Главная --> Публикации --> Делиться надо Экспресс-ипотека по-русски Дешевого жилья не будет Прощание со славой У разбитой конуры

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для сноса гостиницы Россия и осуществления застройки на ее месте прошел в декабре 2004 года. По распоряжению столичных властей его победителем стала компания предпринимателя Шалвы Чигиринского ООО СТ Девелопмент. Согласно условиям заключенного между правительством Москвы и компанией инвестконтракта, 51% общей площади нового многофункционального комплекса, который построят на месте России, будет передан в собственность девелопера. Несогласные с результатами два других участников австрийская Strabag и ЗАО Монаб оспорили решение в судах. В ходе судебного разбирательства был выявлен ряд нарушений со стороны основного акционера гостиницы московского правительства, которое по решению суда не учло интересы остальных собственников гостиницы и не провело конкурс на право заняться новым строительством на освобождаемом участке. Однако, как признают юристы, сейчас нет работающих правовых механизмов, которые могли бы воспрепятствовать работе инвестора. По закону к ним должна была каждый день приходить комиссия из Ростехнадзора и составлять акты, выписывать штрафы, но на практике такого не бывает, объяснил один из юристов на правах анонимности.

Несмотря на прошлогоднее решение Высшего арбитражного суда (ВАС), аннулировавшего результаты конкурса по выбору инвестора, реконструкция гостиницы Россия ООО СТ Девелопмент Шалвы Чигиринского будет продолжена. Об этом в субботу заявил мэр Москвы Юрий Лужков. По его словам, городские власти не допустят аффилирования при решении этой проблемы, когда появляется кто-то, кто проиграл этот конкурс. Строительство гостиницы мы не остановим, оно необходимо городу. Столичный градоначальник подчеркнул, что 22 марта он подписал распоряжение об отмене итогов конкурса по выбору инвестора несмотря на то, что он не согласен с решением ВАС. По словам мэра, городские власти будут оспаривать решение ВАС в Конституционном суде ввиду его несправедливости.

Сейчас, когда гостиница уже фактически демонтирована, единственное, что может сделать инвестор, взыскать убытки, причем не только расходы на снос, но и упущенную выгоду, репутационную составляющую, объясняет юрист. Правда, с момента начала судебной тяжбы московский мэр неоднократно утверждал, что при смене застройщика убытки предыдущему девелоперу оплатит следующий инвестор. За счет чего городской бюджет не понесет никаких потерь. Технически можно предусмотреть процедуру, когда в договор могут закладываться эти расходы, подтвердил Максим Черниговский. Однако, строго говоря, новый инвестор это делать не обязан и может оспорить этот пункт в судебном порядке уже после победы в конкурсе и подписания договора, добавляет юрист.

Нежелание московских властей останавливать стройку, несмотря на решение суда, продиктовано финансовыми соображениями, так как новый инвестор уже вложил около 100 млн. долларов в снос гостиницы. В случае если решение ВАС обжаловать не получится, московским властям придется проводить новый конкурс и возмещать убытки предыдущему инвестору. А так как итоги самого конкурса уже аннулированы судом, то нынешний застройщик не имеет никаких прав на ведение любых работ на спорной территории. По мнению опрошенных НГ юристов, подписанное мэрией положение об отмене итогов является чисто техническим. Ведь, несмотря на дату постановления суда, в случае с аннулированием итогов конкурса заключенный по его итогам договор признается ничтожным на дату подписания, объясняет начальник аналитического департамента юридической фирмы Вегас-Лекс Максим Черниговский. Следовательно, вся деятельность компании на территории объекта является незаконной.

При этом юристы указали на неправомерность столь категоричных заявлений от московского мэра как должностного лица. Подобного рода заявления от чиновника, представляющего интересы государства, подрывают существующий государственный строй, считает один из юристов. Он напоминает, что сразу в двух законах, регулирующих деятельность госчиновников и статус судей, должностное лицо обязано исполнять судебное решение и не вправе его обсуждать, тем более заявлять об отказе выполнять решение суда.
Арбат считается самой московской улицей. Откуда это повелось, можно только гадать. Скорее всего, с тех пор, как параллельно ему вырубались целые кварталы старых застроек и прокладывался новый проспект Калининский. Новый cтиль, ориентированный больше на тогдашний Запад, чем на отечественные традиции, контрастировал с оставшимися переулками. Правда, специалисты утверждают, что Арбат никогда не был ни единым архитектурным, ни целостным функциональным ансамблем. На этой небольшой городской территории смешались модерн, ампир, стиль рюс.

Подача иска в Конституционный суд служит лазейкой для затягивания дела и удорожания входного билета на стройку. Решение ВАС не подлежит какому-либо обжалованию вообще, но если нормативные акты, положенные в основу этого решения, впоследствии были признаны неконституционными, то у стороны появляется право возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, объясняет Максим Черниговский. Он добавляет, что теоретически столичный мэр может обжаловать решение ВАС в любой судебной инстанции, однако принимать решение по делу будет только арбитражный суд. Сознательно затягивая дела и не отменяя строительных работ, дает понять старому инвестору, что для него входной билет на конкурс будет облегчен, а потраченные средства засчитают как первоначальный взнос.

По волне нашей памяти
В конце прошлого века он отметил свое пятисотлетие. Наименование Арбат впервые встречается в летописи в 1493 году: тогда весь город охватил страшный пожар, начавшийся от свечки в арбатской церкви Николы в Песках. Отсюда родилась известная московская поговорка: От копеечной свечи Москва сгорела.

Но, тем не менее, старый Арбат вобрал в себя символы, которые и возвели его в совершенно особый ранг. Именно здесь формировалось не одно поколение столичной интеллигенции, он был и остается центром притяжения московской цивилизации. Потому его судьба волнует и столичных градостроителей, и простых горожан.

Сначала на Арбате располагались многочисленные слободы, что отразилось и в топонимике района, где есть Староконюшенный, Трубниковский, Плотников, Серебряный, Денежный, Хлебный, Скатертный переулки, Поварская улица. Однако со второй половины XVIII века он становится, как и Пречистенка, самой аристократической частью города московским Сен-Жерменом. Арбат и Пречистенка, к слову, похожи и судьбами, и характером. Вокруг них никогда не строились фабрики, бараки для рабочих, не было кабаков и ярмарок. Недаром же тогда говорили: За деньгами в Замоскворечье, за чинами в Петербург, за знаниями и воспоминаниями на Арбат.

Откуда же произошло название улицы, так и не известно. Возможно, от славянского корня горбат, что на языке того времени означало неровную местность. Другие версии связывают его с арабским словом арбад, означающим пригород, ведь собственно городом в XV веке был только Кремль. В старину окрест стояли торговые караваны восточных купцов, памятью о которых, возможно, и осталось в старомосковском языке название улицы. Арба телега тоже иноземный атрибут.

Ресторан был щедро украшен лепниной, позолотой, бронзой, зеркалами. Его помещение состояло теперь из небольших залов и уютных садиков со столиками, где можно было спокойно отдохнуть. На крыше устроили летний сад в теплое время года гости обедали на свежем воздухе и любовались видами Белокаменной.

Свою актуальность это выражение не теряло никогда. В этом районе что ни дом, то история. Например, открывает Арбат ресторан Прага. Своим рождением он обязан меткому глазу и твердой руке купца Тарарыкина. Еще в 70-х годах XIX столетия на первом этаже этого здания открылся недорогой трактир Прага. Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые немудрено называли его Брагой. В 1896 г. купец Тарарыкин выиграл этот дом на бильярде левой рукой. Предприимчивый игрок вскоре решил сделать первоклассный московский ресторан, используя все выгоды его расположения. Предприятие сулило большой доход, и купец денег не пожалел: здание перестраивали лучшие московские архитекторы стиля модерн Л. Кекушев и А. Эрихсон.

Система обслуживания была безупречной, поэтому очень скоро Прага заслужила репутацию одного из тусовочных, как бы определили сейчас, столичных мест. После революции ресторан у Тарарыкина отобрали, и в нем открылась общедоступная столовая Моссельпрома. В 30-е годы она была преобразована в спецстоловую, где обедали охранники Сталина: по Арбату (Военно-Грузинской дороге, как москвичи называли улицу в ту пору) он проезжал кратчайшим путем на дачу в Кунцево.

Привлекала Прага и своей изысканной кухней, где соединялись традиции лучших кулинаров Москвы француза Оливье из Эрмитажа и знаменитого Тестова с Охотного ряда. На каждой тарелке или чашке золотом была выведена доброжелательная надпись: Привет от Тарарыкина. Не забыл хозяин и о том, как ему удалось приобрести Прагу в нем находились лучшие в городе бильярды.

Немало интересного можно рассказать и о других исторических зданиях, расположившихся по обе стороны этой удивительной улицы. Ведь здесь родился Суворов, женился Пушкин, творили композиторы Скрябин и Танеев, родился и вырос знаменитый бард Булат Окуджава, которого по праву называют певцом Арбата В тихом Староконюшенном переулочке притаилась деревянная избушка в резных узорах. Этот дом, построенный в 1870 г. архитектором О. Гунстом для известного предпринимателя А. Пороховщикова, получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля. А на углу Кривоарбатского переулка Стена Виктора Цоя, появившаяся на Арбате после гибели известного рок-певца в августе 1990 г. С тех пор здесь оставляют надписи в память о нем многочисленные поклонники. Вот такие страницы истории отпечатались во внешнем облике района.

В 1954 году после капитального ремонта здесь вновь был открыт ресторан Прага, а на первом этаже фирменная Кулинария, где можно было приобрести ресторанные закуски и блюда национальной чешской кухни. Основательной реставрации здание подверглось десять лет назад: восстановив былое внешнее величие, ресторан вернул и подобающий ему престиж.

Но в 1962 году началась прокладка широкой магистрали проспекта Калинина. Через год от Собачьей площадки не осталось и следа: правительство торопило строителей закончить работу к очередной годовщине революции, и 7 ноября по новой трассе прошли первые колонны демонстрантов.

Выстрелы в Далласе изменили проект
В одном из самых заповедных московских местечек, а именно в конце Большого Николопесковского переулка там, где сейчас возвышаются коробки Новоарбатской магистрали, до 60-х годов прошлого столетия находилась улица Собачья площадка. В XVI XVII веках здесь располагался двор, в котором держали своры собак для любимого царского занятия охоты. Отсюда и произошло столь необычное название. Собачью площадку украшал небольшой фонтан в виде мраморной стелы с собачьими головками. Его соорудила на свои средства в 1910 г. внучка русского философа А.С. Хомякова, который когда-то здесь жил. В феврале 1895 г. в его доме сестры Гнесины основали первую в России общедоступную музыкальную школу (сейчас Музыкальное училище им. Гнесиных). После того как училище переехало на Поварскую улицу, в доме Хомякова разместился Музей дворянского быта. Он был настолько хорош, что под предлогом его сохранения в 60-х безуспешно пытались спасти от сноса и саму Собачью площадку.

По словам Михаила Посохина-младшего, в проект, который предлагался первоначально его отцом, постоянно вмешивалась политика. Первые лица государства и партийные боссы непременно пытались внести свой вклад в градостроительную среду. Невольным участником проекта стал и американский президент Джон Кеннеди. Точнее, трагические события, связанные c его гибелью. Выстрелы в Далласе побудили наших вождей скорректировать правительственную трассу никаких тоннелей (предполагалось Садовое кольцо оставить наверху), арбатские переулки не должны ручейками органично вливаться в мощное русло проспекта (по ним легко уйти предполагаемым террористам в случае подобного громкого покушения). Наконец, решительно вскрыв старую городскую застройку, Михаил Васильевич Посохин так и не довел до конца реализацию своих замыслов многие объекты так и остались на бумаге

К изменившемуся облику сложившейся территории отношение было неоднозначным. Старая интеллигенция встретила преобразования в штыки. Писатель Юрий Нагибин дал проспекту образное определение вставная челюсть Москвы. А вот по воспоминаниям нынешнего главного архитектора столицы Александра Кузьмина, его сокурсники, приезжавшие из провинциальных городов, непременно торопились пройтись по советскому Бродвею. Калининский, что вполне естественно, стал местом для встреч и развлечений молодежи.

Арбат стал первой пешеходной зоны Москвы. Когда приступили к реконструкции улицы, ее дневное население достигало 90 тыс. Потому увеличивая привлекательность для пешеходов, нужно было одновременно разгрузиться от бесчисленных учреждений и контор и полностью изменить профиль Арбата, преобразовав его тротуар для отдыха.

Вскоре переделке подвергся и старый Арбат. Видимо, власти пытались найти определенный компромисс с противниками коренных преобразований в заповедных кварталах столицы, а потому в 1974 году уже говорилось не просто о ремонте зданий и фасадов, но о восстановлении структуры и смысла улицы. Например, в начале прошлого века, кроме больших и маленьких магазинов и лавок, были мастерские и библиотеки, художественные ателье и учебные классы, клубы и гостиные дворы. К тому же срединная часть улицы почти полностью была отдана букинистическим и антикварным лавкам, магазинам нот и канцелярских товаров, гравюр и литографий. На Арбате размещались полтора десятка редакций, типографий и издательств. Неудивительно, что здесь бывали многие писатели и поэты Пушкин, Блок, Маяковский, Есенин, Белый

Но доля правды в том, что этому району свойственен некий надрыв, все же есть: Дети Арбата, Окуджава с его религией, Стена Цоя и прочее. Вот и получается: формальный статус улицы уикэндность, а веселиться на ней не получается очень уж холодна атмосфера. Но народ валит, поскольку, по крайней мере, улица и соседние переулки насыщены памятниками архитектуры, музеями, магазинами.

И вот когда в 1985 году он преобразился, случилось драматическое для проекта недоразумение. Закрытие улицы для транспорта и косметический ремонт фасадов были приняты за полную реализацию программы. И хотя тогдашние городские власти вроде бы одобрили всю программу работ, дело застопорилось. Причина в том, что без договоренностей заказчиков и арендаторов помещений, без их коммерческого объединения стало невозможно аккумулировать усилия и средства. А вторым препятствием стало страстное неприятие обновления Арбата частью научной и творческой интеллигенции. Их желание создать здесь московский Монмартр не дало профессионально подойти к решению чисто утилитарных задач. Вот и не были организованы подъездные пути и места для парковки автомобилей. Улица оказалась плохо озеленена и освещена хилые фонари-торшеры, увы, со своей основной задачей не справились. Торговля сувенирами шла прямо на тротуарах. И главное, там нет удобных уголков для отдыха, уютных площадок, скверов, закутков вдоль улицы, где можно спокойно посидеть. Признаться, по Арбату можно пробежаться, благо он не тупиковый, а простирается между станциями метро, соединяет оживленные автотрассы Бульварное и Садовое кольцо, Новоарбатский проспект.

Нельзя не отметить и развитую инфраструктуру района: многочисленные бутики, бары, рестораны, клубы, супермаркеты, престижные учебные заведения, офисно-деловые центры. Среди факторов, определяющих его престижность, дома высокого качества, равноценное окружение, историческая и архитектурная ценность объектов, благоприятный социальный состав жителей. По всем этим показателям Арбат занимает весьма высокие позиции.

Престиж дорогой ценой
Этот район один из наиболее привлекательных для проживания. В советское время здесь строились лучшие дома для правительственной элиты. Да и сейчас, по оценкам специалистов рынка недвижимости, он входит в тройку лидеров по популярности, наравне с Остоженкой и Патриаршими прудами. Помимо весьма удачного расположения в самом центре города, в непосредственной близости от крупных магистралей, жилье здесь располагается преимущественно в тихих, уютных переулках. Также привлекает сравнительно невысокая плотность застройки.

Среди новых элитных объектов стоит отметить клубный дом на 27 квартир, что на Большой Никитской улице, выполненный в неоклассическом аристократическом стиле. Настоящим произведением искусства может по праву считаться дом в Филипповском переулке (Amorini Dorati), в архитектуре которого использован необычный помпейский стиль. В ряду интересных элитных новостроек особняк на шесть квартир в Староконюшенном переулке, Дом у Никитских ворот (Скатертный переулок), дома в Большом Левшинском и Большом Афанасьевском переулках.

Новых объектов строится сравнительно немного, так как свободных участков остается все меньше. Кроме того, здесь расположено много исторических особняков, являющихся памятниками архитектуры и не подлежащих сносу. Тем не менее, у покупателей элитной недвижимости именно старинные реконструированные особняки пользуются повышенным спросом. Приобретают подобные апартаменты, как правило, коренные москвичи и иностранцы, которые ценят уникальный исторический центр города, для которых важно жить в домах, пропитанных духом времени. При сохранении неповторимого внешнего облика этих зданий в них меняются все старые перекрытия, коммуникации, обустраивается подъезд, придомовая территория. И, безусловно, их можно вполне отнести к элитному жилью. Для квартир, расположенных в реконструированных особняках, характерны просторные комнаты, кухни и санузлы, высокие потолки, достигающие 10 м. Многие особняки являются настоящими произведениями искусства: реставраторы стараются сохранить все элементы декора, подчеркивающие индивидуальность каждого сооружения. Однако, справедливости ради, надо сказать: у таких особняков есть и существенный недостаток отсутствие подземного паркинга.

И вновь в гуще событий окажется Новый Арбат (бывший Калининский проспект), проектировщикам и строителям которого парижский центр архитектурных исследований присудил в 1966 году почетный Гран-при. К 2010 году он будет преобразован в пешеходную зону.

Сын ответит за отца
Все это так называемые точечные объекты. И когда они возводятся, то доставляют временные неудобства лишь жителям соседних домов. Стройки века как-то благополучно обходят район вот уже несколько десятилетий. Но, видимо, скоро этому спокойствию придет конец грядут очередные перестройки. И немалые. В прошлом году московское правительство утвердило специальную программу развития Арбата до 2020 г.

Подземные тоннели, которые будут залегать на глубине около 10 12 м, отдельно будут предназначены для транзитного и общественного транспорта, а также для машин, которые направляются в парковочные зоны (количество машиномест составит около двух тысяч). Согласно проекту, будет построено четыре полосы движения в одну сторону и четыре полосы в другую.

К слову, проект создания пешеходной зоны на месте проспекта был разработан более десяти лет назад. В октябре 1996 года концепцию одобрило руководство города на Общественном градостроительном совете при мэре. Вполне логично, что его автором выступил первый заместитель главного архитектора Москвы, руководитель Моспроекта-2 Михаил Посохин. Предполагается строительство нескольких транспортных тоннелей под Новым Арбатом, а также возведение торгово-рекреационных площадей. Объем последних увеличится в два раза, то есть будет построено около 210 тыс. кв.м.

По замыслу проектировщиков, Новоарбатский проспект и прилегающие к нему плошади, другие территории будут начинены различной инфраструктурой. И, таким образом, весь район станет настоящей зоной отдыха и культурного досуга, экологически чистой территорией. Несомненно, перемены поднимут и без этого высокий престиж Арбата. А любой объект недвижимости жилой ли, коммерческой станет поистине золотым.

На время строительства проблема пробок будет решаться поэтапно: сначала построят глубинные тоннели, затем гигантский торговый центр-молл, и, наконец, будут возводиться верхние ярусы торгово-развлекательной площади и будет производиться озеленение нынешней проезжей части. Михаил Посохин считает, что задача преобразований состоит в решении трех проблем: грамотной организации транспортного движения в центре столицы, создания гуманизированной среды и возведения новых объектов торгово-развлекательного характера. Вдоль всего Нового Арбата, существующих там магазинов будут построены крытые пешеходные улицы-пассажи. Это первый в истории европейского градостроительства проект, качественно меняющий городскую среду, экологическую обстановку. По сути, в этом месте сформируется другое качество жизни, отмечает архитектор.

По словам специалистов, среди потенциальных покупателей малоэтажное и многоэтажное жилье пользуется примерно равным спросом. Однако у малоэтажек есть серьезное преимущество по сравнению с жилыми свечками: относительная дешевизна себестоимости строительства. Как заметил директор сочинского агентства недвижимости Капитал Дмитрий Акименко, строительство малоэтажек обходится дешевле на 30%.

Для человека, живущего за тысячи километров от Сочи и при этом желающего выгодно вложить свои деньги в сочинскую недвижимость, любое из этих названий звучит подобно музыке Центральный район, поселки Дагомыс, Мамайка, Хоста, Мацеста, Адлер и Красная Поляна Вполне логично, что многие потенциальные покупатели считают, что в понятие курортного образа жизни идеально вписывается малоэтажное жилье например таунхаус в поселке клубного типа или собственный коттедж.

Закон и порядок
Участники и регуляторы строительного рынка сейчас активно развивают сегмент малоэтажного строительства. Так, по прогнозу Минрегионразвития, из 80 млн кв.м, которые должны будут построены до 2010 г., более 50% должно приходиться на долю малоэтажного жилого строительства. Как это будет выглядеть в Сочи сказать трудно. Строения высотой не более трех этажей идеально вписываются в курортный архитектурный облик Сочи, малоэтажный принцип которого был заложен еще в 30-е годы. Южные республики и районы традиционно застраивались жилыми строениями высотой не более 9 этажей.

При этом большая часть возводимых малоэтажных построек относится к сегменту бизнеса. Главная причина такой привязки в том, что под малоэтажки выделяются в основном небольшие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Однако девелоперы и застройщики находят возможности для развития сегмента люкс: так, класс люкс доминирует и на первичном рынке малоэтажных многоквартирных домов в поселке Красная Поляна (Адлерский район). Потенциальные покупатели охотно рассматривают предложения о покупке квартир в таунхаусах в поселках клубного типа с закрытой инфраструктурой в непосредственной близости от моря. Но надеяться на достойный выбор малоэтажного жилья на побережье в центре Сочи не стоит. Из-за высоких цен на землю (средняя стоимость сотки земли в Центральном районе порядка $150 тыс.) новых частных и малоэтажных домов рядом с морем строится и продается в Сочи весьма немного.

Портрет покупателя
Чем привлекает покупателей город Сочи? Во-первых, отсутствием паспортных и визовых проблем, свободой передвижения и несложной по сравнению с европейской схемой оформления собственности и ведения бизнеса и, разумеется, отсутствием языкового барьера. И, наконец, самая важная причина: сочинскую квартиру можно с полным правом рассматривать как высокорентабельный инвестиционный проект. Ведь, по мнению экспертов, рост цен будет продолжаться.

Дополнительныой поддержкой строительства малоэтажных домов служит и позиция Госдумы. Так, весной этого года депутаты рассмотрят законопроект, упрощающий получение участков под застройку и подведение к ним инфраструктуры. Для покупки или аренды участков и привлечения застройщиков будущие жильцы должны объединиться в кооперативы. Каждый пайщик внесет 25% от стоимости объекта, остальную сумму он может взять у банка в кредит, часть процентных выплат компенсирует государство, как предполагают авторы законопроекта. Росстрой поможет с ускорением утверждения архитектурных планов малоэтажных застроек. На территории одного муниципалитета может быть 20-100 домов, а пайщики смогут либо получить дома в собственность, либо остаться пользователями земли и зданий.

Однако ни Геленджик, ни Туапсе все же не станут в ближайшем будущем альтернативной Сочи, уверены специалисты. Дело в том, что полноценных ровных площадок для строительства жилья в Сочи остается не так много, к тому же в городе достаточно сложный рельеф для строительства многоэтажных домов, и этот фактор говорит о пользу продолжения роста цен.

По оценкам специалистов, с послекризисного 1999 г. до 2003 г. цены на жилье в Сочи росли достаточно низкими темпами, а в период с 2004 по 2005 годы цены на однокомнатные квартиры возросли на 100 %, на 2- и 3-комнатные - на 70 %. Эта тенденция привела к тому, что даже рядовые новостройки в Сочи сопоставимы по стоимости с аналогичным новостроем ближайшего Подмосковья, а ценовая планка на жилье класса премиум и де люкс приближается к московской. По данным свежего исследования первичного рынка многоквартирного жилого фонда рекреационной зоны Краснодарского края максимальная средняя цена новостройки в городе Сочи составляет порядка 78,6 тыс руб. за 1 кв.м (компания Macon Realty). К слову, в Геленджике средняя цена 1 кв.м новостройки составляет 44,3 тыс руб., в Анапе 29,5 тыс. руб., в Новороссийке 29 тыс. руб.

Он сообщил, что за метростроителями сегодня "присматривают" четыре ведомства: координирует работу Минэкономразвития, финансирует Минфин, контролирует Минтранс, а Госстрой выступает в роли эксперта. При этом генерального подрядчика и проектировщика у метрополитенов нет. Отсюда и растут ноги всех проблем, которые ныне испытывают подземки страны.

На нужном уровне
На какое жилье стоит обратить внимание потенциальному покупателю? Наиболее высокую инвестиционную привлекательность имеют квартиры в малоэтажках на первичном рынке, причем как элитных, так и бизнес-класса. Кстати, еще два-три года назад основные объемы продаж жилой недвижимости в Сочи приходились на вторичное жилье. Сейчас же ситуация изменилась: на рынке появилось много новых домов, построенных по индивидуальным проектам, причем строительство ведется в основном московскими компаниями, которые придерживаются тех же критериев качества жилья, что приняты в столице.
Госстрой России должен стать главным распорядителем денег, которые тратит федеральная казна на строительство метрополитенов. Об этом вчера заявил глава этого ведомства Николай Кошман.

Между тем до начала 90-х госзаказчиком и подрядчиком по проектированию, строительству и реконструкции метрополитенов выступал, по сути, Минтранс (специальное управление и проектные институты при ведомстве). В 1991 году метрополитены из государственной собственности были переданы в муниципальную. С этого времени контроль за работой этого вида транспорта и строительством новых веток распыляется между четырьмя федеральными ведомствами: Минэкономразвития, Минтрансом, Минфином и Госстрой. Тем не менее реальную ответственность несет городская власть.

Сегодня в 11 городах России протянуты линии подземки. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск, Казань, Уфа. К этим мегаполисам примыкает Волгоград (здесь метро называется линией скоростного трамвая). Общая протяженность подземной железной дороги превышает 430 километров. Ежегодно поездами подземок перевозится 4,2 млрд. пассажиров - в два раза больше, чем железнодорожниками страны.

Строить метрополитены местная власть предпочитает на деньги из центра. "Вот в Казани хотят проложить новую ветку метро длиною в девять километров, и при этом считают, что ее Москва для них должна построить", - сообщил Николай Кошман. При этом глава Госстроя не согласен с требованиями регионов увеличить финансовую помощь, доли 20 "федеральных" процентов, по его мнению, достаточно. Лишь в критических ситуациях: когда требуется срочный ремонт туннелей, как это было, к примеру, в Санкт-Петербурге, доля финансирования может возрасти до половины. Однако эти деньги должны находиться под жестким контролем. Иными словами, распределять, следить за потоком из федеральной казны должна одна "нянька" - Госстрой России.

Еще в 1996 году Правительство приняло на себя обязательство помогать регионам - оплачивать половину необходимых средств на поддержание и развитие метрополитена. Однако три года назад расклад поменялся. Федеральная казна стала выделять лишь 20 процентов необходимых средств. И сразу же строительство стало сворачиваться: в 2001 году из запланированных семи километров было построено два, в 2002-м - из планируемых 11 километров регионы осилили лишь шесть. Не изменилось к лучшему положение и в этом году. Почему?



Главная --> Публикации