Главная --> Публикации --> Предприниматель из нижнего новгорода построит отель на английской набережной Центробанк хочет узнать, почему россияне досрочно погашают ипотечные кредиты Небоскребы в мегаполисе: какой этаж последний? Коммерческая недвижимость ценится дешевле Антимонопольная служба заинтересовалась инвест-проектами правительства москвы

Постановление, предписывающее ликвидировать ГУП "Ленинградский рынок", а все его имущество - более 7500 кв. м помещений на Часовой улице - передать ЗАО "Калужская управляющая компания", мэр Москвы Юрий Лужков подписал в конце июля. Согласно инвестиционному контракту, который будет заключен между правительством Москвы и Калужской управляющей компанией, до 2006 г. рынок в результате реконструкции должен превратиться в современный торговый комплекс. При этом власти требуют, чтобы торговля во время реконструкции не прекращалась. В соответствии с постановлением 65% построенного комплекса перейдет в собственность Калужской управляющей компании, а 35% - в собственность города.

Один из самых известных сельскохозяйственных рынков Москвы - Ленинградский - скоро будет снесен. Столичные власти приняли решение построить на его месте современный торговый комплекс и поручили реализацию проекта стоимостью $30 млн девелоперской компании, частично принадлежащей администрации Калужской области. Однако новому торговому объекту будет нелегко конкурировать с торгцентрами проходящего неподалеку Ленинградского проспекта.

Сотрудник префектуры Северного округа, на территории которого расположен "Ленинградский", сообщил "Ведомостям", что конкурса на право реконструкции рынка не проводилось. По его словам, калужская компания сама обратилась в городское правительство с предложением инвестировать средства в реконструкцию рынка.

По данным агентства AKM, ЗАО "Калужская управляющая компания" учреждено год назад ООО "Эдельгейс М" (50% акций) , ООО "РИЛИФ" (26% ), ЗАО "Калужская сельскохозяйственная инициатива" (12% ) и ГУП "Калужская продовольственная корпорация" (12% ). К настоящему моменту, как утверждают в корпорации, принадлежавшие ей акции перешли к Департаменту имущества Калужской области.

Яковлев говорит, что существующее здание придется снести - использовать обветшавшие конструкции нецелесообразно. С этим согласно и нынешнее руководство "Ленинградского". По словам заместителя гендиректора ГУП "Ленинградский рынок" Валерия Катенина, рынку давно требовалась масштабная реконструкция: ее не было с момента открытия в 1963 г. Кстати, грядущая ликвидация ГУПа Катенина не смущает. Он полагает, что в будущем в торговом центре может быть два директора: один подчиняющийся Калужской управляющей компании, второй - правительству Москвы, которое сохранит в будущем предприятии 35% акций. "Во всяком случае, ни я, ни [директор рынка] Владимир Шелепов увольняться не собираемся", - заявил вчера Катенин. Без работы руководители ликвидируемого ГУПа в любом случае не останутся: в постановлении, посвященном рынку, городскому Департаменту потребрынка и услуг отдельно предписано ". .. обеспечить соблюдение прав увольняемых работников ГУП "Ленинградский рынок" в части их трудоустройства".

Член совета директоров Калужской управляющей компании Валерий Яковлев рассказал "Ведомостям", что сейчас решается, как будет выглядеть комплекс. "У нас есть около 20 эскизов, и мы надеемся, что на этой неделе пройдет встреча с Александром Кузьминым [председателем Москомархитектуры], на которой будет выбрано примерное архитектурно-планировочное решение проекта. Яковлев говорит, что его компания планирует увеличить площадь торгового комплекса до 20 000 - 25 000 кв. м. Стоимость проекта он оценивает приблизительно в $30 млн. Компания будет инвестировать как собственные, так и привлеченные средства.

Александр Тишков, партнер компании "Магазин магазинов", уверен, что на Часовой улице нужно сохранить именно продовольственный рынок: "Если тут попытаться сделать торговый центр, он не сможет конкурировать с удобно расположенными торговыми комплексами на Ленинградке". С этим мнением согласен и Леонид Левин, директор по маркетингу сети магазинов белья "Эстель Адони". "У меня есть сомнения, что в это место, расположенное довольно далеко от метро, можно привлечь арендаторов, предлагающих товары выше средней ценовой категории", - считает он.

"Ленинградский" - не первый проект Калужской управляющей компании в столице. Яковлев рассказал, что уже шесть лет компания управляет сельскохозяйственным рынком около метро "Теплый стан", а в 2004 г. приступит к его реконструкции. Сейчас компания достраивает торговый центр "Калужский" площадью 59 000 кв. м на пересечении улицы Профсоюзной и улицы Обручева. По словам Алексея Голобородько, начальника отдела внешнеэкономической деятельности, межрегиональных связей и туризма Департамента регионального развития Калужской области, там планируется продавать сельхозпродукцию и промтовары только из Калужской области. Калужские товары должны занять ключевые позиции в ассортименте обновленного рынка на Часовой. По данным чиновника из префектуры САО, на первом этаже комплекса останется сельхозрынок, на втором - промышленные товары.

Эксплуатация бизнес-центров
Высшее проявление комфорта в здании это безопасность жизни находящихся в нем людей.
Отличие бизнес-центров от других зданий - это большое количество смежных и замкнутых помещений. В таких условиях наибольшую опасность для жизни людей, находящихся в здании, представляет огонь. Поэтому приоритетным направлением в эксплуатации бизнес-центров является плановое техническое обслуживание противопожарных систем и оборудования, а также комплексная работа по информированию людей, находящихся в бизнес-центре.

ДОЛГОСТРОЙ: Другой масштабный проект реконструкции колхозного рынка в Москве грозит остаться долгостроем. "Седьмой континент", в 2001 г. купивший здание Центрального колхозного рынка на Цветном бульваре за $5,4 млн, до сих пор не может приступить к его реконструкции. Представители "Седьмого" утверждают, что не могут договориться с городскими властями о разделе прав собственности на еще не построенный торговый комплекс. Ранее компания заявляла о планах вложить в строительство 6-этажного комплекса не менее $15 млн.
Большинство собственников недвижимости по-прежнему предпочитают эксплуатировать здания собственными силами, тем не менее, спрос на услуги профессиональных эксплуатационных компаний растет. Отечественная модель эксплуатации по факту, когда техническая служба реагирует только на аварийную ситуацию или устраняет последствия аварии (причем, не всегда эффективно) постепенно уступает место западной превентивной модели, для которой характерно профилактическое обслуживание объекта недвижимости и снижение аварийности в целом. Собственники и девелоперы недвижимости хотят покупать услугу эксплуатации качественную и технологичную. Для того чтобы ускорить переход услуг эксплуатации на новый профессиональный уровень, владельцу недвижимости необходима информация об этих услугах, озвученная опытными специалистами поскольку многие тонкости эксплуатации можно постичь только на практике. Данная статья открывает цикл публикаций о специфике эксплуатации инженерных сетей и систем на разнопрофильных коммерческих объектах.

Поддержка отечественного производителя
Современное отечественное противопожарное оборудование по своим техническим характеристикам не уступает иностранным аналогам, оно удобно в монтаже и эксплуатации, а его стоимость ниже в 1,5-2 раза.


Техническое обслуживание
В основе технического обслуживания систем ОПС (охранно-пожарной сигнализации) и СПТ (систем пожаротушения) лежит ежедневная проверка работоспособности всех элементов. Часто самое простое оказывается наиболее сложным для исполнения. Практика показывает, что такая элементарная процедура как проверка исправности противопожарных систем часто выпадает из списка ежедневных процедур по техническому обслуживанию бизнес-центров. Ужасная трагедия, произошедшая в начале 2006 года в Приморском отделении Сбербанка во Владивостоке, подтверждает это. Тогда пожар унес жизни 9 человек. Последующие проверки показали, что в здании Сбербанка годами не проверялось противопожарное оборудование, все осмотры были формальными, для отчетностиВы видите противопожарные извещатели под потолком своего офиса но где гарантия, что они работают? Кто и как их проверяет? Когда в последний раз происходила проверка? Как показывает практика, самое распространенное нарушение правил противопожарной безопасности, которое может определить даже неспециалист это загроможденные аварийные выходы и отсутствие планов эвакуации на стенах. Знаете ли вы как вести себя на случай возникновения пожара? Как проверяют противопожарную систему в вашем бизнес-центре? Существует ли возможность дистанционной проверки? Спросите у директора по эксплуатации или управляющего вы имеете право знать.

В бизнес-центрах используют следующие виды извещателей:
- дымовые видеоизвещатели (видеокамера в качестве датчика реагирует на дым, скапливающийся под потолком);
- фотоэлектрические дымовые извещатели (более эффективны в выявлении крупных частиц дыма, относительно невосприимчивы к изменениям окружающей среды, хотя могут давать ложные срабатывания);
- тепловые извещатели (реагируют на возрастающую и фиксированную температуру);
- мультисенсорные многопрофильные извещатели (обычно сочетают в себе газовые детекторы, дымовые и тепловые устройства).

Интеграция повысит безопасность
За обнаружение пожара на объекте отвечают системы ОПС. В состав ОПС входят извещатели, системы охраны периметра, приемно-контрольные приборы, интегрированные системы безопасности, системы передачи тревожных сообщений и мониторинга, системы оповещения и управления эвакуацией, вспомогательное оборудование.

Удобство в эксплуатации
В современные извещатели встраивают дистанционное программирующее устройство, которое позволяет техническим специалистам считывать следующие показания: последнюю дату проведения технического обслуживания, уровень загрязнения оптической камеры, параметры термоэлемента, а также устанавливать нужный порог срабатывания и производить дистанционную проверку исправности прибора. Это облегчает техническое обслуживание противопожарной системы и экономит время при введении устройства в эксплуатацию.

Дымовые извещатели способствуют обнаружению пожара на ранней стадии возгорания, при этом количество ложных сигналов у них минимально. При этом видеоизвещатели способны обнаружить дым на более ранней стадии возгорания, чем обычные, поскольку частицы дыма могут быть выявлены до того, как они поднимутся к потолку. В недавнем прошлом системы пожарной сигнализации состояли, как правило, из дымовых и тепловых извещателей. В настоящее время в основном используются комбинированные извещатели, совмещающие дымовой и видеодатчики. Комбинированные модели минимизируют ложные сигналы тревоги, при этом время обнаружения пожара также уменьшается. Еще более эффективная, интенсивно внедряемая технология мультисенсорное устройство, объединяющее газовый детектор, фотоэлектрический и тепловой датчики. Они лучше справляются с поставленными задачами, а коэффициент ложных срабатываний у них существенно ниже.

Обязательным требованием к системам ОПС в бизнес-центрах является обнаружение возгорания на самой ранней стадии. Для того, чтобы повысить чувствительность дымовых извещателей без риска увеличения ложных срабатываний, необходимо, чтобы на объекте поддерживалась нормальная температура и влажность, а из атмосферы отфильтровывалась пыль.

Общие требования к ОПС и СПТ в бизнес-центрах
Системы пожарной безопасности должны быть испытаны и сертифицированы на работу в соответствующих условиях. Кроме того, следует обратить внимание на их совместимость с прочими технологическим системами, установленными в бизнес-центре (например, с датчиками, контролирующими работу систем водо- и электроснабжения). Также обязательно должна быть нормативная документация от разработчика этих систем и установок.

Информационная работа
Помимо ежедневного технического обслуживания систем ОПС и СПТ необходима комплексная информационная работа с людьми, находящимися в бизнес-центре. Это проведение инструктажей по противопожарной безопасности и тренировок, призванных отработать алгоритм действий во время пожара у технических специалистов и арендаторов помещений в бизнес-центре. Люди должны знать, как вести себя в случае, если пожар все-таки возник: куда звонить в первую очередь, где находятся аварийные выходы, какую технику выносить и т.п. Помимо указанных мероприятий обязателен контроль соблюдения внутреннего противопожарного режима, который подразумевает наличие планов эвакуации, действующего аварийного освещения, указателей путей эвакуации и свободных аварийных выходов.

В случае, если в бизнес-центре установлены автоматические системы пожаротушения, следует помнить о высокой цене ошибки при ложных сигналах тревоги у таких систем. Любое фиктивное срабатывание может привести к выбросу активных средств тушения пожара, например, таких, как пены, порошки. После такой учебной тревоги надо будет проводить огромную работу по устранению ее последствий, которая может растянуться не на одну неделю и принести серьезные убытки.

Комфорт во многом зависит от температуры внутри здания. Зимой оптимальный температурный режим достигается за счет наладки и регулировки систем отопления и вентиляции, а летом он связан с бесперебойной работой систем кондиционирования и вентиляции.

Эксплуатация торговых центров
Доходность торговых центров напрямую зависит от посещаемости, следовательно, в них должно быть светло и комфортно в любое время года. Поэтому приоритетом в эксплуатации торговых центров является техническое обслуживание систем отопления, вентиляции, кондиционирования и освещения.

Определиться с выбором помогут профессионалы
В случае привлечения профессиональной эксплуатационной компании на стадии проектирования торгового центра, существует возможность анализа предлагаемых проектных решений всей его инженерной инфраструктуры. Кроме необходимости соблюдения различных норм и правил, установленных при проектировании объектов, важно учитывать следующие параметры:
- стоимость расходных материалов и их замены;
- периодичность проведения профилактических работ;
- надежность и срок службы,
- ремонтопригодность;
- совместимость с аналогичным оборудованием других производителей;
- доступность сервисных центров и т.п.

Поскольку система вентиляции в торговом центре должна обеспечивать необходимую кратность воздухообмена в помещениях с большим количеством людей, требования к ее безотказности и безаварийности более высокие. Достичь высоких показателей надежности системы вентиляции возможно за счет строгого соблюдения следующих параметров эксплуатации:
• обеспечение заданных условий и параметров работы, указанных в инструкциях производителя;
• проведение профилактических работ;
• обеспечение изделий запасными деталями, узлами и элементами (как минимум, двойное увеличение нормативного количества ЗИПа запасных частей и принадлежностей для системы вентиляции на объекте);
• регулярный диагностический контроль.

Кадры решают все
Существенная трудность в обслуживании систем вентиляции и кондиционирования нехватка квалифицированных специалистов. Единственный ВУЗ, где готовят работников этой сферы Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий (факультет криогенной техники и кондиционирования), получить среднее специальное образование в данной области можно в Санкт-Петербургском колледже холодильной промышленности. Другая проблема необходимость регулярного повышения квалификации уже имеющихся специалистов по обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, в связи с постоянным обновлением технологий в данной области. Решением проблемы поиска и повышения квалификации трудовых ресурсов для обслуживания систем кондиционирования и вентиляции на объекте является технология аутсорсинга. Знание особенностей эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования позволяет правильно сориентироваться при выборе подрядной организации, предоставляющей сервисные услуги по обслуживанию данных систем. УК Система для обслуживания систем вентиляции и кондиционирования на объекте на конкурсной основе привлекает трудовые ресурсы профильных организаций, у которых имеются собственные учебные центры для подготовки квалифицированных кадров. В среднем обучение новичка может длиться от нескольких дней до 1 месяца, давно работающие специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Другими словами, специалисты в области эксплуатации предложат оптимальные технические решения, приспособленные под конкретный проект. В торговых центрах имеет место деление площади на отдельные элементы небольшие магазины, крупные торговые залы, кинозалы, фуд-корты. В больших торговых залах, как правило, устанавливают централизованные системы кондиционирования, а для небольших помещений подойдут децентрализованные, с вентиляторными доводчиками. При проектировании торгового центра необходимо предусмотреть возможность модернизации систем кондиционирования поскольку в связи с увеличением потока покупателей возрастает нагрузка на эти системы.
Системы вентиляции обязательный элемент инженерной инфраструктуры, требования к ним прописаны в соответствующих нормативных документах.

Тепло требует поддержки
Обеспечение успешного функционирования системы теплоснабжения торгового центра складывается из следующих составляющих.
1.Комплекс работ по ежедневному поддержанию исправного состояния системы теплоснабжения, заданных параметров режимов ее работы.
2.Планово-предупредительные и регламентные работы, которые включают в себя комплекс работ по поддержанию исправного состояния системы теплоснабжения и заданных параметров режимов работы, имеющих сезонную или нормативную периодичность как правило, после окончания и перед началом отопительного сезона.

Таким образом, технология аутсорсинга позволяет экономить трудовые и финансовые ресурсы, а также получать конкурентные преимущества за счет высококвалифицированных специалистов.

Резюме
Основой профессиональной эксплуатации на любом объекте недвижимости является ежедневное комплексное обслуживание всей инженерной инфраструктуры. Проблема заключается в том, что бюджет эксплуатации всегда лимитирован и часто - ниже необходимого. В связи с этим специалисты эксплуатационной службы собственной или привлеченной на аутсорсинге - при планировании своей деятельности должны уметь правильно расставлять приоритеты в обслуживании инженерных сетей и систем объекта недвижимости. При этом важно помнить, что приоритеты меняются в зависимости от профиля здания. Программа эксплуатации, составленная с учетом специфики объекта недвижимости, поможет снизить затраты на обслуживание за счет эффективного распределения средств и систематизации работ, что, в конечном итоге, повысит безопасность и сервис на объекте.

Да будет свет!
Оригинальный внутренний дизайн торгового центра значительно увеличивает его посещаемость. Важнейшим элементом внутреннего дизайна является свет. Для придания неповторимого стиля используется огромное количество разнообразных приборов освещения и ламп. Их своевременная замена без ущерба для комфорта посетителей торгового центра зависит от постоянного наличия на объекте полного ассортимента запасных ламп. Второе после оперативности требование к услугам эксплуатации в торговых центрах это незаметность. Достичь вышеуказанных характеристик возможно за счет сетевого графика, разработанного в соответствии с особенностями конкретного объекта. Помимо этого можно порекомендовать использование энергосберегающих ламп и установку датчиков автоматического включения/отключения освещения.
При выборе и монтаже освещения важно помнить о дальнейшем обслуживании светильников их доступности, удобстве эксплуатации, стоимости расходных материалов.

Превращение большого города в мегаполис это качественный скачок, подразумевающий и принципиально иную градостроительную политику, и новые правила игры для девелоперского бизнеса, и другой образ жизни для горожан. Эта метаморфоза произошла с Москвой за какие-то 15 лет. Многие явления перекочевали к нам из западного мира, другие тенденции развития еще предстоит перенять. И, похоже, это неизбежно.

Евгений Якушин, генеральный директор УК Система

Одно из основных, очень заметных, изменений касается зонирования города на элитные, деловые, рабочие и прочие кварталы. Исторический фактор зонирования хорошо прослеживается по названиям улиц, где когда-то существовали те или иные промыслы: Кузнецкий Мост, улицы Гончарная, Кожевенная. Это также свойственно западным промышленным городам, замечает Эраст Жиряков, руководитель строительных проектов компании МИАН-Девелопмент. Всегда выгодно выделялся и запад Москвы. Еще много веков назад люди заметили, что ветра дуют в Москве преимущественно с запада на восток, и в 1664 г. царь Алексей Михайлович указом запретил создание дымящих и коптильных производств в этой части города. С тех пор на западе столицы не было построено ни одного крупного промышленного предприятия. Это тот пример зонирования, который достался столице с момента ее появления и до сих пор оказывает влияние на жизнь мегаполиса. В советский период деление на касты произошло только кое-где: так, на Фрунзенской набережной селилась военная и чиновничья элита, в поселке Художников на Соколе деятелям искусства выделяли мастерские, в районе Кузьминок и Текстильщиков жил рабочий люд с прилегающих предприятий ЗИЛа, АЗЛК, завода Серп и Молот.

Деление на касты
Москва превращается в классический мегаполис у нас на глазах и поистине ударными темпами. Одним москвичам это нравится, другие ностальгируют по былой патриархальности. Как бы то ни было, процесса не остановить.

Как в лучших домах
Отечественные архитекторы и застройщики в полной мере используют опыт Запада. Из Европы, где сильны традиции малоэтажного жилья, пришли к нам такие форматы, как таунхаусы и клубные дома. Аналогию с Западом можно провести и в плане ограничения инфраструктуры в элитных домах, добавляет Наталья Новикова, генеральный директор компании Renaissance Realty. Так, в Англии в дорогих малоквартирных домах инфраструктура, как правило, отсутствует. Вот и наши элитные застройщики в последние годы все больше убеждаются в нецелесообразности размещения в домах собственных фитнес-центров, кафе и ресторанов. И все же понятие об элитном жилье у нас несколько расходится с зарубежным, считает Светлана Скотникова. В Лондоне элитным может считаться дом на 200 квартир, со сравнительно небольшими жилыми площадями, крошечной кухней и невысокими потолками, рассказала она. У нас же помещения, и кухня в том числе, должны быть просторными, т.к. в России сильны традиции домашнего питания: люди сами готовят себе еду, а не питаются исключительно в ресторанах и кафе.

Но только в последние годы отчетливо выделились области концентрации элитной застройки это Золотая миля (Остоженка, Замоскворечье, Хамовники, Патриаршие пруды). Как и в любом европейском городе, в нашей столице самые дорогие дома это старинные особняки в центре города. Поэтому исторические реконструированные дома как индивидуальное жилье очень популярны у московской элиты. Средний класс, по словам Светланы Скотниковой, консультанта по зарубежной недвижимости компании Kirsanova Realty, группируется в кварталах, прилегающих к Садовому кольцу. Впрочем, дома бизнес-класса можно встретить в различных районах Москвы и на очень разном удалении от Центра. И, наконец, восток города по-прежнему остается промышленным и пролетарским.

Мода на архитектуру является признаком зрелого рынка, а наш рынок еще формируется. Но тот факт, что с нами хотят работать такие светила, как Рем Колхаас (проектирующий Велтон-парк для Кроста), Эрик ван Эгераат, Заха Хадид и Доминик Перро, свидетельствует о том, что мы пытаемся идти в ногу с мировыми тенденциями.

А вот что говорит Татьяна Ван Граафайланд, PR-директор компании SESEGAR Group: Московская коммерческая застройка офисы, банки своим обликом ничуть не уступает западным образцам. У российского заказчика срабатывает стереотип успешной модели западного бизнеса и всего, что ему сопутствует. Иностранцы дружно поют дифирамбы архитектуре и декору московских ресторанов. В заведения Деллоса и Новикова давно уже ходят не только за модной кухней, но и посмотреть на уникальные интерьеры. Все сходятся в том, что Москва уже обогнала многие европейские столицы по оригинальным ресторанным проектам. Западная тенденция преобладает и во внешнем облике элитного жилья. Пример тому застройка Остоженки с проектами Григоряна, Скуратова и Скокана. С моей точки зрения, проект архбюро Арт-бля Стольник может быть зачислен в анналы передовой архитектурной мысли.

Все выше, и выше, и выше
Москву не зря называют новым Вавилоном, где смешались все традиции и стили. К строительству это применимо на все 100%. Если клубные дома и таунхаусы мы срисовали у Европы, то ультрасовременные небоскребы несомненно у Нью-Йорка и Чикаго. Новые высотки настолько пестры и многолики, что вне исторического центра уже не приходится говорить о том, что какое-то здание выбивается из стиля: у Москвы теперь только один стиль самая причудливая эклектика.

Однако наши западные коллеги и друзья зачастую недоумевают, когда речь заходит о состоянии внутренних интерьеров в частных резиденциях. Такое количество китча трудно представить в каком-либо другом городе мира. Удачные проекты интерьеров большая редкость.

Правительством Москвы решено строить новые высотки, говорит Кирилл Щепановский, генеральный директор компании DeltaRealty. Поэтому мы, например, в соответствии с утвержденной схемой размещения высотных зданий в г. Москве до 2020 г., строим сейчас многофункциональный комплекс на углу Алтуфьевского шоссе и Сигнального проезда (где пройдет Четвертое транспортное кольцо). Это будет дом-структура, имеющий горизонтальные или наклонные связи между башнями. Архитектор проекта считает, что именно за такими небоскребами будущее столетия.

Подстегивает высотное строительство и острая нехватка земли под застройку. Поэтому правительство города не только планирует окружить мегаполис небоскребами по периметру, разработав программу Новое кольцо Москвы, но и построить до конца 2015 г. в пределах ТТК около 60 высоток. Для того чтобы достичь уровня цен Садового кольца, на эти проекты будут приглашаться модные архитекторы с нестандартным подходом, в том числе западные звезды, чье имя само по себе будет привлекать дополнительный интерес к объекту, утверждает Татьяна Ван Граафайланд.

Это не единственный случай, когда портовые территории отводятся под нужды бизнеса. В Амстердаме были освобождены 15 тыс. га под строительство жилой и коммерческой недвижимости в районе порта Eihaven и Central Station, в Стокгольме с 1996 г. была запущена 20-летняя программа по превращению портовых зон в жилые кварталы.

Великое переселение заводов
Один из способов изыскать место для новой застройки вывод промышленных производств за пределы города. Во многих крупнейших мегаполисах мира эту проблему решали по одному и тому же рецепту: на месте бывших предприятий устраивали бизнес-зоны, куда из центра города переселяли офисы компаний. Таким образом, центр освобождался от части транспорта и, соответственно, многочасовых пробок. Один из ярких примеров деловой центр Дефанс в Париже, который сегодня представляет собой гигантскую платформу, на которой находятся магазины, паркинги, метро, железная дорога и, конечно, офисные здания. Начиная с 1964 г. в Дефанс выросло 45 башен, первой из которых была Нобель сине-зеленая громада из стекла и металла. В этих башнях размешено 650 крупных фирм, банков, страховых компаний. Сто тысяч служащих работают сегодня на пространстве 255 млн кв.м. Следует также упомянуть построенный в 1980-е годы лондонский Докленд с его знаменитой башней Canary Warf высотой 320 м. Когда бизнес-район Сити перестал вмещать всех желающих, было решено запретить строительство небоскребов в центре и использовать для этого территорию бывших судостроительных верфей в восточной части столицы.

Куда девать офисы?
На облик Москвы, безусловно, во многом повлияли тенденции мирового градостроения. ММДЦ Москва-Сити с его небоскребами не что иное, как аналог Дефанса и Портленда. Но проекты Сити воплощают еще одно модное изобретение, представляя собой многофункциональные комплексы. Так, Федерация, детище компании Mirax Group, будет состоять из гостиничной части, офисной и жилых апартаментов. В Городе столиц, девелопером которого выступает Капитал Груп, объединены жилая, офисная и торговая составляющие. Если вчера можно было говорить об однородности комплексов, в них была ярко выраженная доминанта, то сегодня это три равноправных составляющих, говорит Алексей Белоусов, коммерческий директор холдинга Капитал Груп. От решения проблемы формирования этих сред зависит вопрос комфортности пребывания внутри комплекса, а значит, привлекательность продукта в целом. Становится актуальным вопрос логистики, поскольку происходит увеличение автомобильных и людских потоков: движение посетителей торгового центра, работников офисов и жильцов апартаментов.

Для нашей столицы тоже пришло время вывода предприятий за черту города. В Генеральном плане Москвы указано, что количество производственных площадей будет сокращено с 20 до 15 тыс. га. Сейчас на месте промзон начинают возводить новые жилые кварталы, бизнес-центры, культурно-развлекательные и оздоровительные учреждения. К примеру, в ЦАО на месте экспериментальной фабрики спортивной обуви был построен многофункциональный комплекс, вместо фабрики Парижская коммуна и НИИ эластомерных материалов и изделий жилые дома. Также завершено строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры на площадях дрожжевого завода в Донском районе, тепличного хозяйства агрокомбината Горьковец на территории ОАО Москирпич. Утверждены проекты планировки новых жилых комплексов на части территории промзоны №26 Южный порт в Печатниках. На месте завода Каучук в Хамовниках планируется возведение элитного квартала площадью 200 тыс. кв.м, на месте Бадаевского завода офисный проект Парк-Сити. На месте фабрики Красный Октябрь на Болотном острове будет возведено жилье самого высокого класса.

Время от времени раздаются призывы к выносу деловых зон на окраины Москвы. Но тогда сотрудникам компаний придется добираться до работы через весь город. Новые деловые районы все равно будут стремиться к центральной части города, прижимаясь к историческому центру, считает Александр Шарапов, президент компании Becar Realty Group. И такие новые деловые районы, как Докленд в Лондоне или Дефанс в Париже, близки к историческому центру, а не находятся где-то за тридевять земель. Тем не менее, в ЦАО уже запретили строить новые бизнес-центры.

На облик Москвы, безусловно, во многом повлияли тенденции мирового градостроения. ММДЦ Москва-Сити с его небоскребами не что иное, как аналог Дефанса и Портленда. Но проекты Сити воплощают еще одно модное изобретение, представляя собой многофункциональные комплексы. Так, Федерация, детище компании Mirax Group, будет состоять из гостиничной части, офисной и жилых апартаментов. В Городе столиц, девелопером которого выступает Капитал Груп, объединены жилая, офисная и торговая составляющие. Если вчера можно было говорить об однородности комплексов, в них была ярко выраженная доминанта, то сегодня это три равноправных составляющих, говорит Алексей Белоусов, коммерческий директор холдинга Капитал Груп. От решения проблемы формирования этих сред зависит вопрос комфортности пребывания внутри комплекса, а значит, привлекательность продукта в целом. Становится актуальным вопрос логистики, поскольку происходит увеличение автомобильных и людских потоков: движение посетителей торгового центра, работников офисов и жильцов апартаментов.Автомобильное движение в городе вообще и в таких зонах в частности представляет собой большую проблему. В Европе обычно вводят запрет на въезд в деловые районы, а стоянки внутри них чрезвычайно дороги. Вероятно, чтобы предотвратить транспортный коллапс в ММДЦ, точно так же сделают и у нас.

В Америке, впрочем, малоэтажные традиции гораздо глубже. Так, вся Калифорния, по наблюдению Светланы Скотниковой, застроена исключительно коттеджами. Понятие одноэтажная Америка возникло не случайно. Даже Лос-Анджелес, превышающий Москву по площади, преимущественно состоит из частных домов. И это притом, что штат по уровню развития экономики находится на 7-м месте в мире, говорит эксперт. Семья среднего класса имеет здесь от двух до четырех машин. В Калифорнии совсем нет железнодорожного транспорта, все население передвигается только на собственных автомобилях, что, конечно, создает экологические проблемы. Малоэтажная застройка традиционна для этого региона: она складывалась веками, несомненно, тут сыграл роль и теплый климат. Москва же давным-давно перестала быть одноэтажной, у нас другие традиции, и коттеджи в городе встречаются только как исключение. Да и застройщикам выгоднее возводить многоэтажные дома, даже на окраинах. Пример тому строительство в Павшинской пойме в Красногорске.

Слияние города и деревни
Развитие мегаполиса не могло не затронуть его пригородов. Подмосковье массово застраивается коттеджами для постоянного проживания городских жителей. Для нас это явление совершенно новое, ведь раньше загородный дом мог быть только либо жильем обитателя деревни, либо дачей горожанина. Область еще, конечно, не слишком похожа на американские пригороды, сплошь застроенные дешевыми коттеджами, но направление развития уже обозначено ясно. На загородном рынке четко прослеживаются тенденции рынка США, заявляет Анатолий Балашов, директор отдела загородной недвижимости компании Kirsanova Realty. Анонсированные мегапроекты поселений, рассчитанные на сотни частных домовладений, лучшее тому подтверждение. Для Подмосковья важным аспектом является обеспечение безопасного проживания и надежность коммуникаций. Поэтому роль современного пригорода, на мой взгляд, будут выполнять вновь возводимые поселки, а не исторические образования типа Немчиновки и Салтыковки. Подтверждение данной тенденции Новорижское шоссе, на котором застраиваются практически все полевые участки вне зависимости от их качества. Перспективная трасса, наличие свободной земли и благоприятная рыночная коньюнктура создали благоприятные предпосылки для массового девелопмента во всех сегментах. Динамичное развитие загородной инфраструктуры, включая внутрипоселковую, является дополнительным стимулом процесса.

Торговля в городе тоже обрела цивилизованное лицо. Супермаркеты (в основном сетевые) растут как грибы после дождя. Вместо уличных торговых рядов появились крытые рынки, на которых и чисто, и удобнее делать покупки. Моллы на окраинах безусловно, тоже западная тенденция, идущая от мегаполисов. Только, в отличие от обочин МКАД, застройка окраин Парижа, например, тщательно продумана: на пять квадратных километров приходится не больше одного торгового гиганта. У нас же застройщики строят там, где удастся урвать клочок земли, а в результате у некоторых моллов посещаемость оказывается ниже среднего.

Возьмем только лучшее
Как часто мы, выезжая за границу, любовались чистотой и ухоженностью улиц и двориков! Прошло время, и Москва тоже стала чище. Нельзя не заметить, как украсили ее благоустроенные территории, выкрашенные заново фасады, новые скверики с клумбами и фонтанами.

А еще в Европе, так же как и кое-где в Юго-Восточной Азии (в Таиланде, например), население массово передвигается по городу на велосипедах. Излишне говорить, что такой транспорт гораздо экологичнее автомобилей, да и места занимает меньше. Кстати, заметили ли вы, что в последние годы количество велосипедистов в Москве резко возросло?..

За несколько лет количество точек общепита в Москве увеличилось в десятки раз. Это тоже свидетельствует о движении вперед. Во многих развитых странах принято питаться преимущественно вне дома. У нас же в советские времена в ресторанах отмечали лишь особые события. А сегодня большинству встречаться с друзьями в кафе удобнее, чем дома. И первая причина этого явления рост доходов. Отсюда и появление множества заведений общепита на любой кошелек. И ни одно не пустует что же, к хорошему люди привыкают быстро. А вот манера современных лондонцев перекусывать на прямо улице, пить кофе на ходу у нас, слава богу, не прижилась: мы по-прежнему любим поесть с чувством, с толком, с расстановкой, что, без сомнения, только на пользу здоровью. Вообще, от Запада нужно брать только хорошее, резюмирует Светлана Скотникова. И, конечно же, нам есть чему у него поучиться например, стандартам качества жилья. Все лучшие тенденции мировых мегаполисов вполне могут прижиться и у нас в Москве, хотя никогда не надо забывать о самобытности.

Константин Апрелев, президент агентства недвижимости САВВА, вице-президент Российской гильдии риэлторов:

Опрос

Такой формат жилья, как таунхаусы, тоже западный. Они будут строиться в ближних пригородах, в 15 30-километровой зоне от Москвы. Из Америки и Канады к нам идет развитие пригородного малоэтажного строительства. Масштабы и динамика такой застройки будут зависеть от темпов развития социальной инфраструктуры. Если в Америке решена проблема, например, школьных автобусов, которые доставляют детей, живущих в поселках, в школы, находящиеся, кстати, там же, за городом. В отсутствие инфраструктуры должны быть хотя бы дороги с хорошей пропускной способностью. А также благоустроенные коммуникации, которые решили бы проблему массового строительства.

Практика строительства высотных жилых комплексов многофункционального назначения пришла к нам из Азии. На Востоке, начиная с Китая и заканчивая Сингапуром, гораздо больше жилых высоток, чем в США, где в небоскребах располагаются в основном офисы. Более того, в Америке после 80-х практически не строится новых жилых высотных зданий, а в Азии, наоборот, наблюдается бум.

Градостроение в новой России сопряжено с целым рядом негативных побочных эффектов. Москва проходит через то, с чем столкнулись западно-европейские столицы в XX веке. Я имею в виду неэффективное генпланирование, нерационально продуманную инфраструктуру, дисбаланс между стоимостью и ценностью проекта, не говоря уже об очевидном отсутствии уважения к историческому наследию. Оглядываясь на опыт Европы, приходишь к выводу: в конечном итоге прочными и жизнеспособными становятся те проекты, в которых соблюден баланс между контролем государственным и частным; проекты, которые апеллируют ко всем слоям общества без исключения. Именно в этом сейчас так нуждается проект Москва-Сити, а ведь он обладает уникальным потенциалом!

Эрик ван Эгераат, архитектор:

Я очень оптимистично настроен в отношении Москвы, несмотря на те трудности, через которые мне пришлось пройти в последние годы, работая здесь. С каждым днем я убеждаюсь, что участники процесса все больше начинают ценить уникальные местные условия, в которых возможна реализация проектов любой сложности на самом качественном уровне. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточиваться на сценариях других городов и проектах, которые были успешно реализованы в других местах, Москве лучше опереться на собственный опыт. Ведь градостроительные решения, как правило, довольно сложно перевести на язык других городов, перенести их в другие условия. Да и копия, даже самая изысканная и изощренная, всегда оказывается хуже оригинала.

Два года назад я работал над крупным жилищным проектом Сити в Копенгагене, который проектировался в городской гавани уникальном историческом месте. Проект получил горячую поддержку, но в его адрес прозвучало и немало критики из-за превышения высотности, предписанной городскими властями. Лишь недавно Городской совет снова запустил дискуссию с целью разрешения строительства большей этажности в особых случаях. Этот опыт доказывает, что градостроительные проекты должны обсуждаться в режиме конструктивного диалога, а не повторения одних и тех же догм.

Одна из основных тенденций, пришедших к нам с Запада, это формирование элитных кварталов с однородной социальной средой. Социальное окружение становится одним из определяющих факторов успешности проектов, и застройщики осознают выгоду строительства целых элитных кварталов. Ведь какими бы качественными характеристиками ни обладал новый дом, если он расположен в окружении старых, ветхих зданий, элитным он уже не будет, что, соответственно, отразится на спросе и цене на квартиры. Например, в Лондоне социально однородные районы уже давно сформировались. Дома, расположенные в таких районах, как Челси, Найтбридж, Белгравия, априори считаются элитными. В Москве этот процесс только начинается. Так же, как и в английской столице, элитные районы появляются у нас в историческом центре города это прежде всего Остоженка, Плющиха, Патриаршие пруды, Замоскворечье.

Наталья Новикова, генеральный директор компании Renaissance Realty:

Москва неуклонно растет вверх, и эта тенденция обусловлена множеством факторов. На сегодняшний день свободных земельных участков, пригодных для строительства, без каких-либо обременений в виде пятиэтажек, ветхих зданий, недостроек или промышленных предприятий практически нет. Цены на землю неуклонно растут вверх, поэтому небоскребы стали решением многих проблем.

Алексей Белоусов, коммерческий директор холдинга Капитал Груп:

Директор по производству компании Бенефит инжиниринг Александр Исаев:

Ритм городской жизни приводит к тому, человеку не хватает 24 часов в сутках, он стремится максимально рационализировать свое время. В условиях проблем с передвижением по городу неразумно проводить в пробках целые часы. Максимально комфортные условия для работы, жизни и отдыха обеспечивают многофункциональные комплексы, создаваемые по принципу город в городе. Часто ими становятся небоскребы. От обычных ЖК они отличаются тем, что объединяют в себе коммерческую, жилую, торговую и развлекательную составляющие. Сейчас актуальными становятся многофункциональные комплексы с торговыми, развлекательными зонами, спортивными клубами и т.д. Мне кажется, что появление таких проектов следующий этап развития современной жизни человека в большом городе.

Что касается архитектуры, то в советский период школа архитекторов была истреблена. Проектировать и строить красиво и удобно никто не умел. Так как ситуацию нужно было срочно спасать, то пришлось брать на Западе готовые наработки. Теперь проектировать, строить и отделывать научились лучше, чем на Западе, но организовывать городское пространство мы еще не умеем. Пока не научимся, будем заимствовать иностранный опыт (например, строить подземные универмаги или торговые моллы за городом).
Пассаж как один из типов торгового заведения был чрезвычайно популярен в Москве во все времена. У него имелись немалые преимущества по сравнению с обычными магазинами и торговыми рядами. Такие заведения как бы предугадывали все капризы и потребности людей: здесь покупателям предлагали комплексное обслуживание, обеспечивая экономию времени при совершении покупок, оказывали различные дополнительные услуги. Это были не только центры торговли, но и места прогулок, встреч и отдыха. О прошлом и будущем знаменитых московских пассажей пойдет речь в настоящей статье.

О Москве пока рано говорить как о цивилизованной столице. При минимальной стоимости жилья $2 тыс. за кв.м не может произойти никакого зонирования на дорогие и рабочие кварталы. Москва становится столицей по образцу Мехико или Дели (а это не лучшие образцы), демонстрирующей роскошь посреди трущоб. При этом она является единственным городом в России, в котором можно развиваться, а это аномальная ситуация. Во всех странах мира есть 6 10 городов, в которых уровень жизни равен столичному. В России же вся страна прозябает, кроме Москвы.

Вскоре пассажи стали появляться в других странах, причем иностранные архитекторы стремились превзойти парижан масштабами сооружений и создать свой собственный Пале-Рояль. В скором времени такие заведения существовали практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия. Новым типом торгового предприятия обогатилась и Москва. Правда, здесь пассаж приобрел свои особенности, продиктованные местными традициями.

Первый пассаж Галери-де-Буа был построен в 1788 году в Париже во дворце Пале-Рояль. Он представлял собой галерею, перекрытую стеклянной крышей, сквозь которую проникал свет в многочисленные торговые помещения. Новый тип магазина стал настолько популярным, что к середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Их преимущество по сравнению с другими заведениями того же назначения заключалось в том, что в пассаже торговые объекты или конторы размещали, как правило, ярусами по сторонам широкой улицы, их фасады были симметричны и одинаковы на всем протяжении. Одну или несколько таких улиц соединяли два (а иногда и больше) прохода.

Кроме того, такой бизнес был весьма выгодным, ведь в отличие от универсальных магазинов, рассчитанных на покупателей среднего достатка, тут торговали преимущественно дорогим и престижным товаром. Пассажи редко занимались оптовыми поставками речь шла преимущественно о рознице. Правда, они всегда имели довольно вместительные склады. Таковой был, например, в Солодовниковском пассаже, возведенном в 1862 году архитектором Н. Никитиным по соседству с Галереей Голицына. Две параллельные улицы магазина Г. Солодовникова выходили на Петровку и Неглинную. В 1874 году хозяин приобрел соседнее владение трехэтажный доходный дом Н. Татищева и разместил в нем магазины, конторы и склады. Там же находились сдаваемые в аренду жилые квартиры. Потом этот бывший доходный дом стали использовать как склад-распределитель и хранилище громоздких товаров.

Московские пассажи совершенная новость и небывальщина
Первым московским пассажем стала галерея князя М. Голицына (архитектор М. Быковский), построенная в 1835 году. Ее возвели между улицами Петровкой и Неглинной при реконструкции центра города после пожара 1812 года. Это было настолько необычное сооружение, что удивленный современник писал: Устройство этой галереи в Москве совершенная новость и небывальщина. С боков она представляет вид огромного корабля, имеющего вместо носа и кормы по одному домику, между которыми вместо палубы служит крыша из оранжерейных рам со стеклами, сквозь которые сообщается свет во внутренность галереи. Первоначально галерея имела вид двухэтажного здания с одной улицей, перекрытой двухскатной крышей, и с двумя симметричными рядами магазинов. Пассаж вмещал 24 торговых заведения. Коммерческий успех галереи Голицына побудил многих состоятельных владельцев участков в центре Москвы сооружать пассажи по европейскому образцу.

Еще одной специфической чертой московских пассажей стала многофасадность зданий. Как правило, за рубежом торговая галерея имела два уличных фасада. В 1887 году в Москве по проекту архитектора Н. Д. Струкова началось сооружение четырехфасадного здания Тверского пассажа на пересечении Тверской улицы и Долгоруковского переулка. Владельцы стремились с максимальной выгодой использовать дорогой участок вблизи центральной улицы города, поэтому планировочное решение стало таким: три продольные и три поперечные улицы. Перекрытия пролетов были сделаны по проекту инженера В. Г. Шухова из металлических конструкций и стекла.

Пассаж являлся не только деловым и торговым комплексом, но и общественным центром. Здесь можно было погулять, посидеть в кафе или ресторане, сделать покупки, назначить встречу с друзьями, просто укрыться от непогоды или перейти по галерее пассажа из одного оживленного пункта в другой. Кроме того, пассажи становились и культурными объектами города. Например, покупатели Солодовниковского пассажа имели возможность посетить небольшой театр с императорской ложей, расположенный в одном из флигелей бывшего дома Татищева. Здесь также устраивали интересные выставки. Например, в мае 1891 года Г. Брокар, владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата, экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 года там стали проводить музыкальные вечера.

Торговые помещения в основном объеме пассажа располагались на двух этажах и антресолях. Ширина улицы внизу составляла 6,5 м, верхние галереи-балконы соединялись между собой мостиками (это один из первых примеров использования железобетона). Заметим, что практически все пассажи демонстрировали стремление к применению новых материалов и конструкций, которые позволяли перекрывать большие пространства, необходимые для проходов-галерей. Железобетон, металл и стекло становились символами достижений архитектуры того времени, а следовательно, и своеобразной рекламой заведению, которое сулило посетителю максимум удобств и комфорта.

Пассажи московские достопримечательности
К отдельно стоящим пассажам с четырьмя уличными фасадами относится и одно из самых знаменитых зданий Москвы Верхние торговые ряды (1889 1894 годы, архитектор А. Н. Померанцев). Они представляют собой три продольных (между улицами Ильинкой и Никольской) и три поперечных прохода (между Красной площадью и Ветошным проездом). Отдельный корпус выходил главным фасадом на Ветошный проезд и по своей планировке был похож на торговую галерею. Этот пассаж является одной из наиболее дорогих построек города. На его сооружение собрали 5 млн руб., а землю под зданием оценивали в 9,5 млн руб.

Посетители Верхних торговых рядов могли посидеть в ресторане или кафе, написать и отправить письмо или телеграмму в местном почтовом отделении, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр, восстановить силы в комнате отдыха. В пассажах работали переводчики и носильщики, действовали камера хранения, справочное бюро и гардероб. Кроме того, в мегамагазине существовала аптека, функционировали граверная и ювелирная мастерские и даже парикмахерская и зубоврачебный кабинет.

Торговые залы (салоны) Верхних торговых рядов поражали своей высококачественной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах продавали практически все возможные виды промышленных и частично продовольственных товаров. Места тут занимали наиболее известные фирмы, которые служили центром, притягивающим к себе менее крупные торговые предприятия. Кроме того, в Верхних рядах появилось несколько интересных нововведений, например ценники. Если раньше продавец сам назначал цену (она была, как правило, сильно завышенной), то теперь она стала фиксированной, и возможность торговаться отпадала. Именно здесь завели первую отечественную книгу жалоб и предложений, ведь в Верхних торговых рядах действовало правило всех универмагов мира: Покупатель всегда прав.

Славился в Москве и Петровский пассаж, возведенный в 1906 году между Петровкой и Неглинной. Его владелица В. И. Фирсанова поставила перед архитектором С. М. Калугиным задачу создать в Москве пассаж по лучшему образцу аналогичного европейского заведения. В результате появилось здание, имевшее две улицы с симметрично расположенными рядами магазинов. Проходы были перекрыты цилиндрическими стеклянными сводами (проект В. Г. Шухова). Пространство расширялось вверх уступами, огромные витрины поражали современников размерами. Самые большие магазины находились на первом этаже здания, меньшие на втором и третьем этажах. Галереи второго этажа были соединены легкими железобетонными мостиками с красивыми ажурными металлическими решетками. Магазин считался выдающимся произведением стеклянной архитектуры.

В подвалах Верхних торговых рядов находились складские помещения. Для привозимых товаров было сделано особое приспособление: товар разгружали на дворе под Ветошным рядом, а туда он поступал на тележках, двигавшихся на железной цепи по рельсам, положенным на наклонные плоскости. Такая железная дорога вызывала зависть торговцев других магазинов. Помимо этого в подвалах размещалась собственная аккумуляторная электростанция, стояли котлы для отопления в холодное время года, был вырыт артезианский колодец для рядского водопровода, смонтировано устройство для снеготаяния.

Всего в Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей. Последним из них стал Голофтеевский комплекс (архитектор И. И. Рерберг), возведенный на месте разобранной Галереи Голицына. Он полностью повторял планировку старого здания, но был выполнен с использованием более совершенных современных конструкций и материалов. Голофтеевский пассаж представлял собой первый в Москве магазин подобного рода, сделанный из железобетона. Применение этого материала позволило максимально увеличить оконные проемы, превратив витрины в сплошную стеклянную ленту.

В темное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в Сандуновских банях). Строительство Петровского пассажа обошлось его хозяйке в 1,5 млн золотых рублей. Для этого Фирсановой пришлось продать три принадлежавших ей доходных дома!

В перестроенном виде мы можем видеть Джамгаровский, Тверской и Петровский пассажи. Последний реконструировали в 1996 году. Арендаторы во многом нарушили его планировочную структуру и изменили отделку, но до сих пор здание продолжает выполнять свои изначальные функции. Верхние торговые ряды стали, пожалуй, самым знаменитым магазином Москвы. После революции 1917 года в исторических интерьерах обосновались различные организации. И только в августе 1953 года советское правительство постановило реставрировать здание. Эту дату можно считать днем второго рождения торгового дома. На ударную стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. И уже в ноябре здесь открылся первый и самый большой в советской России центр торговли Государственный универсальный магазин, сокращенно ГУМ. Магазин образцовой торговли стал собранием самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем Ленина и ВДНХ.

Новые формы городских пассажей
Не все из дореволюционных пассажей сохранились до наших дней. Например, Солодовниковский комплекс был разрушен в 1941 году при ночной бомбардировке Москвы немцами. Через несколько лет его развалины разобрали и устроили здесь сквер.

Появляются сегодня и новые заведения подобного типа, причем многие из авторов этих проектов изменили и модели пассажей, и подход к их организации: теперь магазины больше приспособлены к реалиям современного города. Но по-прежнему пассажи остаются многофункциональными комплексами. Речь идет о галерее Актер, Смоленском и Новинском пассажах (в последнем есть конференц-зал, выставочная площадка высокого уровня, где проходят презентации, концерты, модные дефиле, корпоративные мероприятия и пр.) и другие. Многие торговые комплексы на окраинах Москвы и за пределами МКАД проектируют на основе пассажей моллов. И если раньше такие здания росли вверх, то теперь они устремились вниз. Подземные помещения, которые еще сто лет назад рассматривали главным образом как технические или складские, сегодня становятся магазинами. Яркие тому примеры торгово-развлекательный центр на Манежной площади, в который можно попасть со станции метро Охотный Ряд, и Тверской пассаж, проход в который открыт из верхних вестибюлей Пушкинской и Тверской.

ГУМ все время продолжает развиваться и совершенствовать внутреннее пространство. Восстановлен легендарный демонстрационный зал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах планируют проводить культурные мероприятия и светские собрания. В конце 2006 года на третьей линии откроется гастроном, некогда бывший культовым продуктовым магазином СССР. Кроме того, ГУМ периодически организует художественные экспозиции и яркие презентации.

Современной разновидностью пассажа стали и торгово-пешеходные мосты. Первый подобный переход-пассаж соорудили в Москве в 1997 году. Им стал мост Багратион, перекинутый через Москву-реку и соединивший две центральные части города престижные жилые районы Кутузовского проспекта и активно растущий деловой центр Москва-Сити на Краснопресненской набережной. Два уровня моста представляют собой современный торгово-рекреационный комплекс. Первый это застекленная крытая галерея с травалаторами (движущиеся тротуары), второй уровень частично застеклен, а серединная часть пролета служит открытой смотровой площадкой. В подземном этаже располагаются технические помещения.

Можно сказать, что пассажами (правда, без светопрозрачного покрытия и с односторонним размещением магазинов) являются многие подземные пешеходные переходы. Все больше павильончиков-пассажей, разнообразных по своему архитектурному решению, появляется на поверхности, у выходов из метро. Они упорядочивают торговлю и буквально управляют потоками пешеходов. По принципу пассажей (нескольких галерей, перекрытых стеклянной или пластиковой прозрачной крышей) построены многие продуктовые и вещевые рынки.

Но и подобные формы пассажей не предел развития архитектурной мысли. Некоторые зодчие предлагают перекрывать отдельные торговые улицы стеклянными сводами и реконструировать московские дворики, организуя проходы через них в виде пассажей! Единичные, параллельные, пересекающиеся или расширяющиеся в виде атриумов, такие галереи с освоенным подземным пространством архитектурно и функционально обогащают город, являются крупными торговыми и коммуникативными центрами.

В будущем через систему эскалаторов мост Багратион будет связан с подземным уровнем всего ММДЦ Москва-Сити и с пересадочным узлом метрополитена и мини-метро.



Главная --> Публикации