 тыс. зрителей, тренировочное поле с временными трибунами на 5 тыс. мест, манеж с комплексом тренажерных залов, гостиница и реабилитационно-диагностический центр. Верхняя отметка комплекса - 40 м (8 этажей).

В ходе обсуждения выяснилось, что строительство комплекса уже идет полным ходом и возведены, по разным данным, от 20 до 50 процентов. С точки зрения эксплуатации помещений многих смутило расположение зданий окно в окно и плохая инсоляция. Однако в целом было отмечено высокое качество архитектуры. Перед нами один из ведущих архитекторов нашего времени, - отозвался об авторе проекта Михаиле Филиппове Юрий Лужков, - и проект имеет массу интересных пластических и пространственных решений, для того чтобы этот сложный участок был интересно застроен. Он поддержал проект, добавив, что комплекс довольно необычен, уходит от прямоугольных схем и реализует очень необычную конфигурацию. При этом мэр поручил снизить офисную составляющую.

На Ленинградском шоссе планируется возвести гостинично-офисный центр. Участок расположен вдоль шоссе около развязки с Беломорской улицей в двухстах метрах от Химкинского водохранилища. Это парковая зона, а значит, суммарная площадь застройки и твердых покрытий не может превышать 30 процентов от площади участка.

Уже в самом начале заседания выяснилось, что проект не утвержден Росприроднадзором. Тем не менее члены совета решили его рассмотреть. Расположение нового стадиона, - сказал в ходе обсуждения Юрий Лужков, - в принципе удачное, но нужно учесть, что здесь очень тяжелые грунты и необходимо согласовать строительство с природоохранными органами. Крылатская пойма должна стать для москвичей любимым рекреационно-спортивным парком.

Юрий Лужков решил, что необходимости в таком объемном объекте на этом участке нет. Нужно построить здесь гостиницу не больше чем на 100 номеров, и никаких офисов не нужно, - заключил он.

В составе центра две функциональные зоны: корпус гостиницы на 250 номеров и корпус офисных помещений.

Этот проект выносится на обсуждение совета уже в третий раз. При этом он не был предварительно рассмотрен ни Экспертно-консультативным общественным советом при главном архитекторе города, ни московским Комитетом по культурному наследию. Участники заседания отметили, что в ходе реализации очередного проекта на Арбатской площади никак нельзя допустить градостроительной ошибки. Поступили предложения рассмотреть площадь целиком, а не в штучном порядке.

На Никитском бульваре на участке, ограниченном Воздвиженкой, Никитским бульваром, Калашным и Нижним Кисловским переулками и комплексом зданий Центрального дома журналистов, предлагается построить гостиничный комплекс. Площадь застройки составит почти 3 тысячи квадратных метров, общая площадь здания - более 25,7 тыс. кв. м.

На Краснопресненской набережной предлагается построить многофункциональный деловой комплекс. Площадь застройки - 14 тыс. кв. м, общая площадь зданий - 70 тыс. кв. м. Максимальная высота комплекса - менее 130 м.

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин предложил ограничить высоту комплекса 6 этажами. Юрий Лужков согласился, но добавил, что проект следует рассмотреть на заседании ЭКОС, в Москомнаследии и вообще посмотреть общий облик Арбатской площади.

Предложения по размещению объектов гаражного строительства на территории Ясенева разработаны проектировщиками НИиПИ Генплана при участии специалистов Московской городской организации Всероссийского общества автомобилистов и ГлавАПУ. По словам авторов, сегодня на территории района гаражами и стоянками обеспечены 53 процента прописанных здесь автомобилей. 5 процентов из них паркуются в капитальных гаражах, 48 - на плоскостных автостоянках. Те, кто не попал в эту компанию, используют либо ракушки (21 процент), либо придомовую территорию (26 процентов). При этом 67 процентов машиномест размещены с нарушением нормативных и санитарнозащитных требований. По подсчетам специалистов, к 2010 году суммарная потребность жителей Ясенева достигнет более чем 46 тысяч машиномест. Для того, чтобы ее удовлетворить, необходимо организовать около 44,5 тыс. мест хранения транспорта.

Все эти здания - не белокаменная Москва, и лет через 20 общественный совет уже в другом составе решит, что это временная архитектура, точно так же, как мы когда-то решили, что гостиница Интурист - это гнилой зуб, - сказал Юрий Лужков и рекомендовал рассмотреть проект еще раз.

Проект был принят, а руководству других районов поручено внедрять опыт работы в Ясеневе на подведомственных им территориях.

Сейчас на территории района есть около 70 участков, на которых можно построить капитальные гаражи. Десять из них находятся в промзоне Теплый Стан № 6 Ими готовы пожертвовать Роспотребнадзор, префектура Юго-Западного административного округа, московские Департамент природопользования и охраны окружающей среды и Департамент земельных ресурсов, управа и муниципалитет. В этих гаражах можно организовать более 21 тысячи машиномест. С учетом того, что уже есть, это 47 процентов от требуемого количества. По мнению разработчиков, еще 7 процентов могут дать обвалованные минигаражи, 4 процента - пристроенные к глухим торцам зданий, 29 процентов - стоянки вдоль внутридворовых проездов и 13 процентов - гаражи в составе многофункциональных комплексов.



Главная --> Публикации