Главная --> Публикации --> Субсидии увеличены в два раза А куда бы вы провели метро в первую очередь? Подземная урбанизация Дом — не крепость «росприроднадзор» против подмосковных чиновников

У московского рынка торговых площадей есть потенциал для роста. В конце этого года, по данным аналитиков компании Stiles Riabokobylko, в 54 торговых центрах столицы и области общее предложение площадей составит 783 000 кв.м., что эквивалентно 42 кв.м на 1000 жителей Москвы и Подмосковья. В целом по России этот показатель еще меньше. Для сравнения: в Венгрии на тысячу жителей приходится 54 кв.м торговых площадей, самый значительный показатель в Швеции - более 300 кв.м на 1000 человек, а среднеевропейское соотношение - 198 кв.м на 1000 жителей.

Примерно треть новых торговых центров (ТЦ) будут открыты в пределах Садового кольца, остальные - в основном на западе столицы и возле МКАД. Таким образом, предложение торговых площадей в 2003 году пополнится еще 450 000 кв.м. По мнению аналитиков, это должно привести к сокращению арендных ставок за пределами центра города. Ожидается, что к концу будущего года общее предложение площадей в торговых центрах превысит ни много ни мало - 1 млн кв.м.

На московском рынке торговой недвижимости постепенно проявляется зонирование: в пределах Бульварного и Садового кольца формируется "бутиковая зона", а супермаркеты прирастают к жилым микрорайонам. В центре Москвы, сохраняющем свой исторический облик, торговые здания выглядят более по-европейски, а в других районах они все больше соответствуют американской модели.

- Уже в этом году крупные торговые сети стали продвигаться в регионы, поскольку конкуренция на московском рынке постепенно усиливается, - говорит Илья Кузнецов, консультант отдела исследований Stiles Riabokobylko. - А уровень свободных помещений в 2002 году в московских торговых центрах в среднем составил 3-5%. В то же время спрос существенно превышает предложение. Помещения в торговых центрах раскупают еще до завершения строительства. К примеру, мегамолл ИКЕА еще не открылся, но свободных площадей уже нет. Арендные ставки по лучшим коридорам незначительно выросли в этом году и сейчас составляют в среднем $861 за кв.м в год (рост составил около 3%).

На Тверской улице в районе Столешникова переулка, Кузнецкого моста, Нового Арбата ставки аренды по-прежнему самые высокие.

Наибольшая активность операций с торговой недвижимостью наблюдается в пределах Садового кольца и на севере Москвы - на Ленинградском проспекте и шоссе. МКАД превращается в "большую торговую улицу": новые и уже торгующие центры нередко находятся на расстоянии 2-3 км друг от друга. К примеру, так складывается ситуация на северном участке кольцевой автодороги: на 74-м километре строится большой торговый комплекс, рассчитанный на обслуживание жителей района Куркино - на 10 000 кв.м площади помимо супермаркета и магазинов промышленных товаров разместятся fast food, кофейня, затем здесь планируется построить кинотеатр мультиплекс и рестораны. На 71-м километре находится торговый комплекс площадью 7500 кв.м (плюс к этому возможно продолжение строительства на прилегающей территории), а на 66-м километре расположен "Крокус-Сити", включающий универсально-торговый комплекс "Твой дом", молл "Крокус-Сити", спортивно-развлекательный центр, "Крокус-Экспо", административно-деловой и гостиничный комплекс.

В этом году было открыто самое большое количество торговых центров за всю новейшую историю московского рынка. Появилось 18 крупных и средних проектов общей торговой площадью 345 000 кв.м. Все площади были востребованы, в конечном итоге ни у одного из торговых центров не возникло проблем с наполняемостью арендаторами, говорят эксперты. Уровень заполняемости торговых центров в среднем составляет 90-95%.

- Сейчас в центре Москвы на первом этаже какого-либо торгового центра они составляют в среднем $2200-2300 за кв.м, на втором - $1000-1200, - говорит Юлия Никуличева, ведущий аналитик компании Jones Lang Lasalle. - Ставки аренды в этом году оставались стабильными, хотя, мы думаем, что с будущего года они начнут снижаться. Рынок уже достаточно насыщен. Кроме того, в центре столицы торговые марки, как правило, стремятся попасть на улицу, а не в торговый центр. На Тверской или Новом Арбате, где в основном сосредоточены бутики, любая известная марка хочет иметь свой магазин, свою витрину, а торговый центр как бы вторичен по отношению к улице. В центре Москвы мы ожидаем стабилизацию ставок, а за его пределами скорее будет их падение. Тенденция этого года - активное развитие торговых сетей в Москве. Что интересно - сейчас они продолжают расширять свой формат (к примеру, "Перекресток", "Седьмой континент").

Вырос интерес арендаторов к современным складским комплексам. В 2003 году ожидается полный ввод в строй складского комплекса в "Шереметьево-2". Его площадь - 30 000 кв.м, часть складов уже функционирует.

Еще одна тенденция - объединение сетевых торговых операторов в альянсы, например: маркетинговые альянсы - "Шесть семерок", РТС (Российские торговые сети), альянс сети кинотеатров (Объединение независимых кинотеатров - United Independent Cinema), альянс фуд-кортов, инициатором которого выступила Sbarro (компания ЮНТД).

Предложение площадей в новых торговых центрах Москвы в 2003 году А

В ближайшие годы аналитики прогнозируют выход на рынок десятков торговых центров - это сотни тысяч метров торговых площадей, тысячи новых магазинов, а также новые перспективы для всех игроков рынка - девелоперов, ритейлеров, строительных, архитектурных, консультационных и управляющих компаний.

Новый Арбат, д. 1 Арбат Центр 2003 I квартал 46 700

Адрес Название Планируемая дата ввода в эксплуатацию Общая площадь

г. Люберцы, Октябрьский проспект, вл. 152 Патэрсон в Люберцах 2003 I квартал 8 000

Ленинградский проспект, вл. 62-64 Галерея Аэропорт, Ленинградский проспект 2003 I квартал 12 000

Новинский б-р, д. 31 Новинский, 31 2003 II квартал 61 000

Страстной б-р, 10/34 Страстной 2003 I квартал 3 000

Московская обл., пос. Котельники, Лыковская ул. AVA AG (Marktkauf), Лыковская ул. 2003 II квартал 26 500

Моск. обл., Химки Русские торговые сети - Химки 2003 II квартал 37 000

Рублевское шоссе, 62 Auchan 2003 46 000

Ярославское ш., д. 114 Мосмарт - Ярославское ш. 2003 II квартал 16 400

Профсоюзная ул., 61 Калужский 2003 29 000

Можайское шоссе Auchan 2003 40 000

Бибиревская ул., д. 10 Бибирево 2003 12 000

Средний Овчинниковский пер. Tobtim 2003 26 000

Источник: данные риэлторских компаний.
Где собираются построить одиннадцать платных трасс и сколько будет стоить объехать "пробку"


Химки Икеа Химки Мега молл 2003

- Многие говорят, что согласны платить за дорогу, только бы на ней не было инспекторов и пробок. Гаишники будут стоять на платных дорогах?

Сообщение о предстоящем строительстве в столичном регионе коммерческих автомагистралей вызвало у автолюбителей большое количество вопросов. Ответить на них корреспондент "РГ" попросил руководителя дирекции платных дорог Александра СВЕТЛИЧНОГО.

- Всех интересует, где будут проложены платные дороги и когда это произойдет?

- Пробок не будет. Дороги предстоит спроектировать и построить так, что не должно быть ни одного пересечения потоков, ни одного светофора. Чтобы ничто не препятствовало движению. Но контроль выполнения Правил дорожного движения нужен обязательно. Те, кто будет заниматься эксплуатацией платного дорожного участка, заключат договор с автоинспекцией. Однако стационарных постов ГИБДД на трассе не предусмотрено.

- Какова будет все-таки плата за проезд по дороге? Цифры приводятся самые противоречивые.

- Чтобы определить наиболее перспективные участки, мы провели обследование 14 тысяч километров автодорог Подмосковья. После проведения тщательного анализа были выделены участки, где строительство можно начать в первую очередь. Результаты этой работы отражены на схеме. Кроме Ногинской и Красногорской дорог это трасса Москва - Клин, Ново-Егорьевское шоссе, дорога в обход Одинцова и другие. Московский регион в нашей стране самый загруженный автотранспортом, особенно в праздничные и выходные дни. Если все намеченные проекты платных дорог реализовать, транспортная обстановка на дорогах к Москве была бы стабилизирована. Ведение дорожного бизнеса должно регламентироваться федеральными и областными правовыми и нормативными документами. Пакет таких документов с учетом федерального и зарубежного опыта мы разработали, он утвержден правительством Московской области. Теперь необходимо разворачивать строительство. Однако в силу разных причин дело двигается медленнее, чем нам хотелось бы.

- Это правда, что плата может доходить до 50 рублей? Не слишком ли много?

- Нужно понимать, что платные дороги - это бизнес. Выбраны те участки, где движение затруднено, часто возникают пробки, и найдется достаточное число водителей, которые готовы заплатить за спокойную комфортную езду. Легковые автомобили платят одну плату, грузовые - другую. И это понятно. Если по дороге пройдет пешеход, он не нанесет ей никакого ущерба. А когда будет идти автотранспорт повышенной грузоподъемности - имеется в виду больше 8, 20, 30 тонн, - идет интенсивный износ дорожной одежды. Поэтому за грузовики и платят больше. Цена зависит от того, на сколько лет будет подписан договор о платной эксплуатации дороги. Если на короткий срок, цена будет высокой. Но если договор с эксплуатационной компанией заключат на достаточно долгий срок, скажем, на 30 лет, то и плата будет минимальная: от 60 копеек за километр. Если на 10-15 лет, то, конечно, больше.

- За чей счет будут строиться дороги?

- Если за 50 километров, то не слишком. Мы же с вами сейчас садимся в автобус и за две остановки платим семь рублей в городе и 12 - в Подмосковье.
Понимаете, если повысить цену за проезд, то никто не поедет и проект не окупится, а если снизить, так будет такое же столпотворение, как и на бесплатной дороге, а выручка не вырастет, и возврата затраченных денег не дождемся. Дорогу мало построить, ее нужно еще и содержать - мыть, ремонтировать, очищать от снега, платить налоги и зарплату сотрудникам. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. N728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" платные автомобильные дороги весь период их строительства и платной эксплуатации сохраняются в государственной собственности, что предусматривается соответствующим гражданско-правовым договором. Инвесторы на арендованной у государства земле строят дорогу, эксплуатируют ее в течение договорного срока, взимая плату за проезд, возмещают вложенные деньги и проценты по ним. По окончании срока платной эксплуатации магистраль переводится в бесплатный режим и передается инвестором в областную сеть автодорог общего пользования.

- Какой в итоге будет платная дорога?

- Мы ведем переговоры с рядом зарубежных инвесторов из Германии, Италии, Франции, Америки. Но требуемые суммы инвестиций большие, на длительные сроки, а иностранцы требуют надежных правовых и финансовых гарантий, которых мы зачастую предложить не можем. Мы встречаемся и со многими отечественными инвесторами. Многие из них не знают, куда надежно вложить свои деньги. Расчеты показывают, что в дорожном бизнесе инвестор сможет получить от 7 до 15 процентов годовых, причем, что немаловажно, длительное время, несколько десятков лет. Это хороший бизнес, по прибыли не хуже, чем в других отраслях экономики. Риск при этом минимален. Автомобильную дорогу нельзя поджечь, украсть или каким либо другим образом вывести из строя. А государство, не вкладывая ни копейки бюджетных денег, получает в свою собственность хорошую первоклассную дорогу. И автовладелец, который, уплачивая налог с транспортных средств, не знает на какую конкретную дорогу они будут государством потрачены, здесь видит, что платит за конкретную услугу быстрого, комфортного и безопасного проезда.

- Сколько человек будут обслуживать такую трассу, как Москва - Ногинск?

- Прежде чем заняться этой работой, мы изучили опыт ряда государств Европы, Азии и Америки, где платных дорог достаточно много и существуют они давно. В наших нормативных документах нашло отражение, на наш взгляд, все лучшее, что накоплено практикой "Мосавтодора", "Росавтодора", мировым опытом, а также особенности федерального и областного законодательства России.
Принципиальные схемы платных дорог практически все одинаковы, но есть и особенности. Я проехал недавно по 18 платным километрам в объезд села Хлевное на трассе "Дон" в Липецкой области. Там с каждой стороны стоят по четыре кабины, где взимают плату за проезд. Никакие другие услуги не предлагаются. Новые дороги будут иметь зоны сервиса, где водители и пассажиры смогут перекусить, отдохнуть, заправить и привести в порядок свой автомобиль, сделать покупки. Это нельзя упускать из виду, поскольку доходы от дорожного сервиса могут быть сопоставимыми с доходами от платной эксплуатации самой дороги.

- А почему в качестве первоочередного выбрано именно это направление Москва - Ногинск, потому что оно более загружено?

- В строительстве будут задействованы порядка двух тысяч человек. Когда начнется эксплуатация - около 40 Плюс придорожный сервис: заправки, супермаркеты, гостиничные комплексы, станции техобслуживания и др. Там будут задействованы тоже около 2000 человек.

- Скорость на платных дорогах будет высокая?

- У нас загруженных направлений - куда ни глянь. Но если подойти к карте, то видно, что каждая магистраль, ведущая из Москвы на периферию, имеет своего дублера. На западе Минское шоссе рядом с Можайским, Рижское - с Волоколамским. А на востоке пока такого нет. И еще - трасса М7 "Волга" включена во второй международный транспортный коридор. Мы понимаем, что Москва и Московская область с каждым годом будут иметь все больше связей с Уралом, с Дальним Востоком.

- В Москве возможно появление платных дорог, ведь, скажем, в том же Нью-Йорке много таких?

- Расчетная скорость движения составит 150 километров в час. Это то, что позволяют транспортно-эксплуатационные и конструктивные показатели дороги. Но это не значит, что все будут нестись именно с такой скоростью. Это противоречит правилам. Пока на наших дорогах скорость ограничивается 90-110 километрами в час. Вот на МКАД сейчас скорость 100 км/ч, хотя расчетная скорость там - 120-150 км/ч.

- А вы проводили опрос? Люди готовы платить за дорогу?

- Конечно, в центр Москвы попасть уже сейчас тяжело - все радиальные маршруты забиты до предела. Платная дорога может быть построена в том случае, если заинтересованы участники движения. То есть, если люди готовы платить, есть инвестор, власти согласны предоставить землю и поддерживать этот проект.
Видимо, недостаточно денег в городском бюджете для того, чтобы строить платные дороги. Но все-таки сооружают и третье транспортное кольцо, и другие объекты. Может быть, стоило бы пока на основных транспортных магистралях в городе начать строить платные эстакады-дублеры (второй этаж дороги). В Москве любая такая работа окупится лет за 20-3

В пятницу стало известно, что Хорошевский суд Москвы обязал бывшего председателя правительства РФ Михаила Касьянова вернуть в госсобственность дачу Сосновка- Как сказала секретарь Мосгорсуда Анна Усачева, суд огласил лишь резолютивную часть решения, согласно которой иск Росимущества к Михаилу Касьянова о передаче в госсобственность его дачи, расположенной в Сосновке-1, удовлетворен частично. По ее словам, суд отказал Росимуществу в удовлетворении просьбы о возмещении М.Касьяновым ущерба за снос домов, находившихся ранее на территории, а также за возведение новой постройки. В свою очередь, представители ответчика заявили, что после того, как защита ознакомится с полным тестом решения суда, будет решен вопрос о его обжаловании в вышестоящей инстанции Мосгорсуде.

- Да, опрашивали. Результат показал, что водители готовы уже сейчас платить за дорогу в обход Одинцова - на трассе М1 - Москва - Минск. Там очень напряженный участок. 80 процентов тех, кто проезжает этой дорогой, готовы платить.

Один из инициаторов дачного дела М.Касьянова депутат Александр Хинштейн неоднократно заявлял, что у бывшего председателя правительства РФ не было разрешительной документации на снос старого дома и строительство нового. Поэтому государство может потребовать через суд от М.Касьянова восстановить объект в его первозданном виде, либо оплатить его стоимость. Такое требование подразумевает и снос вновь возведенных объектов, стоящих несколько десятков миллионов долларов. Однако суд не стал делать ни того, ни другого. А поступил проще постановил вернуть государству роскошный особняк.

Отметим, что в своем иске Росимущество настаивало на взыскании с ответчика стоимости утраченного имущества в размере 46 млн 575 тыс рублей, а также требовало от М.Касьянова сумму незаконного обогащения в размере 61 млн 560 тыс рублей за период использования имущества со 2 августа 2005 г до 2 августа 2006 г. Итак, суд простил бывшему российскому премьеру более 100 млн рублей, однако отобрал комплекс зданий, состоящий из 27 построек, стоимость который в настоящее время оценивается в 41 млн долл. Однако не стал наказывать его за то, что он снес старый дом и построил новый.

Виртуозно выстроенная схема перевода госсобственности в руки частного собственника привлекла внимание правоохранительных органов не сразу. Об одной из дач в Троице-Лыково /а их там четыре, в Сосновке-2 живет писатель Александр Солженицын, а в Сосновке-4 обитает нынешний премьер Михаил Фрадков/ вспомнили в 2005 г, через несколько месяцев после того, как бывший премьер через год после своей отставки в феврале 2005 г собрал пресс-конференцию и подверг резкой критики политику Владимира Путина, обвинив его в подавлении демократических свобод в России. Тогда же он заявил, что не исключает своего участия в президентских выборах 2008 г, и призвал оппозицию к объединению.

Трудно удержаться от вопроса, как государство собирается в дальнейшем распоряжаться вновь обретенной собственностью, которая расположена в Троице-Лыкове и по престижности не уступает заповедным местам на Рублево-Успенском шоссе, например, поселкам Жуковка или Барвиха? Напомним, что Сосновка-1 это бывшая резиденция Михаила Суслова, одного из высокопоставленных чиновников советских времен, и расположена на участке в 11,5 га. Этот уникальный объект оказался в собственности М.Касьянова не сразу. В 1996 г компания Эвихон арендовала на 49 лет дачи Сосновка-1 и Сосновка-3 у Госимущества РФ, передав их впоследствии на праве хозяйственного ведения ВПК-Инвесту. Примечательно, что распоряжение о передачи этих госдач ФГУП ВПК-Инвест подписал незадолго до своего ухода с поста премьер-министра страны М.Касьянов. В 2003 г эта компания получила разрешение на продажу дач, и они были реализована на аукционе. В результате Сосновка-1 досталась компании Амелия, а Сосновка-3 Вельтексу. Позже, в ходе следствия было выявлено, что все фирмы, участвовавшие в торгах, были аффилированы друг с другом, зарегистрированы по одному адресу и в один и тот же день. Похоже, авторы этой схемы хорошо знакомы с творчеством Ильфа и Петрова и были поклонниками таланта Остапа Бендера, основавшего контору Рога и копыта. Как бы то ни было, следователи Генпрокуратуры в рамках уголовного дела, возбужденного в 2005 г против М.Касьянова, установили, что одна из таких фирм ООО Арт-групп была учреждена супругами Касьяновыми. Сделано это было в 2003 г, через год после того, как М.Касьянов покинул пост главы Белого Дома.

Комментируя историю с дачей М.Касьянова, политолог Московского центра Карнеги Андрей Рябов отметил, что политическое будущее бывшего премьера до сих пор не определено, и в Кремле нет единой позиции относительно того, допускать или нет его на выборы. Поэтому национализация его дачи это очередной демарш сторонников жесткой линии, которые добиваются исключения экс-премьера из политического процесса.

Все ждали реакцию властей на выступление М.Касьянова. Ее не последовало. Тогда бывший премьер в мае 2005 г собрал журналистов на вторую пресс-конференцию, заявив, в частности, что он считает Михаила Ходорковского /экс-глава ЮКОСА/ политическим заключенным. Кроме того, М.Касьянов сказал, что не собирается в случае преследований покидать страну и идет на выборы 2008 г. И в итоге власть откликнулась на его призывы. В июле 2005 г Генпрокуратура завела уголовное дело в отношении незаконной приватизации дачи Сосновка- Примечательно, что сначала главным фигурантом этого дела был глава ВПК-Инвест. Однако в конце 2006 г Росимущество уже обратилось в суд с иском непосредственно к М.Касьянову. Уже тогда стало понятно, что дачу у него в 2007 г отберут. Что и произошло.

Возможно, предназначение дачной истории Касьянова можно понимать как предупреждение. Прежде всего, высокопоставленным российским чиновникам, которые вдруг вознамерятся стать публичными политиками с оппозиционными взглядами. Дело о Сосновке-1 может стать своеобразной памяткой и для крупнейших российских бизнесменов, также вознамерившимися удариться в политику с оппозиционным уклоном. Примечательно, что скандалы с недвижимостью испортили карьеру многим политикам на Западе. Недавно одного из основных кандидатов в президенты Франции, главу МВД Николя Саркози, обвинили в коррупции и махинациях с недвижимостью. Его политические оппоненты утверждают, что Н.Саркози в свое время, воспользовавшись служебным положением, купил две шикарные квартиры, заплатив на 300 тыс евро меньше их реальной стоимости. А затем он якобы их продал, но уже по рыночной цене почти за 2 млн евро.

С другой стороны, возвращение государству Сосновки-1 можно рассматривать как торжество закона. Ведь отобрали же в 2006 г Сосновку-3 у главы Альфа-Групп Михаила Фридмана /приобрел собственность по той же схеме, что и Сосновка-1/, а он уж точно не собирается баллотироваться в президенты в 2008 г.

История вопроса
Явление это возникло относительно недавно и было спровоцировано самими новоселами. Однажды застройщики вдруг обнаружили, что их деньги и усилия оказываются выброшенными на ветер: статистика показала, что в процессе ремонта квартир, который жильцы делали при вселении в новый дом, около 90% (!) жилья было перепроектировано с полным или частичным сносом уже готовых перегородок. Тогда продавцы провели эксперимент: попробовали предлагать квартиры в двух вариантах: с уже выполненными перегородками и без них (только с согласованным типовым проектом). Результат был вполне очевидным: лишь 20% жильцов согласились получить жилье с готовыми перегородками - остальные хотели сделать все по своему вкусу. Но и это было еще не все: когда дом сдали, добрая половина из этих 20% (видимо, по принципу аппетит приходит во время еды) все-таки сломали типовые стены и устроили все по-своему. Такое неразумное поведение новоселов привело к тому, что в обиходе вскоре появился новый термин квартира со свободной планировкой (то есть,
жилое помещение, в котором к окончанию строительства присутствуют внешние стены, несущие стены и торчащие трубы санузлов). И покупатель получает вовсе не простор для реализации творческих идей, как ему хочется думать, а весьма непростой и дорогостоящий проект. Поэтому, прежде чем на него решиться, нужно взвесить все за и против задолго до начала стройки.

Возвращаясь к завершению историю с возвратом дачи М.Касьянова государству, следует отметить, что у бывшего премьера есть и другой домик в Подмосковье. Интересно другое кто станет новым постояльцем вернувшейся в госсобственность резиденции в Троице-Лыково? А главное, узнает ли об этом общественность?
Так уж устроена жизнь, что слово свобода далеко не всегда означает то, что мы подразумеваем. Возьмите хотя бы заявленную в нашей стране свободу слова или обещанную многострадальным новоселам свободу планировки

Просчитайте ваши возможности
Имейте в виду: в вопросах свободы сильно обольщаться не стоит, так как в процессе планирования вам придется соблюдать массу правил и условностей. Первое, на что нужно обратить внимание, - это расположение оконных проемов. Если вы намереваетесь разгородить пространство на определенное количество комнат, следует заранее предусмотреть, хватит ли вам для этого окон и не диктует ли их расположение только один возможный вариант планировки. Другой важный момент - расположение несущих колонн. Если их предполагается два, то идеальный вариант - когда стояки расположены в противоположных частях квартиры - это позволит вам поиграть с пространством. Кроме того, любители водных процедур еще на стадии выбора должны убедиться, что в квартире есть возможности и ресурсы для расширения ванной комнаты.

Цена вопроса
Привлекательность квартиры со свободной планировкой состоит в возможности самому спланировать пространство своей жизни - не снося стен, чтобы затем выстраивать их на новом месте. На полу с помощью дорожки из кирпичей выложена схема, утвержденная БТИ правильной планировки. Если вы поставите стены в соответствии с этой схемой, вам не придется заказывать новый проект у архитектора (но в таком случае, какой смысл было выбирать свободу?). Все же моменты расхождения с данной планировкой (то есть, свой вариант) вы должны будете официально утверждать в соответствующих органах, как если бы это была перепланировка. Другими словами, выбор в пользу свободной планировки заведомо означает, что вы готовы понести дополнительные расходы - на дизайнерский проект (от $30 до 100 за 1 кв. м), а затем на его согласование, неговоря уже непосредственно о стадии ремонта (может уйти до $3000).

Приготовьте деньги и нервы
Как ни крути, а выходит, что квартира со свободной планировкой - это своего рода конфетка с горькой начинкой. С одной стороны, вы сами отчасти становитесь автором своей квартиры - что, конечно же, делает вас владельцем эксклюзивного жилья. И даже если вам удастся осуществить только половину из своего списка мечт, а все остальное безвестно канет в пучине отказов архитектора и БТИ - вы все равно будете на седьмом небе от счастья. Но вот чего это вам будет стоить! Вы должны представлять себе, что, помимо огромных затрат, вас ждут все круги ада, связанные согласованием и утверждением проекта. Увы, процесс этот может занять гораздо больше времени, чем вы себе представляете. Во-первых, все начинается только после получения вами прав собственности на жилье, а, во-вторых, само по себе может отнять полгода. После этого приготовьтесь к самому главному: на ремонт, а, по сути, строительство может уйти от шести месяцев до года.

Рамки вашей свободы
Но даже если вам удалось выбрать идеальную заготовку для будущей квартиры вашей мечты, лучше заранее обсудить со специалистом все ваши задумки. Имейте в виду: есть вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги - просто с целью безопасности. Например, переделывать конструктивные элементы дома (сносить или сдвигать несущие стены), объединять балконы и лоджии с комнатой путем разборки наружных стен, выводить отопление за пределы внешних стен (менять фасадную часть дома), а также сносить или совмещать вентиляционные блоки (например, кухонную вытяжку с вентиляционным коробом санузла). Некоторые другие изменения в стационарные конструкции можно вносить только при условии, что под них будет разработан специальный проект. К ним относятся, например, увеличение высоты дверного проема в несущей стене, а также перенос санузла. Кроме того, разгораживая стенами вашу площадь, помните о том, что, согласно закону, каждый метр, отрезанный вами от подсобной площади в пользу жилой, вам придется
отвоевывать в БТИ. Кроме того, ответить придется и за выгороженные вами комнаты площадью меньше 9 кв. м (к примеру, кладовка или гардеробная).



Главная --> Публикации