Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Публикации --> Лосиному острову готовят мораторий на строительство Страхование жилья как залог душевного спокойствия Домик с видом на поле Инвестиции в недвижимость англии Государственные жилищные сертификаты проходят проверку на прочность Трасса «Москва-Дон» была открыта два года назад. Эта дорога не может не нравиться: восемь полос, отличное покрытие, полное отсутствие светофоров и перекрестков. Есть и еще один плюс: у жителей таких городов южного Подмосковья, как Видное, Домодедово, Кашира появилась возможность существенно сократить время поездки до Москвы. Если, скажем, от ст. Домодедово до Павелецкого вокзала на электричке нужно добираться 40 минут, то по трассе «Дон» на автомобиле вы за 10–15 минут езды можно оказаться на МКАД. «Водитель! Не спеши! Тебя ждут дома», – белым по черному написано на щите при въезде в подмосковный Подольск. Плакатами такого содержания полезно было бы оснастить не только Варшавское шоссе, но и подавляющее большинство остальных дорог юга Подмосковья, давно нуждающихся в ремонте и реконструкции. Современной высокоскоростной трассой можно назвать разве что магистраль «Москва-Дон», которую называют также Каширским шоссе. Рискнем предположить, что в скором будущем автомагистраль М4 (так «Москва-Дон» обозначена в автомобильных атласах) станет своеобразным магнитом для инвесторов. Уже сейчас риэлторы очень оптимистично оценивают перспективы коттеджного строительства в этом направлении. Их можно понять. Уж очень привлекательным выглядит путь, по которому проходит трасса. От Москвы до 105 км она тянется параллельно старому Каширскому шоссе. На этом отрезке построено 14 развязок, 45 путепроводов, сооружен уникальный двухкилометровый мост через Оку и эстакада в городе Видном длиной 860 м. Говорят, что при строительстве дороги в ее основание было уложено 3 млн тонн отходов Ступинской ТЭЦ. Потом эту своеобразную «подушку» покрыли щебнемастичным асфальтобетоном. Результат налицо – ехать по этому дорожному полотну не составляет никаких затруднений. Разве что некоторые мосты и транспортные развязки заставляют водителей крепче держаться за баранку – все-таки на въездах есть ухабы. Хотя дорожные службы стараются их регулярно латать. Да и автомобилисты-дачники стали меньше тратить времени на дорогу. Раньше им приходилось до своих участков медленно и скорбно тащиться по узкому и загруженному Каширскому шоссе. Старое Каширское шоссе – не чета молодому «Дону». Оно начинается с трассы «Москва-аэропорт Домодедово», сразу после МКАД. Раньше эта дорога называлась Каширским трактом, который связывал Москву со многими южными городами. Дурная слава о нем ходила годами, окрестные жители говорили, что «разбой и грабеж на той Каширской дороге великие». Постоянные налеты разбойников делали передвижение по трассе весьма опасным. К слову сказать, в 1812 г. по Каширской дороге сначала выезжали из столицы войска и сами жители Первопрестольной, а потом по ней драпали из Москвы поверженные французы. На «Москву-Дон» можно попасть через развязку от МКАД (27 км). Отсюда магистраль, обозначенная на картах как М4, тянется от развилки на город Видное в сторону Каширы. На ней почти нет постов ДПС. Водителей это, конечно, радует. Но и для огорчений есть повод: кафе и закусочных мало, так что перекусить им негде. Можно, правда, заехать в Домодедово, но лучше поголодать. В Домодедово приличные дороги, но много светофоров, и пешеходы, о чем время от времени повествует местная пресса, почти бросаются под колеса автомашин. При возвращении на шоссе нужно тоже держать ухо востро: здесь из-за оплошностей водителей часто случаются аварии. Кстати, с особой осторожностью следует двигаться ночью по правой крайней полосе магистрали. На ее обочине нередко останавливаются большегрузные автомобили с выключенными габаритными огнями. Так как большая часть трассы не освещена, есть риск вовремя не заметить трейлер. При движении по старой Каширке (особенно при пересечении населенных пунктов) водителям стоит воздержаться от нарушений правил и не пересекать сплошную полосу при обгоне. В середине дня сотрудники ДПС здесь «делают статистику». Изъятие прав (а в дальнейшем и 500 руб.) почти гарантировано. Но никаких памятных знаков по случаю этих и других знаменательных событий на Каширке не обнаруживается. Это, может, и хорошо: водителям лучше не отвлекаться от дороги. Мало того, что она узкая, в дополнение к этому две полосы постоянно сходятся в одну. Так что за дорожной разметкой нужно следить в оба глаза, иначе лобового столкновения не избежать. Самыми аварийными участками сотрудники ГИБДД считают 35–44 км. Причем виновниками ДТП часто оказываются водители-москвичи, особенно летом, в выходные дни. Хотя, конечно, нагрузка старой Каширки после введения в строй трассы «Москва-Дон» заметно снизилась. Утрата популярности ее не красит, дорога становится все более запущенной. Видимо, срабатывает правило – нечего тратить деньги на ремонт трассы, если у нее есть современный дублер. Симферопольское шоссе (на картах обозначено как М2) на выезде из Москвы состоит из 6 полос и славится хорошей пропускной способностью. Это, однако, не компенсирует качества дорожного покрытия. Оно нуждается в усовершенствовании. Заторы в основном случаются в часы пик или в выходные дни, когда дачники отправляются за город. Главное удобство трассы заключается и в том, что магистраль обходит стороной крупные населенные пункты, избегая тем самым дополнительной нагрузки (в отличие, например, от Варшавского шоссе, которое проходит через Подольск). На Симферопольском направлении, как, впрочем, и на Каширском, коттеджей пока немного, о современной массовой застройке говорить не приходится. А вот разнокалиберных дачных поселений – множество. Кстати, на Каширское шоссе и трассу «Москва-Дон» можно попасть и через дорогу, ведущую к международному аэропорту «Домодедово». Она начинается сразу после моста через МКАД. Здесь всего две полосы в каждую сторону, зато установлены разделительные ограждения, трасса освещена и имеет приличное дорожное покрытие. Движение по ней довольно динамичное. Правда, если где-то случается серьезная авария, застрять можно на несколько часов. Не доезжая считанных километров до аэропорта, у поста ГИБДД, надо повернуть направо, проехать через железнодорожный переезд и двигаться транзитом через поселок Востряково. Впрочем, этим маршрутом автомобилисты пользовались и раньше, до введения в строй скоростной трассы «Москва-Дон», объезжая особенно неудобный сорокакилометровый участок Каширки. Сейчас этот маршрут тоже потерял былую популярность. Регламенты свободы Приобретение встречного варианта предполагается в большинстве сделок с недвижимостью на вторичном рынке. Ведь обмен имеющейся жилплощади на большую или меньшую совершается чаще прямых продаж. Специфика подобных операций нашла свое отражение в положениях специального раздела стандартов риэлторской практики. Качество дорожного покрытия Симферопольского и узость Варшавского шоссе ограничивают скоростные возможности водителей. Особенно в 40–50 км от Москвы. Здесь на всю катушку не разгонишься. Хотя на Симферопольском движение организовано в три ряда в каждую сторону. Зато здесь масса автозаправок и придорожных кафе. Чем дальше от Москвы, тем дешевле бензин. Только это и радует, в то время как по обочинам все достаточно уныло – закоптившиеся березки и кучи мусора, глазу остановиться не на чем. Примерно на 30 км, неподалеку от Подольска (населенный пункт Покров) – большой авторынок и магазин автозапчастей КЭМП. Сразу после него – пост ДПС, где на высокий столб водружена разбитая машина – крайне агрессивная наглядность для лихачей. Мол, едешь медленно – будешь любоваться пейзажем. Поедешь быстрее – станешь его частью. Планируя обмен через продажу со встречной покупкой, легко стать жертвой не вполне добросовестных (а чаще - просто неопытных) операторов рынка недвижимости, пренебрегающих рекомендациями профи. Именно на встречных покупках клиент рискует потерять массу нервных клеток и понести немалые дополнительные расходы. А что если он вообще окажется с деньгами на улице, продав свою недвижимость и не купив новую? Закон закрепил уже давно сложившуюся практику. Целесообразность ее очевидна: выставить свое жилье на продажу и подобрать взамен нужное среди множества предложений свободного рынка намного проще, чем искать вариант по принципу ты - мне, я - тебе. Степень свободы выбора возрастает на порядки. Но Основная цель положений данного раздела - предотвратить ситуации, препятствующие своевременному приобретению нового жилья клиентом взамен проданного, и сохранить рамки первоначально согласованного бюджета. С введением нового Жилищного кодекса РФ большая часть сделок обмена перекочевала на риэлторский рынок из сферы влияния Горжилобмена (в ведении которого осталась лишь неприватизированная жилплощадь). Слабое звено Больше всего проблем возникает при оформлении сделок в длинной цепи. Хочешь не хочешь, а последнему - прямому - продавцу придется гарантировать по договору выплату причитающейся ему суммы независимо от проблем промежуточных продавцов с перерегистрацией, освобождением и пр. Иначе он может просто отказаться от сделки. Как быть, если все деньги проходят по цепи для взаиморасчетов, и не остается никаких рычагов воздействия, необходимых для соблюдения сроков выполнения обязательств (то есть, попросту не с чего брать штрафные санкции)? Уповать на совестливость и сознательность граждан? Достаточен ли сегодня данный раздел стандартов в существующем виде и объеме? Да простят нас уважаемые профи, но проблематике сделок со встречными покупками следовало бы уделять больше внимания. Так, возможно, в договор продавца с фирмой не помешало бы ввести в качестве обязательного условия одновременное нотариальное удостоверение как минимум двух договоров: продажи клиентом своей недвижимости и покупки встречного варианта. Иначе, в случае разорванного нотариата слишком велик риск выхода ситуации из-под контроля. Если же внутри цепи оформляются отношения между гражданами-участниками, можно рассчитывать на ряд средств дополнительного воздействия. Для упорядочивания взаимоотношений могут быть составлены даже предварительные нотариально удостоверенные договоры купли-продажи между клиентами. В документах этих будут обозначены все этапы, сроки и взаимные обязательства сторон. Если регламентированы сроки перерегистрации и освобождения недвижимости, конкретизирована ответственность за их срыв, то процедура взыскания ущерба по суду с виновника всех проволочек существенно упрощается. А значит, -уменьшается и желание что-то нарушать, имея в перспективе судебное преследование и неотвратимость наказания. Да, нотариальные действия - это лишние хлопоты и расходы. Зато риски срыва как сроков, так и самих сделок уменьшаются на порядки. Безответственность клиентов часто проистекает от мнимого простодушия: А что вы с меня возьмете, если я нарушу условия? Денег я по сделке не получаю Но механизмы, дисциплинирующие клиентов, существуют. Да только возможность их использования никак не озвучена в стандартах - даже в качестве рекомендации. А ведь, помимо самого договора, могут быть дополнительно оформлены (как нотариально, так и в простой письменной форме) различные предварительные соглашения, заявления, расписки и т. д. между участниками цепи. Но на практике риэлторы часто прячут друг от друга своих клиентов, предпочитая самостоятельно заключать договоры в их интересах. В результате - парадокс: клиенты, отстраненные от дел, становятся гораздо менее управляемыми, ловко перекладывая всю ответственность на плечи тех, кто крутится в их интересах. С целью повышения прикладного значения данного раздела желательно конкретизировать его положения, четче следить за рыночными тенденциями. Нет предела совершенству Положения рассматриваемого раздела стандартов, конечно, закрывают зияющие прорехи в технике ведения бизнеса. Но это лишь верхушка айсберга. Множество конфликтов при сделках со встречками происходит не столько вследствие злостного нарушения приведенных здесь стандартов, сколько из-за неумения использовать их в сложной правовой ситуации, существующей сегодня на рынке. Может, кто-то и считает, что углубление, детализация и пр. - это уже технология ведения бизнеса, она у каждого своя, неопытные пускай дойдут своим умом. Но не маловато ли будет: обозначить в стандартах болевые точки и остановиться на этом? Логика процесса Возможно, не повредило бы делу и дополнение раздела пунктом, регламентирующим процесс подбора встречной покупки. Покупатель обычно выделяет на поиски альтернативы не более пары-тройки недель. И вот некоторые предусмотрительные продавцы загодя ищут встречку, не дожидаясь покупателя на свое жилье. Поощряющие их в этом агенты собственноручно роют могилку зарождающейся сделке и ставят под угрозу интересы своих клиентов. Ведь, для того чтобы удержать понравившуюся квартиру, требуется внести залог. Но в условиях активного спроса вероятность того, что продавец дождется еще и покупателя на объект такого торопыги - близка к нулю. А в условиях заторможенного рынка - свои риски, чреватые потерей залога или сбросом цены на свое жилье ради срочной продажи. И получается, что куда ни кинь, всюду клин и материальные потери. Принятие стандарта, налагающего вето на бег впереди паровоза, помогло бы агентам удержать клиентов от тех прекрасных порывов, каковые не вредно вовремя душить. Пора продумать и разработать такие стандарты и механизмы, соблюдение которых обязывало бы фирму предусматривать и минимизировать негативные последствия для клиентов - участников сложных сделок. Да и момент получения вознаграждения агентом и фирмой за услуги по каждому из нескольких объектов не помешало бы приурочить к закрытию всей цепи. Через год, максимум два все граждане в обязательном порядке будут вынуждены страховать свое жилье, как это делают автовладельцы. В ближайший вторник, 19 августа, Госстрой России собирается представить Межправительственной комиссии по жилищной политике проект федерального закона об обязательном страховании жилья. Как мы видим, у профессиональных стандартов есть и реальная практическая отдача, и перспективы развития. Но эти правила игры не являются обязательными для агентств, не состоящих в профессиональных объединениях. И уже персональная задача гражданина, доверившего свои жилищные интересы вольнолюбивой фирме, - отслеживать, чтобы предлагаемые ему условия договора и сделки соответствовали цивилизованным правилам делового оборота. Дабы не оказаться на улице с кучкой денег и туманными перспективами вместо вожделенной новой квартиры. Вообще-то документ после "читки" в Правительстве, как правило, еще три-четыре месяца доводится до ума: дорабатывается с учетом замечаний и предложений министров. И только после этого он появляется в Законодательном собрании. Спешка, похоже, связана с тем, что разработчик опасается затягивать принятие этого закона, как это случилось с законопроектом о жилищной политике. Дело в том, что в Думе разрабатывается альтернативный законопроект о страховании жилья. Правда, в Госстрое пока не знают, какая именно фракция за это взялась и что собой этот документ представляет. Документ разрабатывался более полугода. Толчком для его появления стало прошлогоднее наводнение на Юге России, когда было разрушено несколько тысяч жилых домов и государству пришлось выделить на их восстановление 15 млрд. рублей. Начальник департамента экономики Госстроя Георгий Маркосов пояснил корреспонденту "РГ", что при разработке законопроекта экспертам ведомства помогали представители ведущих страховых компаний. Он надеется, что комиссия в целом одобрит разработанный проект, а уже в сентябре он будет предложен на обсуждение депутатам Госдумы. Если учесть, что из общей квадратуры жилья в стране в частных руках находится около 70 процентов, или 1859,2 млн. кв. м, то получается, что только жители приватизированных квартир отдадут страховщикам не менее 4 млрд. долларов (в деньгах частный жилой фонд оценивается на сумму около 200 млрд. долларов). Выходит, за жилищный полис люди заплатят вчетверо больше, чем владельцы автомашин по Закону об обязательной автогражданской ответственности. (По предварительным данным, страховые премии до конца этого года по "автогражданке" составят 1 миллиард долларов.) Георгий Маркосов пояснил корреспонденту "РГ", что разработанный ведомством законопроект - прямого действия. В нем отражены принципы страхования, которыми должны будут руководствоваться все регионы. А именно: каждый житель будет обязан на год покупать полис независимо от того, кому принадлежит дом. По проекту не подлежит страхованию лишь аварийное жилье. Единственное, что предполагается отдать на откуп местной власти и страховщикам, - установление тарифов страховых сборов. Их размер будет зависеть от двух факторов - оценки БТИ и страховщиков. При этом самые большие суммы будут платить те, кто живет в "дорогих" городах (там, где сумасшедшая цена квадратного метра) и в местах повышенного риска (там, где чаще всего происходят смерчи, наводнения и другие природные катаклизмы). Предполагается, что в общем по России страховой сбор не может превышать двух процентов оцененной страховщиками стоимости жилья. Но это еще не самая уязвимая часть будущего закона. По данным Госстроя, 60 процентов территорий страны находится в зоне экстремальных климатических условий. (То есть жители этих регионов априори попадают под максимальный тариф.) При этом стоит учесть, что в городах-миллионниках рынок недвижимости весьма специфичен: цена квадратного метра менее всего зависит от платежеспособности "средних" горожан, поскольку жилье здесь покупают состоятельные граждане, приехавшие из любой точки страны. В Москве, к примеру, цена квадратного метра в элитных комплексах приближается к так называемому "психологическому" - может достигать 15 тысяч долларов. Таким образом, получается, что большинство россиян будут вынуждены платить за полис очень большие деньги. Какие? Георгий Маркосов уверяет, что жилищное страхование будет доверено только надежным фирмам, которые будут отобраны на конкурсе, исходя из специальных требований к уставному капиталу и деятельности фирмы. Эти требования ведомство намерено разработать совместно с Минэкономразвития. Георгий Маркосов считает, что за официально бедных людей должны платить богатые. Он пояснил, что страховые сборы неимущих могут поделить остальные жители дома. К примеру, если балансовая стоимость (что сегодня оценивается в БТИ) однокомнатной квартиры в Подмосковье - около 3-5 тысяч долларов, стоимость полиса должна составить минимум 60-150 долларов, или 1800-4500 рублей. Спрашивается, откуда найдутся у жителей такие деньги, если в этой области чуть ли не каждый третий живет за чертой бедности? Это сегодня. А завтра, как известно, планируется постепенно сблизить показатели стоимости квартир по оценке БТИ и реальные рыночные цены. Тогда, если та же самая квартира на рынке оценивается в 20 тысяч долларов, страховой платеж за нее достигнет 400 долларов, или более 12 тысяч рублей. Для сравнения: прожиточный минимум в России по итогам второго квартала 2003 года - 2137 рублей, средняя зарплата - около 5000 рублей). Комментарий Что же получается? За все это "удовольствие", как всегда, будет вынужден расплачиваться средний класс? Ведь богатые, как правило, не живут в многоквартирных домах по соседству с бедными. С другой стороны, такой подход означает, что и владельцам домов (муниципалитетам, кооперативам, ведомствам) нужно будет очень сильно поработать мозговыми извилинами, чтобы изобрести реально работающие перекрестные схемы страховых выплат. Мировой опыт разный, но в большинстве стран страхование собственности, и прежде всего жилья, практикуется очень широко. Так что когда кто-то говорит об идее вернуть обязательное страхование жилья как об очередной "обираловке", я с этим не согласен. Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по законодательству: - Хочу напомнить, что в советские времена, когда жилья в собственности было гораздо меньше, чем сегодня, у нас в стране существовало обязательное страхование. Владельцы частных домов страховали свою собственность в обязательном порядке. Но все, о чем я говорил, относится к домам и квартирам, находящимся в частной собственности. Предложение же обязать страховать свои квартиры нанимателей государственного, муниципального жилья представляется весьма странным. Нигде в мире наниматель не должен страховать не принадлежащую ему собственность. В первую очередь это касается муниципального или социального найма - таким жильем обеспечиваются обычно наименее благополучные группы населения. Включать при этом в квартплату еще и страховку вряд ли правильно. 8 февраля руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик собрал в РИА-Новости более 100 журналистов ведущих теле- и радиокомпаний, информационных агентств, газет и журналов. Такой интерес был проявлен к первым итогам реализации Национального жилищного проекта, а также к ряду оргмероприятий, способных повлиять на функционирование строительного комплекса в целом. На самом деле вопрос упирается в ставки. Поскольку речь идет об обязательном и всеобщем страховании, можно организовать дело так, чтобы при вполне щадящих ставках платежей выплаты при наступлении страхового случая были солидными. И тогда от введения такого закона выиграют все. Среди субъектов наибольшие объемы жилищного строительства достигнуты в Московской области, где введено 12,8% от общей площади го России в целом, Москве 9,6%, Краснодарском крае 5,3%, Санкт-Петербурге 4,7%, Республике Татарстан 3,5%, Республике Башкортостан 3,4%, Тюменской области 3,0%, Ростовской 2,7%, Свердловской 2,6%, Челябинской 2,5%, Новосибирской 2,1% областях. Суммарный обьем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил 52,2%. По словам Сергея Круглика, задание Президента по росту строительства жилья выполнено в 2006 году в стране введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн. кв. метров. Е перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003 2010 годы суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья, при этом дола частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного 20% соответственно. В 2006 году введено 139,9 тысячи индивидуальных жилых домов общей площадью 19,8 млн. кв. метров, при этом доля индивидуального домостроения в общей площади введенного жилья составила 39,5%. Строительные материалы 2006 г. в % К 2005году Цемент, тыс. тонн 112,8 Стекло 134,1 Линолеум 129,1 Мягкие кровельные материалы 109,2 Плитки керамические для внутренней облицовки стен 109,7 Плитки керамические для полов 138,6 Вата минеральная 107,1 Стеновые материалы 105,0 Кирпич строительный 101,6 Сборный железобетон 105,7 Щебень и гравий 107,4 В 2006 году в России произошел значительный рост производства основных строительных материалов: 2006 год выявил узкие места в программе Жилище, которая положена в основу Национального жилищного проекта; Так, Росстрой предложил внести изменения в подпрограмму Обеспечение жильем молодых семей с тем, чтобы предоставляемые субсидии молодая семья могла использовать не только на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения, но и на погашение самого ипотечного кредита или займа. Кроме того, предлагается разрешить предприятиям и организациям участвовать в софинансировании подпрограммы в рамках доли субсидий, приходящейся на региональный бюджет. Особенно, по словам С. Круглика, удивил и порадовал рост спроса на ипотечные кредиты. За 2006 год в стране выдано ипотечных кредитов на сумму более 220,0 млрд. руб., что превышает в 2 раза целевой показатель, установленный на 2006 год (108 млрд. руб.). Получение государственного жилищного сертификата потребовало от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья и решением других сопутствующих при этом задач. Интересные тенденции наметились при выполнении подпрограммы государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат составляет 97%, то есть из ста человек только трое не находят возможности приобрести жилье в установленный срок. При новом подходе к расчету размера субсидии, расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, то есть для всех субъектов стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. Интересен тот факт, что в 2006 граждане, приобретая жилье посредством ГЖС, доплатили лишь 5,1% собственных или заемных средств. Приобрели жилье меньшей площади, чем планировали, граждане в 36 регионах, а большей площадью, чем планировала в 47 регионах. Цифры говорят сами за себя в 2003 году более 70% увольняемых военнослужащих выбирали в качестве постоянного места жительства Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, теперь же процент такой Москва 5%, Московская область 11%, Санкт-Петербург 9%. Это позволило равномерно распределить поток миграции по территории Российской Федерации, уровнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, а главное нам удалось побороть деятельность так называемых черных риэлтеров, занимающихся обналичкой сертификатов, деятельность которых сводилась к многократной покупке и продаже жилья сразу нескольким предприимчивым владельцам сертификатов. Для реализации подпрограммы в 2007 г. предусмотрен объем финансирования 6,1 млрд. руб. Из них на подпрограмму 5 млрд. руб., на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания 1,1 млрд. руб. В реализации подпрограммы в 2007 г. будут участвовать 59 субъектов, где будет модернизироваться 228 объектов коммунальной инфраструктуры. Медленно, но верно приводится в порядок коммунальная инфраструктура и расселяется ветхое жилье. Общий лимит финансирования по подпрограмме Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 год составил 4,8 млрд. рублей. Особенностью реализации данной подпрограммы на 2006 год является позднее финансирование. Большая часть объектов была профинансирована в начале декабря 2006 года. Подпрограмма реализовалась в 62 субъектах, где модернизировались. Из них 41 объект введен, 35 объектов вводятся в 1 квартале 2007 г., 98 объектов перешли на 2007 2010 гг. Планируемый ввод жилья по всем 110 инвестиционным проектам составляет всего 35,6 млн. кв. м, в том числе 2,9 млн. кв. м в 2006 году. Общий объем запрашиваемых государственных гарантий Российской Федерации по всем 110 инвестиционным проектам составляет 12,5 млрд. рублей, а объем ранее запрошенных субсидий на 2006 год составляет 650 млн. рублей. Много проблем и довольно большое поле для внесения изменений обозначилось в подпрограмме обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. По итогам двух отборов, проведенных в 2006 году Росстроем было отобрано 110 инвестиционных проектов, представленных 47 субъектами Российской Федерации, в том числе 17 инвестиционных проектов малоэтажного жилищного строительства. Аналогичная ситуация сложилась и с предоставлением субсидий на погашение части процентной ставки по привлекаемым кредитам. Однако по состоянию на 17 ноября 2006 года ни один заемщик не заключил договора с Минфином России на предоставление государственной гарантии Российской Федерации и соответственно все представленные 12,5 млрд. рублей госгарантий в 2006 году оказались невостребованными. То есть теперь и частный бизнес допущен к участию в подпрограмме. Росстрой внес изменения в подпрограмму, предусматривающие включение юридических лиц в перечень заемщиков, имеющих право на предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам и субсидий по процентной ставке по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. На начало 2007 года в реестре лицензий содержалась информация о 216,5 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих свыше 266,6 тысячи лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания. В субъектах РФ функционирует 92 структурных подразделений ФГУФЛЦ и 2 представительства ФГУФЛЦ в Казахстане и Словакии. По-прежнему острым и неоднозначным остается вопрос о лицензировании строительной деятельности, поскольку лицензирование по проектированию, строительству и инженерным изысканиям продлено до 1 июля 2007 года. Строительные лицензии, выданные в 2007 г., будут действовать 5 лет. И не стоит забывать, что ведение работ без лицензии является нарушением законодательства. За 2006 год Госстроем было выдано 72 782 лицензии. Проверено более 55 тысяч компаний на предмет соблюдения лицензионных требований, по результатам проверок приняты меры к 2844 лицензиатам, в том числе аннулировано по решению суда 302 лицензии. Предусмотрено радикальное решение: ликвидация более 20 организаций, ранее в той или иной степени занимавшиеся экспертизой, и создание Единой государственной экспертизы. Важно понимать принципиально иную правовую ситуацию, сложившуюся после 1 января 2007 года. В соответствии с ранее действовавшим законодательством федеральный центр проводил экспертизу по своим объектам, субъекты Федерации по своим. Теперь же государственная экспертиза проектной документации всех объектов капитального строительства это предмет ведения Российской Федерации. Много вопросов вызывает и введение с 1 января 2007 года Единой государственной экспертизы проектной документации. В настоящее время нет никаких препятствий (с правовой точки зрения) для формирования органов государственной экспертизы проектной документации на местах и соответственно для согласования их структуры Росстроем. В настоящее время в 19 регионах с Росстроем согласована структура. Другими словами, данное полномочие субъектом будет осуществляться под контролем федерального центра. Если работа выполняется нормально, соответствует законодательству хорошо; если работа ведется неудовлетворительно это полномочие должно быть изъято у субъекта Российской Федерации и реализовываться федеральным центром. Уже имеются прецеденты, когда субъект Российской Федерации отказывается от выполнения делегированного полномочия и просит возложить данное полномочие на Главгосэкспертизу России. При формировании структуры необходимо использовать кадровый потенциал существующих в субъекте РФ ведомственной и специализированных экспертиз, а также филиалов Главгосэкспертизы в том случае, если будут приниматься решения об их ликвидации. Следует уже сейчас вести совместную работу субъектам Федерации с соответствующими федеральными структурами и Главгосэкспертизой. Росстрой предполагает ввести систему профессиональной аттестации государственных экспертов. Такая система в течение ряда лет действовала в системе Госархстройнадзора и показала свою эффективность. Это элемент оценки кадрового потенциала органа государственной экспертизы. Соответствующие нормы об этом включены в проект положения о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации. Здесь путь только через изъятие данного полномочия в установленном порядке, т.е. представление Росстроем в Правительство РФ о ненадлежащем исполнении делегированного полномочия и принятие решения Правительством об его изъятии. - осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности; В заключение хочется упомянуть два полномочия, которые с нового года возложены на Росстрой: Главная --> Публикации |