Главная --> Публикации --> Проблему обманутых соинвесторов москва решит не раньше 2009 года Почему риэлторы не спешат объединяться? Из полуподвала в кабинет Прийти вовремя Почему москвичи не хотят переселяться за город

К началу нового века в Москве, по подсчетам обозревателя Известий, пустовало не менее 44 зданий-памятников. За семь лет 20 из них отреставрированы или взяты в работу, 9 снесены. Опустели за это время еще В итоге сегодня физически пустует не менее 18 памятников старины.

А если поверить, что москвичи действительно остановили каток сноса памятников, то угроза запустения выходит на первый план.

По степени архитектурной и мемориальной ценности список возглавляют палаты князя Пожарского на Большой Лубянке, 14 (см. Известия от 27.05.04 и 03.11.05). Здесь вышла боком приватизация с последующим банкротством собственника. Есть сведения, что памятник перепродан.

Почти половина из них, 8, древнейшие, палаты XVII века. Рекорд запустения держат палаты Боровского подворья (Ипатьевский переулок, 12, во дворе). Сорок лет назад фрагмент палат спасен от сноса передвижкой на соседний двор, с тех пор брошен и недоступен для обозрения. Оторванные от фундамента, обшитые досками и затянутые сеткой, Боровские палаты напоминают упакованный багаж с оторванной ручкой, перенесенный в безопасное, но забытое место. Это и рекорд абсурда: палаты не имеют ни владельца, ни землеотвода и не зарегистрированы как имущество.

Огромный дворец Разумовского, который открывает номинацию пустующий классицизм, делят Академия художеств и Федеральное агентство по спорту. Построенный великим зодчим Николаем Львовым, переживший пожар 1812 года, деревянный дом горел в 1999 году. Пожар произошел на половине академии, которая за семь лет не устранила последствия. А к моменту прихода академиков дом пустовал уже двадцать лет. Лишь в этом году Академия художеств получила федеральное финансирование для памятника и заказала проект реставрации. В этой номинации значатся 8 домов. Среди них еще один деревянный допожарный дом Всеволожских на улице Тимура Фрунзе, 11, находящийся в тяжелом состоянии. Отселена гостиница Шевалье в Камергерском переулке, Египетский павильон и Померанцевая оранжерея в усадьбе Кузьминки покинуты Ветеринарной академией (см. номер от 19.07.04). Обсуждается их передача из ведения Росимущества Москве, для объединения Кузьминок в руках Музея усадебной культуры. Отселен дом архитектора Казакова в Малом Златоустинском переулке, 1 (см. Известия от 31.10.05 и 25.09.06).

По степени аварийности, то есть необходимости срочных мер, лидируют палаты Левашовых (Староваганьковский переулок, 15, во дворе), у которых несколько лет назад обрушилась задняя стена. До прошлого года палаты принадлежали Российской государственной библиотеке, которая получила федеральное финансирование на их реставрацию, но сосредоточила все силы на Пашковом доме.

Имущественные споры Москвы и федералов ударили по дому Веневитинова (где предстоит суд о правах столицы и центра) и палатам доктора Ладо в том же Кривоколенном переулке, Нищета федералов при общем равнодушии пользователей-бюджетников сказалась в двух случаях (дом Разумовского, палаты Левашова).

В номинации барокко пустует дом Веневитинова, прячущий свою древность под классической внешностью (Кривоколенный переулок, 4). В номинации модерн дом Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке, 3, приватизированный частным лицом.

Предстоящая Олимпиада в Сочи, конечно, подтолкнет строительство транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае. Но, как вчера заметил первый вице-премьер Сергей Иванов, на проведение Игр государство потратит только одну десятую бюджетных средств. Остальные деньги пойдут на благо всех россиян - местную энергетику, дороги, порты, сервис и так далее.

Отсутствие пользователя, то есть какого-либо решения правительства Москвы на этот счет, составляет проблему Боровского подворья и дома Казакова. Ждут московского финансирования оранжерея Лефортовского дворца на Госпитальной площади, отошедшая к объединенному музею-заповеднику на базе Коломенского, и Ванный домик в Нескучном саду, оставленный без внимания дирекцией парка Горького. Оба памятника пустуют десятилетиями.
Дорожные мытарства многих курортников скоро канут в Лету. До 2010 года на Черноморском побережье России появятся три современных международных аэропорта и столько же новых морских ворот.

Сергей Иванов пообещал, что тестовые полеты самолетов начнутся уже с будущего года, а полностью аэродром будет готов к эксплуатации где-то в мае 2008 года, то есть аккурат к будущему курортному сезону. Испытал новую полосу губернатор Краснодарского края Александр Ткачев - его трехцветный, в тон Российскому флагу, вертолет присел на бетонку буквально за пару минут до приезда на объект Сергея Иванова.

Как транспортные госсредства уже осваивают в крае, первый зампред правительства проконтролировал лично. В Геленджике ему показали взлетно-посадочную полосу нового аэродрома. Скоро она заменит старую - короткую, позволяющую принимать кукурузники Ан-2 да региональные Ан-4 Полностью обслуживать курортную мекку, население которой весной-осенью с 80 тысяч подскакивает до 1800 тысяч человек, аэродром-доходяга не может, и сотни людей ежедневно вынуждены добираться до Геленджика на машинах и автобусах. Из Сочинского аэродрома сюда приходится ехать 7 часов, из Краснодарского края - около 3, из Анапы - 2,5 часа. Что это за удовольствие, Сергей Иванов испытал сам. Гонку кортежа под милицейские мигалки, конечно, с обычным рейсом автобуса не сравнить, но, признаться, она тоже утомляет.

От инспекции воздушных ворот Иванов перешел к морским портам. Как известно, с 2005 года в Новороссийской бухте строят пункты базирования для Черноморского флота РФ. По федеральной целевой программе, в ближайшие 5 лет предстоит освоить 12,3 миллиарда рублей. На что они пойдут, первому вице-премьеру рассказал главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин. Список получился внушительным: 3 пирса (2 уже построены), 2 защитных мола, 3 стояночных места, учебный центр и так далее.

Позже первый вице-премьер уточнил, что наряду с Геленджикским аэропортом к концу 2009 года на юге России появятся еще два современных авиационных порта - в Адлере и Анапе.

Докладом главкома Иванов не ограничился и на катере командира Новороссийской военно-морской базы прошелся по новостройкам. Растет, разумеется, не только военная часть порта. Его гражданский грузооборот планируют увеличить до 80 миллионов тонн в год за счет внедрения новых терминалов, в том числе для перевалки нефтепродуктов по масштабному международному проекту Бургас-Александруполис.

- Главное, что к 2013 году мы получим порт, готовый принять до сотни военных кораблей и судов, - резюмировал адмирал.

- Таким образом, - сделал вывод первый вице-премьер, - мы выполним поручения президента о создании в регионе двух транспортных колец: сухопутного и морского.

Сергей Иванов также рассказал, что принято решение о строительстве в Сочинском порту современного выносного терминала, который сможет одновременно принимать два круизных лайнера. Кроме того, выносной терминал для перекачки нефтепродуктов появится в морском порту Тамани, а порт Кавказ станет основной паромной артерией юга России.

Первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев призвал региональных руководителей серьезнее относиться к проведению аукционов при распределении земельных участков для жилищного строительства и предупредил, что вскоре начнется серьезная работа в тяжелой и провальной сфере ЖКХ.

Разговор о развитии портовой деятельности в Азово-Черноморском бассейне продолжился на выездном заседании Морской коллегии. Первый вице-премьер не скрывал, что сегодня речь идет не просто о совершенствовании портовой инфраструктуры, а о комплексном развитии приморских регионов как единого организма. Без эффективного государственно-частного партнерства эту задачу не решить. Алгоритм действия предложен такой. Бюджетные средства будут преимущественно вкладываться в инфраструктуру - гидротехнические сооружения портов, морские подходы, обеспечивающие транспорт. А деньги частных инвесторов станут развивать технологический компонент портов - специализированные погрузочно-разгрузочные комплексы, склады, площадки для обработки грузов и сервисные структуры.

В начале совещания Медведев рассказал губернаторам, ожидающим своего выступления по другую сторону телемоста, что за первые шесть месяцев текущего года в России построено 22,38 миллиона квадратных метров жилплощади, что составляет 142 процента от показателей аналогичного периода в году минувшем. Вслед за тем Медведев напомнил о намерении государства создать простую и действенную систему распределения участков под застройку, проведения экспертизы и инженерных изысканий. Также должна возникнуть полноценная единая система государственной экспертизы, которая будет пронизывать нашу страну снизу доверху. На федеральном уровне этой работой занимается Росстрой (курирующий опасные, сложные и уникальные объекты), а все остальные вопросы носят региональный характер, в том числе регионам переданы функции госэкспертизы.

Эти заявления первый вице-премьер сделал вчера во время селекторного совещания с главами нескольких регионов, посвященного вопросам реализации нацпроекта Жилье. В совещании приняли участие помощник президента Игорь Шувалов, глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович, полпред в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков и глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик.

Первый же выступивший губернатор - глава Магаданской области Николай Дудов - не смог рассказать, как в его области будет проводиться госэкспертиза. Хотя в обладминистрации создан специальный отдел, до конца эта работа, как выяснилось, еще не доведена. Об этом первому вице-премьеру просигнализировал Сергей Круглик. Дудов однако возразил, что все предложения уже отправлены в Росстрой. Круглик еще раз подтвердил, что ничего из Магадана не получено. Не думаю, что меня обманули подчиненные, - сказал он. Вы все же проверьте, - посоветовал Медведев.

Предложения от регионов по порядку ее проведения с учетом местных условий сейчас собирает и рассматривает Росстрой. Однако, по словам Медведева, не все руководители регионов всерьез отнеслись к возложенной на них задаче. В 67 регионах эта работа уже проведена, и их предложения согласованы с Росстроем, 7 субъектов находятся в процессе, а от 13 регионов внятных мыслей о порядке проведения госэкспертизы еще не поступало. Медведев напомнил, что речь идет о делегированных полномочиях и уважаемые коллеги в регионах, от которых ни слуху ни духу, рискуют их лишиться.

Мнение Дмитрия Медведева оказалось посредине: Юридически акт выхода на стройплощадку сложно оценить. Можно просто поставить забор и переносить кирпичи с места на место. Нам ведь нужны дома, а не строительные манипуляции. Я не против самой идеи, предложенной Георгием Боосом, но это не панацея. Хотя сигнал застройщикам, которые не работают, а ждут дивидендов, дать нужно.

Первый зампред правительства Республики Саха (Якутия) Василий Грабцевич в свою очередь поднял вопрос о сокращении с трех до одного года срока, после которого землю, отведенную под строительство и не используемую по назначению, можно будет изымать. К этому предложению присоединился также губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он предложил устанавливать конкретный срок, до которого девелоперы должны приступить к строительству. В заочную полемику с коллегами вступил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, напомнивший, что от подачи заявления до выхода рабочих на стройплощадку проходит минимум от 5 до 7 месяцев, если все делать по правилам.

Наконец, Дмитрий Медведев призвал руководителей регионов очень серьезно отнестись к проведению земельных аукционов при распределении участков под застройку. Необходимо создать прозрачную систему передачи земельных участков под застройку. Глава Росстроя Сергей Круглик пояснил, что земельные аукционы не только упрощают процедуру получения разрешения на строительство и сам процесс строительства, но и приносят ощутимый доход в бюджет. В частности, разрешение на строительство выдается в течение 1-2 месяцев, что удобно строителям, а цена земельного участка в ходе торгов может вырасти в разы, что выгодно бюджету. Здесь проштрафился губернатор Волгоградской области Николай Максюта. Ему напомнили, что из 43 последних отведенных под строительство участков в области только один был продан с аукциона. Мы стараемся идти по законному пути. Но это сложно, - посетовал руководитель. Значит, у вас ничего не переменилось. И за эту тему нужно браться серьезно, с привлечением контролирующих органов. Нужно долбать по полной программе. Потому что ситуация скверная. Этот коррупционный узел нужно разрубить! - призвал Дмитрий Медведев.
Самый крупный инвестиционный проект Самарской области - Самарское Заречье - переходит наконец от стадии обсуждения и подготовки к реализации. Буквально через два месяца пройдут торги, по итогам которых определится застройщик.

Практически все губернаторы также пожаловались на то, что без дела стоят огромные территории, принадлежащие министерству обороны - брошенные военные городки, базы и т.д. Они сами просятся под жилищную застройку, но у региональных властей и муниципалитетов на них нет прав. Медведев пообещал в ближайшее время обсудить этот вопрос с министром обороны.

Учитывая все эти условия, инженерное обустройство Заречья не придется начинать с нуля. Около двадцати лет назад на части территории уже был произведен намыв песка для подъема уровня земли до незатапливаемой отметки, построен водовод, частично выполнены работы по прокладке магистрального ливневого коллектора для отведения сточных вод. С этой зоны и начнется строительство первой очереди жилого района.

Освоение левобережья реки Самары предполагалось еще несколько десятилетий назад. Сегодня же участок предусмотрен генеральным планом города Самары как одно из основных направлений территориального развития столицы губернии. Эта площадка обладает сразу несколькими преимуществами: во-первых, располагается на пути наиболее активных агломерационных связей (направление Самара - Новокуйбышевск - Чапаевск - Безенчук - Сызрань). Во-вторых, здесь проходит большое количество транзитных трубопроводов и размещены городские очистные сооружения и водозабор. В-третьих, это место обладает огромным территориальным ресурсом под капитальное строительство, не обремененным правом третьих лиц.

Сегодня в Самаре практически нет свободных, тем более масштабных, годных для строительства площадок, а нужда в переселении граждан из ветхого и аварийного жилья с каждым днем становится острее. Заречье станет районом для жителей среднего класса, жилье здесь будет предлагаться по доступным для населения ценам с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования, а также посредством предоставления бюджетных субсидий и компенсаций.

Идея реализации проекта на год опередила правительственную программу Доступное и комфортное жилье - гражданам России. Реабилитировать разработку тридцатилетней давности было, однако, чрезвычайно тяжело, поскольку прежние материалы устарели и уже не соответствовали новому законодательству. Однако необходимость освоения территории не под один-два дома, а под полноценный жилой район была очевидной.

В рамках федеральной целевой программы Жилище в соответствии с областным законом Об ипотечном жилищном кредитовании Заречье станет участником местных программ, в частности Молодой семье - доступное жилье. Это означает, что улучшить свои жилищные условия, заселившись в новые дома на левобережье реки Самары, смогут тысячи молодоженов.

Предполагается, что здесь будет возведено и социальное, и коммерческое жилье, при этом финансироваться объекты будут и из федеральной казны, и из областного бюджета, и из внебюджетных источников, то есть с привлечением частных инвестиций. Сейчас, до того как будет составлена смета, трудно сказать, каким будет процентное соотношение казенных и частных средств, но доля участия правительства Самарской области будет значительной, поскольку именно оно больше всех заинтересовано в строительстве социальной инфрастуктуры.

- Этапность застройки Самарского Заречья предполагает и развитие транспортной инфраструктуры всего района, - комментирует ситуацию исполняющий обязанности заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Анатолий Баранников. - Сейчас через реку Самару проложено всего два автомобильных моста. По транспортной схеме проекта планируются серьезная модернизация существующих и строительство четырех новых мостов. Один из них, который будет возведен по направлению проспекта Кирова, избавит срединную часть города от нагрузки. В перспективе мы должны связать общегородской центр с новыми жилыми районами, поэтому на схеме появились мосты, которые станут продолжением улиц Ново-Урицкой и Самарской, а также проспекта Карла Маркса. Все эти магистрали свяжет между собой дорога вдоль реки Самары, что позволит оттянуть значительную часть транспорта, особенно транзитного, из центра губернской столицы.

На первом этапе планируется освоить под жилищное строительство 218 гектаров земли вдоль Южного шоссе, 80 из них - намытые, то есть фактически готовые к возведению первых зданий. В этот комплекс войдут два полноценных жилых микрорайона, а также учреждения соцкультбыта: детские сады, поликлиники, спортплощадки. Системы жизнеобеспечения застройки первой очереди спроектированы так, чтобы это жилое образование могло существовать автономно во время дальнейшего освоения соседних территорий.



Главная --> Публикации