Главная --> Публикации --> Недоступное жилье подтолкнет рынок аренды Хороший "макияж" даже хрущевкам убавляет годы Деревенских жителей оставили без собственности на землю Подмосковное сафари на vip-клиентов Верховный суд защитил права дольщиков

Опубликовано 11 апреля 2007 г

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Л.О. Красавчиковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием граждан А.Н. Гузева, В.А. Нейкалюка, Н.Н. Шалаева и А.И. Шаршова, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, представителя Правительства Российской Федерации - кандидата юридических наук Н.И. Рауткиной, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы.

Именем Российской Федерации

Поскольку все жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.Н. Гузева, В.Т. Казанцева, В.А. Нейкалюка, А.Е. Нехорошко, И.В. Чернова, Н.Н. Шалаева и А.И. Шаршова на нарушение их конституционных прав положениями пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года О статусе военнослужащих (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522 О некоторых вопросах по реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, пункта 8 утвержденных данным постановлением Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, а также ряда приказов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями нормативные положения.

установил:

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения сторон и их представителей, заключение эксперта - кандидата юридических наук В.Н. Литовкина, выступление приглашенного в заседание представителя от Министерства обороны Российской Федерации И.И. Максимова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

Как указывают заявители, в результате произведенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122ФЗ замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных жилищных сертификатов; такое регулирование - в той мере, в какой оно, по мнению заявителей, не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств, - умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище, и в силу этого противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 35, 37 (часть 3), 40 (части 1 и 3), 45, 46, 55 (части 2 и 3) и 59 (части 1 и 2).

Граждане А.Н. Гузев, А.Е. Нехорошко, И.В. Чернов и Н.Н. Шалаев - бывшие военнослужащие оспаривают конституционность пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.

Гражданин В.А. Нейкалюк - военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, и гражданин А.И. Шаршов, уволенный в запас в сентябре 2006 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, оспаривают конституционность положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы. По мнению заявителей, эти положения в части, устанавливающей порядок расчета размера субсидии, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 8), не позволяют им реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения исходя из реальной рыночной стоимости жилья в избранных ими населенных пунктах, нарушая тем самым конституционное право на жилище, и противоречат конституционному принципу недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статьи 40 и 55 Конституции Российской Федерации); кроме того, А.И. Шаршов утверждает, что эти положения ограничивают свободу выбора места жительства по окончании военной службы (статья 27, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Гражданин В.Т. Казанцев, отказавшийся от оформления документов на получение после увольнения с военной службы государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что размер соответствующей денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства, просит признать те же законоположения противоречащими статьям 2, 19 (части 1 и 2) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации. По тем же основаниям гражданин Н.Н. Шалаев просит признать противоречащими статьям 2, 19 (часть 1), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации ряд приказов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации, которыми в 2005 году устанавливались нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, применяемые для расчета размера безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, выплачиваемой по государственному жилищному сертификату за счет средств федерального бюджета. По мнению заявителя, величина рассчитанной таким образом субсидии не обеспечивала ему возможность приобретения жилья в избранном месте жительства, поскольку не соответствовала его реальной среднерыночной стоимости.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, которыми определяются источники, формы и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и проходящих военную службу по контракту либо уволенных с военной службы до или после 1 января 2005 года.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 О некоторых вопросах реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, включая Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, утратило силу. Однако, поскольку, по мнению заявителей, действием этих актов были нарушены конституционные права и свободы, а также поскольку они приняты во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации непосредственно Федеральным законом О статусе военнослужащих, по вопросу, не получившему в нем содержательной регламентации, производство по данным жалобам не может быть прекращено (часть вторая статьи 43 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П). Что касается актов федеральных органов исполнительной власти, к каковым относятся приказы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации, то такие акты не подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства.

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт м), 72 (пункт б части 1) и 114 (пункты д, е части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 275-O и от 30 сентября 2004 года N 428-O).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

2. Федеральным законом О статусе военнослужащих в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15).

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе О статусе военнослужащих гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы. Такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Следовательно, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и - исходя из того, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, - возложить обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

N 11-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-O).

В то же время при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодателю надлежало иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года N 13-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года

Как следует из Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакции Федерального закона от

2. Таким образом, положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

1 января 2005 года, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.

22 августа 2004 года N 122-ФЗ), приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года, - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до

Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Государственный жилищный сертификат представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина - участника федеральной целевой программы Жилище на получение из средств федерального бюджета определенной безвозмездной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения. В условиях рыночной экономики размер этой субсидии может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства.

Как утверждают заявители, замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма правом на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья на основе государственного жилищного сертификата не является равноценной, поскольку сумма денежных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанная на основании соответствующих нормативов, не позволяет им приобрести жилье в собственность в избранном месте жительства. Между тем разрешение вопроса о соотношении расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и действительной его стоимости на рынке жилья не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, что в силу пункта 1 части первой статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации является основанием к прекращению в этой части производства по настоящему делу.

3. Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставления гражданам на их основе безвозмездных субсидий был установлен Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы, в соответствии с пунктом 8 которых субсидия для приобретения жилого помещения по государственному жилищному сертификату предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности. Данная расчетная стоимость определяется исходя из норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, конкретная величина которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При расчете размера субсидии, выдаваемой для приобретения жилья на территории некоторых субъектов Российской Федерации, к этому нормативу должны применяться повышающие коэффициенты (например, для Москвы - 1, 2).

При этом осуществление с помощью различных механизмов, таких как повышающие коэффициенты, применяемые при расчете размера субсидий для приобретения жилья на территории некоторых субъектов Российской Федерации, корректировки объема финансовых затрат, предназначенных, прежде всего, для обеспечения гражданам, завершившим военную службу по контракту, возможности возвращения к месту постоянного жительства, не предполагает возникновение у государства обязательств по созданию равных, одинаковых для всех регионов, возможностей по приобретению жилья гражданами, увольняемыми с военной службы, независимо от избранного ими места жительства.

3. Реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации права - на выбор места жительства (статья 27). Названные взаимосвязанные конституционные права не носят абсолютного характера и могут ограничиваться федеральным законодателем исходя из финансовых, экономических и социальных условий, определяющих как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства.

Переложив обязанность по обеспечению жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральный законодатель не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует, как следует из статьи 80 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, устранения пробела в правовом регулировании. В противном случае появляется опасность недопустимого в правовом государстве произвольного усмотрения органов исполнительной власти в сфере реализации жилищных прав указанной категории граждан.

Отнесение военной службы как разновидности федеральной государственной службы к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на территории Российской Федерации (статья 71, пункт т; статья 76, часть 1, Конституции Российской Федерации), обязывает федерального законодателя с необходимой полнотой урегулировать данную область общественных отношений.

постановил:

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 80, 87 и 100 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

Федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

Признать пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Признание пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации и внесение вытекающих из настоящего Постановления изменений в действующее законодательство влечет необходимость пересмотра состоявшихся по делам граждан - заявителей по настоящему делу правоприменительных решений на основании распространения на них возможности использования всех других предусмотренных законом форм обеспечения жилым помещением.

За I квартал 2007 года ценовой индекс новостроек увеличился на 2,1%.

Согласно статье 78 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации. Постановление должно быть опубликовано также в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации.
Цены на петербургское жилье продолжают плавный рост назло прогнозам. Активность покупателей остается невысокой, число объектов для продажи увеличивается. В апреле станет ясно, примут ли покупатели установившиеся цены. Резких движений в любом случае не будет.

Динамика цен первичного и вторичного рынка ($/кв.м.)

Средняя цена предложения на первичном рынке превысила $2 200 за кв. м. Похожая картина на вторичном рынке. Там прирост на 3,5% с начала года обеспечивается за счет впервые выставленных объектов. Квартиры, предлагаемые уже на протяжении нескольких недель, по крайней мере, не дорожают, а иногда и теряют в весе. Новички листингов в среднем заявляются по $2 800-2 900 за кв.м, тогда как средняя по рынку цена квадратного метра $2 700.

В ожидании потепления
Активность спроса держится примерно на уровне 2005 года (времен достопамятной паузы на рынке) и втрое ниже рекордных показателей периода ажиотажа. В балансе спроса и предложения апрель, как считает руководитель информационно-аналитического отдела Группы компаний Бюллетень недвижимости Сергей Бобашев, станет переломным месяцем: если количество объектов, выставленных на продажу, перестанет расти, это будет означать активизацию покупательского спроса и увеличение объема сделок. Вариант же развития событий, при котором объем предложения продолжит поступательное движение вверх, сулит затоваривание. Тем паче в преддверии майских праздников и летних отпусков, когда деловая активность по традиции обратно пропорциональна температуре окружающей среды, то есть заметно ниже среднегодовой.



В целом, для петербургского рынка равновесное состояние когда спрос активен и ему соответствует адекватное по цене и качеству предложение, а цены плавно и стабильно растут, не выходя за пределы уровня инфляции - это экзотика. Стоит ценам притормозить, покупатели снижают активность из желания посмотреть, куда качнется чаша. Стоит ценам обозначить движение вверх все бросаются покупать, а продавцы наоборот, снимают объекты с продажи и все из того же желания: посмотреть, насколько способны подорожать их активы. Короткие периоды между активизацией спроса или наоборот увеличения предложения и называются у нас стабильным рынком.

В очередной раз рынок колеблется в точке хрупкого равновесия. Для того, чтобы назвать нынешний временной промежуток периодом, ему недостает протяженности.



Динамика активности спроса на вторичном рынке жилья.
Количество обращений в Городскую справочную по недвижимости Квартирный Вопрос за неделю.

Динамика изменения объема на вторичном рынке жилья.
Количество предложений по продаже квартир за неделю в Санкт-Петербурге (без пригородов)




От макроэкономики до парапсихологии
Что бы ни говорили о связи между ценами на нефть и стоимостью недвижимости обеих столиц, зависимость не линейная. Снижение покупательской способности доллара и укрепление рубля, приток ипотечных денег, рост благосостояния граждан на уровень цен влияют. Но рассчитать коэффициент для каждого фактора, затем перемножить константы и переменные, чтобы получить на выходе единственно правильную и справедливую стоимость квадратного метра - не получается.



Продавец хорошо информирован. О дефиците участков под застройку, об энергодефиците, монополизме производителей стройматериалов и прочих трудностях на пути реализации Национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России с экрана телевизора слышно даже чаще, чем у главного по нацпроектам случаются служебные командировки по регионам страны. Столь же активно обсуждаются успехи ипотеки, призванной обеспечить кредитами всех покупателей жилья. Продавец принимает во внимание, что нарастить объемы строительства сложно, потому его товар дефицитен, и таковым останется ровно до тех пор, пока не будет реализован нацпроект. То есть долго.

Основополагающий принцип рыночного ценообразования (спрос выше предложения цены растут, спрос ниже предложения цены снижаются) в области продаж жилья не работает. Вернее, работает в одну сторону: как только спрос превышает предложение, цены разгоняются. При выравнивании притормаживают. Но вспять не движутся. Наш продавец стоек и закален. Особенно если квартира не только основной, но и единственный его актив, продавец постарается закрепиться на завоеванном рубеже.

Нельзя забывать и о преобладании на петербургском рынке обменных сделок, облеченных в форму купли-продажи. Около 80% продавцов одновременно выступают покупателями других квартир. Фактор тоже способствует стойкости единых в двух ипостасях участников сделок. Справедливости ради отметим, что таков владелец недвижимости везде, от берегов Атлантики до тихоокеанского побережья: он предпочтет отложить сделку, чем снизить цену. Если к иному его не вынуждают серьезные обстоятельства.

К тому же уровень цен делает уступку в 10% очень существенной в денежном выражении. Для многих $10-15 тыс. это годовая зарплата. Кто ж из небогатых материалистов ее отдаст?



Динамика времени экспозиции на вторичном рынке жилья (дней).
Сколько дней, в среднем, находились в листингах снятые с продажи квартиры

Данные о количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или очередников, а также обитателей ветхого и аварийного жилья с платежеспособным спросом лишь коррелируют, но никак не совпадают. За решение этих проблем ответственны власть предержащие. Тем более нелогично оценивать спрос, опираясь на данные соцопросов, содержащие выводы вроде 60% российских семей недовольны своими жилищными условиями. В этом вопросе преобладает не знающий границ перфекционизм (от латинского perfectio совершенство).

Субъективизм оценок
Коль скоро при выяснении факторов ценообразования, повлекших прошлогоднее удвоение стоимости жилья, и при попытках строить прогнозы всегда фигурирует фраза баланс спроса и предложения, хотелось бы выяснить, каков в Петербурге объем спроса. Тогда проще было бы оценивать достаточность предложения и правомочность заявлений о тотальном дефиците жилья.

Строительные компании не считают, сколько у граждан остается на покупку жилья после трат на еду, медицину, учебу и прочие неотложные нужды. Они оценивают объем платежеспособного спроса по данным продаж в предыдущем квартале, добавив пиар-составляющую. В 2005 году, когда рынок стоял, а цены несколько снизились, шла речь максимум о 1,8 млн кв. м жилья, которые способен переварить петербургский покупатель. Неоднократно звучал тезис о том, что запланированные городской администрацией на 2005 год 2 млн нового жилья никому не нужны. В 2006 году продавалось то 921,8 тыс. кв. м (II квартал), то 282 тыс. (IV кв.). Всего за год в строящихся домах куплено 2,17 млн кв. м (данные Петербургской недвижимости), а для того самого баланса рынку, по утверждению застройщиков, необходимы 4 млн. кв. м ежегодно.

Банки с целью определить возможный объем продаж услуг проводят исследования, сколько средств домовладельцы тратят на текущее потребление, сколько на отдых и развлечения, сколько остается в качестве сбережений. По данным аналитиков из Городского ипотечного банка, более 70% совокупного дохода среднестатистическая российская семья тратит на потребительские расходы, еще около 10% уходят на налоги и платежи. Банкиры видят резерв для наращивания собственных кредитных портфелей и объемов услуг именно в сокращении семьями расходов на потребление.

Максимальный объем предложения жилья в новостройках, по данным директора департамента маркетинга и развития корпорации Петербургская Недвижимость Михаила Бимона наблюдался в IV квартале 2005 года более 3,2 млн кв. м. Во II квартале 2006 года он сократился до 1,76 млн. Сейчас положение стабилизировалось на уровне 2,2 млн.

При этом сейчас на рынке предпосылок к новому рекорду продаж не видно. Собственно, как и точной оценки объемов платежеспособного спроса на петербургское жилье.

Себестоимость субстанция непрозрачная. Как свидетельствует официальный отчет по итогам проверки строительных компаний антимонопольной службой, стоимость реализации 1 кв. м по стране более чем в 2 раза превышает среднюю стоимость строительства. Однако торги участками под застройку показывают цифру от $500 за кв. м будущего жилья, то есть вынуждают закладывать в себестоимость все более высокие затраты.

Кроме дисбаланса между спросом и предложением застройщики при прогнозах ценовой ситуации ссылаются на выросшую себестоимость строительства.



Структура предложения и спроса, первичный рынок (%)



Динамика средних цен на различные типы квартир в строящихся домах.

Кроме Жемчужины, где уже в марте началось строительство первых 200 тыс. кв. м жилья, горожан ждут и другие проекты квартальной застройки.

Кто хочет стать миллионером
В вопросе дефицита предложения 2007 год должен стать особым. Городская администрация оперирует магическим числом 15 млн. кв. м жилья на разных стадиях проектирования и строительства. Застройщики утверждают, что эти 15 млн включают как давно похороненные, так и крупномасштабные проекты вроде Балтийской жемчужины под авторством консорциума китайских строительных компаний. До 2010 года на южном побережье Финского залива (неподалеку от Сосновой поляны) на площади более 83 га планируется построить 1,62 млн кв. м жилья, где смогут проживать более 35 тыс. человек.

На северной окраине города, на границе с Орловским лесопарком, на участке площадью 46 га финская строительная компания YIT в течение 8-9 лет рассчитывает построить около 1 млн кв. м жилья. Также на севере Петербурга, в Осиновой роще, компания Пантикапей возведет 750 тыс. кв. м недвижимости (жилья, складов и торговых площадей).

Проект Северная долина включает строительство около 3 млн. кв. м жилья на земельном участке площадью около 540 га между проспектом Энгельса, садоводством Климовец, рекой Старожиловкой и железнодорожной веткой Ручьи - Парнас - Парголово.

В Невском районе, на Правом берегу, московская инвестиционная корпорация Квартира.Ру строит Ладожский парк - 15 жилых домов, детсад и школу общей площадью 300 тыс. кв .м. Первый дом планируется достроить уже к концу 2007 года, а завершить квартал полностью к середине 2010 г. Продажи в Ладожском парке уже начались. Здесь же, в Невском районе, будет строить жилой квартал московская же Синтез Девелопмент.

Еще 600 тыс. кв. м жилья - в планах израильской Industrial Buildings Corporation. Участок под застройку площадью 40,8 га находится на Пулковском шоссе.

Восточнее Пушкина на площади около 260 га построят жилой район Славянка с расчетным объемом жилого фонда 1,4 млн кв. м и населением в 45 тыс. человек. Рядом с Колпино расположится массив малоэтажной застройки на 500-600 тыс. кв. м от компании Балтрос.

Планы комплексной застройки областных земель в Кудрово (неподалеку от границы с Петербургом, на пересечении КАД и Мурманского шоссе) осуществляют SVP Group совместно с Setl City, а также компания Отделстрой (1 и 1,2 млн кв. м жилья).

Вилка, предположительно, может составить около 20% и ограничит рост среднего по рынку показателя.

Надо понимать, что каждый из проектов увеличит предложение примерно на 100 тыс. кв. м жилья в год. Причем новоселам первых очередей фактически придется жить на стройке до завершения всего проекта. Этот фактор, в дополнение к окраинному местоположению квартальных проектов обусловит продажи в них по более доступным, чем в обжитых районах, ценам. При этом пределом возможности продаж квартир в одном проекте назывались 25 тыс. кв. м в год. Здесь же как минимум вчетверо больше. Что толкает на демпинг.



Квартиры, первичный рынок (по типам домов)
(цена предложения , $/кв.м)


Минус рекорды



Для стабильного рынка характерна доля однокомнатных квартир, не превышающая 15-16%. Зафиксированное в начале весны 2004 года снижение этой доли до 12% для инертной вторички означало значительное повышение спроса. Осенью 2004 года этот показатель составлял 22%, что было явным и бесспорным признаком затоваривания (его регистрируют при 20%). Начиная с осени прошлого года - новые рекордные показатели: 23% - 25% всех предложений - однокомнатные квартиры. Близок к преодолению и исторический максимум в штуках: почти 3 -600 однушек в еженедельном листинге. До абсолютного рекорда ноября 2004 года осталось 30 пунктов. Сохранение динамики роста предложения и активности спроса ведет к затовариванию.

У аналитиков есть собственные маячки для оценки текущей ситуации и просчета вариантов ее развития. Сергей Бобашев приводит данные о количестве однокомнатных квартир и доле их в общем предложении. Однокомнатные квартиры традиционно самый ликвидный и востребованный товар, минимальная единица квартирного рынка. Именно единички играют роль локомотива рынка, выступая основным материалом и разменной монетой для расселений и разъездов.

Для того, чтобы уверенно прогнозировать подобное, осталось дождаться апреля.

Затоваривание, как объясняет Сергей Бобашев, это наличие в продаже нескольких однотипных квартир в одном доме. Когда происходит подобное, продавцы могут конкурировать между собой только ценами. Естественно, более низкими.



Доля предложения однокомнатных квартир на вторичном рынке жилья.

Например, отмечен рост числа переуступок прав по договору долевого участия (или другому, имеющему тот же смысл приобретения строящейся квартиры). То есть дольщики, не дожидаясь регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости, продают свои права на недострой. Причем переуступаются по большей части однокомнатные квартиры, приобретенные год-полтора назад. Сергей Бобашев отмел предположение, что это сброс пресловутых инвестиционных квартир и выдвинул другое: рынок ипотеки за год-полтора несколько изменился, и теперь у владельцев односпальных апартаментов есть более или менее реальная возможность взять кредит на доплату до двух- или трехкомнатной квартиры.

За эти деньги?
На первичном рынке наблюдаются непривычные явления, которые, вероятно, могут означать начало серьезных изменений в структуре спроса.

По сравнению с I кварталом 2006 года едва заметно, но все же снизилась доля однокомнатных квартир в общем объеме спроса. И, соответственно, увеличился спрос на жилье с двумя-тремя и более комнатами.

Конечная цель жилье достаточной для всей семьи площади зачастую достигается в несколько этапов. Граждане, накопившие на однокомнатную квартиру, но желающие жить в двухкомнатной, обычно покупают то, на что хватает денег сейчас. Через год-другой следует улучшение. (Поэтому установленный законом 3-летний срок владения жильем для освобождения от уплаты подоходного налога с вырученной от продажи жилья суммы признается не соответствующим реалиям рынка).

Сравнительная структура спроса на вторичном рынке жилья (1 кв. 2007 vs 1 кв. 2006)

Похоже, ипотека, мало способная помочь при покупке квартиры с нуля, играет все большую роль в улучшении жилищных условий. По расчетам главного специалиста по ипотечному кредитованию петербургского филиала Банка Москвы Натальи Бруй, ежемесячный платеж по кредиту на 25 лет, полученному на 90% стоимости однокомнатной квартиры в Петербурге, составит около $98 Кредит на комнату осилить проще (стоимость двушки на протяжении многих лет отличается от средней цены однокомнатной квартиры ровно на среднюю цену комнаты в коммуналке, сегодня это $46,5 тыс.)

Индекс недоступности жилья.
Отношение стоимости квартир к среднегодовой арендной арендной плате.




Гири на весах текущего баланса
Трансформация представлений о качестве жилья более динамична в верхних ценовых сегментах. И определяющую роль в этом играет новое строительство. Развитие технологий привело к тому, что представления о максимуме возможного образца 2007 года стали отличаться от стандартов десятилетней давности, как четвертый Pentium от счетов с костяшками. Умный дом, автономные системы жизнеобеспечения, высокое качество отделки и инженерии служат ориентиром в верхнем ценовом сегменте.



Однако не все так просто. За последние 10 лет введено в строй более 10 млн кв. м жилья или 10% жилищного фонда города.

Первичный рынок формирует эталон и для массового жилья. Этот фактор играет на стабильно высокий спрос на новостройки.

Тезис подтверждается вдвое большей активностью сделок в недавно сданных домах по сравнению с домами советской постройки: на относительно новые 10% жилищного фонда приходится 20% сделок купли-продажи.

Поэтапным улучшением жилищных условий занимается самая активная и достаточно обеспеченная часть горожан. Ремарка имеет смысл по той причине, что именно эта группа быстрее других меняет собственные представления о комфортном жилье.

Принимают ли в расчет такую вероятность маркетинговые службы строительных компаний сказать трудно. Во время предыдущего спада активности покупателей они не вполне верно прогнозировали развитие событий. В течение 2005 года, и даже в I квартале 2006-го на торги выставлялись и оставались невостребованными участки менее чем по $100 за кв. м будущего жилья. А затем аукционы по продаже права аренды земли под застройку начали гонку рекордов, превышая стартовую цену в десятки раз. Cегодня в арсенале застройщиков есть пятна дороже $500 за кв. м жилья. Построенное на них жилье еще должно найти своего покупателя.

С ростом объемов строительства (с 2,5 млн кв. м в 2007 году, до 3 млн к 2009-му) доля достаточно качественного (в сравнении) жилья имеет все шансы году к 2010-му достичь 30% от общего объема предложения. Эти квартиры составят заметную конкуренцию продажам недостроенных квартир, считает Сергей Бобашев. Тем более что масштабные проекты квартальной застройки по местоположению не слишком конкурентны. И скидки в 20% от среденерыночных показателей может не хватить для обеспечения приемлемых темпов продаж. Разница может составить и 30%.

Явление имеет значение, поскольку миграция из других регионов не обеспечивает нормальной демографической динамики, Петербург продолжает стареть. Как свидетельствуют данные доклада Сценарии развития российских городов, проведенного Фондом Институт экономики города, к 2015 году население Петербурга не превысит 5 млн человек большого притока не обещают. По некоторым данным, до 80% спроса на жилье обеспечивают петербуржцы.

Начальник информационно-аналитического отдела Группы компаний Бюллетень недвижимости Сергей Бобашев отмечает возникший интерес к Петербургу (и к местной недвижимости) со стороны москвичей. В отдельных отраслях зарплаты работников близки к московским. А жилье в Петербурге и стоимость жизни вообще несколько дешевле.

Полностью обзор будет опубликован на страницах информационно-аналитического издания Бюллетень Строящейся Недвижимости 4 апреля 2007г.

Традиционно, рынок находится под влиянием совокупности множества понижающих и повышающих цены факторов. К счастью, резких скачков можно не ждать.

Стоимость 1 кв. м рассчитывается в долларах, тогда как он [доллар] обесценивается по отношению к рублю прямо на глазах. Расчет стоимости недвижимости в американской валюте дает возможность создать иллюзию устойчивости заведомо перегретого рынка. Если пересчитать стоимость московской недвижимости в рублях, то падение цены 1 кв. м с ноября по март со 126 100 до 123 400 руб., т. е. на 2,1%, говорится в исследовании со ссылкой на данные сайта Анализ рынка недвижимости (ARN.ru, его автор Андрей Бекетов, позиционирующий себя как независимый эксперт рынка недвижимости). Сегодня практически ни одна сделка не совершается без заметных скидок, которые достигают 10% стоимости квартиры, а учитывая инерционность рынка <...> можно утверждать, что такое снижение цены начало корректировки после перегрева рынка в 2005-2006 гг., говорится в материалах страховщика. По данным аналитического центра ирн.ru, цены на жилье в столице за 2006 г. взлетели на 100%, а средняя стоимость 1 кв. м достигла $4202.

Квартиры в Москве начали дешеветь, и к концу года падение цен может составить 10-20%. Таковы результаты анализа рынка, проведенного центром стратегических исследований Росгосстраха, с которым он ознакомил Ведомости.

Мнения участников рынка разделились. ирн.ru фиксирует снижение цен на $4 с декабря 2006 г. с $4202 до $419 Если считать в рублях, получится уже 1,76%. В тех сегментах, где работает группа компаний ПИК, рост цен в этом году совпадает с темпом инфляции, возражает Артем Эйрамджанц, первый вице-президент группы. Коммерческий директор Капитал Груп Алексей Белоусов оценивает ежемесячный рост цен на квартиры компании в 3-3,5%. По словам руководителя пресс-службы СУ-155 Федора Сарокваши, в СУ-155 цены растут на 2-3% в месяц, что связано с сокращением предложения в компании. ПИК и СУ-155 фиксируют цены (и рост) в рублях, Капитал Груп в долларах.

Как объяснил Ведомостям руководитель центра Алексей Зубец, он исследует рынок недвижимости с конца 2006 г. по собственной инициативе. Никакого бизнес-интереса только человеческий: квартирный вопрос волнует всех. Как специалистов, удивляет позиция аналитиков, которые выдают желаемое за действительное и говорят о подорожании жилья, хотя на самом деле происходит обратное, говорит Зубец. Правда, страховщики заинтересованы в том, чтобы цены на недвижимость снижались, ведь имущество компании страхуют по рыночной стоимости, а если цены будут идти вниз, то и платить по страховому случаю им придется меньше, возражает председатель совета директоров страховой компании Стандарт-Резерв Виктор Юн.

Предложение квартир на московском рынке выросло в марте 2007 г. по сравнению с мартом 2006 г. на 72%, констатирует Зубец. С конца 2006 г. квартиры могут висеть на рынке по нескольку месяцев покупателей мало, продавцы за них сражаются. За однушку на окраине по цене $140 000 реально получить от продавца скидку $5000-7000, подтверждает Лана Волохина из Vesco Realty. По словам пресс-секретаря кредитного брокера Фосборн Хоум Юлии Поляковой, сейчас в базе недвижимости Москвы и Подмосковья 150 000-160 000 предложений, а на продажу выставляются инвестиционные квартиры, которые люди приобретали для перепродажи год-два назад. Это свидетельствует о неверии инвесторов в продолжение роста цен и их желании зафиксировать прибыль, считает Зубец. Побединская рассказывает, что срок экспозиции квартир вырос до трех месяцев, в то время как полгода назад этот показатель составлял девять недель, а год назад три недели.

В неофициальных беседах застройщики признаются, что продавать квартиры стало труднее. Многие и СУ-155, и ГК ПИК, и МИАН-Девелопмент стали предлагать их с полной отделкой, тогда как год-два назад квартиры улетали еще на стадии строительства. Мы не ощущаем застоя, происходит болезненное расслоение по ценам на вторичке и в новостройках. Это два сегмента, не может старая квартира на окраине стоить столько же, сколько новостройка, как сейчас, считает Белоусов. Директор по маркетингу бюро недвижимости Агент 002 Ольга Побединская оценивает падение рынка в 1,5-3%. По ее словам, квартиры продаются с дисконтом к ранее заявленной цене, а дешевые пятиэтажки просели в цене на 6-7%. Всего, по данным БН Агент 002, в I квартале этого года было зарегистрировано 10 000 сделок купли-продажи квартир, а за тот же период 2006 г. 22 000.

Уже в самом начале нового года столичные законодатели сумели порадовать москвичей. Мосгордума приняла Закон О внесении изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения, положив хорошее начало очередному этапу парламентской деятельности. В обсуждении законопроекта, помимо депутатов, активное участие приняли представители Департамента экономической политики и развития города, Центра законотворчества Москвы, столичного Центра реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве и других городских структур.

При цене 1 кв. м $4200 с рынка выдавливаются семьи с доходом менее $3000 на члена семьи в месяц. Если учесть, что доля таких семей в Москве составляет 97%, реакцией рынка на повышение цен являются отток покупателей и сокращение сделок, говорится в отчете Росгосстраха, и, если предположить, что коррекция цен завершится до конца 2007 г., падение цен в среднем достигнет 10-20%. Михаил Бусыгин, замначальника департамента продаж Городского ипотечного банка, допускает коррекцию цен на 3-5% на рынке жилья во II квартале.
Москва реализует приоритетный национальный проект Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

По его мнению, безвозмездные субсидии для граждан - один из самых актуальных способов улучшения жилищных условий. Теперь гораздо большее количество московских семей сможет улучшить свои жилищные условия, воспользовавшись такой формой, как безвозмездная субсидия. Я думаю, подчеркнул депутат, что нам необходимо развивать подобные формы улучшения жилищных условий. Данный закон - это еще один шаг на пути их реализации. Необходимо обратить внимание на то, что данный закон не содержит никаких противоречий ни с федеральным, ни с городским законодательством.

Закон действительно своевременен, чрезвычайно важен и востребован. Тысячи горожан с нетерпением ожидали его появления, чтобы улучшить свои жилищные условия, отметил в своем выступлении перед коллегами в ходе рассмотрения документа в Думе председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов.

Вот что рассказал депутатам в ходе рассмотрения законопроекта руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Петр Сапрыкин:

С точки зрения Степана Орлова, предлагаемая схема процентного распределения субсидий с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех жителей мегаполиса, имеющих право на получение субсидий.

Реализация этой задачи, - сообщил глава городского ведомства, - базируется на тех ресурсах, которые утверждены постановлением Правительства города в апреле 2006 года в среднесрочной программе строительства жилья в городе. Между тем столичные власти уже сейчас понимают, что полностью рассчитывать только на строительство жилья за счет средств городского бюджета для выполнения столь масштабной задачи невозможно. Необходимо активнее использовать иные, уже наработанные, положительно себя зарекомендовавшие ранее механизмы помощи нуждающимся жителям города Москвы в жилищной сфере. И одним из знакомых и привычных горожанам механизмов является предоставление очередникам бюджетной субсидии на строительство или приобретение жилья. Порядок предоставления гражданам такой субсидии, ее максимальный размер и механизм исчисления уже установлен законом города Москвы Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения.

- Еще в 2006 году Московская городская Дума приняла пакет городских законов. С целью их реализации было принято постановление Правительства Москвы о среднесрочной жилищной программе Москвичам - доступное жилье, рассчитанное на 2007 - 2009 годы. Основная цель данного постановления - сократить к 2010 году в два раза количество очередников и уменьшить срок ожидания получения ими жилого помещения до 10 лет.

А для очередников, которые не имеют жилищных льгот, срок ожидания максимального размера субсидии сократится с 15 лет до 10 лет.

Однако стало ясно, что нужно активнее стимулировать платежеспособную часть очередников на более смелые шаги: использовать для улучшения жилищных условий их собственные средства и субсидии. Сделать это целесообразно путем уменьшения с семи до пяти лет срока ожидания предоставления максимального размера городской субсидии для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняющих право на получение жилищных льгот.

Так, например, для семьи из трех человек, имеющей жилищные льготы и состоящей на учете пять лет, размер субсидии увеличивается с 48 до 70 процентов от нормативной стоимости. Для такой же семьи, не имеющей льгот и отстоявшей в очереди 10 лет, субсидии увеличиваются на 24 процента или более чем на миллион рублей. Наконец, при сроке ожидания в шесть лет субсидия увеличивается с 805 тысяч до 2,2 миллиона, или в 2,7 раза. Увеличение размера субсидий произойдет практически по всем позициям. В среднем для льготников субсидии увеличатся на 39%, а для граждан, не имеющих льгот, на 50%.

При этом соответственно будет пропорционально уточнен процент предоставления гражданам субсидий из бюджета города Москвы. Предлагаемая законом схема процентного распределения субсидий, с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех граждан, имеющих право на получение субсидий. А фактически - эта схема увеличивает ее размер.

При этом стоит обратить внимание на то, что, согласно статистике, до 40% граждан используют полученную субсидию на приобретение жилья вне пределов Москвы. Это и ближайшее Подмосковье и иные, более отдаленные от столицы регионы страны. И в этом, подчеркивает Петр Сапрыкин, есть свой плюс. Город не навязывает человеку тот, или иной район или вариант жилища. Город дает ему возможность самому решать, где и какое жилье он хочет купить. И спектр возможностей, предлагаемый сегодня строительной индустрией страны, от возведения частного дома до квартиры в многоэтажном доме, вполне позволяет гражданину решить свой жилищный вопрос.

Закон позволит, считает Петр Сапрыкин, улучшить положение граждан, желающих и имеющих возможность использовать собственные средства для улучшения жилищных условий путем приобретения необходимого им жилья на рынке.

Так, депутат Сергей Гончаров поинтересовался о количестве москвичей, которые, получая субсидию, не в состоянии по ряду причин приобрести жилплощадь в Москве, вынуждены покидать столицу, теряя статус жителя города. Ответ Петра Сапрыкина, сообщившего о 40 процентах таких москвичей, оставил у думцев тягостное впечатление. По словам министра, из 100% тех очередников, которые получают субсидию, реализуют эту субсидию 40% за городом, а остальные 60% на территории Москвы. Как видим, 60 процентов горожан, тем не менее, терпеливо ждут, когда их средства будут накоплены в достаточном количестве, чтобы приобрести заметно дорожающее год от года столичное жилье.

В ходе обсуждения законопроекта на всех стадиях его рассмотрения законодатели задали представителям исполнительной власти множество вопросов уточняющего характера, стремясь к тому, чтобы документ оказался в конечном счете свободен от изъянов и просчетов, которые могут в будущем обернуться серьезными проблемами и для разработчиков, и для рядовых граждан.

Будет ли в этом случае соответствовать плановым показателям количество вводимых в эксплуатацию квадратных метров?, - задал он Петру Сапрыкину прямой вопрос. Чиновник поспешил заверить депутата, что проблема обманутых дольщиков никак не скажется на той площади, которую город получает для реализации своих жилищных программ.

Депутата Александра Ковалева обеспокоил вопрос о возможных последствиях для очередников, пожелавших воспользоваться субсидией, преступных действий недобросовестных фирм в сфере жилищного строительства с долевым участием. Эта проблема получила в последние годы название проблема обманутых дольщиков.

По мнению депутата Владимира Уласа, закон имеет чрезвычайно важное значение для москвичей. Жилищная стратегия, сказал он, которая проводилась в прошлые годы в Москве, фактически оказалась тупиковой. Примерно 75 процентов жилья в прежние годы распределялось через коммерческую продажу. Цены на жилье в Москве возросли где-то до четырех, четырех с половиной тысяч рублей и для москвичей, в подавляющем большинстве стоящих в этой очереди, они стали совершенно недоступны.

Депутат Татьяна Портнова, попытавшись, по ее собственному выражению, спрогнозировать ситуацию, спросила о том, когда же Москва сможет ликвидировать очередь граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года? Петр Сапрыкин пообещал, что до 2010 года город сумеет сократить время ожидания в очереди до 10 лет. Это значит, что очередников, вставших на учет в 2000 году, в столице не будет к 2010 году.

Для большинства законодателей необходимость принятия закона оказалась очевидной и не вызывающей сомнения. В поддержку документа выступили практически все парламентарии, учитывая, что закон реализует, в том числе в Москве, положения приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

Кроме того, как полагает депутат, в Москве фактически исчерпаны земельные участки, на которых можно было возводить жилье. А точечная или так называемая уплотнительная застройка вызвала колоссальные конфликты по всей столице. Не помогает и застройка промышленных зон, имеющая очень существенный изъян, поскольку, как убежден Владимир Улас, ухудшает экономическую составляющую города. В то же время выходом из положения как раз и может стать принятый закон - считает он.

На сегодняшний день в очереди зафиксировано 122 тысячи 552 семьи (601 тысяча 722 человека). При этом, как сообщил Петр Сапрыкин, на прежнюю очередь постановки на учет, сформировавшуюся до вступления в силу нового Жилищного кодекса, не распространяется статус малоимущности. Несмотря на это, в ее составе есть малоимущие граждане, которые не могут позволить себе приобрести ни одного квадратного метра по рыночной стоимости. Кроме того, в ней есть люди, у которых имеются средства, недостаточные тем не менее для покупки жилья. Для той и другой категории граждан город предусматривает сегодня выход из ситуации. Более или менее обеспеченные москвичи смогут воспользоваться приемлемыми условиями для ускоренного улучшения жилищных условий - путем предоставления им городом бюджетных субсидий на строительство и приобретение жилого помещения.

Кстати, что касается прошлого года, то с использованием средств субсидий и собственных средств 1020 семей москвичей приобрели 54,5 тысячи квадратных метров общей площади. В 2006 году было выделено 4 миллиарда 209 миллионов рублей на предоставление субсидий. На 2007 год запланирована цифра, превышающая 5 миллиардов рублей. При этом город постоянно индексирует, в связи с ростом цен на рынке жилья, размер предоставляемой субсидии.

В заключение нужно обратить внимание на то, что, по словам Петра Сапрыкина, дополнительных ресурсов на реализацию закона не потребуется. Тех 5,8 миллиарда рублей, которые запланированы в городском бюджете на 2007 год, Москве хватит для того, чтобы, согласно принятому закону, увеличить количество субсидий, предоставляемых очередникам. Учитывая, что разница между прежней субсидией (в рамках действующего закона города Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения) и новой субсидией возрастет почти в два раза, исполнительная власть рассчитала, что субсидией пожелают воспользоваться около трех тысяч столичных семей.

Следует принять во внимание, что порядок предоставления субсидий предусматривает выдачу свидетельства о праве на субсидию. Это свидетельство действует в течение шести месяцев. Очередник за это время вполне успеет подыскать на рынке жилья подходящую квартиру.



Главная --> Публикации