Главная --> Публикации --> Новый бизнес дипса Пробки на ленинградском проспекте придется терпеть до 2009 года Сюрпризы свободной планировки Мэрия выходит на вторичный рынок жилья Тверская улица: ставка — ничто, имидж — все

Неоднозначно воспринимаются и перспективы вступления России в ВТО уже в этом году. Мрачные предсказания идут вразрез со вселяющими оптимизм макроэкономическими показателями и данными крупнейших международных рейтинговых агентств, которые предпосылок для дефолта не наблюдают.

Аномальный рост цен в ряде сегментов российского рынка недвижимости в который раз спутал все карты аналитикам. Одни говорят, что дефолт неизбежен, так как цены выросли запредельно, другие считают, что нынешняя ситуация сохранится, но только до президентских выборов, которые не за горами.

Впечатляющие темпы роста демонстрируют также инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции. Только за первые три квартала 2006 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличился на 55%, достигнув $10,3 млрд. Характерно, что доля ПИИ в недвижимость в общей массе довольно высока 15,8%. Этот показатель вдвое выше, чем в 2005 г. Суммарно с долей вложений в строительство (1,7%) ПИИ в недвижимость сравнимы с инвестициями в обрабатывающие производства (без учета металлургии, производства кокса и нефтепродуктов) 17,1%.

Например, Доклад об экономике России Всемирного банка (доклад ВБ), представленный на заседании Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в конце прошлого года, констатирует, что в России начиная со II квартала 2006 г. произошло ускорение экономического роста. В реальном секторе лидирует строительство по данным Росстата, эта отрасль продемонстрировала в 2006 г. рост 13,2% в сравнении с 2005 г. Это почти втрое выше, чем промышленный рост в целом (4,6%).

А Standard Poor's в прошлом году присвоило России суверенный рейтинг ВВВ+ (стабильный). Интересно, что за последние семь лет рейтинг России повышался этим агентством 10 раз!

Совместное исследование PricewaterhouseCoopers и Urban Land Institute Новые тенденции на европейском рынке недвижимости 2007 констатирует, что в Москве выгодно покупать недвижимость. Правда, среди 27 городов мира российская столица заняла последнее, 27-е, место, как город с самыми высокими рисками. Зато по перспективам дохода на вложенный капитал она встала на 2-е место. 72% всех респондентов исследования рекомендуют приобретать в Москве торговые площади, что, возможно, связано с увеличением доходов и ростом потребления среди населения.

Это явление не просто результат коррупции или рентоориентированного поведения, отмечается в докладе ВБ. Учитывая низкий уровень бюджетной (особенно налоговой) автономии на более низких уровнях власти в России, регионы и муниципалитеты реализуют многие из своих социальных задач за счет теневых бюджетов, использующих услуги крупных предприятий, действующих на их территории. Это, естественно, создает препятствия для конкуренции извне со стороны других предприятий или предпринимателей.

Иностранные инвесторы активно знакомятся с региональными новостями и генпланами и ищут подходы к администрациям наиболее перспективных регионов. Это вполне по-русски. Исследование, проведенное Высшей школой экономики (ВШЭ) и японским университетом Hitotsubashi, в ходе которого было опрошено 822 крупные компании в 52 регионах России, выявило, что 40% этих компаний имеют специальные двусторонние отношения с региональными и местными органами власти, основанные на взаимовыгодной основе. 83% предприятий оказывают специальную поддержку местным и региональным властям, а 44% предприятий также подтвердили получение поддержки от властей. Таким образом, для России по-прежнему характерна ситуация, при которой на рынке могут доминировать несколько предприятий, получающих поддержку от региональных или местных органов власти взамен на предоставление социальных и других услуг.

Вот почему одной из первоочередных задач России является укрепление инвестиционного климата. Для дальнейшего обеспечения экономического роста необходима сильная и надежная банковская система. К сожалению, уровень рейтингов российских банков по-прежнему отстает от уровня суверенного рейтинга страны.

Львиная доля инвестиций в России направляется в нефтегазовый сектор и в недвижимость. По данным Росстата, за девять месяцев 2006 г. в операции с недвижимостью (включая аренду) шло 10,8% всех инвестиций в основной капитал, а в строительство 3,6%. Суммарно это вдвое больше, чем в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (7%).

По мнению специалистов Standard Poor's, именно угроза вытеснения и заставит частные банки рационализировать свою деятельность. Стремясь выжить в условиях обостряющейся конкуренции, те банки, акционеры которых не смогут предоставить ресурсы для поддержания достаточной капитализации, будут вынуждены искать стратегических инвесторов, в том числе иностранных. За последние два года доля иностранного капитала в российском банковском секторе возросла более чем в два раза (с 6% до 14%). Российскую финансовую систему поддерживают теперь крупнейшие иностранные банки Societe Generale (Росбанк и Русфинансбанк), Raiffeisenbank (Импэксбанк), Commerzbank AG (Промсвязьбанк), Banka Intesa (КМБ-Банк) и др.

По мнению директора службы рейтингов финансовых институтов Standard Poor's Джона Гиблинга, основными позитивными факторами для российской банковской системы являются благоприятный макроэкономический климат и хороший потенциал для финансового посредничества. В качестве негативных факторов Гиблинг отмечает слабую систему банковского регулирования и надзора, концентрированную структуру экономики и доминирование банков с государственным участием. Среднесрочные перспективы таковы, что банки, контролируемые государством, усилят свое влияние в финансовом секторе, в то время как частные банки будут вытесняться.

Сейчас Россия сталкивается не только с серьезными демографическими проблемами, но и с низкой профессиональной квалификацией. Результаты совместного исследования ВБ и ВШЭ по оценке инвестиционного климата показывают, что число предприятий, указывающих на дефицит рабочих кадров, почти вдвое (27%) превышает число тех, что говорили об избытке рабочей силы (13%). Среди предприятий, сообщивших о дефиците рабочих кадров,72% сетовали, в частности, на отсутствие на местном рынке работников, обладающих необходимыми навыками. Хотя профессиональную подготовку осуществляет каждое второе предприятие в России, доля рабочей силы, охваченной обучением, составляет лишь 7,7% среди квалифицированных и 1,4% среди неквалифицированных работников. В Бразилии и Китае эти доли составляют 53% и 45% и 44% и 28% соответственно. А на каждый доллар зарплаты россиянин производит вдвое меньше продукции, чем индийский или китайский рабочий. И вот над этим действительно стоит серьезно задуматься.
Скоро на российском рынке недвижимости, судя по всему, появится новый вид конкуренции за выгодные инвестиционные проекты. Конкурировать будут зарубежные инвестфонды и иностранные девелоперы, которые в массовом порядке заинтересовались Россией. Но вся беда в том, что, когда несколько лет назад осторожные инвесторы наконец перебороли страх и решились на инвестиции в РФ, выяснилось, что российскому рынку нечего им предложить.

Серьезная проблема, с которой Россия может столкнуться уже в ближайшие 15 лет, проблема нехватки трудоспособного населения. Ситуация станет особенно острой и для рынка недвижимости по данным Росстроя, в 2006 г. было выдано 72 782 лицензии на строительную деятельность. Этой работой должны заниматься квалифицированные кадры, которых в России не хватает. Потребности России в мигрантах даже превышают таковые в странах Западной Европы, отмечается в докладе ВБ. Это подтверждают и долгосрочные прогнозы Standard Poor's. Управляющий директор службы суверенных рейтингов стран Европы Мориц Крамер отмечает, что уже к 2020 г. в России наступит неблагоприятная демографическая ситуация численность населения страны сократится на 3 млн человек.

Итого, по самым скромным подсчетам, сумма, которую в ближайшие несколько лет собираются вложить вместе взятые западные инвесторы, приближается к $15 млрд. На ее фоне первые сделки фонда Fleming Family Partners Russia Real Estate Development (FFP) в 2004-2005 гг. по покупке двух офисных зданий класса А в центре Москвы выглядят незначительными. Тогда эксперты оценили их менее чем в $50-60 млн. А теперь и сам FFP решил не мелочиться и намерен вложить в российскую недвижимость более $1 млрд.

Только за последние три месяца стало известно о трех новых игроках. Широко заявили о себе инвесткомпания Европолис, учрежденная 17 лет назад двумя банками ЕБРР и австрийским Инвесткредитом, британский девелопер Parkridge Group, строящий в Европе жилье, офисы, склады и торгкомплексы. И третьим, но явно не последним примером стал венгерский инвестфонд TriGranit Development Corporation, готовый потратить 5 млрд евро на инвестиции в российскую недвижимость.

Но теперь иностранцам приходится рисковать вдвойне, вкладывая в то, чего еще нет. Иными словами, в строительство.

Несмотря на скромность первых вложений, FFP пришел на рынок очень вовремя. Три года назад на нем можно было заработать не менее 25% годовых. Сейчас времена изменились: проекты приносят их владельцам не более 15% в год, но на фоне стабильных уже много лет доходов в 3-8% годовых в Европе российские проценты все равно выглядят заманчивыми.

Продолжаем разговор о Среднесрочной жилищной программе Москвичам доступное жилье на период 2007 2009 гг. и задании на 2010 год. Сегодня начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Евгений Евстигнеев рассказывает нам о возможных методах сокращения жилищной очереди. В том числе и о том, как можно эффективно использовать те квадратные метры, которые город направляет на социальные жилищные программы.

Кто выиграет от вынужденной строительной политики западных инвесторов, так это российские девелоперы. Иностранцы понимают, что не смогут эффективно работать в РФ без российского партнера. Самостоятельно бороться за земельные участки, проводить не всегда юридически прозрачные сделки с землей (вспомним историю с американской ProLogis, которая отказалась от работы в России из-за невозможности купить землю в Подмосковье по понятной схеме) и годами согласовывать строительные проекты все это для них высший пилотаж. Зато местные компании эти трудности проходили не раз, умением решать любые административные вопросы обладают в совершенстве. Чего не хватает российским игрокам, так это дешевых денег и зарубежных технологий. Как раз именно это есть у иностранных фондов и девелоперов.

Правительство Москвы установило, что срок ожидания жилья необходимо уменьшить как минимум вдвое. Сейчас на очереди стоят 181 125 семей, в том числе 166 017 семей, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Чтобы по итогам 2010 года этот средний срок ожидания составил десять лет, мы должны список очередников сократить не менее чем до 90 тыс. семей. Достигнуть этого планируем с использованием целого комплекса мер.

Что делать с дефицитом
Сокращение очереди не есть самоцель. Наша задача сделать так, чтобы люди перестали по двадцать лет ждать улучшения жилищных условий, и решить, наконец, в Москве эту наболевшую проблему.

Однако проблема вот в чем. По нашим расчетам, запланированных к строительству для очередников постановлением № 268-ПП на период до 2010 года 9,5 млн. кв. метров жилья или 162 тыс. квартир (из них порядка 83 тыс. квартир предназначаются очередникам, остальные на переселение из пятиэтажного, ветхого и аварийного фонда), не хватает для того, чтобы выполнить задачу и обеспечить 10-летний срок ожидания. Дело в том, что на формально одну семью, состоящую на жилищном учете, в реальности при предоставлении жилья требуется в среднем 1,25 новой квартиры вырастают и заводят свои семьи дети или разводятся, устав друг от друга, родители.

Во-первых, правительством Москвы было принято постановление от 18 апреля 2006 года № 268-ПП О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006 2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта Доступное и комфортное жилье гражданам России. Программа устанавливает объемы возведения жилья в эти сроки, включая площадь как для коммерческой продажи, так и предоставляемую очередникам города. Там расписано, сколько квадратных метров пойдет на молодые семьи, на социальную ипотеку, на просто очередников или переселение... Поскольку это распорядительный документ правительства Москвы, то мы обязаны в работе исходить из установленных им объемов строительства и использовать его в качестве базы для дальнейших расчетов и прогнозов состояния очереди.

Теперь о способах, которыми мы планируем раздобыть эти ресурсы.
Очередников пересчитают, немосковское жилье учтут


Таким образом, необходимо изыскивать какие-то дополнительные ресурсы, чтобы покрыть имеющийся дефицит строительства жилья.

Кстати говоря, существует проект постановления правительства Москвы (он недавно рассматривался на заседании правительства), где сказано: в 2007 году жилье будет предлагаться очередникам 1987 года, состоящим на учете, не имея никаких льгот, и очередникам 1989 года, представившим не позднее 28 февраля 2005 года информацию о наличии у них жилищных льгот.

Первое, что Департамент жилищной политики собирается предпринять, это провести перерегистрацию очередников, чтобы выявить тех, кто по тем или иным причинам потерял право на улучшение жилищных условий с помощью города. Перерегистрация происходит регулярно, но обычно распространяется лишь на тех, кого уже собираются включать в план года.

Выявлять очередников, самостоятельно улучшивших жилищные условия либо утративших основания для их улучшения, планируется с помощью базы данных Федеральной регистрационной службы, которая содержит информацию о том, есть ли у человека недвижимость не только в Москве, но и за ее пределами. На это я хотел бы обратить особое внимание, потому что существует странное мнение, что иногородняя недвижимость на право получения квартиры от города никак не влияет. Это неверно. И закон, и логика обязывают учитывать любую жилую недвижимость, в отношении которой гражданин имеет самостоятельное право пользования или находящуюся в его собственности, и расположена такая жилая недвижимость может быть как в Москве, так и в Подольске, Краснодаре или Иркутске. Если семья с учетом этой площади имеет более 18 кв. метров на человека, то с очереди она должна быть снята. Повторяю: это касается любого жилья, имеющегося у человека на правах собственности или по договору найма, в том числе социального.

При этом мы вполне допускаем, что за прошедшие годы кто-то из этих людей уже приобрел себе жилье (квартиру или дом). Теперь же в 2007 2009 гг. будет проведена перерегистрация не только плановых очередников, но и всех, кто встал на очередь как минимум до 1 января 2000 года. То есть нам предстоит проверить уже все девяностые годы.

Это первый шаг к тому, чтобы повысить эффективность использования жилищного фонда: мы не имеем права предоставлять бесплатно и продавать по льготным ценам жилье людям, которые в нем в действительности не нуждаются.

К сожалению, пока мы еще не до всей информации можем докопаться, но сейчас Мосгордумой подготовлены предложения по изменениям в статью 7 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно проекту, федеральные регистрационные органы будут обязаны поставлять такого рода информацию жилищным органам регионов. И мы обязательно проверим, дворец это или хибара, и если это жилье продали, то почему, и можно ли это признать ухудшением жилищных условий. Шалаш или землянка в лесу не объект для рассмотрения, но если это площадь в населенном пункте, как минимум обладающая определенным набором удобств, она будет учитываться при установлении жилищной обеспеченности гражданина и, следовательно, правомерности оказания ему помощи в жилищной сфере.

Следующий шаг сокращение расхода площади на одного члена семьи при предоставлении жилья в рамках городских программ.

Впишут в нормы

Но есть возможность решить эту проблему. Теперпь Департамент жилищной политики заказчик строительства жилья для городских программ. То есть дает задание: что должно быть построено, какие нужны квартиры, какая серия предпочтительней П44Т, П46ММ или какая-то еще... Все это дает основания надеяться, что постепенно расход площади на одного человека будет снижаться до нормы, установленной законодателем. И если сегодня на одного человека предоставляется в среднем 25 кв. м, то, сократив за год эту цифру на 2%, мы получим в масштабах города экономию, равноценную строительству как минимум одного многоквартирного жилого дома.

В том же законе города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения установлено, что норма предоставления площади в городе составляет 18 квадратных метров на человека. Но, как правило, квартиры, которые строятся в городе, этим нормам не соответствуют их площадь нередко больше. Очень мало однокомнатных квартир площадью 36 кв. м, мало двухкомнатных в 54 кв. м и т.д.

Отследят жилье, чей хозяин выбыл

Где об этом сказано
Постановление правительства Москвы от 23 января 2007 г. № 24-ПП О среднесрочной жилищной программе Москвичам доступное жилье на период 2007 2009 гг. и задании на 2010 год.

Освобождающиеся комнаты также, разумеется, отслеживаются и учитываются, но фактически они городской фонд жилья не пополняют. Они не заселяются повторно, а направляются на улучшение условий тех, кто в таких коммунальных квартирах живет. Если они собственники, то предлагается выкуп, если наниматели просто присоединение комнаты. Обо всех этих вариантах четко сказано в законе № 29, и наши окружные управления в этом направлении работают.

Другое направление работа с площадью за выбытием. Она поступает к нам регулярно в последние годы в объеме порядка 100 тыс. кв. метров, хотя цифру эту довольно трудно прогнозировать, и из года в год она немного отличается. Это отдельные квартиры, хотя есть еще и комнаты в коммуналках. Речь сейчас идет не о частной собственности, а об освобождении площади, занимаемой по договору социального найма и принадлежащей городу. Кто-то куда-то уезжает или улучшает жилищные условия. Это и дает так называемую площадь за выездом или за выбытием. Прежде всего наш Департамент интересуют, безусловно, квартиры, которые мы можем предоставить очередникам.

Но трудность пополнения фонда города квартирами за выбытием состоит еще и в другом. Далеко не обо всех освобождающихся квартирах становится известно нашим окружным подразделениям. К сожалению, порядок взаимодействия органов внутренних дел, ЗАГС и эксплуатирующих организаций по выявлению таких квартир иногда нарушается, чем могут воспользоваться некоторые недобросовестные товарищи. Бывает, что информация поступает непосредственно от жителей, соседей: вот, мол, стоит квартира или комната в коммуналке закрытая уже пять лет, а никто и не хватился... Или, наоборот, пишут, что кто-то умер, уехал, а там поселились какие-то неизвестные люди. Кто платит и платит ли вообще за коммунальные услуги? Да и время сейчас неспокойное, кто знает, что в этой квартире происходит? Разберитесь, просят нас люди. По таким письмам мы немедленно принимаем меры.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с квартирами. Здесь даже о плане говорить сложно. В постановлении правительства Москвы, которое ежегодно утверждает городские жилищные программы, в соответствующей таблице есть сноска, что объем площади за выбытием уточняется в течение года в связи с реальным поступлением не выбыли так не выбыли, и слава Богу.

Это относится к площади, где проживали по договору социального найма, она принадлежала и принадлежит городу. Но есть и жилье, освобождающееся за выбытием собственника в связи со смертью. Такая т.н. выморочная площадь при отсутствии наследников поступает в распоряжение Российской Федерации. Однако нередко такие квартиры долго простаивают без жильцов. Город несет убытки квартира отапливается, кто-то должен за это платить, это миллионы ежегодно потерянных рублей. Поэтому город предложил внести изменения в федеральное законодательство, чтобы выморочная площадь от собственников переходила не в распоряжение федеральных органов, а субъекту РФ. Насколько нам известно, Государственной Думой в принципе эта идея поддержана. Осталось принять закон. Это изменение в законодательстве дало бы очередникам города еще тысячи квартир.

Поэтому, пользуясь случаем, со страниц Квартирного ряда призываю читателей: если вы знаете, что какая-то квартира в вашем ли, соседнем доме освободилась и стоит пустая или кто-то там поселился, сообщайте, пожалуйста, в свое окружное жилищное управление или нам, в Департамент жилищной политики. Тем самым вы позаботитесь о безопасности своих семей и поможете таким же, как вы, москвичам, действительно нуждающимся в этом жилье.

Зачтут ваши метры
Есть и еще источник получения площади для очередников, даже скорее небольшой ручеек. Это площадь, которая будет поступать в качестве зачета стоимости имеющегося жилья при купле-продаже. Это новая форма улучшения жилищных условий. Постановление правительства Москвы № 874-ПП О зачете стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы вышло 7 ноября 2006 года.

Между прочим, 20% площади за выбытием, поступающей в фонд города, в последние несколько лет передается непосредственно в распоряжение префектов округов. Ведь бывают какие-то неотложные ситуации, когда людям надо срочно помочь, и префектам на месте легче сориентироваться. По итогам 2006 года 15 тыс. кв. метров на основании решений префектов было использовано на улучшение условий граждан. Очень хорошо тут поработал, например, Восточный округ.

Вот-вот выйдет распоряжение по департаменту о том, каков механизм работы этого постановления. У нас есть одна многодетная семья очередников С., которая уже довольно продолжительное время ждет именно такого варианта улучшения жилищных условий, и, как только выйдет это распоряжение, они у нас станут первопроходцами.

Ситуация, к примеру, такова: у человека есть в собственности однокомнатная квартира или комната в коммунальной квартире, но он хочет (и имеет право приобрести в рамках городских программ) двухкомнатную. И тогда он свою собственность, скажем, в 15 кв. метров, передает в городской фонд, и эти метры вычитаются из метража покупаемой им квартиры он за них не платит. Просто меняется метр на метр, невзирая на район и прочие условия.

Улучшить жилищные условия можно, не только приобретая или бесплатно получая жилье, но и с помощью обмена имеющегося жилого помещения. Эта часть программы находится в значительной степени в ведении нашего ГУП Центр арендного жилья (mgcaz.ru), которому поручено фактически возродить рынок обмена жилья в городе. Сейчас будут запускаться новые механизмы, чтобы активизировать обмен жилья, и мы надеемся, что таким образом получат возможность улучшить жилищные условия еще сотни и тысячи москвичей, в том числе очередники.
Призовут Моссоцгарантию

Напомнят об обмене

Предоставят субсидии

Кроме того, прогнозируется, что десятки квартир ежегодно будут приходить к нам с помощью ГУП Моссоцгарантия. Это площадь, которую пожилые люди передают городу по договору ренты или при переезде в социальные жилые дома. Сегодня они продаются с аукциона, но мы надеемся, что с внесением изменений в городские нормативные документы такие квартиры будут вначале предлагаться очередникам, а лишь потом уже всем желающим.

Максимальные субсидии выливаются в довольно крупные суммы, и пусть они не всегда могут покрыть затраты на приобретение квартиры в Москве, но в ближнем Подмосковье или иных регионах квартиру на эти деньги вполне можно купить. В Люберцах, Балашихе, Химках, Красногорске придется доплатить, но уже не очень много. Ведь цена субсидийного метра на второй, например, квартал этого года установлена на уровне 85 196 рублей, и 70 процентов от этой суммы (или 59 637,2 рубля за кв. метр) город предоставляет очереднику, отстоявшему в очереди 10 лет. (Если же он представил в уполномоченные жилищные органы не позднее 28 февраля 2005 года информацию о наличии у него жилищных льгот, то для получения максимальной суммы необходимо отстоять в очереди всего 5 лет.)

Большую роль в ускорении новоселий очередников должно сыграть и предоставление бюджетных субсидий на приобретение или покупку жилья. В конце февраля этого года вступил в силу закон города Москвы № 2, который внес изменения в другой закон от 14 июня 2006 года № 29 Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения и утвердил новую субсидийную шкалу: теперь, чтобы получить максимальную субсидию в 70 процентов, очередникам из общей очереди надо простоять 10 лет, а не 15, как ранее, а льготникам 5, а не 7 лет.

Возродят ЖСК

И люди активно покупают квартиры в упомянутых нами городах, которые входят в среднее Подмосковье Подольск, Домодедово, Жуковский, Пушкино, Звенигород... Мы планируем, что в ближайшие годы в общей сложности более 4 тыс. семей решат жилищные проблемы с помощью субсидий.

Уточню, что жилищный кооператив это самоуправляемая структура, правительство не может здесь выступать соучредителем, но собирается оказывать всяческую организационную поддержку. Выделение земельных участков уже значительная помощь. Таким образом, жилье удешевляется практически до себестоимости строительства 25 35 тыс. рублей за кв. метр, что значительно меньше рыночных цен.

Еще одно средство сократить очередь это специализированные жилищно-строительные кооперативы, в частности, для очередников. Мы думаем, что как минимум 8000 семей в ближайшие годы смогут таким образом справить новоселье. Цифры эти довольно ориентировочные, но уже сейчас идет активный поиск земельных участков, есть виды на землю в Митине и Строгине, в Бутове, Щербинке... И в этом году, как минимум, будут подобраны земельные участки, на которых уже в следующем году сможет начаться стройка.

Предыдущие публикации по этой теме вы можете прочитать в Квартирном ряде № 6 от 15 февраля 2007 г., № 15 от 12 апреля 2007 г.
В нижней палате парламента готовы к рассмотрению поправок в жилищное законодательство, которые должны урегулировать одну из самых несправедливых и противоречащих здравому смыслу коллизий, которые появились в практике после принятия Жилищного кодекса. Как заявил вчера председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, эти поправки защищают права несовершеннолетних детей на пользование жилым помещением в случае, когда родители разводятся и один из них становится бывшим членом семьи. У нас твердое убеждение, что дети не могут быть бывшими членами семьи, это же вытекает из логики Гражданского и Семейного кодексов, -- рассказал г-н Крашенинников. -- К сожалению, после принятия Жилищного кодекса судебная практика пошла вразнобой, и дети наравне со взрослыми стали выселяться из квартир.

Резюме
Мы считаем, что использование всех перечисленных мер в совокупности позволит уменьшить максимальный срок ожидания жилья гражданами, состоящими на жилищном учете, до 10 лет и реально сократит очередь.

Отсутствие в кодексе четкой формулировки относительно прав несовершеннолетних россиян действительно спровоцировало за последние два года, что действует новый ЖК, массу конфликтов и жалоб. Дело в том, что если к моменту заключения брака жилплощадь находилась в собственности одного из супругов, второй супруг вместе с кольцом и фамилией прав на нее не приобретал и после развода лишался и права на пользование квартирой. Суды сейчас выселяют бывших жен и бывших мужей вместе с детьми в придачу. Появилось даже общественное объединение выселенных жен, уже не первый месяц добивающихся восстановления прав своих детей. Их-то и успокоил в первую очередь г-н Крашенинников. Родственные отношения детей с родителями не могут прекращаться, когда родители развелись. Поэтому родитель должен обеспечить ребенка жилым помещением или у себя дома, или в другом месте, -- заявил вчера он, напомнив, что точно такие же алиментные обязательства возникают и по отношению к престарелым родителям или в случае, если бывший член семьи потерял трудоспособность. Однако на их счет отдельной поправки не предлагается. По мнению г-на Крашенинникова, достаточно существующих норм гражданского и жилищного законодательства. Здесь концепция не меняется, -- сказал он.

Не нужно быть суперюристом, как заметил г-н Крашенинников, чтобы запомнить правила, которые зафиксированы в Семейном кодексе: родительский долг заботиться о детях включает в том числе и обязанность предоставлять им жилое помещение. Однако для тех, кто этого все-таки не понимает, кто не может, по его выражению, комплексно анализировать законодательство, чтобы исключить возможность неоднозначных толкований, эта норма будет четко сформулирована еще и в Жилищном кодексе. Речь идет очень узко только о правах несовершеннолетних! Поправка исключительно уточняющая, -- так охарактеризовал ее г-н Крашенинников. -- Это как раз тот самый случай, когда легче принять поправку в закон, чем ездить по всей стране и убеждать судейский корпус. Павел Крашенинников назвал такое вмешательство в кодекс точечным, поскольку эта норма выделена из внушительного пакета поправок в ЖК, принятых недавно нижней палатой в первом чтении. Рассмотрение такого пакета, по его словам, -- дело длительное, а дети ждать не могут.



Главная --> Публикации