Главная --> Публикации --> Основные изменения на ипотечном рынке в 2006 году Новшества жилищной политики российской столицы Магазин на отлете. станут ли аутлеты перспективным форматом в россии Стадион построит “синтез-суи” Реконструкция в духе обманки

Беседа с мэром города Сочи Виктором Колодяжным состоялась сразу после завершения одного из значимых событий уходящего года Международного экономического форума Кубань-2006, который наглядно показал значимость южной столицы России и как крупного делового центра, и как региона, наиболее привлекательного для инвестиций.

Если проводить опрос среди россиян о городе, который в последнее время на слуху, курортная столица по праву бы занимала в нем лидирующие позиции. А в привязке к олимпийской тематике о нем, уверены, теперь часто говорят и жители планеты. Как бы то ни было, но Сочи становится все популярнее и популярнее, и его статус, несомненно, растет день ото дня.

В первую очередь, на форуме обсуждались вопросы стратегического развития экономики страны, пути формирования благоприятного инвестиционного климата, взаимодействия власти и бизнеса. Статус мероприятия значительно укрепляется тем обстоятельством, что этим летом Сочи вошел в тройку городов, претендующих на право принять у себя Белую Олимпиаду. Мы стремимся к победе, но даже само участие в предолимпийской гонке может дать невиданный доселе толчок развитию всей инфраструктуры, становлению города как курорта мирового уровня. Но, конечно, наша победа во многом зависит от того, как мы все сочинцы, россияне, люди на всех уровнях поработаем на эту идею.

Виктор Викторович, действительно, насколько важно для города это мероприятие?

Сейчас совместными усилиями администрации Краснодарского края и Министерства экономического развития и торговли РФ разрабатывается график работ. Готов он будет к февралю 2007 года, когда к нам прибудут эксперты МОК. Делается все для того, чтобы убедить членов авторитетной делегации в том, что мы способны провести Игры.

До приезда экспертов Международного олимпийского комитета в Сочи осталось чуть больше трех месяцев. Как идет подготовка к их визиту?

Правительство одобрило Федеральную целевую программу развития Сочи как горно-климатического курорта...

В связи с этим создана дирекция по реализации Федеральной целевой программы развития Сочи до 2014 года, которая проведет конкурсы на изготовление проектно-сметной документации для строительства объектов, которые нам необходимо иметь в соответствии с требованиями МОК.

Что касается внебюджетных инвестиций, то они будут направляться, в первую очередь, на развитие курортно-туристической отрасли. Это наиболее привлекательная отрасль экономики города с точки зрения окупаемости средств. По нашим прогнозам, доходы предприятий санаторно-туристического комплекса будут расти ежегодно от 13 до 18%, только в следующем году они увеличатся до 19 млрд руб.

Федеральная целевая программа главная гарантия того, что идея будет реализована. Правительство готово выделить более 300 млрд руб., чтобы появились, скажем, особые туристско-рекреационные зоны. Когда этот проект заработает, многократно увеличатся территориальная и экономическая привлекательность города. Олимпийские игры это сто тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, это гарантия трудоустройства выпускников университетов, колледжей и лицеев. Это круглогодичная загрузка курорта, современные технологии гостиничного и ресторанного бизнеса, туристских и экскурсионных услуг.

Генплан ориентирован на будущее города, и в первую очередь на создание мощной базы по проведению спортивных состязаний. В нем учитываются стандарты МОК, когда в радиусе пятидесяти километров от олимпийского центра должны быть хорошие дороги и тротуары, а каждый жилой дом обязательно газифицирован, с инженерными коммуникациями, да еще и с зеленым двором. Что касается новых объектов, то, помимо спортивных сооружений, жилых комплексов для приема многочисленных гостей, появятся современные транспортные развязки, сети учреждений торговли, бытового обслуживания и так далее.

В конце нынешнего года у Сочи появится Генеральный план. Какие основные принципы развития курорта в него закладываются?

Считаю, что город, в котором не ведется строительство, не реконструируются знаковые объекты, не обновляется оборудование, в конце концов, который не интересен инвесторам, обречен на деградацию. Это мертвый город.
Вспомните, в каком состоянии была наша строительная отрасль в 90-х годах. Кто успел вовремя сориентироваться и приспособиться к рыночным условиям, тот выжил, остальные сейчас неизвестно где. Я готов сегодня обеспечить строительные организации кредитными ресурсами. Поверьте, этот беспроцентный кредит весьма солидное подспорье. Пусть строят, развиваются, конечно же, с отдачей для города.

С вашим приходом к руководству городом связывают перемены в облике курорта. Он стал привлекателен для крупных инвесторов, в нем без преувеличения происходит строительный бум

Мы отмечаем рост интереса со стороны многочисленных компаний. Поверьте: поступает много самых разных предложений. Естественно, отбираем из них лишь те, что сделаны серьезными партнерами. Однако для успешного сотрудничества городу необходимо подготовить точки для старта: инвестор должен прийти на готовую площадку, чтобы тут же начинать строить объект. Данный вопрос решается, но... Необходимы очень серьезные вложения в развитие инфраструктуры города газовых и водопроводных сетей, канализации.

Число инвестиционных предложений растет?

Виктор Викторович, вы руководите летней столицей около двух с половиной лет. За этот период сделано немало. Раскройте, пожалуйста, вашу формулу успеха.

Вместе с этим городские структуры разрабатывают собственные инвестиционные программы, касающиеся замены ветхого жилья, предоставления квартир молодым семьям, учительскому корпусу. Мы также активно занимаемся продвижением проектов инвестиций в пляжную зону Сочи. Почему Геленджик, Анапа гордятся своими набережными, а в нашем городе ничего подобного нет? И у нас есть инвесторы, которые уже вкладывают в это направление весьма солидные деньги.

Моя идеология сводится к одному: нужно, чтобы у каждого дела, у каждого объекта был собственник. Когда приступил к работе в качестве мэра Сочи, то сразу же увидел: многое в городе находится в бесхозном состоянии. Это касалось, прежде всего, жилищного фонда. Одно из первых дел, которым занялись серьезно, создание программы формирования товариществ собственников жилья (ТСЖ). Она строится на том, что под каждым жилым многоквартирным домом за счет городского бюджета оформляется в коллективную собственность земельный участок и проводится капитальный ремонт здания. Потом всем этим землей, строением, домовой инфраструктурой владеют и распоряжаются уже сами жильцы. Я хочу подчеркнуть, что пока в России в этом деле мы являемся первопроходцами: участки под многоэтажками в собственность никто не передает и ремонт не дарит. В прошлом году из городского бюджета на подобные цели выделили 150 млн руб., в нынешнем году уже более полумиллиарда.

Формула проста: надо работать профессионально, системно, в команде. Если нужно, по 15 16 часов в день, не снижая темпа и динамики предпринимаемых усилий для решения каждой конкретной задачи.

Самый большой медицинский объект, который сегодня создаем, кардиологический корпус. Уже есть договоренность, что на одном из этажей корпуса вахтовым методом будут работать германские кардиохирурги, выполняя самые сложные операции.

Еще одна программа, которую мы разработали, в течение пяти лет капитально отремонтировать все больницы и поликлиники города. И она выполняется: половина объектов приведена в порядок. Например, недавно сдали поликлинику, оборудованную лечебным ванным комплексом. Им могут пользоваться и курортники, не нужно покупать путевку в санаторий. Это тоже наш эксклюзив.

Общаясь с ребятами в недавно отремонтированных школах, я заметил, что у них появилось особое чувство гордости, достоинство. Теперь они так мыслят: их школа стала современной, светлой, уютной, ее следует беречь, приумножать красоту обновленной среды, сохранять собственное комфортное пространство.

Третье направление, которому уделяем особое внимание, образование. Я думаю, в будущем году до половины городского бюджета направим в эту отрасль. Значительная часть средств пойдет на капитальный ремонт школ, что не делалось 30 40 лет. Может, я не прав, но мне кажется, если дети уже с первого класса начнут учиться в достойных условиях, это повлияет на всю их дальнейшую жизнь.

А денег в бюджете хватит?

Про учителей тоже не забываем. Ежегодно сдаем жилые дома для педагогов, причем даем в них квартиры на конкурсной основе и с обязательством, что человек будет работать в отрасли еще не менее десяти лет. После чего учитель может приватизировать полученную от муниципалитета квартиру.

До чего, на ваш взгляд, у городской администрации пока не дошли руки? А стало быть, на чем в будущем необходимо акцентировать внимание?

За два года мы почти вдвое увеличили собираемость городского бюджета. Растут доходы предприятий, предпринимателей. Мы создали нормальные условия для малого и среднего бизнеса. В последнее время все больше руководителей, бизнесменов настроено не только на развитие своего дела, но и на участие в различных проектах, акциях, которые приносят пользу всем жителям города. Иначе быть не может.

Но давайте поймем главное: ни одна из вышеозначенных задач не будет решена, если нам не удастся воспитать в горожанах чувство хозяина. Только бережливое отношение к уникальным уголкам нашего курорта, его зеленому наряду, морю и природным ресурсам позволит нам сохранить и приумножить то, что досталось нам от предков.

Проблем, естественно, немало. Но если говорить о конкретных отраслях, то меня волнует состояние агропромышленного комплекса, сельского здравоохранения, местной строительной базы. По-прежнему особое внимание будем уделять реконструкции и укреплению материально-технической базы объектов здравоохранения и образования, расположенных как в городской черте, так и в сельской местности. Большую работу проводили, проводим и будем проводить по профориентации школьников. Ведь они будущие профессиональные кадры, в которых уже сегодня курорт крайне нуждается.

Президент России Владимир Путин третий раз за последний год назвал развитие рынка ипотечных кредитов "задачей первостепенного характера (на этот раз на встрече с председателем правления американской компании AIG Морисом Гринбергом). Но, несмотря на "высокое" внимание, ипотечного бума в стране не наблюдается. Потому что государство при разработке ипотечной стратегии говорит о кредитах в рублях, а банки продолжают выдавать их только в валюте.

Аналитический центр ирн.RU проводит семинар Особенности работы в регионах: теория и практика

Оба банка заявили о намерении стать лидером рынка. "Мы серьезно подошли к продукту - для начала наняли высокопрофессиональных специалистов (из ДельтаКредита. - "Финансовые Известия"), причем командой, - сказал "Финансовым Известиям" президент ВТБ Андрей Костин. - Сейчас команда заканчивает работу над продуктовым рядом, а выдавать ипотечные кредиты начнем осенью".

Последний раз после аналогичного заявления президента на ипотечном рынке стало на 2 серьезных игрока больше - за лето на него вышли Внешторгбанк (ВТБ) и Национальный резервный банк (НРБ). Оба банка даже подписали соглашения с государственным ипотечным агентством - АИЖК, которое ранее напрямую с банками не работало. Однако заметного изменения объемов ипотечного кредитования пока не произошло.

При столь определенных планах оба банка не торопятся выйти к клиенту с предложением по кредитованию в рублях. Хотя АИЖК, соглашение с которым летом подписали оба банка, рефинансирует исключительно рублевые кредиты, выданные по ставке 15% годовых в рублях.

Не менее амбициозны и планы НРБ, который для завоевания ипотечного рынка специально создал Национальную ипотечную компанию (НИКОМ), которую возглавила бывший руководитель программ ДельтаКредита Елена Клепикова. Клепикова заявила "Финансовым Известиям", что НИКОМ однозначно намерена обогнать Дельту - "для чего же мы тогда создали компанию?". А во Внешторгбанке конкурентов из НИКОМа воспринимают спокойно. "У НРБ слишком много дел с увлекательным проектом по "МиГам", - заявил источник, близкий к руководству ВТБ. - Пока они их будут решать, на ипотечном направлении мы их обгоним".

Аналитик Standard Poor's Екатерина Трофимова считает, что правительство не определилось с моделью, как оно намерено развивать ипотеку, в этом и причина ее пробуксовки. Действительно, пока государственные планы ограничиваются заявлениями о важности ипотеки для экономики России. Однако заявления госчиновников выглядят немного далекими от рынка.

Процентная ставка - последнее, в чем банки согласны проявить гибкость. Так, НИКОМ снизил порог первоначального платежа за квартиру для "молодых семей" до 5-10% стоимости квартиры (сейчас общее правило российской ипотеки - 30% стоимости квартиры оплачивает сам покупатель, а на остальные 70% банк дает ему кредит). Однако процентная ставка по такому кредиту составляет 15-16% годовых в валюте, что не только далеко от стандартов АИЖК, но даже выше, чем у того же ДельтаКредита. Поэтому массовым продукт наверняка не станет, несмотря на уникальность предложения.

Вчера столичные министры решали, какой быть Москве через 20 лет. Генеральный план развития столицы до 2025 года, который был разработан еще 8 лет назад, сегодня, как показали промежуточные итоги, нуждается в серьезных корректировках. А итоги таковы: коммерческого жилья, торговых площадей и кафе-ресторанов в Москве построили больше, чем было заложено в плане, а вот детских садов, школ, дорог, линий метрополитена, парковок, инженерных сетей, а также новых парков и скверов прибавилось куда меньше, чем планировали. При этом земли в Москве больше не стало, так что экспансия города в область неизбежна.

Государственные расчеты по развитию ипотеки делаются исходя из того, что ипотечный кредит выдается в рублях. Говоря о неминуемом расцвете ипотеки, гендиректор АИЖК Александр Семеняка приводит расчеты, по которым средней российской семье для улучшения жилищных условий нужно взять кредит в 300 тыс. рублей. Такой кредит, по словам Семеняки, доступен любой семье, которая имеет возможность откладывать 5 тыс. рублей в месяц. Более того, если ставки по кредитам продолжат снижение, Семеняка не исключает, что кредит "потянет" и семья, сберегающая в месяц около 2 тыс. рублей. На этих оптимистических прогнозах и живет ожидание российского ипотечного бума. А главные ипотечные игроки продолжают выдавать свои кредиты в валюте.

Забыло о Москве, которая выполняет столичные функции, и федеральное правительство лишь недавно, после дорожной пробки, которую прославила команда Спартака, спустившись в полном составе в метро, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в проект бюджета страны на 2007 год заложено 11 миллиардов рублей на дорожное строительство в столице. Правда, денег на прокладку новых линий московского метро в бюджете уже не нашлось.

Для выполнения любой программы, напомнила глава департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, нужны ресурсы. В Москве главным дефицитным ресурсом стала земля. И хотя земля в собственность в столице не оформлялась, практически по любому участку есть правообладатели, которые используют занятые участки для получения максимальной выгоды, то есть в первую очередь строят коммерческое жилье и торгово-развлекательные комплексы...Это, конечно, правда, но не вся. Город все эти годы точно так же жил одним днем. Почему, например, снося пятиэтажки, на их месте тут же строили многоэтажные, в том числе коммерческие дома, забывая воспользоваться возможностью проложить на освободившемся месте новые дороги или хотя бы сразу предусмотреть под домами подземные паркинги: к решению в обязательном порядке строить гаражи в новостройках пришли только в этом году. Мало того в большинстве случаев все это новое строительство нагромождалось на старые инженерные и электрические сети, которые уже сейчас не выдерживают в разы возросшей нагрузки. О разбивке новых скверов на месте вырубленных под новое строительство деревьев даже речи не идет так называемое компенсационное озеленение разрешает вырубить старые деревья, к примеру, на Таганке, а молодую поросль высадить в Битцевском парке. И что с того жителям Таганки?

Да и по сути реальная Москва, как назвал ее вчера главный архитектор столицы Александр Кузьмин, уже давно не ограничена МКАД. Ближайшее Подмосковье активно заселяется москвичами, жители области работают в Москве в этом реальном городе только официально проживает более 15 млн человек, и развивать этот город надо сообща. Последний пример расширение Ярославского шоссе запланировано только до МКАД, но если не расширять его дальше: до Мытищ и до Королева, то пробки на Ярославке никуда не денутся.

Ошибки осознаны. Что делать, вроде бы тоже понятно: строить дороги, детские сады и школы, наращивать энергомощности, не забывать о том, что город должен быть зеленым, иначе просто задохнемся в бетонных коробках и пробках. Но при этом Москву никто не освобождал и от выполнения нацпроекта Доступное жилье. Выход, судя по всему, один Москве и области, как бы ни были напряжены отношения между главами двух соседей-регионов, придется или развиваться вместе, или вместе погибнуть.

В самой же Москве, считает мэр, пора ограничить строительство офисов в центре, чтобы сохранить то, что осталось от исторического города. И с помощью привлеченных экспертов тщательно оценить, сколько народу будет жить в Москве через 510 лет, чтобы не повторить главной ошибки Генплана 1998 года. По нему в Москве сейчас должно проживать 8,6 млн человек, а, по данным последней переписи, живет как минимум 10,4 млн, а с учетом мигрантов и все 15.
Проблемы, возникающие при застройке любого крупного города, простыми быть не могут по определению. Ибо плюсы не бывают без минусов, а минусы без плюсов.

В свою очередь, Юрий Лужков считает, что Москва должна помочь области в развитии подмосковных городов:Надо создать их жителям такие комфортные условия для жизни и работы, чтобы они не искали их в столице.

Но вот на чьих весах перетянет? Ведь у каждого своя шкала приоритетов. То, что очень важно для одних, не важно для других. Соответственно и оптимальные направления развития Киева люди представляют очень по-разному. Потому начинать необходимо с обсуждений и анализа приоритетов.

При решении градостроительных задач простой подсчет плюсов и минусов дает не так уж и много. Ведь дело не столько в их количестве, сколько в их весомости. Бывает, что один плюс перетягивает десяток минусов. Бывает, что наоборот.

И дело тут не только в том, что сытый голодного не разумеет. Дело еще и в том, что любое крупное строительство это изменение облика и духа города; изменение ритма и уклада жизни, внутреннего состояния души. Менять подобные вещи люди обычно не спешат.

Для крупномасштабных преобразований необходима воля, нужно массовое стремление; а этого явно не хватает. Не секрет, что далеко не все киевляне, строители, чиновники и большие начальники заинтересованы в наращивании объемов строительства.

Поскольку накоплений у них особых нет, то требуют строить самое дешевое (читай, самое малогабаритное) жилье. Забывая, что в Киеве малогабаритного физически и морально устаревшего жилья и так десятки миллионов квадратных метров. А вот чего практически нет, так это жилья класса де-люкс. Да и премиумов для европейской столицы маловато. И знаменитые киевские парки уж очень отстали от лондонских.

Но вот приезжие подобные вещи не очень воспринимают. Они уже и так сменили привычную среду, готовы (и стремятся) менять ее дальше. С Киевом многие из них связывают своё будущее, жить им где-то нужно Потому и требуют: строить, строить и строить.

От выбора вариантов ответов (а их может быть много) зависит не только архитектурный облик города, но и его внутреннее содержание. От этого зависит: кто тут будет селиться; на чем Киев будет строить свою экономику; как он будет восприниматься в Украине и мире.

Вот и возникают вопросы: делать Киеву ставку на премиумы (перемежая их с бизнес-классом)? Или на квадратные километры, застроенные гостинками? Или на массовый исход в города-спутники?

К тому же, при нынешней демографической ситуации, быстрый прирост киевлян на практике означает крайне нежелательное опустошение регионов.

Завлечь в Киев (с помощью общедоступного жилья) дополнительно несколько миллионов украинцев не трудно. Они сами сюда рвутся. Вопрос в том, что они в Киеве будут делать? Ведь все приезжие будут требовать работу, и далеко не всегда в области высоких технологий. Этак мы и от заводов в центре Киева избавиться не сможем

Среди этих пружин и тормозов коррупция занимает далеко не последнее место. Можно только спорить, сколько процентов от стоимости возводимого жилья идет на поддержание коррупционных схем при выделении земельных участков, согласовании проектов, выдаче разрешений. Полагаем, что немало. Ведь даже Леонид Черновецкий, много лет разоблачавший чиновников, был поражен (сев в кресло мэра) тому, сколь глубоко коррупция въелась в киевские органы власти.

Любые планы останутся пустыми прожектами, если не учтены (заранее не проанализированы) те рычаги-пружины и тормоза-преграды, которые подталкивают и стопорят эти планы.

Новые киевские власти заявляют о том, что дополнительные деньги с инвесторов теперь будут собирать не под прикрытием коррупционных схем, а законно. И тратить их будут на социальное жилье и развитие города. Как говорится, поживем увидим. Увидим, в частности, насколько возрастет строительство, насколько сократится количество очередников.

Коррупционные схемы блокируют инвестиции; блокируют приход в Киев зарубежных девелоперов (имеющим доступ к дешевым кредитам и огромным денежным фондам); блокируют приход мощных зарубежных строительных фирм.
Не вызывает сомнений, что в Киеве есть немало строительных фирм, заинтересованных в сломе этих схем. Но вряд ли кто будет спорить и с тем, что многие строители не так уж сильно страдали от поборов. Ведь чиновники ограждали их от конкуренции, а деньги (скорее всего, с большим запасом) милостиво разрешали собирать с инвесторов.

Не хотелось бы углубляться в эту тему, но явно выраженные тенденции превращения Киева в мегаполис с огромным количеством приезжих, пугает многих. Накапливается раздражение, вызванное ростом города, изменением его духа и облика. Общественный транспорт перегружен; в центральных районах (и не только там) автомобильные пробки; припарковаться негде. Скверы и просторные зеленые дворы уничтожаются (застраиваются, превращаются в автостоянки). Инженерные коммуникации не справляются с возросшими нагрузками. Вокруг все больше людей иной культуры и ментальности.

Что же касается простых киевлян, то очень многие из них вовсе не в восторге от строительства не только в обжитых районах, но и на окраинах. Потребность в улучшении жилищных условий ощущают далеко не все. К тому же каждый год десятки тысяч киевлян получают дополнительные квадратные метры в наследство (стариков в Киеве много, а рождаемость невысока).

Сложно сказать, правильно ли сделал Киев, перебравшись после войны на Левобережье. Ведь и тогда было известно, что мосты через Днепр всегда будут узким местом в развитии города. Неужели градостроители думали, что пропускной способности моста Патона хватит на многие десятилетия, а мост Метро вообще решит все проблемы!?

Нередко накопившееся раздражение перерастает в противостояние. Киевляне блокируют строительство не только отдельных домов, но и жизненно важного для Троещины метрополитена.

На повестке дня вопросы: куда, как и какими силами двигаться дальше?

Но как бы там ни было, а что сделано, то сделано

Денег, правда, на столь грандиозные планы нет. А те, что есть, по мнению директора Киевгенплана, тратятся нерационально. Сооружаемый мост Кирпы, проблем не решает, поскольку притягивает транзитный транспорт в центр Киева. Конечно же, этот мост далеко не лишний. Но на него ушли те деньги, которые можно было бы потратить более рационально на объездной мост в районе Украинки.

В ближайшие годы застройка Левобережья, судя по словам директора Киевгенплана Владимира Чекмарева, начнет постепенно сворачиваться. Основные устремления в сторону Теремков, Чайки, Вышгорода. Для развития этого направления планируется еще одна кольцевая дорога с выходом на мост через Днепр в районе Украинки, а также железнодорожная ветка Васильков-Подгорцы. Они направят транспортные потоки в обход Киева, а это, в свою очередь, позволит максимально приспособить железную дорогу внутри города для перевозки киевлян.

По большому счету, построить много домов на свободных землях Правобережья задача не столь уж сложная. Дорогостоящего гидронамыва или завоза грунтов там делать не нужно; оврагов и крутых склонов вдали от Днепра не так уж и много Строй себе и людям на здоровье

Почему мы заостряем внимание на мостах и автомобильных дорогах? Да потому, что где мосты и дороги там и массовое строительство.

Но прежде чем пускать строителей, городу необходимо подготовить инфраструктуру (дороги, коммуникации, тепло-, водо-, энергоснабжение, канализации, очистные сооружения и много чего иного). Да еще и о местах работы для будущих жителей подумать.

С подобной задачей вполне могли бы справиться многочисленные киевские строители (им только дай землю и разрешения). А уж если разрешат строить целыми микрорайонами (а именно так и необходимо строить), то и иностранные компании подтянутся, в том числе и с немалыми собственными деньгами.

Тут уж одно из двух: либо продавать сотнями и тысячами гектаров землю в пригородах (в том числе, и иностранным девелоперам); либо занимать. Занимать деньги не вообще, а целенаправленно:
- на подготовку огромных территорий для последующей застройки;
- на перенос предприятий из Киева в города-спутники;
- на создание международных автотрасс и логистических центров;
- на строительство (в том числе, на месте сносимых предприятий и домов) современных гостиничных, торговых, офисных комплексов

Конечно, все это можно возложить и на инвесторов. Только где ж взять таких инвесторов, у которых денег хватило бы на подобные траты?!

Были бы здравые привлекательные программы. А также четкие, реальные гарантии (включая и государственные).
Ведущий институт Киевгенплан видит Киев как европейскую столицу, в которой должны развиваться наука, культура, сфера образования, торговля, кредитно-банковская система... Промышленность должна быть экологически чистой и, с точки зрения земельных ресурсов, - экономной. Транзитные транспортные потоки за пределами города. Быстрый рост населения Киева, по мнению директора Киевгенплана, необходимо сдерживать. При этом он, как человек старой закалки, своими глазами видевший с какой скоростью Лондон и Париж приобретают черты не совсем европейские, ориентируется на административные методы.

Деньги на подобные цели можно было бы одолжить не только у богатых иностранных банков и фондов, но и у наших граждан. Ведь сейчас очень многие (и у нас, и за рубежом) пристально вглядываются: куда бы выгодно и надежно пристроить капиталы. Одни думают над тем, куда вложить миллиард; у других на руках всего одна единственная тысяча. Но, если собрать все это вместе, то очень большие деньги привлечь можно.

Киев нуждается в притоке молодых, способных, деятельных людей. Но только поглощать тоже нельзя. Произойдет пресыщение и отравление. Нужен обмен, нужна ротация. А для этого городским властям необходимо создать соответствующие условия. Построив (в том числе, за счет инвесторов, претендующих на киевские территории) просторное комфортное жилье для всех, кто желает переселиться из Киева в города-спутники или в областные центры. Без инициативы и поддержки властей наладить ротацию жителей Киева вряд ли удастся.

Мы же полагаем, что экономические рычаги не только более современны, но и более эффективны; введение же прописки разрушит саму идею европейской столицы. К тому же экономические рычаги вполне можно (и нужно) подкрепить организационными, социальными, политическими и многими иными.

Другими словами, на Генплане Киева необходимо четко обозначить различные категории застройки. И строить на одних территориях социальное жилье и эконом-класса, на других бизнес-класса, на третьих класса премиум. Это необходимо не только для снижения уровня противостояния в обществе, но и для того, чтобы будущие инвесторы четко понимали, в обустройство каких территорий и массивов они вкладывают деньги.

Курс на европейскую столицу потребует значительных средств, а они придут лишь в том случае, если потенциальные инвесторы будут четко понимать реальные перспективы. Причем перспективы застройки и развития не только конкретного участка, но и микрорайона, района, всего города.

В Центре свободных территорий нет. Но есть заводы, которые, на наш взгляд, давно уже пора оттуда убрать. И рядом с Днепром свободной земли практически нет. Но есть обширные промышленные территории (на Теличке, Рыбальском острове, в районе Русановской протоки).

При этом, если дома бизнес-класса можно, в принципе, строить где угодно (в том числе, внедряя их точечно в массивы прицентральных панелек), то класс премиум где угодно не построишь. Это должны быть действительно элитные районы, либо в Центре, либо в парковой зоне (желательно, рядом с Днепром).

Отдельная тема строительство коттеджей под Киевом.

Да и массивы хрущевок можно ради премиума и современных бизнес-центров из прицентральных районов потеснить. Но для этого необходимо не только обеспечить соответствующую финансовую мотивацию жильцов, но и предварительно соорудив для них комфортное просторное жилье где-то рядом с метро. А пока их выдавливают запущенностью коммунального хозяйства да повышением тарифов.

- для такого строительства потребуется очень много земли. На гектаре умещается порядка 10 коттеджей; в них будут жить порядка 30-40 человек. Если ориентировать сотни тысяч киевлян строить коттеджи, то понадобится добрая сотня квадратных километров только лишь под участки с коттеджами (плюс еще в два раза больше на обустройство разделительных и рекреационных зон между поселками);
- территории, застроенные коттеджами, это не город. Многим жителям там не будет хватать привычной городской среды (не говоря уже об инфраструктуре). За всем этим им придется регулярно ездить в Киев;
- дороговизна дорог и инженерных коммуникаций;
- высокие эксплуатационные расходы;
- отдаленность (преобладающей части) коттеджей от мест работы и учебы жильцов;
- сложности с организацией общественного транспорта; ориентация на использование личного транспорта, который, как показывает зарубежный опыт, многим придется оставлять при въезде в город.

У Киевгенплана отношение к массовому строительству коттеджей весьма прохладное. Основные возражения следующие:

Нам подобные доводы представляются достаточно убедительными. Массивы таких домов могут быть и эконом-класса, и бизнес-класса, и класса премиум. И квартиры в таких домах могут быть самые разные (от 20 метровых микрогостинок, с кухней без окон, до огромных апартаментов с индивидуальной планировкой и авторским дизайном).

Альтернатива коттеджам привычные улицы с домами от трех до пяти этажей. Там на каждом гектаре можно поселить 250-450 человек. И создать жителям комфортные условия, сочетающие в себе как плюсы города, так и близость к земле и природе.

Но наше мнение это лишь наше мнение. А подобные вещи необходимо осмысливать всем вместе. К чему мы и призываем (в первую очередь, - киевские власти; полагая, что именно они обязаны организовать массовое обсуждение всех этих проблем).

Нам, выросшим в городе, кварталы уютных четырехэтажных домов (с деревьями, защищающими летом пешеходов от солнца, с кустами под окнами и зелеными дворами) представляются куда более привлекательными, чем ряды двухэтажных таун-хаузов, растянувшиеся на десятки километров вокруг крупных чужеземных городов.



Главная --> Публикации