Главная --> Публикации --> Балашиха: планы и реальность Доступность ипотеки: что планируют банки? Купить квартиру? это выгодно! Hotel particulier: особняк для аристократа или витрина для бизнеса? Казахстанский банк построит в россии недвижимости на $1,5 млрд

Строительство комплекса началось в 1786 году по заказу императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Когда ансамбль был уже почти готов, императрица отказалась от услуг Баженова, и строительство продолжил другой известный архитектор Матвей Казаков, но и у него не получилось довести начатое до конца. К тому времени на престоле был уже Павел I, который не пожелал завершить начатый Екатериной проект. Через 10 лет после начала строительства оно было полностью прекращено дворец так и остался незавершенным.

В этом году правительство Москвы объявило о масштабных планах реконструкции сразу нескольких парковых комплексов работы уже ведутся и в Лефортове, и в Измайлове. Царицыно в этом ряду стоит особняком. Судьба этого архитектурного ансамбля уникальна. Он не был разрушен или предан забвению в годы советской власти или в бурные 90-е прошлого века. В готовом виде он просто никогда не существовал.

Еще до революции эти места стали использоваться как дачный район. Так было вплоть до 60-х годов, когда территория Царицына постепенно вошла в черту Москвы. Уцелевшие стены Большого дворца и других зданий к тому времени поросли травой и деревьями. От обрушения их спас только крепкий фундамент из обожженного бутового камня.

Почему так получилось, остается загадкой. Версий всегда было много от предположений, что Баженов слишком увлекся масонской символикой, до объяснения, что императрица просто проявила царственную капризность и изменчивость вкусов. Так или иначе, но уже в начале XIX века дворцово-парковый ансамбль стал превращаться в живописные руины источник легенд о тайнах и загадках прошлого века и вдохновения для романтически настроенных поэтов.

Судя по всему, на этот раз Царицыно наконец станет живым и обитаемым. Власти подошли к вопросу серьезно: в процессе реконструкции используются самые современные стандарты для воссоздания подобных объектов. Под реконструкцией понимается не просто восстановление архитектурного облика здания, а масштабные преобразования всей окружающей территории.

Время от времени предпринимались попытки как-то восстановить здания. В 1984 году Царицыно передали Государственному музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. Советские архитекторы частично реставрировали Хлебный дом и создали проект восстановления кровли Большого дворца. Проект тогда так и остался проектом, и вернулись к нему только сейчас, спустя 20 лет после последней попытки реконструкции и спустя более чем 200 лет с момента, когда дворец был оставлен в недостроенном виде.

После археологического обследования одновременно начались два процесса: работы по благоустройству территории и обсуждение архитектурного проекта. В начале сентября, накануне Дня города, были представлены первые результаты открыта парадно-входная зона размером 30 гектаров со стороны станции метро Орехово.

Как это принято в Москве, работы начались с археологического обследования. Под руководством главного археолога Москвы Александра Векслера были сделаны неожиданные находки, которые будут учтены в проекте. Во-первых, обнаружены нижние окна дворца, ушедшие в землю, о которых никто понятия не имел. Во-вторых, найдены фундаменты парковых павильонов возможно, их фрагментарно сохранят и сделают стеклянный пол для обзора.

Зато теперь разбито около 3 тысяч квадратных метров цветников и более 7 га газонов. Среди тысячи молодых деревьев стали особенно заметны ветвистые царицынские ветераны.

На территории, прилегающей к ГМЗ Царицыно со стороны Шипиловского проезда, вырубили более полутора тысяч аварийных и засохших деревьев, выкорчевали более четырех тысяч пней, снесли 37 заброшенных домов. Только обломков железобетонных и металлических конструкций, оставшихся со времен строительства метро, вывезли без малого 500 кубометров. А всего пришлось вывезти более 50 тысяч кубометров мусора.

В ходе реконструкции музея-заповедника вторую жизнь также обретут Борисовские и Царицынские пруды, которые ожидает полная экологическая реабилитация, включающая модернизацию водоочистных сооружений, плотин и мостов.

Царицыно самый большой по площади из московских музеев-заповедников. Территория его входит в состав особо охраняемой природной зоны, созданной по решению правительства Москвы в 1998 году. Вместе с землями Государственного музея-заповедника Царицыно в составе особо охраняемой природной территории находится также Бирюлевский дендропарк. По решению московских властей они должны составить природно-исторический парк Царицыно площадью около 1300 гектаров с особым, близким к заповедному, режимом природоохраны и землепользования.

Параллельно с этими работами велось обсуждение проекта архитектурной реконструкции зданий, в частности Большого дворца. Главный вопрос здесь был о кровле. Дело в том, что оба архитектора, строивших дворец, до кровли так и не добрались. Именно поэтому кровля стала предметом ожесточенных споров реставраторов. В итоге за основу был взят проект, созданный еще советскими архитекторами в 80-е годы на основе чертежей Василия Баженова.

Восстановленный архитектурно-парковый комплекс будет привлекать много народу, поэтому важно заранее позаботиться о подъездах. Уже отремонтировано асфальтовое покрытие Новоцарицынского шоссе и Шипиловского проезда. Вокруг всей территории парка будут построены паркинги на 3 тысячи машин.

Планируется, что все работы по территории будут завершены уже в следующем году, а архитектурные в 2008-м.

Критики по сей день говорят, что решение неверное. Ведь Баженов дворец не достроил, а его проект кровли соответствует готовому сооружению и подходит тому, которое получилось в итоге................... Архитекторы и сами признавали, что самостоятельно к компромиссу не придут, здесь нужен взгляд со стороны. Поэтому волевое решение было принято властями города и за основу взят проект, созданный мастерской Моспроект- Он опирается на вариант, предложенный советскими архитекторами.

Предпраздничное выступление Николая Кошмана было очень оптимистичным. Да разве могло быть иначе после того, как были зачитаны поздравительные телеграммы "настоящим людям, профессионалам и созидателям" от Владимира Путина и Михаила Касьянова? По словам главного строителя, в первом полугодии объемы строительных работ выросли на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В этом году уже построено 12,7 млн кв. м жилья. Половина из них – индивидуальное. Больше всего жилья, как оказалось, было построено в Приморском и Хабаровском краях и Магаданской области.

Как бы там ни было, но решение о том, чтобы вдохнуть в этот комплекс жизнь, было, очевидно, правильным. Работы еще только ведутся, а Царицыно уже привлекает к себе самые модные и молодые тенденции. Так, недавно стало известно, что рядом с парком планируется построить Дворец творчества детей и молодежи Интеллект. Дворец будет создан по аналогии с музеями увлекательной науки, которые есть во Франции, США и других странах и вызывают бурный восторг не только у детей, но и у взрослых. Экспозиции в Царицыне руками потрогать будет нельзя, но посмотреть сколько угодно. Специалисты говорят, что царицынская коллекция живописи и других музейных редкостей одна из самых крупных в России и сравнима с Эрмитажем. После завершения реконструкции появятся новые выставочные площади, которые позволят представить эту богатейшую коллекцию во всей красе.
На вчерашней пресс-конференции, посвященной предстоящему Дню строителя, председатель Госстроя Николай Кошман заявил, что решить проблему ветхого жилья в России возможно только после запуска ипотеки. Да и то за счет иностранных денег и строителей. Помочь России с ипотекой уже готовы польские банки и строители.

Однако в радужной картине строительного благополучия не обошлось без темного пятна: как выяснилось, ветхого жилья меньше в этом году в стране не стало. "В нынешнем году эта цифра будет примерно такой же, если не больше",– сообщил безрадостный прогноз Николай Кошман. Виновато в этом, как всегда, плохое финансирование: в 2001 году правительство выделило на снос и замену обветшавшего жилфонда 50 млн руб., в 2002 году – 1,4 млрд руб. "В этом году мы рассчитываем получить примерно такую же сумму",– прогнозирует глава Госстроя. Однако ключ к решению проблемы, уверен Николай Кошман,– ипотека. Правда, и здесь пока хвастаться нечем. "Мы уже восемь месяцев работаем в АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию), но те цифры, которые показывает Семеняка (гендиректор АИЖК.–Ъ), нас не устраивают,– заявил Николай Кошман.– Поэтому мы ждем сентября, когда будет принят закон об ипотечных ценных бумагах, который позволит банкам на юридических основаниях развивать ипотеку в России".

Что же касается Чечни, то программу 2003 года по ее восстановлению Николай Кошман пообещал закончить уже в октябре. В Грозном, Аргуне и Гудермесе будут готовы более 600 индивидуальных домов и 26 муниципальных. Кроме того, заработают 20 школ, 40 больниц и другие объекты социального обслуживания, в том числе приюты для несовершеннолетних.

Госстрой хочет застраховать все жилье страны

Однако Госстрой возлагает надежды по развитию ипотеки не только на закон. В конце июля Госстрой и Министерство инфраструктуры Республики Польша подписали соглашение о сотрудничестве в области строительства и жилищной политики. Польша готова предоставить России кредит на строительство жилья в России даже без гарантий российского правительства. Но с условием, что такие гарантии им предоставят региональные власти, на территории которых будет развернуто строительство. Кроме того, жилые дома в России будут строиться с участием польских строительных компаний, а реализовываться по схеме ипотечного кредитования. Стороны решили начать с эксперимента. Строительство ипотечного жилья за польские деньги начнется на трех пилотных площадках в Чувашии и Удмуртии уже в конце сентября. Поэтому сумма кредита, которую польские банкиры согласны предоставить для реализации пилотного проекта в России, составит всего $100 млн. "Если наши банки не хотят зарабатывать на рынке жилья, тогда пусть это делают иностранные. У нас же свободный рынок",– подытожил Николай Кошман.

Любопытно, что осенью прошлого года с инициативой обязательного страхования всего жилого фонда страны выступал министр МЧС Сергей Шойгу. Тогда же Владимир Путин публично не согласился с инициативой МЧС. По его словам, заставить людей страховать свое жилье нельзя, поскольку оно в отличие от транспорта не является средством повышенной опасности. Примечательно, что даже страховщики довольно пессимистически оценивают шансы проекта при прохождении в Госдуме. И это несмотря на то, что обязательное страхование жилья сулит им миллиардные сборы.

Вчера же глава Госстроя Николай Кошман выразил уверенность, что законопроект об обязательном страховании частного и муниципального жилья будет внесен в Госдуму уже нынешней осенью. По его словам, необходимость страховать жилье в обязательном порядке вызвана тем, что только в 2002 году на юге России было разрушено 45 тыс. домов, из которых только 50 были застрахованы. Обязательное же страхование будет покрывать ущерб от основных рисков природного и техногенного характера – пожаров, наводнений, аварий домовых коммуникаций и так далее. При этом возмещение ущерба будет осуществляться, исходя из восстановительной стоимости жилья за вычетом его износа. По словам страховщиков, присутствовавших на заседании рабочих групп по проекту, предполагается, что 50% взносов на страхование будет оплачиваться из бюджета. При этом обязательное страхование жилья будет вводиться решением субъектов федераций.

С ним согласен и начальник отдела страхования имущества и технических рисков группы "Ренессанс Страхование" Андрей Соколов: "Введение данного закона обязательно породит множество вопросов технического и политического характера. Если уж введение относительно простого вида – 'автогражданки' – породило столько дебатов, то со страхованием жилья все будет намного сложнее".

Как заявил Ъ замгендиректора страхового дома ВСК Владимир Новиков, "если учесть, что в России 2,8 млрд кв. м жилой площади и средняя стоимость квадратного метра – $300, то при ставке страхования 0,3-0,4% рынок получит около $3,3 млрд". По его словам, с точки зрения страхования этот проект интересен, но с точки зрения его реализации обязательно возникнут проблемы: существенная часть населения не в состоянии будет оплатить страховку.

В письме, датированном 22 сентября 2006 года, Лужков просит премьера ... рассмотреть возможность компенсационного обмена земельных участков, находящихся в границах города, занятых или предусмотренных к застройке объектами городского значения, за счет их вывода за границы национального парка. В качестве компенсации за московскую часть Лосиного Острова мэр Москвы предлагает присоединить к заповеднику земли Балашихинского спецлесхоза.

В распоряжении Известий оказалось обращение мэра Москвы к премьеру России, в котором Юрий Лужков просит Михаила Фрадкова пересмотреть границы федерального национального парка Лосиный Остров. На освободившихся территориях хотят построить несколько автострад и коттеджный поселок для дипломатов.

Мы о проекте застройки Лосиного Острова пока ничего говорить не будем, так как эта федеральная территория, заявили Известиям в департаменте земельных ресурсов столицы. Для начала правительство России должно принять решение об изменении границ национального парка. Впрочем, растущей Москве рано или поздно придется сделать принципиальный выбор: осваивать Лосиный Остров или нет. В Нью-Йорке, например, городские парки трогать строго-настрого запрещено, и зеленые массивы там выглядят как островки среди небоскребов, а в Берлине элитный район Грюнвальд построили прямо посреди парка.

По некоторым данным, Лужков хочет получить из 3093 гектаров московской территории Лосиного Острова не менее 150 гектаров. На этих территориях скорее всего начнется строительство Четвертого транспортного кольца, дублера Щелковского шоссе с развязкой в районе МКАД и коттеджного посольского городка в 1-м Белокаменном проезде.

Насколько нам известно, столичные власти рассматривали варианты строительства на нашей территории нескольких объектов, рассказал Известиям главный архитектор национального парка Лосиный Остров Евгений Носов. Во-первых, части Четвертого транспортного кольца, которое должно пройти в 3 километрах от Московской кольцевой железной дороги. Во-вторых, дублера Щелковского шоссе от Вербной улицы до МКАД. Кроме того, часть территории могут захватить грядущие работы по расширению Ростокинского проезда. О строительстве элитного жилья я ничего не слышал. Вполне возможно, какое-то строительство планируется в так называемой охранной зоне парка, где мы не в силах его запретить, но можем на этапе проектировки проконтролировать этажность и плотность застройки.

В парке Лосиный Остров о предпроектных разработках столичного правительства слышали, но о реальных масштабах грядущей реконструкции пока только догадываются.

Москвичи это быстро почувствуют, считает координатор лесной политики Всемирного фонда дикой природы Владимир Дмитриев. Во-первых, после вырубки леса нарушится температурный режим: леса, аккумулируя прохладу, сглаживают скачки температуры. Во-вторых, в районе даже без автотрасс ухудшится качество воздуха каждое взрослое дерево вырабатывает несколько тонн кислорода в год. Компенсационное озеленение в Подмосковье ситуацию не улучшит, так как расширение Лосиного Острова произойдет только на бумаге: леса Балашихинского спецлесхоза и так существуют! И вообще, компенсация вырубленных насаждений в другом субъекте федерации это что-то новое в экологической практике.

По мнению экологов, предполагаемое освоение Лосиного Острова серьезно скажется на микроклимате прилегающих жилых районов.

Наш лесхоз федеральная собственность, поэтому, как скажет Фрадков, так мы и сделаем, рассказал Известиям главный лесничий хозяйства Василий Коряткин. В этом можно найти даже плюсы: часть нашего леса, получившую высокий защитный статус национального парка, труднее будет вырубить. Желающих освоить леса как и в Москве, так и у нас хватает.

В Балашихинском спецлесхозе новость о возможной передаче части лесов Лосиного Острова восприняли философски.

Легкие столицы леса в радиусе 15 километров от МКАД в 1940 году были переданы правительством СССР Москве для сохранения экологического равновесия в регионе. В 1991 году эти земли перешли в ведение Мособласти. За последние 10 лет из 160 тысяч гектаров лесов ближнего Подмосковья как минимум 200 гектаров было застроено коттеджами.

Экологи требуют ввести мораторий на вырубку зеленого пояса Москвы

Эти земли единственный шанс расширить границы Москвы, на условиях анонимности прояснил Известиям позицию Подмосковья один из высокопоставленных чиновников Мособласти. Если Москве вернут контроль над ними, их просто застроят.

Лесные массивы в данный момент активно вырубаются, поэтому их надо вернуть столице, озвучила позицию столичных властей депутат Мосгордумы Вера Степаненко. В крайнем случае передать в ведение федеральных властей по аналогии Москвы-реки, которую контролируют федеральные структуры.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков: Ко мне обратился Лужков с беспокойством

Подмосковные леса может спасти только экстренная инвентаризация и мораторий на их вырубку, считает сопредседатель Союза общественных экологических организаций Москвы Андрей Фролов. Доверять их использование региональным властям как Москвы, так и Подмосковья недальновидно. Этим лесам надо дать особый защитный статус уникального природного объекта, как это было сделано с озером Байкал. Может быть, так удастся их спасти. Иначе Москва задохнется.

Заседание правительства 14 декабря 2006 года
После годового роста на 100% в ноябре цены на столичную недвижимость остановились, а на отдельные квартиры и вовсе поползли вниз - пусть еле заметно в абсолютных цифрах, но все же ощутимо. Передышка вряд ли окажется долгой: по прогнозам экспертов рынка, к весне цены на столичное жилье снова наберут обороты. Однако этим временем стоит воспользоваться для того, чтобы попробовать найти ответ на вопрос, который на фоне растущих цен кажется неуместным: а надо ли вообще продолжать строить жилье и офисы на территории столицы? Может быть, стоит попытаться сохранить остатки свободного пространства во дворах, парках и на пустырях и хотя бы на время поставить точку в процессе размножения квадратных метров (а с ними и численности населения Москвы)? И возможна ли такая постановка вопроса в столице динамично развивающегося крупного государства, да еще в XXI веке?

Ко мне накануне сегодняшнего заседания обратился Лужков с беспокойством, что Московская область, и в качестве примера привел Ленинградскую, что они претендуют на полномочия федерального центра с точки зрения распоряжения лесами, что может затронуть интересы крупных мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Как бы делить между городом и областью, в данном случае Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, мне казалось бы неправомерно, я так вот понял мэра Москвы. Вот я представляю, живя в Москве, что отдать все в Московскую область распоряжение лесами ну, это лишить Москву свежего воздуха как минимум!

Москва, в отличие от большинства других российских городов, развивается по Генерального плану. По крайней мере теоретически. Правда, на практике, как выяснилось на одном из последних заседаний столичного правительства, по некоторым позициям развитие города опережает план, по другим - отстает от него. Так, детских садов к 2006 году построено вдвое меньше, чем планировалось, а административных зданий для коммерческих арендаторов - вдвое больше.

Стройки должны взять тайм-аут?

Федеральное правительство, по сути, игнорирует свои обязанности перед Москвой, выполняющей столичные функции. Лишь недавно, после того как команда Спартак из-за дорожной пробки спустилась в полном составе в метро, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в проект бюджета Российской Федерации на 2007 год заложено 11 миллиардов рублей на дорожное строительство в Москве.

Один лишь этот пример свидетельствует о том, что, если власти не будут проводить жесткую и продуманную градостроительную политику, определяющими в развитии Москвы станут интересы бизнеса. Строительство офисов и квартир приносит ему сверхвысокие прибыли - и это не оставляет никаких шансов неприбыльным детским садам, школам и паркам.

Такая картина типична для всего города. По Генплану в Москве сейчас должно проживать 8,6 млн человек, а живет, по данным последней переписи, как минимум 10,4 млн, а с учетом мигрантов - и все 15 млн. Столица притягивает к себе новоселов со всей страны - и строительная отрасль охотно отзывается на эту потребность, как и на спрос самих москвичей, все новыми и новыми стройками. При этом Москва на глазах превращается в место с хроническими круглосуточными давками на дорогах и в метро и со ставшей уже привычной всеобщей нервозностью. Постоянная угроза энергетических аварий из-за дефицита мощностей и перегрузки сетей добавляет мрачных красок.

Правда, денег на прокладку новых линий московского метро в бюджете уже не нашлось. При этом метрополитен из-за недостаточности федерального финансирования отстает от планов на годы. Например, станция Строгино должна была открыться еще лет 15 назад - теперь открыть Строгино обещают в 2009 году. А в одноименном районе за последние 10 лет из-за интенсивной застройки территории численность населения выросла более чем в два раза, что привело к изнурительным пробкам на окрестных дорогах.

Назад к коммуналкам?

Напрашивается вывод: необходимо остановить строительный бум и сосредоточиться на приведении в порядок старых домов, замене коммуникаций и тому подобном. Но выполнению этого тезиса мешает целый список возможных последствий.

Во-вторых, возродится забытая многими проблема, когда в стенах одной квартиры живут несколько поколений семьи - а ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки нянчили правнуков, пока внуки учились в институтах, а их родители служили в учреждениях, а ночевать отправлялись на кухню. И все дружно они вставали в очередь на улучшение жилищных условий. Теперь, после вступления в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех москвичей, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного. По словам руководства департамента жилищной политики, нынешняя жилищная очередь представляет собой перевернутую пирамиду: сверху почти 200 тысяч семей старых очередников, среди которых многие уже давно обзавелись квартирами, но сохраняют старую прописку, а снизу - около 20 тысяч очередников новых. Отнимать у людей возможность купить жилье неразумно. Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников.

Не говоря о необходимости выполнения национального проекта Доступное жилье, ставить крест на новом строительстве по меньшей мере опрометчиво. Во-первых, высокий спрос на недвижимость при ее дефиците волей-неволей погонит цены ввысь, и квартиры окончательно станут недоступными как для приезжих, так и для самих москвичей. В результате процветающий сегодня рынок сожмется и деградирует, что породит негативные последствия для банков, инфраструктурных бизнесов, для работников отрасли (а сегодня каждый третий работающий москвич так или иначе связан со строительным делом). Ударит это и по бюджету города, который сегодня на треть пополняется из строительных источников. На какие деньги тогда перекладывать трубы и перестраивать ветхие дома, непонятно.

Москва будет жить по системе

Ни в одной развитой стране никому в голову не придет искусственно тормозить строительный бизнес - тем более это немыслимо в России с ее огромной территорией. Где же искать компромисс между необходимостью нового строительства и попытками решить нарастающие проблемы перенаселенности?

Единственный способ для того, чтобы обитатели растущего мегаполиса жили без лишних стрессов, - это системный подход в решении любых задач. В строительстве это особенно важно. Так, в Москве сегодня проходят масштабная инвентаризация промышленных предприятий, вывод на другие территории эффективных, но вредных производств, оптимизация слабых и закрытие тех, которые существуют лишь на бумаге, но занимают изрядные площади. Эта программа неизбежно приведет к высвобождению территорий, пригодных для застройки. Но без развития существующей дорожной сети, инженерных сетей, энергетических мощностей жители новых районов, а значит, и Москва в целом будут обречены на дополнительные трудности. И тогда с новой силой вспыхнут дискуссии на тему закрытия Москвы и зазвучат очередные упреки в адрес неугомонных строителей.

У любого большого города большие проблемы. И даже маленькие проблемки имеют привычку на глазах разрастаться до колоссальных масштабов. Аварийное веерное отключение электричества 25 мая прошлого года, когда из-за сбоя на одной локальной трансформаторной подстанции без света осталась почти четверть Москвы, остановились лифты, троллейбусы, водопровод, связь, наглядно это продемонстрировало.

Глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин:

Башенные краны и бетономешалки на колесах - это первое, что попадается на глаза, а демонизированный московский стройкомплекс - первое, что приходит на ум, когда горожане, намучившись в пробках, начинают испытывать острый приступ усталости друг от друга. Но Москва - не средневековый монастырь, который строится так, чтобы в нем было удобно только его обитателям, отгородившимся от мира - ничего лишнего. Нашему городу это несвойственно. Ведь, как считают искусствоведы, даже Московский Кремль в древности не был замком, но городом, в котором находили место и князь, и его челядь, и войско, и мастеровые, и пахари. Об объединении Москвы и Московской области вопрос пока не стоит, но эти два региона уже живут как сообщающиеся сосуды: для своего московского персонала крупные компании начинают строить бизнес-центры за МКАД, многие жители ближнего Подмосковья ездят на работу в столицу. Смена места жительства - из Москвы в область и наоборот - стала уже обычным делом. Это значит, что хотя бы благодаря здравомыслию граждан территория Московского региона начинает обживаться более эффективно.

В будущем году в Москве начнется строительство жилья на месте 14 промзон - на согласование вопросов по выводу грязных предприятий из столицы ушли годы. Чем застроят 3 с лишним гектара освободившейся земли? Где еще начнутся стройки? Пойдут ли ветхие девятиэтажки под снос вслед за хрущобами? Об этом Владимир Ресин рассказал обозревателю Города Дарье Быстровой.

В мегаполисе нельзя строить наобум

ответ: Доля города от коммерческой застройки уходит на строительство социального жилья для очередников, переселенцев из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, молодых семей и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, действительно, по объемам строительства мы опережаем Генплан примерно на год, в то время как инфраструктура развивается в рамках существующих норм. Таким образом, мы получили отставание по таким важнейшим для города показателям, как дорожное строительство, тепловые и энергосети, детские сады. Сейчас проводится актуализация Генплана по ликвидации перекосов и отставаний. И уже есть конкретные результаты. Например, в этом году был сделан мощный рывок в строительстве новых детских садов, дефицит которых ощущается в городе особенно остро. В начале года мэр Москвы поручил нам возвести 100 новых детских садов, в то время как в предыдущие годы в столице их не появлялось более 2 Это задание выполнено. В следующем году в городе также будет построено 100 детских садов, и проблема их дефицита будет решена.

вопрос: Судя по промежуточным итогам выполнения Генплана Москвы до 2020 года, в столице налицо перекос в сторону строительства коммерческого жилья и торгово-ресторанных площадей. Детсадов, школ, поликлиник, дорог и линий метро строится меньше, чем планировалось. Куда в таком случае уходят деньги - та самая доля города от коммерческой застройки? Как этот перекос исправить?

о: Действительно, сегодня самым сложным, на мой взгляд, вопросом остается подключение новостроек к энергосетям. И эту проблему надо срочно решать. Но наличие проблемы - не повод сидеть сложа руки или отказываться от необходимых для города проектов, таких как, в частности, Новое кольцо Москвы. Каждый новый проект в рамках этой программы, которой мы уделяем самое пристальное внимание, тщательным образом просчитывается, в том числе по объемам энергозатрат, надежности и безопасности.

в: В Евросоюзе отказались от массового строительства высоток, считая, что это очень энергозатратно и экономически невыгодно по многим другим показателям. В Москве энергодефицит также налицо. Будем ли мы как-то корректировать высотную программу Кольцо Москвы?

о: Напротив, нас часто упрекают в том, что строительство в Москве сопровождается многочисленными согласованиями, разрешениями, сбором необходимой документации. Если же какие-либо нарушения обнаруживаются, то нарушители наказываются быстро и со всей строгостью, вплоть до отзыва лицензии, аннулирования инвестиционного контракта, даже сноса незаконно построенного. Уверен, что все претензии Ростехнадзора будут удовлетворены компанией, ведущей строительство гостиницы Москва, безоговорочно.

в: Недавно при проверке работ на месте гостиницы Москва инспекторы Ростехнадзора не обнаружили разрешительных документов на строительство. Почему? Они еще не готовы? Часто ли в Москве строительные работы начинаются без всего пакета разрешительной документации?

о: Да, для строительства в Москве требуется большое число согласований и разрешений. Однако, как показал ваш предыдущий вопрос - это не ненужная бюрократия, а нормальный механизм контроля качества строительства. В мегаполисе нельзя строить наобум: слишком велика ответственность перед гражданами за их безопасность, за нормальные, достойные условия проживания. Кроме того, нельзя забывать и о нашей общей ответственности перед будущими поколениями. Какой город мы оставим нашим детям: удобный, комфортный, гордящийся памятниками истории и культуры, или бездумное скопище железобетонных коробок, в котором и жить-то будет небезопасно? Практика показывает, что без должного контроля строительство может вестись и в природоохранной зоне, и на месте снесенного исторического памятника. Ради погони за метрами, которые можно выставить на продажу, могут нарушаться все градостроительные нормы. Этого допускать нельзя. Причем просто наказывать за уже совершенные нарушения - это порочный путь, их нужно предотвращать. Профилактика проще и выгоднее хирургического вмешательства. Именно поэтому любое строительство в Москве должно пройти и геологическую, и инженерную, и экологическую экспертизу. Любая застройка должна вписываться в исторический контекст, чтобы не нарушать традиционно сложившийся облик города. Тех инвесторов, кто настроен серьезно работать в Москве, это не отпугивает, поскольку прибыль в сфере городского строительства выше, чем в других городах, в том числе в Европе. Процедуры согласования не любят те, кто хочет по-быстрому получить прибыль, не обременяя себя социальной и какой-либо другой ответственностью. Хотя надеюсь, что процесс получения согласований - не в ущерб тщательности - значительно упростится, когда в городе заработает система одного окна.

в: Тогда вопрос наоборот. Как вы считаете, процесс получения согласований на строительство в столице сильно забюрократизирован? Что можно сделать, чтобы годами не собирать бумаги?

в: Один из основных резервов для жилищной застройки - промзоны. Но их освоение почему-то идет очень медленно. Не хватает инвесторов или есть какие-то другие причины?

На месте Люберецких полей аэрации начнем возводить второй Марьинский парк

в: А где еще, кроме этих промзон, будете строить?

о: Сам процесс перебазирования или ликвидации предприятий - очень сложный: и юридически, и социально. Но сегодня практически готовы документы по 14 промзонам, которые занимают площадь почти в 3 тысячи гектаров - так что есть где строить.

в: Ходят слухи, что вслед за хрущевками под снос могут пойти панельные девяти- и двенадцатиэтажки...

о: К 2010 году закончим программу по сносимым сериям хрущевок. На месте Люберецких полей аэрации начнем строить второй Марьинский парк. В поселке Северный, где 35 гектаров занимают осадочные поля, начнутся работы - не дело, чтобы в европейской столице помойки были в черте города. За пределами МКАДа будет вестись строительство в Щербинке, Молжанинове, Кожухове.

Тоннель под Пушкинской площадью необходим

о: Целевой программы по сносу девяти- и двенадцатиэтажек нет. Хотя мы понимаем, что многие из них устарели, если не физически, то морально - очень уж они неудобные для жизни. Поэтому вопрос их сноса или реконструкции будет решаться индивидуально. Например, при комплексной реконструкции квартала какие-то из этих зданий могут быть снесены, какие-то надстроены, какие-то реконструированы.

о: Реконструкция самой загруженной в Москве Ленинградской трассы необходима городу. Были проведены серьезные исследования потоков движения автотранспорта, которые показали, что тоннель под Пушкинской площадью необходим, он позволит разгрузить существующий транспортный узел и сделать движение по магистрали бессветофорным. При этом привычный облик площади не изменится.

в: Как вы оцениваете проект большой Ленинградки - возможно ли было его воплотить без тоннелей под Пушкинской площадью?

о: Первый участок Четвертого кольца, связывающий Каширское и Варшавское шоссе с выходом на Нахимовский проспект, построен еще в 2002 году. Сейчас полным ходом идет проектирование участков трассы на северо-востоке и востоке города: от Открытого до Волгоградского шоссе. В ближайшие месяцы там начнутся работы.

в: Как идет строительство Четвертого кольца?

о: Сейчас в Москве заканчивается строительство Звенигородского проспекта. Дальше основные силы дорожных строителей будут задействованы на реконструкции Ленинградки и прокладке Четвертого кольца. Действительно, выделенных средств из федерального бюджета не хватает, но мы прорабатываем другие варианты поиска средств. Например, все работы по реконструкции большой Ленинградки ведутся за счет средств инвесторов без привлечения бюджетных денег. Если схема окажется удачной, она будет применяться при строительстве и реконструкции других транспортных магистралей.

в: Какие еще проекты дорожного строительства возможно реализовать в ближайшие годы? Хватит ли на них финансирования с учетом выделенных средств из федерального бюджета?

в: Как вы оцениваете уходящий 2006 год - для вас как главного строителя Москвы, он был удачен?

Проблему обманутых дольщиков, я уверен, мы окончательно решим в 2008 году

в: Какие основные проблемы возникли в уходящем году?

о: Скорее да, чем нет, хотя год был непростой. Все, что запланировано, мы делаем, но работать становится сложнее. Год от года увеличиваются объемы строительства, возрастает доля социального строительства, увеличивается и ответственность. В уходящем году непросто было налаживать процесс достройки домов для обманутых соинвесторов, решать проблему конфликта в Южном Бутове, организовывать строительство дополнительных детских садов... Много работы и за пределами столицы: только в Московской области строится около 2 млн кв. м жилья. Всего же столичные строители работают более чем в 65 регионах России и 11 странах зарубежья. Помимо жилья возводится вся необходимая инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники, магазины, дороги, инженерные коммуникации. Одновременно в городе строятся многие уникальные объекты, такие, как музей-заповедник Царицыно или Ледовый дворец на Ходынском поле.



Главная --> Публикации