Главная --> Публикации --> Пульс города. запад москвы бьет рекорды в застройке столичных территорий Москвичи готовы застроить всю россию Взгляд на уходящий год из окон загородных резиденций Госдума пустила земельные участки в расход Рынок складской и индустриальной недвижимости — 2006: складывать и умножать

По мнению председателя думской комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова, проблема требует самого пристального внимания. В распоряжение комиссии в последние месяцы поступает множество предложений от Комитета по реформированию городского хозяйства, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города. Парламентарии посвятили рассмотрению проблемы целый ряд заседаний и депутатских слушаний в стенах Думы. В обсуждении вопроса принимают самое активное участие, помимо законодателей, представители городских Департаментов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансов, жилищной политики и жилищного фонда, имущества, экономической политики и развития, Мосжилинспекции, префектур, Контрольно-счетной Палаты столицы.

Как известно, после Нового года на рынок обслуживания жилой недвижимости вместе с уже привычными ДЕЗами должны выйти частные управляющие компании, которых сейчас единицы. Затем до 1 июля 2007 года столице предстоит провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых до 1 января 2007 года не выбрали способ управления домами. Напомним, что сегодня в столице более 80 процентов квартир находится в собственности граждан.

Кардинальные изменения в жилищном законодательстве ведут к необходимости выработки новой системы управления многоквартирными домами, которая должна учитывать и ранее приобретенный положительный опыт, и выявленные недостатки.

Что лучше: старый ДЕЗ или коммерсанты от ЖКХ?

В целях реализации положений Жилищного кодекса РФ, обеспечения единообразного подхода к организации системы управления многоквартирными домами в Москве действует временное положение, целью которого является обеспечение условий для управления многоквартирными домами в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, а также прав граждан на участие в этом процессе.

Новым Жилищным кодексом РФ собственникам помещений в многоквартирных домах предоставлены широкие права не только по выбору на общем собрании способа управления многоквартирным домом, но и по отбору организаций, управляющих многоквартирными домами, а также по установлению размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Председатель Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы Наиль Гайнутдинов среди основных вопросов, которые существуют в развитии управления жилой недвижимостью, называет неразвитую конкуренцию на рынке управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства, рост тарифов и цен на услуги в ЖКХ, отсутствие проработанных договорных отношений между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющими организациями.

Исполнительная власть города направила в Думу предложения по внесению изменений в действующее федеральное законодательство, а также в нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами.

По словам начальника Управления координации по управлению многоквартирными домами и паспортизации жилищного фонда Виталия Акимкина, в прежние годы в системе ЖКХ заказчиком жилищно-коммунальных услуг всегда выступал город в лице органов исполнительной власти, Дирекции единого заказчика. От этой системы был отстранен житель - собственник помещения. Теперь Жилищный кодекс требует поставить на первое место жителя-собственника, сделать его клиентом, заказчиком на рынке жилищно-коммунальных услуг, который сам будет диктовать условия.

Принятие нового Жилищного кодекса РФ требует изменения приоритетов и подходов к реформированию системы управления жилищным хозяйством города. Центр ответственности переместится от органов исполнительной власти и централизованного администрирования на собственников жилых многоквартирных домов. При этом город будет являться одним из многих собственников, принимающих решение на общем собрании о судьбе недвижимого имущества в многоквартирном доме, о расходах на его содержание и капитальный ремонт.

Кстати, в нынешнем году в Москве проведено уже более 1000 собраний жильцов многоквартирных домов, связанных с выбором формы управления домом и управляющей компании. Всего же, начиная с 2000 года, состоялось более 8000 собраний, на которых были приняты решения о создании 1700 товариществ собственников жилья или других способах управления.

В префектурах административных округов сформированы планы по оказанию помощи жителям, налаживается сотрудничество с инициативными группами жильцов по выбору способов управления. Эти группы проводят методические встречи с органами власти, обсуждают возникающие вопросы, обучаются на специально организованных для них курсах основам управления многоквартирными домами. Прошедшие обучение получают соответствующие сертификаты, которые дают им возможность становиться председателями ТСЖ или даже вступать на рынок жилищно-коммунальных услуг в качестве субъектов малого предпринимательства.

Однако, по мнению депутата МГД Сергея Митрохина, реализация положений Жилищного кодекса РФ, в частности, по созданию условий для выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления своими домами и оформления собственности на земельные участки, ведется в столице неудовлетворительно. Так, до сих пор не приняты распорядительные документы, предусмотренные постановлением Правительства Москвы Об организации управления многоквартирным домом в городе Москве от 17 января 2006 года, например, форма примерного договора управления многоквартирным домом, критерии деятельности управляющих организаций, порядок передачи многоквартирных домов от ГУП Дирекция единого заказчика иной управляющей компании и другие. Он также обращает внимание на отсутствие порядка предоставления членам инициативных групп сведений о собственниках помещений в многоквартирных домах и описи общего имущества в домах, необходимой для проведения общих собраний собственников по выбору способа управления домом.

Как известно, Жилищным кодексом РФ предусмотрены три способа управления: когда домом управляют непосредственно сами жильцы; когда жильцы создают товарищество собственников жилья, на которое возлагается управление домом; когда управление доверяется управляющей компании.

Кто виноват и что делать?

Нужно также определиться с вопросами оформления прав собственности на придомовые земельные участки, ускорить работу по межеванию жилых кварталов и оформлению земельных участков, установить четкий перечень документов и процедуру, которые позволят собственникам помещений зарегистрировать право собственности на землю.

Так, согласно Жилищному кодексу, все собственники жилых помещений являются совладельцами общего имущества дома, в том числе земельного участка, но более это автоматическое право ничем не подкреплено - на практике земельные участки действительно считаются собственностью граждан, только когда они документально оформлены и зарегистрированы в государственном реестре. К тому же, по словам чиновника, законодатели не определили, как быть в ситуации, когда не все собственники помещений в многоквартирных домах захотят стать собственниками придомового земельного участка.

Как считает начальник управления Департамента земельных ресурсов Москвы Игорь Шустов, основные проблемы возникают из-за правовых аспектов, в том числе из-за противоречивости федерального законодательства.

- Исполнительная власть поручила разработать целый ряд документов: таких, как примерный договор, критерии оценки, порядок ведения реестра, и других. Практически все они разработаны и оформлены в виде распорядительных документов Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города.

Вот что говорит Михаил Рыбальченко, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

Надо признать, работа эта ведется достаточно интенсивно. В некоторых административных округах (Южный, Юго-Западный, Юго-восточный), по информации чиновника, прошло уже более половины собраний. Во многих районах жители уже выбрали способ управления. Подготовлен типовой договор, который могут использовать управляющие компании и инициативные группы для заключения непосредственно между собственниками жилых помещений и управляющими компаниями. Такие договоры раздаются инициативным группам в округах.

Параллельно с этим проводится целый ряд выездных совещаний, связанных с организацией проведения собраний по выбору способа управления жилыми домами. Центр реформ ЖКХ, функционирующий при нашем Департаменте, - говорит Михаил Рыбальченко, - оказывает консультационную помощь инициативным группам собственников жилых помещений, которые организуют эту работу.

Основной проблемой представители исполнительной власти дружно называют неготовность населения к новым условиям. При этом следует признать их откровенную самокритичность: они винят в этом в том числе и себя, допустивших недоработку по заблаговременному и полному информированию москвичей. Не случайно в ходе заседаний думских комиссий, посвященных данной проблеме, неоднократно повторялось весьма точное образное выражение: большой информационный голод.

Однако, как сообщил заместитель начальника управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Владислав Иванов, в Департамент в массовом порядке поступают от населения жалобы, в первую очередь на то, как проводятся собрания собственников в многоквартирных домах.

Мифы и правда об управляющих компаниях

Наконец, Владислав Иванов обозначил и еще одну, не менее серьезную проблему, возникшую в связи с необходимостью разграничения нежилых помещений в многоквартирном доме. Какие помещения относятся к общему имуществу, какие - к собственности города или того или иного юридического или физического лица? Из-за того, что нередко эти помещения попросту не оформлены в собственность, невозможно установить их принадлежность. Между тем, по его мнению, в федеральном законодательстве об определении состава общего имущества говорится двояко: он может определяться как по решению общего собрания собственников, так и органами власти одновременно. Совпадут ли решения по этому вопросу собственников и органов власти? Большой вопрос. Между тем, учитывая стоимость нежилых помещений в Москве, сегодня эта проблема становится камнем преткновения уже в судебных конфликтах между различными сторонами собственников.

Депутата Сергея Никитина обеспокоила весьма серьезная, на его взгляд, проблема навязывания Управами жителям многоквартирных домов практики проведения собраний в форме заочных голосований, используя при этом не существующие в реальности инициативные группы собственников из числа жильцов. Получается, что Управы инициируют подлог, организуя кампанию по ускорению процесса передачи многоквартирного дома в управление жильцов? - задается вопросом депутат.

Депутата Степана Орлова интересовало в ходе дискуссий решение злободневной проблемы: депутаты городской Думы и представители общественных организаций неоднократно выступали с инициативой проведения Правительством Москвы добровольной аккредитации или сертификации управляющих компаний. Дело в том, поясняет он, что в Думу обращаются жители города, информируют о готовности провести собрание, однако не знают, где получить список тех управляющих компаний, которые прошли проверку исполнительной власти. Михаил Рыбальченко, отвечая депутату, согласился с тем, что добровольная аккредитация необходима и пообещал в самое ближайшее время подготовить необходимые конкретные предложения по данному вопросу.

В принципе, полагают представители исполнительной власти, город может инициировать собрания жителей, но при этом счетная комиссия в любом случае должна состоять из собственников. Если окажется, что протокол содержит нарушения, город должен признать такое собрание нелегитимным.

По словам Михаила Рыбальченко, организацией подобных собраний, действительно, может заниматься инициативная группа, однако занимающаяся этим Управа уже нарушает закон.

В ходе дискуссии депутат Мосгордумы Михаил Буянов, указывая на положение о том, что собственники соответствующих субъектов могут нести расходы по содержанию и ремонту жилищного фонда в виде частичного возмещения расходов управляющих компаний, задал вполне логичный и закономерный вопрос: будут ли в таком случае частные управляющие компании ремонтировать за свой счет чужую собственность?

Вот как обрисовывает сегодняшнюю ситуацию руководитель Центра реформ в ЖКХ Ирина Шрамко: Мы переходим к новой системе управления, требующей профессионального подхода. Наверное, через какое-то время в этой сфере будут доминировать частные организации. Городу предстоит выработать наиболее эффективную схему взаимодействия управляющей компании и собственников. ТСЖ и управляющая профессиональная организация, на взгляд Ирины Шрамко, - самая перспективная цепочка взаимоотношений, которая может в перспективе стать преобладающей. В этой связи можно пожелать, чтобы семь тысяч домовых комитетов, функционирующих сегодня в мегаполисе как начальный этап самоуправления, могли расти и развиваться.

По мнению же председателя МГД Владимира Платонова, ТСЖ - это пока единственная форма, которая защищает жильцов многоквартирных домов, позволяет им действительно влиять на ситуацию в их домах и подъездах.

По словам Михаила Рыбальченко, согласно действующим в настоящее время нормативным документам, за содержание имущества должны нести бремя ответственности собственники. Житель несет ответственность за свою квартиру, город - за городскую (муниципальную) квартиру, в которой проживает наниматель.

Михаил Буянов убежден в необходимости разработки программы информирования населения в данном аспекте, особенно в вопросе создания управляющих компаний, развитого рынка которых сегодня, увы, в городе нет. Сергей Никитин дополнил коллегу предложением размещать на официальном сайте Правительства города, а также на сайтах префектур соответствующие методические материалы, которые помогали бы людям ориентироваться во многих вопросах.

Говоря о программе капитального ремонта жилищного фонда на 2007 - 2009 годы, которая рассматривалась недавно правительством города на одном из заседаний, депутат Валерий Скобинов справедливо заметил, что на сегодняшний день, к сожалению, нет универсальной системы взимания с собственника платы за проведение капитального ремонта. Где и как будет аккумулироваться плата? Как будет выстраиваться цепочка взаимоотношений между теми деньгами, которые на капитальный ремонт будет выделять собственник жилого помещения, и теми средствами, которые будет выделять на это город, бюджет? Вопросов немало, и они пока остаются без ответов.

Многие участники слушаний, посвященных проблеме, сходятся во мнении, что реализация положений ЖК РФ затруднительна из-за отсутствия законодательного и нормативного урегулирования вопросов, связанных с проведением органами исполнительной власти открытых конкурсов по отбору управляющих организаций; готовности граждан принимать решение по поводу способа управления своим жильем; требований к управляющим организациям, позволяющим обеспечить безопасное управление жилищным фондом.

Жильцы всех домов, объединяйтесь!

В таком случае было бы предпочтительно использовать формы заочного голосования. Москва как субъект РФ могла бы разработать и принять соответствующий правовой акт. В данном документе было бы целесообразно определить порядок объявления проведении голосования, правила оформления и представления опросного листа, порядок подсчета голосов и объявления результатов голосования, сроки хранения опросной документации.

У большинства населения Москвы нет надлежащего опыта в осуществлении эффективного управления своим жильем. Значительное число правовых вопросов по содержанию многоквартирного дома должно решаться в ходе собрания жителей. Однако, несмотря на всю важность этого процесса, собственники помещений часто попросту игнорируют приглашения на собрания.

Москве необходимо продолжать работу над изменением федерального законодательства, - говорит Владимир Платонов, - Я считаю, что надо четко прописать процедуру проведения собраний, чтобы их решения не оспаривались позже в судебном порядке. Например, если на первое собрание не явилось 50 процентов плюс один, то второе собрание можно проводить с пониженным кворумом. Похожая процедура существует в избирательном праве, когда избирают президента, мэра, депутатов. С точки зрения председателя Думы, если жильцы дома не являются на собрание, значит, таким образом, они показывают, что им безразлично решение большинства.

По мнению же председателя МГД Владимира Платонова, реализация тех норм, которые сейчас предусмотрены федеральным законодательством, пока не представляется возможной. Понадобится время для того, чтобы предоставить максимальную возможность гражданам определиться самим. Субъекты Федерации должны определить самостоятельно, когда должны стартовать конкурсы по управляющим компаниям для тех домов, которые не определились с формой управления.

В свою очередь депутат Сергей Никитин полагает, что в процессе изменения формы управления многоквартирным домом оказались забыты территориальные органы самоуправления, которые существуют сегодня в Москве. На его взгляд, было бы также целесообразно узаконить и такую форму управления многоквартирным домом, как управление с участием государственных унитарных предприятий, например, тех же ДЭЗов.

Еще одно предложение, которое активно обсуждалось в городской Думе, касается вопроса по обязательности финансовых гарантий. Речь идет о банковской гарантии возмещения убытков или страхования гражданской ответственности. По мнению депутата МГД Валерия Скобинова, в этом аспекте наблюдается сейчас конфликтная ситуация между властями и населением. Депутат Михаил Буянов в свою очередь указал на целесообразность создания порядка передачи технической и бухгалтерской документации управляющим компаниям.

Грозит ли городу поток судебных исков?

Однако Владимир Платонов склонен считать, что должна иметь место и коммерческая составляющая. У ГУПов надо отобрать те государственные функции, которые они пока еще выполняют. Они должны стать хозяйствующими субъектами, лишь в этом случае они будут бороться за то, чтобы не просто получать деньги и умело их распределять, а за то, чтобы за эти деньги делать работу.

По мнению Ирины Шрамко, для работы частных управляющих организаций, вступающих сегодня в целую череду судебных исков, связанных с конфликтными ситуациями между жильцами и властями, катастрофически не хватает многих необходимых нормативных документов. В городе сегодня 144 частные управляющие организации, говорит она. Увы, управляющая организация является таковой по одному признаку: что она управляет домом. Нет лицензирования управления, и в этой ситуации возникает важнейший вопрос, связанный с сертификацией и отбором управляющих компаний.

Крайнюю озабоченность высказала в ходе рассмотрения вопроса на заседании думской комиссии депутат МГД Людмила Стебенкова, затронувшая распространенную в городе проблему незаконных регистраций ТСЖ. Речь идет о том, что часть собственников квартир часто не согласны с тем, как ведет себя созданное другими собственниками в том же доме товарищество собственников жилья, и пытается его распустить. В результате конфликта создается второе, как бы дублирующее, ТСЖ. Таким образом, по мнению депутата, необходим особый порядок регистрации ТСЖ, а также контроль за тем, чтобы в реальности не существовало два ТСЖ в одном жилом доме.

Москва не готова к новым условиям

А самым спорным вопросом, по мнению Ирины Шрамко, могут стать такие объекты общего имущества, относящиеся к собственникам, как нежилые помещения.

Совершенно очевидно, говорит он, что необходим перенос сроков введения в действие положений Жилищного кодекса РФ, касающихся организации управления многоквартирными домами. Спешить не стоит. Процесс должен быть продуманным и основательным.

Председатель Думы Владимир Платонов полагает, что город пока не готов к реализации требований ЖК в данной области: не сложился рынок управляющих компаний, не информировано в достаточной степени обо всех нюансах вопроса население мегаполиса. Есть немало других проблем, в том числе законодательного и нормативного регулирования моментов, связанных с проведением открытых конкурсов по отбору управляющих организаций.

Безусловно, сегодня необходимо участие в решении столь глобальной задачи представителей ТСЖ, ЖК, ЖСК, домовых комитетов, управляющих организаций, дирекций единого заказчика, префектур административных округов и Управ районов.

Кроме того, по его мнению, следует создать совместную с исполнительной властью рабочую группу депутатов, которая займется подготовкой городского закона, регулирующего процесс в данной сфере.

Наконец, законодательно не определены требования к управляющим организациям, отсутствуют механизмы долгосрочного накопления средств собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов. Отсутствие налоговых льгот для ТСЖ и ЖСК, управляющих многоквартирными домами, делает непривлекательным для жителей организацию данных объединений.

К сожалению, отмечают законодатели, в городе пока отсутствует практический механизм передачи земельных участков в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирных домах. Кроме того, не установлен порядок предоставления бюджетных средств на содержание и ремонт (включая капитальный) многоквартирных домов при передаче их в управление организациям различных организационно-правовых форм, а также при выборе непосредственного способа управления.

И все же в Думе не теряют оптимизма и предпринимают практические шаги, показывая наглядный пример другим регионам страны. Депутаты решили обратиться к руководству города с предложением создать механизм добровольной аккредитации управляющих компаний. Кроме того, в целях защиты прав москвичей и россиян в жилищной сфере, Дума выступила недавно с законодательной инициативой о продлении собственникам срока выбора способа управления многоквартирным домом. На рассмотрение Госдумы был внесен проект федерального закона О внесении изменений в статью 18 Федерального закона О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Данные изменения касаются установления предельного срока выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом. По мнению Мосгордумы, целесообразно, чтобы срок выбора способа управления определялся законом субъекта РФ. Предлагаемая редакция статьи 18 Федерального закона позволила бы, по мнению Владимира Платонова, субъектам РФ самостоятельно, с учетом своих особенностей, устанавливать предельный срок выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления.

Что в ближайшей перспективе?

Наконец, в ближайшей перспективе, при непосредственном участии столичных парламентариев, в Москве будет разработана городская программа по информированию населения в данной области, а также начата разработка закона города, призванного решить задачу по организации управления многоквартирными домами. Москве предстоит поэтапная реорганизация городских структур комплекса ЖКХ, создание конкурентных условий для всех участников на рынке жилищно-коммунальных услуг.
О том, что рынок московской коммерческой недвижимости развивается неслыханными темпами, говорят не только специалисты об этом кричат улицы города!

Инициатива столичных законодателей, по всей видимости, не осталась незамеченной. 22 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, продлевающий срок выбора способа управления многоквартирным домом с 1 января 2007 года до 1 января 2008 года. Федеральные законотворцы не могли не согласиться с Москвой, что необходимость изменения срока вызвана недостаточностью информированности граждан в вопросах управления многоквартирным домом.

Активно строятся гигантские объекты торговой и офисной недвижимости. За пределами столицы, вдоль центральных автотрасс растут просторные складские комплексы и рассчитанные на тугой кошелек спортивные сооружения Может ли простой смертный (обычный человек, физическое лицо), обладающий определенным капиталом, стать участником подобного проекта? Или замахнуться на это по силам только крупным профессиональным игрокам, обладающим нехилым административным ресурсом?

Ювелиру каждый сдаст!

По наблюдению Элины Заниной, заместителя директора управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании МИЭЛЬ-Недвижимость, основные частные инвестиции нынче приходятся на небольшие площади либо на помещения в так называемых встроенно-пристроенных частях зданий. Вписаться в крупный офисный или торговый центр непросто: для них разрабатывается концепция развития проекта еще до начала строительства, и эта концепция касается, в том числе, и привлечения арендаторов. Поэтому вариант продажи площадей маловероятен.

В агентствах недвижимости утверждают: коммерческую недвижимость сегодня может купить как организация, так и гражданин. При этом их права на приобретенные площади будут одинаковы. Процедуры оформления такой покупки тоже практически не отличаются. Отличаются лишь пакеты необходимых документов.

Офисные центры чаще соглашаются продавать площади. Специалисты советуют покупателям иметь дело с офисными центрами, если они спроектированы по коридорному либо блочному типу. Тогда можно выкупать квадратные метры отдельными секциями, избегая тесного общения с соседями.

Если же возможность купить площадь все-таки есть, то гораздо лучше это сделать на этапе инвестирования в объект. То есть нужно сначала приобрести помещение, а уже потом (по согласованию с управляющей компанией) размещать там все, что угодно, либо сдавать помещение в аренду. Самые выгодные арендаторы сегодня ювелирные магазины. Они занимают небольшие площади и при этом отчисляют самые внушительные суммы за занимаемые помещения.

Метр, ты почем?

Больше шансов совершить такую покупку, если речь идет о встроенно-пристроенных помещениях или первых нежилых этажах жилого дома.

Средняя цена метра во встроенно-пристроенных помещениях $470 Цена аренды около $680 в год за метр.

Для торговых площадей средняя цена метра составляет порядка $3700 при ставке аренды от $700 (на окраинах) до $2500 в центре за метр в год.

Какое лицо приятнее?

Средняя цена квадратного метра офисной недвижимости составляет $300 В центрах класса А она варьируется от $4200 до $7000, класса В от $3400 до $450 Арендная ставка по бизнес-центру класса А составляет $600 750, по классу В $460 580, классу С $330 450 в год за метр.

Другая распространенная схема ухода от неудобных налоговых схем частное лицо покупает бизнес, на балансе которого находится помещение. Причем балансовая и рыночная стоимости могут различаться, что влияет на размер налоговых отчислений со стороны приобретателя.

Ведущий аналитик консалтинговой компании Russian Research Group Антон Коротаев обращает внимание на некоторые сложности, связанные с налоговыми отчислениями. Если арендатор имеет дело с арендодателем-частным лицом, то его налоговые издержки повышаются. Иногда для оптимизации налоговых схем частное лицо регистрируется в качестве индивидуального частного предпринимателя. Отчасти это решает проблему, но и в этом случае дополнительных расходов арендатору не избежать. Поэтому компании-арендаторы более охотно работают с юридическими, а не физическими лицами, это снижает их общие риски, касающиеся именно уплаты налогов.

Можно ли купить коммерческую недвижимость, используя ипотечное кредитование? В Городском ипотечном банке говорят, что крупных банковских программ кредитования физических лиц на покупку или под залог объектов коммерческой недвижимости (по аналогии с жилищным кредитованием) пока мало. Если не сказать, что их почти нет. Это связано с вопросом формирования долгосрочной и недорогой ресурсной базы: технологии рефинансирования и секьюризации все еще распространяются лишь на жилищные кредиты. Например, предлагаемые сегодня на рынке ставки в 12 16 процентов в валюте все-таки высоковаты для долгосрочных проектов.

Ипотека в зародыше

А в компании МИЭЛЬ-Недвижимость говорят о том, что уже сегодня такой ипотечный кредит получить можно.

Спрос на кредитование коммерческих объектов, как уверяют в Городском ипотечном банке, большой, а в потенциале так просто огромный. Это касается и кредитования физических лиц, испытывающих интерес к помещениям на первых этажах, которые годятся для открытия офисов и предприятий торговли. В банке прогнозируют это направление как весьма перспективное.

Вэтом году в Йошкар-Оле открылся Ледовый дворец Марий Эл. Строительство самого крупного спортсооружения республики началось в 2003 году. В помещениях дворца одновременно могут расположиться шесть хоккейных команд, что позволяет проводить турниры российского и международного уровня. Его общая площадь 10,7 тыс. кв. м, из них ледовая арена занимает 2,3 тыс. кв. м. По словам главы республики Леонида Маркелова, сооружение ледового дворца стало реализацией самой масштабной социальной программы 2006 года. В нее же входит реконструкция крытого катка на йошкаролинском стадионе Дружба открытие обновленной ледовой арены намечено на канун нового 2007 года.

Еще три пять лет назад в крупных городах Поволжья имелись лишь обветшалые спортивные комплексы с ледовыми площадками, построенные 40 лет назад. Но в последнее время лед тронулся, а еще лет через пять региональным властям и местному бизнесу станет просто неприлично не иметь современных комфортабельных арен для зимних видов спорта.

От шопинга до зала суда

Но возведение ледового дворца в Йошкар-Оле можно считать исключительным событием не только для спортсменов и зрителей Марий Эл. Строительство такого солидного спортивно-зрелищного объекта явление для нашего макрорегиона вообще нетипичное.

Дворец намного расширился: появился зал разминки спортсменов и тренажерный, комментаторские кабинки, помещения для билетных касс и музея спорта Республики Татарстан. Было пристроено здание второго ледового катка площадью 6,1 тыс. кв. м с раздевалками, отдельным спортзалом. И теперь ДС в Казани имеет две ледовые площадки с трибунами на 3,8 тыс. и 1,1 тыс. мест, 17 раздевалок, кафе, пресс-центр Словом, после реконструкции в этом современном спортивно-зрелищном комплексе абсолютно невозможно было узнать бывшее типовое сооружение одно из тех десяти, что были построены в 1966−67 годах в честь 50−летия Октябрьской революции в разных городах страны. Здесь проходят как соревнования международного уровня среди профессиональных спортсменов, так и состязания детей и подростков, например, первен-ство по хоккею Приволжского федерального округа (ПФО) среди юношей 1991 года рождения.

Подобное яркое событие случилось еще лишь в Казани, где в 19982000 годах прошла масштабная реконструкция Дворца спорта (ДС), построенного в 1966 году.

Во дворце не забывают, конечно, его главную спортивную функцию: на ледовой арене проходят выступления фигуристов местного уровня. Соревнования областного и иногда российского масштаба здесь проводить можно, так как наши спортсмены неприхотливы. Но кроме льда здесь для них ничего нет, говорит Юрий Круглов. Ни удобных раздевалок, ни комнат отдыха, залов для тренировок и другой инфраструктуры.

Куда меньше повезло другим собратьям из той десятки дворцов, что были построены 40 лет назад. В Нижнем Новгороде Нагорный Дворец спорта, рассчитанный на четыре тысячи зрителей, брат казанского по архитектуре и технологическим решениям является собственностью областной организации профсоюзов (облсовпрофа). Спортсмены и зрители не помнят, когда он реконструировался или хотя бы обновлял интерьеры. Но весь Нижний хорошо знает, что Нагорный ДС центр шопинга: в его помещениях уже более 10 лет находятся различные магазинчики и лавки. Видимо, они приносят неплохой доход, как считает директор департамента по физкультуре и спорту администрации города Юрий Круглов, иначе облсовпроф не держался бы так упорно за эту необихоженную собственность и не отказывался бы передать ее муниципалитету.

В итоге непрезентабельное внутри и снаружи здание осталось в прежних руках и в прежнем удручающем состоянии. Единственный в городе с населением больше миллиона человек крытый каток едва-едва успевает служить, можно сказать, только скромным потребностям местных спортсменов хоккеистов и фигуристов.

Похожими наблюдениями делятся и спортсмены, которым приходится тренироваться и выступать во Дворце спорта в Самаре (еще одном из семейства той самой десятки сорокалетних ДС). Но бытовые неудобства, обветшалые интерьеры от фойе до зала, плохое качества льда ушли было на второй план, когда руководство ДС и его владельцы в лице горадминистрации погрузились почти в трехлетние судебные тяжбы. Хозяева в одностороннем порядке пожелали выселить жильцов спортклуб ЦСК ВВС, а затем передать собственность (стоимостью не менее 600 млн руб.) в ОАО Форвард. В уставный капитал этого общества одна из структур самар-ского холдинга RВЕ внесла три миллиона рублей, а муниципалитет имущество в виде здания Дворца спорта. Узнав о приватизации объекта, военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа (ЦСК ВВС входит в систему Минобороны РФ) подала в арбитражный суд иск к администрации Самары. Минуло не одно заседание суда, пока, наконец, приватизация ДС площадью 12,7 тыс. кв. м окончательно не была признана незаконной и в пользу арендатора-спортклуба был решен вопрос о земельном участке, на котором расположен дворец.

Самарский Дворец спорта стал яблоком раздора между ЦСК ВВС и муниципальной властью

До Тампере как до Луны

Горьковский автозавод к таким тратам оказался не готов, а руководство области остановилось на другом варианте действий: в Сормовском районе рядом со стадионом Труд решено построить новый ледовый дворец на восемь тысяч зрителей. Стоимость проекта и инвесторы пока не определены, зато решено в будущем автозаводскую арену отдать для тренировок детских и юношеских команд, сообщил Селенков. Пока же на старом стадионе реконструируются раздевалки, меняется на более мощную система освещения, куплена импортная льдоуборочная машина.

Кроме братьев-близнецов, родившихся 40 лет назад, в регионах Поволжья есть и другие Дворцы спорта с ледовыми аренами. Их родословная и форма собственности накладывают отпечаток на нынешнее существование. В Нижнем Новгороде, например, имеется Автозаводский Дворец спорта имени Виктора Коноваленко, известный как основная база хоккейной команды Торпедо (принадлежит ГАЗу и входит в высшую лигу). Директор стадиона Евгений Селенков сообщил, что на этой ледовой арене хотели проводить более зрелищные и прибыльные соревнования хоккейной суперлиги, но 4,2 тыс. мест в зале по правилам недостаточно для организации матчей такого уровня. Чтобы увеличить их число до необходимых пяти тысяч, требуется не меньше 100 млн рублей.

Даже если добавить к возможностям ледовой арены Труда 30 дворовых хоккейных коробок, которые должны быть построены в этом году в разных районах города (из бюджета на них выделено 125 млн рублей), то в Нижнем лишь слегка залатают дыры в материальном обеспечении физкультуры и любительского спорта. Главный спортивный чиновник города Юрий Круглов признает, что для города с населением почти в полтора миллиона человек всего этого ничтожно мало. Он приводит сравнение: в Тампере (финском городе-партнере Нижнего) на 190 тыс. человек (это один район Нижнего) приходится шесть ледовых дворцов спорта и семь открытых стадионов. Если о таких масштабах ни в Нижнем, ни в Самаре даже не мечтают, то для Казани они не столь утопичны.

И это не единственная новая волна в развитии материальной спортивной базы Нижнего Новгорода. В Автозаводском районе начинают строить площадку с искусственным льдом для занятий детско-юношеской спортшколы (ДЮСШ). Стоимость этого локального проекта оценивается в 140 160 млн рублей. А на стадионе Труд, где два года назад построили арену с искусственным льдом, по словам Юрия Круглова, в 2007 году начнется строительство крыши для продления сезона на два три месяца. Особенность этого стадиона в том, что он предназначен не только для занятий спортсекций, но главным образом для массового катания детей и взрослых.

Казанская Татнефть Арена размерами и комфортом похожа на дворец спорта в Гамбурге

Нефтяники на льду

У ледовой пирамиды Татнефти есть своя вершина. Это Казанский ледовый дворец спорта Татнефть Арена общей площадью почти 30 тыс. кв м. В основу проекта положен образ Дворца спорта в Гамбурге. Общая площадь его казанского брата 5,5 га. Он открылся в августе 2005 года. Основная арена комплекса рассчитана на посещение 10 тыс. зрителей (для проведения концертов и шоу ледовая арена трансформируется в зрительный зал на 1,1 тыс. мест). Для подготовки ледового покрытия на основной и тренировочной аренах были смонтированы две современные компрессорные станции, которые круглый год обеспечивают необходимую температуру льда.

К ледовым дворцам начинает проявлять интерес крупный российский бизнес. Например, НК Татнефть. Эта компания в рамках реализации корпоративной программы уже построила в Татарстане 22 ледовых дворца: в Казани, Альметьевске, Бугульме, Набережных Челнах, Елабуге и других городах. Сейчас строится ДС в Нурлате. Проектная стоимость объекта такого класса оценивается в пределах 135 млн рублей. В этом городке появятся все условия для круглогодичных занятий хоккеем и фигурным катанием. В городах местах дислокации подразделений Татнефти каждую зиму строятся десятки хоккейных кортов для юных хоккеистов. Ребята из дворовых команд обеспечены амуницией и инвентарем: только в этом году компания выделила для этого почти 5,7 млн рублей, еще 5,3 млн рублей предназначены для оплаты труда тренеров и заливщиков льда.

Парное катание

Компанией-организатором строительства казанского дворца является ОАО ЛДС -100 Стоимость сооружения ДС составила 1 млрд 600 млн рублей. Инвестором выступил банк Зенит. В 2005 году Татнефть приобрела 100% акций ЛДС-1000 за 2,1 млрд рублей и, таким образом, стала официальным владельцем уникального Дворца спорта. А генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов уже не один год является президентом федерации хоккея Татарстана и клуба Ак Барс.

Удалось найти лишь номер два в этом потенциальном списке бизнес-структур, готовых к инвестициям в лед. Владелец Волгабурмаша, сенатор от Самарской области Андрей Ищук объявлял о стремлении построить рядом со спорткомплексом МТЛ Арена (структура холдинга Волгабурмаш) ледовую арену. Однако возникли проблемы с отводом земли, и пыл компании несколько угас.

Правда, вслед за Татнефтью в регионах ПФО крупный бизнес пока не встает в очередь, чтобы построить нечто спортивное, полезное для общества и не без выгоды для себя.

Распоряжение правительства РФ о строительстве Парламентского центра, куда переедут Госдума и Совет Федерации, на территории, ограниченной улицами Дружинниковской, Заморенова, Конюшковской и Родчельской, было принято 26 августа 2006 года. Но жители Пресненского района узнали об этих планах раньше: еще в начале весны управделами президента Владимир Кожин обмолвился, что центр общей площадью более 200 тысяч кв. м построят прямо за Домом правительства, то есть на месте стадиона. Такая перспектива сразу не понравилась местным жителям, которые провели несколько акций протеста.

Есть еще одно заинтересованное в строительстве катков лицо. Это государство. Глава Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов добился утверждения на государственном уровне и реализации федеральной целевой программы строительства в 2004−2015 годах 400 современных спорткомплексов (ледовый дворец в Йошкар-Оле первенец этой программы). Однако уповать на то, что 100−процентная реализация этой программы насытит Поволжье спортивным льдом, было бы наивно. Более реалистичным представляется распространение опыта Тат-нефти различными способами (наверное, в России найдутся подобные ей компании). Замечательно, если бизнес-структуры будут соперничать друг с другом не только по капитализации активов, но и по вкладу в социальное (в том числе спортивное и физкультурное) развитие мест своего присутствия. Настроить их на эту волну возможно, предложив на законном уровне некие бонусы государству будет куда экономнее, чем нести только на своих плечах хотя бы один ледовый груз, не говоря о прочих спортивных грузах бассейнах, теннисных кортах, легкоатлетических манежах. В одиночку ни бизнес, ни государство далеко не уедут.
Мосгордума выступила против планов федерального правительства возвести на месте исторического стадиона Красная Пресня Парламентский центр. Вчера столичные депутаты приняли соответствующее обращение к премьер-министру Михаилу Фрадкову, которое, по сути, поддержала и московская мэрия. Инициатор обращения - яблочник Сергей Митрохин - надеется, что двойное давление даст результат.

Предсказывают столичные депутаты и другие сложности. Строительство Парламентского центра в этом районе вызовет очень большие транспортные проблемы, - считает единоросс Михаил Москвин-Тарханов. Пресненский район не выдержит такой нагрузки, - согласился его однопартиец Александр Ковалев.

Стадион Красная Пресня, основанный в 1922 году, стал памятным местом, связанным с историей отечественного футбола, а сейчас здесь занимаются спортом тысячи жителей района, - убеждал коллег на заседании Мосгордумы Сергей Митрохин. Привел он и еще один аргумент: Постройка высотных зданий на этом месте может обернуться экологической катастрофой, ведь это средоформирующая природная территория, относящаяся к долинам малых рек. По словам депутата, стройка вредно скажется не только на местных жителях, но и на обитателях расположенного неподалеку Московского зоопарка.

Не уверен, что чем дальше парламент находится от правительства, тем лучше, - посочувствовал старшим коллегам спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Он единственный из столичных депутатов не проголосовал за обращение к Михаилу Фрадкову. Парламентский центр можно разместить в строящемся комплексе Москва-Сити, который находится недалеко от Дома правительства, - предложил Москвин-Тарханов.

Я до конца сомневался в том, что мое обращение поддержит фракция Единой России, - поделился с Газетой Сергей Митрохин. - Видимо, роль сыграло то, что не поддерживает строительство Парламентского центра на этом месте и столичная мэрия, пусть официальных заявлений и не делает. На запрос Митрохина в правительстве Москвы ответили, что мэрия предлагает федералам на выбор три альтернативных участка в районе Звенигородского шоссе и Стрельбищенского переулка, где расположены организации федеральной же собственности: автотранспортный комбинат управделами президента, воинская часть 74 041 и Автохозяйство № 1 ГУВД Московской области.



Главная --> Публикации