Главная --> Новости --> Налог на добавленную стоимость и лизинговая сделка (Обзор судебной практики) Державному граду - от «КАМАЗа» Компания ИНЭРА проводит Лизинг-Ланч Управление рисками : 25 октября в Москве. Кредит в арендной шкуре В Новоуральске может появиться конкурент «Газели»

Экономим деньги

Поитогам рейтинга лизинговых компаний, подготовленного агентством «Континент.Аналитика» (см. «КС» N46 от1 декабря 2006г.), лизинговые компании СФОзапервые девять месяцев работы 2006года увеличили свой портфель вчетыре раза. Вчемсостоят основные преимущества этого способа развития компании икакие критерии наиболее важны привыборе лизинговой компании, выясняли аналитики «КС».

Основным преимуществом лизинговых сделок, помнению представителей опрошенных компаний, является существенная экономия поналогу наприбыль. Лизингополучатель может относить лизинговые платежи настоимость своей продукции илиуслуг вполном объеме. Приприобретении вкредит проценты подолгу всебестоимость невключаются. Также после приобретения компанией имущества вкредит ипостановки егонаучет онаначисляет амортизацию понему вобычном порядке, согласно статье 259Налогового кодексаРФ. Лизингополучателиже, согласно законодательству, обладают преимуществом ускоренной втрираза амортизации.

Кпреимуществам приобретения транспорта испецтехники влизинг обычно относят экономию наналогах. Особый экономический эффект отиспользования лизингового финансирования получают предприятия, которые используют обычную схему налогообложения, тоесть являются плательщикамиНДС, налога наимущество, налога наприбыль. Этопроисходит вследствие целого ряда причин.

Врамках лизинговой сделки еестороны оставляют засобой право решить, начьем балансе будет учтено имущество. Вслучае приобретения оборудования влизинг компания может избежать уплаты налога наимущество приегоучете набалансе улизингодателя. Впротивоположной ситуации благодаря ускоренной амортизации величина налога будет снижаться быстрее, чемприпокупке оборудования вкредит. «Помимо ускоренной амортизации, лизинговые сделки предоставляют нашей компании ещеодно солидное преимущество: отсутствует необходимость ставить набаланс значительную сумму. Этоулучшает финансовые показатели компании, предоставляет дополнительные возможности дляпривлечения средств»,— говорит генеральный директор компании «Стройцентр» Валерий Наливкин.

Лизинговые платежи включают всебя налог надобавленную стоимость, который впоследствии, согласно статьям 171 и172НКРФ, можно зачесть избюджета. Стоит особо отметить тотфакт, чтосуммаНДС, оплаченная изатем зачтенная лизингополучателем, будет больше аналогичной, уплаченной всоставе стоимости оборудования припокупке вкредит, таккакприлизинге вбазу длярасчета налога, помимо стоимости имущества, входит истоимость услуг лизинговой компании. Ксожалению, невсегда удается сделать этовкороткие сроки.

Прииспользовании единого налога навмененный доход иупрощенной системы налогообложения экономические преимущества лизинга практически теряются. Однако, согласно проведенному агентством «Континент.Аналитика« исследованию, вэтом случае напервый план длякомпаний выходят достоинства иного толка. Прикредитовании банк предоставляет компании лишь финансовые средства напокупку необходимых фондов. Всесопутствующие приобретению затраты изаботы, связанные сдальнейшей эксплуатацией техники илиоборудования, остаются надолю компании. Всвою очередь лизинговая сделка представляет собой комплексный продукт. Вдоговор лизинга может быть включен рядотносящихся кпредмету лизинга договоров, например, договор осервисном обслуживании, обучении персонала, страховка иряддругих пожеланию лизингополучателя.

Экономим время

Делаем выбор

Перед выдачей кредита банк тщательно изучит кредитную историю компании, обороты посчету, наличие собственного имущества. Стоимость этого имущества должна быть достаточной, чтобы обеспечить кредит залогом. Вслучае лизинга вкачестве обеспечения сделки выступает приобретаемое оборудование, что, помнению наших респондентов, более удобно. Помимо этого, пообщему мнению, оформление банковского кредита— процесс более длительный итрудоемкий, чемприобретение оборудования полизинговым схемам. Пословам финансового директора строительной компании «ПТК-30» Дмитрия Брусенцова, «отсутствие необходимости иметь твердый залог приприобретении техники влизинг представляет длянаспреимущество перед кредитом. Кплюсам также можно отнести удобство оформления лизинговой сделки». Снимсолидарен финансовый директор строительной компании «Уникон» Антон Бобров: «Вслучаях, когда необходимо приобрести оборудование оперативно, напервый план выходят доступность ибыстрота оформления. Наработанные связи слизинговыми компаниями позволяют намсделать этобуквально втечение одногодня. Скредитом дело обстоит сложнее».

Также респонденты отмечали значимость такого фактора, какрепутация компании. Онаможет складываться каквходе сотрудничества, такинаоснове анализа деятельности компании нарынке лизинговых услуг. Рассказывает Антон Бобров: «Мысотрудничаем сзарекомендовавшими себя нарынке компаниями. Круг наших постоянных партнеров невелик, номыработаем сними стабильно. Банки, вкоторых мыобслуживаемся, иногда имеют свои родственные лизинговые компании. Поэтому мыможем выбрать компанию, которая будет работать снами, опираясь наопыт взаимодействия сэтим банком«. Пословам Дмитрия Брусенцова, »ПТК-30« изгода вгодсотрудничает содной компанией, необходимая документация регулярно обновляется, чтопозволяет существенно экономить время приоформлении сделок посравнению сдругими компаниями».

Анализ ответов представителей компаний изстроительной, транспортной иполиграфической отраслей позволяет сделать вывод, чтонаиболее актуальными критериями привыборе лизинговой компании являются ценовые условия ибыстрота оформления сделки. «Длянашей группы компаний сегодня актуален лизинг оборудования. Мыпланируем приобрести влизинг строительную технику итемсамым расширить парк генподрядной организации, входящей вГК «Метаприбор«. Сформированы заявки нанесколько единиц техники, исегодня мырассматриваем предложения лизинговых компаний иоцениваем ихпривлекательность. Наминтересно работать скомпаниями, которые наиболее гибко подходят кработе склиентами. Важна стоимость услуг, проценты— отэтого зависит, насколько дорожает оборудование, взятое влизинг. Проведя предварительный тендер, мывыяснили, чтостоимость услуг вразных компаниях может отличаться почти вдвараза. Помимо этого, мыуделяем внимание срокам, качеству итехнологии гарантийного обслуживания (параллельное илиспрерыванием рабочего процесса)»,— комментирует президент группы компаний «Метаприбор» Владимир Мартыненков. «Одним изключевых критериев длянасявляется скорость заключения сделки. Мыобратились водну лизинговую компанию, даже сделали предоплату согласно условию договора, однако после этого унихпоменялись условия. Решение проблемы затянулось надвасполовиной месяца, имыпрекратили сними работу»,— приводит пример Валерий Наливкин.

Анализ ответов представителей транспортных компаний показал, что12%опрошенных прибегают куслугам лизинговых компаний. Дело втом, чтомногочисленные мелкие компании, занимающиеся перевозками, несоответствуют критериям лизингодателей. Онииспытывают проблемы финансового характера итрудности соформлением документов. «Приработе скрупными компаниями мыпросим предоставить долгосрочные договоры сзаказчиками транспортных услуг. Видеале срок такого договора должен совпадать сосроком договора лизинга»,— говорит заместитель генерального директора компании «Сибэнерголизинг» Юлия Белослудцева.

Лизинг перевозит, строит ипечатает

Куслугам лизинга вНовосибирске восновном прибегают крупные транспортные компании, заинтересованные вдальнейшем расширении существующего значительного парка техники либо впланомерной егозамене. «Наиболее динамично лизинг развивается втранспортной сфере. Программа позамене городских автобусов вНовосибирске идет очень успешно, внастоящее время спомощью нашей компании надорогах эксплуатируются более 20автобусов большой вместимости«,— отмечает экономист финансового отдела Новосибирского областного филиала компании «Глобус-лизинг» Иван Боровик.

«Впоследнее время условия дляприобретения нетолько транспорта, ноидругих объектов, таких какоборудование, недвижимость, самые благоприятные. Чаще возникает проблема спотенциальными лизингополучателями. Невсепредприятия, желающие оформить договор лизинга, могут егообслуживать. Иэтопрежде всего касается платежеспособности предприятия. Бизнес зачастую остается непрозрачным. Прирешении вопросов внешнего финансирования некоторым компаниям нечем подтвердить свою платежеспособность: невидно движения средств посчетам, отсутствуют активы»,— заявил «КС» генеральный директор ЗАО «Первая лизинговая компания» (доля спецтехники испециализированных автомобилей в2006году составила 26%) Николай Подсосов.

Доля компаний, заинтересованных вприобретении строительной техники, согласно данным нашего опроса, составляет 8%. Одной изпричин отказа взаключении сделки длястроительных компаний является специфика баланса вначале строительства объектов, нехватает оборотов порасчетному счету, ничего неотражено набалансе. Помимо этого, лизинговые компании обращают внимание навыполнение сроков застройки инауспешность реализованных проектов.

Доля строительных компаний, приобретающих оборудование итехнику влизинг, составляет 36%. Всвязи сбурным развитием строительной отрасли втекущем году прогнозируется дальнейшее увеличение еедоли впортфелях лизинговых компаний. Пословам исполнительного директора ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» Натальи Лыпка, «структура лизингового портфеля запоследние тригода претерпела значительные изменения, связанные сувеличением доли вложений впредприятия строительных отраслей. Так, если в2004году строительная техника занимала 2%, тов2005году— 5%, в2006-м— 14%. Кроме того, возрастает идоля грузового транспорта, используемого втранспортных истроительных отраслях промышленности, в2004году онасоставила 2%, в2005-м— 3,5%, в2006-м— 10,5%».

Финансовый лизинг рассматривается вкачестве приоритетного направления сотрудничества всеми безисключения респондентами. Этосвязано стем, чтокомпании заинтересованы впоследующем приобретении имущества, взятого влизинг поостаточной стоимости. Пословам генерального директора Новосибирской лизинговой компании Олега Киселева, «рынок операционного лизинга, представляющего собой посуществу аренду, насегодняшний день занят компаниями, ранее называвшимися «управлениями механизации«. Подобные сделки отсутствуют впортфеле нашей компании». Вцелом, помнению представителей лизинговых компаний, напротяжении последних летнаблюдается рост доли предприятий, скоторыми заключаются договоры.

Наибольшей популярностью лизинг пользуется вотрасли полиграфии. Доля пользователей составляет 44%. Причины популярности объяснил коммерческий директор компании «Графолит» Роман Мелихов: «Полиграфия— очень капиталоемкая отрасль. Постоянно нужно приобретать новое оборудование. Запросы укомпаний впоследние годы очень сильно выросли— какпоскорости печати, такипокачеству. Несекрет, чтопредложений очень много, иконкуренты стремятся привлекать клиентов спомощью низкой цены. Из-за этого работа идет науровне минимальной рентабельности, ближе ксебестоимости, иоборотных средств постоянно нехватает. Дляразвития остается дваварианта: кредит илилизинг».

Аналитическим агентством «Континент.Аналитика» проведено анкетирование 75компаний изстроительной, транспортной иполиграфической отраслей Новосибирска.

Методика исследования



Входе опроса мыпланировали узнать, прибегаютлионикуслугам лизинговых компаний, авслучае положительного ответа выясняли основные преимущества этого вида приобретения оборудования перед прочими финансовыми инструментами инаиболее актуальные критерии привыборе лизинговой компании, скоторой осуществлялось дальнейшее сотрудничество. Сводные данные представлены втрех диаграммах. Вкатегорию «заинтересованных» нами отнесены компании, изъявлявшие желание приобретать активные фонды влизинг либо попробовавшие, нонеподошедшие покритериям отбора.



Главная --> Новости