Главная --> Публикации --> Ярославский: прощай, «бабушкинское» наследство! Алеет северо-восток Mastercard обесценила москву Почему в россии продолжат дорожать элитное жилье и предметы роскоши Тверская «хайвеем» не станет. а пушкин останется на своем месте

Жужжание под окнами не скоро заменится на жужжание в подвалах

Уже в этом году перед окнами москвичей, проживающих на Лобненской улице, перестанут маячить портящие пейзаж, да и небезопасные, провода – действующую линию электропередачи перенесут в промышленную зону. То, что современные технологии позволяют это, очень обрадовало столичного мэра, но энергетики называют это «дорогостоящим мероприятием».

– Мы обрабатываем программу по переносу линий электропередач, – сказал мэр. – Сейчас техника позволяет их убирать под землю, и в целом ряде случаев мы запланировали снятие этих линий и размещение их… под землей.

О намерении городских властей отказаться в ряде районов от воздушных линий электропередачи Юрий Лужков заявил в телеэфире:

Руководитель отдела ЖКХ управы района «Дмитровский» Вячеслав Початкин подтвердил «Столичной», что такие планы у города действительно есть.

– В этом отношении самая проблемная в Москве – Лобненская улица, там ЛЭП практически притирается к домам, – сообщил «Столичной» первый заместитель руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства города Сергей Романовский. – Проект согласовали с энергетиками и нашли инвестора, чтобы проложить линию под землей.

– О каком-либо глобальном проекте переноса воздушных линий под землю нам не известно, – недоумевает глава пресс-службы ОАО «Мосэнерго» Михаил Коротков. – Закапывание линий – мероприятие дорогостоящее. Мы уже в свое время перенесли под землю пять километров высоковольтного кабеля от одной из теплоэлектроцентралей. Это стоило нам примерно 600 миллионов рублей, а ведь общая протяженность воздушных ЛЭП в Москве – 1000 километров.

– Пока город выделил деньги только на перенос существующей воздушной ЛЭП в другое место, подальше от домов. В октябре ее перенесут в ближайшую промзону, а уже в декабре снимут старый кабель и разберут опоры. Под землей же в следующем году через Лобненскую пустят новую линию. Для этого закупят какой-то очень дорогой кабель, поэтому сейчас энергетики все выверяют до метра, а сам проект находится на согласовании в «Мосэнерго».

– При прокладке электрокабелей в каждом отдельном случае решают, как вести линию, делать ли коллекторы и насколько глубоко копать, – успокоил Михаил Коротков. – Ведь все городские линии на этапе проектирования проходят огромный круг согласований в санэпидемстанции, в градостроительном комитете и других организациях. Это значит, что если по дороге попадется детская площадка или гаражи, то вовсе не факт, что из-за экономии кабеля мы пройдем через них.
На одной из главных автотрасс столицы, объединившей Тверскую улицу, Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе, идет беспрецедентная по своим масштабам реконструкция.

После недолгих вычислений можно понять, что прокладка одного километра подземного кабеля обходится в 120 миллионов рублей, а чтобы закопать всю кабельную сеть, понадобится уже 120 миллиардов рублей. Кроме того, на пути кабеля могут попасться какие-то объекты городской инфраструктуры, это не уменьшит стоимость проекта.

Вдоль трассы появятся семь крупных транспортных развязок: на Пушкинской и Триумфальной площадях; на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина; на развилке Ленинградского проспекта, Волоколамского и Ленинградского шоссе; на пересечении Ленинградского шоссе с Головинским и с Фестивальной улицей.

Окончание всех работ планируется на конец 2009 года. При этом различные участки дороги вводятся в строй поэтапно. Причин для столь грандиозной реконструкции несколько. Одна из них - бурное развитие главного аэропорта столицы Шереметьево, у которого в ближайшем будущем появится третий терминал. Другая - активное строительство на протяжении Ленинградки - это и район Левобережный, и Ходынка, и другие. В целом будет возведено 7 миллионов 715 тысяч квадратных метров новых площадей.

Трасса Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе увеличит пропускную способность почти в два раза. Количество автотранспортных полос Ленинградского проспекта в каждую сторону увеличится до девяти.

По окончании работ поменяется схема движения на площадях Триумфальной и Тверской заставы. Парковки уйдут под землю, а над ними появятся скверы.

Выезд автомобилей из центра на Ленинградку будет происходить по шоссе, а из области к центру по новому тоннелю. На пересечении с улицей Алабяна пробурят еще один тоннель, который пройдет под радиальной веткой метро.

Самое существенное изменение, внесенное в стартовый вариант проекта Большая Ленинградка - отказ от строительства эстакад на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Здесь, на сложнейшем участке за Соколом, у здания Гидропроекта, проектировщики не мыслили сооружение развязки без эстакад. Строить их и дешевле, и проще, чем прокладывать в этом месте тоннель. Но жить в домах, где рядом с твоими окнами с утра до вечера несется сплошной поток машин, тоже мало хорошего. Поэтому городские власти пошли на более сложный вариант - использовать здесь только тоннели.

Полгода назад введенный в строй 860-метровый тоннель, идущий от Путевого дворца в сторону области, помогает разгрузить движение на участке Ленинградского проспекта вплоть до его развилки. Другая задача, с которой он четко справляется, - создание удобных въездов-выездов с Ленинградки на Ходынское поле, и с Ходынки - на проспект.

На Ленинградском проспекте построят 4 подземных пешеходных перехода. Один из них - у северного выхода из станции метро Динамо - уже эксплуатируется. Другие - рядом с улицей Серегина, у южного выхода из станции метро Аэропорт и у выезда на Ленинградский проспект с Ходынского поля - будут сданы к Дню города. В перспективе появятся надземные переходы по типу прозрачных мостов через МКАД около улицы Супруна, Авиационного, Шебашевского и Чапаевского переулков.

При этом в ходе реконструкции магистрали строители учитывают интересы как автомобилистов, так и пешеходов, которые терпят пока большие неудобства, пользуясь временными мостами через трассу.

Теперь с Ленинградки можно свободно проехать не только к Ледовому дворцу спорта (дорога имеет 3 проезжие полосы в каждую сторону и протяженность 600 метров), но и к жилым домам на Ходынке, к строящимуся футбольному стадиону ЦСКА на Песчаной, а также к двум будущим музеям: спорта, космонавтики и авиации.

Все автомобилисты хорошо помнят, как трудно было проехать по Ленинградке на участке от пересечения с Беговой улицей до станции метро Сокол. В пробках приходилось стоять часами. Тоннель у Путевого дворца эту ситуацию исправил.

Недавно начался второй этап реконструкции Ленинградского проспекта, который завершится строительством новой развязки у станции метро Сокол.

Для разгрузки транспортного узла у института Гидропроект и организации бессветофорного движения по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе Правительство Москвы приняло решение о сооружении трехуровневой развязки, имеющей наземную трассу и два подземных этажа, в которые и уйдут основные транспортные потоки. Развязку образуют существующий тоннель между Ленинградским проспектом и Ленинградским шоссе; строящиеся - Ленинградский проспект - Волоколамское шоссе и тоннель глубокого заложения.

Сегодня скорость движения автотранспорта на данном отрезке дороги возросла в 3 - 4 раза. Теперь участок от Беговой улицы до станции метро Аэропорт - и довольно часто до выезда на Волоколамское шоссе - транспорт проезжает за считанные минуты. Хотя сам выезд на Волоколамку весьма затруднителен. Причина тому - постоянное скопление машин на пересечении Ленинградского проспекта с улицами Алабяна и Балтийской.

Все решения об изменении движения транспортных потоков, максимально обеспечивающие скорость проведения работ и плотность движения автотранспорта, были приняты на Градостроительном совете.

Начальным этапом работ станет реконструкция существующего тоннеля. Будут усилены конструкции сооружения, что позволит в дальнейшем построить тоннель глубокого заложения - Ленинградка улицы Алабяна и Балтийская - и приступить к прокладке тоннеля на Волоколамское шоссе. Чтобы вовремя и качественно выполнить все работы на тоннеле Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе, проезд по нему решено было закрыть. С целью сохранения оптимальной на данном отрезке дороги организации движения транспорта на период проведения работ был разработан проект, предусматривающий расширение отдельных участков проспекта, включая Ленинградское и Волоколамское шоссе. При этом изменилось движение городского транспорта. Ликвидированы светофоры на пересечении проспекта с Новопесчаной улицей и на перекрестке Ленинградка - улицы Алабяна и Балтийская. По-другому работает светофор под мостом Победы - на углу улицы Константина Царева. Изменены режимы движения по некоторым прилегающим к магистралям улицам.

Коротко об изменении движения общественного транспорта.

В свою очередь, мэр города Ю.М. Лужков подчеркнул, что 2007 год станет рекордным в дорожном строительстве. К тому же впервые за долгое время возможности финансирования московским Правительством проектных и строительных работ опережают процесс их проведения.


Этапы закрытия движения по Ленинградскому тоннелю.


Троллейбусы, выезжающие с улиц Алабяна и Новопесчаной, движутся по Ленинградскому проспекту. Развернувшись у Путевого дворца, возвращаются к станции метро Сокол. Часть транспорта движется по улице Константина Царева. Трамвайное движение изменяться не будет.

Через год после старта нацпроекта по доступному жилью стало ясно: отрасль получила мощный толчок. В 2006 году прирост сданных жилых метров составил 15 процентов - впервые за постсоветские годы.

01.07.2007г. - закрыты развороты автотранспорта в районе станции метро Сокол;
08.07.2007г. - прекращено прямое движение с улицы Алабяна на Балтийскую;
15.07.2007г. - закрытие тоннеля для проезда в сторону области;
22.07.2007г. - прекращение движения по тоннелю в связи с началом его реконструкции.
Завершить работы планируется до конца года.

Президент в Послании сформулировал необходимость такого разворота еще более жестко: Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах.

Однако рост стоимости жилья также был беспрецедентным: в среднем по стране на треть, а, к примеру в Москве, - на 60 процентов. Так что сегодня квартиры по-прежнему способны купить лишь богатые и, с использованием ипотеки, верхний слой среднего класса. На январском заседании Госсовета в Казани фактически было сказано: жилищную программу необходимо разворачивать, приспосабливая под нужды всех, в том числе низкообеспеченных категорий граждан.

Напомним, именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. У нас, кстати, впервые в прошлом году удалось достичь таких темпов строительства в Московской области (построено 0,98 кв. метра на жителя за год), но в целом по стране картина куда более скромная: лишь 0,35 жилых квадрата на одного гражданина.

Главное направление - объемы строительства. Даже поставленную в нацпроекте планку - 80 млн. квадратов в год президент назвал недостаточной и выдвинул новые ориентиры: 100-130 млн. кв. метров в год или фактически по 1 квадрату в год на человека.

Вот почему важно не только наращивать строительство, но и думать о том, как повлиять на рынок. Минрегион подготовил целый ряд предложений. Это, в частности, развитие местного производства стройматериалов. Это уменьшение так называемой социальной нагрузки на строителей - когда в цену жилого метра закладывается строительство не только инженерных сетей, но и детсадов, школ, дорог. Это удешевление землеотводов и упрощение оформления разрешения на строительство, а также участие муниципалитетов и регионов в инженерной подготовке стройплощадок.

Минрегион промониторил ситуацию по стране и выяснил: жилье за прошлый год стало доступнее лишь для богатых россиян и, если взять в учет использование ипотеки, для верхнего слоя среднего класса. Эти категории и переезжают из неплохого, просторного жилья в еще более просторное лучшего качества. Если же взять население со средним уровнем доходов, то выяснится, что для них доступность жилья за год серьезно уменьшилась. Если в начале года семья со средними доходами могла накопить на среднюю квартиру за 4,7 года, то к декабрю (из-за стремительного удорожания жилья) - уже только за 6 лет.



По словам Владимира Яковлева, в министерстве согласуются планы-графики по вводу новостроек и подписываются соглашения с губернаторами. В следующем году мы ставим задачу, чтобы ни в одном регионе не было построено меньше нынешней среднегодовой цифры - 0,35 кв. метра на человека, к 2010 году нужно выйти на 0,6 квадрата в год, - пояснил министр.

Государственная программа ликвидации ветхого жилья практически остановилась несколько лет назад, на переселение из аварийного фонда из федерального бюджета выделялись символические 300 млн. рублей в 2004 году, затем - по 1 млрд. рублей в год.

Дорого и аварийно
Реанимируется долгосрочная госпрограмма переселения из аварийного жилья


В ветхом состоянии находится сегодня 92 млн. жилых метров, в аварийном, когда жители ежедневно сталкиваются с угрозой разрушения дома (и такие случаи имели место в реальной жизни) - 11,2 млн. метров. При этом на подходе - еще 650 млн. метров пятиэтажек, построенных в середине прошлого века. Процесс старения этого фонда, 40-50 лет не знавшего капремонта, идет по нарастающей, и это уже серьезно.

Причина - в резком удорожании рыночной стоимости жилья, с которой не справляются бюджеты даже благополучных в экономическом плане территорий. Ведь переселение из аварийных и ветхих домов в новые квартиры до сих пор остается бесплатным.

Выделение 100 млрд. рублей, в 20 раз больше, чем за пять последних лет, - это шанс, который получили десятки тысяч самых социально незащищенных российских семей. Правда, как именно будут использоваться эти деньги, еще предстоит решить. Если закачать их напрямую в строительство, это может привести к росту цены квадратного метра на рынке. Хотя опыт целевого строительства для военных показал, что в принципе, если действовать осторожно, негативные последствия можно свести к минимуму.

Между тем до сих пор темпы избавления жильцов от проваливающихся полов и текущих потолков не выдерживали никакой критики. В год расселяли всего несколько сотен тысяч метров аварийных халуп. В минрегионе подсчитали: если двигаться такими темпами, на решение проблемы понадобилось бы 270 лет, то есть она не решалась в принципе.

Есть и второй вариант, непопулярный. В старом фонде живут низкообеспеченные люди. Но есть и семьи, имеющие нормальный доход, а порой и другое жилье. Но при этом люди, естественно, не выписываются с подлежащей сносу площади в надежде получить от государства бесплатные метры. Если провести своего рода ревизию, жильцам, для которых аварийная площадь не является единственной, можно предложить при выселении денежную компенсацию.
капремонт

Все же эксперты полагают, что возможны два варианта развития событий. Первый - бюджетные затраты сосредоточат на инженерной подготовке территорий, чтобы максимально удешевить возведение социального жилья. Если учесть, что, как правило, ветхий фонд сосредоточен в центральной части городов, при переселении людей можно заинтересовать стройбизнес, если сыграть на разнице в стоимости квадратного метра в центре и на окраинах. По такому пути, кстати, уже двигаются власти Тулы, Астрахани, Кемерова и некоторых других городов. Правда, такие переселения нередко вызывают протест жителей, которые в большинстве своем хотят остаться жить в прежнем районе.

Приведение в порядок обветшавшего жилья требует огромных средств, а в старых домах в большинстве живут не слишком состоятельные семьи, поэтому государство не должно умывать руки и обязано помочь жильцам привести жилой фонд в нормативное состояние. Соответствующие поправки в жилищное законодательство минрегион предлагал подготовить еще год назад. Теперь ясно, что деньги на это будут выделены.

Казна поможет жильцам
После того как новый Жилищный кодекс обязал собственников жилья нести все расходы по его содержанию вплоть до проведения капремонта, жильцы старых и новых домов оказались в явно неравном положении. На устранение этой несправедливости будет потрачено 150 миллиардов рублей.

Смысл предложенной президентом помощи в том, чтобы в плюс к государственным деньгам какую-то часть расходов взяли на себя регионы и муниципалитеты, а какую-то - и жильцы. Как пояснил РГ министр регионального развития Владимир Яковлев, господдержка не будет раздаваться всем подряд, одним чохом. На эти деньги смогут претендовать жильцы, объединившиеся в товарищества собственников и подписавшие соглашения с местными властями. В этих соглашениях будет четко прописано, в каком ремонте нуждается дом, какая часть работ будет выполнена за счет средств государства (федеральной помощи и муниципального бюджета), какую нагрузку понесут сами жители. Если учесть, что сегодня тепло- и водопотери в старых домах достигают 35 - 40 процентов (а все это оплачивается из кармана населения), то проведение ремонта в итоге может окупиться и за счет итогового снижения оплаты за коммунальные услуги.

Впрочем, по оценкам министерства, чтобы привести старый жилой фонд в норму, требуется астрономическая сумма - 1 триллион рублей, правда, не одномоментно, а в течение 10 ближайших лет. Недоремонт у нас хронический, и количество обветшавших метров растет не по дням, а по часам: пять лет назад в стране насчитывалось 50 млн. квадратных метров ветхого жилья, сейчас эта цифра уже почти удвоилась - 93 млн. метров.

Климат так себе
Иностранные институциональные инвесторы, нацеленные на долгосрочные и низкорискованные вложения капитала, пенсионные фонды, ПИФы или страховые компании уделяют все большее внимание России, говорит Майкл Ланге, председатель совета директоров Jones Lang LaSalle (JLL). По данным CB Richard Ellis Noble Gibbons, в 2006 г. на российском рынке было совершено сделок западными игроками на $4,5 млрд, что в 10 раз выше объема 2005 г.


Инвестиционная доходность практически в любом сегменте рынка в России сейчас одна из самых высоких в мире, а в Москве одна из самых высоких в России. Вложения здесь окупаются за 6-8 лет. Главная проблема для большинства инвесторов дефицит качественных проектов и нехватка инфраструктуры для их воплощения.

Например, созданная Морисом Гринбергом, бывшим гендиректором страховой компании American International Group, компания Starr Investments планирует вложить в офисы высшего класса, элитное жилье и гостиницы сотни миллионов долларов. Начать компания собирается с Москвы. Эксперты уверены, что рынок такие объемы без труда переварит.

Станислав Бродский, управляющий директор УК Велес-Менеджмент, отмечает: К нам потянулись иностранцы, которые российскую недвижимость прежде считали суперэкзотикой.

По словам Сергея Свиридова, директора департамента развития ИК Sminex, на пути инвесторов сложности согласования новых проектов, острый дефицит ресурсов, прежде всего энергетических, тяжелая ситуация с инфраструктурой, особенно транспортной. Но это их не пугает.

Олег Мышкин, управляющий партнер Fleming Family Partners, отмечает как его особенность обилие спекулятивных проектов, на стадии строительства не имеющих конечного потребителя. Кроме того, на московском рынке девелопментом занимаются непрофильные компании: добывающие, сталелитейные, нефтеперерабатывающие и т. д. Российская специфика осложняет привлечение западных финансов, резюмируют эксперты.

По мнению Виктора Малеванкина, директора по инвестициям Raven Russia, благодаря сотрудничеству с иностранцами российские девелоперы учатся грамотно упаковывать проекты, чтобы те в дальнейшем представляли больше интереса для международных фондов. Например, Morgan Stanley Real Estate в августе 2006 г. купил за 28 млн евро в качестве портфельной инвестиции 10% долей компании Росевродевелопмент, с которой до этого фонд недвижимости Raven Russia заключил сделку по приобретению складского комплекса Крекшино площадью 115 000 кв. м за $110 млн.

О пользе кооперации
Пересекая российскую границу, иностранные деньги становятся российскими, считает Игорь Разлуцкий, председатель совета директоров КомСтрин. Но податели этих денег остаются иностранцами. Западные девелоперы привносят сюда свои правила и технологии.

Совмещение опыта и компетенций каждой из сторон приводит к тому, что девелопер не тратит время и усилия на организацию финансирования, а инвестор (западный или российский не важно) не тратит время на поиск и оценку объектов (проектов) для инвестирования, подтверждает разумность кооперации Дмитрий Гусев, гендиректор компании Русстройтрест строительные инвестиции.

По словам Томаса Дукала, замдиректора отдела финансовых рынков и инвестиций JLL, преимущества СП для российского девелопера привлечение средств на ранних этапах проекта. Для зарубежного партнера это возможность выхода на российский рынок. Зачастую партнеры инвестируют в проект равными долями, риски, соответственно, делят пополам. В случае если у девелопера появляется сильный финансовый партнер, он одновременно берется за несколько проектов.

Евразия логистик стала партнером сингапурской CapitaLand, продав ей 10% акций ради реализации амбициозного проекта строительства более десятка логистических центров стоимостью свыше $3 млрд.

Например, СП, учрежденное Дойче Банком и австрийским строительным концерном Strabag на паритетных началах, будет не только развивать девелоперские проекты, но и финансировать их. Дойче Банк уже открыл кредитную линию размером до $600 млн на 10 лет на воссоздание гостиницы Москва.

А вот крупнейшей корейской компании Lotte Group пришлось работать на московском рынке в одиночку. Открытие МФК Лотте Плаза на Новом Арбате (общая площадь 79 000 кв. м, сдаваемая площадь 22 700 кв. м, ставки аренды $850-1000 за 1 кв. м в год) запланировано на III квартал 2007 г.

Credit Suisse First Boston ведет переговоры с Mirax Group о покупке 20% подразделения MRC Mirax Skyscrapers, сделка оценивается в $300 млн.

Проблему, сосредоточиться на каком-то одном секторе или наполнять портфель проектами из разных сфер рынка недвижимости, решают, по словам Виктора Малеванкина, многие. Raven Russia, например, сфокусировался на складской и индустриальной недвижимости. Специализация помогает улучшить показатели на определенном отрезке времени, хотя это более рискованный путь, учитывая возможную смену конъюнктуры, полагает он.

Активно инвестирует в российскую недвижимость фонд Morgan Stanley. Кроме 10% Росевродевелопмента, Morgan Stanley Real Estate приобрел за $30 млн 15% специализирующейся на строительстве элитного жилья в Москве компании RGI International.

Сектор долгосрочных перспектив
По данным JLL, в 2006 г. объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость составил 3,4 млрд евро (почти в 10 раз больше, чем в 2005 г.). В I квартале 2007 г. Москва оказалась на 2-м месте в Европе по стоимости аренды офисов: 974 евро за 1 кв. м кабинета класса А в год. За год арендная плата выросла на 8,3%, а объем покупок на рекордные 136%.

Помощь от государства
В бизнес-планах инвесторы обычно закладывают 3% на локальные риски, связанные в первую очередь с инфраструктурными проблемами, объясняет Кормак Макнамара, консультант отдела рынков капитала Cushman Wakefield/Stiles Riabokobylko (CW/SR). Государство решило помочь инвесторам. В апреле 2007 г. президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию заявил о планируемых масштабных инвестициях в развитие инфраструктуры и жилищного фонда страны. Например, к 2020 г. в электроэнергетику будет инвестировано $467,1 млрд, на улучшение транспортной инфраструктуры к 2015 г. выделено $3,9 млрд. Участники рынка в стороне от осуществления этих планов не останутся. Одним из участников процесса модернизации основной инфраструктуры страны планирует стать Базэл совместно с австрийским генподрядчиком Strabag.

По мнению Сергея Рябокобылко, партнера CW/SR, офисный рынок минимум до 2010 г. не будет насыщен. Не случайно большинство крупных застройщиков жилья (такие как Интеко, Дон-Строй) планируют вложить в течение нескольких лет в офисы до $1 млрд: окупаемость проектов составляет 3-4 года, офисы могут оставаться в активе девелопера. И под них проще привлечь дешевые западные деньги.

В Россию приходит все больше зарубежных компаний, и им требуются качественные офисы. Отсюда высокая доходность от вложения в российские офисы около 11% годовых, тогда как в Европе 6-7%.

В сфере офисной недвижимости все стабильно позитивно, но что будет после ввода в эксплуатацию комплексов Большого Сити, пока не совсем понятно. Ключевая проблема без перспектив решения транспортная недоступность, остужает пыл оптимистов Сергей Свиридов.

Иностранные инвесторы в этом секторе скорее покупатели, говорит Бродский. Купить офис с арендаторами и получать до 10% от аренды это с их точки зрения хороший, надежный актив. А российским девелоперам возиться с арендаторами менее интересно, и доходность на этапе строительства, конечно, выше. То есть россияне, как правило, строят, а западные фонды и вообще более консервативные инвесторы покупают, резюмирует эксперт.

Очень много строится торговых центров, считает Бродский. Пока это выгодно, но года через два будет как с офисами. Под большие ТРЦ почти все интересные площадки в пределах МКАД разобраны, следующий формат маленькие магазины, значит, будут вовлекаться некрупные инвесторы. И если застройщики жилья уходят из Москвы в Подмосковье, то девелоперы торговых центров вообще в регионы.

В I квартале 2007 г. у России еще одно серебро: 2-е место в континентальной Европе по объему инвестиций в торговую недвижимость 238 млн евро, по оценке JLL. В Москве более 50 современных ТЦ. Объем качественных торговых площадей вырос примерно до 1,6 млн кв. м.

Поэтому заметным игроком на рынке складской недвижимости могут стать Российские железные дороги. Дочерняя структура РЖД, Отраслевой центр внедрения (ОЦВ), намерена построить комплекс на 700 000 кв. м в районе поселка Белый Раст на Дмитровском направлении. Это только один из 35 проектов ОЦВ. Важно, что у РЖД есть возможность организовать подъездные пути к складскому комплексу.

Логика логистики
В секторе логистики наступает время инвесторов, нацеленных на крупные мультимодальные (т. е. железнодорожные) перевозки, считает Свиридов.

Малеванкин из Raven Russia доходность в этом секторе не обсуждает. Пусть сторонние наблюдатели комментируют, а нам еще сделки делать, говорит он.

По данным Raven Russia, в прошлом году в Московском регионе введено около 600 000-700 000 кв. м качественных складских помещений. В консалтинговой компании DTZ дефицит в этом сегменте в Московском регионе оценивают в 3,5 млн кв. м. Эту нишу столбят западные компании, говорит Бродский, у них здесь меньше конкурентов. Доходность в 7-8% от логистических проектов вполне удовлетворяет западных инвесторов, для них важна юридическая корректность оформления собственности.



Главная --> Публикации