Главная --> Публикации --> Частные дома идут на смену городским квартирам Разрешат ли жить взаймы? Что происходит с рынком недвижимости в россии? Жилье эконом- и бизнес-класса. разошлись ли пути? Как покупать зарубежную недвижимость

Перечень неотчуждаемых улиц, площадей и переулков должен утверждаться Мосгордумой, и это записано в уставе города Москвы. Но до сих пор закона не было. Поэтому, по словам замглавы департамента земельных ресурсов города Москвы Олега Рыжкова, в случае нарушения частниками режима красных линий (границ территории улично-дорожной сети, в пределах которых нельзя строить здание) у чиновников возникают проблемы в судах.

Мосгордума приняла вчера закон О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы. Более 9,3 тысячи земельных участков официально объявлены общественными территориями, которые невозможно приватизировать. Но правила определения границ объектов улично-дорожной сети оказываются настолько размытыми, что чиновники могут использовать их по своему усмотрению.

Согласен с ним и глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Основная масса споров по поводу красных линий связана не с постройкой капитальных объектов на территории дорожно-уличной сети, а с разногласиями между хозяйствующими субъектами относительно границ между ними, - заявил он Газете.

Судья говорит нам: по уставу перечни улиц должны быть закреплены городским законом. Где он? - жаловался на заседании в Мосгордуме Рыжков. Газете он заявил, что посягательств на красные линии в Москве сейчас не наблюдается: В год случается по несколько десятков таких разбирательств, однако они в основном касаются инцидентов предыдущих лет.

По мнению депутатов, новый закон поможет и в борьбе с незаконным перекрытием столичных улиц шлагбаумами. За примерами далеко идти не пришлось - столичные думцы припомнили о перекрытом Сандуновском переулке, расположенном по соседству со зданием Мосгордумы. Каждый раз нужно подходить к охране, чтобы проехать на работу, - возмущалась депутат Татьяна Портнова.

Но инциденты все-таки случаются. Так, несколько лет назад федеральное госпредприятие Телевизионный технический центр пыталось оформить в собственность неотчуждаемый участок, расположенный по адресу улица Академика Королева, владение 19.

Вывод из этого депутат сделал неожиданный - предложил вообще отобрать у Мосгордумы функцию утверждения перечня объектов улично-дорожной сети. Эту идею с готовностью поддержал и Олег Рыжков. Что вполне объяснимо: чиновники, меняя красные линии по своему усмотрению, получают возможность как вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов, так и резервировать необходимые территории под предлогом городских нужд.

Впрочем, особенной веры в силу и незыблемость принятого вчера закона у депутатов нет. Дело в том, что приватизация территорий общего пользования, в которые входят и улицы, запрещена федеральным законодательством. Другое дело - сами красные линии этих земель. Границы утверждаются исполнительной властью на основании градостроительных законов и правил, - объясняет Михаил Москвин-Тарханов. - И меняются очень часто - департамент земельных ресурсов чуть ли не каждую неделю корректирует их.

Градостроительные правила настолько запутанны, что простому человеку в них не разобраться. И чиновники используют их по своему усмотрению, - заявил Газете депутат Сергей Митрохин.

Пример правовой коллизии привел депутат Иван Новицкий. В Ново-Переделкино (Западный административный округ) есть дачно-строительный кооператив Здоровый отдых. Еще в советские времена на него был оформлен участок земли, в который вошли также улицы Чоботовская и Лукинская, - рассказал Газете депутат. - И вдруг сейчас, когда началось оформление этой земли в коллективную собственность, выяснилось, что улицы Чоботовская и Лукинская включены в перечень общих земель города. Смогут ли люди оформить землю в собственность? Чиновники могут использовать подобные лазейки в своих целях.

Например, Керамический проезд входит в перечень улично-дорожной сети. Но, как рассказал Газете Сергей Митрохин, у префектуры Северного административного округа есть план его застройки. Не исключено, что вскоре последует предложение соответствующей корректировки перечня. И если у Мосгордумы заберут право утверждения перечня, чиновникам подобные манипуляции проводить будет легче, уверен Митрохин.
Собственник уже писал о новой концепции подземного развития столицы, которая была одобрена на заседании московского правительства в марте. На наш взгляд, отдельного внимания достойна высказанная в ходе того же заседания городских властей инициатива о перенесении большинства столичных складов ниже уровня земной поверхности.

Запутаться можно и в одобренном вчера перечне: некоторые депутаты не сразу смогли найти в нем улицы, на которых они живут (Александр Крутов - улицу Стартовую, а Михаил Буянов - 8-ю Парковую). Помогли коллеги - а то депутаты собрались уже возмущаться будущей стройкой и вносить соответствующие поправки в законопроект. У обычных жителей такой привилегии нет. И гарантии, что внесенная в перечень улица не будет застроена, тоже.

Дети подземелья
Для начала неплохо было бы понять, сколько подземных складов существует в Московском регионе сегодня и что они собой представляют? Как отмечает руководитель отдела складской и производственной недвижимости компании Praedium Руслан Суворов, имеющиеся в наличии под землей склады это подвалы и цокольные этажи. Их объем никто не считал, так как это серый, непрозрачный рынок. Такие объекты по своей эффективности уступают современным логистическим сооружениям на порядок, подчеркивает эксперт.

Напомним, что в ходе заседания столичного правительства первым заместителем руководителя Департамента градостроительства Москвы Константином Королевским было предложено разместить под землей до 70% гаражей, 30% предприятий служб быта и 80% складов. Откровенно говоря, идея звучит несколько утопично. Да и не вполне понятно: зароют ли под землю уже имеющиеся склады и гаражи или к 2010 году (до которого рассчитана Концепция освоения подземного пространства столицы) построят столько подземных складов, что все существующие сегодня составят лишь 20% от будущего количества?

Классовая борьба
Как правило, если речь заходит о коммерческой недвижимости, не обходится без такого словосочетания, как класс объекта. Отсюда непраздный интерес: а к какому классу могут быть отнесены подземные склады (например, как будет оцениваться их этажность этот параметр традиционно учитывается при присвоении помещению определенного класса)? Впрочем, единой системы классификации складских помещений у нас пока что нет в принципе, поэтому делать прогнозы такого рода довольно сложно.

На сегодняшний день в Московском регионе есть подземные склады Министерства обороны для хранения оружия, есть подобные склады для хранения ГСМ (горюче-смазочных материалов Прим. ред.), рассказывает вице-президент по стратегическому развитию компании Blackwood Михаил Гец. Объем площадей оценить довольно сложно по причине закрытости информации. Подобные гражданские проекты пока открыто не анонсируются.

Сколько стоит склад построить?
Момент следующий: насколько вообще реален проект переноса складских помещений под землю, что это означает в практическом плане, и сколько это будет стоить? По мнению экспертов, основной технической проблемой переноса склада в подземное пространство будет сохранение возможности оперативно перемещать грузы при обеспечении доступа транспорта к погрузочно-разгрузочным докам. Перенос объема склада под землю занятие дорогостоящее, поясняет Суворов. А если при этом загонять и грузовой транспорт под землю для погрузки-разгрузки, проект становится еще дороже. Возможно, есть смысл подумать о неком смешанном варианте. Может быть, найдется технология, позволяющая организовать такой процесс. Очевидно, что любое такое решение будет гораздо дороже наземного.

Что же до тех складов, которые под землей уже имеются, то их максимум класс D, убеждены эксперты. Существующие сегодня подвалы, использующиеся для хранения товаров, трудно вообще отнести к какому-либо классу складов, считает Руслан Суворов. Но если вдруг появятся заметные площади в новых подземных объектах, способных обеспечить эффективную логистику, то они либо будут относиться к тому классу наземных сооружений, который обеспечивает схожий уровень эффективности логистики, либо понадобится актуализировать классификацию под такие объекты. С экспертом соглашается и директор департамента консалтинга и исследований управления коммерческой недвижимости и девелопмента холдинга Миэль-Недвижимость Айдар Галеев: Подземные склады могут быть ориентированы на любой сегмент, так как от местоположения самого помещения важные его характеристики не меняются. Находясь под землей, склад не уступает аналогичным помещениям на земле ни в температурном режиме хранения, ни по высоте хранения.

На всякий случай напомним, что себестоимость строительства обычного склада сегодня составляет от $800 до $1000 за кв. м. По сравнению со строительством наземного сооружения, цена возрастает как минимум вдвое, убежден Михаил Гец. По мнению же Айдара Галеева, при реализации подземного проекта цена возрастет до $2,5-3 тыс. за квадрат, то есть втрое.

Неизбежные сложности с погрузкой-разгрузкой Айдар Галеев называет значительным недостатком подземного складского строительства: Это связано с необходимостью опускать груз вниз с помощью лифта или подъемника. Конечно, процесс погрузки можно форсировать организацией стационарных штабелеров, что достаточно дорого и неэффективно с точки зрения возможностей хранения товаров разной упаковки.

Желание строить подземные склады возникает в связи с дефицитом земельных участков. Хотя при размещении таких помещений под землей площадь занимаемой поверхности никак не меняется, говорит Айдар Галеев. Складские помещения чаще всего представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее 10-12 метров. Строительство многоэтажных складов может быть оправдано только в случае, когда площадь земельного участка не превышает 1 га и находится в пределах Москвы, при этом дешевле будет строить 2-3 этажа вверх, чем вниз. Поэтому уходить под землю не стоит в принципе.

Подводим итоги
Возникает закономерный вопрос: а в чем тогда смысл закапывания складов? А смысл быть должен вряд ли предложение разместить под землей до 80% складов носит чисто эмоциональный характер. Своей точкой зрения на пользу, которую можно извлечь при таком подходе, с нами поделились участники рынка. На мой взгляд, подземное строительство актуально для тех объектов, где местоположение имеет критическое и определяющее значение, что в отдельных случаях актуально для ритейла, говорит Руслан Суворов. Но для складов, местоположение которых важно, но не критично, такие дорогие решения не актуальны. Крупные логистические сооружения скорее уйдут за МКАД, чем под землю.

Российский рынок складской недвижимости традиционно ориентировался на предложение и следовал за ним. Но сейчас произошел перелом: арендаторы складских площадей (логисты и FMCG-компании) хотят, чтобы девелоперы обращали больше внимания на их потребности.

Основным плюсом переноса такого впечатляющего количества складов под землю называют освобождение территорий для объектов, которым солнечный свет нужнее: для жилья, офисов, ритейла. Однако концентрация недвижимости не может происходить любой ценой, уверен Руслан Суворов. Москва и так уже не справляется с транспортными потоками, а большая концентрация недвижимости еще больше усугубит эту проблему. В целом, думаю, что перенос такого количества складов под землю не является необходимым для города.

С учетом новой тенденции ведущие консалтинговые компании начинают развивать направления по работе с корпоративными клиентами. В условиях острой нехватки информации FMCG-компании все чаще нуждаются в советах профессиональных специалистов.

Строительство склада под ключ наиболее оптимальный способ решения этой проблемы. Однако пока это не очень распространенная практика на российском рынке. Девелоперы складских комплексов стремятся охватывать максимально широкий круг компаний. При наличии выбора между компаниями-арендаторами ставки аренды и, соответственно, доходность от реализации площадей всегда выше. Вот почему спекулятивные проекты более привлекательны для девелоперов. Ориентация на потребности конечного клиента позволит пересмотреть нынешние стандарты. Со временем по мере усиления конкуренции на российском рынке складской недвижимости количество девелоперских проектов, реализуемых по схеме built-to-suit, будет расти.

По данным Knight Frank, в 2007 г. в крупных городах России будет введено до 10 крупных современных складских комплексов классов А и В. В среднесрочной перспективе сетевыми девелоперами будет освоено большинство перспективных субрынков, после чего в регионах начнется массовый ввод качественных складских площадей. Именно развитие крупных сетевых проектов ускорит трансформацию рынка продавца в рынок покупателя.

Сетевая география
Трансформация рынка связана с появлением в России крупных сетевых проектов, ориентированных на растущие потребности регионов РФ. О подобных планах заявили самые крупные игроки российского рынка (MLP, Евразия, проекты Raven Mount и др.). Экспансия сетевых девелоперов в регионы стала заметной тенденцией прошлого года.

Конкуренция качества
Спрос на складские помещения классов А и В на региональных рынках в несколько раз превышает предложение, что позволяет собственникам и логистическим операторам, оказывающим услуги по ответственному хранению, завышать ставки аренды и цены обслуживания. Например, при выводе на локальный рынок крупных современных комплексов и привлечении крупных арендаторов базовые ставки на площади класса А составляют $120-135 за 1 кв. м в год. В классе В ставки оцениваются в $100-120.

Большинство экспертов сегодня уверены в перспективности локальных рынков и связывают будущее развитие складского рынка именно с реализацией крупномасштабных проектов в городах с населением более 1 млн человек.

В ближайшей перспективе снижения ставок на качественные складские помещения в условиях дефицита предложения ждать не приходится. Однако ожидаемый в этом сегменте бум в ближайшие 2-3 года может повлиять на соотношение качества и стоимости предложения. По мере увеличения количества проектов и насыщения рынка качественными складскими площадями расклад сил в регионах будет меняться: арендаторы смогут выбирать между конкурирующими объектами в зависимости от качества и стоимости помещений.

Основной объем предложения приходится на классы С и D. К примеру, в Санкт-Петербурге на этот сегмент приходится 89% предлагаемых в аренду площадей. В других регионах ситуация схожая.

Предложение на рынках Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска несколько выше в пределах 700 000-900 000 кв. м.

Процесс ориентации на конечного потребителя начнется в регионах значительно позднее, чем в Москве, поскольку потенциальный спрос на локальных рынках все же уступает по динамике прироста масштабам Московского региона. В настоящий момент общий объем предложения в крупнейших региональных центрах оценивается в диапазоне от 200 000 до 0,5 млн кв. м.

Сейчас на рынке складской недвижимости четко обозначилась следующая тенденция: клиент заявляет о требованиях к условиям хранения и дополнительным сервисам своему партнеру логистическому оператору, оператор на основе полученной информации предъявляет девелоперу требования по классу и оснащенности складского помещения, а девелопер вырабатывает концепцию реализации проекта, осваивает землю и занимается строительством. В результате мы получаем двойное строительство под ключ: девелопер через логистического оператора удовлетворяет потребности конечного клиента. Такая схема получила условное название double built-to-suit.

Логисты диктуют моду
Сетевые девелоперы, строящие в регионах склады классов А и В, делают ставку на крупных логистов. В 2006 г. на их долю пришлось около 62% сделок по аренде помещений.

У логистического оператора есть запас площадей, на который может рассчитывать компания, сдающая товары на ответственное хранение. Кроме того, при прямой аренде возникают затраты на покупку оборудования, техники, на их ремонт и содержание, обучение и подбор персонала. Возникает необходимость дополнительных затратных сервисов маркировки, упаковки, фасовки. У логистических операторов все это уже есть.

Плюсы аутсорсинга
Работа с логистическими операторами решает для компаний-производителей много проблем. Если она сама возьмет склад в прямую аренду, то будет ограничена по объему хранения компания должна платить за стены, потолок и крышу независимо от заполняемости склада. С другой стороны, склад не резиновый, и если арендатор, к примеру, увеличит товарные потоки, то складировать их уже будет негде.

Склад под ключ
Схема double built-to-suit удобна, когда компании отдают логистику на аутсорсинг. Но существует и иная тенденция. Ряд производителей предпочитают работать по упрощенной схеме, просто built-to-suit. Они заключают договор о строительстве склада под ключ с девелопером. Обычно такой склад сдается компании сроком на 10 лет и выше, а для его обслуживания приглашается сторонний логистический оператор.

На западных рынках компании-производители давно убедились в эффективности аутсорсинга и начали сотрудничество с логистическими операторами. Эти операторы интегрированы в бизнес-процессы своего партнера, поэтому компании-производители зачастую приходят на российский рынок рука об руку со своим логистическим оператором. Ориентация на потребности конечных клиентов в условиях растущей конкуренции становится важной как для девелоперов, так и для логистов, предлагающих услуги FMCG-компаниям.

Работа с логистами строится на договорных отношениях и зависит от их возможности оказывать услуги ответственного хранения в соответствии с требованиями производителя. Преимуществами такой схемы являются минимизация строительных рисков и соблюдение сроков сдачи объекта в эксплуатацию. Привлечение логистов позволяет FMCG-компаниям эффективно использовать объем здания и прилегающие территории.

Склад под ключ позволяет организовать процесс логистики товаров, требующих специфического обслуживания и хранения. Такие требования, в частности, предъявляют крупные дистрибуторы косметики, производители молочных продуктов и др.

В подобной ситуации важно оценить возможные плюсы и минусы такого решения, взвесить все за и против.

Что выбрать
Очевидно, что растущие потребности логистов и FMCG-компаний в качественных площадях будут определять развитие рынка складской недвижимости в ближайшие 3-5 лет. Многие компании-арендаторы будут вынуждены в зависимости от специфики бизнеса принимать решение воспользоваться услугами логистического оператора, организовать логистику своими силами, взять помещение в аренду или построить склад по схеме built-to-suit.

Прогнозы и перспективы
По мере удовлетворения первичного спроса рынок складской недвижимости перестанет быть массовым и начнет учитывать запросы конечных потребителей. В подобной ситуации получат дальнейшее развитие новые форматы складских комплексов, которые будут обладать теми или иными уникальными характеристиками. Такие объекты, с одной стороны, становятся универсальным продуктом, а с другой будут заточены под ту или иную группу клиентов. Например, конструкции склада будут учитывать специфику хранения мебели, парфюмерии, электроники, запчастей для автомобилей и проч. Девелоперы, подстраиваясь под потребности своих клиентов, будут стремиться к долгосрочному сотрудничеству с ними. Как следствие, сроки договоров аренды в таких проектах увеличатся с нынешних 10 до 25 лет.

Консалтинговое сопровождение всех этапов реализуемых проектов становится востребовано именно в условиях высококонкурентного рынка. Появление складов, ориентированных на конечных пользователей, будет стимулировать спрос на услуги профессиональных консультантов, знакомых со спецификой организации логистических процессов FMCG-компаний разного профиля.

Именно сейчас на рынке стали появляться крупные западные фонды недвижимости и пенсионные фонды, которые ныне оценивают доходность и риски вложения в российскую коммерческую недвижимость как вполне приемлемые. Отдельные фонды недвижимости готовы брать на себя даже девелоперские риски и покупают недостроенные объекты 60-80%-ной стадии готовности. Большинство сделок в секторе структурируется как купля-продажа имущественных комплексов 18 сделок (66,7% от общего количества). В 33,3% сделок продавалась компания, имеющая права собственности на объект коммерческой недвижимости. В сфере интересов покупателей пока Москва и Санкт-Петербург, но озвучиваются планы экспансии и на рынки городов-миллионников.

Данная тенденция закономерна для большинства развитых рынков складской недвижимости в Европе. Россия не исключение.
Российский рынок слияний и поглощений добрался и до сектора недвижимости. Рост активности в секторе купли-продажи недвижимости для целей сдачи ее в аренду отчетливо обозначился во второй половине 2006 г. Согласно исследованию, проведенному нашей аналитической группой MA-Intelligence, в 2005-2006 гг. было зафиксировано 27 транзакций на сумму $3,11 млрд по покупке объектов коммерческой недвижимости для целей сдачи ее в аренду. Львиную долю из этой суммы около $2,5 млрд в российскую недвижимость вложили иностранные инвестфонды, пенсионные фонды и девелоперы. Мы прогнозируем, что в этом году таких сделок может состояться на сумму $2-2,5 млрд.

Повышение уровня благосостояния населения повлекло за собой рост розничной торговли. Иностранные и российские производители, а также импортеры наращивают объемы поставок продукции и в результате создают ситуацию постоянного дефицита качественных складских помещений. Общая площадь складских площадей, отвечающих международным стандартам, на конец 2006 г. составляла около 2 млн кв. м менее 20% от общего предложения складских помещений. При этом наибольшая часть таких помещений принадлежит на правах собственности или аренды операторам, оказывающим логистические услуги. В этой связи покупка или долгосрочная аренда складских помещений становится все более популярным видом сделок в рассматриваемом сегменте рынка (помещения класса А). Связано это как с низким уровнем свободных площадей для сдачи в аренду, так и с появлением в России все большего количества крупных игроков на логистическом и розничном рынках.

В прошлом году наши эксперты предсказывали, что рынок коммерческой недвижимости к 2007 г. будет полностью насыщен и рентабельность капиталовложений в торговую, офисную или складскую недвижимость ничем не будет отличаться от средних цифр по странам Евросоюза 5-6% годовых. Однако предсказания не сбылись, коммерческая недвижимость все еще на коне. Особенно интересными сегментами для инвесторов мы считаем складскую и торговую недвижимость.

Сейчас в российской коммерческой недвижимости работает несколько игроков из числа западных инвестфондов. Самые активные это британские фонды Fleming Family Partners, The Raven Group и London Regional Properties, австрийские Immoeast и Eastern Property Holdings. Британцы, за исключением London Regional Properties, в основном приобретают складскую недвижимость, австрийцы торговые объекты и офисные центры. А возглавляемая бывшим управляющим директором Базового элемента Дэвидом Джеованисом компания London Regional Properties практически всеядна и участвует во всех сегментах коммерческой недвижимости, а также занимается девелопментом в жилищном строительстве.

Кто есть кто
Сделок по поглощению объектов недвижимости со стороны институциональных инвесторов, особенно пенсионных фондов, станет все больше и больше уровень рисков инвестиций в Россию снижается.

Таким образом, структура бизнеса с коммерческой недвижимостью в России становится похожей на традиционно сложившуюся в Европе. Девелоперы строят и раскручивают объект, а затем продают его институциональным инвесторам, а сами приступают к возведению нового комплекса. Так, в развитых странах подавляющее большинство конечных пользователей недвижимости являются арендаторами потому, что недвижимость для них непрофильная деятельность, а арендные отношения освобождают от необходимости отвлекать капитал от основного бизнеса.

Также в Россию уже пришли крупные западные девелоперы, в частности Meinl Austria, которая через компанию Meinl European Land строит и поглощает объекты торговой недвижимости.

В стране дураков
Наблюдаем мы на рынке и некоторые тревожные тенденции. Всеобщая эйфория по поводу высокой доходности торговой недвижимости не совсем оправданна. И если раньше инвесторы недооценивали регионы, то сейчас явно переоценивают. На региональные рынки хлынули шальные деньги непрофессионалов. Это в основном нефтяные капиталы, хозяевам которых показалось, что девелопмент это некое денежное дерево в стране дураков. В результате торговые центры в регионах строятся непродуманно.

Но в России многие компании в силу ряда причин предпочитают владеть объектами недвижимости. Отсутствие подходящих помещений для аренды вынуждает компании строить для себя офисные и торговые помещения. Стремительный рост капитализации объектов оправдывает целесообразность таких инвестиций, однако с развитием рынка недвижимости эта ситуация меняется, и многие собственники будут продавать недвижимость, оставаясь арендаторами (сделки типа lease back).

Можно прогнозировать, что через 3-5 лет по некоторым сегментам недвижимости российский рынок войдет в состояние стагнации. А выживут одиночные проекты на трофейных суперместах и крупные компании. Уже в ближайшие 2-3 года мы ожидаем, что минимальные ставки доходности опустятся с нынешних 9-11% до 7-9%. Самая низкая доходность наблюдается на офисном рынке как наиболее развитом, самая высокая у складских проектов.

Бывает так, что когда непрофессиональные девелоперы разрабатывают проекты, то даже не знают о существовании конкурирующих проектов за углом. В результате строятся центры по 200 000 кв. м на соседних площадках. Это проекты, которые изначально обречены. Ситуация неприятна и для профессионалов, так как собственники неуспешных торговых центров будут воевать, используя любые средства, в надежде хоть как-то получить прибыль. Это является дополнительным фактором, который снижает доходность и привлекательность рынка коммерческой недвижимости.

В ближайшие два года объем вводимых на рынок площадей может вырасти на 20-25%, а затем наступит точка равновесия между спросом и предложением. Таким образом, сектор коммерческой недвижимости находится на подъеме и в ближайшие 2-3 года будет оставаться в лидерах MA-активности. Но через 3-5 лет возможны насыщение рынка и, как следствие, стагнация.

Амбициозные планы
Дальнейшие прогнозы и планы MA в секторе амбициозны. В прошлом году западные финансовые структуры анонсировали общий объем планируемых финансовых вложений в коммерческую недвижимость на уровне $5 млрд. А прогнозируемый объем сделок на этом рынке в 2007-2008 гг. можно оценить в $4-4,5 млрд, из которых на 2007 г. придется $2-2,5 млрд.



Главная --> Публикации