Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Публикации --> Ипотечные ставки приближаются к народу Юрий лужков практически завершил формирование правительства Страх по дому твоему Выгодно ли брать кредит на жилье летом Из земледельцев — в землевладельцы Константин Юрьевич, автомобили забирают у москвичей все больше жизненного пространства. Ими заняты дворы, тротуары, газоны, детские площадки. Скажите честно, а паркинги в Москве в принципе-то строятся? Из-за снижения доли коммерческого жилья в пользу горзаказа крупным компаниям придется задуматься о диверсификации портфеля инвестиций. В горадминистрации надеются, что часть средств будет вложена ими в перспективное гаражное строительство. Каждый год в Москве необходимо сдавать в эксплуатацию не менее 115 тыс. машино-мест. Только такими темпами к 2020 году получится сбалансировать парк легковых автомобилей и количество паркингов. Об основных направлениях программы гаражного строительства ЭВ рассказал глава департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, первый заместитель руководителя стройкомплекса Константин Королевский. Чиновники не устают повторять, что в городе дефицит земельных участков. Где вы собираетесь разместить такое количество паркингов? Обижаете. На самом деле ни одна отрасль не растет в стройкомплексе такими темпами, как гаражное строительство. Если в 2000 году ввод гаражей-стоянок составлял 616 тыс. кв. м, то в 2005-м более 2 млн. кв. м. Или в переводе на машино-места почти 88 тыс. В последующий год был сделан еще более впечатляющий скачок в 2006-м мы ввели в эксплуатацию 111 тыс. машино-мест. А в планах на 2007-й 126 тыс. Нетрудно подсчитать, что ежегодный прирост составляет порядка 25%. Однако я с вами согласен: пока эти достижения обывателю не слишком заметны. Согласно генплану мы только к 2020 году доведем обеспеченность машино-местами до 70%. Но легче будет с каждым годом это я вам обещаю. Скажите, а вы не боитесь говорить об освоении подземного пространства в свете участившихся в последнее время провалов грунта в разных районах Москвы? Есть несколько направлений. Во-первых, повышение эффективности использования земельных участков, занимаемых плоскостными гаражами. По данным инвентаризации, в Москве насчитывается около 7 тыс. подобных автостоянок, занимающих более 2 тыс. га. 700 участков из этого перечня уже включены в программу. Расположенные на них гаражные боксы будут снесены, а их владельцы получат или денежную компенсацию, или машино-место в новом многоэтажном паркинге, который будет строиться на этом месте. Другое направление размещение объектов гаражного строительства в подземном пространстве. Но ведь это дорого. Девелоперы говорят, что каждый подземный ярус повышает себестоимость строительства на 30%. Тема освоения подземного пространства актуальна для города, и никаких причин отказываться от этого направления не существует. Другое дело, что, прежде чем выходить на конкретную площадку и что-то там делать, нужно всесторонне изучить состояние недр и перспективы их использования. Нас часто упрекают в том, что, мол, в Москве не существует базы геологических исследований. Это полная чушь. На территории города находится 700 тыс. скважин! Сведений о состоянии земной коры достаточно. Их нужно собрать воедино, дополнить и систематизировать. Это будет одной из основных наших задач в ближайшее время. Каким в перспективе будет соотношение наземных и подземных гаражей в Москве? Они повторяют то, что я сам им сказал несколько лет назад. Это действительно так. Строительство дорожает по мере углубления в подземное пространство. Себестоимость квадратного метра зависит от условий конкретного участка и имеющихся обременений. В идеальных условиях чистой площадки одно машино-место на первом ярусе будет стоить $12 тыс., на втором 15, на третьем 18 и так далее. Почему широко разрекламированные в свое время механизированные парковки не нашли широкого применения в Москве? Все зависит от месторасположения. В районе МКАД 20% подземных и 80% наземных, в центре города 0% и 100%. В пределах Садового кольца организация наземного паркинга в силу многих причин практически невозможна. Если такое случается, то это, как правило, встроенные паркинги с механизированным способом подачи автомобилей. Каким образом планируется ликвидировать дефицит парковок в Сити? Эксперты говорят, что в противном случае коллапс проекта ММДЦ неизбежен. Объясню. Механизированные паркинги в условиях Москвы имеют ограниченное использование по двум основным причинам. Во-первых, у нас большие среднегодовые колебания температур. В этом году в мае уже было хорошо за 30, при этом металл на солнце раскалялся до 80 градусов, а зимой запросто может быть то 0, то минус 2 Это приводит к деформации конструкций и отказу механизмов. В Европе, где такие паркинги широко применяются, таких перепадов температур не существует. Причина вторая длительное время обслуживания. На подачу одного автомобиля из ячейки в среднем уходит 1,5 мин. Если ячеек 24 и все автовладельцы одновременно пришли за своими машинами (а такое вполне вероятно по окончании рабочего дня, поскольку график у всех примерно одинаков), то тому, кто пришел последним, придется ждать не менее 40 мин. Это никакие нервы не выдержат. Поэтому в качестве отдельно стоящих объектов у механических паркингов в Москве нет перспектив. Они хороши в качестве пристроек к бутикам, некрупным офисным центрам, клубным жилым домам. Иными словами, там, где поток пользователей небольшой. Где еще, кроме площади Гагарина, появятся перехватывающие парковки? Дефицит машино-мест в Сити на данный момент составляет 10 тыс. Это много. Понимание проблемы у правительства Москвы есть, и работа по урегулированию ситуации уже ведется. В частности, Москомархитектура подобрала 6 участков под размещение перехватывающих паркингов на подъездах к деловому центру. Планируется использовать подэстакадное пространство ТТК, Звенигородского шоссе, возможно, дублера Кутузовского проспекта. Строительство будет вестись на деньги частных инвесторов по заказу ОАО Сити. Срок сдачи объектов 20092010 гг. В центре Москвы намечено строительство большого числа крупных подземных паркингов от 300 машино-мест и больше. Под проспектом Андропова планируется построить аж 2000 парковок. Есть ли желающие инвестировать подобные проекты? На сегодняшний день в списке первоочередных объектов 8 адресов. Рядом со станцией метро Петровско-Разумовская подобрано два участка, по одному на Водном стадионе, Ботаническом саду, Печатниках, Домодедовской, Теплом Стане и Ясенево. Емкость этих гаражей-стоянок 4110 машино-мест. Эксплуатация, как и на площади Гагарина, будет осуществляться в режиме двойного назначения: днем как перехватывающий паркинг, ночью для хранения автотранспорта жителей близлежащих домов. Кроме того, у департамента транспорта есть отдельная программа строительства перехватывающих гаражей в составе транспортно-пересадочных узлов. В разработке находятся 15 объектов, а у станции метро Планерная строительные работы уже начаты. Французов это не пугает? У нас появился стратегический партнер в лице компании Vinci Parking это подразделение известного французского холдинга, специализирующееся на девелопменте гаражных объектов. Они отобрали проекты, по которым консультируют нас при разработке конкурсной документации и намерены уже в качестве потенциальных инвесторов принять участие в конкурсах. Их интересуют подземные паркинги под Тверской улицей, Триумфальной площадью, площадью перед гостиницей Метрополь и т.п. Эти объекты мы будем позиционировать как автостоянки без права продажи машино-мест, только на оказание услуг. Получается что-то вроде гостиниц для автомобилей, причем сроки окупаемости аналогичны традиционным гостиничным проектам 810 лет. Под площадями в центре, которые вы назвали, будут строиться только паркинги или они войдут в состав многофункциональных комплексов? Для них это абсолютно нормально. Vinci может себе позволить такие долгосрочные вложения, кроме того, у этой компании гигантский девелоперский опыт по созданию подземных паркингов в сложных условиях городской среды. Не скрою, мы были бы заинтересованы в развитии сотрудничества, однако порядок есть порядок: право инвестировать проект Vinci должна выиграть на открытых торгах, которые состоятся уже в третьем квартале этого года. В таком случае отечественных девелоперов эти проекты вряд ли заинтересуют. Ведь они не привыкли вкладывать в долгосрочные проекты. Я говорил про чисто парковочные объекты без добавления торгово-развлекательных функций. В городе проблемы с машино-местами, а не с торговлей. Вы к этому готовы? Это ошибка. Несколько лет назад найти инвестора, готового за счет собственных средств построить гараж, действительно было проблематично. Но теперь ситуация изменилась. Город далеко ушел в наращивании объемов жилищного строительства, тогда как создание объектов инфраструктуры отстает от намеченных показателей. Существующий дисбаланс мешает девелоперам развиваться, поэтому они не меньше города заинтересованы в его устранении. Вы, наверное, заметили наметившуюся тенденцию крупные компании, ранее специализировавшиеся исключительно на строительстве жилья, диверсифицируют свой бизнес, вкладывая в коммерческую недвижимость. Гостиницы, офисные центры по сравнению с продажей жилья это более долгосрочные арендные проекты, однако многие застройщики уже довели их долю в своих портфелях до 50%. Помяните мое слово, следующим шагом будет инфраструктура. Отечественный бизнес взрослеет и проходит те же этапы становления, что и во всем мире. Кстати, по срокам окупаемости строительство отелей совпадает с паркингами. На гостиничном рынке Москвы сейчас бум, значит, вот-вот то же самое начнется на гаражном. Для участников гаражного строительства предусматриваются какие-либо льготы? Мы подготовили огромный объем конкурсной документации более 100 комплектов для проведения торгов в этом году. Все участки прошли всесторонний анализ, и мы уверены в их инвестиционной привлекательности. А долю города в размере 20% берете? Они получают льготу по земельным платежам: на период проектирования и строительства объекта 10% от базовой ставки аренды участка. Однако необходимо учитывать, что в стартовой цене гаражного лота уже заложены преференции. Его начальная стоимость существенно ниже, чем при строительстве объектов коммерческой недвижимости, не говоря уже о жилье. Не покидает ощущение, что здесь есть какой-то подвох. Ну не может паркинг стоить дороже квартиры! Далеко не везде. Мы уже ушли от этого. Как правило, в конкурсной документации прописана стартовая цена лота, и все, без выделения площадей в натуре. В прошлом году мы проанализировали ситуацию и выяснили, что у города на балансе числится 4 тыс. машино-мест, которые ему совершенно не нужны. И мы с главой департамента имущества Владимиром Силкиным решили их продавать. Нашумевший аукцион по продаже 11 машино-мест в жилом доме в Новогирееве показал реальный потенциал стоимости этой инфраструктуры. Каждое машино-место было продано более чем за $100 тыс. Живу - значит владею Своя земля для россиянина, богатого крестьянскими инстинктами, но бедного юридическими познаниями, - понятие из сферы эмоций, а не права. Выселяемые частники готовы часами рассказывать, как корчевали пни и насыпали дорожки, но затрудняются показать мало-мальски убедительный документ, позволяющий им это делать. Очень немногие частники позаботились о том, чтобы получить свидетельства о собственности, соответствующие требованиям современного законодательства. Одним было недосуг томиться в присутственных местах, пока огурцы на участке поспевают (что поделать, российский бюрократизм, как и российская лень не вчера родились). Другие попытались было выправить нужный документ, но по ходу дела выяснилось, что исходный документ не годится и никаких прав не дает. Третьи, ни у кого не спросясь, успели понастроить на участке такие хоромы, что их целесообразнее прятать за высоким забором, а не рассекречивать перед властями. Четвертые прирезали к законным соткам еще втрое, что также не побуждает к открытости. В итоге легальных землевладельцев на московской земле оказались единицы. Но полновесных компенсаций захотели все. Оказывается, может. Аукцион прошел абсолютно чисто. Договоры заключены, деньги в городской бюджет перечислены, в качестве покупателей выступили реальные физические лица жители этого дома. Я думаю, что для девелоперов этот аукцион был, с одной стороны, откровением, а с другой сигналом к началу более активных действий на гаражном рынке. Так это или нет, станет ясно в ближайшее время. Принято считать, что всему виной рыночная конъюнктура - мол, земля в столице такая дорогая, что чиновники просто не могут удержаться от того, чтобы распорядиться этой драгоценностью по своему усмотрению. Однако это явное упрощение. Свое усмотрение имеется у обеих сторон. Только деревенский горожанин не желает заглядывать дальше своей околицы, тогда как власти вынуждены решать проблемы всего города, даже если кто-то из его обитателей мнит себя независимым хуторянином. Как этот болезненный вопрос решается сегодня, Москва напомнит на примере печально известных садоводств Речник и Огородник и поселка Бутово. Бутово: бег по кругу Прославившаяся на всю страну москвичка Юлия Прокофьева (недвижимостью не владеет, прописана на 13 кв. м сына Михаила)получила хорошую компенсацию. Что довелось пережить впечатлительной женщине, склонной к сосудистым заболеваниям, за истекший год, трудно даже представить. В марте 2006 года Юлии и Михаилу предложили переехать в две однокомнатные квартиры: Михаилу квартира полагалась в собственность, Юлии - по договору соцнайма. И по метражу (13 кв. м жилья в старом доме и 2,8 сотки земли), и по рыночной стоимости предложенная компенсация почти вдвое превышала изымаемое имущество. Но вдохновленная активными соседями, она потребовала, чтобы и вторая квартира передавалась ей в собственность плюс по 100 тысяч долларов компенсации ей и сыну. Зато приватизировать жилплощадь сумели многие. Пускай крыша течет и пол проваливается, туалет во дворе, а крысы под кроватью - эти реалии в представлении домовладельцев несущественны, коль речь идет о компенсации за дома. Такие мелочи не замечают ни общественные защитники, ни соседи-болельщики. Только городской бюджет поеживается, когда разваливающуюся халупу за МКАД приходится компенсировать по цене арбатского особняка. Полгода назад префектура Юго-Западного округа, проявив небывалую гибкость, совместно с Прокофьевыми составила мировое соглашение, по которому семье снова предлагались две квартиры недалеко от Кутузовского проспекта и почти полмиллиона рублей компенсации. В это было трудно поверить, но на судебном заседании Юлия Прокофьева отказалась подписывать соглашение на совершенно невнятных основаниях. После чего Зюзинский суд вынес решение о выселении без предоставления жилплощади и с компенсацией в полтора миллиона рублей. Видимо, благодаря этому радикальному решению женщина наконец освободилась от влияния воинственных соседей и подписала-таки мировое соглашение. Дело попало в суд. Суд предложенную компенсацию счел чрезмерной и решил предоставить семье только одну квартиру - Михаилу. После чего участок, на котором проживали Прокофьевы, наводнили воинственные доброхоты, предвкушающие стычки с милицией и судебными приставами. Попытки журналистов получить логичное объяснение отказа Прокофьевой от квартиры по соцнайму успехом не увенчались. Заявление о том, что власти не дадут потом приватизировать эту квартиру, всерьез воспринимать сложно. А еще группа заметных общественных и государственных деятелей успела всласть попиариться на бутовском противостоянии. Особенно после жесткого решения Зюзинского суда, после которого известные в стране люди пообещали сами выйти на баррикады. А теперь подведем итоги. К исходу полутора лет конфликта мятежная Юлия вернулась к тому, с чего все начиналось: две квартиры, одна в собственность, другая по найму. Плюс компенсация в миллион с лишним, на которую можно будет сделать ремонт и более или менее обставиться. И плюс полтора года простоя строителей, которые за это время успели бы возвести в Бутове не одну новостройку (почти все бутовцы с изымаемой территории уже разъехались по новым адресам). И плюс полтора лишних года ожидания для очередников и молодых семей - потому что здесь будет строиться исключительно муниципальное жилье. Дворцы в огороде Новое строительство на месте деградирующих деревень и поселков - не единственное основание для решения о сносе. Необходимость соблюдения природоохранного законодательства и элементарное уважение к ценным природным объектам также могут стать причиной для изъятия земли. Эту проблему ярче всего иллюстрирует история сопротивления дачных садовых товариществ Речник и Огородник. - Адвокат Анатолий Кучерена, несогласный с решением суда, мог сказать только одно: Мы не согласны и будем обжаловать это решение во всех инстанциях, вплоть до Страсбургского суда, - высказался на эту тему спикер Мосгордумы Владимир Платонов. - Очень жаль, что Кучерена, вместо того чтобы оказывать бутовцам юридическую поддержку, косвенно подталкивает граждан к строительству баррикад, на которые он уже собирается прийти. - Если мы допустим строительство стамбульско-итальянского типа на территории Москвы, то потеряем город, - сказал по этому поводу мэр Юрий Лужков. Речник стоит на федеральной земле в пределах природного парка Москворецкий вдоль берега Канала им. Москвы. В голодные послевоенные годы Мосводоканал позволил своим сотрудникам засеять небольшой участок огородными культурами. Временное решение к сегодняшнему дню превратилось в противостояние между городом и Росприроднадзором с одной стороны и псевдоземлевладельцами - с другой. Не имея на то никаких прав, многие из дачников первого поколения продали участки другим людям, те, опять-таки нелегально, застроили их коттеджами, банями, гаражами и даже яхтенными причалами. Попытка ликвидировать очевидный самострой у уреза воды также преподносится как хищническое покушение властей на нашу землю. Кого что не устраивает - идите в суд Конфликт между жителями садовых поселков Речник и Огородник и московскими властями продолжает развиваться. Садоводы направили открытое письмо мэру Москвы с просьбой о встрече. А заодно - подали в суд на замруководителя Росприроднадзора Олега Митволя за клевету. В одном из интервью экологический чиновник обвинил садоводов в том, что они воруют у москвичей свет и воду. В свою очередь, природоохранная прокуратура пытается составить список всех обитателей незаконных поселков, чтобы подать на них в суд иски о сносе незаконно построенных домов. Как возможно разрешить этот конфликт? Земельное правосознание в столице приживается нелегко. Но иного пути нет: право собственности государства или частного лица на землю должно соблюдаться. Особенно когда эта земля такая дорогая. Александр Сидоров, заместитель директора ФГУП Канал им. Москвы: - Нужно искать компромисс. И поступать в соответствии с законом. Иначе возникнет масса других проблем. Например, московские власти в качестве меры устрашения жителей Речника собираются заблокировать дорогу в поселок бетонными плитами - это следует из протокола совещания в префектуре ЗАО, который попал мне в руки. Но эта дорога - единственная возможная к дамбе. Если что случится, сотрудники Канала - напомню, стратегического объекта - просто не смогут туда добраться. Мы, естественно, подобного не допустим. Если уж серьезно говорить о самострое, хочу обратить внимание Лужкова и Митволя на поселок на противоположном от Речника берегу Москвы-реки. Там возведены очень добротные коттеджи. Поскольку эта земля находится в ведении Канала, мы пытались выяснить, кто там обитает и по какому праву. Наших людей просто побили. Обращения в милицию, прокуратуру и префектуру ЗАО также остались без ответа. Владимир Платонов, председатель Мосгордумы: - Кто здесь прав, а кто виноват, может решить только суд. Если есть спор между властью и гражданами, в данном случае жителями Речника, то следует разрешать его цивилизованно. Конечно, всегда можно решить конфликт и в несудебном порядке. И в этом случае нужно пользоваться законами Москвы. У добросовестных собственников - все права. Например, в Бутове мать с сыном за тринадцать квадратных метров в старом доме получили две однокомнатные квартиры. Вот такие законы у города Москвы! Так же и жителям Речника надо внимательно изучать свои права, возможности и обязанности. А кого что не устраивает - пожалуйста, обращайтесь в суд. Сергей Митрохин, депутат МГД от фракции Яблоко-Объединенные демократы: - Формально в Крылатском есть нарушения природоохранного законодательства. Но люди там живут уже по 20-30 лет, когда современных законов еще не было и в помине. И почему власти взялись наводить порядок именно в этом дачном поселке? А, например, не в ВДНХ, где, например, также на берегу водоема построен огромный коттедж? Или сейчас, к примеру, по моим сведениям, в правительстве Москвы готовится постановление о застройке парка Москворецкий в районе Крылатских холмов. То есть налицо политика двойных стандартов. У кого нет защиты - того сгоняют с лакомых мест. Сергей Никитин, депутат Мосгордумы от фракции КПРФ:. - Это федеральная земля, и решать проблему надо на федеральном уровне. Я уже направил несколько запросов в Генпрокуратуру и лично первому вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации с Речником. В виду острого конфликта, затрагивающего интересы тысяч людей, я поддерживаю просьбу граждан о проведении открытой встречи с мэром Москвы на территории Речника или в прямом телеэфире программы Лицом к городу. Власти города могут лично услышать мнение граждан и изложить напрямую этим гражданам свое видение ситуации. Лужков, конечно, устроил крайне серьезный разнос, когда узнал о безобразии в Крылатском. Обвинил в близорукости префекта. Велел положить бетонные блоки на въезде в поселок, раскопать рвы. Чиновники после такой взбучки стали сине-зеленого цвета. Олег Митволь, замруководителя Росприроднадзора МПР РФ: - У жителей Речника есть решение объединенного органа Моссовета и Мособлсовета о создании коллективных яблоневых садов для укрепления правого берега Москвы-реки. Вы разницу понимаете: яблоневый сад и коттеджный поселок с кортами? За последние несколько лет в Крылатском появилось 222 дома. В списке жителей-сирот фигурируют и депутаты Госдумы, и известные металлурги. Обратите внимание, ни один из жителей Крылатского не воспользовался дачной амнистией, потому что нет прав. Вы же понимаете, что, если бы у них на руках было хоть что-нибудь, кроме садовой книжки, которую выписывает председатель кооператива, было бы совсем все по-другому. Это все равно, что мы с вами создадим сегодня кооператив Красная площадь, купим у метро садовые книжки и выпишем друг другу участки на Красной площади. Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов: Надо изживать нестоличную психологию Виталий Герций, председатель правления садового товарищества Речник: - С началом скандала проживающие в Речнике подали документы на оформление земли в собственность. Скоро истекает срок, в течение которого правительство Москвы должно рассмотреть первые четыре заявки. Хотя мы не сильно надеемся на то, что нам дадут оформить документы. После официального отказа обратимся в суд. вопрос: Вы участвовали в бутовских событиях в качестве главы комиссии думы по перспективному развитию и градостроительству. Что вы рекомендовали делать бутовцам, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями? Бутовская история, ставшая символом всех переселенческих конфликтов, связанных с бурным ростом Москвы, закончилась. Станет ли она чертой, за которой отношения граждан, властей и застройщиков перейдут на новый качественный уровень? Какие уроки должны извлечь для себя все участники конфликта? Об этом корреспондент Москвы Ирина Фролова спросила у депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова. в: Но во всем мире граждане борются за свои права при застройке - это нормально. ответ: Советовал идти на переговоры с правительством Москвы. На мой взгляд, единственным путем решения такого рода конфликтов является разумный переговорный процесс. И лишь при недостижении соглашения возможны судебные разбирательства. К сожалению, в Бутове возобладала идея борьбы за свои права. в: Судебные разбирательства при застройке - обычная мировая практика. о: Понимаете, права у нас довольно сложно организованы. Есть Конституция РФ - в ней закреплено право граждан на частную собственность, в том числе на землю. Там же есть право и обязанность государства обеспечивать граждан жильем. Все эти права реализуются в одном городе и нередко входят в противоречие. Возьмите Бутово. Город приходит на участок и собирается построить социальное жилье в рамках различных федеральных и городских программ (в том числе для обеспечения жильем военнослужащих). На этой территории проживают граждане, которых много меньше и которые находятся не всегда в худших условиях, чем те, кого власти призваны обеспечить квартирами. Граждане объединяются и говорят: Вот у нас есть бумага о том, что, скажем, в 1956 году этот участок предоставлен нам в пользование целевым назначением. А договора аренды нет, собственности нет... В советское время в таких ситуациях администрация района выселяла людей без разговоров (эти времена прошли, и слава богу, - но совсем недавно). Как защищать права, которых юридически почти нет, неизвестно. ответ: Именно поэтому я не советовал бутовцам обращаться в суд - он может принять решение при изъятии участка применить кадастровую оценку, и тогда граждане получат сумму, явно недостаточную для приобретения новой квартиры (как это было в случае с Юлией Прокофьевой - ей повезло, что власти не взяли назад своих предложений по мировому соглашению). У нас пока еще действуют соображения духа закона - гуманность, справедливость, милосердие, а также определенная культура поведения, которая выходит за рамки закона в сферу этики и морали. Это все достаточно сложно, и в этих условиях должен быть такой же сложный поиск компромисса. о: Да, действительно. В Америке граждане почти всегда протестуют, когда начинается новое строительство. Застройщики говорят им: Идите в суд. И не начинают ничего строить, пока суд не пройдет. В 95% случаев суды выносят решения в пользу застройщика. И не интересуются воплями, слезами, разговорами, обвинениями... Суды вообще ничем не интересуются, кроме закона. Если вы попробуете остановить стройку в Америке после вынесения решения суда, вы компенсируете ущерб, понесенный из-за ваших действий строительной организации. И у вас наложат взыскание на доходы и имущество для оплаты ее расходов. Вот так это организовано в самой демократической стране мира, которая славится своей гуманностью. Если внедрить то же самое у нас, то через два месяца начнутся народные волнения - наши граждане просто не поймут такого бессердечного с собой обращения. о: Жили они на территории города. А он рано или поздно изменится - да-да, потому что мы живем не на кладбище и не в историческом городе Мон-Сен-Мишель, который передан под охрану ЮНЕСКО. Вот если вы там купите дом, можете быть уверенными, что он останется таким всегда. А у нас Генеральный план диктует, что в этом месте Москвы должны построить жилье. Город - не деревня, и все должны подчиняться уставу города и Генеральному плану его развития. вопрос: Вам не кажется, что именно власть должна начинать поиски компромисса, а не снисходить до него под давлением возмущения жителей? Люди жили себе спокойно, никого не трогали, а их права и жизненный уклад оказался нарушен... о: Неужели вы думаете, что при таком гигантском масштабе работы московского правительства экономические интересы строителей из Бутова могли в серьезной степени мотивировать его? Здесь главное - интересы развития города. Сейчас Москве вообще все меньше нужны деньги частных инвесторов, потому что те берут стройку, строят коммерческие дома, реализуют их - и всё. Один раз бюджет города получит деньги, а город потом вынужден делать инфраструктуру, школы, дороги. Инвестор уходит с прибылью - а мы несем затраты. Теперь мы будем брать целый район и перестраивать его целиком за счет бюджета. А в бутовском конфликте ярче всего проявили себя политики, а не коммерсанты. в: Многие наблюдатели уверены, что в бутовском конфликте столкнулись вовсе не права частников на землю и права льготников на квартиры, а коммерческие интересы властных структур и близких к ним строительных компаний с интересами граждан продать подороже свое согласие съехать со своего куска земли. Такой вот спор хозяйствующих субъектов - только силы слишком уж неравны... о: Это было классическое развитие ситуации. Когда политики начинают трясти Земельным кодексом, который в жизни не читали, и кричать: Эта земля стоит миллиард долларов!, народ не то чтобы верит, но прислушивается. Прибегают мелкие чиновники, у которых здесь могут быть интересы, - и начинают беседу старым, добрым голосом держиморды: Урядник сказал, сейчас всех в баню запрем: Жители, когда это слышат, естественно, приходят в негодование. Тут появляются деятели федерального масштаба, после чего мелкие чиновники теряют дар речи, пугаются до полусмерти, мычат чего-то и заслоняются газетой. Тогда появляются более крупные чиновники, ответственные люди, которые часть жителей собирают вокруг себя и образуют из них конструктивную группу. Другая часть продолжает биться. Потом начинаются встречные взаимные выпады, оскорбления, подозрения, даже инсинуации... Таким образом все в Бутове и происходило. Кто стал заложниками ситуации? Вот эти 20-30 семей (поначалу - 200), которые надо было переселить, чтобы дать квартиры 40 тысячам человек. Можно ведь было получить свои компенсации и без таких театральных эффектов! в: В Бутове действительно отметились практически все политические силы. о: Не слушать политических мазуриков. Достаточно жестко обозначать и отстаивать свои интересы. Образовывать объединения жителей. Выступать со встречными предложениями. Все делать на уровне переговоров. Суд - как последняя возможность и линия обороны. Жители не должны быть покорными овцами - они должны быть серьезной, конструктивной силой, защищать друг друга, а не сдавать. И вести себя этично, с достоинством и без криков, разумно и рационально в переговорном процессе. в: Какие уроки должны извлечь граждане из бутовской истории? о: Во-первых, не жалеть затрат на компенсации переселяемым жителям. Во-вторых, учитывать психологию. Человек удивительное существо - он сам не понимает, насколько зависим от психологических вещей. Даже в бизнесе 50% решений - это психология. Надо понимать, с каким политическим субъектом мы встретились, что перед нами стоит. в: Что должны усвоить для себя власти? о: Образование - великолепное. Если бы у ньюйоркцев было такое образование, Нью-Йорк был бы другим городом. Отношения человеческие очень пристойные - все здороваются друг с другом у мусорного бачка. Индивидуализма в городе мало - все друг другу помогают, город дружественный. Вы думаете, почему Берлин так страшно изуродовали в последнее время? Потому что берлинца как такового нет: есть жители восточного Берлина (для них все, что из западного - неприятно и чуждо), западного Берлина (для этих все, что из восточного - плохо) и приезжие (им все безразлично, потому что для них это чужой холодный город). Поэтому в Берлине строят всё что хотят - город не сопротивляется, он сдался. Уже скоро не будет и лондонца - это город приезжих, поэтому можно канадское посольство - мутную стекляшку зеленого цвета - вставить прямо в Трафальгарскую площадь. Москва в этом смысле не такая пассивная. Она - как Мюнхен, Варшава, Венеция: попробуй тронь. Сразу все бросаются драться. Сплоченная, сильная, монолитная... Остается понять - за что дерутся? Всего 3% москвичей жило здесь до революции, еще 37% жило до Великой Отечественной войны. 60% - послевоенные приезжие из малых городов и сел. Они видят Москву продолжением малого провинциального города или села. Это совершенно особый вариант - они дерутся за свою скамейку, за свое кривое дерево, за свой садик с грибком. Так они представляют жизнь в столице. Они дерутся за свой Клин, Конотоп, Мирославль, Кинешму, за все малые города русские. Москва должна быть большой деревней - чтобы сараи стояли, голубятни, белье сушилось. Москва - столичный город с нестоличной психологией населения. Это тяжелый случай, поэтому и работа предстоит тяжелая. Надо изживать нестоличную психологию, у молодого поколения хотя бы. Это достаточно сложная процедура. Но при этом граждане должны быть социально активными. Пассивная среда в городе - вещь опасная. Но русский бунт бессмысленный и беспощадный нам тоже не нужен. в: И что это за психологический субъект - москвичи? о: Примерно так: Здесь по плану у нас должна быть магистраль, гаражи, торговый центр, новые апартаменты. Очень хорошо. Но наше согласие дорого стоит. Развалюхи завтра же готовы отдать по сходной цене и купить себе квартиру в Москве или в области новый коттедж... Житель большого города обычно готов расстаться со своим недвижимым имуществом по рациональным соображениям. У него нет привязанности к земле-матушке, к конкретному месту, он любит весь город как свою малую родину. Чехов жил то там, то здесь. Да и баре, и купцы, и мастеровые: дом купил - дом продал. Наши предки жили по всей Москве: не понравилось жить на Таганке в доме купца такого-то - переехали, сняли у Пироговской заставы. С заставы переехали в Замоскворечье. Все это делалось спокойно, без лишних сантиментов. Бабушкино трюмо перевозилось. Но были, конечно, у некоторых семей и родовые гнезда, где люди жили поколениями, но таких было немного. А сегодня - просто действует крестьянская психология. И никакие два высших образования ничего с ней не могут поделать. Поэтому, пока у нас переходный период, надо все решать через систему переговоров - и по закону, и по совести. в: Как вы себе представляете демонстрацию бутовцев, обладающих столичной психологией? о: Лет пятьдесят - два-три поколения. в: Долго до конца переходного периода? Корреспондент: Что такое перепланировка квартир? Жилищный кодекс РФ дает точное тому определение, звучит оно так: Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигураций, требующее внесение поправок в технический паспорт квартир. А это значит, что на любую перепланировку, даже казалось бы самую незначительную, необходимо специальное разрешение. Можно ли все-таки как-то упростить жизнь законопослушным гражданам, задумавшим сложную перепланировку? За разрешением на перепланировку в Мосжилинспекцию обратилось около 54 тысяч москвичей. Но не все они получили добро. Почему? С этой темы началась очередная передача, в которой принял участие руководитель Комплекса городского хозяйства, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Аксенов. Поэтому мэр Москвы, понимая остроту ситуации, поручил нам создать более четкую, жесткую систему контроля за перепланировкой и выдачи разрешений. Для этого была создана специальная жилищная инспекция. Петр Аксенов: Очень жаль, что москвичи, приобретая квартиры в собственность, не понимают ту беду, к которой могут привести их незаконные перепланировки. Ведь не раз уже говорилось, что дело не в том, что он себе плохо сделает, но еще и соседи могут пострадать. Самое опасное в этой ситуации - это несущие конструкции. Нарушив их, могут пострадать многие. Поэтому мэр Москвы, понимая остроту ситуации, (начиная с 2005 года мы все больше стали получать заявлений и жалоб, когда и трещины у соседей появлялись, и воздуховоды были замурованы и так далее), поручил нам создать более четкую, жесткую систему контроля за перепланировкой и выдачи разрешений. Для этого была создана специальная жилищная инспекция, которая принимает эти работы. Из 75 тысяч квартир, в которых проведена перепланировка, 42 тысячи уже приняты, еще 64 тысячам за эти два года мы выдали разрешение на перепланировку. И еще об одном скажу. Мы оштрафовали семь тысяч владельцев квартир за незаконную планировку, девяти тысячам отказали в оформлении документов на перепланировку, в частности тем, кто хотел задним числом ее оформить. Мы отказались выдавать, ведь безопасность москвичей - это главное, потому что несущие конструкции рассчитаны на четкое соблюдение всех строительных норм и правил, по которым проектировалось это здание, и любое изменение должно учитываться. Хотел бы остановиться на том, что мы за эти годы сделали для упрощения процедуры оформления. Помимо открытий одного окна, разработали с помощью жилищной инспекции и студентов строительных вузов типовые проекты перепланировок и предлагаем их жильцам домов. С ними можно ознакомиться в районных жилищных инспекциях. Но многие москвичи хотят индивидуальные проекты иметь. Вот здесь придется им самим походить по инстанциям. Наша задача - выдать типовой, упрощенный проект. Петр Аксенов: Вы ошибаетесь, в субботу приемный день и в ЕИРЦ, и в БТИ, и в жилищной инспекции. Эти организации работают и по скользящим графикам. Вопрос: Мы работаем с 8 до 18 часов. В это же время работают различные службы районных управ, и для того, чтобы получить какую-либо справку, приходится отпрашиваться с работы. Нельзя ли изменить график их работы и сделать приемным днем субботу? Петр Ам: Я не готов ответить на ваш вопрос, нужно его проработать и согласовать с ГИБДД. Что касается автобусов, которые вы назвали, то это экспресс-автобус, который доставляет из Солнцева к метро станции Проспект Вернадского. Естественно, он как скоростной, не на всех остановках останавливается. Ко мне пришло несколько писем по этому поводу, я уже дал поручение Главмосгортрансу рассмотреть возможность остановки у школы в утренние часы данного маршрута. Кстати, сейчас в разных районах мы такие маршруты экспресс-автобусов все больше и больше открываем. Это удобно многим москвичам. Вопрос: Моя тетя работает в школе на улице Удальцова, 85, и добирается из Солнцева на автобусе маршрутами № 810, 83 Но у школы нет остановки, а ближайшая находится очень далеко, и ей приходится добираться на перекладных. Вторая просьба: в утренние и вечерние часы на улице Родниковой на остановке Инженерный корпус очень плотный транспортный поток на больших скоростях едет. Просьба установить здесь светофор или лежащий полицейский. Петр Аксенов: Мы постоянно работаем над совершенствованием очистки и водоподготовки, применяя современные технологии. Вот, например, на Западной водопроводной станции работает мембранная система очистки - это последнее достижение науки и отечественного производства в этом направлении. Мы используем любые новые разработки в этой области. Но то, что вода московская, независимо от технологии очистки, чистая и прекрасного качества, это я уверяю москвичей стопроцентно. Отвечая на вопрос, когда мы откажемся от хлорирования воды, то скажу вот что: мы разработали программу переоборудования Северной и Восточной водопроводных станций на современные технологии очистки, и она уже воплощается в жизнь. В частности, программа решена на Восточной водопроводной станции - теперь там система озонной очистки, которая не уступает западным аналогам. Вопрос: Говорили, что западные и юго-западные части города снабжаются водой улучшенного качества. Ранее в СМИ прошла информация, что Мосводоканал собирается отказаться от хлорирования воды в пользу более безопасных технологий. Когда реально это произойдет? Петр Аксенов: Задачи, которые поставлены мэром, - провести капитальный ремонт дорог и завершить работы к середине августа, выполняются. Мало того, мы изыскали дополнительные средства на капитальный ремонт дорог, разметку дополнительную, которая сейчас идет с учетом основных объемов финишной прямой, мы не остановим эту работу и будем продолжать с учетом выделенных дополнительных ресурсов. Корр.: Минувшая зима нанесла дорогам огромный урон. Оттепели и заморозки, разрушительные для дорожных одежд, наблюдались 25 раз за сезон. В итоге, по данным специалистов Объединения административно-технических инспекций, на контрольных участках насчитывали до трех тысяч ям, трещин и выбоин по сравнению со 150 дефектами, которые выявлялись в прежние годы. На заседании правительства Москвы, посвященном итогам работы коммунальных служб в зимнем сезоне, прозвучали упреки в адрес дорожников из-за того, что те не использовали благоприятную теплую погоду для заделки многочисленных мелких дефектов. Ведущий: Какова перспектива дорожного строительства? Что касается контроля за состоянием дорог и работы по приведению их в порядок. Мэром Москвы принято решение о создании такой контролирующей структуры. Надеюсь, что уже к зимнему периоду она в полную силу заработает. Это будет независимая организация, которая будет осуществлять не только контроль, но и мониторинг. И на основании мониторинга будут формироваться программы текущего капитального планового ремонта дорог всех категорий, в том числе и разметка. Ведущий: Вы подсчитывали, хотя бы на перспективу, сколько нужно средств? Петр Аксенов: Ежегодно объемы дорожных работ растут, но они сегодня все равно недостаточны для того, чтобы обеспечить хорошую пропускную способность по дорогам Москвы. Программа на сегодня такая: в первую очередь это реконструкция Ленинградского проспекта, тоннеля по проспекту Маршала Жукова, Серебряноборского тоннеля, проход и соединение Рижской эстакады до МКАДа, активное строительство Четвертого транспортного кольца. И плюс в этом году мы строим более четырех развязок в Митино, Косино, Жулебино, которые позволят свободно выезжать из районов, которые расположены за МКАД. Программа, а значит, и средства рассчитаны до 2011 года. Объем финансирования в этом году составляет где-то 65 миллиардов рублей. Поэтому нам сегодня практически в два раза не хватает финансовых ресурсов. Петр Аксенов: Все посчитали. Это где-то около 500 миллиардов рублей. Петр Аксенов: Это сделано в экспериментальном режиме, который мы проводим для того, чтобы обеспечить безопасность москвичей и обеспечить правильную организацию движения. После подведения итогов эксперимента можно будет говорить, будем ли мы повсеместно это делать. Вопрос: На Волгоградке за несколько метров до пешеходного перехода сделали полосы принудительного торможения. Нельзя ли эту практику перенести на все автомагистрали города, так как они эффективны, менее опасны и не так неприятны как лежащие полицейские? Петр Аксенов: Вы как собственники жилья, избрав управляющую компанию, вправе выбрать и принять решение о режимах профилактики. Но то, что профилактика и санобработка мусоропроводов должны проводиться, это однозначно. Вопрос: Лето в этом году жаркое, иногда входишь в подъезд и чувствуешь резкий запах из мусоропровода. Должны ли его дезинфицировать и как часто? Петр Аксенов: У нас 89 процентов уже выбрали компании. А где еще 11 процентов? Сегодня сохранена система действующих дирекций единого заказчика, и они должны обрабатывать мусоропроводы. Самым энергетически современным поселением Европы, если верить ведущему германскому экономическому еженедельнику Wirtschaftswoche, с 2003 года является городской район Quartier Vauban в юго-западной части города Фрайбурга, расположенного в самой юго-западной части страны. Дело в том, что 58 домов этого района и граничащее с ними офисное здание больше производят энергии, чем потребляют. Ведущий: А если не выбрали управляющую компанию? 10 лет тому назад, когда Диш впервые представил общественности идею так называемого активного дома, который больше производит энергии, чем потребляет, его посчитали чудаком. Солнечный поселок, спроектированный Дишем, удалось начать строить только в 2000 году. Для этого архитектору пришлось поискать инвесторов, готовых вложить средства в его идею, юридически воплощенную в общество с ограниченной ответственностью Solarsiedlung GmbH. Концепция района была разработана еще 10 лет тому назад архитектором Рольфом Дишем, а сейчас она стала особенно актуальной в ходе развернувшейся в Германии борьбы с всемирным потеплением. Ведь, по оценкам экспертов немецкого энергетического агентства DENA причиной почти 20% выбросов двуокиси углерода в стране является отопление и снабжение горячей водой жилого сектора и административных зданий. Но в мини-электростанции дома превращают солнечные модули, установленные на скатах крыш, обращенных к солнцу. Модули улавливают каждый солнечный луч и превращают его в электрический ток, который поступает в сеть. С помощью компьютера владелец дома может в любой момент просчитать, сколько электроэнергии произвел дом и сколько потратил. Типовой дом потребляет около 3300 кВт-ч, а производит 5300 кВт-ч. Однако стоимость потребленной электроэнергии составляет во Фрайбурге 19,5 цента за кВт-ч, а произведенный ток продается благодаря установленным законодательством льготам по 49 центов за кВт-ч. Максимально владелец солнечной электростанции может получить за каждый проданный кВт-ч 52,2 цента вплоть до 2020 года. Это ему гарантирует принятый в 1999 году закон о возобновляемой энергии в той части, которая касается солнечной энергетики. Законодательная нагрузка в конечном счете ложится на потребителей, которые, по подсчетам экономического института Rheinisch-Westfalische Institut fur Wirtschaftsforschung, платят по счетам за субсидии солнечной энергетики 63 млрд. евро в год. Подобные льготы способствовали тому, что на немецких крышах установлены уже 1 млн. установок для производства тока или нагрева, работающих благодаря энергии солнца. Из них около 200 тысяч новые солнечные установки для производства электрического тока общей мощностью в 1500 МВт. Они регулярно производят более 1 млрд. кВт-ч электроэнергии. Несмотря на это, доля солнечного тока составляет 0,2% от всей произведенной в стране электроэнергии. Однако дома-электростанции в Германии скорее исключение, чем правило. Из 17 млн. зданий, имеющихся в стране, 3/4 были сооружены до 1977 года. Слово солнечный не случайно присутствует в названии фирмы. Дело в том, что Диш сделал ставку на солнечную энергетику. Все его дома построены из дерева, буквально завернутого в изоляционный слой толщиной в 35 мм. Чтобы избежать обычного образования в подобных условиях грибка, применяется принудительная вентиляция. Практически это означает, что на каждом этаже установлен вентилятор, который каждые 90 секунд выпускает теплый воздух наружу. Однако воздух проходит при этом теплообменник, которому отдает свое тепло. Затем вентилятор засасывает свежий воздух, который опять проходит теплообменник и нагревается. Остекление окон с точки зрения теплозащиты напоминает хороший автомобиль. Во всяком случае, для трехслойных окон применены те же технологии. Главная --> Публикации |