Главная --> Новости --> Казахстан: до начала уборочной страды КазАгроФинанс планирует закупить 477 комбайнов. Глобус-Лизинг рассказал о возможностях лизинга для бункеровщиков. Свое дело с 12.07.2007 установила минимальный размер первоначальных платежей при заключении договора лизинга на новые 3-х и 4-х - осные китайские самосвалы. Выставка Conmac - 2006 . Дата проведения: 13.09.2006-16.09.2006 09-10 октября 2008 г. Москва. Конференция «Работа с проблемной задолженностью в коммерческом банке»

Ликвидация экономической безграмотности проходит на российских просторах вполне успешно: понятие «лизинг» уже давно не вызывает улыбки на устах собеседников, прочно занимая место в лексиконе не только финансистов, но и производственников. Что, в общем-то, понятно: в стране, где около 80% всего оборудования изношено и физически и морально, лизинг может стать единственным шансом для переоснащения и расширения производства.

Воспользовавшись прошлогодним финансовым кризисом, лизинговые компании сумели грамотно предложить альтернативу банковскому кредиту и нарастить портфели. Впрочем, революции не свершилось — рынок лизинга по-прежнему мало насыщен, а бурный рост ему грозит только через два-три года.

Сама схема лизинга, именуемого также финансовой арендой, выглядит следующим образом: клиент обращается к компании-лизингодателю, которая на собственные средства покупает необходимое оборудование у поставщика, а затем передает его предприятию в пользование. Приобретенное имущество является собственностью лизинговой компании до тех пор, пока получатель не выплатит весь долг вместе с процентами. Попутно лизингодатели могут оказать такие услуги, как поиск и подбор производителя и поставщика оборудования, помощь в транспортировке и т.д.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний — «Рослизинга», отечественный рынок лизинга ежегодно прирастает на 30–40%. Предварительно портфель за прошлый год составил $5 млрд. Число игроков в этом секторе увеличилось с 200 до 25

То, что этот рынок пребывает в зачаточном состоянии, признают и сами игроки. «Усиление конкуренции наблюдается только в секторе работы с российскими компаниями, оборот которых достигает $50 млн. в год», — говорит и.о. гендиректора «Ситилизинга» Дмитрий Иванов. Из-за слабой конкуренции часть игроков предпочитают не соперничать, а, наоборот, взаимодействовать друг с другом. Операторы, специализирующиеся на обслуживании крупных компаний, направляют «неформатных» клиентов, сумма сделок с которыми им неинтересна, в те структуры, что готовы с ними работать. Таким образом, сформировались своего рода пулы компаний, переуступающие друг другу потребителей — в том числе и за комиссию, если часть работ по данному заказу выполняет компания, передающая клиента. По словам гендиректора «Авангард-лизинга» Александра Кожевникова, такая форма доверительных отношений на руку всем — рынок достаточно узок, компании друг друга хорошо знают.

Посредством лизинга можно получить финансирование для покупки любого имущества — от автомобиля до производственного цеха. Однако как инвестиционный инструмент лизинг еще недостаточно популярен. Свидетельство тому — статистические данные: в России лизинг занимает 6% от всего объема инвестиций в основные фонды, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 30–40%. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», у нас доля лизинга в ВВП — 0,9%, на Западе — 2–5%.

Но перед классическими займами у лизинга есть свои преимущества. Среди основных козырей — налоговые льготы. При лизинге действует ускоренная амортизация с коэффициентом до 3, что позволяет сэкономить на налоге на имущество. Кроме того, лизинговый платеж (основная сумма долга плюс проценты) в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В целом за счет льгот экономия средств клиентов, отдавших предпочтение лизингу перед кредитом, составляет не менее 15%. «Налоговые выгоды лизинга таковы, что приобретение основных фондов с использованием других механизмов привлечения средств должно являться основанием для увольнения лица, такое решение принявшего, за некомпетентность», — вполне серьезно считает генеральный директор «Абсолют-Лизинга» Ашот Бычков.

Другие эксперты утверждают, что лизингодателям приходится конкурировать не друг с другом, а с банками, точнее — с их продуктами. Ведь исторически самым распространенным способом привлечения финансов для покупки нового оборудования или автотранспорта были банковские кредиты, которые к тому же всегда на 2–3% дешевле лизингового финансирования.

Кризис в помощь

Еще один плюс лизинга — срок финансирования: если банковский кредит обычно дается на полгода-год (за исключением долгосрочного проектного финансирования на крупные суммы), то лизинговые контракты заключаются на три-пять лет. И наконец, лизингодатели быстрее банков готовы реагировать на запросы клиентов. «Требования к получателям у компаний достаточно высокие, почти как у крупных банков, — говорит гендиректор компании «РЕСО-Лизинг» Андрей Мокин, — однако в связи с отсутствием многих ограничений, которые есть у банков, мы можем быть более гибкими и оперативными».

Однако кризис показал и оборотную сторону медали: в связи с уходом с рынка нескольких банков и сокращением банковского финансирования многие компании остались без источников фондирования и вынуждены были искать новых собственников. По словам представителей некоторых крупных компаний, к ним не раз обращались коллеги по рынку с предложением выкупить их портфели. В частности, известно, что покупателей искала и лизинговая «дочка» лопнувшего «Диалог-Оптима». «Насколько я знаю, этой компании уже нет, портфель продан, активы переведены», — сообщил руководитель одной из крупных лизинговых компаний, не указав покупателя. Как утверждают собеседники «Карьеры» из числа крупных игроков, в большинстве своем в новые руки передавались дочерние структуры банков и производителей оборудования. Однако ни одна из сторон не смогла договориться с продавцами: кого-то не устраивала цена, кого-то — портфель. «Зачастую структура портфеля совершенно непонятна с точки зрения рисков и предметов лизинга, — говорит Александр Кожевников. — В большинстве случаев легче получить новых клиентов самостоятельно и отстраивать с ними отношения по своим правилам». Вместе с тем в будущем, уверены игроки, сделок по слиянию не избежать, в том числе и публичных. Первым таким прецедентом ознаменовался конец минувшего года.

Толчком для ускорения развития рынка лизинга, по словам участников, стал летний финансовый кризис, во время которого многие клиенты потеряли доступ к банковским кредитам. По словам Александра Кожевникова из «Авангард-лизинга», раньше потребителям приходилось объяснять, что финансирование через лизинговые компании обходится дешевле банковского за счет налоговых преимуществ. Теперь к ним самим приходит понимание того, что «длинные» ресурсы не могут стоить меньше краткосрочных кредитов. К тому же исчезла уверенность в том, что, взяв «короткий» кредит на покупку оборудования, его можно в любой момент пролонгировать или перекредитоваться в другом банке.

Развитие рынка за последний год вызвало к жизни сразу несколько процессов. Один из наметившихся — укрупнение рынка. В конце 2004 года компания со стопроцентно иностранным капиталом Europlan купила лизинговое подразделение крупнейшего продавца иномарок «Рольф» — компанию «Кельвин» (торговая марка «Рольф-лизинг»). Не исключает смены собственника и компания «Дельта-лизинг».

Все шире и шире

Под конец года на рынок вышла «Локат Лизинг Россия», учрежденная российским страховщиком РОСНО и итальянскими акционерами во главе с крупной банковской группой UniCredito. Как сообщил журналу «Карьера» заместитель гендиректора РОСНО Артем Калмыков, принимать заявки на контракты новичок начнет с конца марта — начала апреля. Особые надежды структура возлагает на региональную экспансию — через «росновскую» сеть компания будет осваивать регионы. В общем же, по данным Росстата, прямые зарубежные инвестиции в российский лизинг за прошлый год увеличились на 17,4%, достигнув $23 млн.

Другая тенденция — рост числа иностранных «дочек». Весной прошлого года финансовый холдинг Brunswick Capital выпустил на рынок дочернюю компанию Brunswick Rail Leasing, которая к 2008 году хочет стать одним из крупнейших собственников подвижного состава. Для его последующей передачи в лизинг российским предприятиям.

Точка роста в банковском секторе — ритейл — не остался без внимания и на рынке лизинга. Часть компаний стала обращать все больше внимания на мелкую клиентуру. Некоторые структуры готовы браться за небольшие проекты в надежде, что клиент «подрастет» и увеличит запросы в финансировании. Такие игроки, как Europlan, «Каркаде» и «КМБ-Лизинг», обслуживание средних и мелких клиентов сделали приоритетным направлением. Для внедрения бизнес-модели по масштабному обслуживанию некрупных клиентов Europlan даже разработал собственную модель скоринга — программу для оперативной оценки кредитоспособности клиента по анкетным данным. Ранее такие технологии использовались только при банковском кредитовании физлиц. «Для предпринимателей огромное значение имеет время обработки заявки», — говорит президент Europlan Николай Зиновьев.

От малого до великого

Отразилась на рынке лизинга и тенденция к перемещению бизнеса в регионы. Организации, созданные при банках и страховых структурах, продвигают услуги в глубинке через сети материнских структур. Независимым компаниям приходится расширять свое присутствие за счет открытия новых представительств и филиалов в экономически активных регионах. Но такие расходы готовы нести немногие. Пока по этому пути пошли «Каркаде», Europlan и Универсальный лизинговый холдинг. Большая же часть компаний предпочитают расширять географию путем поиска клиентов на местах и дистанционного обслуживания посредством рекламы, целенаправленного маркетинга, через Интернет или агентов. «Электронная связь и служба быстрой доставки работают достаточно оперативно, и удаленность клиента практически не влияет на срок предоставления финансирования», — говорит гендиректор «Лизинг-СДМ» Александр Гридин.

Используются и другие ритейловые «фишки». Среди новинок, позаимствованных у банков, — продукт под названием «беспроцентный лизинг», работающий по принципу беспроцентного кредита. Только в случае с лизингом скидку, в которую закладываются проценты по финансированию, клиенту предоставляет поставщик товара или дилер, а не магазин, как при потребкредитовании. В итоге за счет скидки компания получает свои проценты и клиенту не нужно переплачивать за товар. А компания «Каркаде» в рамках лизинга иномарок и российских авто предлагает сразу два перенятых у банков продукта — беспроцентный лизинг и экспресс-лизинг, решение по которому принимается за сутки.



Главная --> Новости