Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Публикации --> Панельное домостроение. типовой сериал Мимо центра Внимание, снимаем! Как рассказали "Фокусу" в Жилищной инспекции Москвы, в прошлом году туда поступило более 8000 обращений, связанных с перепланировкой. Для сравнения: в 2000 г. было подано примерно 7000 заявок. Разница в цифрах, по мнению инспекции, во многом связана с ужесточением штрафных санкций по отношению к тем, кто не собирается легализовывать снос стен, перенос дверных проемов и прочее. В новом Кодексе об административных правонарушениях, принятом летом этого года, были зафиксированы ответственность физических лиц за незаконную перпланировку жилья и максимальная сумма штрафа - 25 МРОТ (2500 руб.). Пока же перепланировочный бум не спадает и, по сути, четко не регулируется. Владельцы квартир с большим азартом "переставляют" стены, а многочисленные архитектурные бюро помогают им легализовывать строительные фантазии. Квартиры не только в старых домах, но и в новостройках спланированы чаще всего не так, как хотелось бы их хозяевам. Проведение перепланировки жилых помещений требует обязательного согласования с многочисленными городскими инстанциями. Оформление разрешения - дело чрезвычайно утомительное, тем более если перепланировка уже закончена и легализовать ее надо постфактум. Многие предпочитают отдавать оформление разрешительных документов на откуп архитектурному бюро или строительной фирме. А посему на этой ниве развился высокоприбыльный бизнес. До недавнего времени оформить перепланировку в полной мере официально было просто невозможно: чиновники, исходя из собственных соображений, сами решали, кому разрешать сносить стенку в квартире, а кому - нет. На фоне нескольких постановлений и распоряжений мэрии принятый в сентябре 1999 г. закон "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" выглядит колоссальным шагом вперед. В нем была достаточно подробно прописана схема проведения и оформления перепланировки квартир. Но тезис про "хорошие" законы и "плохих" исполнителей - давно общее место. Вот и с введением этого городского закона порядка больше не стало. Закон - не дышло? Все действия участников процесса согласования перепланировки максимально "зарегламентированы". И, соответственно, взяты под контроль многочисленными надзирающими и разрешительными инстанциями. На практике все происходит вопреки здравому смыслу, потому что законодательство по перепланировке имеет исключительно разрешительный характер и многое остается на усмотрение чиновников. Как посетовал один из собеседников "Фокуса", не первый год занимающийся урегулированием отношений владельцев перепланированных квартир со столичными инстанциями, несмотря на существование единых правил, каждый округ столицы ставит дополнительные препоны на пути оформления разрешения: "Несмотря на то что мы работаем с одними и теми же местными комиссиями, каждый раз они встречают тебя с новыми ставками на свои услуги, поскольку прекрасно знают - обойти их невозможно". Вообще, считают многие юристы, принятые в столице процедуры согласования можно опротестовать в суде как антиконституционные, поскольку они ограничивают право собственности, предполагающее не только владение, но и распоряжение имуществом. Если владелец перепланировал квартиру, не нарушив при этом конструктивной целостности здания, не выходя за границы своей собственности и без ущерба соседям, то сама процедура неких согласований юристам кажется излишней. Владельцу квартиры предстоит уплатить сборы, в общей сложности составляющие $80 Сюда входят только затраты на официальное оформление перепланировки, не считая стоимости архитектурного проекта. Во сколько он обойдется, точно сказать сложно. Некоторые архитектурные бюро заявляют: рассчитывать меньше чем на $30 за кв. метр не стоит. В МосжилНИИпроекте, напротив, ни о какой усредненной стоимости проекта вообще не говорят, стоимость проекта - дело сугубо индивидуальное и в общем и целом от метража квартиры не зависящее. И все же для сравнения: изготовление проекта 57-метровой квартиры МосжилНИИпроект оценил в $130. "На каждую квартиру существует план, где отражаются все изменения. Никакая перепланировка или переоборудование невозможны без проекта, - рассказывает Сергей Колесников, главный архитектор архитектурной мастерской "Акант". - Проект становится официальным документом только после длительной процедуры согласований в разных организациях и ведомствах. В Москве собственник жилья должен быть готов к тому, что проект перепланировки в одной из лицензированных организаций (проекты перепланировки компании предпочитают заказывать в МосжилНИИпроекте, поскольку изготовленные в этой организации бумаги легче преодолевают бюрократические препятствия. - "Фокус") пройдет как минимум через 10 инстанций". При положительном решении комиссии все работы по перепланировке и переоборудованию должны быть проведены в срок, не превышающий полгода. Если рабочие в отведенное им время не уложились, то, согласно закону о порядке переустройства жилых помещений, всю процедуру согласований и утверждения проекта придется начинать сначалаѕ То же самое ждет собственника жилья в случае получения им документа с официальным обоснованием отказа МВК и приложенной копией плана, где красными линиями обозначены нарушения. Деньги за ведомственные сборы и непредусмотренные законом траты, естественно, не возвращаются. Готовый проект согласовывается в архитектурно-планировочном управлении - по официальным расценкам, это 4000 руб. Далее следуют СЭС, пожарные, жилинспекция - все вместе порядка 2000 руб., а затем ДЕЗ. В ДЕЗе дадут добро только в случае, если будет предоставлено согласие соседей, оформленное актом, предусматривающим компенсацию возможного ущерба их жилью. Здесь есть два варианта. Если сосед - человек вменяемый, то он подпишет и забудет. Если за стенкой живут "доброжелатели", их придется стимулировать, и не только ради того, чтобы не тормозить процесс оформления разрешения, но и чтобы предупредить их визиты с претензиями в будущем. В случае, если переустройство предполагает замену инженерного оборудования, необходимо также получить согласие Мосгаза и Мосэнерго. На подпись в каждом из учреждений на вполне законных основаниях уходит до месяца, к тому же межведомственная комиссия (МВК), которая и дает заключительное разрешение, заседает только раз в месяц. Как правило, БТИ узнает о случившихся перепланировках через ДЕЗы. Грубо говоря, ДЕЗ - это разведчик, который отслеживает перестройки квартиры по "косвенным признакам" - скажем, наличию строительного мусора во дворе. Или просто засылает "лазутчиков" под видом проверки (сантехника, например). Единственный совет, который дают консультанты: до полного оформления перепланировки в квартиру никого не впускать. "Повесьте на дверь памятку - сидеть на вашем диване может только товарищ с санкцией прокурора" - так советует один из них. Лазутчики и ответчики В первое время после появления городского закона о порядке переустройства квартир можно было совершенно спокойно, не боясь "лазутчиков" из ДЕЗа и наблюдательных соседей, оформить перепланировку. Однако Северный округ столицы создал прецедент, первым обязав глав районных управ запретить оформление документов по заявительному характеру после сделанной перепланировки. И все же, обзвонив в общей сложности десяток архитектурных бюро и строительных компаний, ваш корреспондент убедился, что перепланировку вполне можно оформить задним числом и получить при этом официальное разрешение, как будто вы еще только собираетесь перестраивать свою квартиру. В лучшем случае за неоформленное переоборудование и перепланировку квартиры районная управа пришлет вам письмо с настойчивым предложением вернуть стену на место и уплатить штраф, равный 25 МРОТ (2500 руб.). Если же от новшеств пострадали соседи (в начале 90-х был случай, когда в квартире снизу оказался "чужой" кусок бетонной плиты), то писем стоит ждать уже из суда. Казалось бы, сегодня ипотека для большинства - единственная возможность приобрести квартиру. В 2004 году краевые власти заявили, что путь к решению этой проблемы один - ипотечное кредитование. Если вы имеете стабильную работу, которая вам дает приличный доход, оформляйте заявление. Как, и главное, на что купить квартиру? Вопрос стоит ребром для многих красноярцев, особенно актуален он для молодежи. Ведь без своего угла сложно строить семейную жизнь и уж тем более заводить детей. - Жилищный вопрос - не просто проблема - это боль, - заявила корреспонденту РГ депутат краевого Законодательного собрания Светлана Андронова. - Примерно 70 процентов обращений, с которыми приходят ко мне избиратели, касаются именно этого вопроса. И президент, и губернатор говорят о решении демографической проблемы, повышении рождаемости. Но как люди будут думать о потомстве, если у них нет своего жилья. Ипотека - вещь правильная и хорошая. Но для большинства жителей края она, к сожалению, недоступна. Ипотечными кредитами может воспользоваться средний класс, то есть от силы 10-12 процентов населения. У богатых людей есть возможность купить квартиру, не прибегая к кредитам. Слишком велика сумма первоначального взноса и высоки требования к совокупному доходу. Эти обстоятельства закрывают дорогу к ипотеке для простых людей. Государство и краевые власти должны опустить этот порог. Согласно данным статистики, в прошлом году в Красноярском крае было выдано 1650 ипотечных кредитов на общую сумму 1,273 миллиарда рублей. В году нынешнем объем ипотечной массы, как заверяют краевые власти, должен вырасти почти в 2 раза. Специалисты уверены, что надеяться на существенное снижение процентной ставки на ипотечные кредиты в ближайшей перспективе не стоит Ирина купила квартиру по ипотечному кредиту в конце прошлого года. Перед этим она полтора месяца бегала по различным инстанциям, чтобы собрать документы. Ирина обратилась сразу в две организации - государственную структуру (краевой фонд жилищного строительства) и коммерческую. - Каждый второй заявитель у нас получает ипотечный кредит, - рассказывает руководитель краевого фонда жилищного строительства Евгений Добрянский. - Мы идем навстречу людям. Сейчас учитываем не просто официальный заработок, а совокупный доход заявителя. При этом он может привлечь созаемщика, который даже не обязательно является членом его семьи. Главное условие - ежемесячные выплаты по кредиту не должны быть выше 50 процентов от дохода заявителя. Дифференцированный подход и к процентной ставке - от 10 до 14 процентов. Если человек вносит первоначальный взнос в размере половины стоимости квартиры и берет кредит на 11 лет - ему начисляется минимальный размер процентной ставки. - В краевом фонде мне предложили кредит, но этих денег было недостаточно, чтобы купить приличную однокомнатную квартиру, - говорит Ирина. - Они мне рассчитали сумму в зависимости от совокупного дохода, который имеем мы с мужем. При этом в фонде даже учли незначительный кредит, взятый на покупку бытовой техники. Этот кредит вычли из той суммы, которую мне собрались дать на покупку квартиры. От меня там даже потребовали справку из психушки и из наркодиспансера. В коммерческой структуре требования к заемщику гораздо гибче. Поэтому я решила взять ипотечный кредит именно там. Самая большая проблема при оформлении ипотеки - соотношение дохода гражданина и стоимости квадратного метра жилья. Если учесть, что сейчас квадратный метр стоит от 30 до 35 тысяч рублей. Сколько молодых семей может позволить себе такие затраты? Это обстоятельство наглядно демонстрирует доступность ипотеки. Ипотечные программы в крае предлагают краевой фонд жилищного строительства, учрежденный администрацией края, и коммерческие банки. Все эти структуры аккредитованы при Федеральном агентстве ипотечного жилищного кредитования. - Размер ставки диктует рынок, - поясняет он. - Это и уровень инфляции и динамика роста доходов населения. Хотя, как я думаю, с развитием ипотеки ставка все же упадет примерно до 8-9 процентов. Но это произойдет ближе к 2010 году. По словам Евгения Добрянского, ждать существенного снижения процентной ставки на ипотечные кредиты в ближайшей перспективе пока не стоит. Во всяком случае, в этом году они останутся на прежнем уровне. - Это мужчина или женщина 32-35-ти лет, имеющие стабильный доход, - говорит он. - Причем разброс по сфере занятости - очень большой. Если брать работников бюджетной отрасли, то среди них есть и санитарки, и работники крупных предприятий. Сегодня, например, мы получили заявление от профессора. Среди заявителей много представителей малого и среднего бизнеса. Добрянский рисует портрет среднего заявителя. Коммерческие банки ипотечные кредиты преимущественно выдают в рублях, в долларах и в евро. Правда, за кредитом в евро к местным финансовым организациям пока еще ни разу не обращались. Большинство клиентов в нашем регионе предпочитает рубли. Краевой фонд жилищного строительства сейчас имеет 15 филиалов в городах и районах края. Стоит отметить, что из 1650 ипотечных кредитов, выданных в прошлом году, 259 получили жители края с периферии. В будущем фонд планирует каждый третий кредит выделять за пределами краевого центра. - Ипотека - это финансовый инструмент, применяемый банками для получения прибыли, - рассказал корреспонденту РГ представитель одного из банков, работающих на территории Красноярска, - никто, никогда не будет давать гражданам кредиты, не приносящие прибыль. Красноярские банки просят 13-18 процентов за кредит в рублях и 10-13 процентов за валютную ссуду. В крае, как и во всей России, наблюдается тенденция к снижению процентной ставки. Банки, воюя за клиентов, вынуждены идти на это. Однако есть определенная черта, ниже которой банкиры не готовы опустить процентную планку. Нужно добавить, что оформление ипотечного кредита несет за собой еще целый ряд дополнительных затрат. В большинстве банков придется заплатить комиссию за рассмотрение заявки на ипотечный кредит. Также за оформление сделки банк взимает комиссию. Кроме того, заемщику необходимо оплатить оценку приобретаемого объекта недвижимости в независимой оценочной компании и ежегодно вносить страховые платежи по страхованию жизни и здоровья клиента и жилого помещения. Эксперты считают, что государство, в принципе, могло бы взять на себя обязательство компенсировать банкам упущенную прибыль при снижении процентной ставки по ипотечным кредитам. По оценке экспертов, доля жилья, покупаемого по ипотечным кредитам, выдаваемым всеми операторами, сейчас примерно равна 25 процентам. - Но проведение оценки и страхование выгодно и банку, и заемщику. Ведь фактически происходит дополнительная проверка квартиры и тем самым исключается возможное мошенничество со стороны продавцов жилья, - считает начальник отдела ипотечного кредитования Анна Герасимова, - если с заемщиком или квартирой что-то случается в период кредитования, страховая компания возмещает банку остаток задолженности по кредиту. Николай Глушков, заместитель губернатора края, начальник департамента строительства и архитектуры администрации края: Компетентно К славе морской столицы России Санкт-Петербург намерен прибавить лавры и столицы воздушной. Власти города замахнулись на строительство нового аэропорта, который призван стать лучшим пассажирским терминалом мирового класса. - Население стало активнее использовать ипотеку и более доверительно относиться к получению ипотечных кредитов. Мы рассчитываем, что большую активность в 2007 году проявят районы края, где этот показатель пока остается не таким высоким, как в Красноярске. Добиться желаемого власти города намерены посредством проведения международного конкурса на разработку архитектурной концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта и прилегающих к нему объектов коммерческой инфраструктуры. О начале конкурса было объявлено 17 февраля. По словам В.Матвиенко, работа над проектами завершится в конце мая, и 7 июня будет объявлен победитель. Макет победившего проекта представят на XI-м Петербургском Международном экономическом форуме. Как заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, мы хотим построить лучший аэропорт не только в России, но и в мире. Необходимо создание единого аэропортового комплекса, объединяющего существующие терминалы. Я уверена, что аэропорт Пулково станет самым современным, комфортным и красивым. Стать сопредседателями конкурсной комиссии дали свое согласие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр транспорта РФ Игорь Левитин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Уже достигнута договоренность со Всемирным банком на участие последнего в проекте в качестве консультанта. По словам генерального директора ФГУП Аэропорт Пулково Андрея Мурова, закрытый архитектурный конкурс проводится в качестве первого шага по реализации генерального плана развития аэропорта до 2025 г, разработанного в 2006 г компанией Hochtief AirPort. Согласно плану, к 2010 г должен быть построен новый пассажирский терминал для обработки международных рейсов, примыкающий к Пулково-1 с северной стороны. Его пропускная способность должна быть более 7,4 млн пассажиров в год с возможностью увеличения до 22 млн пассажиров к 2025 г. Кроме того, должны быть созданы все необходимые объекты сопутствующей инфраструктуры: гостиница для транзитных пассажиров, бизнес-центр, офисные здания, автомобильные парковки. Все технические и функциональные требования к новому терминалу были определены аэропортом Пулково совместно со специалистами компании Hochtief AirPort. К участию в конкурсе приглашены 4 архитектурных бюро с опытом проектирования и строительства крупных транспортных объектов, в том числе, аэропортов: GMP International /Германия/, Skidmore, Owings and Merrill LLP /США/, Grimshaw and partners Ltd /Великобритания/ и ЗАО Архитектурное бюро Земцов, Кондиайн и партнеры /Санкт-Петербург/. Инвестиционный дождь на петербургский аэропорт не обрушился бы, если бы на то не было согласия федерального центра. Принципиальное решение о передаче аэропорта Пулково из федеральной собственности в собственность Петербурга уже принято. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, общий объем инвестиций в развитие аэропорта Пулково может составить порядка 30 млрд руб.. По словам В.Матвиенко, активы аэропорта по предварительным данным оцениваются в 500 млн долл. Точная стоимость будет определена оценочной комиссией. Губернатор также отметила, что город дал согласие на то, что средства на реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы будут выделены из городского бюджета. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, после этого мы будем знать полную стоимость реконструкции второй полосы, - сообщила В.Матвиенко. Как сообщила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, письмо с резолюцией президента согласен у нас на руках. В.Матвиенко также заявила, что в ближайшее время ФГУП Аэропорт Пулково станет акционерным обществом. Обновленный петербургский аэропорт станет одним из ключевых узловых транзитных аэропортов России, что предусмотрено концепцией развития аэродромной сети РФ. Данный документ будет рассмотрен на заседании правительства до 1 апреля. В 2006 году Пулково стал четвертым аэропортом России по объему пассажироперевозок, а пассажиропоток за год увеличился в 9,4 раза и составил 5,1 миллиона пассажиров. К 2025 году прогнозируется, что пассажиропоток превысит 17 миллионов человек, то есть вырастет примерно в 3 раза. По словам И.Левитина, из 380 ныне действующих в нее планируется включить 7 Остальные аэропорты могут быть переданы регионам в случае из согласия. Также в документе будет объявлена сеть хабов (крупных международных аэропортов) и, по словам И.Левитина, Петербург в нее включен. Как рассказал министр транспорта Игорь Левитин, в документе будет представлена не только сама концепция, но и этапы передачи аэропортов из федеральной собственности регионам, а также список аэропортов, которые войдут в федеральную сеть. По словам министра, к 2015 году число авиапассажиров по всей России составит 60 миллионов человек. При этом в настоящее время в России в год самолетами летают 35 миллионов пассажиров в год, а в бывшем СССР эта цифра составляла около 100 миллионов человек. В Петербурге вчера объявили архитектурный конкурс на реконструкцию аэропорта Пулково- В конкурсе вновь участвуют в основном зарубежные команды, среди которых, вероятно, и будет выбран победитель, считает Григорий Ревзин. Мы определим федеральную аэродромную сеть - это около 70 аэропортов из 380, остальные будем передавать регионам. С каждым регионом подпишем соглашение, по которому будем передавать аэродромы им или забирать себе, - пояснил министр. Идея объявить здание памятником возникла как раз в связи с реконструкцией аэропорта, о которой заговорили год назад. Реконструкция не вызвана прямой функциональной необходимостью: в отличие от московского Шереметьево, Пулково находится в хорошем состоянии, и даже по мировым стандартам это вполне благополучный аэропорт по загруженности. Однако у петербургских властей возникла идея превратить Пулково в большой транзитный узел (так называемый хаб) по образцу Милана или Франкфурта-на-Майне, и такое изменение функции требует расширения аэропорта. Знатоки петербургской архитектуры испугались сноса жуковского терминала, однако, насколько можно понять, в сегодняшнем конкурсе этот вариант не предусмотрен. Речь идет о строительстве Пулково-3, нового терминала, который выполнял бы функцию хаба. Аэропорт Пулково (первый терминал) это культовый объект советского модернизма. Он спроектирован одним из самых авторитетных петербургских архитекторов старшего поколения Александром Жуком. Зал с пятью стеклянными стаканами-куполами действительно производит очень сильное впечатление. Социалистический модернизм знал два периода: романтика 60-х с их открытием космоса сменилась в 70-е годы тяжелым пафосом туповатой государственности, и у нас практически нет сооружений, где одно соединялось бы с другим. За исключением Пулково здесь космическая тема (пять стеклянных стаканов придают зданию образ какого-то космопорта из научной фантастики) соединяется с таким масштабом, что невольно испытываешь гордость за страну, когда-то способную такое построить (по степени сложности пока ни одно сооружение постсоветской эпохи не смогло превзойти этот зал). Здание имеет настолько высокий статус в общественном мнении Петербурга, что его даже предлагали объявить памятником архитектуры, и председатель КГИОП (Инспекция по охране памятников) города Вера Дементьева специально объясняла, что это невозможно сделать до 2013 года, когда зданию исполнится 40 лет. Во-вторых, немецкие архитекторы GMP (Von Gerkan, Marg Partner). Их по сравнению с американцами несколько сковывает европейский масштаб, но все-таки это тоже очень крупная компания, выросшая в основном на реконструкции Восточной Германии (Лейпцига и Берлина). В отличие от американцев, Майнхард фон Геркан не является столь уж коммерческим архитектором, а в художественной сфере критически относится к чисто модернистской архитектуре. В Берлине его даже считают классицистом (правда, с поправкой на то, что считается классикой в Берлине). Работа, сравнимая с Пулковским аэропортом по масштабу, новое здание центрального Берлинского вокзала и реконструкция аэропорта в Гамбурге. Британский архитектор Николас Гримшоу третий из приглашенных это второй номер британской архитектуры вслед за Норманом Фостером. Строит по всему миру, отделения компании в Америке, Австралии и Лондоне. Главное здание Гримшоу сады Кью некоторое время претендовало на статус культового объекта именно в этих садах происходило действие предпоследнего Джеймса Бонда. Из зданий близкого к Пулково профиля следует назвать аэропорт Хитроу и аэропорт Цюриха, а также реконструкцию главного лондонского вокзала Ватерлоо. У этого архитектора помимо собственно коммерческой репутации в активе и очень высокая профессиональная оценка, его проекты пока еще носят черты авторской архитектуры, хотя, вероятно, он уже близок к тому, чтобы превратиться просто во владельца архитектурной мегафирмы, чье лицо, как у SOM, определяется прежде всего количеством построенных ими квадратных километров. К участию в конкурсе приглашены четыре команды. Во-первых, американская фирма SOM (Skidmore, Owings Merrill) из Чикаго. Это просто архитектурные монстры компания огромная, счет постройкам идет на сотни, причем все это очень крупные сооружения: небоскребы (три в Лондоне, в Кэнери-Ворф, два в Чикаго, один в Шанхае, сейчас строится Башня свободы на месте ВТЦ в Нью-Йорке), аэропорты (Шанхай, Франкфурт, Филиппины, Сингапур, Нью-Джерси, Виргиния), вокзалы, торговые центры и т. д. и т. п. При всем этом компания считается не чисто коммерческой, а обладающей художественными амбициями, хотя при таком количестве построенного об этом вроде как стоит забыть. Вероятно, только лорд Фостер со своими объемами и количеством работающих на него архитекторов может сравниться с SOM, но американцы крупнее. Выбор фигур для конкурса позволяет с большой долей уверенности говорить о его фаворитах. Помимо понятного желания пригласить для участия те бюро, которые в принципе в силах осуществить подобный проект, в выборе заказчика неявно сквозит некоторое уважение к архитектуре Пулково, которая досталась в наследство от Александра Жука: все команды обладают достаточно высокой художественной репутацией. С другой стороны, именно это и делает конкурс в чем-то предсказуемым. Что касается русской команды, то им надо еще решиться на равных конкурировать с западными архитекторами. В их приглашении чувствуются уроки конкурса на Газпром-сити. Там русских не позвали, что предопределило крайне болезненную реакцию на конкурс со стороны петербургских архитекторов и общественное отношение к проекту в целом. Однако опыт конкурса на Мариинский театр показывает, что Земцов, Кондиайн и партнеры могут просто уйти от борьбы: там они сделали заведомо непроходной проект, нарушавший программу конкурса, то есть и не рассчитывали на выигрыш. Что касается Николаса Гримшоу и Майнхарда фон Геркана, то оба они архитекторы настолько художественные, что это им мешает. Трансформируемое стеклянное покрытие вокзала Ватерлоо у Гримшоу посыпалось в первый год эксплуатации, а фон Геркан в Берлинском вокзале предложил столь сложный проект, что заказчик втихую отказался его выполнять, и опять же превратился в ответчика в суде. Вдобавок вокзал не выдержал недавнего урагана Кирилл: в нем упала гигантская несущая балка и провис огромный стеклянный витраж. Опыт конкурса на Газпром-сити показывает, что хотя петербургские заказчики и приглашают для участия в конкурсах западных звезд, но в итоге склонны выбирать самые простые в реализации проекты. Так что сегодня главным фаворитом оказывается SOM. Наконец, Земцов, Кондиайн и партнеры единственная петербургская фирма, приглашенная для участия в конкурсе. Это одно из крупнейших петербургских архитектурных бюро, в его резюме, в частности, международный терминал аэропорта Пулково. Художественные предпочтения бюро малопонятны: как и большинство петербургских архитекторов, они готовы работать как угодно, лишь бы была работа. В данном случае это, разумеется, будет проект, тщательно изображающий суперсовременность, как она видится в России. Главная --> Публикации |