Главная --> Публикации --> Коварный пункт, или платим за того парня "лужковки" оказались меньше "хрущевок" “новые торговые системы” откроют 50 магазинов За 10 лет квартплата москвичей выросла в 10 раз Как контролировать риелтора

На данный момент качественные российские ТЦ практически исключительно сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население 27,5 миллионов человек). Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров. Это означает, что на 1 000 жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. м качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв.м.

Несмотря на продолжающееся активное развитие, России потребуется не менее 15 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня развития рынка торговых центров. Согласно данным отчета компании Jones Lang LaSalle, на начало 2007 года в стране приходилось всего 23 кв.м. арендуемых площадей в торговых центрах на 1 000 жителей. Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 124 кв. м, в Испании 209 кв. м, в Швеции 405 кв.м.



Обеспеченность площадями торговых центров в странах Европы (кв. м на 1000 жителей)

Даже по существующему объему предложения 3,3 миллиона кв.м. в качественных торговых центрах Россия пока отстает не только от Великобритании (15,5 миллионов кв. м) и Германии (10 миллионов кв. м), но и Польши (4,7 миллионов кв. м) и даже Швеции (3,6 миллионов кв.м).



Существующий и планируемый к вводу объем площадей в торговых центрах

В ближайшие два года в России должно быть построено около 4 миллионов кв.м. площадей новых торговых центров это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 миллиона кв.м., в Германии 1,6 миллионов кв.м., а во Франции 800 000 кв.м. Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы.





Планируемый ввод торговых площадей в 2007-2008 гг. (тыс. кв. м арендопригодной площади)

Примечание: включая торговые центры с арендопригодной площадью более 5,000 кв.м, по Германии более 10,000 кв.м.; по России данные собраны по городам с населением более 1 млн. человек. Объем планируемых к вводу площадей может корректироваться. Опыт Jones Lang LaSalle показывает, что ввод значительной части площадей, запланированных на 2007 и 2008 гг, , может задерживаться.





Планируемые к вводу в 2007-2008 гг. торговые площади в % от существующего объема

Если предположить, что крайне высокие темпы строительства торговых центров сохранятся в среднесрочной перспективе, России понадобится порядка 15 лет, чтобы выйти на среднеевропейский показатель обеспеченности торговыми площадями. Учитывая сохраняющийся значительный разрыв в уровне доходов между различными регионами, огромный размер страны, затрудняющий логистику, а также возможные задержки с реализацией уже анонсированных проектов, данную оценку следует признать оптимистичной.





Андрей Анатольевич, насколько зрелым можно считать рынок услуг лизинга недвижимости в нашей стране?

По мере насыщения рынков Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, все большее внимание будет уделяться региональным центрам с населением менее 1 миллиона человек таким, как Ярославль, Калининград или Астрахань. Сохраняющаяся острая нехватка качественных торговых площадей означает, что в среднесрочной перспективе российский рынок останется крайне привлекательным для инвесторов, девелоперов, а также арендаторов.
Лизинг на сегодняшний день справедливо считается одним из самых малораспространенных, но вместе с тем и одним из самых перспективных способов рефинансирования проектов в сфере коммерческой недвижимости. О проблемах и перспективах данного направления мы решили поговорить с генеральным директором компании РГ Лизинг, Андреем Филевым.

Но ведь о возможности использования лизинговых схем при сделках с недвижимостью известно уже достаточно давно

Рынок лизинга коммерческой недвижимости это рынок, на мой взгляд, достаточно молодой для России. Однако если говорить о мире в целом, то это хорошо развитый рынок. Доля операций с недвижимостью в портфеле европейских лизинговых компании на сегодняшний день колеблется от 30 до 50%. В нашей стране эта цифра меньше 1%, поэтому говорить о том, что это уже полностью сформировавшийся, зрелый рынок, пока, к сожалению, рано. Тем не менее, по моему мнению, потенциально это очень интересный и важный рынок. На сегодняшний день в нашей стране наблюдается настоящий бум лизинговых операций. Основной объем их приходится на различного рода транспорт и строительную технику, другой немаловажный сегмент составляет оборудование для промышленности. Третей подпоркой, которую, на мой взгляд, необходимо развивать с тем, чтобы сохранялось поступательное развитие динамики линзового рынка, должен стать лизинг недвижимости, причем недвижимости коммерческой. Офисные здания, склады, торговые центры. Все, что имеет коммерческое назначение.

Снижение балансовой стоимости ведет к экономии по налогу на имущество?

Действительно, если говорить о России, то первые сделки с недвижимостью появились с первыми лизинговыми операциями, однако, использовались такие схемы на тот момент крайне редко, хотя бы потому, что до начала 2000 года любая сделка с недвижимостью требовала нотариального заверения, и цена этого заверения составляла 1,5% от стоимости сделки. Лизинг же предполагает, прежде всего, приобретение лизинговой компанией недвижимости в собственность, а по окончанию срока лизинга, её передачу лизингополучателю, то есть фактически повторный переход права собственности. Таким образом, помимо двойной процедуры государственной регистрации, желающим осуществить такую сделку предстояло также дважды пройти процедуру нотариального заверения, каждый раз оплачивая 1,5% от стоимости приобретаемого имущества. Надо сказать, что на тот момент лизинг даже не являлся финансовой услугой в нашем нынешнем понимании, это скорее была услуга, связанная со спецификой ведения бухгалтерского учета. К ней прибегали, когда, например, возникала необходимость убрать с баланса объект недвижимости - соответственно и сделки были единичные. Существовала и другая проблема. До введения в действие новой классификации, (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 прим. Арендатор.ру) сроки амортизации объектов недвижимости составляли от 50 до 70 лет. При применении лизинговых схем используется коэффициент ускорения амортизации до 3 включительно. Таким образом, для того, чтобы лизинг полностью раскрыл свои финансовые преимущества и недвижимость была бы самортизирована полностью, необходимо было заключать договор лизинга приблизительно на 20 лет. Естественно, российские банки не финансировали сделки на такие сроки. Сегодня срок амортизации недвижимости составляет 30 лет. Поэтому при сроке лизинга 10 лет, вы можете полностью самортизировать здание и за счет амортизационных отчислений снизить его балансовую стоимость.

Какие ещё преимущества есть у лизинговых операций?

Как один из элементов. Приведу простой пример: если вы купили здание за 10 миллионов долларов, то за 30 лет вам нужно будет заплатить налог на имущество порядка 3 млн. долларов США, а при применении лизинговых схем порядка 1 млн. долларов США. По окончании срока действия договора, лизингополучателю уже не придется платить этот налог, так недвижимость будет полностью самортизирована.

Но лизинговая компания остается в проигрыше, имея на балансе объект, который можно было бы сдавать, к примеру, в аренду по гораздо более высоким ставкам

Если сравнивать лизинг и кредитование как инструменты финансирования приобретения недвижимости, то при кредитовании налоговое законодательство позволяет списать на затраты только проценты по такому кредиту, амортизация опять же будет начисляться без применения коэффициента ускорения. При лизинге, предприятие может отнести всю сумму лизинговых платежей на себестоимость продукции. Если же мы говорим о преимуществах лизинга по сравнению с прямой арендой, то, как известно, ставки аренды во всех сегментах коммерческой недвижимости растут из года в год. Лизинговые же платежи, напротив, зафиксированы на весь срок действия договора. Таким образом, в этом отношении вы уже не зависите от рыночной конъюнктуры, и по окончанию срока договора выкупаете здание по стоимости, зафиксированной 10 лет назад.

То есть в основном клиенты лизинговых компаний крупные девелоперы?

Каждый зарабатывает на своем. Лизинговая компания оказывает финансовую услугу, связанную с недвижимостью, а не сдает её в аренду. К примеру, есть крупные девелоперские компании, которые строят, скажем, торгово-развлекательные центры и сдают их в аренду, получая от этой аренды доход. При удачном стечении обстоятельств, через какое-то время, они вернут вложенные деньги, но пока этого не произошло, они не имеют возможности приступать к новым проектам. Есть другой вариант, когда девелопер продает объект лизинговой компании, а затем, с помощью аффилированной с ним управляющей компании, приобретает его назад, но уже в лизинг. Таким образом, каждый получает все, что ему необходимо: девелопер налоговые преференции и денежные ресурсы на новые проекты, управляющая компания арендную плату с арендаторов, размер которой в ряде случаев весьма сопоставим с размерами лизинговых платежей.

А какие риски присущи лизинговым операциям с недвижимостью?

Не только. В основном, это те предприятия и организации, которые осуществляют свою деятельность исключительно в рамках действующего законодательства и налогового окружения, а не посредством каких-либо серых схем. Деятельность таких компаний рентабельна, прозрачна и предсказуема. На сегодняшний день таких компаний, к счастью, становится все больше.

Почему тогда при всех плюсах, которые вы назвали эта схема до сих пор не получила широкого распространения?

Я, например, особых рисков, кроме рисков, связанных с самой недвижимостью, здесь не вижу. Недостаточная чистота, сложности с регистрацией - все это, в общем, факторы, которые присущи самой недвижимости.

А какой на сегодняшний день средний срок договора лизинга недвижимости?

Во-первых, лизинг все ещё относительно новый инструмент и достаточно сложный, требующий какого-то времени для привыкания. Поэтому мы и согласились стать генеральным спонсором конференции, посвященной различным способам финансирования проектов в сфере коммерческой недвижимости, в том числе и лизинга. Наша цель - донести до широкого круга собственников недвижимости то, что такой инструмент существует, он работает и есть все возможности для того, чтобы использовать его преимущества на практике. Во-вторых, помимо новизны лизинговых схем, существует ещё ряд препятствий для их повсеместного распространения. Проблема в том, что ценообразование на рынке недвижимости пока ещё недостаточно прозрачно, особенно это касается старого фонда, где балансовая стоимость значительно расходится с рыночной. Лизинговые компании нередко сталкиваются с ситуацией, когда при балансовой стоимости один миллион рублей, рыночная цена один миллион долларов. Вопрос в том, кто будет оплачивать эту разницу. Если лизинговая компания покупает объект за миллион долларов, то за ту же цену, она будет сдавать её в лизинг, при этом за счет разницы между рыночной стоимостью и балансовой у продавца образуется огромная прибыль, которая облагается по ставке 24%.
Если же мы покупаем за миллион рублей, то с учетом всей этой конструкции, все преимущества лизинга улетучиваются, с такой суммы просто будет нечего амортизировать. Это является очень серьезным фактором, который препятствует развитию лизинга. Определенный сегмент недвижимости, где есть расхождение между реальной стоимостью и старой балансовой, не сможет стать предметом лизинга в ближайшее время. С учетом этих ограничений получается, что наиболее перспективный сегмент в этом отношении новое строительство, где балансовая стоимость сформировалась по себестоимости. Эту проблему нужно решать на самом высоком уровне и для этого сейчас есть все возможности. К примеру, если правительство примет решение провести переоценку основных фондов, тогда эти ограничения, возможно, и будут сняты. Помимо ценообразования существуют также ещё некоторые другие препятствия для развития лизинга, такие как сложность регистрации. По действующему законодательству, договор лизинга начинается с момента купли-продажи. С другой стороны переход права собственности происходит только после государственной регистрации. Сама регистрация может идти от трех месяцев до полугода. При этом образуется значительный временной лаг, во время которого лизинговые платежи ещё не начисляются, а с приобретенной собственности компания уже должна платить налоги.

За этим, по сути, и нужна лизинговая компания, чтобы привлекать более длинные деньги быстрее и дешевле?
Действительно, как финансовый посредник лизинговая компания существует для того, чтобы привлечь денежные ресурсы быстрее и дешевле, но в принципе крупная и известная на рынке компания может привлечь финансирование на сопоставимых условиях. Вопрос в другом. Лизинговая компания оказывает услугу, которая имеет определенный экономический и финансовый смысл, который заключается в прямой экономии по ряду основных позиций. Грубо говоря, это те деньги, та маржа, благодаря которым и становится возможным существование не только рынка услуг лизинга недвижимости, но и всего рынка в целом.

Средний срок договоров лизинга недвижимости составляет 7 - 10 лет. Вообще, срок лизинга может быть и меньше, но экономический смысл лизинговых сделок возникает только тогда, когда их срок составляет не менее 5 лет. Другое дело, что на сегодняшний день только незначительное количество лизинговых компаний и банков могут предложить долгосрочное финансирование сроком до 10 лет.

— Ариадна Николаевна, еще в середине 90-х годов вы написали книгу «Жилищная политика в условиях рыночных отношений», которая во многом определила развитие жилищной сферы Москвы в новых социально-экономических условиях. Там, в этой книге, вы тоже предусматривали, что очередь на квартиры может растянуться на 20 лет?


Понятие «очередь» стало подзабываться, но окончательно все же не исчезло из нашего лексикона. Не пускает жилищная сфера! В списках на жилье числятся еще москвичи, ждущие квартиры… с 1982 года! И это при том, что сейчас наш город строит столько, как ни в один период своей истории. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев в одном из своих выступлений назвал такое положение вещей «позором для столицы». Чем это вызвано? Как помочь тысячам горожан решить их острейший «квартирный вопрос»? На эту тему мы беседуем с профессором, доктором экономических наук, заместителем директора Института региональных экономических исследований Ариадной КИРИЛЛОВОЙ. Собеседник выбран нами не случайно. Ариадна Николаевна была ведущим разработчиком Московской городской программы «Жилище 1995-2000 гг.».

— К причинам мы еще вернемся, но сейчас хотелось, чтобы вы рассказали о ситуации с социальными квартирами на сегодня вообще. Сколько человек ждут их? Кто эти люди?

— Нет, такого предположить не могла. В то время —в 1994-1995 гг.- вслед за спадом в строительстве наступила определенная стабильность, а затем начался бурный рост. Потому и появилась надежда, что увеличатся объемы жилья, направленные на обеспечение очередников по месту жительства. Но такого не случилось. Да, объемы жилищного строительства в Москве растут и, тем не менее, людей, остро нуждающихся в площади, мы все еще обеспечить не можем. Социальная составляющая жилищной политики оказалась меньше, чем я могла предположить. Вот уже много лет цифра ввода жилья для обеспечения остро нуждающихся и очередников предприятий бюджетной сферы составляет 400 с небольшим тысяч кв. м, и она не растет. На 1982-1983 гг. приходятся наиболее длинные списки. Не разгрузив их, не можем двинуться дальше. В результате, очередь не уменьшается, а увеличивается.

— Если суммировать все их потребности, сколько надо выделить кадратных метров, чтобы навсегда забыть о московской очереди?

— В очереди сейчас более 190 тысяч семей. Цифра немаленькая —это примерно 6% от общего числа московских семей. Среди них дети-сироты, дети-инвалиды, граждане, утратившие единственное жилье, участники ВОВ, семьи, где три и более ребенка, обитатели коммуналок, старожилы города и еще ряд категорий москвичей, которым —согласно принятому в Москве закону —положено жилье, строящееся по заказу города.

— Значит, в дорыночные времена двух лет хватило бы, чтобы совершенно разгрузить очередь?

— Умножьте число нуждающихся —порядка 500 тысяч человек — на 18 кв. м, т.е. на социальную норму жилья, положенную одному. Это 9 млн. кв. м, т.е. примерно столько, сколько столица строит за два года.

— Но ведь Москва богаче других городов, возможностей у нее больше. Неужели она не может побеспокоиться о том, чтобы обеспечить жильем своих социально-незащищенных граждан? За два десятка лет не нашла в бюджете на это средств?

— Но тогда и не строили столько. Неизмеримо возросшие объемы жилищного строительства —как раз и есть следствие рыночных реформ. Хотелось, чтобы вы все же посмотрели на проблему с другой стороны: Москва осталась единственным регионом в стране, где еще стабильно предоставляются социальные квартиры. В большинстве городов —только коммерческие. Этот факт тоже надо учитывать, когда говорим о жилищной политике города.

— Как я понимаю, для решения проблемы с социальными квартирами вы ратуете за рыночные методы?

— Не надо думать, что жилищные проблемы —это только предоставление социальных квартир. Из бюджета идут расходы на проведение капитального ремонта, выдачу жилищных субсидий, дотации на эксплуатацию жилищного фонда. В общей сложности это составляет примерно треть бюджета. Так что нагрузка на городскую казну немалая. Но, тем не менее, согласна: можно было бы направлять больше средств на расширение городского сектора жилья —и не только за счет бюджета, но и привлечения средств инвесторов, а также населения.

— Какие экономические механизмы вы имеете в виду?

— Безусловно. Иначе не сдвинемся с места.

— Ариадна Николаевна, вы не забываете, что речь идет об очередниках? Откуда у них деньги даже на первый взнос?

— Их немало. Предоставление квартир через систему ипотечного кредитования, по коммерческому найму, а также на условиях аренды — когда гражданин вносит сумму, равную половине стоимости жилья, а оставшийся долг покрывается в течение 5-10 лет. Приобретение жилья в рассрочку —это вообще весьма перспективный путь для решения жилищной проблемы в городе. А сама рассрочка может реализоваться в самых разнообразных формах. Одним из перспективных мне видится развитие ссудосберегающих касс — то, что сейчас делают некоторые инвестиционно-строительные компании. Гражданин накапливает в такой кассе на своем счету 30-50 процентов от стоимости квартиры, после этого он вселяется, и уже живя в доме, рассчитывается полностью в определенный договором срок.

— Что и было когда-то в советские времена… Тот опыт тоже в чем-то полезен.

— Тем не менее, арендное жилье, коммерческий найм — и то, и другое ждут очень многие семьи, и именно из числа очередников. Из них, очередников, возникла уже новая очередь! Значит, люди как-то, где-то могут найти средства. Другое дело, что не всем такие квартиры достаются. В этом сейчас состоит одна из острых проблем. Я понимаю: пока это эксперимент, идет отработка новых форм. И все же, уже сейчас город мог бы направлять на указанные цели больше жилья. Думаю, что такие возможности у него есть. Но, безусловно, и другое —и здесь нет предмета для дискуссии: очередникам с низкими доходами квартиры должны предоставляться бесплатно. Таких людей тоже немало. Сегодня часть из них уже улучшают жилищные условия при поддержке города — на основе выделяемых субсидий на строительство и приобретение жилья. Но этого мало. Хотелось бы видеть большее участие предприятий в обеспечении квартирами очередников —тех, понятно, кто как раз работает на таких предприятиях.

Такой метод не нов, он существуют во многих развитых странах. Это то, что называется социальным партнерством. Одна из его форм. Подобное партнерство должно прийти и к нам. Тем более, что экономика стабилизируется, многие крупные предприятия развиваются сейчас весьма успешно. И потому часть средств они вполне могли бы направить на улучшение условий жизни своих работников. Или они, или город, а может вместе — на консолидированной основе.

— В решении социальных программ —безусловно. Разве что, социалистическое распределение должно быть обогащено рыночным опытом. Механизмы здесь различные, и некоторые из них, кстати, уже используются. Хотя и очень ограниченно — на весьма немногих предприятиях и в организациях. Например, Государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии поддержала инициативу своих сотрудников по строительству кондоминиума, выделила для этого средства. Город же, в свою очередь, принял решение об экономической поддержке такого строительства, освободив предприятие от платежей на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Впрочем, формы участия предприятий могут быть самые разные. Это —и предоставление сотрудникам безвозмездных ссуд, которые составили бы первоначальный взнос за жилье, и премирование тех работников, которые отчисляют из своей зарплаты деньги на будущую квартиру. Человек, скажем, отложил определенную сумму —предприятие дополняет ее своими средствами.

— Безусловно. Разве власти не заинтересованы, чтобы быстрее решился жилищный вопрос? Именно таким образом — предлагая помощь в накоплении денег — можно воспитать новые приоритеты в расходовании семейного бюджета, сформировать новую модель домашней экономики. Квартира —главное! Экономя на других расходах, люди будут охотнее откладывать часть зарплаты именно на нее, если уверены, что такие их траты будут поощряться: их приумножат.

— Город вместе с предприятиями?

— В высшей степени положительно. Тем более, что многие пятиэтажки еще вполне пригодны для жилья, степень их физического износа не превышает 30% Они еще вполне могли бы послужить людям.

— На заседании Правительства Москвы, где обсуждалась работа Департамента жилищной политики, вице-мэр Валерий Шанцев высказал мысль: может быть, снос пятиэтажек с последующим предоставлением новых площадей следует сократить, и за счет этого увеличить ввод жилья для очередников? Как вы относитесь к такому предложению?

— Конечно, есть и такое. Город часто идет на поводу у инвесторов. Научной, обоснованной экспертизы пригодности и возможной дальнейшей эксплуатации жилых зданий —такого нет. А то, что нужна сбалансированная политика в сфере воспроизводства жилья, т.е. разумное сочетание капитального ремонта, реконструкции и нового строительства — это факт очевидный. Но такой политики нет. Город в последнее десятилетие вообще не уделял должного внимания капитальному ремонту зданий. В этом году его объемы должны существенно возрасти. А ведь возвращение домам их потребительских качеств —это также серьезный резерв в решении проблемы очередников. Есть прекрасный опыт — в Германии, Финляндии, когда капитальный ремонт идет без отселения жильцов, от подъезда к подъезду. На подъезд — неделя!

— Существует мнение, что снос вполне добротных строений —это целенаправленная политика строительных монополий. Жителям таких домов квартиры будут предоставлять, естественно, на выселках, а на освободившихся площадках возведут весьма прибыльные комплексы. В результате, строительное лобби добилось того, что вместо того чтобы дома капитально ремонтировать, их обрекают на снос.

— А почему бы нет? Мы неоправданно расточительно разбрасываемся городским жильем. Большая часть граждан получает его в результате сноса пятиэтажек. В то время, как у очередников жилищные условия могут быть гораздо хуже. Между прочим, я уверена: если людям предложить квартиру в их же доме, но обновленном, реконструированном, то некоторые из них согласились бы сами, своим средствами, участвовать в такой реконструкции.

— Переселенцу предлагается его же квартира…

— К сожалению, нет. Сейчас в сфере жилья существуют различные локальные программы — касающиеся тех же очередников, чернобыльцев, военнослужащих, расселения коммуналок, предоставления квартир молодым семьям. Они находят отражение в годовой программе, но не сведены воедино, да и между собой не очень-то взаимоувязаны. И тут возникает вопрос: не слишком ли много обязательств взял на себя город? Ведь каждая из категорий названа «приоритетной», а потому подлежит безусловному обеспечению жильем. А на деле? Законодательно в Москве существует высокая степень гарантий обеспечения москвичей жильем, но на практике эти гарантии не выполняются. В самом факте многочисленности «приоритетных категорий» — нет ли здесь элементов популизма, декларативности? А если случится так, что на двух-трех из названных направлений возникнут заминки ( а это ситуация реальная) — какое предпочесть, на каком сосредоточить усилия? Ответа на этот вопрос нет. К сожалению, город не обладает концепцией долгосрочной социальной жилищной политики в условиях рынка. Столица живет без общегородской жилищной программы. Республиканская существует, а вот в Москве ее нет.

— Вы говорите о сбалансированном подходе к решению проблемы очередников. Необходимость в нем, и в самом деле, не вызывает сомнений. Делаются ли в этом направлении какие-то шаги?

— Да, но это речь шла о периоде с 1995 по 2000 годы, и та программа была успешно выполнена. Есть проект программы и на следующий период —до 2010 года, разработан он в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда с привлечением других департаментов и комитетов правительства Москвы, ряда научных и проектных организаций, в том числе и нашего института. Но всего лишь проект. На заседание правительства он не выносился. Нет научной, а также общественной его оценки.

— Вот это новость. Сколько помнится, была же программа «Жилище», в составлении которой и вы принимали участие.

— Я могу лишь высказать предположение. Но прежде скажу, что предполагаемая программа в высшей степени ответственна. Она затрагивает интересы каждой четвертой-пятой московской семьи. Естественно, потребуется значительное увеличение объемов строительства жилья по городскому заказу, дополнительное выделение средств по поддержанию тех граждан, которые без городской субсидии не смогут пробрести себе жилье. Но произойдет ли это на самом деле, будут ли выделены такие средства, т.е. найдутся ли они в бюджете, уменьшится ли, наконец, очередь на квартиры — в этом уверенности нет. Не потому ли и в самом проекте наиболее слабо разработана именно аналитическая часть? Не обозначено ресурсное обеспечение, нет прогнозных расчетов, когда же обеспечат жильем всех очередников, отсутствует эффективный механизм управления реализации и сбалансированности жилищных программ. Нет и научно обоснованной комплексной, взаимодополняющей системы показателей реализации программы, что не дает возможность осуществлять ее мониторинг.

— Почему?

— Замечания к проекту программы у вас серьезные. Знают ли о них в департаменте?

Не могу не заметить, что на разработку указанного проекта жилищный департамент, к сожалению, не выделил ни копейки. По сути, работа велась на общественных началах. Это не могло не сказаться на ее достоинствах.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 марта 2007 г.
Регистрационный N 9188


— Конечно. Как результат всего и возникли сомнения — утверждать его или нет. Но пока суд да дело —текущая жилищная политика города проводится, по существу, вслепую. Допустимо ли такое? Ведь если нет четкого плана действий, одобренных и принятых законодательной и исполнительной властью города , можно ли верить в успех задуманного? Утверждение программы не только поднимет уровень ответственности исполнителей, но и скоординирует их усилия, поможет сбалансировать городские средства, а также изыскать дополнительные резервы, необходимые для ее выполнения. Дальше тянуть с программой нельзя.
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 18 \О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2007 года\

Утвердить среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на второй квартал 2007 года, для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, в размерах согласно приложению.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 \О некоторых вопросах реализации подпрограммы \Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством\ федеральной целевой программы \Жилище\ на 2002 - 2010 годы\ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 13, ст. 1405), и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 765 \О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы \Жилище\ на 2002 - 2010 годы\ (Собрание законодательства Российской Федерации\, 2006, N 52 (3 ч.), ст. 5585), приказываю:

Приложение
Размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2007 года для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета

И. о. Министра М. Пономарев

Северо-Западный район
Ленинградская область 18850
Новгородская область 17250
Псковская область 15800


Северный район
Республика Карелия 20200
Республика Коми 21700
Архангельская область 22800
Ненецкий автономный округ 31250
Вологодская область 21250
Мурманская область 20850

Волго-Вятский район
Республика Марий Эл 17950
Республика Мордовия 14900
Чувашская Республика - 19500


Центральный район
Брянская область 14250
Владимирская область 19100
Ивановская область 15150
Калужская область 18800
Костромская область 18300
Московская область 26450
Орловская область 14250
Рязанская область 19100
Смоленская область 17000
Тверская область 19800
Тульская область 17800
Ярославская область 21200

Центрально-Черноземный район
Белгородская область 16000
Воронежская область 16100
Курская область 12700
Липецкая область 17200
Тамбовская область 15100


Чувашия
Кировская область 18700
Нижегородская область 21800


Северо-Кавказский район
Республика Адыгея 13100
Республика Дагестан 12200
Республика Ингушетия 9700
Чеченская Республика 12550
Кабардино-Балкарская 10650


Поволжский район
Республика Калмыкия 10700
Республика Татарстан 18650
Астраханская область 15200
Волгоградская область 17400
Пензенская область 14650
Самарская область 18000
Саратовская область 14550
Ульяновская область 13950

Уральский район
Республика Башкортостан 24450
Удмуртская Республика 21900
Курганская область 14850
Оренбургская область 17450
Пермский край 18000
Свердловская область 23200
Челябинская область 19500


Республика Карачаево-Черкесская 11600
Республика Республика Северная Осетия - Алания 10950
Краснодарский край 19150
Ставропольский край 13500
Ростовская область 17100

Восточно-Сибирский район
Республика Бурятия 17150
Республика Тыва 13000
Республика Хакасия 16150
Красноярский край 19700
Иркутская область 21100
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 9400
Читинская область 16550
Агинский Бурятский автономный округ 10700


Западно-Сибирский район
Республика Алтай 17650
Алтайский край 18250
Кемеровская область 18800
Новосибирская область 22900
Омская область 18800
Томская область 19200
Тюменская область 27000
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 27100
Ямало-Ненецкий автономный округ 23300

Калининградский район
Калининградская область 15500


Дальневосточный район
Республика Саха (Якутия) 21800
Еврейская автономная область 13400
Чукотский автономный округ 25500
Приморский край 21300
Хабаровский край 23650
Амурская область 18250
Камчатская область 22000
Корякский автономный округ 23500
Магаданская область 20300
Сахалинская область 24200



Главная --> Публикации