Главная --> Публикации --> Купить квартиру? это выгодно! Hotel particulier: особняк для аристократа или витрина для бизнеса? Казахстанский банк построит в россии недвижимости на $1,5 млрд Офисы на юго-западе стоят как в центре Квартирный вопрос: цена ответа

Всякий раз, когда правительство утверждает федеральные стандарты по оплате жилья и коммуналки (делается это ежегодно), чиновники подчеркивают: непосредственно жителей эти стандарты не касаются, поскольку принимаются они исключительно для определения межбюджетных расчетов. С их помощью рассчитывается, каким должен быть объем субвенций регионам из федерального фонда компенсаций, чтобы все нуждающиеся получили жилищную субсидию.

Правительство утвердило федеральные стандарты оплаты населением жилья и коммунальных услуг в 2007 году. Предельная стоимость содержания жилого метра в среднем по стране вырастет с нынешних 41,6 до 47, 2 рубля. Норматив расходов на капремонт - с 3,2 до 3,6 рубля. Соответствующее постановление правительства публикуется сегодня в Российской газете.

Уходящий год в этом смысле был не очень приятный: правительство практически потребовало от регионов перейти, наконец, на 100-процентную оплату жилья населением. Соответственно, в среднем по стране стандарт разрешил увеличить расходы на содержание одного жилого квадрата сразу на 30 процентов. А в регионах, где власти тарифы искусственно сдерживали, до поры до времени покрывая убытки коммунальщиков из местных бюджетов, этот рост оказался еще более существенным.

Тем не менее поскольку регионы в своих расчетах (в том числе и при установлении жилищно-коммунальных тарифов), естественно, ориентируются на утвержденные правительством показатели, публикуемые сегодня данные интересны и населению. Хотя бы потому, что, сравнив их с теми стандартами, которые действуют сегодня, можно довольно точно представить, насколько увеличится квартплата в будущем году.

При этом, судя по всему, по-прежнему остается в действии правило предоставления семье жилищной субсидии - так называемое правило 22 процентов. В публикуемом сегодня документе этот стандарт отсутствует. Но буквально на днях на одном из совещаний рабочей группы, которая готовит январское заседание Президиума Госсовета по дальнейшему проведению реформы ЖКХ и строительству, шла речь, что 22-процентный порог максимального уровня квартплаты останется без изменений.

В 2007 году ситуация должна быть более спокойной. В среднем по стране стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг вырастет на 13 процентов (с нынешних 41,6 до 47,2 рубля на один метр общей площади жилья). Примерно в той же пропорции - с 3,2 рубля до 3,6 за квадрат - увеличиваются и средние по стране расходы на капитальный ремонт. Данные по всем регионам несколько отличаются, но в большинстве также недалеко ушли от тех же 13 процентов. Так что такого стремительного роста квартплаты, какой пережили жители большинства российских регионов в начале нынешнего года, на этот раз не ожидается.

При этом порог в 22 процента установлен на федеральном уровне, и регионы вправе самостоятельно ее снизить или установить плавающую шкалу для семей с разными доходами, что, кстати, делают Москва, Татарстан, Нижний Новгород и многие другие территории.
Столичные компании принимают все более активное участие в строительстве жилья и объектов инфраструктуры не только в Московской области, но и в других регионах России. С их участием появляются новостройки более чем в 50 городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского и иных федеральных округов страны.

Напомним, что это означает. Если сумма, проставленная в квитанции, превышает 22 процента среднемесячного дохода семьи, семья эта вправе получить от государства помощь в виде жилищной субсидии. И размер этой субсидии должен покрыть всю сумму переплаты, правда, только в пределах социальной нормы общей жилой площади, занимаемой этой семьей. Если квартира просторная, за излишки платить придется по полной уже невзирая на доходы.

Если говорить о сегодняшнем дне, то цены на жилье в Первопрестольной в среднем преодолели рубеж в 4000 долл. за 1 кв. м. Для значительной части активного населения города покупка недвижимости в столице становится все более нереальной.

Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тамбов, Тула, Ростов‑на-Дону, Омск, Пермь, Новороссийск и еще целый ряд городов увеличивают объемы вводимого в эксплуатацию жилья, прибегая к помощи московских фирм. Соответственно, дополнительный импульс получает развитие в этих городах строительной отрасли в целом. Расширяют свое присутствие в регионах и торговые предприятия известных и успешных российских, европейских и мировых брендов. Открывают свои филиалы столичные банки.

Какие дома строят московские компании по стране? Намного ли ниже цены на жилье в других городах по сравнению со столичными? Насколько вероятно повторение московского сценария развития событий на региональном рынке жилой недвижимости: грозит ли и ему безудержный рост цен, увеличение спекулятивных сделок, проблемы с приобретением квартир по ипотечным кредитам?

Можно ли рассматривать в качестве перспективной альтернативы приобретение москвичами квартир по более низким ценам в других городах с одновременным также перспективным трудоустройством? Наступит ли время, когда они перестанут бояться потерять столичную регистрацию (прописку)? Насколько реально влияние увеличения объемов возводимого жилья в регионах на уменьшение миграции в главный город страны? На Западе, например, если и наблюдается некоторая тенденция к стремлению обосноваться в столицах государств, то она не так активна, как у нас. Жить в Чикаго, Бостоне, Марселе, Франкфурте-на-Майне, Милане, Мельбурне не менее комфортно и престижно, чем в столицах.

Владимир ПОНОМАРЕВ, вице-президент Ассоциации строителей России:

Свои комментарии к этим вопросам читателям журнала дают специалисты рынка недвижимости.

Сегодня на негативное отношение москвичей к смене места жительства влияют несколько факторов: во-первых, отсутствие хорошо оплачиваемой и перспективной работы, обеспечивающей профессиональный и карьерный рост; во-вторых, острый дефицит достойного жилья в большинстве российских городов; в-третьих заметно отстающая от столичной социальная инфраструктура. Нужно строить не только дома, но и детские сады, школы, театры, больницы, для того чтобы качество услуг, которые получают граждане в регионах, было сопоставимо с московским.

Выравнивание условий жизни и труда москвичей и жителей регионов РФ это важнейшая задача в стратегии социально-экономического развития страны. Безусловно, создание одного мегаполиса, в который стремятся все, мешает гармоничному развитию государства.

В Федеральной целевой программе Жилище вопросы увеличения объемов строительства вообще никак не связаны с прогнозированием социально-экономического развития регионов. Предположим, если в Александровском районе Владимирской области возвести 100 домов, то с высокой долей вероятности заселить их мало кто захочет: нет рабочих мест, не понятны перспективы и т. д. Разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов должны стать целью национального жилищного проекта.

Необходимо тесно увязывать перспективы жилищного строительства с общей экономикой конкретного региона, города, разрабатывать планы их территориального развития в соответствии с градостроительным кодексом, что будет шагом вперед для гармоничного развития всей страны. Это длинный путь, но сегодня есть все предпосылки для постановки данной задачи, хотя отмечу: решить ее в течение пяти десяти лет нереально.

Александр МЕЩЕРЯКОВ, генеральный директор группы компаний СУ-155:

Также отмечу: для того чтобы мы могли ставить задачу сближения Москвы и других городов и населенных пунктов России, необходимо увеличение объемов вводимого в строй нового жилья до 140 млн кв. м в год, а это требует радикальной модернизации и развития соответствующей промышленной базы.

Нашей компанией приобретены и модернизированы заводы, производящие строительную продукцию в Нижегородской, Ленинградской, Ивановской и еще ряде областей. Теперь там делают гораздо больше: выпускают железобетонные конструкции, грузоподъемную технику, вентилируемые фасады жилых зданий, лифтовое оборудование, перерабатывают древесные отходы, изготавливают светопрозрачные конструкции для остекления лоджий и балконов перечень можно продолжить.

Последние годы для группы компании СУ-155 можно охарактеризовать как время широкого выхода на региональные рынки. Она осуществляет возведение домов и объектов инфраструктуры в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иванове, Калининграде, Тамбове, Туле и других городах России. Реализация программ по строительству жилья в данных регионах стимулирует и развитие там отрасли в целом. А это новые рабочие места, современные технологии, улучшение инвестиционного климата.

В западноевропейских странах, США, Канаде давно уже живут по-другому. Там, согласно статистике, люди переезжают в среднем раз в пять лет, благодаря чему получают новые возможности карьерного роста, более высокие доходы, лучшие условия труда (проблемы приобретения или аренды жилья в данном случае вторичны).

Очевидно, что развитие государства нереально без комплексного решения в регионах социально-экономических проблем, связанных с вопросом возведения новых домов для населения, при этом строительная отрасль, безусловно, является локомотивом для других сфер экономики. Отмечу, что, работая во многих российских городах, мы используем свой столичный опыт реконструкции ветхих зданий и расселения их бывших жильцов. Что касается Москвы, то, на наш взгляд, она будет оставаться гипертрофированным центром притяжения для граждан страны лишь до тех пор, пока существует дисбаланс развития Центрального и других регионов.

Ирина РАДЧЕНКО, президент группы компаний Лаурел, вице-президент Международного ипотечного клуба:

Наша экономика находится лишь в начале этого пути. И расширяя свою деятельность в регионах, связанную с возведением домов для населения, развитием предприятий строительной и смежных с ней отраслей, сооружением объектов инфраструктуры (детских садов, школ, спортивных комплексов и пр.), мы приближаем то время, когда в массовом сознании граждан прочно утвердится мысль, что престижно и комфортно жить и работать не только в столице.

Большинство граждан объединенной Европы или США молодого и среднего возраста, относящих себя к среднему классу, достаточно мобильны и очень часто выбирают место жительства (район, город и даже страну) в зависимости от контракта с работодателем. Если, например, корпорация IBC предложит специалисту из Нью-Йорка переехать работать куда-нибудь в другое место, пусть в глушь, но со статусом силиконовой долины, с повышением по службе и увеличением жалования, то он вместе с семьей без колебания снимется с места. Престижная высокооплачиваемая работа это залог стабильности и процветания любой американской семьи, меняющей местожительство, по статистике американских риелторов, в среднем один раз в пять лет.

Возможен ли исход москвичей в регионы? Отвечая на этот вопрос, отмечу, что в последние годы благодаря энергичной деятельности городских властей столица стала все более походить на европейский город или даже, если хотите, на современный мегаполис мирового масштаба и по уровню цен, и по качеству жизни. Поэтому вполне понятна мечта тысяч россиян и граждан бывшего постсоветского пространства работать и жить именно тут. Да, дорого, да, небезопасно, большие пробки на дорогах и проблемы с экологией. Но почему дорога в Первопрестольную в последнее время все чаще напоминает улицу с односторонним движением?

Организация развитого рынка труда в регионах задача общегосударственного масштаба, потому что от него зависят и развитие бизнеса, и инвестиции, и доходы населения, и повышение качества его жизни. Новостройки будут появляться только там, где есть такой рынок. Недавно на заседании Международного ипотечного клуба один руководитель строительной компании делился впечатлениями от поездок по глубинке, в ходе которых он выбирал места для строительных площадок.

Возможно ли подобное в России? Чем какая-нибудь провинциальная Бугульма способна прельстить привыкшего к гламуру москвича? Вспомним классическую формулу марксизма-ленинизма бытие определяет сознание и попробуем предположить: только реальной возможностью получать доходы, которых не удается иметь в столице. Увы, кроме так называемых сырьевых регионов в России практически нет городов, которые могли конкурировать с Москвой по количеству и разнообразию предложений высокооплачиваемой, интересной и перспективной работы или вариантов собственного бизнеса (естественно, при наличии желания и способностей).
Для того чтобы разгрузить поток желающих трудоустроится и получить московскую прописку и перенаправить миграционные потоки в другие города и регионы, нужна государственная воля. К сожалению, в перечне национальных проектов нет, на мой взгляд, самого главного, а именно проекта по соз-данию большого количества рабочих мест для квалифицированных кадров во всех субъектах РФ. (Вспомним, например, как строительство дорог вытянуло экономику США во время Великой депрессии.) Первоочередной задачей властей должно стать создание для миграционных трудовых потоков новых центров притяжения и вакансий.

Сергей КАНАЕВ, генеральный директор компании ПИК-Регион:

В одном областном центре его внимание привлекло обилие рекламы различных торговых и развлекательных комплексов. Раз у населения хватает денег на покупки и развлечения, предположил он, значит, тут нет проблем с занятостью. В другом же месте его поразило обилие щитов с рекламой похоронных бюро и ритуальных услуг. Угадайте, в каком из городов он решил заняться строительным бизнесом?

Опять же там, где идет строительство, все заметней становится тенденция приобретения квартир москвичами. Но нельзя сказать, что они меняют прописку исключительно из-за трудоустройства. Покупают жилье обычно там, где обосновались родственники, или где сами родились и выросли, а в южном регионе ради отдыха и смены климата.

В любом городе строительство жилья является фактором, влияющим на развитие его общей экономической ситуации. Появляются инвестиции, новые рабочие места, улицы становятся ухоженными и красивыми. У людей возникает возможность и потребность жить лучше. Меняется не только экономическая ситуация, но и психология горожан: они начинают видеть перспективу. Наша компания занимается возведением домов и объектов инфраструктуры в Южном федеральном округе (Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог) и Центральном (Нижний Новгород). Хочу отметить: там, где вопросы создания нового жилья и развития инфраструктуры успешно решают, миграционные потоки в столицу слабеют. Часто бывая в Ростове по долгу службы, могу сказать: если спросить местных жителей, хотят ли они переехать в столицу, 90 % ответят: А зачем?

Олег ПРОНИН, генеральный директор ЗАО Пересвет-Инвест (головная компания ГК Пересвет-Групп):

Все больше столичных жителей переезжают в Подмосковье. Помимо более низких цен такой выбор обусловлен лучшими экологическими условиями и расширяющимися возможностями трудоустройства. Многие крупные предприятия сейчас располагаются за пределами Москвы, набирает темпы развитие экономики в городах области.

А современный уровень развития техники позволяет организовать рабочие места в любой удаленности от офисного центра. Да, на Западе в крупных городах жить не менее комфортно и престижно, чем в столицах. Но необходимо учитывать, что для этого есть исторические причины. Такие государства, как Германия, Италия или США, собирались из отдельных самостоятельных штатов, княжеств, земель, центры которых до начала XIX века имели столичный статус. То есть центростремительные силы в упомянутых государствах не столь сильны, сколь в России. Более или менее адекватная аналогия может быть проведена с Францией. Там статус парижанина так же высок, как в России у москвича. Что касается развития событий на рынке жилой недвижимости в российских городах, то хочу отметить: сегодня на примере, скажем, Кемеровской области, Краснодара можно видеть, что у местной власти достаточно рычагов влияния для формирования собственного сценария развития событий на рынке недвижимости. Насколько регионы воспользуются этими возможностями уже другой вопрос.

Сегодняшние объемы строительства и уровень развития инфраструктуры в провинции не способны ослабить миграционный поток в столицу. Однако в будущем при сохранении темпов экономического роста регионов вполне можно прогнозировать даже отток жителей из столицы. Правда, должно быть соблюдено другое важное условие создание в городах России достаточного количества объектов инфраструктуры. И я считаю, что через 15 лет все это станет реальностью. Основная часть наших региональных проектов
именно комплексное освоение территорий. Мы не зря делаем акцент на Южном и Приволжском федеральных округах. Там мягкий климат, благоприятная экология, много крупных городов. Таким образом, при прочих равных условиях в данных регионах жить по объективным причинам комфортнее.

На вопрос о том, какие дома строят московские компании в регионах, могу ответить, что Пересвет-Регион в основном специализируется на возведении объектов бизнес-класса и сегмента верхний эконом. Преимущественно это монолитно-каркасные дома с индивидуальной планировкой квартир. Но, например, в Ростове-на-Дону мы рассматриваем вариант строительства элитного жилья клубных домов по причине серьезной насыщенности сегмента эконом и бизнес-класса.

Василий ФЕТИСОВ, заместитель генерального директора ООО Пересвет-Регион:

На вопрос о роли строительной отрасли можно вполне определенно ответить, что она наряду с автомобильной считается локомотивом развития экономики по причине огромного количества взаимосвязей и предприятий-смежников. В действие вступает мультипликатор-акселератор, хорошо известный экономистам по кейнсианской теории, когда каждый вложенный рубль инвестиций в конечную отрасль приводит к дополнительным вложениям и росту прибавочного продукта (в конечном счете выливающегося в рост ВВП) в отраслях-смежниках в разы.

Средние текущие цены на жилье в городах-миллионниках в три-четыре раза ниже средних московских: пока они преодолели психологическую планку в 1000 долл. за 1 кв. м.

Олег РЕПЧЕНКО, руководитель аналитического центра ирн.RU:

Региональные рынки недвижимости серьезно отличаются от московского. Они просто другие! Показателен пример так называемого банковского кризиса середины 2004 года, который практически на год остановил рост цен на недвижимость в Первопрестольной. Так вот, в провинции о нем просто не слышали! Там все шло по своим законам, зависящим от объемов местного строительства, спроса и развития ипотеки. Поэтому, скорее всего, безудержного роста цен в регионах не будет: вряд ли возможно повторение столичного сценария. Каждый рынок станет развиваться самостоятельно, но в любом случае планка в 2000 долл. за 1 кв. м в каждом городе-миллионнике рано или поздно будет достигнута.

Евгений ФЕТИСОВ, заместитель генерального директора компании Новая Площадь:

На вопрос о том, наступит ли время, когда москвичи будут менять место жительства на другие города, не боясь потерять свою регистрацию (прописку), могу ответить: в ближайшей перспективе заметной миграции населения (особенно активного) из столицы ожидать не стоит, хотя через пять десять лет это возможно. Сейчас скорее актуален либо переезд людей пенсионного возраста в более спокойные, как правило, южные регионы, либо приобретение в других регионах второго жилья, в том числе с инвестиционной целью. Поэтому некоторый спрос в Москве на региональное жилье есть, но он в меньшей мере связан с оттоком жителей из столицы. Что касается ситуации с ценами, то, думаю, большая часть городов, особенно активно развивающихся, повторит московский сценарий. Какими там будут темпы роста цен, зависит уже от соотношения локального спроса и предложения, притяжения миграций, местной конъюнктуры рынка.

В долгосрочной перспективе темпы роста цен в регионах будут выше, чем в Москве. Это обусловлено как увеличением доходов населения, так и дефицитом предложений на рынке жилья, преодолеть который в ближайшем будущем вряд ли удастся. Следует отметить и такой фактор, как износ жилищного фонда. Он усиливает давление на строительную отрасль, развитие которой, безусловно, оказывает позитивное влияние на остальные сферы экономики.

Цены на квартиры в Москве в среднем в 2,7 раза выше, чем в крупных российских городах. В западноевропейских странах подобная разница несколько меньше. Но везде в столицах развитых государств жилая недвижимость существенно дороже, чем на периферии. Что касается России, то этот разрыв может несколько уменьшиться, если в регионах в полную силу будут решать проблемы социально-экономического развития. Тогда поток желающих сменить место жительства на столичное уменьшится, а москвичи поедут в другие города.

Концерн Крост начал строительство одноименного технопарка в пригороде Воронежа, чтобы увеличить выпуск собственного бетона, деревянных и железобетонных конструкций. Крупные застройщики не ограничиваются строительными проектами и активно развивают производство стройматериалов, отмечают эксперты.



Как рассказал Ведомостям гендиректор Кроста Алексей Добашин, участок под технопарк площадью 10 га был куплен на вторичном рынке и расположен в 4 км от Воронежа, рядом с федеральной трассой Ростов Дон. Технопарк будет состоять из четырех заводов по производству стройматериалов, в том числе товарного бетона, сборных железобетонных конструкций и деревообрабатывающего производства. Первое предприятие будет выпускать продукцию под маркой Бетон 222 Воронеж. Общий объем инвестиций в проект составит более 1,5 млрд руб. К концу 2007 г. планируется вывести первую очередь заводов на рабочие мощности, говорит Добашин. Сегодня в состав Кроста входит восемь заводов по производству стройматериалов.

Концерн Крост основан в 1990 г. как строительная компания. Владельцем является генеральный директор Алексей Добашин. Сейчас у концерна несколько направлений бизнеса: строительный, промышленность, девелопмент, сеть велнес-клубов Else Club и консалтинг. Наиболее известные проекты жилые комплексы Велтон парк, Юнион парк, Олимпия, офисы Центробанка РФ, банка Национальный кредит, культурно-развлекательные центры Кристалл и Golden Palace. Оборот компании, по ее данным, в 2005 г. составил $350 млн.

Весной этого года СУ-155 приобрела домостроительный комбинат в Иванове, до этого были куплены заводы ЖБИ в Нижегородской и Ленинградской областях. Сейчас компания строит два завода асфальтовый и по переработке отходов древесины. Всего СУ-155 принадлежит более 20 промышленных предприятий, ориентированных на обеспечение замкнутого цикла строительства. В этом году Интеко стала совладельцем Московского камнеобрабатывающего комбината, объединяющего более 30 компаний этой отрасли, и купила домостроительный комбинат в Ростове.

Если московские строители выходят в регионы, то в первую очередь начинают развивать там производственную базу, отмечают участники рынка. Первый замруководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский приводит в пример СУ-155: В Петербурге компания модернизировала оборудование купленного завода железобетонных изделий (ЖБИ) под свою серию и теперь имеет возможность контролировать и формирование себестоимости материалов, и качество возводимого жилья.

Добашин уточняет, что заводы Кроста в первую очередь будут ориентированы на других застройщиков. Мы будем строить в Воронеже, но позже, говорит он.
Один из крупнейших проектных институтов на юге России Ростовгипрошахт заработает на подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи. Компания выиграла тендер на право разработать к июлю 2007 г. проект ледовой арены для хоккея на 7000 мест. Если город будет выбран столицей Олимпийских игр, компания намерена побороться еще за 1,3 млрд руб., которые предусмотрены на строительство арены.

Крупные строительные компании всегда ориентировались на собственное производство, чтобы обеспечить стабильное снабжение собственных площадок и не зависеть от других поставщиков, а также от форс-мажорных обстоятельств. Себестоимость стройматерилов составляет существенную долю в проектах, уверен Михаил Михайлов, первый замгендиректора компании М.О.Р.Е-Плаза, у которой также есть собственный бетонный завод в Москве. В том, что строительные холдинги пытаются создать компанию полного цикла, нет ничего удивительного. Это позволяет развивать два направления бизнеса одновременно и снижает зависимость компании от внешних поставщиков, согласна замгендиректора компании Трест 1991 Татьяна Пальчикова.

Контракт стоимостью 80 млн руб. на проектирование ледовой арены для хоккея с шайбой на 7000 мест Ростовгипрошахт и ФГУП Объединенная дирекция федеральной целевой программы (ФЦП) Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 гг.) подписали в начале декабря, рассказал Ведомостям гендиректор Ростовгипрошахта Валерий Гурин. Решение было принято по итогам тендера 16 ноября, на котором выставлялись 44 лота. Представитель объединенной дирекции эту информацию подтвердил, уточнив, что кроме Ростовгипрошахта заявку на участие в конкурсе подавала иностранная компания, но она была снята с торгов из-за отсутствия лицензии на проектировочные работы в России.

Ростовгипрошахт занимается проектированием и строительством промышленных и жилых объектов. Наиболее крупные проекты компании шахты Обуховская № 1, Шерловская-Наклонная, Грумант (архипелаг Шпицберген), стадион на 25 000 зрителей (Грозный), жилые дома и общеобразовательные учреждения. Оборот компании в 2005 г. составил 217 млн руб.

Генподрядчика строительства объекта выберут по итогам тендера в июле 2007 г., при этом Гурин не исключает, что его компания тоже примет в нем участие: У нас сейчас такая политика сами проектируем, сами строим. По его словам, в федеральном бюджете на строительство ледовой арены на 7000 мест предусмотрено 1,3 млрд руб.

Планируется, что ледовая арена разместится на земельном участке площадью 7 га в Имеретинской низменности (район Адлера). По словам Гурина, сейчас ведутся топографические работы и изыскания, эскизный проект арены должен быть готов к 9 февраля 2007 г. к моменту приезда членов Международного олимпийского комитета (МОК), а к концу июня следующего года институт обязан представить полностью готовый проект, прошедший госэкспертизу и экологические согласования.

Краснодарский НИПКИ Исследовательский институт межрегиональных исследований и проектирования разработает проект крытого конькобежного центра на 8000 мест, НИПИ ИнжГео (Краснодар) проект арены для керлинга на 3000 мест, а проект реконструкции центра медицинской реабилитации на Олимпийском стадионе выполнит проектный институт Южпроекткоммунстрой (Сочи). Суммы контрактов в компаниях не называют.

Помимо Ростовгипрошахта еще четыре компании из Южного федерального округа получили право на проектирование олимпийских объектов. Северокавказский филиал ОАО ГипродорНИИ разработает проект дороги от финишной зоны горнолыжного курорта Роза Хутор до биатлонного комплекса (14,7 км), участок от биатлонного комплекса до горной олимпийской деревни (6,8 км), участок санно-бобслейной трассы (8,4 км), транспортной развязки Адлеровское кольцо, проект реконструкции малой объездной дороги в районе Краснодарского кольца (7 км) и внутригородских автомобильных дорог, рассказывает директор филиала Андрей Колесников. Общая сумма контракта ГипродорНИИ составляет около 0,5 млрд руб.



Главная --> Публикации