Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Публикации --> Из полуподвала в кабинет Прийти вовремя Почему москвичи не хотят переселяться за город Общественная палата заинтересовалась «дачной амнистией» Станет ли страхование жилья обязательным? Опьяненный победой председатель Национального олимпийского комитета Леонид Тягачев не скупился на обещания. Я уверен, что у нас получится самая профессиональная зимняя Олимпиада, которая когда-либо проводилась в истории, кричал в трубку Тягачев из Гватемалы. Арена для застройщика Зимняя Олимпиада-2014 точно войдет в историю. Залог тому рекордный бюджет, $12 млрд, львиная доля которого пойдет на доведение сочинской инфраструктуры гостиничной, транспортной, энергетической до приличного уровня. После провозглашения Сочи столицей зимних Игр 2014 г. министры, атлеты, миллионеры, представлявшие в Гватемале Россию, ликовали, как дети. Присутствовавший там же президент Интерроса Владимир Потанин встретил известие о победе со смешанными чувствами. Теперь главное не обделаться, обронил он. Ледовые дворцы для хоккея, фигурного катания и шорт-трека, конькобежная арена, санно-бобслейная трасса Из всех этих жанров в России хорошо освоено только строительство хоккейных стадионов. Последний крупный объект, Ледовый дворец на Ходынке, построенный компанией Монарх, открылся в середине декабря прошлого года. Но главные события Игр развернутся не в Олимпийской деревне или новом аэропорту, а на спортивных аренах. На их возведение Россия обещает выделить $1,2 млрд. Как учит зарубежный опыт, смета эта наверняка будет превышена. На сколько? Полтора месяца назад британское правительство признало, что государственные расходы на летнюю Олимпиаду-2012 в Лондоне вырастут с $6,5 млрд, как планировалось сначала, до $11,5 млрд. Олимпийский овал, построенный итальянцем Алессандро Цоппини для зимней Олимпиады-2006 в Турине, получил золотую медаль МОК за лучшую спортивную архитектуру. Теперь его студия попробует сделать овал для сочинского конькобежного центра. Ноу-хау Цоппини в том, что он умеет делать объекты-трансформеры: Ледовый дворец в Турине легко превращается в элегантный выставочный центр, гораздо более необходимый для Сочи в мирное неолимпийское время. Буквально через несколько недель после [туринской] Олимпиады в Ледовом дворце открылась автомобильная выставка, приводит пример директор заявочного комитета по стратегическому планированию Дмитрий Мосин. И Сочи прикуп, и членам МОК утешение: они не любят остающихся после Олимпиады белых слонов дорогой спортивной недвижимости, которую неизвестно подо что приспособить. Цоппини же доверили и дворец фигурного катания, который тоже должен трансформироваться в выставочный центр. По совету FIFA выбрали архитекторов для олимпийского стадиона. Botta Management Group AG, которая строит 10 футбольных стадионов для чемпионата мира-2010 в Южной Африке, сочинит для Сочи олимпийский стадион, который потом станет футбольным, и Большой хоккейный дворец. У приглашенной в Сочи компании Terry Goudzovsky очень узкий профиль строительство санно-бобслейных трасс. Трасс, которые соответствуют требованиям МОК, 10 во всем мире, не разгуляешься, объясняет Чернышенко. А они единственные в мире специалисты по таким трассам. Но рекордный бюджет позволил главе заявочного комитета Дмитрию Чернышенко не задумываться о том, где искать архитекторов для объектов, которые не умеют строить в России. Было бы странно не воспользоваться лучшей мировой практикой, рассказывает Чернышенко. Поскольку мы создаем объекты, которые должны соответствовать самым высоким техническим требованиям МОК, мы просто спрашивали у них, какие, по их мнению, компании и специалисты лучшие. Потом рекомендованные компании зазывали в Сочи. Претендент номер один В декабре прошлого года в Сочи прошел тендер на разработку проектной документации будущих олимпийских объектов. Он оказался практически незамеченным, о его результатах писала только региональная пресса. Местные репортеры с досадой отмечали, что опять все досталось москвичам: переводить проекты всемирно знаменитых спортивных архитекторов и инженеров на язык отечественных СНИПов будет столичное ООО СК Стройпрофи. Значит ли это, что и генподрядчиком строительства будет выбрано тоже оно? Иностранцы лишь разрабатывают проект, строить же будут другие компании, которые победят на специальном тендере. Один претендент на победу уже известен. Его следы ведут в офис строительной дочки Интерроса. По данным СПАРК, Стройпрофи принадлежит компании Строительные технологии, владеют которой Потеллано менеджмент Лимитед и Мисина инвестмент Лимитед, зарегистрированные на Виргинских островах. Корреспондент SM дозвонился до Вадима Буркова, гендиректора Строительных технологий, и попал в офис компании Открытые инвестиции, девелоперской дочки Интерроса. На строительство будет, конечно, объявлен отдельный тендер. Но если они хорошо себя зарекомендуют на этапе проектирования, почему бы и нет? отвечает Мосин. И разумеется, Стройпрофи это не абы кто: за компанией с ничего не говорящим названием стоит весьма серьезный инвестор, говорит он. Пока загадочное ООО остается в тени, некому ответить, почему на строительство большой хоккейной арены на 12 000 мест планируется потратить $220 млн, тогда как дворец для фигурного катания оценен всего в $55 млн. Как при одинаковой вместимости получилась четырехкратная разница? На вопросы о Стройпрофи Бурков отвечать отказался. Если компания победила на тендере, звоните туда, посоветовал он. И вообще, кто вам сказал, что я Бурков Вадим Александрович? Я сказал? Я пошутил. Телефон Стройпрофи, предоставленный организаторами тендера, тоже привел в офис Открытых инвестиций. Андрей Кукарцев, фигурирующий в базе СПАРК как гендиректор Стройпрофи, на вопрос SM, как его компания планирует строить такие сложные с инжиниринговой точки зрения объекты, ответил, что давно отошел от дел. Я уже гендиректор другой компании, добавил он. Представитель Открытых инвестиций отказалась подтвердить родство своей компании со Стройпрофи. Олимпийский стадион в Сочи, на котором пройдет открытие Игр, по дизайну будет напоминать яйцо Фаберже. Виктор Вексельберг приобрел яйца знаменитого ювелира, чтобы сделать приятное Родине. Потанину золотое олимпийское яйцо, наоборот, может быть доверено государством. Главное не обделаться. Владельцев квартир, сдающих в аренду жилье, иногда называют рантье. И не всегда справедливо. Сдача квартиры -- это работа, требующая немало времени и нервов. Впрочем, решение всех этих проблем можно доверить профессионалам. Особенно если квартира дорогая. И тем более если недвижимость только предстоит купить, чтобы затем получать с нее стабильный доход. Как выгоднее купить квартиру, чтобы сдать ее на милость агентов, выясняла корреспондент Ъ-Дома Наталья Старостина. До сих пор единственным спортивным строительным проектом Потанина был горнолыжный курорт на Красной Поляне Роза Хутор стоимостью $500 млн. Но объекты, которые могут достаться Стройпрофи, это совсем другое дело. Девелоперские дочки Интерроса до сих пор не имели дела с архитекторами мирового уровня. Аналитика рынка продажи квартир, поиск соответствующих объектов, проведение сделок купли-продажи, аналитика рынка аренды квартир, подготовка архитектурного проекта, проведение ремонта, маркетинговые мероприятия по сдаче квартир в аренду, брокеридж при сдаче квартир в аренду, проведение сделок по сдаче в аренду объектов, последующий property- и lease-менеджмент -- и это далеко не полный список услуг, оказываемых профессиональной компанией. Больше -- дешевле Если всего несколько лет назад подобная услуга относилась к разряду VIP, то сегодня в риэлтерских компаниях существуют целые направления по покупке и дальнейшему управлению недвижимым имуществом заказчика. Вот как описывает работу такого отдела директор департамента городской недвижимости компании Усадьба Екатерина Батынкова: Необходимо наличие в компании не только специалистов по аренде и продаже элитных квартир с большим опытом работы, но и специалистов по инвестиционному консалтингу и девелопменту, способных оказать содействие инвестору на всех этапах работы -- начиная с глобального исследования рынка, подготовки проекта и маркетинговых мероприятий и заканчивая его реализацией и последующим менеджментом. Здесь очень важно глубокое понимание рынка аренды, тенденций и перспектив его развития с учетом новых государственных программ в сфере жилой недвижимости и развития таких направлений, как доходные дома и гостиничные апартаменты. Размер вознаграждения, как правило, варьируется в зависимости от степени вовлеченности агентства в каждый из этапов реализации индивидуального проекта клиента. В дальнейшем по разным расценкам агентства берут от 10 до 20% от годовой аренды. Как правило, компании охотно берут под свое управление объекты с арендной ставкой не ниже $5 тыс. в месяц. Один из самых распространенных вариантов -- индивидуальный подбор недвижимости для клиента, рассказывают в Vesco Group: Есть специальная программа, которая предполагает обслуживание клиента с точки зрения управления его частными активами. Речь идет о том, что он заявляет бюджет, которым располагает, наши аналитики, ориентируясь на это, советуют ему, во что лучше эти деньги вложить. В условиях растущего рынка кажется, что покупка любой квартиры -- предприятие чрезвычайно доходное. В краткосрочной перспективе это действительно так,-- говорит Владимир Кудрявцев, ведущий эксперт-аналитик компании Paul`s Yard.-- Но длительность этой перспективы неизвестна. Так, квартиры в определенных районах, которые сейчас не являются ликвидными и имеют наименьшую стоимость, в силу ряда перспективных обстоятельств могут через определенный промежуток времени значительно вырасти в цене. Когда вы доверяете временное управление жильем компании, вы минимизируете собственные риски, такие как длительный простой квартиры, несвоевременные выплаты арендатору, ущерб имуществу. К тому же, обладая необходимыми аналитическими данными, специалисты-риэлтеры могут предугадать развитие того или иного района столицы, чего клиент не в состоянии сделать самостоятельно. Это важно на начальном этапе -- при инвестировании в покупку квартиры, предназначенной для сдачи в аренду. Эксперты считают, что инвестиционно-арендный бизнес вполне перспективен. Москву, как и все мегаполисы мира, не минует великое переселение народов. При перемене места работы люди вместе со своими семьями будут легко срываться с насиженных мест и переезжать из города в город, из страны в страну, а значит, и постоянного жилья уже не понадобится. Спрос на аренду будет расти, следовательно, и желающих заработать на этом будет гораздо больше. Как правило, инвесторы поручают риэлтерам управление сразу несколькими объектами. Одна или даже две квартиры значительно дороже в обслуживании, чем пять. Оптимальный средний пакет сегодня -- четыре-пять квартир. Среди клиентов нашей компании есть собственники с 50-70 квартирами,-- приводит пример заместитель генерального директора Vesco Group Андрей Федака.-- Правда, в таких случаях часть недвижимости мы рекомендуем все же продать. В структуре компании в месяц совершается порядка четырех-пяти подобных сделок. При этом еще около 20 клиентов обращаются к специалистам уже с готовым пакетом, им необходимо дальнейшее управление существующими активами. С управлением за городом еще проще, чем в городе: все заботы и хлопоты берет на сегодня управляющая компания конкретного поселка. За городом -- конкуренция Несколько лет назад волна инвестиционных покупок докатилась и до Подмосковья. Настал черед вкладывать средства в богатые особняки и уютные коттеджи. И хотя прецедентов с загородным жильем сейчас гораздо меньше, чем с городским, некоторые из специалистов все же видят в этом сегменте отличную перспективу. Загородная недвижимость в этом отношении только набирает обороты,-- описывает тенденцию руководитель отдела загородной недвижимости компании DeltaRealty Анна Папахина.-- По моему мнению, если у человека есть свободные деньги, например $1,5 млн, в инвестиционных целях выгоднее купить особняк, чем квартиру в Москве. Квартира за эту цену будет располагаться в хорошем доме в пределах третьего кольца, и сдать ее можно за $5-6 тыс. в месяц. При этом за особняк той же стоимости арендатор отдаст порядка $10 тыс.. Заграница нам поможет Возможность стабильного заработка куда более реальна, когда речь идет об инвестировании в зарубежную недвижимость. Все больше россиян выводят деньги за границу, что гарантирует большую сохранность капитала. Надо отметить, что на начальном этапе у загородных частных инвесторов оказались свои серьезные конкуренты. В области начали возникать целые поселки, целиком или частично предназначенные только для аренды (например, Никольская слобода). В числе приоритетных направлений Анна Папахина называет Рублево-Успенское и Новорижское шоссе. В Ostogenka Real Estate к ним добавляют Киевское и Калужское направления. Конкурировать с сервисом, системой управления и ставками в специализированных доходных местах Подмосковья будет со временем все сложнее. А вот в Москве, где перспективы строительства доходных домов туманны, частные инвесторы-арендодатели находятся практически вне конкуренции. Эксперт выделяет два основных направления -- покупка недвижимости в столицах (Париже, Лондоне, Берлине) с одновременной сдачей в аренду на несколько лет и покупка квартиры или дома в прибрежных городах. Во втором случае, как правило, несколько недель проживания в собственном доме владельцы отводят себе (обычно в мае, июне или сентябре), предпочитая в ликвидные месяцы (июль-август) сдавать дом в аренду,-- говорит госпожа Хорева. Большинство российских покупателей зарубежной жилой недвижимости ставят перед собой задачу последующей сдачи жилья в аренду,-- рассказывает Лариса Хорева, генеральный директор компании Avenue Property.-- Один из первых вопросов после просмотра потенциального объекта покупки: Его можно сдать в аренду? За какую сумму? Возьметесь ли вы за это?" На географической карте уже появился не один десяток мест, куда россияне готовы вкладывать свои деньги и получать стабильные проценты. Одним из самых прибыльных и интересных регионов, который облюбовали российские клиенты, стал Дубай (ОАЭ). Апартаменты в Дубае находятся под управлением какого-нибудь отеля, чаще всего пятизвездного,-- рассказывает Татьяна Прокофьева, менеджер по развитию компании DeltaRealty, занимающаяся этим направлением.-- Клиент приобретает апартаменты для себя в любом из элитных комплексов под управлением отелей мировых брэндов, таких как Fairmont, Kempinsky, Movenpick. Доходность такой покупки составляет около 8-12% от годовой сдачи в аренду, и окупается она примерно за восемь лет. Ставки отелей, как правило, колеблются в пределах 25-50% годового дохода от частного номера. Если компания, которая продает клиенту недвижимость за рубежом, соглашается стать управляющей, то есть сдавать объект в аренду, обычно она получает порядка 10% от суммы. Компания берется охотно в том случае, если очевидно, что человек понимает ценовую ситуацию, осведомлен о расходах, которые он должен будет нести, и не будет требовать невозможного -- сдавать виллу, расположенную в 20 км от моря, по цене виллы, расположенной на первой линии,-- отмечает генеральный директор Avenue Property. Покупка зарубежных апартаментов приносит более стабильный доход, чем жилого объекта в Москве или Подмосковье. Особенно сейчас, когда рост цен на недвижимость в Московском регионе практически остановился. Однако арендные ставки растут, поэтому даже среднесрочные инвесторы предпочитают не избавляться от качественной недвижимости, дожидаясь более удачного момента для продажи. Это в ближайшей перспективе будет способствовать развитию арендного бизнеса. Эффектные покупки совершают и за океаном. Так, например, в компании Ostogenka Real Estate советуют клиентам купить собственные апартаменты класса де-люкс в Лас-Вегасе (стоимостью от $700 тыс.). Местные арендные ставки достаточно высоки, поэтому окупаемость вложения достигается за три-четыре года. Это студии, квартиры с двумя и тремя спальнями, пентхаусы,-- описывает проект генеральный директор Ostogenka Real Estate Максим Сухарьков.-- Привлекает тот факт, что объект передается в собственность уже с отделкой, дорогой меблировкой и оснащенный самой современной бытовой техникой. Фирма может взять на себя эксплуатацию, последующую пересдачу и размещение арендаторов на вашей жилплощади. А к приезду владельцев эксплуатационная организация проведет соответствующую подготовку квартиры. К тому же в таком комплексе есть вся необходимая сервисно-развлекательная инфраструктура. Сейчас уже трудно поверить в то, что всего полтора десятилетия назад в Москве элитных домов не было вовсе. Вернее, не было того, что сейчас называют элитным жильем: новых домов, начиненных качественной инженерией, с вместительными паркингами и многоуровневой охраной. Бал правила подгонка старых строений под форматы элитности (прежде всего по габаритам квартир): расселение коммуналок в центральной части города или объединение соседних квартир в домах сталинской и иной отличающейся основательностью постройки. Но в нагрузку к ним нацеленные на элитность жильцы получали массу неприятных эмоций -- и от качества коммуникаций, и от состояния дворов. Когда управляющий ТСЖ Вересаева-6 узнал, что их дом на страницах Ъ-Дома попадет в рубрику Краеведение, то даже слегка обиделся: Вы всерьез считаете, что 12 лет существования -- это такой большой срок для дома, чтобы пускаться в ностальгические воспоминания о его истории? По строительным меркам срок и впрямь не так уж и велик, однако вспомнить об этом доме есть все основания. Именно он в середине 90-х годов положил начало целому классу современного домостроения, став первым элитным жилым объектом в Москве. Лишь один (и, возможно, самый главный) признак элитного жилья остался за кадром -- location. Место для наступления элиты на Москву подобрали достаточного странное: небольшую (домов на 20) улицу Вересаева, которая лежит вдали от районов современной элитной застройки. Хоть она и расположена во втором по престижности после центра города Западном административном округе, но примыкает отнюдь не к Кутузовскому проспекту или Рублевке, а к далеко не самому пафосному Можайскому шоссе. Почему именно здесь появился первый элитный дом, сегодня точно не скажет никто. Об этом уже не помнят даже в компании Тема, которая и стала застройщиком первого элитного дома. Первый объект, построенный по канонам элитного домостроения и снимающий все эти проблемы, просто обязан был своим появлением произвести фурор. На этапе разработки этого проекта в качестве ключевой идеи приняли сочетание двух принципов -- основательности и легкости. В общем-то таким дом и получился: фундаментальный монолит, облицованный темным кирпичом, с большой площадью остекления округлых лоджий, визуально контрастирующих лишь со сравнительно небольшими окошками под самой крышей -- на верхних уровнях пентхаусов. 108 просторных по тем временам квартир (от 120 до 440 кв. м), включая двух- и трехуровневые пентхаусы с выходом в зимний сад и на застекленную террасу, доселе почти невиданная внутренняя инфраструктура (подземный паркинг, тренажерный зал, сауна и бассейн), закрытая территория со строгим пропускным режимом доступа на нее и почти что клубная система сделали этот дом крайне привлекательным. Впрочем, если не придираться к теперь уже давно сформулированному перечню резерваций, отведенных под расположение элитных домов, место само по себе не так уж плохо. С одной стороны улица примыкает к пойме реки Сетунь, с другой невдалеке расположена лесопарковая зона. А если уж вспомнить, где именно был построен второй элитный дом (Цветной бульвар, 16/1), то Вересаева, 6 и вовсе окажется в явном выигрыше -- уж с точки зрения экологии наверняка,-- говорит управляющий директор компании Кирсанова Риэлти Надежда Кот. Тогда были совсем другие времена, рынок жил по другим законам,-- рассказывает управляющая компанией Тема Анна Кудрявцева.-- Площадок под застройку было не так много, распределялись они по иным принципам, и выбрать было намного сложнее. Да и как таковых критериев элитного жилья -- в том числе и по привязке к конкретным территориям -- на тот момент еще не существовало. По одной из версий, истоки мифа о корпоративности кроются в наборе жильцов первого элитного дома. Одна квартира в нем, например, принадлежала Владимиру Потанину, на тот момент президенту уже названного ОНЭКСИМбанка. Впрочем, через Вересаева, 6 вообще прошло много финансовой и властной элиты. Например, квартирой в этом доме одно время владел Александр Хлопонин, нынешний губернатор Красноярского края, а в прошлом губернатор Таймырского автономного округа, гендиректор РАО Норильский никель, бывший президент банка Международная финансовая компания. Еще один известный бывший жилец -- Борис Никольский, председатель совета директоров МГНК Союзнефтегаз, в прошлом глава комплекса городского хозяйства Москвы. Недвижимостью на улице Вересаева владеет Михаил Живило, совладелец банка Северо-восточный деловой альянс, также здесь проживают родственники Мадины Бажаевой (IFC) и Исы Бажаева из группы Альянс. Список наверняка можно продолжать очень долго. Хотя силами местного ТСЖ этот дом и по сей день остается одним из самых информационно закрытых для прессы, информация о его прошлых и нынешних жильцах временами все же проскакивает. Да выбирать-то особо и не приходилось. Дом был первым подобного класса. Неудивительно, что почти каждый уважающий себя бизнесмен или политик считал правилом хорошего тона хотя бы на время приобщиться к жилплощади в этом объекте. Правда, бытует такое мнение, что изначально квартиры в нем и не планировали выставлять на продажу, а дом возводили как корпоративный для топ-менеджеров канувшего теперь в Лету ОНЭКСИМбанка (который выступал как инвестор строительства). И лишь впоследствии, когда первые жильцы надумали сбывать принадлежавшую им недвижимость, информация о наличии свободных квартир замелькала у риэлтеров. Сами риэлтеры так и не смогли припомнить, так ли было на самом деле. У застройщика же память оказалась более крепкой. Этот дом никогда не имел статус корпоративного,-- опровергает эту информацию Анна Кудрявцева.-- Он изначально возводился с целью последующей реализации на рынке. Но вернемся к мифам. Их вокруг этого дома так много, что хватит на десяток других жилых строений гораздо более древних. Вообще, из-за противоречивости информации складывается странное ощущение, что за 12-15 лет можно забыть куда больше, чем за века. Говорят, например, что все квартиры на Вересаева отделывались еще на этапе строительства дома и продавались частично оснащенные встроенной кухонной техникой и мебелью. Понятно, что времена тогда были дикие. Когда в то время узнали, что в одной из квартир на Вересаева есть фонтан, это вылилось, простите за тавтологию, в фонтан эмоций,-- вспоминает Надежда Кот.-- Тогда как-то не задумывались о том, что в отделанных квартирах в этом доме были гипсокартонные стены, относительно дешевые немецкие обои, не очень дорогие турецкие кухни, которые поставляла компания Enco. Но тогда и это было прорывом. В интернете, кстати, до сих пор проскакивают объявления о продаже квартир в этом доме по ценам застройщика. То ли неуместная шутка, то ли неграмотность продавца. Нынче по некогда заоблачным $3,5-5,5 тыс. за 1 кв. м (именно такие цены выставлял застройщик дома на Вересаева) купишь разве что жилье бизнес-класса, да и то если повезет. А тогда такие цены казались просто невиданными: в типичных для тех времен новостройках квадратный метр более чем за $1 тыс. выставлялся редко. А тут в пять раз дороже. И это не считая парочки пентхаусов, которые ушли почти влет по $7 тыс. за 1 кв. м. К слову, несколько лет спустя, в 2001 году, это дало возможность некоторым экспертам рынка недвижимости вообще усомниться в успешности первого элитного объекта и заявить об убыточности сделанных покупателями инвестиций. В то время (а это, напомним, было спустя три года после кризиса 1998 года) цены на квартиры в доме упали до $2,5 тыс. Впрочем, теперь все уже давно встало на свои места, и сейчас, например, на третьем этаже этого дома выставлена на продажу квартира по вполне заслуженным $12,6 тыс. за 1 кв. м. А вот еще один забавный факт. В разных источниках называют разные сроки окончания возведения этого дома. Застройщик говорит, что дом был возведен в 1994-1995 годах (то есть с окончания строительства должно пройти 13 лет), в ТСЖ Вересаева-6 говорят, что дому на год меньше, а в информации у разных риэлтеров сроки окончания строительства и вовсе фигурируют с разбросом от 1993 до 1998 годов. На это можно было бы и не обращать внимания, если бы путаница с датами порой не приводила к казусам. Вот какую историю рассказала одна обитательница Рублевки. Не так давно она подбирала домработницу. Из агентства по подбору персонала прислали к ней на собеседование одну милую даму. Самое милое в этой даме было ее резюме, в котором черным по белому значилось, что та с 1991 по 1998 год трудилась в семье в первом элитном московском доме на улице Вересаева. Вместо ответа на очевидный вопрос, как же ей это удавалось делать в еще не построенном доме, претендентка предпочла покинуть помещение. Впоследствии, кстати, от принципа квартир в элитных домах с готовой отделкой быстро отошли. Да и изначально отделка производилась далеко не во всех квартирах,-- корректирует информацию Анна Кудрявцева.-- Так обстраивались лишь квартиры тех покупателей--соинвесторов строительства, которые сами высказали свои пожелания застройщику. Любопытно, что московским архитекторам Вильяминову, Тумаркину и Надточию, спроектировавшим этот дом, а также создававшим в нем интерьеры квартир под ключ, вспоминается совсем иное. То, что к ним уже после завершения строительства обращались новоселы с просьбой переделать все исходные интерьеры под себя. Впрочем, никакого противоречия тут может и не быть: в первые годы после постройки жильцы дома менялись довольно часто, так что первый и последующий заказ дизайна интерьера вполне могли сделать совершенно разные люди. Как бы то ни было, конечный результат достоин того, чтобы о нем упомянуть. Те квартиры, которые впоследствии жильцами были отделаны под себя, и по нынешним временам выглядят достойно: большинство из них выполнено в лучших канонах настоящей английской классики,-- поясняет госпожа Кот. Сегодня дом на Вересаева канонам современной элитности уже явно не соответствует. Однако для тех, кто нацелен именно на Западный округ и именно на эту его часть, дом остается по-прежнему интересным. Конечно, экологическая ситуация прилегающего к дому района за последнее десятилетие изменилась не в лучшую сторону. Как, впрочем, и по всей Москве. Однако у Вересаева, 6 есть то, что ценится еще выше,-- свое лицо. Он явно выигрывает на фоне большинства позднее построенных домов ЗАО. Например, по сравнению со стоящим в относительной близости от него, на Можайском шоссе, домом той же компании Тема, облицованным обычными блочными панелями. Возможно, в определенном смысле он проигрывает лишь ЖК Green House, который построил Юниформстрой на улице Гришина (дом с красивым остеклением, оснащен бассейном с морской водой), однако иных сильно интересных объектов на западе столицы почти нет. Поэтому все находящиеся в пределах округа дома с налетом клубности (как на Вересаева, 6 или, например, на улице Крылатские Холмы, 5) остаются очень заметными для своих районов до сих пор. Есть, наконец, у дома на Вересаева и своя собственная страшилка. Около десяти лет назад по Москве ходили душераздирающие слухи о том, что при строительстве дома использовали радиоактивные кирпичи. Было ли так на самом деле, а если нет, то откуда у этого мифа растут ноги, как и многое другое об этом доме, сейчас никто не расскажет. Однако факт остается фактом: еще долгое время все стройматериалы, идущие на строительство всех последующих элитных домов, с особой тщательностью проверяли именно на предмет радиоактивности. К слову, главными любителями ходить вокруг новостроек с дозиметрами были банкиры, рассматривающие первые этажи домов для размещения в них своих филиалов. Учитывая удаленность от центра и несколько сомнительное с точки зрения сегодняшнего дня качество строительства (как сомнительны во многих отношениях 90-е годы), дом, пожалуй, можно считать переоцененным. Но звание первого элитного явно повышает его статус. Причем звание это пожизненное -- оспорить его уже никому не удастся. Коттеджное строительство переживает бум, девелоперы готовы осваивать любые пригодные для строительства территории, в том числе расположенные рядом с аэропортами. Покупателей коттеджей никто не предупреждает об опасностях, связанных с таким соседством. Между тем жизнь под крылом самолета становится все опаснее. Не стоит удивляться, что приобретение квартиры в таком доме -- очень недешевая покупка и по нынешним временам. Пятикомнатная квартира площадью 235 кв. м, например, сейчас продается за $3 млн. Однако чаше встречаются предложения о сдаче в аренду квартир в этом доме. Например, совсем недавно была выставлена на длительную аренду двухуровневая трехкомнатная квартира площадью 210 кв. м, расположенная на 12-м и 13-м этажах; как значится в объявлении, со вкусом меблирована новой дорогой гарнитурной мебелью производства Италии и Франции. Цена -- $8,5 тыс. Статья 46 Воздушного кодекса РФ гласит, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений в пределах приаэродромной территории должны проводиться по согласованию с собственником аэродрома. Того же требует и статья 128 Федеральных правил использования воздушного пространства,-- объясняет начальник службы охраны труда и окружающей среды аэропорта Шереметьево Елена Адамовская.-- Однако на деле местными органами власти могут выделяться земельные участки под строительство жилых и промышленных объектов без согласования с руководством аэропортов. Стройка без разрешения Покупая дом или дачу поблизости от аэропорта, вы рискуете в первую очередь здоровьем, физическим и психическим. Авиационный шум, слив керосина, выбросы неотработанного топлива при взлете и посадке самолетов, электромагнитное излучение радиолокационных станций -- со всем этим вам придется мириться. Застройщики не предупреждают клиентов об опасности проживания вблизи аэропорта -- строят-то не для себя. А когда клиенту становится очевидно, что ни спать, ни работать он не может, он бежит жаловаться в разные инстанции. Тогда-то и оказывается, что поселок строился без разрешения аэропорта, претензии предъявлять надо застройщику, а того и след простыл. Массовое несанкционированное строительство ведется и в зоне аэропорта Внуково,-- отмечает руководитель пресс-службы аэропорта Константин Конаныхин.-- Радиус контролируемой аэропортом территории в соответствии с нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов -- 50 км от контрольной точки аэродрома, то есть его геометрического центра. Все строительство в пределах 50 км от этой точки должно согласовываться с аэропортом. Между аэропортами и местными администрациями разгораются бумажные войны, в которых основные потери несет потребитель. С начала 1990-х годов вокруг аэропорта Шереметьево стало появляться множество незаконных застроек, недобросовестные главы районных администраций и компании-застройщики превратили людей в заложников,-- утверждает гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко.-- Аэропорт Шереметьево письменно уведомлял местные органы власти о недопустимости застроек вблизи аэродрома, однако зачастую они предпочитали просто зарабатывать деньги на незаконной продаже земель. Яркий пример тому -- дачи в районе Шереметьевского леса, практически сразу за территорией аэродрома. Это соседство угрожает прежде всего безопасности полетов и жизни людей, вспомните катастрофу в Иркутске, когда самолет упал за забором аэропорта. Сейчас в связи со строительством прямой железнодорожной ветки к Шереметьево все незаконные постройки в этом районе будут снесены. В этом нет вины тех, кого обманули органы власти, компенсировать убытки жителям должна администрация. Как сообщил нам Олег Картышев, сейчас в районе поселка Бараново, который находится вблизи аэропорта Внуково, продаются земельные участки под застройку. Когда самолеты идут на посадку, шума не слышно, но когда взлетает Ил-86, что бывает регулярно, уровень шума на этой территории -- 96 децибел. Впрочем, трудно заставить застройщиков небольших поселков спрашивать разрешение на строительство у ближайшего аэропорта, если даже массовое жилищное строительство ведется без согласования с авиаторами. Массовая застройка в 1990-х годах московского района Южное Бутово вблизи действующего аэродрома совместного базирования Остафьево и непосредственно под маршрутами движения самолетов, выполняющих взлетно-посадочные операции в аэропорты Домодедово и Внуково, проходила без должной экологической экспертизы,-- утверждает начальник отдела ГосНИИ гражданской авиации Олег Картышев.-- Аналогичная ситуация и с застройкой Зеленограда, Сходни и Лобни, Подрезкова, Новоподрезкова и других населенных пунктов, расположенных вдоль маршрутов входа и выхода из зоны аэродрома Шереметьево. Очень много самостроя в Мытищинском и Солнечногорском районах, в районе поселка Хлебниково. В зоне, контролируемой аэропортом Домодедово, без согласования ведется строительство в районе города Домодедово, поселка Красный Путь, города Видное. В Видном, кстати, некоторые стройки заползают прямо под глиссаду -- самолеты пролетают на высоте 400 м, буквально над головой. Шум от взлетающего самолета, как уверяет Олег Картышев, распространяется на 20 км, а при посадке -- на 15 км. Это, конечно, не значит, что в 15-20 км от линии взлета лайнеров люди глохнут от шума, но здоровья им этот шум не прибавит. Зеленый шум Самая громкая причина дискомфорта населения таких поселков -- шум. Как объясняет Константин Конаныхин, уровень шумового фона аэропорта зависит от нескольких факторов, прежде всего от интенсивности взлетов и посадок. Безусловно, большое значение имеет и состав парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих полеты в данный аэропорт, поскольку уровень шумового воздействия у разных типов лайнеров, естественно, не одинаков,-- отмечает он. Поселок Московский не исключение. От шума самолетов, по данным ГосНИИГА, сегодня страдают жители более 200 населенных пунктов области, в число которых входят города Лобня, Домодедово, Видное, Мытищи, Химки, Троицк, Одинцово, Раменское, Жуковский, Железнодорожный, Балашиха и Щербинка. Круглосуточному воздействию авиационного шума подвергаются более 2 млн жителей Московской области. И их количество увеличивается по мере роста числа поселков в зонах аэропортов и развития самих аэропортов. Интересные данные нам сообщили в Центре экологической безопасности гражданской авиации. Медики сравнили заболеваемость взрослого населения поселка Московский (недалеко от Внуково) и пациентов поликлиники N5 в Мытищах (контрольный район). Исследования проводились в 1986-1991 годах. Так вот, в поселке Московский было выявлено превышение заболеваемости органов дыхания, нервной системы, травм, гипертонической болезни, болезни органов пищеварения (в частности, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки) по сравнению с контрольным районом. Углубленная разработка за шесть лет заболеваемости жителей отдельных домов поселка Московский и контрольного дома в Мытищах показала, что общее количество заболеваний в Московском в целом в два раза больше, чем в Мытищах. Впрочем, сами аэропорты принимают меры для снижения шума. Например, как нам сообщили в аэропорте Домодедово, сейчас там ведется работа по частичному изменению схем выхода воздушных судов и захода на посадку. Воздушный транспорт России развивается в 2-2,5 раза быстрее экономики в целом. А московский узел -- это 60-70% нашего авиатранспорта,-- утверждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.-- Интенсификация воздушного движения приведет к тому, что районы аэропортов Домодедово и Шереметьево будут подвергаться все большему воздействию шума и выбросов. А если учесть, что эти аэропорты неизбежно будут развиваться, то и экологическая обстановка на территориях, расположенных вблизи них, будет тоже неизбежно ухудшаться. Что касается Внуково, то его развитие, возможно, будет не столь интенсивным благодаря его специализации и статусу правительственного аэропорта. Факты сброса топлива есть,-- утверждает Олег Картышев.-- Когда возникает экстремальная ситуация и нужно облегчить самолет, керосин сливается. Раньше вблизи аэропортов Внуково и Шереметьево были специальные аварийные площадки для слива топлива, сейчас ни одной площадки нет. Дело пахнет керосином Жители приаэродромных поселков жалуются не только на шум, но и на запах керосина. Несколько лет назад, например, в поселке Внуково время от времени керосином пахло так сильно, что жителям приходилось дышать в тряпочку. Сейчас самолеты летают по другому маршруту, и в тряпочку дышат обитатели других поселков. А, например, гуляя по Шереметьевскому лесу, можно наткнуться на места, где неожиданно ударяет в нос резкий запах керосина. Местные жители объясняют это явление сбросом невыработанного топлива перед посадкой. Правда, в аэропортах эти факты отрицают, но запах керосина от этого не пропадает. Такие протечки могут иметь катастрофические последствия. Например, в 2001 году экологи объявили зоной бедствия расположенный рядом с Чкаловским аэродромом поселок Бахчиванджи: жители семи домов обнаружили в подвалах домов керосиновые лужи. Скважины здесь никто не бурил, просто прохудился топливопровод, построенный в середине 1950-х для транспортировки авиационного керосина от станции Щелково в аэродромные резервуары. Выяснилось, что топливо сливали в грунт еще в 1930-1940-х годах. Но запах керосина может быть связан не только со сливом топлива. Как объясняет Борис Рыбак, запах реактивного топлива вблизи аэропорта может появиться, например, из-за ветра, если он дует со стороны аэропорта. Кроме того, топливо, которое подводится к аэропорту по подземному трубопроводу, может просачиваться через изношенные коммуникации, отсюда и запах. Скидка за опасное соседство Есть у жизни вблизи аэропортов и плюсы -- хорошая транспортная доступность, развитая инфраструктура и скидки при покупке и аренде недвижимости. Как утверждает заместитель директора компании Миэль-Аренда Мария Жукова, близость аэродромов отражается на стоимости аренды загородных домов в сторону снижения цены на 5-20% в зависимости от расстояния до аэродрома (существенно -- до 5 км) и от направления взлетно-посадочных трасс. Еще один источник керосина -- выбросы. При взлете и посадке двигатели работают в максимальном режиме, происходит неполное сгорание топлива -- можно наблюдать, как за самолетом тянется шлейф. Пока самолет не достигнет высоты крейсерского полета и не встанет на эшелон, происходит максимальный выброс продуктов полного и неполного сгорания топлива. Крейсерская высота -- 10 000 м, наши самолеты достигают ее примерно за 40 минут, западные -- быстрее. Получается, что как минимум в 30 минутах лета от аэропорта -- а это примерно 60-70 км от взлетной полосы -- на земле ощущается и шум, и выбросы,-- говорит Борис Рыбак. Главная --> Публикации |