Главная --> Публикации --> Следствие ведут покупатели бизнеса Франция покоряет инвесторов Французский девелопер стал совладельцем “росевродевелопмента” Квартира как подарок: за и против Мудрость стен и проводов

Базовый элемент Олега Дерипаски с активами на $14 млрд занялся авиацией в 2004 г., выкупив за $25 млн на госаукционе 51% акций Авиалиний Кубани (АЛК). В 2005 г. Базэл передал АЛК другой структуре Дерипаски- Русско-Азиатской инвестиционной компании (Раинко). Та выделила из перевозчика аэропорты Краснодара и Геленджика, добавив к ним аэропорт Анапы. Международный аэропорт Сочи 100%-ная госкомпания, в 2005 г. обслужила 1,2 млн пассажиров (входит в первую десятку по России). Владеет действующим терминалом 1956 г. постройки и недостроенным аэровокзалом на 2,5 млн пассажиров (стройка заморожена в 1998 г.). Выручка за 2005 г. 377,7 млн руб., чистая прибыль 20 млн руб.

Хозяин Русала Олег Дерипаска пополнил свою копилку авиационных активов четвертым аэропортом сочинским. Вчера его структура купила 100% акций аэропорта на госаукционе за $206 млн, в полтора раза выше стартовой цены. Актив достался ему после отчаянной борьбы с другим претендентом частными совладельцами аэропорта Внуково.

Сам он о проигрыше сожалеет, ведь для него это стало бы крупнейшей в жизни сделкой: Дерипаска явно пошел на принцип, а мы остановились на той цене, выше которой уже не имело смысла покупать сочинский аэропорт. Гендиректор подконтрольного Ренове аэропорта Кольцово Михаил Максимов говорит, что Ренова отступила раньше всех, поскольку даже стартовую цену считала завышенной. Справедливая, по мнению Максимова, цена за сочинский аэропорт с учетом всех будущих инвестиций $100 млн.

Есть ощущение, что за аэропорт пришлось переплатить, нехотя признал вчера после аукциона гендиректор Раинко Станислав Карабут. Стартовая цена 100% акций аэропорта Сочи составляла $130 млн. Вместе со структурами Дерипаски в торгах участвовали частные совладельцы Внуково и представители Реновы. Команда Виктора Вексельберга сдалась на отметке в $159 млн. Дальше борьба развернулась между бывшим управляющим директором Базэла Павлом Плишкиным и совладельцем Внуково, первым заместителем гендиректора аэропорта Виталием Ванцевым. Почти 10 минут оба не опускали таблички, а аукционист просто отсчитывал шаги. На отметке в $202 млн Плишкин все-таки опустил табличку, Ванцев повысил цену до $204 млн. Аукционист успел даже сказать: $204 млн раз, но Плишкин снова выбросил табличку, подняв планку до $206 млн. На этом Ванцев прекратил борьбу.

Эксперты справедливо оценить сделку не берутся. С сегодняшними показателями аэропорт Сочи стоит значительно дешевле $206 млн, отмечает аналитик банка Траст Евгений Шаго. Если взять за основу капитализацию крупнейших аэропортовых операторов мира британского BAA и германского Fraport, то сочинский аэропорт должен стоить $86-103 млн с сегодняшним пассажиропотоком, посчитал аналитик. Однако, если прогнозы чиновников на 2014 г. сбудутся, стоимость аэропорта вырастет до $351 млн. За вычетом инвестиций это и дает его оценку в $200-250 млн.

Чиновники считают, что $206 млн оправданная цена за курортный аэропорт. Новому владельцу придется вложить в достройку терминала больше $100 млн за два года, признал после аукциона советник министра экономического развития Игорь Коньков. Но инвестиции Дерипаски окупятся, уверен чиновник. Сочи претендует на статус столицы Олимпиады-201 И если городу удастся его получить, то в год Олимпиады аэропорт примет, по прогнозам чиновников, 7 млн пассажиров, в полтора раза больше московского Внуково. Но даже без Олимпиады к 2014 г. пассажиропоток курортного аэропорта вырастет до 4 млн пассажиров, уверен Коньков. Ведь многие инвесторы уже пообещали вложить в развитие курорта сотни миллионов долларов, даже если Игры пройдут не в Сочи. Только Дерипаска оценил свои будущие инвестиции в курортный город почти в $800 млн.

Программа Обеспечение жильем молодых семей Калининского района Новосибирска в 2006-2007 гг. разработана областной Единой Россией в сотрудничестве с ООО Энергомонтаж (его возглавляет член политсовета отделения Леонид Сидоренко). В доме, который компания возводит в микрорайоне Родники, молодым семьям будут продавать комнаты в коммуналках в двух- и трехкомнатных типовых квартирах. Предполагается, что минимальная стоимость комнаты площадью 10 кв. м составит 376 тыс. руб. при средней цене комнаты в этом районе около 600 тыс. руб. Отбирать жильцов будут по следующим параметрам: наличие постоянной прописки в районе, возраст одного из супругов до 30 лет и членство обоих супругов в Единой России. Последнее требование самое главное и принципиальное.

Еще одна проблема
Развитие аэропорта Сочи зависит от того, как быстро государство отремонтирует его аэродром. Коньков пообещал вчера, что все будет сделано за два года. Но реконструкция аэродрома стоимостью свыше $100 млн может затянуться. В сентябре Росавиация выбрала генподрядчиком сербскую Путеви, которая взялась отремонтировать одну из двух взлетно-посадочных полос за 18 месяцев. Но проигравшие в конкурсе подрядчиков Инжтрансстрой и австрийская Strabag International решили оспорить победу Путеви в суде. Инжтрансстрой иск подала, но после переговоров с Росавиацией в итоге отозвала его, говорит сотрудник компании. А вот иск Strabag завтра должен рассмотреть московский арбитражный суд.
Новосибирские единороссы придумали оригинальный способ привлечения в свои ряды молодежи. Совместно с компанией Энергомонтаж партия запустила программу, в рамках которой 100 комнат в новом доме будут проданы молодым семьям по цене существенно ниже рыночной при условии, что оба супруга являются членами Единой России.

Противники единороссов восприняли программу по-разному. Депутат облсовета, коммунист Вадим Агеенко заявил Ъ, что ставить вопрос о партийности при решении жилищной проблемы молодых семей это наглое кощунство и попытка нарастить партийные ряды и подкупить избирателей за бюджетный счет. Я допускаю, что 'Энергомонтаж' выделит часть денег на реализацию программы, но основная часть средств, безусловно, будет взята из бюджета, заявил он, подчеркнув, что, когда единороссами являются губернатор, спикер облсовета и более половины депутатов облсовета, доступ к бюджетным средствам для местной Единой России практически не имеет препятствий.

Как рассказал Ъ господин Сидоренко, 17-этажный семиподъездный панельный дом будет сдан в конце 2007 года. Привлекать бюджетные средства на реализацию программы, по его словам, не предполагается: обладминистрация оказывает Единой России только моральную поддержку, а семьи, у которых нет сбережений, будут брать ипотечные кредиты в банках. В особых случаях роль кредитора готов брать на себя Энергомонтаж из расчета 10% годовых. Относительную дешевизну недвижимости в компании объяснили тем, что она продается немногим выше себестоимости. А в том, что купить комнаты смогут лишь члены Единой России, по мнению господина Сидоренко, ничего особенного нет таково условие. Комнаты готовы приобрести уже около 60 человек. В Энергомонтаже говорят, что в случае успеха опыт строительства домов для единороссов будет распространен и на другие районы Новосибирска.

Уральская холдинговая компания Лидер до конца 2010 г. планирует построить в регионах 12 торгово-развлекательных центров (ТРЦ) с круглогодичными аквапарками, вложив в проект порядка $360 млн. Эксперты считают удачной идею соединения ТРЦ и водных развлечений.

Глава исполкома отделения Справедливой России Леонид Бобров был менее резок в оценках. Более половины молодых семей остро нуждаются в жилье, и мы приветствуем такого рода инициативы, от кого бы они ни исходили. Главное, чтобы это не оказалось лишь пиар-акцией и приносило реальную пользу людям, заявил он Ъ. Господин Бобров отметил, что делить молодые семьи на партийные и непартийные неправильно, но выразил надежду, что это издержки первого шага и в дальнейшем возможность приобрести небольшие комнаты по демократичной цене будет у всех, независимо от политических пристрастий. А вот новосибирский политолог Владимир Леонтьев считает, что подобная тактика может принести единороссам результат, обратный желаемому. Можно, конечно, поддерживать своих, но тогда нужно по-другому это комментировать иначе подобные вещи выглядит не совсем корректно по отношению ко всему остальному населению, заявил он Ъ.

В строительство каждого торгово-развлекательного центра Лидер вложит примерно $30 млн, общий объем инвестиций составит $360 млн, рассказал начальник отдела по связям с общественностью компании Сергей Безукладников. До 30% будет вложено компанией, оставшиеся инвестиции будут привлекаться в виде банковских кредитов. В Лидере рассчитывают, что проект окупится в течение пяти лет. Площадь одного центра составит 32 000-50 000 кв. м, площадь аквапарка примерно 28 000 кв. м. Единовременная вместимость всей водной зоны составит 1000 человек, суточная порядка 5000 человек, сообщил Безукладников. В ТРЦ также будет входить спа-салон, косметическая зона, баня, ресторанная, торговая и игровая зоны плюс фитнес-центр площадью 1500 кв. м и гостиница на 200 мест. Управлять и отелем, и фитнес-центром станет сама компания посредством специально созданного юрлица, курирующего это направление. Безукладников объяснил это принятой стратегией никого чужого в бизнес не пускать.

Холдинговая компания Лидер создана в 2000 г. Владелец компании председатель совета директоров Николай Кретов. Компания занимается строительством ТРЦ, аквапарков, санаториев и баз отдыха. В 2004-2006 гг. компания построила два ТРЦ в Екатеринбурге (площадью 52 000 и 22 000 кв. м) и по одному ТРЦ площадью 20 000-32 000 кв. м в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Оренбурге, Кургане. Финансовые показатели не раскрываются.

Пресс-секретарь губернатора Оренбургской области Игорь Дмитрачков подтвердил, что в городе будет построен ТРЦ с аквапарком. Чиновник администрации Мясниковского района Ростовской области уточнил, что у компании есть разрешения на строительство торговых площадей, а необходимые документы на строительство аквапарка Лидер получает сейчас.

По словам представителя Лидера, выделение земли уже согласовано с городскими властями Новосибирска, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Липецка, Уфы, Саратова и Волгограда, идут переговоры с администрациями Тольятти, Челябинска и Омска.

Размер инвестиций определен адекватно, считает аналитик Финама Сергей Фильченков, например, строительство самого большого в России аквапарка Трансвааль обошлось в $40 млн. За счет эффекта синергии между аквапарком, гостиницей и торговой зоной сроки окупаемости будут снижаться, предложение большого количества услуг обеспечит существенный трафик потребителей, полагает аналитик. Фильченков рассчитывает, что годовой оборот одного аквапарка может составить порядка $10 млн.
Израильская компания Industrial Buildings Corporation решила расширить свой проект в Санкт-Петербурге. Она собирается построить новый квартал города 1 млн кв. м жилья и коммерческой недвижимости между Московским и Пулковским шоссе. На эти цели ей придется потратить не менее $1 млрд.

Специалист отдела маркетинга сочинского аквапарка АкваЛоо Николай Шангин говорит, что проект Лидера интересен, поскольку компания планирует предоставлять дополнительные услуги помимо водных развлечений. По его словам, этот бизнес очень выгоден и спрос в некурортных городах может быть выше, поскольку там нет других мест для купания.

Весной этого года IBC приобрела участок площадью 40,8 га, расположенный между Московским и Пулковским шоссе в Санкт-Петербурге. Земля обошлась израильской компании в $36,7 млн. Тогда в IBC заявляли, что на этой территории будет построен многофункциональный комплекс площадью 840 000 кв. м. С тех пор проект IBC претерпел существенные изменения. Как рассказал Ведомостям PR-менеджер проекта Марина Бродская, теперь объем строительства составляет около 1 млн кв. м, из которых 600 000 кв. м жилье, 200 000 кв. м торгово-развлекательные и культурные заведения, 150 000 кв. м офисы и 50 000 кв. м объекты бытового назначения. Сейчас проект находится на рассмотрении в администрации города. Представитель городского комитета по градостроительству и архитектуре подтвердил эту информацию.

Industrial Buildings Corporation (IBC) входит в израильский холдинг Fishman Group. Специализируется на вложениях в коммерческую недвижимость. Инвестиционный портфель составляет 1,7 млн кв. м в Израиле, США, Канаде, Франции, Германии, Португалии, Швейцарии и России. Годовой оборот компании оценивается в $100 млн. Совокупный доход Fishman Group составляет $2,5 млрд.

По мнению президента группы компаний Аверс Михаила Зельдина, Санкт-Петербург испытывает серьезную нехватку жилья, а спрос на него только растет в связи с развитием ипотеки. С ним согласен и Пашков, который говорит, что ежегодно в Петербурге вводится около 2 млн кв. м жилья, а учитывая, что проект IBC рассчитан на восемь лет, реализовать заявленные объемы будет вполне по силам.

Все согласования в компании планируют пройти к середине 2007 г. По словам Бродской, реализация проекта рассчитана на восемь лет и предполагает 5-6 очередей по 160 000-180 000 кв. м каждая. Первая очередь будет сдана во второй половине 2008 г. Объем инвестиций в проект составит около $1 млрд, говорит Бродская. Впрочем, участники рынка считают, что этих средств на реализацию столь масштабного проекта может и не хватить. Директор отдела по профессиональным услугам компании Knight Frank Санкт-Петербург Николай Пашков говорит, что себестоимость строительства подобных проектов сейчас составляет около $1200 за 1 кв. м, а учитывая рост цен на стройматериалы и услуги, она может достигать и $150 Получается, что, по его словам, IBC придется инвестировать $1,2-1,5 млрд. С этим согласен и представитель консалтингового агентства, который оценивает затраты израильской компании в $1,5-1,8 млрд. А директор по консалтингу компании Becar Олег Спивак считает, что заявленных средств должно хватить, так как жилье, скорее всего, будет строиться в том числе и за счет дольщиков. Бродская не исключила, что в реализации проекта примут участие и соинвесторы, впрочем, пока они не определены. Нет еще и заключенных договоров аренды на коммерческие площади.

Впрочем, Олег Спивак напоминает, что на Пулковском шоссе уже есть ритейл-парк, где представлены многие торговые операторы (Metro, Карусель). Там же Шанхайская индустриально-инвестиционная холдинговая компания строит район Балтийская жемчужина, стоимостью около $1,3 млрд. Среди рисков, с которыми может столкнуться компания при реализации этого проекта, Пашков называет возможную нехватку мощностей и ликвидность рынка. Рынок жилья Петербурга пока еще не сформировался. Его периодически лихорадит: после бурного роста цен может наступить стагнация. Планировать долгосрочные проекты сложно, говорит он.

По мнению Зельдина, месторасположение комплекса вполне удачное: этот район считается одним из самых престижных в городе, там хорошая экология, а близость аэропортов Пулково и Пулково-2 создает дополнительное преимущество для арендаторов офисов.

Рыночная стоимость российских активов, принадлежащих Jerusalem Economic Corporation, Industrial Buildings Corporation и Darban Investments (все три компании входят в Fishman Group), составила $765 млн, говорится в отчете Merrill Lynch и Credit Suisse. Оценка включала в себя и объекты, которые пока находятся в стадии приобретения. Эти три компании намерены провести на Лондонской бирже IPO. На альтернативной площадке AIM планируется продать 30% акций их совместного предприятия Miriland Development Corporation.

НАСТРОИЛИ



Главная --> Публикации