Главная --> Новости --> По итогам третьего квартала 2005 года высоколиквидные активы ЗАО Конверсбанк увеличились по сравнению отчетной датой прошлого года Лизинговые крылья Mercedes-Benz: обновление семейств Atego и Axor. Мурманский «Глобус-Лизинг» заключил договор с ООО «Мурманская строительная компания» о передаче в лизинг 8 единиц автотранспортных средств «Мы будем развивать авиационный лизинг из принципа» – Александр Лебедев

«Факторы усиления конкуренции просты— банки расширяют линейку своих продуктов»,— комментирует ужесточение борьбы зазаемщиков отмалого исреднего бизнеса управляющий Новосибирским филиалом КМБ-Банка (ЗАО) (лидирующего вобласти пообъему выданных ссуд этой категории заемщиков) Анна Торова. Помнению начальника ОКМБ Филиала N5440банка «ВТБ24» (ЗАО) вНовосибирске Евгения Карпенко, ужесточение конкуренции вэтом сегменте объясняется ещеистатистикой позаемщикам малого исреднего бизнеса (МСБ), которая уженакопилась убанков. «Приправильной организации работы попроверке платежеспособности малых исредних предприятий кредиты наразвитие бизнеса— один изсамых безопасных способов заработка длябанков»,— уверена собеседник «КС». Азаместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции БАНКА УРАЛСИБ Эдуард Ахтямов объясняет рост интереса кМСБещеиотсутствием свободных нишвкрупном корпоративном кредитовании, гдебизнес уже «поделен». Кроме того, всложившейся экономической ситуации встране число малых предприятий врегионе постоянно увеличивается, идляразвития бизнеса имтребуются инвестиции.

Постатистике, только 2%начинающих бизнесменов невозвращают долги покредитам. Этоодна изпричин, почему всебольше банков запускают программы дляпривлечения заемщиков отмалого исреднего бизнеса. Ужесточение конкуренции приводит ксмягчению условий кредитования, атакже кпоявлению нарынке новых тенденций. Вчастности, банкиры отмечают, чтосреди заемщиков появляется всебольше новичков— индивидуальных предпринимателей, растет число кредитов наприобретение недвижимости длябизнеса.

Собеседники «КС» пока ненаблюдают больших изменений вцелевом назначении займов. Какправило, кредиты привлекаются напополнение оборотных средств инебольшие инвестиции: наприобретение машин иоборудование. Основными получателями кредитов вбольшинстве кредитных организаций по-прежнему остаются предприятия розничной торговли исферы услуг. Втожевремя вКМБ-Банке отмечают появление новых тенденций. Вчастности, увеличилось число кредитов наприобретение недвижимости длябизнеса. Кроме того, начались изменения вотраслевой принадлежности заемщиков. Какотмечает Анна Торова, в2006году среди заемщиков сократилось число предпринимателей, занимающихся розничной торговлей продуктами питания. Поеемнению, этовызвано развитием крупных продуктовых сетей, вытесняющих срынка более мелких игроков.

Витоге всеопрошенные «КС» участники рынка заявили, чтов2006году наблюдали существенный прирост вссудном портфеле доли кредитов, выданных компаниям малого исреднего бизнеса. Вчастности, вКМБ-Банке, гдекредитный портфель на84%состоит иззаймов, выданных этой категории заемщиков, ина7%— излизинга дляМСБ, в2006году совокупный рост портфеля составил 67%. В «ВТБ24» объем займов, выданных малому бизнесу вцелом поРоссии, вырос более чемввосемьраз. (ВНовосибирском филиале «ВТБ24» программа кредитования этой категории заемщиков начала работать с2006года.) Более чемв2,5раза вырос ссудный портфель поМСБуРОСБАНКа. Хотя вобщем ссудном портфеле доля кредитов малого бизнеса осталась напрежнем уровне засчет прироста займов врамках программ корпоративного ипотребительского кредитования. ВУРАЛСИБе за2006годдоля малого исреднего бизнеса вкредитном портфеле неизменилась, новбанке ждут серьезного роста в2007году.

Ужесточение конкуренции заставляет банки использовать всевозможные рычаги вборьбе заклиента. Врезультате в2006году вКМБ-Банке была увеличена сумма дляполучения беззалоговых кредитов до600тыс. руб. Ранее онасоставляла 300тыс. руб. ВРОСБАНКе беззалоговые кредиты всумме от150тыс. до450тыс. руб. готовы предоставить натекущие нужды бизнеса руководителям малых предприятий ииндивидуальным предпринимателям насрок додвухлет. Вссудном портфеле «ВТБ24» также увеличивается количество микрокредитов, которые предполагают небольшие, до$30тыс. объемы финансирования. ВРОСБАНКе изменилась форма предоставления кредита: кразовому займу, невозобновляемой кредитной линии добавлена возможность получения кредита вформе овердрафта. АУРАЛСИБ расширил спектр принимаемого взалог обеспечения иввел новые актуальные длямалого бизнеса продукты: автолизинг, кредит нафинансирование предпринимательских целей.

В «ВТБ24» говорят опоявлении большого количества заемщиков частных индивидуальных предпринимателей, атакже новичков. «Подавляющее большинство наших клиентов— этокомпании, которые прежде непользовались банковскими кредитами,— говорит Евгения Карпенко.— Люди стали охотнее начинать новый бизнес ивыводить его «изтени«. Намойвзгляд, этовызвано восновном новыми федеральными программами. Меняется отношение власти кмалому бизнесу, приходит понимание, чтоосновная масса доходов вбюджет может поступать именно отнего». Азаместитель председателя правления Райффайзенбанка Павел Гурин также отмечает появление интереса кмеждународному опыту функционирования средних предприятий, атакже кбанковским продуктам, традиционно предлагаемым крупным клиентам, например, кзарплатным проектам. ВЛОКО-Банке говорят оросте финансовой грамотности заемщиков.

Прогнозируя изменение ситуации в2007году, всеучастники рынка отмечают, чтождут дальнейшего ужесточения конкуренции. «Насегодняшний день, поданным статистики, объемы денег, выданных вдолг российскими банками малому исреднему бизнесу, растут на30–50%вгод. Приэтом потребность малого бизнеса вкредитовании удовлетворяется всего на20–30%, авмикрокредитах (до$10тыс.) ещеменьше— на5–7%. Такчтосотрудничество смалым предпринимательством— этоочень перспективное направление длябанков»,— уверен Эдуард Ахтямов. Помнению директора кредитно-кассового офиса ЛОКО-Банка вНовосибирске Анастасии Маркодеевой, основная борьба заклиентов ещевпереди: «Рынок за2006годвырос примерно вдвое, итакая динамика сохранится. Этоприведет кусилению конкуренции всегменте, которая будет дополнительно подогреваться продолжающимся сокращением коммерческой привлекательности сегментов кредитования крупных корпоративных клиентов, атакже потребительского кредитования». Анна Торова считает, чтов2007году продолжится снижение процентной ставки позаймам дляСМБ— на1–3%взависимости отситуации нарынке, появятся новые продукты дляпредпринимателей, вчастности, дляприобретения коммерческой недвижимости. «ВТБ24» в2007году планирует выдавать инвестиционные кредиты (напокупку коммерческой недвижимости) насрок до10лет.

Произошел существенный рост имаксимальной суммы кредитования клиентовСМБ. Например, вКМБ-Банке онасоставляет уже$5млн, аранее потолком были $1,5млн. Банкиры также отмечают, чтокредиты длямалого исреднего бизнеса становятся дешевле обычных потребительских (от17%ивыше), иврезультате представители СМБотказываются отпрактики частных заимствований, распространенной ранее.



Кстати, участники рынка небоятся прихода наэтот сегмент иностранных кредитных организаций, которые пока больше тяготеют кменее рисковой крупной клиентуре иначинают осваивать рынок физлиц. Вчастности, тотжеРайффайзенбанк, нарастив крупный портфель поСибири засчет кредитования корпоративных клиентов за2006год, представителям малого исреднего бизнеса выдал займов насумму всего около 20млнруб. «Иностранные банки будут привлекать малый бизнес засчет интересных ставок покредитам, нобудут вести иболее жесткий отбор клиентов, такжекакинарынке кредитования физическихлиц. Такчтокиностранцам смогут уйти наиболее «прозрачные« заемщики, имеющие твердый залог»,— резюмирует Анна Торова. Павел Гурин изРайффайзенбанка, напротив, неисключает, чтовперспективе иностранцы смогут занять около 10–15%рынка кредитованияСМБ: «Длятого чтобы быть успешным вданном сегменте, банку необходимо иметь отработанные технологии, учитывающие специфику среднего бизнеса вРоссии, специалистов, имеющих опыт работы cосредним бизнесом, изначительную сеть филиалов иотделений. Таким образом, иностранные банки могут начать играть более значимую роль, ноэтопотребует времени иинвестиций». Помнению Евгении Карпенко, лидирующие позиции нарынке завоюют только тебанки, которые смогут предоставить клиентам высококачественный сервис. Вусловиях усиления конкуренции нарозничном рынке, втомчисле нарынке кредитования малого бизнеса, важным становятся повышение эффективности продаж, оптимизация бизнес-процессов, улучшение качества обслуживания клиентов, правильное использование основных иальтернативных каналов продаж. «Есть хорошая пословица, чтодовольный клиент приводит вбанк двух новых, анедовольный— уводит девять потенциальных»,— констатирует банкир.



Главная --> Новости