Главная --> Публикации --> Организованных поселков под новосибирском пока нет Ипотечное перекредитование лишает налогового вычета Только раз бывает в жизни вычет... Падения цен на жильё в столице и подмосковье не будет Над небоскребами сгустились тучи

Меньше чем через два месяца московские власти закончат разработку перечня промзон нового типа, которые позволят Москве разумнее и эффективнее использовать свою землю. Новые промзоны можно будет использовать только по профильному назначению - а не для сдачи помещений в аренду под склады и офисы, как происходит сегодня. С одной стороны, это позволит городу развивать промышленный потенциал и обеспечивать москвичей рабочими местами. С другой - в ходе реорганизации промзон столица избавится от вредных производств и полузаброшенных промышленных площадок. Их место займут новые жилые кварталы, школы и дороги.

Московские власти формируют новые промзоны, в которых останутся только эффективные и экологически чистые производства.

С одной стороны, строительный бум последнего десятилетия почти исчерпал свободную землю для массовой застройки. С другой - реформы и кризисы 90-х годов привели к резкому снижению эффективности работы многих предприятий. Одни, те, что были созданы еще при царе Горохе, безнадежно устарели. Другие не выдержали конкуренции и стали просто нерентабельными. Третьи прекратили производство и вместо этого занялись сдачей в аренду своих площадей. По данным правительства Москвы, сегодня около 24% предприятий города убыточны, средний износ основных фондов составляет более 47%. Поэтому Департамент земельных ресурсов Москвы начал работу по инвентаризации промышленных зон, выявлению типичных связанных с ними проблем и разработку мер, способных улучшить ситуацию.

Москва перегружена промышленными зонами - этот факт городские власти признавали еще в советские времена. И еще тогда они пытались подступиться к решению проблемы рационального, с точки зрения использования земельных ресурсов, размещения промышленных предприятий. В те времена был даже подготовлен список предприятий, подлежащих выводу за пределы Москвы. Многие предприятия уже тогда не соответствовали ни санитарным, ни экологическим нормативам. А с точки зрения архитектуры большинство из них были бельмом на глазу города. Преобразования в стране и череда экономических потрясений помешала реализовать эти планы. Тем временем актуальность проблемы избыточных промзон многократно возросла.

В октябре 2006 года правительство Москвы приняло постановление, которым утверждена первая очередь перечня территорий промышленных зон города Москвы. Она включила в себя 35 промышленных зон общей площадью немногим более 2500 га, расположенных в границах 7 административных округов города Москвы. А всю работу по формированию перечня промышленных зон в городе планируется завершить в первом квартале нынешнего года. Отличие новых промзон от старых заключается в том, что они будут работать на промышленность и науку - на них и только на них. Любое нецелевое использование земли и зданий в промзонах будет запрещено. Земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, предназначенные для научной и промышленной деятельности, подлежат кадастровому учету как земельные участки предприятий науки и промышленности, - говорит Виктор Дамурчиев. - После этого не допускается изменение цели использования земельных участков предприятий науки и промышленности.

Было изучено состояние земель в производственно-коммунальных зонах, составлен перечень расположенных в их границах предприятий с соответствующим описанием. Выявлены наиболее распространенные отклонения от выполнения производственной или научно-производственной деятельности предприятий (сдача площадей предприятий в аренду под склады, торговые и офисные пространства), - рассказывает руководитель Департамента земельных ресурсов города Виктор Дамурчиев. - Сформулированы меры, обеспечивающие переход к формированию промышленных зон и повышение эффективности использования включенных в них земель за счет совершенствования планирования территорий и выявления территориальных резервов.

В рамках новых промышленных зон останутся только те предприятия, которые действительно работают и используют свою землю и строения по прямому назначению. Обанкротившиеся, простаивающие, вредные или раздающие землю и здания в аренду заводы будут ликвидироваться или выводиться за пределы города. Как показывают исследования столичных властей, под сокращение попадут многие. Действующий Генеральный план развития Москвы до 2020 года предусматривает сокращение площади производственно-коммунальных зон с 20 тысяч до 15 тысяч гектаров. Намечена ликвидация 16 и частичное сокращение 20 бывших производственно-коммунальных зон.

Перевод земли промзон в другую категорию будет возможен лишь в нескольких, специально оговоренных случаях. Например, когда взамен ликвидируемого производства предварительно создается производство аналогичной или большей мощности, либо когда речь идет о выводе за пределы города экологически вредных производств. Любая реконструкция или строительство в границах промышленных зон может осуществляться в рамках разрешенного использования, то есть в нашем случае только для возведения объектов, предназначенных для функционирования научных и промышленных предприятий, - заключает глава Департамента земельных ресурсов.

Что же касается освободившихся земель, то власти обещают при их использовании соблюсти баланс и меру. С одной стороны, на месте бывших фабрик и заводов будет строиться новое жилье. С другой - не останутся без внимания и объекты социальной сферы: школы, детские сады и больницы и транспортная инфраструктура: гаражи и дороги. А в некоторых местах на смену дымящим трубам придут парки и скверы.
Во вторник на заседании правительства города мэр Юрий Лужков предложил оформлять землю под многоэтажками в собственность жильцов в обрез: только участок под домом плюс несколько метров. Право на приватизацию всего остального - детских площадок, автостоянок, дворов (то, ради чего товарищества собственников жилья решаются на бюрократический марафон) - должно обсуждаться в каждом конкретном случае правительством города.

Результаты этой работы позволят использовать городскую землю наиболее рационально. Реально работающие производства будут размещены более компактно. В новых промзонах будет сосредоточен весь научный и промышленный потенциал города. Здесь он будет развиваться и работать на благо не только Москвы, но и всей страны. Московские власти отдают себе отчет в том, насколько это важно. Ведь сейчас доля поступлений в бюджет города от налога на прибыль промышленных предприятий составляет около 20%, а с учетом подоходного налога эта доля возрастает почти до 65%. На производственных предприятиях в городе занято около 600 тысяч москвичей, что составляет 19% экономически активного населения. Поэтому минимальная площадь промзон, перечень которых будет разработан до конца мая, должна быть не менее 7500 га. По расчетам специалистов, это обеспечит устойчивый рост промышленности в городе до 2030 года.

- На сегодняшний день нами оформлено в собственность ТСЖ 716 участков под многоквартирными домами, - доложил на заседании правительства глава земельного департамента Виктор Дамурчиев. - Мы сразу же обнаружили негативные последствия, которые могут возникнуть в процессе выполнения этой работы. Если следовать букве закона и оформлять не только участок под домом, но и прилегающую территорию, то в отдельных случаях приходится прирезать огромный участок (от 0.5 до 1 гектара) одному дому (первому, который обратился с заявкой по поводу земли), ущемляя тем самым соседние дома.

Оформить собственность на землю под домом вместе с прилегающим участком - многолетняя мечта многих столичных жилищных товариществ (ТСЖ). И это понятно - заветная бумага может стать реальной защитой от появления во дворе коммерческой точечной высотки или принудительного выселения на окраину в процессе реконструкции квартала. Московские власти под различными предлогами долго отказывали гражданам в праве на землю, стараясь сохранить контроль за городской территорией. После вступления в силу федерального Земельного кодекса тянуть стало невозможно, и летом 2006 года процесс пошел. Хотя и очень медленно.

- Если мы пойдем по этому пути, то скоро не сможем получить ни одного футбольного поля или теннисного корта на территории микрорайона. Все резервы будут присоединены понемножку к каждому дому. Особенно, когда речь идет об обжитых районах, где строили, не задумываясь о том, что земля когда-нибудь будет разделена между домами. Нужно оформлять в собственность участок под домом и то, что вокруг - в пределах, необходимых для обеспечения жизнедеятельности микрорайона.

Главу земельного департамента поддержал главный архитектор города Александр Кузьмин:

- Сегодня наметилась тенденция: после того, как ТСЖ получает в собственность землю вместе с детской площадкой, оно закрывает доступ на нее детям из других домов: Это наша площадка, и никого больше туда не пустим. Это абсолютно неприемлемо - москвичи привыкли пользоваться одними игровыми площадками и общими стояночными местами. Оптимальный путь - нужно принять общее для всех решение: оформление территории по периметру дома с каким-то нормативным допуском, обязательным для всех. Не более того. Любые вопросы, связанные с просьбами о дополнительном участке земли, нужно рассматривать отдельно и принимать отдельное решение на уровне правительства Москвы. Особенно, когда речь идет о спортивных объектах.

Судя по решительности, с которой мэр Лужков подвел черту под обсуждением, точка зрения на эту проблему в верхах столичной власти устоялась:

Согласно ст. 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. И в отдельных ситуациях представляется сомнительным получение экономической выгоды, например, при продаже единственной квартиры с целью приобретения нового жилья. Вместе с тем доходы от реализации имущества, в том числе и квартиры, находящейся на территории Российской Федерации, отнесены к доходам, признаваемым объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц, а следовательно, включаются в налоговую базу при исчислении налога (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Нередко мы продаем свое имущество с целью приобретения нового. Например, продаем одно- или двухкомнатную квартиру, чтобы купить трехкомнатную квартиру, продаем старый автомобиль, чтобы купить новый и так далее. И немногие задумываются над налоговыми последствиями совершенных сделок.

Если имущество находилось в собственности налогоплательщика три года и более, размер имущественного налогового вычета равен сумме, полученной налогоплательщиком при его продаже. То есть в этом случае у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога.

При этом налогоплательщик при получении дохода от продажи квартиры или иного имущества вправе получить имущественный налоговый вычет. Размер имущественного вычета зависит от вида продаваемого имущества и срока его нахождения в собственности налогоплательщика на момент продажи (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Вместе с тем налогоплательщик по своему выбору вместо использования права на получение имущественного налогового вычета может уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Например, доход от продажи квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, составил 3 миллиона рублей. При этом на ее покупку было истрачено 2 миллиона рублей. Таким образом, при использовании имущественного налогового вычета налогоплательщик должен будет уплатить налог в сумме 260 тысяч руб. ((3 000 000 - 1 000 000) х 13%). При использовании своего права на уменьшение полученных доходов от продажи квартиры на сумму фактических расходов сумма причитающегося налога на доходы физических лиц уменьшится до 130 тысяч рублей. ((3 000 000 - 2 000 000) х 13%).

Если имущество находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме 1 000 000 рублей при продаже жилых домов, квартир (а с 1января 2007 года и комнат), включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе. Размер имущественного вычета при продаже иного имущества ограничен суммой 125 000 рублей.

Вне зависимости подлежит ли уплате налог на доходы физических лиц или нет, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию за налоговый период, в котором продано имущество. Эта обязанность предусмотрена в п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ. Предельным сроком подачи налоговой декларации за 2006 год является 30 апреля 2007 года. При неисполнении установленной обязанности к налогоплательщику могут быть применены меры налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации и неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц.

При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

Имущественный налоговый вычет может быть предоставлен не только при продаже жилья, но и при его покупке. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 220 НК РФ предусмотрен второй вид имущественного налогового вычета. Такой вычет предоставляется в отношении расходов на новое строительство или приобретение на территории России жилого дома, квартиры, доли в них, а с 1 января 2007 года - и комнаты.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. При нарушении срока представления налоговой декларации в течение более 180 дней штраф взыскивается в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Таким образом, если на основании налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате (доплате), равна нулю, то штраф за непредставление декларации в течение 180 дней составит 100 рублей, а поскольку за нарушение срока в течение более 180 дней минимальная сумма штрафа не установлена, то штраф и не может быть взыскан.

Документами, подтверждающими право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, являются:

Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 миллион рублей. Без ограничения размера при предоставлении вычета учитываются суммы, уплачиваемые за пользование ипотечным кредитом или целевыми займами, фактически израсходованными на новое строительство или приобретение жилья.

- при приобретении квартиры или прав на квартиру в строящемся доме:

- при приобретении или строительстве жилого дома - свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом или долю в нем;

акт о передаче квартиры налогоплательщику или свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру.

договор о приобретении квартиры или доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме;

Если квартира или комната приобретается без отделки, то налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет и по расходам на приобретение отделочных материалов, на выполнение работ, связанных с отделкой квартиры (комнаты). Обязательным условием принятия к вычету расходов на достройку и отделку является наличие в договоре указания на приобретение незавершенных строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру, комнаты) без отделки. Но и в этом случае предельная сумма имущественного налогового вычета не может превысить 1 миллиона рублей.

При приобретении комнаты представляются такие же документы, как и при приобретении квартиры.

В отличие от имущественного налогового вычета при продаже имущества, который может быть предоставлен только по итогам налогового периода, вычет при покупке жилья может быть получен как по итогам налогового периода, так и в течение налогового периода при обращении к работодателю. Однако налогоплательщику все равно придется представить в налоговый орган все необходимые документы, по итогам рассмотрения которых выдается уведомление, являющееся основанием предоставления вычета по месту работы.

Указанный имущественный вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика и платежных документов, подтверждающих его расходы. В частности, при приобретении жилья у физических лиц документом, подтверждающим факт уплаты денежных средств, является расписка продавца или нотариально удостоверенная запись.

Во-первых, Кодекс не допускает повторного получения такого вычета. Исключением являются налогоплательщики, использовавшие аналогичную льготу по подоходному налогу до 2001 года, т.е. до вступления в действие главы 23 НК РФ.

При получении имущественного налогового вычета при покупке жилья необходимо обратить внимание на следующие особенности.

Таким образом, при продаже и покупке квартиры или иного жилья могут быть предоставлены два имущественных налоговых вычета. Однако возможностью их получения налогоплательщику следует непременно воспользоваться. При этом не стоит забывать, что если при покупке жилья срок подачи налоговой декларации не ограничен, то при продаже налоговая декларация подается в обязательном порядке не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором была совершена сделка.

Во-вторых, при неполном использовании данного вычета его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного использования. При этом законодатель никаким образом не ограничил период получения имущественного налогового вычета.

На состоявшемся в минувший понедельник собрании акционеров Копейки Уралсиб стал владельцем 100% акций сети, завершив сделку по приобретению 50% акций сети у бывших владельцев Александра Самонова, Сергея Ломакина и Артема Хачатряна. Сколько бывшие акционеры получили за свои доли, не разглашается. Однако некоторые из них уже рассматривают возможность по развитию собственных новых проектов. В частности, Александр Самонов может заняться девелопментом.

Как было указано, обязанность по подаче налоговой декларации возникает у налогоплательщика и при продаже движимого имущества, например автомобиля. Однако предоставление какого-либо вычета при приобретении нового автомобиля Налоговым кодексом не предусмотрено.
Бывший президент и совладелец торговой сети Копейка Александр Самонов нашел применение средствам, вырученным от продажи своей доли финансовой группе Уралсиб. Как стало известно Бизнесу, он может заняться развитием девелоперских проектов в Воронеже. Самонов рассматривает возможность инвестировать в строительство ТРЦ на участке земли, который сейчас находится в собственности воронежской группы компаний Висант.

Участок в Воронеже в микрорайоне Северный ГК Висант приобрела в долгосрочную аренду около трех лет назад. Более 3 га из общей площади участка в 12 га планировалось отвести под строительство торгово-развлекательного центра площадью около 30 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций в строительство ТРЦ планировался в размере 800 млн руб.

Бывший президент Копейки уже не раз публично заявлял о своем намерении заняться девелоперскими проектами в Подмосковье и регионах. Как сообщил Бизнесу источник, знакомый с планами Самонова, предприниматель заинтересован в выходе на рынок Воронежа. По его словам, одним из вероятных объектов для инвестиций может стать замороженный объект местной группы компаний Висант, развивающей одноименную сеть магазинов, а также на основе договора франшизы местные дискаунтеры Пятерочка и гипермаркеты Мосмарт. Получить комментарии Самонова и представителей Висанта вчера не удалось.

Информацию о том, что Висант продает арендованный участок, Бизнесу подтвердили сразу несколько игроков рынка. Так, об этом знает заместитель гендиректора сети Мосмарт Семен Слуцкий, который, правда, категорически отказался комментировать ситуацию, добавив лишь, что у Висанта с сетью подписан договор франшизы. В Техносиле Бизнесу также подтвердили, что планировали стать арендатором ТРЦ. Представители сети осведомлены о намерениях Висанта продать участок. По нашим данным, сделка близка к завершению,- говорит источник Бизнеса.

Однако проект так и не был реализован. Вначале Висант столкнулся с недовольством местных жителей, требовавших запретить стройку в парковой зоне, а в дальнейшем, как отмечают участники рынка,- и с нехваткой финансирования. Как удалось выяснить Бизнесу, якорными арендаторами в ТРЦ должны были стать гипермаркет Мосмарт, сеть кинотеатров Синема парк и сеть Техносила.

С ним соглашается и начальник отдела исследований торговых помещений консалтинговой компании CB Richard Ellis Noble Gibbons Нина Новикова. По самым примерным оценкам, стоимость участка может составить около $6-7 млн,- считает она. При этом эксперт отмечает, что такая покупка весьма интересна. Воронеж - город с миллионным населением, а микрорайон Северный - перспективное место для строительства ТРЦ,- отмечает Новикова.

Бывший партнер Висанта по проекту строительства ТРЦ, президент российского филиала шведской корпорации Centrum Group (крупный игрок европейского рынка девелопмента, в настоящее время разрабатывающий собственный воронежский проект ТРЦ) Олег Темиров рассказал Бизнесу, что Висант действительно отказался от планов строительства и ищет покупателя на участок. При этом цена $20 млн, которую продавец пытается выручить, по мнению Темирова, существенно завышена. Проект в том виде, в котором он существует сегодня, я оцениваю примерно в $6 млн,- считает Темиров.



Главная --> Публикации