Главная --> Публикации --> Сам себе застройщик Доступные раритеты снова в моде Московские депутаты выступают за отсрочку в выборе управляющих компаний Стоит ли в этом году ожидать новогодних распродаж? Ситуация на рынке индустрии гостеприимства: гостиницы в регионах

Владимир Арнольдович Рыбак, пенсионер из готовящейся под снос пятиэтажки на Красногвардейском проезде, обитателей возводимого через дорогу Сити, ломая язык, величает неудобным словом вавилоняне.

Через 15 лет после начала строительства Москва-Сити на Краснопресненской набережной стали появляться первые башни. Корреспондент Денег Екатерина Дранкина отправилась удостовериться, что главный московский долгострой действительно перестал таковым быть.

Выселяют Владимира Арнольдовича уже скоро. Хрущевки на Красногвардейском проезде будут сносить, чтобы построить удобную транспортную развязку для Сити. Владимир Арнольдович не в претензии, квартиру обещают побольше и в новом доме, но переезжать как-то боязно. И жить на Красногвардейском стало удобно -- рядом с домом сразу две станции метро открыли для нужд Сити. Вавилоняне, правда, услугами своего метро не пользуются, кружат вокруг района в поисках парковочных мест на личных авто -- внутри Москва-Сити с парковками пока не очень. Аборигены же последние месяцы перед отъездом наслаждаются простором новеньких подземных вестибюлей и вагонов метро. В одном из вестибюлей для них даже установили многострадальную скульптурную композицию Эрнста Неизвестного Древо жизни -- из объемного золоченого основания высовывается бесконечное количество значимых для Отечества лиц. Памятник долго гоняли по Москве, пытались пристроить на Новом Арбате, но там его окрестили ядерным грибом, после чего куратор Москва-Сити Иосиф Орджоникидзе потребовал установить Древо в качестве нового философского ориентира у основания моста Багратион. Пенсионер Рыбак к памятнику относится спокойно -- известный все-таки человек делал.
-- Раньше-то здесь и не такие еще грибы росли! Промзона тут была, как сейчас говорят. А потом как начали строить -- Экспоцентр, небоскребы. Только чего небо-то скрести? Во всем мире, говорят, наоборот, люди из больших городов уезжают, офисы строят подальше где-нибудь. А наши вот дозрели вавилоны городить.

-- А что, похоже,-- утверждает пенсионер.-- Строители там у них сплошь китайцы да турки. На заборе вон написано сверху по-русски, а снизу иероглифы китайские, перевод. А вон по-турецки лопочут парни, они к нам в магазин за колбасой ходят. Арендаторы в первую башню заехали -- сплошь американцы. Зайдешь на территорию -- как за границей побывал. Только ребят, которые Вавилонскую башню строили, рассеяли потом по Земле. А эти вот сами нас рассеивают, аборигенов, так сказать.

Вполне законченный и заселенный небоскреб на Краснопресненской набережной сейчас один -- Башня-2000, сданная еще в 2001 году. Комплекс Башня на набережной турецкой компании Enka функционирует лишь отчасти -- два здания в 17 и 27 этажей сданы и заселены, самое большое, 57-этажное, достраивается. В готовых зданиях уже все офисы заняты -- Citibank, Procter Gamble, IBM, в недостроенном здании уже готовы поселиться KPMG и Regus. Иностранцы мужественно превозмогают сложности работы посреди стройки. Несмотря на упорные сообщения прессы о том, что стройкомплекс на днях по горло насытит Москву офисными площадями, предложения Сити проглатываются рынком молниеносно. В комплексе Федерация (западная часть высотой 242 м, восточная -- 354 м, шпиль между ними -- 440 м) офисы распродали в течение двух месяцев. Как говорят в компании Mirax, которой принадлежит Федерация, средняя цена продажи квадратного метра офисных площадей составила $9 тыс. (с учетом того, что 30 этажей выкупил партнер застройщика ВТБ по льготной цене), апартаментов -- $12 тыс.

Ярмарка тщеславия
Работать посреди стройплощадки неудобно, тем не менее в еще недостроенные здания Москва-Сити уже въезжают люди
Немецкий специалист по российской архитектуре Карл Шлегель утверждает, что по масштабам строительной деятельности и количеству задействованных архитекторов мирового значения сегодняшняя Москва уступает лишь Шанхаю. Большинство архитекторов, о которых идет речь, работают именно на Москва-Сити. Построивший два десятка самых знаменитых небоскребов Норман Фостер разработал проект башни Россия; выставочный и гостиничный комплексы построят по проекту Захи Хадид -- первой женщины-архитектора, награжденной Притцкеровской премией; немцы Швегер и Чобан спроектировали комплекс Федерация, а эксцентричный голландский архитектор Эрик ван Эгераат создал на бумаге Город столиц из двух башен (правда, после начала работ владельцы с ним рассорились и наняли для завершения проекта американское бюро NBBJ).

Амбициозную Mirax Group с самым высоким небоскребом Европы, в котором будут отели Hilton, фитнес-центры, офисы и -- на верхних этажах -- апартаменты, пока что никто не переплюнул. Третий после проектов Enka и Mirax небоскреб, находящийся в финальной стадии строительства, Северная башня (владелец -- созданная топ-менеджерами Северстальтранса одноименная компания) будет намного ниже -- головной блок будет состоять всего из 27 этажей. Вслед за ними по идее должны быть построены две башни Город столиц (Капитал Групп), имеющие высоту 73 и 62 этажа.

Самое высокое здание Европы строим,-- с гордостью говорит прораб, провожающий нас к лифту, на котором нам предстоит отправиться на экскурсию на уже построенный, но еще не остекленный 54-й этаж Федерации. Подниматься на строительном лифте на одну высоту с хорошо видимым в отдалении шпилем МГУ очень страшно. На 27-м в кабину набивается не менее 20 китайцев, ведут себя тихо, переговариваются шепотом. Прораб начинает доказывать мне преимущества китайских рабочих перед турками и таджиками. Этаж строят за восемь дней, если нужно,-- расширяя глаза, докладывает мужчина.-- Сутками могут работать, и культурно -- не придерешься. Вид с 54-го этажа открывается сказочный. Это что! -- смеется прораб.-- У нас еще выше, на 64-м этаже, будет бассейн, тоже самый высокий в мире. Плывет себе человек в бассейне, а под ним -- Москва. Вот это класс.

На пороге 16-летия
Вне зависимости от того, какие рекорды побьет Сити -- европейский или мировой, к концу этого года московские власти заявят о том, что проект состоялся -- как минимум с трех смотровых площадок в небе над Краснопресненской набережной уже можно будет поглядывать на Москву.


На пятки, однако, наступает старейший участник проекта Сити, пока, впрочем, ничего не построивший,-- СТ Девелопмент Шалвы Чигиринского. Разобравшись со спорным делом вокруг реконструкции гостиницы Россия в Китай-городе, Чигиринский намерен взяться за одноименный проект строительства башни Россия в Сити. Говорят, Чигиринский пересмотрел начальный вариант строительства 400-метровой башни после того, как появился проект Mirax, и пригласил архитектора Нормана Фостера, который создал для него проект 600-метровой башни -- самой высокой в мире. В следующем году, однако, в Дубае будет достроен почти 700-метровый небоскреб, а Чигиринский к строительству так еще и не приступил.

Побывав на башне Федерация, мы захотели узнать у ее владельца мнение о том, почему Сити был долгостроем так долго и вдруг перестал им быть и не поздно ли Москва стала обзаводиться небоскребами.

В европейских газетах Москва-Сити называют не иначе как путинский футуристический проект и даже не ленятся копнуть вглубь, утверждая, что проект должен помочь Путину остаться в истории достойным соперником царя Петра Великого, построившего Санкт-Петербург и распахнувшего Россию навстречу остальному миру (L`Espresso, Италия, 26 сентября 2006 года). Если же обратиться к реальной, уже 15-летней истории проекта, в нем можно увидеть амбиции самых разных людей -- канадских миллиардеров, водочных магнатов и, главным образом, московских чиновников -- но Петра I и Путина там, нужно признать, никто не встречал.

Столпотворение

-- Небоскребами,-- сказал глава Mirax Group Сергей Полонский,-- обзаводиться никогда не поздно. Да, во всем мире принято выводить технические службы, разработчиков ПО, научные отделы и т. д. за пределы мегаполисов -- в технопарки, например. Но фейс-офисы всех крупных компаний находятся в деловых центрах внутри мегаполисов. Москва же начала реальную стройку лишь в последние три года по двум причинам. Во-первых, московское правительство изначально сделало ошибку, пытаясь двигать проект самостоятельно. Как только оно стало продавать опционы инвесторам, дело пошло. А во-вторых, экономика страны должна была дорасти до 'Сити'. Грубо говоря, как только мы вступили в G8, дело сразу пошло. Небоскреб ведь нельзя построить в пустыне. Такие здания строятся только в мегаполисах, где цена недвижимости самая высокая в мире. Гонконг, Торонто, Нью-Йорк, Париж, Сидней, Чикаго, Москва. Ну еще с десяток городов.
Полонский уверен, что успех ждет не только Москва-Сити, но и Большой Сити. Сити -- как камень, брошенный в воду: первая стройка потянет за собой следующую, и так -- до бесконечности.

1993 год. Принадлежащая Газе компания Ирида Лтд становится генеральным брокером при размещении акций Сити. В ходе размещения акционерами Сити стали 15 тыс. физических и юридических лиц, существенный пакет аккумулирован также в руках менеджмента. После безуспешных переговоров о финансировании проекта с Credit Suisse First Boston Хажакян уволен, новым президентом стал глава Московского управления экспериментальной застройки Валерий Силин.
Построившая первый комплекс на территории Москва-Сити турецкая Enka сняла сливки, заполучив себе весь пул лучших арендаторов

Как строили Москва-Сити
1992 год. Коллектив московских архитекторов под руководством Бориса Тхора разработал градостроительную концепцию ММДЦ Москва-Сити. Заказчик проекта -- специально созданное ОАО Сити. Его президентом стал Александр Хажакян, однако реально компанией управляла вице-президент Ирина Газе.

1997 год. Построен торгово-пешеходный мост Багратион. Мэрия Москвы ищет инвесторов, но западные корпорации Siemens и Itochu предложение отклоняют. Российская Mabetex приступает к строительству здания фонда Реформа, которое останавливается после смерти руководителя фонда Станислава Шаталина. Правительство Москвы выкупает права на Башню-2000, привлекает десяток инвесторов на отдельные этажи здания.

1995 год. В проект на условиях 50/50 входит канадский миллиардер Альберт Райхман, крупнейший владелец офисных площадей в мире. С Reichmann Asia Со Ltd. подписан контракт, согласно которому компания получала в аренду на 49 лет 48 га вблизи Центра международной торговли, где обещала построить Embankment Place за $98 млн. Строительство так и не началось, контракт расторгнут в 1997 году.

2001 год. Сдана Башня-2000.

1998 год. Владелец СБС-агро Александр Смоленский объявляет о начале строительства многофункционального центра на территории Москва-Сити в партнерстве с девелоперской компанией СТ-Групп Шалвы Чигиринского. Общая площадь комплекса -- 200 тыс. кв. м, стоимость -- около $300 млн. В конце лета стало понятно, что этим планам не суждено сбыться.
К 1999 году правительство Москвы перевело 22 предприятия (в том числе ЖБИ-8, 16-й трест, 25-й автокомбинат, НИИ Железобетон) и расселило 450 семей из бараков, находившихся на территории Сити.

2003 год. В апреле Юрий Лужков заявляет, что найдены инвесторы на все участки Москва-Сити,-- это турецкая компания Enka, Капитал Групп, Строймонтаж. Позже к ним присоединилась компания Северная башня, созданная топ-менеджерами Северстальтранса, и Техинвест.

2002 год. Компания Ингеоком, принадлежащая советнику мэра Михаилу Рудяку, приступила к строительству подземного комплекса Москва-Сити (более 400 тыс. кв. м). Годом позже Ингеоком построила две станции метро (Деловой центр и Международная) от Сити до Киевской. Стартовал проект аквапарка. Средства на его строительство в счет льготы по налогу на прибыль направляет Газпром. Согласно аудиту Счетной палаты, на разные объекты Москва-Сити таким образом Газпром перечислил порядка $100 млн, в том числе $230 тыс.-- на аквапарк. В следующем году проект был заморожен.

2004 год. Аффилированная с группой Гута компания Братскэнерготрансстрой, начав скупку акций Сити, к декабрю увеличила пакет до 24%, после чего в совет директоров попали уже ее представители. Интеко Елены Батуриной на паритетных началах с компанией Шалвы Чигиринского обещает построить в Сити общегородскую площадь с многофункциональным комплексом, в состав которого войдут Московский дворец бракосочетаний (около 2000 кв. м), торговые площади, офисы, гостиница, подземная автостоянка.

Принадлежащая Юрию Шефлеру компания SPI при помощи компании Атон начала скупку акций ОАО Сити. Собрав блокпакет, Шефлер сумел посадить в кресло председателя совета директоров своего человека. К концу года SPI аккумулировала 35% акций и стала готовить допэмиссию для увеличения своего пакета. Мэрия, не желая допускать усиления контроля сторонней компании над проектом, с помощью принадлежащей ей управляющей компании Башни-2000 арестовывает этажи, находящиеся в собственности ОАО Сити. Помимо того, мэрия издала указ об изъятии у Сити одного из участков для строительства на нем комплекса правительственных зданий.

Дойдя до Президиума Высшего арбитражного суда, на прошлой неделе он вернулся в первую инстанцию - Московский городской суд. Но это никак не влияет на работу над проектом городского квартала, который появится здесь. После того как на заседании общественного городского совета была одобрена концепция, предложенная известным английским зодчим Норманом Фостером и командой архитекторов института Моспроект-2, началось уточнение функций и внешнего облика каждого отдельно взятого здания.

2005 год. Открылась первая из трех башен, которые строит Enka. SPI продала свой пакет Сити Норникелю. В результате 47% акций Сити принадлежат Норникелю, 38% -- Гуте. Правительство Москвы объявляет о проекте Большой Сити, который к 2020 году даст рынку 17 млн кв. м офисных и жилых площадей.
2006 год. Стартовал проект Большой Сити. Финансированием занимаются дочерние структуры Системы-Галс и Северстальтранса.
Спор, кому вести гигантскую стройку под стенами Кремля на месте сносимой гостиницы Россия, не утихает уже два года.

Но этот конфликт лежит вне градостроительной сферы. Цель архитекторов состоит в другом: найти такое решение, при котором новый квартал органично впишется в существующую историческую среду. Это удалось. Хотя, напомню, не с первой попытки. После обсуждения первого варианта проекта, например, у мэра Москвы Юрия Лужкова возникло опасение - не зададутся ли москвичи, увидев новостройку, вопросом: а надо ли было сносить Россию, если вместо одной махины появилась другая? Чтобы этого не случилось, проект отправили на доработку. Рассказывает Михаил Посохин:

Итак, что же готовят проектировщики москвичам и гостям столицы на участке в 12 гектаров, раскинувшемся по соседству с Красной площадью? По мнению директора института Моспроект-2 Михаила Посохина, равного этому проекту по значимости и масштабу нет не только в России, но и пока во всей Европе. И в самом деле, с одной стороны, самый центр Москвы - Красная площадь, собор Василия Блаженного... С другой стороны, сносится действующая гостиница на 6 тысяч мест, простоявшая всего три с половиной десятка лет. Но природу пристального интереса, который прикован сейчас к этой точке, потомственный архитектор предлагает разделить на две составные части. Понятно, что и для сноса, и для строительства требуются большие финансовые ресурсы, что всегда связано со столкновением интересов тех, кто хотел бы вложить деньги, а затем извлечь прибыль.

По самой же застройке легко проследить улицы, которые когда-то начинались от Китай-города и спускались к Москве-реке. Это стало возможным после того, как проектировщики ликвидировали четкую ось, просматривавшуюся в предыдущем варианте проекта посредине участка, центром которого был концертный зал. Было решено, что правильнее сделать акцент на визуальной точке в виде собора Василия Блаженного, на который и направлена теперь одна из двух главных улиц квартала, берущая начало от церкви на берегу Москвы-реки и выходящая на Красную площадь, к Спасской башне. Вторая магистраль идет от Китайгородского проезда к угловой башне Кремля и на храм Христа Спасителя. А на их пересечении образуется треугольная площадь, с которой можно попасть практически во все здания квартала.

- Предложенные здания и в первоначальном варианте все-таки были этажей на пять пониже прежней России. Но за счет плотности застройки и того, что метров на 20 они приближались к линии Москвы-реки, действительно создавалось впечатление излишней монументальности. После переработки, если взглянуть на макет, сразу понятно, что ГУМ, Гостиный двор, Теплые ряды и ряд других существующих зданий значительно крупнее тех, что предлагается построить. К тому же чем ближе к Москве-реке, тем они ниже. Отступили новостройки и от церквей вдоль Варварки. Пандусы, по которым с этой же стороны автомобили поднимались к гостиничному входу, будут разобраны, и на их месте появятся прогулочные зоны. Здания, выходящие сюда, тоже понизятся, чтобы гармонично смотреться по соседству с имеющейся здесь мелкой застройкой. Таким образом, в первом ряду окажутся трех- и четырехэтажные дома, затем - пятиэтажные и так далее - не выше семи этажей.

Еще одно новшество - впервые на этом месте появится возможность для размещения музейных выставок мирового уровня. Проектировщики исходили из того, что в любом из ныне существующих музеев страны огромное количество произведений хранится в запасниках, о которых часто мало что знают даже сами хранители ценностей. Дефицит же площадей не случаен. Дело в том, что музеям требуются не просто дома, а технически оснащенные компьютерными, электронными системами, способными обеспечить и заданный температурный режим для экспонатов, и гарантию их сохранности. Строить их сложно и дорого. Тем не менее проект городского квартала предусматривает сооружение целых трех блоков таких зданий.

Прежняя Россия и территория вокруг нее, как известно, существовали в основном для гостей столицы и туристов. Москвичи сюда шли разве что на очередной концерт поп-звезды в концертный зал Россия. Принимаясь же за реконструкцию, столичные власти ставили задачу создать культурный центр России, который стал бы местом притяжения для всех, где любой человек независимо от возраста и места жительства мог бы найти себе занятие по душе. Именно такое место и получат в конце концов, как я надеюсь, москвичи, - сказал корреспонденту РГ Михаил Посохин. Вместо концертного зала Россия, где артистам негде было даже переодеться, предусмотрено строительство целых трех: концертного зала многоцелевого назначения на 2,5 тысячи мест, второго, поменьше, для классической музыки и третьего - для постановок мюзиклов и варьете. Вместо гостиницы, пусть большой, но давно не вписывающейся по уровню сервиса даже в три звезды, появятся пять-шесть отелей, отвечающих требованиям международных операторов гостиничного дела. Правда, сказать, как именно они будут называться и найдется ли среди них место новой России, пока никто не может.

Как будут выглядеть новые здания? Неужели их построят в стиле хай-тек?- опасаются поклонники московской старины. Скорее всего, все-таки нет, стеклу и металлу здесь не место, - утешил Михаил Посохин. - Хотя на самом деле хай-тек, - напомнил он, - это прежде всего высокие технологии, которые позволяют, например, распиливать в наши дни гранит на пластины пятимиллиметровой толщины. По его убеждению, уместнее здесь будет сдержанная архитектура с нормальными пропорциями, с чертами, а главное, качеством XXI века.

Побывав на выставке или концерте, надеются архитекторы, москвичи и гости отсюда не будут спешить домой, а захотят погулять, продолжить общение с друзьями. Это можно будет сделать как в прогулочных зонах наверху, так и в подземном пространстве, где раскинется громадная торговая площадь с множеством магазинов, ресторанчиков, кафе и прочих заведений. Уехать же домой проблемы тоже не составит. Рядом - метро Китай-город. Возможно, квартал свяжет с ним крытый пешеходный переход - такая идея сейчас обсуждается. Множество паркингов, разместившихся под торговой площадью, сделают это место привлекательным и для автомобилистов.

Справка РГ

А на вопрос, в какие цвета раскрасят квартал, расположенный по соседству с красной Кремлевской стеной, Посохин ответил: Скажу лишь то, что лично я никакой красной архитектуры здесь не вижу. А вот белый мрамор и даже белый гранит не исключаю. Москва - северный город, и надо учитывать, как архитектура влияет на настроение людей. В качестве примера он привел собор Василия Блаженного. 450 лет назад, когда его строили, яркие сочные краски храма выглядели наверняка контрастными на фоне окружающих изб и деревянных узких улочек. Мастера пошли на это, считает Посохин, с единственной целью - подарить людям радость. Вот и свою главную задачу в этом проекте он видит в создании людям радостного, светлого настроения от жизни, которая в будущем квартале не должна затихать ни на час.

Отели - 99 000, апартаменты - 10 000 кв. м. Культурно-общественные площади - 89 500, в том числе - концертный зал - 31 000, выставки и музеи - 28 800, торгово-общественные площади - 57 500, технические - 30 000, подземные паркинги - 7500 кв. м.

Площадь участка - 12 га. Площадь застройки - 69 500, общая площадь комплекса - 361 000, в том числе: подземная - 35 000, наземная -326 000, в том числе 2 этажа в стилобате - 128 500 кв. м.

Паркингов на всех не хватит
Московское правительство одобрило законопроект «О размещении автотранспортных средств на территории города». Согласно законопроекту, к 2007 году планируется построить паркинги на 1 млн. 290 тыс. мест для стоянки автомобилей. На сегодняшний день по городской программе гаражного строительства уже построено 420 тыс. мест. Даже если эти планы будут реализованы, паркингов на всех не хватит: сейчас в столице зарегистрировано около 3 миллионов личных машин, а через четыре года частный автопарк увеличится на 1 млн. 200 тыс. автомобилей.

Столичные власти ужесточают требования к автовладельцам: к 2007 году в Москве будет введен запрет на парковку во дворах жилых домов, на тротуарах и на оживленных магистралях. Таким образом градоначальники стимулируют продажи мест в паркингах, построенных в рамках программы гаражного строительства. Автовладельцам придется выбирать - либо тратить на покупку места 1700-2500 долларов, либо каждый день платить штраф от 100 до 300 рублей. Впрочем, в ГИБДД Москвы сомневаются, что власти успеют за 4 года построить 1,2 млн. мест для стоянки автомобилей.

Согласно статье 12.19 КоАП, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств грозит штраф в размере 50% от минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день 50 рублей). Если при этом припаркованный автомобиль мешает движению других машин, то штраф вырастает до 1-3 МРОТ (на сегодня 100-300 рублей).

За неправильную парковку будут штрафовать
Несмотря на явный дефицит обустроенных мест для машин, городские власти решили в 2007 году запретить парковку в неустановленных местах. В частности, горожане не смогут оставлять машины во дворах жилых домов, в межквартальных проездах, на тротуарах в центре города и вдоль оживленных трасс. За нарушение предусмотрен штраф. Как рассказали ГАЗЕТЕ в пресс-службе департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, «скорее всего, к владельцам припаркованных во дворах машин будут применяться меры, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях».

Похоже, что городские власти своего добьются: сумма штрафов, выплаченных за год, как раз покрывает расходы на покупку места.

Власти не скрывают, что эта мера призвана стимулировать продажу мест в многоэтажных паркингах. По словам заместителя руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константина Королевского, «новые паркинги будут более дешевыми за счет снижения материалоемкости. Так, если в конце 90-х годов стоимость одного места для машины составляла в среднем 5-6 тысяч долларов, то сейчас она будет колебаться в пределах 1700-2500 долларов».

Строительству вантового моста-гиганта предшествовали длительные дискуссии архитекторов. Многие принятые в итоге решения были нестандартными, что связано в первую очередь с пилотным характером всего проекта - мосты такого уровня сложности в Москве пока не строили. О многом говорит уже сама длина сооружения - 1400 метров. Необычные параметры связаны с тем, что мост проходит не перпендикулярно к реке, а под углом к ее течению. Таких мостов в столице пока не было.

Впрочем, не все разделяют оптимизм столичных властей. Как заявил на днях начальник отдела дознания ГИБДД РФ Владимир Кузин, 'согласно действующему законодательству запретить гражданину хранить машину вне гаража никто не может'.
Значительная часть сооружаемой трассы Звенигородского шоссе уже пройдена столичными транспортными строителями. Речь идет в первую очередь об участке трассы в районе Мневников. Почти готов и уникальный мост над Москвой-рекой с говорящим названием Живописный. Мост свяжет проспект Маршала Жукова с районом Крылатское. Попасть же на него со стороны области вскоре можно будет, выехав из тоннеля со стороны МКАД.

Все расчеты авиастроителей оказались в итоге верными. При монтаже несущих конструкций моста обошлось без внештатных ситуаций, все работы были выполнены в срок и с высокой точностью. Теперь за шеф-монтаж вантов возьмется известная французская фирма. На ее счету немало подобных сооружений по всему миру, на все ванты дается при этом десятилетняя гарантия.

Не случайно и то, что все расчеты касательно предстоящего строительства проводились в ЦАГИ - ведущей научно-практической организации, занимавшейся многие годы разработками в области авиации. Это неудивительно - ведь вантовые сооружения будут натянуты на высоте 108 метров, а это уже высота полета первых летательных аппаратов. О близости же к летательным аппаратам нынешнего времени будет напоминать форма сооружения - проезжая часть моста будет немного скошена, напоминая крыло самолета.

Излишне говорить, насколько заждались открытия трассы московские автолюбители да, наверное, и все москвичи. Самой главной пусковой стройкой следующего года назвал строительство Звенигородского проспекта первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк.

Конечно, строящаяся трасса примечательна не только благодаря своему вантовому мосту, но и сооружением ряда транспортных тоннелей, один из которых имеет двойную функцию - предназначен как для движения автомобильного транспорта, так и для метрополитена. Проходческие работы тут уже завершены, в тоннеле ведутся отделочные работы и укладка дорожного покрытия. А проходческий щит готовится к перевозке на проспект Буденного, здесь предстоит проложить еще один тоннель, длиной на этот раз в четыре километра. Помимо тоннелей, планируется сооружение трех транспортных эстакад и 13 переходов.

Не секрет, что строительство трассы неоднократно откладывалось из-за экологической составляющей проекта. Проложенный теперь маршрут устраивает и экологов, хотя обойдется очень недешево. В итоге воздух над Строгином и прилегающими к трассе районами должен стать только чище - автотранспорт не будет стоять здесь больше в километровых пробках.

Под стать значимости сооружаемого объекта и объем планируемых затрат. Стоимость лишь первой очереди трассы от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда обойдется в 16 миллиардов рублей. Впереди же еще большой фронт работ по реконструкции проспекта Маршала Жукова, связанный и со сносом отдельных жилых домов. Средства на это будут найдены - на развитие и усовершенствование дорожной сети городскими властями планируется затратить не менее 246 миллиардов рублей, немалая часть из которых будет потрачена именно на строительство Звенигородского шоссе. Деньги огромные, но другого выхода нет - рост автотранспортного парка столицы требует и форсированного развития дорожного строительства.



Главная --> Публикации